Когда и как заключать контракт жизненного цикла. Сложные вопросы осуществления закупок в сфере культуры: контракты жизненного цикла, конкурсы с ограниченным участием и закрытые торги (Лисовенко О.К.) Сущность КЖЦ у нас в России

Изменения, касающиеся контрактов жизненного цикла, изложены в Федеральном законе от 27.12.2019 № 449-ФЗ . В 44-ФЗ с января внесли определение контракта жизненного цикла. Раньше оно не было нормативно закреплено. Часть 1 статьи 3 дополнили пунктами 81 и 82. В пункте 81 дается определение термина «контракт», а в пункте 82 раскрывается термин «контракт жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла (далее - КЖЦ) - это контракт, который предусматривает не только поставку товара или выполнение работы, но и обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию товара, который поставлен или создан в результате выполнения работы.

Добавили случаи заключения

Теперь заказчики могут заключать контракты жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования.

Все случаи, при которых допускается заключение КЖЦ, перечислены в ПП РФ от 28.112013 № 1087. Это закупки:

  • работ по проектированию и строительству дорог, инфраструктуры портов, аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов ЖКХ, объектов инфраструктуры метро, городского транспорта, железнодорожного транспорта;
  • работ по проектированию и строительству уникальных объектов капстроительства;
  • подвижного ж/д состава, вагонов метрополитена, транспортных средств уличного транспорта;
  • воздушных судов, морских и речных судов;
  • работ по проектированию, возведению и реконструкции объектов капстроительства для нужд здравоохранения, объектов для проживания военных, объектов для соцобслуживания населения, культурных объектов;
  • работ по возведению и реставрации объектов культурного наследия;
  • работ по созданию автоматизированных ИИС для учета энергетических и коммунальных ресурсов и т.д.

О контрактах жизненного цикла говорится в части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Закон № 449-ФЗ внес в нее изменения. Они вступили в силу в январе 2020 года. По новым правилам, помимо случаев, установленных Правительством РФ и перечисленных выше, заказчики вправе заключать КЖЦ на поставку новых машин и оборудования.

Преимущества

Контракты жизненного цикла популярны за рубежом. В России они не так распространены из-за некоторых нюансов, но тоже применяются. Плюс таких контрактов в том, что они позволяют заказчикам забыть о проектных, строительных и эксплуатационных рисках. Все они перекладываются на подрядчика. Заказчику остается контролировать достижение заданных целей.

Оплата КЖЦ разбита на этапы. Соответственно, оплачиваются они тоже поэтапно. А это значит, что заказчику нет необходимости сразу закладывать на проект большой объем средств. КЖЦ дают возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. Размер фиксированных платежей известен наперед, что позволяет заказчику планировать будущие расходы.

Бизнесу исполнение таких контрактов также выгодно, ведь речь идет о стабильном долгосрочном бюджетном финансировании. Риски спроса на объекты инфраструктуры при этом ложатся на государство.

Минусы контрактов жизненного цикла

У таких контрактов есть и свои минусы. Во-первых, жизненный цикл проекта может быть гораздо длительнее срока планирования бюджетных трат. Заказчики могут испытывать сложности с расчетом стоимости КЖЦ в условиях нестабильной экономики и постоянно меняющихся цен. Также существует риск того, что контракт будет расторгнут из-за ошибок на стадии расчета и подготовки контракта жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Еще одна проблема - разные подходы к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. Условно такие контракты делят на две группы: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку и обслуживание товаров. Если говорить о первом типе, то КЖЦ должны заключаться на период не меньше 5-10 лет. В ином случае теряется весь смысл включения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла.

При этом второй вид КЖЦ целесообразнее заключать на 2-3 года. В ПП РФ № 1087 нет специальных механизмов бюджетного обеспечения таких контрактов. В итоге заказчики не могут заключать КЖЦ на срок более трех лет.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает заключение нового контракта, обозначаемого как «контракт жизненного цикла».

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт жизненного цикла представляет собой контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом контракт жизненного цикла заключается только в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе определяет понятие «контракт» как гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества95), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) не существует такого понятия. Контракт жизненного цикла по смыслу входящих в него составляющих может соединять в себе несколько видов договоров, предусмотренных ГК РФ, например, таких, как договор поставки, подряда, договор на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др.

Встречаются высказывания, что «юридической основой контракта жизненного цикла является договор об оказании услуг, могут присутствовать и элементы других видов договоров, например договора о доверительном управлении»96. Однако, видимо, автор применила это определение лишь к конкретному случаю, рассматриваемому в статье, т.е. в автодорожной сфере. Если смотреть шире, то с такой формулировкой нельзя согласиться, так как для различной продукции основа контракта жизненного цикла может быть различной.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, определяется как смешанный договор97. Таким образом, контракт жизненного цикла можно квалифицировать в качестве смешанного договора. Применительно к сфере государственных и муниципальных закупок определение существенных условий контракта также влияет на заключение контракта, а их несоблюдение может привести к его расторжению.

81 Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117- 118.

82 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

83 Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.


Существенные условия государственных и муниципальных контрактов содержатся в законодательстве применительно к каждому виду договоров. Однако, по мнению ряда авторов, государственные (муниципальные) контракты «должны содержать условия, обязательные для заключения гражданско-правовых договоров данного вида (например, поставки, строительного подряда, оказания услуг)»98.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, к контракту жизненного цикла следует применять данные положения.

Следует отметить, что понятие жизненного цикла может различаться применительно к разным объектам. Так, ГОСТ 31539-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения» определяет жизненный цикл (железнодорожного подвижного состава) как совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований к потребительским свойствам и техническим параметрам железнодорожного подвижного состава, а также процессов его создания, применения и утилизации.

Жизненный цикл автоматизированной системы по ГОСТ 34.003-90 - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния автоматизированной системы от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации автоматизированной системы (п. 4.1 ГОСТ 34.003-90).

Кроме того, у различной продукции могут быть различны и стадии жизненного цикла. В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31538-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Общие требования» жизненный цикл железнодорожного подвижного состава должен состоять из следующих стадий: определение исходных требований; разработка; производство; эксплуатация; модернизация; утилизация.

Пункт 4.2 ГОСТ Р 53791-2010 определяет, что жизненный цикл продукции производственно-технического назначения включает в себя следующие стадии: обоснование разработки; разработку технического задания; проведение опытно-конструкторской работы; производство и испытания; модернизацию; использование (эксплуатацию); ликвидацию (с избавлением от отходов путем их утилизации и (или) удаления).

Отличие стадий жизненного цикла различных изделий предполагает применение различных подходов к заключению контрактов жизненного цикла, их исполнению, ценообразованию. При этом процесс расчета стоимости жизненного цикла является одной из наиболее больных точек для заказчиков. В этом аспекте целесообразно дифференцированно подходить к разработке нормативных правовых актов по применению контрактов жизненного цикла по отраслям, по видам закупаемой продукции и т.п.

В ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе определено, что критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В настоящее время такие рекомендации не разработаны.

Таким образом, следует отметить, что для практического применения контрактов жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сегодня не сформирована достаточная нормативно-правовая база99. Это может привести к проблемам своевременности и качества удовлетворения публичных нужд, неэффективному расходованию бюджетных средств100. С целью решения вышеназванных проблем представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс, иные законодательные акты, а также издание подзаконных нормативных правовых актов в части регулирования применения контрактов жизненного цикла.

84 Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. С.129-130.

85 Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

86 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. №6. С. 18-21.

Список литературы

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

2. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

3. Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

4. Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. 298 с.

5. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013.№6. С. 18-21.

6. Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117-118.

Контракт жизненного цикла - соглашение о выполнении комплекса работ, начиная с проектирования, изготовления или строительства объекта, заканчивая его последующим обслуживанием, возможно эксплуатацией и даже утилизацией. Заключать подобные контракты можно только в определенных Правительством РФ случаях. К примеру, строительство дорог, аэродромов или закупка железнодорожных составов, воздушных, морских судов. Порядок выбора поставщика и заключения контракта жизненного цикла, за исключением некоторых особенностей, не отличается от порядка, предусмотренного для обычных контрактов.

Случаи заключения контракта жизненного цикла

Поскольку заключение контракта жизненного цикла в угоду качеству все-таки имеет признаки ограничения конкуренции, Закон N 44-ФЗ разрешает их заключать только в определенных Правительством РФ случаях ().

Вы можете заключить контракт жизненного цикла, если вам необходимо:

Спроектировать и построить:

Закупить:

  • железнодорожный состав, транспорт метрополитена, монорельса, трамвай, троллейбус;
  • воздушное, морское или речное судно.

Спроектировать, построить и укомплектовать оборудованием объект капстроительства:

  • в сфере здравоохранения (больницы, поликлиники, санатории);
  • тылового назначения (для проживания семей военнослужащих, для учебно-материальной базы боевой подготовки и др.);
  • для социального обслуживания граждан (интернаты, пансионаты, реабилитационные центры и т.д.);
  • в сфере культуры (театры, мемориалы, концертные залы и т.д.).

Спроектировать и реконструировать и укомплектовать оборудованием аварийный объект культурного наследия, памятник истории и культуры или его остатки.

Порядок заключения контракта жизненного цикла

Контракт жизненного цикла заключается в общем порядке с учетом процедур и ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В зависимости от НМЦК и предмета контракта вы сами принимаете решение о способе определения поставщика. Однако особенности у таких закупок все же имеются.

Включите в контракт условие о его банковском сопровождении , если заключаете его для федеральных нужд (п. 3 Постановления N 963).

В качестве критерия оценки заявок участников вы можете предусмотреть не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий - стоимость жизненного цикла (). Не забудьте отразить информацию об этом в (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

При формировании стоимости жизненного цикла используйте Методические рекомендации по определению НМЦК (). Рекомендуем также использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 27.202-2012.

Соблюдайте ограничения, установленные Бюджетным кодексом для долгосрочных контрактов, если срок вашего контракта жизненного цикла выходит за пределы финансового года (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Учтите особенности контрактов, которые помимо обслуживания и эксплуатации одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства - «под ключ» (). Для заключения таких контрактов Правительством РФ установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований Закона N 44-ФЗ для заключения такого вида контракта жизненного цикла вам необходимо:

Контракт жизненного цикла - это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. С 2020 года правила изменятся, правительство уже рассматривает пакет поправок.

Последние изменения

На сайте проектов нормативных актов Минтранс и Минфин опубликовали 2 Постановления, которые изменяют Постановление Правительства № 1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ). Собрали эти изменения в таблицу.

Когда разработали проект Что меняется Скачать
18.11.2019

Добавят новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по таким кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.
Скачать проект Постановления о госконтракте жизненного цикла в закупках медтехники
30.09.2019

Изменят пп. «а» п. 1 ПП 1087. Дополнят перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешат подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сейчас контракт по этому пункту заключают только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью, — защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

Скачать проект Постановления о новых основаниях заключения госконтрактов жизненного цикла в области дорожного хозяйства

Как регулируется

Помимо , контракт жизненного цикла подпадает под действие Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013, где определены случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

Эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагоны метро, автобусы и т. д.), воздушных, морских и речных судов.

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

А с 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по . Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке, с учетом процедур и ограничений, прописанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его , если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 Постановления Правительства № 963 от 20.09.2014.
  2. В качестве заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла по .
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые прописаны в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения прописаны в ч. 2 ст. 72 БК.

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. «под ключ», в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. Для заключения таких контрактов Постановлением Правительства № 563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение Правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия. Они прописаны в ч. 4 ПП № 563.

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№ 0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рублей. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 прописан срок выполнения каждого этапа работ.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию). Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.

Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).

Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.

По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера. Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта). Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:

а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;

б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) аэродромов;

г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) уникальных объектов капитального строительства.

Что такое контракт жизненного цикла и в каких случаях он заключается?