О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ минфина о формах бухгалтерской отчетности организаций N 66н о формах бухгалтерской отчетности организаций

"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2010, N 10
КОММЕНТАРИЙ
К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.07.2010 N 66Н
"О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ"
Бухгалтерская отчетность по новым формам
Приказом от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) утверждены новые формы бухгалтерской отчетности:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках,
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
Последний отчет включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Некоммерческим организациям, за исключением указанных выше общественных организаций (объединений), рекомендуется применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений (п. п. 2 и 4 Приказа N 66н).
Организации остальных форм собственности, за исключением кредитных, а также государственных (муниципальных) учреждений, могут использовать данные формы при разработке собственных форм отчетности, которые представляются с 2011 г. (п. 7 Приказа N 66н).
Организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе (п. 6 Приказа N 66н). В бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках они включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В Приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках им следует приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В то же время малые предприятия вправе представлять отчетность и в полном объеме рекомендованных форм.
В годовых отчетах, представляемых в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, в формах после графы "Наименование показателя" организация вводит графу "Код", где указывает установленные коды показателей (п. 5 Приказа N 66н). Перечень кодов приведен в Приложении N 4 к Приказу N 66н. Они отличаются от тех, которые применяются сейчас и утверждены Приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 N 475/102н.
Приказ N 66н зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18023.
Грядущие изменения
В новых формах Минфин России реализовал часть готовящихся в ближайшее время изменений, которые также планируется ввести с отчетности за 2011 г. Проекты соответствующих приказов размещены на официальном интернет-сайте Минфина России.
Во-первых, финансовое ведомство подготовило проект изменений в ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
В соответствии с изменениями переоценка групп однородных основных средств по текущей стоимости будет производиться не на начало, а на конец отчетного года. Сумма уценки будет относиться не на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а на прочие расходы. А сумму дооценки основного средства, равную размеру предыдущей уценки, придется относить не на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), а на прочие доходы. Помимо этого исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования не подлежат переоценке.
В связи с этим соответствующие изменения будут внесены и в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Аналогичные изменения в части правил переоценки нематериальных активов будут внесены и в ПБУ 14/2007.
Во-вторых, планируется внести изменения в ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н, и ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
Изменения в ПБУ 3/2006 касаются учета курсовой разницы, возникающей в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, в рубли, отражаемой в бухгалтерском учете отчетного периода, за который составляется бухгалтерская отчетность организации. По новым правилам указанная разница подлежит зачислению не на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы, а на ее добавочный капитал. При прекращении организацией деятельности за пределами Российской Федерации (полном или частичном) часть добавочного капитала, соответствующая сумме указанных разниц, относящихся к прекращаемой деятельности, присоединяется к финансовому результату организации в качестве прочих доходов или прочих расходов.
В ПБУ 18/02 приведены новые формулировки некоторых норм. Применительно к раскрытию информации в отчете о прибылях и убытках они устанавливают, что в данном отчете отражаются не отложенные налоговые активы и обязательства, а их изменения.
В-третьих, подготовлено ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", которое заменит ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н. Новое ПБУ установит порядок отражения оценочных, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности.
Кроме того, Приказом, который введет в действие ПБУ 8/2010, планируется внести изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и в Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. В частности, у счета 96 предполагается сменить название с "Резервы предстоящих расходов" на "Оценочные обязательства".
В-четвертых, подготовлена новая редакция ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам": теперь это будет ПБУ 12/2010 "Операционные сегменты". Положение будет обязательно для организаций - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Они должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Другие организации будут применять ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими решения о раскрытии информации.
Безусловно, с появлением новых Положений по бухгалтерскому учету значительно увеличится трудоемкость составления отчетности: придется раскрывать больше информации для пользователей. Но изучение новых стандартов не стоит откладывать, т.к. их положения придется учитывать при составлении учетной политики и в настройке программ. Ведь для того чтобы с 2011 г. в отчетности, составленной по новым формам, правильно приводились сопоставимые данные за предыдущий год, нужно уже в 2010 г. вести соответствующую аналитику.
Детальное изучение
Рассмотрим нововведения, с которыми столкнутся наши читатели при изучении новых форм.
Отчет о целевом использовании полученных средств детально рассматривать не будем в связи с тем, что данная форма отчета не подверглась значительной переработке.
В названиях новых форм теперь не упоминаются их номера 1 - 6. Формы стали компактнее, поскольку представляющая отчетность организация будет самостоятельно определять, где детализировать и раскрывать информацию - непосредственно в конкретной форме отчетности или в пояснениях к ней.
В балансе и отчете о прибылях и убытках перед показателями статей появилась графа "Пояснения" для ссылок на пояснительную записку. Пояснения можно оформить в текстовом или табличном виде, используя образцы таблиц, приведенные в Приложении N 3 к Приказу N 66н. В последнем случае пояснения будут напоминать прежнюю форму N 5, только с измененными новыми показателями. Главное, чтобы текст имел нумерацию и на его разделы можно было дать ссылку рядом с соответствующей статьей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которым приводится расшифровка.
Пояснения, по-видимому, будут комбинированными, поскольку следует выполнить требования многих ПБУ по раскрытию информации: положения применяемой учетной политики, способы оценки, амортизации, сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и т.п. Представить эту информацию описательного характера в виде таблицы сложно. В то же время вполне можно в текстовый формат пояснений вставлять предлагаемые соответствующие таблицы (шаблоны) из Приложения N 3 для расшифровки имеющихся у организации существенных количественных показателей.
Автор рекомендует бухгалтерам обязательно обращаться к тексту последнего раздела всех существующих ПБУ "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности" и строго выполнять их требования. Не стоит руководствоваться только образцом, приведенным в Приложении N 3, т.к. все требования ПБУ разработчикам данных рекомендаций выполнить в табличной форме было невозможно. А аудиторы обязательно проверят полноту раскрытия информации в отчетности.
В новой форме бухгалтерского баланса реализовано требование п. 10 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. Сопоставимые данные будут представляться не на конец и начало отчетного периода, а за два года - на отчетную дату текущего отчетного периода, 31 декабря предыдущего года и 31 декабря года, который ему предшествует.
Отсутствует в обновленной форме баланса раздел "Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах", в разд. I "Внеоборотные активы" нет статьи "Незавершенное строительство" (или строки с подобным названием для отражения сумм, учитываемых на счете 08). Незавершенные вложения разработчики рекомендуют показывать по соответствующей статье, детализируя информацию только в пояснениях. В связи с этим у организаций могут возникнуть проблемы с налоговыми органами. Дело в том, что в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса РФ объект и база по налогу на имущество определяются по правилам бухгалтерского учета. У налоговых органов появится дополнительное основание требовать уплаты налога на имущество с любых затрат, отраженных на счете 08, а у налогоплательщика останется очень мало аргументов, чтобы противостоять этим требованиям. В колонке 1 по строке "Основные средства", конечно, будет отсылка к соответствующим данным таблиц. Но захотят ли их читать налоговые инспекторы?
В новой форме баланса после нематериальных активов введена новая строка "Результаты исследований и разработок", где раскрывается информация о данных активах по правилам ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н.
В названиях групп статей "Дебиторская задолженность" и "Финансовые вложения" изъяты слова "долгосрочная" и "краткосрочная", ведь достаточно того, что они помещены в соответствующем разделе баланса, убраны детальные расшифровки запасов, кредиторской и дебиторской задолженностей.
Группа статей "Займы и кредиты" получила в новой форме название "Заемные средства"; в пассиве баланса исключена статья "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов".
В разд. III "Капитал и резервы" баланса появилась строка для отражения переоценки внеоборотных активов. А добавочный капитал в следующей строке должен приводиться без учета переоценки.
В разд. IV "Долгосрочные обязательства" появился новый показатель "Резервы под условные обязательства". Раскрывать информацию о таких резервах нужно в соответствии с требованиями ПБУ 8/2010, очевидно, в новой его редакции.
В новой форме отчета о прибылях и убытках теперь указано просто "Выручка" и "Себестоимость продаж", показатель валовой прибыли дополнен в новой форме словом "убыток". Нет разбивки на разделы "Доходы и расходы по обычным видам деятельности" и "Прочие доходы и расходы", хотя квалификация выдержана и прочие доходы и расходы сохранены. Исключена таблица "Расшифровка отдельных прибылей и убытков".
Изменено представление информации о показателях, раскрываемых по требованию ПБУ 18/02.
Во-первых, сведения о постоянных налоговых обязательствах (активах) перекочевали в состав текущего налога на прибыль, поскольку данный показатель является частью текущего налога на прибыль.
Во-вторых, с учетом планируемых изменений в ПБУ 18/02, о которых мы упоминали выше, наименования статей "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы" изменены на "Изменение отложенных налоговых обязательств" и "Изменение отложенных налоговых активов".
Подвергся существенной переработке справочный раздел.
Теперь здесь следует приводить: результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода; результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода; совокупный финансовый результат периода. Совокупный финансовый результат определяется как сумма строк "Чистая прибыль (убыток)", "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода".
Скорее всего, это попытка Минфина России привести форму отчета к его международному аналогу, в котором отражается весь совокупный доход компании по правилам МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".
Структура отчета об изменениях капитала также приближена к форме, существующей в международной практике учета и отчетности.
Раздел I "Изменения капитала" отчета теперь называется "Движение капитала", хотя название самой формы осталось прежним. К графам, составляющим структуру капитала, добавлена графа "Собственные акции, выкупленные у акционеров".
Внесены изменения и в расшифровки составляющих статей "Увеличение величины капитала..." и "Уменьшение величины капитала...". В каждый из этих показателей по причине будущего изменения правил переоценки основных средств и нематериальных активов дополнительно введены строки "Переоценка имущества" и "Доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала" и соответственно "Расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала". Статья "Дивиденды" перенесена в группу статей "Уменьшение величины капитала", а "Чистая прибыль" - в "Увеличение величины капитала".
Предлагается указать по отдельным строкам, за счет каких составляющих произошло изменение добавочного и резервного капиталов. Ранее по резервному фонду требовалось показывать только отчисления в него.
Удалена расшифровка причины изменения капитала за счет результата от пересчета иностранных валют.
В новой форме отчета нет строк для изменения размера капитала в период между 31 декабря и 1 января. Ранее там присутствовали две строки для отражения этих причин - "Изменения в учетной политике" и "Результат от переоценки объектов основных средств". Исключение последней причины мы уже объяснили грядущими изменениями в ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007.
Исключение показателя "Изменения в учетной политике" объясняется тем, что это противоречило правилам их отражения в бухгалтерской отчетности, установленным п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Он требует изменение учетной политики отражать в бухгалтерской отчетности ретроспективно, т.е. должны пересчитываться все сравнительные показатели предыдущих периодов в соответствии с новой учетной политикой. Согласно требованиям абз. 2 п. 15 ПБУ 1/2008 при ретроспективном отражении изменений корректируется входящий остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период.
Подвергся переработке и раздел "Справки" отчета. Он теперь называется "Чистые активы" и содержит данные только об этой величине на 31 декабря отчетного года, прошлого отчетного года и года, предшествующего прошлому.
Отчет о движении денежных средств
Внесены изменения в формулировки и место расположения итоговых строк. Каждая группа строк, посвященных отдельному виду деятельности, заканчивалась в прежней форме показателем "Чистые денежные средства" по текущей (инвестиционной, финансовой) деятельности. Показатель рассчитывался как разность между поступлением и оттоком средств. В новой предложенной форме изменено название итоговой строки на "Результат движения денежных средств..." (по соответствующему виду деятельности). Помимо этого в конце отчета показывается общий "Результат движения денежных средств за отчетный период" путем сложения всех потоков.
Далее указывается "Остаток денежных средств на начало отчетного периода" (в прежней форме с этой строки отчет начинался). Затем путем сложения результата движения денег за период и остатка на начало периода получают значение строки "Остаток денежных средств на конец отчетного периода".
Остальные изменения касаются детальных расшифровок составляющих денежного потока по каждому из видов деятельности.
Л.П.Фомичева
Аттестованный аудитор
Минфина России,
налоговый консультант
Подписано в печать
16.09.2010

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДКРЛЦИИ

(МИНФИН РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 20.07.2010 г. 66н

Москва

О формах бухгалтерской отчетности организаций

(с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н. от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н. от 06.04.2015 № 57н)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бух!алтсрской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258: № 49. ст. 4908: 2005, № 23, ст. 2270; № 52, ст. 5755; 2006, № 32. ст. 3569; № 47, ст. 4900; 2007. № 23, ст. 2801; № 45, ст. 5491; 2008. № 5, ст. 411; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 8. ст. 973; № 11. ст. 1312; № 26, ст. 3212; №31, ст. 3954; 2010, № 5, сг. 531; № 9, ст. 967; № 11, ст. 1224). приказываю:

1.

2.

а) форму огчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств:

в) форму огчета о целевом использовании средств.

3.

4.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

5. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после 1рафм «Наименование показателя» приводится графа «Код». В 1рафе «Код» указываются

6.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

6.1. Утвердить упрошенные формы бухгалтерского баланса отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно приложению № 5 к настоящему приказу.

6.2. Утратил силу - приказ Минфина России от 06.04.2015 № 57н.

7.

    А. Л. Кудрин

    Заместитель Председателя
    Правительства Российской Федерации -
    Министр финансов Российской Федерации

Приложения к Приказу:

Приложение №1:

Приложение № 2:

Приложение №3:

Приложение №4:

Приложение №5:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДКРЛЦИИ

(МИНФИН РОССИИ)

от 20.07.2010 г.66н

О формах бухгалтерской отчетности организаций (с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н. от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н. от 06.04.2015 № 57н)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бух!алтсрской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258: № 49. ст. 4908: 2005, № 23, ст. 2270; № 52, ст. 5755; 2006, № 32. ст. 3569; № 47, ст. 4900; 2007. № 23, ст. 2801; № 45, ст. 5491; 2008. № 5, ст. 411; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 8. ст. 973; № 11. ст. 1312; № 26, ст. 3212; №31, ст. 3954; 2010, № 5, сг. 531; № 9, ст. 967; № 11, ст. 1224). приказываю:

1. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах согласно приложению № 1 к настоящему Приказу.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04,2015 № 57н)

2. Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах согласно приложению № 2 к настоящему приказу:

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

а)форму огчета об изменениях капитала;

б)форму отчета о движении денежных средств:

в)форму огчета о целевом использовании средств.

(в ред. приказов Минфина России от 04.12.2012 № 154н, ш 06.04.2015 № 57н)

3. Установить, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных пунктами I и 2 настоящего приказа.

4. Установить, что иные приложения к бух!алтсрскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее - пояснения):

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

а)оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

Абзац утратил силу - приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н.

5. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после 1 рафм «Наименование показателя» приводится графа «Код». В 1 рафе «Код» указываются

колы показателей согласно приложению № 4 к настоящему приказу.

В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрошенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

(абзац введен приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н, в ред. приказов Минфина России от 04.12.2012 № 154н. от 06.04.2015 № 57н)

6. Установить, что организации, которые вправе применять упрошенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность но следующей упрошенной системе:

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

а)в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

б)в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгатгерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1-4 настоящего приказа.

(в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

6.1. Утвердить упрошенные формы бухгалтерского баланса отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно приложению № 5 к настоящему приказу.

(п. 6.1 введен приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н, в ред. приказа Минфина России от 06.04.2015 № 57н)

6.2. Утратил силу - приказ Минфина России от 06.04.2015 № 57н.

7. Установить, чго настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

1.Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

а) форму отчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств;

в) форму отчета о целевом использовании средств.

2. Установить, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов.

3. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код". В графе "Код" указываются коды показателей. В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

4. Установить, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность.

5. Утвердить упрощенные формы бухгалтерского баланса отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Вопрос 2.Понятие, классификация и общие требования к бухгалтерской отчетности.

Отчетность, формируемая в рамках предприятия раскрывает различные стороны его функционирования и подразделяется на оперативную, бухгалтерскую, налоговую, статистическую и управленческую.

Оперативная отчетность – это отчетный документ, в котором отражаются данные об изменениях в работе п/п, сведения о выполнении планов и графиков выпуска продукции, движение транспорта и т.п.(за промежутки времени (день, декада и т.п.).

Статистическая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, в ней находят отражение отдельные показатели хоз. деятельности п/п, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Налоговая отчетность характеризует состояние обязательств предприятия, связанных с исчислением и уплатой налогов и др. обяз. платежей (в органы налоговых служб и внеб.фонды)

Управленческая отчетность представляет собой комплекс показателей, выраженных в ден. и нат. единицах, а так­же аналитических материалов, которые характеризуют результаты альтернативы и планы финансово-хоз. деятельности п/п для целей контроля и управления организацией на любой момент времени.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляется по данным бухгалтерского учета.

В соответствии с ФЗ № 402 О БУ от 6 декабря 2011 года, который вступил в действие с 01.01.2013 г. бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная с треб. ФЗ.

БО можно классифицировать по различным признакам: по периодичности;по охвату; по назначению;по специализации.

1) По периодичности бухгалтерскую отчетность подразделяют на: годовую (отчеты за год);текущая (внутригодовая).

Текущая отчетность составляется на внутригодовую дату. Теку­щая бо называется промежуточной. К ней от­носится месячная и квартальная отчетность. Требование в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Текущие отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев.

Годовая отчетность составляется по окончании года и харак­теризует все стороны хоз. деятельности п/п за финансовый год.

2) По охвату бухгалтерскую отчетность подразделяют на:

1. Индивидуальную - характеризует положение и результаты деятельности отдельно действующего субъекта.

2. Сводную - составляется министерствами и ведомствами или по филиалам, которые не являются сам. юр.лицами.

3. Консолидированная отчетность раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.).

3) По назначению бухгалтерскую отчетность подразделяют на: внутреннюю; внешнюю.

Внешняя о служит источником информации для внешних пользователей о финансовой устойчивости и платежеспособности п/п. Внутренняя о удовлетворяет информ. потребности субъекта в процессе принятия им упр. решений.

4) По уровню специализации отчетность может характеризовать итоги деятельности п/п в целом и потому являться общей, а может раскрывать лишь отдельные стороны этой деятельности (например, характеризовать материально-техническое снабжение и т.п.), а потому рассматриваться как специализированная.

Приложение N 2. Формы отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств Приложение 2.1. Форма отчета о целевом использовании средств Приложение N 3. Пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах Приложение N 4. Коды строк в формах бухгалтерской отчетности, указываемые в годовой бухгалтерской отчетности организации, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти Приложение N 5. Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств Приложение N 6. Формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций (утратило силу)

С изменениями и дополнениями от:

5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 г., 6 апреля 2015 г., 6 марта 2018 г., 19 апреля 2019 г.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), приказываю:

2. Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах согласно приложению N 2 к настоящему приказу:

Информация об изменениях:

Приказ дополнен пунктом 2.1 с 27 мая 2018 г. - Приказ

2.1. Утвердить форму отчета о целевом использовании средств согласно приложению N 2.1 к настоящему приказу.

4. Установить, что иные приложения к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств (далее - пояснения):

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

Информация об изменениях:

Приказ дополнен пунктом 4.1 с 1 июня 2019 г. - Приказ Минфина России от 19 апреля 2019 г. N 61н

4.1. Установить, что указание кодов в кодовой зоне заголовочной части каждой составляющей части бухгалтерской отчетности, предусмотренной пунктами 1 , и 2.1 настоящего приказа, осуществляется в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции (данных) приводится организацией в соответствии с указанным по строке общероссийским классификатором

5. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код". В графе "Код" указываются коды показателей согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

6. Установить, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящего приказа.

6.1. Утвердить упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

7. Установить, что настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Информация об изменениях:

Приказ дополнен пунктом 8 с 27 мая 2018 г. - Приказ Минфина России от 6 марта 2018 г. N 41Н

8. Организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные настоящим приказом, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.

Регистрационный N 18023

Утверждены новые формы документов, включаемых в бухотчетность юрлиц (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Это бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств, об их целевом использовании. Последний из отчетов составляется общественными организациями (объединениями), которые не занимаются предпринимательством и не имеют кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Ранее в бухгалтерском балансе данные приводились на начало и на конец отчетного периода. Теперь сведения отражаются на отчетную дату указанного периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует.

Из состава внеоборотных активов исключено незавершенное строительство. В то же время к ним отнесены результаты исследований и разработок. В III разделе баланса (капитал и резервы) в том числе отражается переоценка внеоборотных активов. Новый показатель в IV разделе (долгосрочные обязательства) - резервы под условные обязательства. Исключена справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Многие показатели теперь не детализируются (запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, резервный капитал).

В отчете о прибылях и убытках справочно указываются также результаты от переоценки внеоборотных активов, от прочих операций, не включаемые в чистую прибыль (убыток); совокупный финансовый результат. Расшифровка отдельных прибылей и убытков не приводится.

Субъекты малого предпринимательства формируют бухотчетность по упрощенной системе.

Приказ вступает в силу начиная с годовой бухотчетности за 2011 г.


Регистрационный N 18023


Настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.