Бюджетная смета - это что такое? Порядок составления и утверждения бюджетной сметы. Бюджетная смета Что такое бюджетная смета

Деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. О том, как составить, утвердить бюджетную смету и работать по ней - в статье.

Cодержание статьи

Последние изменения в бюджетной смете

Если ГРБС доводит до подведомственного учреждения госзадание, то он передает право утверждать смету руководителю учреждения. При этом ГРБС вправе ограничить право руководителя учреждения утверждать смету, если выявит, что учреждение нарушает бюджетное законодательство.

После того как смету утвердили, направьте один экземпляр ГРБС в срок не позднее одного рабочего дня после утверждения. К документу приложите все необходимые расчеты и обоснования.

За нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет предусмотрена административная ответственность .

Внесение изменений в бюджетную смету доходов и расходов

Скорректируйте смету, если учредитель изменил объем ЛБО или перераспределил сметные назначения:

  • по кодам классификации расходов бюджетов, что требует изменить ЛБО;
  • дополнительным показателям, которые не меняют бюджетную роспись и ЛБО.

Еще один случай – учредитель изменил объемы сметных назначений, по этой причине их надо перераспределить между разделами сметы. В любом случае показатели сметы меняйте в пределах ваших ЛБО. Уточнения, которые требуют менять бюджетную роспись ГРБС и объемы ЛБО, утверждайте после того, как их скорректируют.

Изменения в смету вносите на основании изменений в обоснования (расчеты) плановых показателей. Но, если исправления в обоснованиях на показатели сметы не влияют, смету менять не нужно.

Корректируйте бюджетную смету в порядке и по форме, которые установил для вас ГРБС. Рекомендуемую форму Минфин утвердил приказом от 14.02.2018 № 26н. Показатели заполняйте так: объем сметных назначений увеличили – внесите данные со знаком «плюс», уменьшили – со знаком «минус».

Изменения в смету утверждайте в порядке и в сроки, которые установил ГРБС. А если поправки вызваны изменениями в ЛБО – в сроки, установленные для утверждения сметы. Изменения сметы и обоснований направьте в адрес ГРБС не позднее одного рабочего дня после того, как их утвердили.

Деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. О том, как составить, утвердить бюджетную смету и работать по ней - в статье.

Cодержание статьи

Последние изменения в бюджетной смете

Если ГРБС доводит до подведомственного учреждения госзадание, то он передает право утверждать смету руководителю учреждения. При этом ГРБС вправе ограничить право руководителя учреждения утверждать смету, если выявит, что учреждение нарушает бюджетное законодательство.

После того как смету утвердили, направьте один экземпляр ГРБС в срок не позднее одного рабочего дня после утверждения. К документу приложите все необходимые расчеты и обоснования.

За нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет предусмотрена административная ответственность .

Внесение изменений в бюджетную смету доходов и расходов

Скорректируйте смету, если учредитель изменил объем ЛБО или перераспределил сметные назначения:

  • по кодам классификации расходов бюджетов, что требует изменить ЛБО;
  • дополнительным показателям, которые не меняют бюджетную роспись и ЛБО.

Еще один случай – учредитель изменил объемы сметных назначений, по этой причине их надо перераспределить между разделами сметы. В любом случае показатели сметы меняйте в пределах ваших ЛБО. Уточнения, которые требуют менять бюджетную роспись ГРБС и объемы ЛБО, утверждайте после того, как их скорректируют.

Изменения в смету вносите на основании изменений в обоснования (расчеты) плановых показателей. Но, если исправления в обоснованиях на показатели сметы не влияют, смету менять не нужно.

Корректируйте бюджетную смету в порядке и по форме, которые установил для вас ГРБС. Рекомендуемую форму Минфин утвердил приказом от 14.02.2018 № 26н. Показатели заполняйте так: объем сметных назначений увеличили – внесите данные со знаком «плюс», уменьшили – со знаком «минус».

Изменения в смету утверждайте в порядке и в сроки, которые установил ГРБС. А если поправки вызваны изменениями в ЛБО – в сроки, установленные для утверждения сметы. Изменения сметы и обоснований направьте в адрес ГРБС не позднее одного рабочего дня после того, как их утвердили.

В соответствии с ФЗ № 63, внесшим ряд изменений в БК, в законодательство введено новое понятие - бюджетная смета. Это документ, устанавливающий лимиты обязательств. Рассмотрим далее особенности его оформления.

Общие сведения

Бюджетные учреждения обязаны совершать операции по расходованию средств в соответствии со сметой. Данное правило закрепляет 161 статья НК (п. 1). Составление бюджетной сметы - обязанность указанных организаций. Перечень затрат, которые отражаются в документе, закреплен в 70 статье НК. К таким расходам относят:

  1. Оплату работы сотрудников, денежное содержание (довольствие, вознаграждение, з/п) служащих органов госвласти, структур территориального самоуправления, лиц, находящихся на госдолжностях РФ, муниципальных и госслужащих, прочих категорий.
  2. Командировочные и другие выплаты, начисляемые в соответствии с трудовым договором, законодательством РФ, нормативными актами регионов и МО.
  3. Оплату производства работ, поставок продукции, предоставления услуг для муниципальных или госнужд.
  4. Отчисление налогов и прочих обязательных сумм.
  5. Компенсацию вреда, нанесенного учреждением при ведении им своей деятельности.

Правила

Порядок составления и утверждения бюджетной сметы определяет главный распорядитель средств, в подчинении которого находится организация. Установленные правила должны соответствовать предписаниям Минфина. определяет реквизиты, которые содержит бюджетная смета. Это :

  1. Гриф, включающий в себя подпись руководителя, имеющего полномочия согласовывать документ. В отметке должна присутствовать расшифровка росписи.
  2. Название документа.
  3. Финансовый период, на который предоставляются сведения.
  4. Наименование организации, оформившей документ, код ОКПО.
  5. Название единиц измерения для показателей, включаемых в смету. Указывается также их код по ОКЕИ.

Как правило, оно оформляется в виде таблицы. В ней должны присутствовать коды строк, названия направления средств и суммы, соответствующие коды классификации затрат с детализацией КОСГУ. Конкретизация приводится в Приказе Минфина №74н. Существует ряд подстатей, которые чаще всего используют организации. Соответственно, сведения о них должна в обязательном порядке содержать бюджетная смета. Это подстатьи:

  1. Зарплата.
  2. Прочие выплаты.
  3. Начисления на з/п.
  4. Услуги связи.
  5. Транспортные расходы.
  6. Арендная плата.
  7. Содержание имущества.
  8. Прочие услуги/работы.
  9. Увеличение стоимости ОС, НМА, материальных запасов.

Заработная плата

Информацию о ней отражает подстатья 211. Здесь планируются затраты на оплату труда по договорам в соответствии с законодательством о госслужбе и ТК. К расходам относят выплаты по:

В этой же подстатье планируются отчисления материальной помощи, премий, вознаграждений по итогам года и прочих поощрений. Здесь также отражается оплата ежегодного и учебного отпусков, компенсация за неиспользованный отдых, пособия за первые 2 дня нетрудоспособности сотрудника. Для осуществления расчета требуемого объема средств используется штатное расписание, а также нормативные документы, регламентирующие систему з/п.

Прочие выплаты

Данная подстатья считается некоторыми специалистами первой самой объемной из всех, которые включает в себя бюджетная смета. Это обуславливается тем, что по ней планируются отчисления на дополнительные компенсации и выплаты, предусмотренные контрактом. К ним, в числе прочего, относят:

  1. Суточные при командировках по службе.
  2. Ежемесячное пособие на малолетних детей.
  3. Возмещение стоимости форменной обуви, одежды.
  4. Компенсация затрат на приобретение периодических изданий и книгопечатной продукции.
  5. Стоимость проездных билетов на общественный транспорт.
  6. Прочие подобные затраты.

При расчетах используются штатное расписание, локальные акты, регламентирующие соответствующие выплаты, сведения о числе планируемых командировок в течение года и пр.

Начисления на з/п

Планирование этих затрат осуществляется по подстатье 213. Здесь учитываются расходы на отчисление ЕСН, взносов по страховым ставкам по обязательному соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве. При отражении этих затрат необходимо учитывать положения 24 главы НК и использовать сведения о ФОТ. Необходимо помнить, что затраты по выплате ЕСН и взносов в ФФОС по гражданско-правовым договорам с физлицами отражаются по статьям и подстатьям, на которых обобщается информация на оплату работ по данным соглашениям.

Услуги связи

Их планируют по подстатье 221. Здесь отражаются затраты на пересылку почтовых отправлений, покупку марок, конвертов, оплату сотовой связи, подключения и использования сети Интернет, повременную и абонентскую плату за пользование местным телефоном и прочие подобные издержки. При планировании учитываются различные сведения. В их числе: величина абонентской платы, цена радиоточки, одного отправления, конверта, число телефонных точек и так далее.

Увеличение стоимости НМА

Соответствующие затраты планируются по подстатье 320. Здесь отражают затраты по приобретению или созданию подрядным способом материальных активов, не имеющих вещественной структуры. На эти объекты должны быть оформлены документы, удостоверяющие исключительное право учреждения на них. Для определения требуемого объема средств учитывается информация о потребности в НМА и их стоимости.

Транспортные услуги

Они планируются по подстатье 222. Обычно здесь отражаются расходы на оплату проезда к месту работы при служебных командировках, на курсы переквалификации, повышения квалификации (студентам-заочникам, в том числе). По этой же подстатье планируют затраты на доставку нефинансовых активов. Для определения необходимого количества средств используют данные о числе командировок в течение года с примерной стоимостью проезда, планы повышения квалификации, информацию о среднегодовых издержках на наем транспорта.

Коммунальные платежи

По подстатье 223 планируют потребление и оплату:

  1. Технологических нужд и отопления, горячего водоснабжения.
  2. Газа. В состав затрат в числе прочего включаются расходы на доставку сырья по распределительным сетям, плату за оказание снабженческо-сбытовых услуг.
  3. Электроэнергии для производственных, хозяйственных, лечебных, технических, научных и прочих целей.
  4. Ассенизации, водоотведения и пр.

Для расчета требуемого объема средств необходимы сведения о потребности в тепло-, электроэнергии, газе и воде, а также информация о тарифах поставщиков.

Затраты на содержание имущества

Они планируются по подстатье 225. Здесь отражаются расходы на оплату договоров по предоставлению услуг, производству работ, связанных с содержанием ОС, непроизводственных активов, НМА, материальных запасов, которые находятся в безвозмездном пользовании, оперативном управлении либо аренде. При осуществлении расчетов во внимание принимается информация планов текущего и капитального ремонтов сооружений, зданий, коммунальных систем, стоимость техобслуживания транспортных средств, сведения о затратах на предоставление услуг по техобслуживанию пожарной и охранной сигнализаций, вычислительных сетей, среднегодовые издержки на заправку и профилактику оргтехники.

Прочие расходы

Они планируются по подстатье 229. Здесь отражаются затраты, которые не связаны с оплатой трудовой деятельности, приобретением услуг. По подстатье 229 планируют расходы, касающиеся:

  1. Уплаты налогов, сборов и прочих обязательных сумм, госпошлин, штрафов, пеней и прочих санкций.
  2. Отчисления средств профсоюзам на физкультурную, а также культмассовую работу.
  3. Выплаты Государственных премий в разных сферах.
  4. Приема и обслуживания делегаций.
  5. Выплат спортсменам и тренерам.

Прочие работы

Затраты на них планируют по подстатье 226. Здесь отражают расходы по договорам на предоставление услуг, производство работ, не учтенных на подст. 221-225. В частности, отражают оплату:

  1. За вневедомственную охрану, установку сигнализаций.
  2. На страхование жизни, имущества, здоровья, гражданской ответственности собственников ТС.
  3. За оказание медпомощи сотрудникам правоохранительных структур и военнослужащим.
  4. За прокат специальных видео-, аудио-, кинозаписей.
  5. По найму жилплощадей при служебных командировках.
  6. На услуги в сфере информационных технологий. В частности, учитываются затраты на покупку пользовательских прав на ПО, приобретение, обновление баз данных.
  7. По изготовлению бланков для государственных сертификатов и пр.

Порядок утверждения бюджетных смет

Как выше было сказано, соответствующими полномочиями наделяется главный распорядитель средств. Его руководитель вправе возложить на другое лицо. Им, в частности, может являться начальник распорядителя. Он, в свою очередь, вправе возложить полномочия на руководителя учреждения. Начальник главного распорядителя может ограничить указанное полномочие при выявлении нарушений положений БК.

Бюджетная смета в "Электронном бюджете": как заполнить?

В настоящее время действует специальная база, созданная для обеспечения подотчетности, прозрачности и открытости деятельности организаций. Бюджетная смета в "Электронном бюджете" позволяет повысить качество финансового менеджмента с области управления муниципальными и государственными средствами. Оформление документа осуществляется путем внесения в него корректировок в рамках доведенных до организации объемов лимитов обязательств. Бюджетная смета в "Электронном бюджете " включает в себя 4 раздела. Показатели формы практически аналогичны тем, которые предусмотрены для типового бланка документа.

Оформление

Ведение бюджетных смет , как выше говорилось, осуществляется корректировкой лимитов. Необходимо учесть, что суммы повышения объемов назначений отражают со знаком "+", а уменьшения, соответственно, - минус. Корректировка сметы осуществляется посредством утверждения поправок величин, изменяющих:

  1. Объемы назначений при изменении объема ЛБО. Лимит должен быть доведен до организации по установленным правилам.
  2. Распределение назначений по классификационным кодам затрат, требующих и не требующих изменений показателей росписи основного распорядителя средств и ЛБО, а также по дополнительным кодам аналитических величин, для которых корректировка росписи и объема лимитов не требуется.

Порядок составления бюджетной сметы был дополнен Приказом Минфина №168н. В соответствии с положениями, корректировка документа может осуществляться посредством согласования поправок величин, изменяющих объемы назначений, влекущих перераспределение их между разделами.

Ключевые задачи

Бюджетная смета - это документ, позволяющий решить целый ряд проблем. Среди основных его задач:

  1. Повышение доступности сведений о финансовой деятельности и состоянии публично-правового образования, организации, активах и обязательствах.
  2. Внедрение инструментов, обеспечивающих взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, проведение мониторинга достижения результатов осуществления госпрограмм федерального и регионального уровней, а также разрабатываемых муниципальными органами. Бюджетная смета казенного учреждения , кроме того, позволяет проанализировать итоги внепрограммных мероприятий, качество исполнения муниципальных и государственных функций.
  3. Обеспечение размещения информации о фактических и запланированных финансовых показателях работы в сфере управления общественными средствами участников процесса в открытом доступе. Электронная система позволяет опубликовать сведения о других юрлицах, получающих перечисления из бюджета.
  4. Обеспечение интеграции операций по формированию и реализации расходно-доходных статей, бухучета, подготовки финансовых отчетов, прочих аналитических сведений.
  5. Усиление взаимосвязи между бюджетным процессом и процедурами планирования закупок продукции, услуг, работ для удовлетворения нужд публично-правовых образований, формирования, размещения заказов на поставку, исполнения муниципальных и госконтрактов.

Еще одна задача состоит в обеспечении взаимосвязи между реестрами обязательств и закрепленными полномочиями организаций, в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, то есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего субъекта. Данные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.

Таким образом, бюджетная смета - важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых казенным учреждением. Бюджетная смета может изменяться, дополняться и уточняться.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится (ст. 221 БК РФ). Однако необходимо, чтобы установленный главным распорядителем порядок непременно соответствовал Общим требованиям, установленным Минфином России, то есть с 1 января 2011 г. требованиям, установленным Приказом № 112н в редакции Приказа № 84н.

Согласно дополнению, внесенному в ст. 221 БК РФ Законом № 83-ФЗ, в случае, если казенное учреждение является органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то бюджетную смету утверждает непосредственно руководитель этого органа.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

Руководствуясь Общими требованиями, главные распорядители должны разработать и утвердить для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее - Порядок), который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.

В настоящее время каждый главный распорядитель бюджетных средств разработал и утвердил такой Порядок. Например, для учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, действует Порядок, утвержденный Приказом агентства от 25.12.2007 № 2847.



Руководствуясь Законом № 83-ФЗ и Приказом № 84н, главные распорядители могут выбрать любой вариант действий: как внести поправки в существующий нормативный акт, касающийся порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, так и издать новый нормативный акт. Главное, чтобы Порядок соответствовал действующим законодательным и другим нормативным правовым актам.

Так, следует иметь в виду, что согласно дополнению, внесенному Приказом № 84н, Общие требования устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы не только государственного (муниципального) казенного учреждения, но и его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета.

Таким образом, если у казенного учреждения есть обособленные (структурные) подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету. В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

В целях реализации данной нормы руководитель казенного учреждения может утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для своих обособленных подразделений, разумеется, руководствуясь при этом Порядком, утвержденным ему главным распорядителем бюджетных средств.

Руководитель учреждения может не утверждать отдельный Порядок, и тогда обособленные (структурные) подразделения учреждения будут руководствоваться непосредственно Порядком, утвержденным учреждению главным распорядителем.

Порядок составления, утверждения и ведения смет должен устанавливаться в форме единого документа.

Рассматривая правовое положение казенного учреждения, было указано, что основным плановым документом казенного учреждения является бюджетная смета.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).

Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (ст. 221 БК РФ).

Казенные учреждения получают финансирование из бюджета соответствующего уровня. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

1. Нормативный;

2. Программно-целевой;

3. Метод бюджетирования, ориентированного на результат;

Основным методом планирования бюджетных расходов является нормативный метод.Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджет­ных мероприятий и составлении смет казенных учреждений. Нор­мы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:


1. денежное выражение натуральных показателей удовлетво­рения социальных потребностей (например, нормы расхо­дов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем);

2. нормы индивидуальных выплат (например, ставка зара­ботной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

3. нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном перио­де (например, нормы на содержание помещений, учеб­ных расходов и т. д.).

На основе натуральных показателей (численность обслужи­ваемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:

1. индивидуальными - составляются для отдельного учреж­дения или отдельного мероприятия;

2. общими - составляются для группы однотипных учреж­дений или мероприятий;

3. на централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т. д.);

4. сводными - объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете казенного учреждения отражаются: непосредственно наименование учреждения бюджетополучателя, его реквизиты, а в дальнейшем идет расшифровка сумм расходов по кодам операций сектора государственного управления, также к смете в качестве приложения должна быть приложена пояснительная записка, в которой дается подробный расчет все рассчитанных показателей. Смета казенного учреждения разрабатывается на один финансовый год, подлежит утверждению вышестоящим распорядителем средств бюджета. Казенное учреждение не может расходовать средства на цели, не предусмотренные по смете.

Составление смет казенных учреждений позволяет решать следующие задачи:

1. Обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

2. Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

3. Контроль за эффективным и экономным расходованием средств.