Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. Когда и почему нужно вести ребенка к логопеду. Зачем нужен логопед? консультация по логопедии на тему Для чего нужны занятия с логопедом детям

Светлана Николаевна Подковырова
Консультация для родителей «Зачем нужен логопед»

Очень многие считают, что логопеды – это те , кто «учит правильно говорить букву Р» . Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед .

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р, но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите : а зачем это надо ? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Самое благоприятное время для коррекции речевых недостатков у детей - дошкольный и младший школьный возраст (4-7 лет) .

Обратиться к логопеду необходимо если :

В 1 год ребенок не произносит лепетные слова, не выполняет знакомых действий с предметом по просьбе взрослого ;

В 2 года не отвечает на вопросы взрослого , не говорит словами и предложениями из 2-3 слов;

В 3 года не начинает употреблять сложные придаточные предложения, не появляются вопросы : где, куда, почему, когда, неправильно показывает и называет цвета (красный, зеленый, синий, желтый) и формы (круг - шарик, квадрат - кубик, прямоугольник - кирпичик, треугольник - крыша);

В 4 года у ребенка не сформировано произношение отдельных звуков или групп звуков, он не слышит слоги в слове (искажает слова без сохранения количества слогов , с трудом запоминает новые слова, не в состоянии выучить ни одно стихотворение;

В 5-6 лет нарушено произношение звуков, не умеет правильно согласовывать слова в роде и числе (в 6 лет и в падеже, не составляет развернутый рассказ по сюжетной картинке;

В 7-8 лет есть нарушения письма и чтения (пропуски, замены букв в словах, длительный период послогового чтения и др .)

Публикации по теме:

Беседа для родителей «Зачем нужен дневной сон?» Беседа с родителями. Тема: Для чего ребёнку нужен дневной сон?". Сон для ребенка имеет огромное значение, во сне отдыхает его нервная.

Консультация для родителей «Зачем читать книги детям?» «Зачем читать книги?» В семьях, где родители любят читать детям, существует гармония, добро, взаимопонимание, тёплая и комфортная атмосфера.

Консультация для родителей «Зачем нужны пальчиковые игры» Зачем нужны пальчиковые игры? Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук. Этот факт должен.

Каждый родитель стремится воспитать своего малыша ласковым, честным и добрым. Именно доброта лежит в основе нравственного воспитания ребенка.

Логопед задаёт домашние задания. Зачем и как? Представляю вниманию коллег педагогов консультацию для родителей, оформленную в виде ширмы с использованием шаблона на данном сайте. Материал.

Вызываем интерес родителей к семейному чтению. Как? Когда? Зачем? Вызываем интерес родителей к семейному чтению. Как? Когда? Зачем? Сурнина Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ Детский сад № 60" Вызываем.

Вконтакте

Одноклассники

Во многих случаях при оценке речевого развития ребенка родители обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки и произносят ли их вообще, не спеша при этом к логопеду, надеясь, что все образумится.

Но это совсем не так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение правильно употреблять слова, составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Логопеды подготавливают ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.

  1. Речь - это одна из важных высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
  2. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем успешнее пройдет эта работа. Недостатки не исправятся сами собой!
  3. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма, что негативно отразится в школьном обучении.
  4. К логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была - неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание - стоит отнестись со всей серьезностью.

Ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин - между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как птица голубь.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; заменяет буквы: К-Т-Д; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская первую букву, некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы. Не произносит звук «Р» и «Л».

Если же вы столкнулись с подобными проблемами, то вам необходима помощь логопеда. Помимо занятий со специалистом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Нужно подавать хороший пример. Много разговаривайте с малышом - достаточно просто комментировать все, что вы делаете, описывать свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи - результат будет весьма успешен. Выходя на улицу также можно продолжать обучение, например: посчитать машины во дворе, рассказать про погоду на улице, рассказывать куда направляетесь, какие места проходите, тем самым формируя мышление, ориентировку в пространстве, внимание и, конечно же, связную речь.

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка - это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом - логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2-3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4-5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более - частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5-5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия - неправильное произношение звуков у детей 4-5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи - ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии - это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3-4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2-3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5-5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом - нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2-3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике - все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции - обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка - как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2-3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2-3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо - по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить - упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

На одном форуме мне задали вопрос: «С какого возраста Вы берёте ребёнка на занятие?». Я ответила, что занимаюсь с детками от 2-3 мес., сначала по программе раннего развития, затем непосредственно ю. Один шутник сразу же написал: «И какой звук не выговаривали дети в этом возрасте - [у] или [а]?». Почему-то принято считать, что занимается только постановкой звуков у детей, которым уже исполнилось 4-5 лет. Хочу развеять этот миф .

Речь человека начинает формироваться с рождения. До того, как ребёнок скажет своё первое слово, его речь проходит такие стадии развития как гуление и лепет. Важным является понимание речи. Ведь маленький человек начинает понимать обращённую к нему речь раньше, чем произносить свои первые слова. Отсутствие гуления, лепета, понимания речи в грудном возрасте должно послужить тревожным сигналом. Скорее всего, скоро придётся встретиться с логопедом, а до того - пройти полное медицинское обследование. К сожалению, бывают случаи, когда ребёнок рождается с диагнозом, "обещающим" задержку развития. В таком случае с ним необходимо тщательно заниматься с самого рождения, а не ждать, когда задержка развития речи станет ярко выраженной. Я часто слышу вопросы такого типа от родителей двухлеток: "Нашему мальчику 2 года, он почти не разговаривает. Здоров. Нужна ли ему Ваша помощь?" Вполне возможно, что таков индивидуальный темп развития речи малыша, и вскоре он заговорит сам. В то же время помочь ребёнку овладеть речью не будет лишним. Если мама затрудняется в этом вопросе, логопед сможет проконсультировать, показать приёмы активизации словаря, научить родителей работать со своим ребёнком.

Иногда ребёнок имеет проблемы с речью вследствие патологического (повышенного или пониженного) тонуса мышц артикуляционного аппарата. Такое бывает при детском церебральном параличе, спинальной мышечной атрофии, минимальной мозговой дисфункции. В этом случае необходим логопедический массаж, и чем раньше, тем лучше.

В моей практике встречались случаи, когда родители не считают нужным много разговаривать со своим ребёнком, показывать ему в виде игры правильную артикуляцию звуков. Как жаль! А ведь малыши так внимательно наблюдают за движениями маминых губ, за "игрой" её языка. Естественно, не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, ребёнок будет отставать в речевом развитии. А впоследствии, попав на занятия к логопеду, такому ребёнку придётся заново учиться быть внимательным к речи взрослого. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. В то же время и наоборот, стимулируя в раннем возрасте умственное развитие малыша, мы тем самым создаём благоприятную почву для его речевого развития.

Хотелось бы выделить те случаи, при которых ребёнку в раннем возрасте (до 3-х лет) может понадобиться помощь логопеда :

  1. Ребёнку поставлен диагноз, при котором тонус мышц артикуляционных органов (так же, как и других скелетных мышц) нарушен, и перемещение в пространстве ограничено. Например, СМА.
  2. Ребёнок имеет диагноз, вследствие которого ожидается ЗПР или. Например, при генетических нарушениях.
  3. Ребёнок ограничен в общении со взрослыми.
  4. Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.
  5. Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.
  6. Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
  7. Хирург детской районной поликлиники настоятельно рекомендует подрезать подъязычную связку (уздечку).

Во всех перечисленных случаях придётся найти именно такого логопеда, который работает с детьми раннего возраста. Если вашему ребёнку поставлен диагноз ДЦП, СМА или другой, связанный с нарушением мышечного тонуса, необходим будет логопедический массаж (тонизирующий, расслабляющий или избирательный). Логопед покажет, как делать массаж руками или массажёром, предложит пройти курс массажа специальными логопедическими зондами. Часто дети негативно относятся к прикосновениям посторонних предметов или чужих рук к их лицу. Поэтому с малышами рекомендуется проводить массаж и артикуляционную гимнастику в игре, с озвучиванием действий потешками, сопровождая процесс положительными эмоциями. Приведу несколько примеров.

1. "Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравится лягушкам,
улыбаются, смеются,
а глаза у них, как блюдца".

Берём своими руками щёчки ребёнка, растягивая при этом губы в улыбку.

2. "Хома, Хома, хомячок,
полосатенький бочок,
Хома раненько встаёт,
глазки моет, щёчки трёт,
моет шейку, ушки, рот
и пузатенький живот"

Массаж щёк и губ, а также очень полезный массаж ушных раковин (воздействие на биологически активные точки).

3. Играем в "ко-ко-ко" и "ку-ка-ре-ку", складывая детские губы в трубочку своими руками.

4. Надуваем щёки под песенку:

"Надувайся, наш пузырь, надувайся,
Надувайся, наш пузырь, надувайся,
Да не лопни, смотри, да не лопни, смотри,
Да не лопни…хлоп!"

5. Делая массаж языка руками, используем бинт. При этом говорим ребёнку, что бинт-это сети, а язык-рыбка. Играем в "Рыбака и рыбку". 6. Намазываем губы ребёнка вареньем и просим облизать их.

7. Производим массаж внутренней поверхности щёк с помощью леденца "Чупа-Чупс"

Учитывая, что ребёнок с ДЦП может иметь ограничения в двигательной активности, нужно помнить о дополнительном ознакомлении его с окружающим миром. То, что здоровый ребёнок сможет обнаружить сам, ребёнок неходячий должен увидеть с помощью взрослого хотя бы на картинке. Таким образом, его словарь будет обогащаться.

То же самое относится и к детям со сниженным зрением и слухом. Если ребёнок плохо видит или слышит, значит должны быть задействованы все остальные, здоровые органы чувств, чтобы об окружающих предметах сложилось правильное впечатление. Название этих предметов логопед введёт в лексикон ребёнка.

Если у ребёнка синдром Дауна, то мышечный тонус его артикуляционного аппарата, как правило, понижен. Однако в этом случае я не вижу смысла назначать логопедический массаж в раннем детстве. Дело в том, что задержка развития речи у детей с СД возникает не вследствие пониженного тонуса. Здесь имеет место системное недоразвитие речи, всех её компонентов. А недостаточный тонус мышц, хоть и влияет на произношение, но представляет собой уже вторичную проблему. Кроме того, у многих детей с СД к началу появления первых слов тонус уже нормализуется. Хорошим упражнением для укрепления артикуляционных мышц является естественный процесс сосания материнской груди. Основное направление логопедической работы у детей с СД в раннем возрасте-это обогащение и активизация их словаря, обучение пониманию речи. То же можно сказать и о работе с другими детьми, имеющими задержку психического и речевого развития.

Отдельно хочется сказать о тех случаях, когда хирурги поликлиники считают своим долгом направить ребёнка ни иссечение подъязычной связки (уздечки). Сейчас эта операция проводится с помощью лазера. Но, в любом случае, это лишние негативные эмоции, стресс, болезненность. И если есть возможность её избежать, лучше избежать. Однозначным показанием для проведения этой операции является такое состояние (строение) подъязычной связки, при котором младенец не может взять материнскую грудь и полноценно питаться. Если же процесс сосания груди (соски) не затруднён, то в дальнейшем укороченная уздечка может повлиять только на звукопроизношение. И тут на помощь придут логопедические упражнения, помогающие растянуть связку. Так что если вам предлагают подрезать уздечку, покажите ребёнка логопеду, а лучше нескольким. Пусть они скажут, возможно ли будет исправить данное состояние подъязычной связки упражнениями.

Наверняка, каждая современная мама знает о тесной связи речи и мелкой моторики пальцев рук. Выполняя с ребёнком пальчиковые игры, мы опосредованно развиваем его речь. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук обязательно входят в структуру логопедических занятий с детьми раннего возраста. Логопед покажет родителям, как можно работать над развитием мелкой моторики ребёнка, чтобы малышу было интересно этим заниматься.

Вот самые известные из игр:

1. "Сорока-белобока"

2. "Пальчик, как тебя зовут?"

3. "Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-я,
Все мы дружная семья!"

4."Этот, толстенький, большой,
Указательный-второй,
Третий пальчик просто средний,
У него по два соседних,
А четвёртый-безымянный,
Так его назвали странно,
Пятый пальчик очень мал
И мизинчиком он стал.
Все мы пальцы посчитали
И по имени назвали".

5."Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашку ел,
С этим братцем песни пел".

6."Маша варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла,
Поглядите-ка, нашла,
Ищешь, ищешь, и найдёшь.
Пальчик, пальчик, как живёшь?"

На своих занятиях я предлагаю малышам игры с крупами, фасолью, макаронами, а также шнуровки, монетки, пуговицы. То же самое (под присмотром взрослого!) вы можете предложить деткам и дома. Например, изготовить из пластиковой бутылки импровизированную куклу с отверстием-ротиком и "кормить" её фасолью, макаронами, изюмом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 4

Консультация для педагогов и родителей.

Подготовил: учитель – логопед

С.Ш.Фунтова

Выкса - 2014

Когда и почему нужно обращаться к логопеду.

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обратить внимание?

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Некоторые признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители:

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

Уже к двум годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Можно и нужно самим заниматься с ребенком, чтобы свести к минимуму необходимость обращения к логопеду:

  • Говорить с ребенком, говорить четко и понятно;
  • Говорить эмоционально;
  • Говорить ребенку «в глаза» (чтобы он видел рот говорящего);
  • Обязательно читать и петь ребенку, играть с ним в пальчиковые игры, учить потешки, стихи, песенки, скороговорки;
  • Не использовать в своей речи «детских» слов (ням-ням, бо-бо, бибика и т.д.);
  • После появления зубов (ознакомьтесь с рекомендациями педиатров) ребенок должен получать и твердую пищу, которую нужно кусать и пережевывать.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!