Современные подходы к воспитанию гражданственности. Современные подходы и концепции воспитания.

Школа молодого родителя

Общие педагогические подходы к воспитанию детей:

1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное - в физическом и нравственном, трудовое - в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков - умственного, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2.
Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение - лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности - на активную деятельность самого ребенка.
3.
Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4.
Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5.
Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6.
Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7.
Онтологический (бытийственный ) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8.
Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9.
Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования ("единицы") морального сознания, основные его идеи, понятия, "ценностные блага", выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно - наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10.
Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11.
Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

Игрушки и детские статьи - в сравнении с объектами, используемыми взрослыми Магда Гербер учит, что родители должны избавиться от всех детских строп и детской стропы. Например, ношение ребенка, когда родитель сосредотачивается на уборке или приготовлении пищи, не дает ей эмоциональной связи с ребенком.

Они не должны сиять, они не должны шуметь или двигаться. Правило применяется: если игрушка пассивна - активирует ребенка. Дебора Карлайл Соломон призналась, что она играла в игры для детей - она ​​сшивала ведра, мячи, круассаны, миски, деревянные формы для масла, контейнеры и чашки различных материалов, а также несколько чучел животных. Когда они увидели матерей, наблюдавших за младенцами, они сказали: «Моему сыну будет скучно с этими игрушками». В конце матери были поражены, как занимались дети и как изобретательные вещи из этих повседневных предметов.

Список литературы:

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Дети, которые лишены названных игрушек и поэтому сами создают игрушки. В течение тысяч лет дети играли без игрушек, играя с тем, что они нашли - палочками, камнями. Что касается детских товаров, мне кажется, что детское питание, будь оно съедено на тарелке с цветами или на равнине, вкусит то же самое. Покупая их, мы управляем только отраслью, которая производит товары, особенно для детей, и все же они могут использовать объекты, которые используют взрослые, - говорит психолог Каролина Пийко.

Это также приводит к статистике - в Соединенных Штатах индустрия игрушек тратит 16 миллиардов долларов в год, а вся индустрия по уходу за детьми составляет 49 миллиардов долларов. Родители также не поддерживают активную поддержку бизнеса своих детей своими деньгами. - Использование взрослых предметов - насколько это возможно - мы категорически против любого маркетингового трюка. Например, самовыравнивающаяся чайная ложка для детского питания - делает ребенка-инвалида, который теряет мотивацию для ручного развития.


Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.

Данная функция воспитания и образования очень актуальна в настоящее время. Если дети растут без установки на брак, рождение детей и их воспитание, у них не формируется ответственность перед последующими поколениями, разрушаются многие социальные нормы и ценности. Издревле в России у подрастающего поколения формировалась установка на семью, святость брака, рождение детей. Это закреплялось в сознании от поколения к поколению. Современной молодежью эти ценности воспринимаются как архаизм.

Конечно, лучше обойти сцену, например, чашку без колпачка, потому что она дает аналогичный эффект от использования этой жалкой чайной ложки, но вполне естественно, что не с первого месяца ребенок будет пить минерал из стекла, - отмечает Якуб Пасек. Отрицательные эффекты - что, если ребенок растет слишком быстро? - Зачем пропустить этап беззаботного детства?

Никаких игрушек, не прижиматься, когда плачет, нет детских принадлежностей - это может быть полезно для ребенка? Эффекты без стресса родителей уже известны. Иск был подан против родителей человека, который обвинил их в проблемах во взрослую жизнь, поскольку они поддерживали бесплатное образование.

Современные подходы к воспитанию

В настоящее время достаточно четко определились несколько подходов к воспитанию, прежде всего, на теоретико-методологическом уровне.

Формирующий - это практически традиционный подход в отечественной педагогике, когда формирование понимается как процесс целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка (А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. Н. Филонов и др.). Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: показать образец - объяснить - упражнять. Практика воспитания организует систему желаемых качеств личности в форме Законов школы, Правил для учащихся, Кодекса чести и т.н.

С остальной частью моей жизни у меня была возможность встретиться с двумя людьми, воспитанными подобным образом - они были сыновьями, которых так лечили основополагающие отцы, - во взрослой жизни они являются сильно антисоциальными людьми с трудным контактом с окружающей средой.

Детский психолог Каролина Пийной указывает: если мы позволим ребенку быть серьезным и ответственным за все слишком рано, мы рискуем быть перегружены. Однако в каждом учебном методе важнее всего уважение, любовь и тепло. В контексте интеграции Румынии в Европейский Союз особое значение имеет измерение образования. Обеспечение качественного образования в румынской школе на уровне европейских стандартов могло бы стать хорошим началом в формировании культуры качества, способной формировать навыки, ценности и отношения, связанные с этой темой.

Синергетический подход к воспитанию опирается на теорию самоорганизации сложных систем (В. А. Игнатова, С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук, С. С. Шевелёва и др.). В условиях неопределенности будущего, нестабильности настоящего и других проявлений хаоса и неопределенности воспитание не может быть подчинено целенаправленному управлению. Тем более что и само воспитание представляет собой область неопределенности.

Образование - это не сама система, а услуга на благо общества. Каждый ребенок имеет уникальные характеристики обучения, навыки и требования. Поэтому для того, чтобы право на образование имело завершенность, образовательные программы должны быть реализованы с учетом этого многообразия характеристик и требований. Мы обязаны строить открытую, дружественную и демократическую школу без дискриминации и исключения, школу, в которой все дети ценятся и интегрируются.

В многокультурном контексте европейского общества школа играет важную роль в формировании граждан, осознающих свою социальную и духовную жизнь современной жизни. Это требует понимания прошлого и чувствительности, чтобы найти способы продемонстрировать события и конфликты. Историческое образование вносит существенный вклад в формирование чувства толерантности к другим народам, культурам, религиям, языкам.

В процессе воспитания трудно четко отдифференцировать, что в воспитаннике изменилось под воздействием или в процессе взаимодействия с воспитателем, а что - под влиянием каких-то иных факторов. Синергетический подход ставит педагога в условия нелинейного осмысления процесса воспитания, признания открытости воспитательной системы, организующего значения случайностей (флуктуации). Такой подход допускает скачкообразное изменение личности, если даже кратковременное педагогическое взаимодействие окажется вблизи точки бифуркации (ветвления, выбора), которые определяют главные тенденции изменения личности и возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок. Об этом в свое время писал К. Д. Ушинский: "...В неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление - одним ударом истребляют и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем". На этой же идее строится метод "взрыва", разработанный А. С. Макаренко.

Вся история изображается в видении, которое оставляет место для интерпретаций. Видение школьной истории, о которой Совет Европы заявлял на протяжении многих лет, содержит определенную интерпретацию. Он признает существование различных способов обучения истории в школах в Европе. Образование, более чем любая другая область европейского сотрудничества, имеет диверсификацию и является областью, в которой национальная идентичность и государственный суверенитет выражены с большой властью, и это разнообразие уже является общим наследием и наследием.

Антропологический подход исходит из понимания ребенка как паритетного субъекта педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бад, В. Б. Куликов, Г. М. Коджаспирова, Л. М. Лузина и др.). В области антропологического подхода к воспитанию много было сделано К. Д. Ушинским, философами-экзистенциалистами (О. Больнов и др.)

Принятие этого разнообразия является важным аспектом знаний Европы, но это также фундаментальный аспект современных народов, который изменил различные способы приближения к национальной истории. Акцентирование активного обучения студентов на основе различных исторических источников и совершенствования их критических навыков.

Адрес учебного плана. Убеждение, что национальная история не является синонимом националистической истории и что история не должна поощрять узкие, шовинистические, нетерпимые отношения или приводить к чувствам этнического, национального или расового превосходства.

Воспитательная система, выстроенная на антропологических основах, отвечает ряду условий:

Открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей: терпимости, доверия, человечности и др.;

Специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них здорового образа жизни и безопасного поведения;

Постоянная педагогическая диагностика, направленная на выявление природных задатков и способностей воспитанников;

Понятие о том, что его история и европейское измерение должны быть фундаментальной частью школьного образования. Не может быть и речи о навязывании единогласно принятой версии истории Европы, хотя в некоторых европейских странах есть некоторые общие предметы.

Убеждение в том, что, когда это возможно, национальное и европейское видение должно быть расширено до универсального видения и что национальная история не должна быть отделена от ее европейского и универсального контекста. Совет Европы все чаще признает вклад, который внеклассные мероприятия могут внести в формальный акт обучения преподаванию, в частности посредством обмена и связей между школами.

Организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в определенном возрасте, сензитивных предпосылок психического развития;

Обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в процессе преодоления трудностей, проявления инициативы и ответственности;

Природосообразные, ненасильственные методы воспитания. В основе культурологического подхода лежит, прежде всего, гуманистическая психология (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова и др.). Сторонники этого подхода полностью отрицают воспитание как специально организованный процесс. Воспитанники в процессе взаимодействия со взрослыми, с миром, осваивая культуру, воспитываются, осваивают нормы и ценности. За ребенком остается право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе выступает как фасилитатор, демонстрируя понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, открытый личностный интерес к нему.

Всегда было рекомендовано, чтобы студенты изучали современную и современную историю, и эта точка зрения была усилена Парламентской Ассамблеей Совета Европы, которая призвала к принятию соответствующих методов обучения в современной истории, чтобы студенты были готовы заниматься демократией.

Была предпринята попытка проанализировать различные способы представления спорных и болезненных событий в классе в новейшей истории. История обычно преподается в школах с целью культивирования гражданских ценностей и ее неотъемлемого интереса и ценности как метода знания. Как правило, несколько учебных планов по истории подчеркивают только образовательные цели истории. Даже те авторы учебных программ, которые начинают свою работу с важности преподавания исторических методов, похоже, не хотят понимать, что это также единственный критерий для выбора контента.

Аксиологический подход (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург и др.). Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризация и включает несколько этапов:

Предъявление ценности в реальных условиях воспитания;

Первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности;

Во многих странах существует противоречие между социальными и политическими целями и чисто воспитательными. Обучение ответственных граждан и активное участие в политической жизни и воспитание уважения к различиям между народами, основанное на утверждении национальной идентичности и принципах толерантности.

Содействие фундаментальным ценностям, таким как терпимость, взаимопонимание, права человека и демократия. Развитие интеллектуального потенциала для анализа и интерпретации исторической информации критически и ответственно посредством диалога, с помощью исторических данных и открытых прений, основанных на многочисленных взглядах на историю, в частности на противоречивые и чувствительные вопросы.

Выявление смысла ценности и ее значения;

Принятие осознанной ценности;

Включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников;

Закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

В основе герменевтического подхода лежит философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима и др.). Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. В воспитании большое место занимает детское творчество: стихи, песни, эссе, дневники, письма, автобиографические записи. Воспитатель также вспоминает свое детство, рефлексирует его, проживает воспоминания из детства. Он в такой системе сотрудничает с ребенком, а не руководит им. Воспитание на такой основе должно научить ребенка понимать окружающих людей и себя.

Подтверждение личности, личности и коллектива, зная общее историческое наследие в его местном, национальном, региональном, европейском и глобальном аспектах и ​​т.д. Разнообразие. Демократический характер образования, гибкость, открытость к обучению и развитию.

Воспитание учениками чувства соответствия европейскому измерению, открытому для всего остального мира. Развитие критических способностей учащихся, умение мыслить для себя, проявлять объективность и сопротивление манипуляциям. Анализ событий и моментов, которые отмечали историю Европы через определенные периоды и факты, изучались на местном, национальном, европейском, глобальном уровнях.

Социализирующий подход представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где наличность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая). Важнейшей характеристикой воспитания является его социальная эффективность, т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.

Изучение всех аспектов европейской истории, а не только политических, но и экономических, социальных и культурных. Развитие любопытства и исследований, особенно с использованием методов расследования исторического наследия, области, которая может стимулировать межкультурные влияния.

Изучение противоречивых и чувствительных событий путем обсуждения различных фактов и мнений. Необходимость изменений поляризует все структуры, которые составляют исторические знания в школе. Либеральная открытая образовательная система соответствует повышению эффективности формирования практических навыков.

Методологические основания подхода выстраиваются с позиций прагматических идей разных философских и социологических направлений в научной мысли XX столетия. Дж. Дьюи, один из главных идеологов прагматизма в педагогике, утверждал: "Правильно выстроенное образование начинается с активных занятий, имеющих социальные корни и определенную полезность". Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является социальное воспитание. Термин "социальное воспитание" появился в обиходе педагогической теории в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания - формирование социальной и политической активности личности, "развитие вкуса к социальной деятельности (В. В. Зеньковский).

Фактически, изменение определяется объективными факторами, а именно информационным взрывом последних десятилетий. Объем знаний, характерных для каждой области деятельности, настолько велик, что традиционные образцы обучения стали неработоспособными. Учиться жить с другими.

Научиться быть. В нынешнем контексте новый дидактический подход в истории преподавания-обучения фокусируется на культивировании этих фундаментальных компетенций с практической и формирующей ролью. Как мы можем привлечь студентов к изучению истории в школе?

Много раз из-за лавины информации, загружающей память ученика, ее презентации в непривлекательной и часто неэффективной форме, многие задавали себе вопрос: нужно ли изучать историю в школе? Те, кто непосредственно занимается настройкой и реализацией истории как образовательной дисциплины, знают, что обучение в школе необходимо для формирования молодого поколения. Полезность истории является социальной и проявляется непосредственно «своим воздействием на то, как люди понимают мир и социальные отношения».

Психотерапевтический подход (В. М. Букатов, Н. П. Капустин, В. П. Кащенко, Л. Д. Лебедева, Т. А. Стефановская и др.). В воспитании стали все чаще прибегать к методам психотерапии, которая в свое время позаимствовала их из педагогики. В обновленном виде и с новыми названиями эти методы вызывают эффект новизны. К ним относят всевозможные терапии: арттерапия в многообразии своих проявлений (музыкотерапия, танцевальная терапия, психодрама и др.), библиотерапия, цветотераиия, песочная терапия и т.д.

Гендерно-половой подход (Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, О. И. Ключко, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Е. Г. Костяшкин, А. Г. Хрипкова, Л. В. Штылева и др.) В отечественном социогуманитарном знании наиболее известны три взгляда на половые различия между женщинами и мужчинами, которые получают свое отражение в образовании: "разные и неравные", "разные, но равноправные", "равенство при различиях". Взгляды на тендерную и половую трактовку этих различий требуют современного осмысления для педагогики, теории и практики воспитания и образования. Отдельные аспекты проблемы пола в образовании получили современную трактовку в тендерных исследованиях по социологии, социальной истории, психологии и в других, смежных с педагогикой науках. Реализация гендерно-полового подхода в образовании позволит по-новому взглянуть на воспитание детей разного пола.

Таким образом, воспитание представляет собой сложное и многоаспектное явление, место и значение которого в структуре ценностей той или иной цивилизации трудно переоценить.