Если потерял трудовую книжку: что делать

Потеря трудовой книжки - всегда чрезвычайное происшествие, особенно если речь идет о массовой пропаже документов. Расскажем, как должен действовать работник или работодатель, если потерял трудовую книжку: что делать, куда обращаться и какие документы собирать.

Из статьи вы узнаете:

Трудовая книжка - очень важный документ. На ее страницах фиксируются сведения о каждом трудоустройстве и увольнении работника (с указанием причин и ссылками на статьи ТК РФ), поощрениях, переводах и наградах, а также о должностях, занимаемых на разных этапах профессиональной карьеры. Прием на работу без трудовой книжки запрещен российским законодательством, поэтому в случае утраты документа необходимо как можно скорее заняться его восстановлением.

Хранение трудовой книжки

Значимостью трудовой книжки определяется и особое отношение к ней. Работодатель, получающий в свое распоряжение столь важный документ, обязан обеспечить безопасные условия его хранения - в сейфе, запирающемся несгораемом шкафу или отдельном помещении с ограниченным доступом. Назначается сотрудник, ответственный за хранение трудовых, заводятся приходно-расходные и учетные книги, позволяющие легко отследить движение каждого бланка.

Скачайте документы по теме:

Работник получает свою трудовую книжку на руки только в момент увольнения или выхода на пенсию, и с этого момента на него ложится ответственность за ее сохранность. Пока владелец трудовой числится в штатном расписании предприятия, оригинал документа хранится у работодателя и выдается только по письменному заявлению - причем только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Например, при обращении в Пенсионный фонд РФ для начисления выплат.

Утеря работником трудовой книжки

Пока трудовая книжка находится в распоряжении работника - например, в период между увольнением с предыдущего места работы и очередным трудоустройством - с ней могут произойти самые неприятные вещи: кража, утеря, порча бланка. Что делать, если потерял трудовую книжку в 2017 году? Порядок действий зависит от текущих обстоятельств. В любом случае придется заниматься восстановлением документа, но сначала нужно определить, в какой момент произошла утеря работником трудовой книжки-2017.

Если оригинал был выдан работодателем на время, для обращения в инстанции, необходимо написать заявление в свободной форме с просьбой о выдаче дубликата по текущему месту работы. Если в 2017 году утеряна трудовая книжка, выданная работнику в связи с увольнением , после которого он еще не успел трудоустроиться, подавать заявление необходимо по последнему месту работы (согласно п.31-33 «Правил ведения и хранения трудовых книжек», утвержденных постановлением правительства РФ №225 от 16.04.2003г.).


Скачать в.doc

Важно: титульный лист дубликата трудовой книжки обязательно заверяется подписью должностного лица, оформившего документ, а также подписью его владельца, подтверждающей правильность внесенной персональной информации.

Сведения о работе вносятся исключительно на основании имеющихся в распоряжении кадровой службы документов, вписывать данные лишь со слов работника категорически запрещено. Сначала делается отметка о суммарном трудовом стаже, затем вносятся записи о работе (в хронологическом порядке). Выдать дубликат необходимо в установленный законом срок, составляющий 15 дней с момента получения заявления.


Скачать в.doc

Важно: стоимость нового бланка, необходимого для оформления дубликата трудовой книжки, оплачивает сторона, по вине которой был утерян или испорчен оригинал.

Массовая утрата трудовых книжек

Кадровик со стажем наверняка знает, как действовать, если потерял трудовую книжку. Что делать в 2017 году при массовой утере документов, случившейся в результате форс-мажорных обстоятельств, знают не все. Утеря трудовых, носящая массовый характер - исключительное явление. Тем не менее, существует риск столкнуться с ним на практике, поскольку даже самый скрупулезный подход к хранению кадровой документации не защищает от ограблений, пожаров и стихийных бедствий.

Если пропало сразу несколько трудовых книжек, следует сразу же подтвердить факт массового исчезновения документов. Для этого обращаются в специальную профильную службу - полицию (в случае ограбления), МЧС, аварийно-диспетчерскую. Получив подтверждение, можно приступать к процедуре восстановления трудового стажа. Подтверждением стажа в подобных ситуациях занимается специальная комиссия в порядке, утвержденном постановлением Минтруда России №50 от 24.06.1994г.).По результатам работы комиссии оформляются дубликаты.