Особенности образования древнерусского государства. Этапы формирования древнерусского государства Формирование древнерусского государства происхождение и особенности

Во время великого переселение народов,восточные славяни основали землю Русскую,переселились на неё.

Славяне: южные,западные и восточные

Основные виды деятельности были :с/х,охота,животноводство,рыболовле

Социальные отношения - родоплемянной строй

Рабства не было. Военноплеменных восточные славяне превращали в свободных труженников

Основная религия: язычество-поклонение силам природы,многобожие.

Главный Бог -Ярило либо Перун (Бог войны)

В ходе развития восточных славян создаются предпосылки создания древнерусского государства.

Особенности образования древнерусского государства:

  1. Совершенствуются орудия труда
  2. Выделение ремесла от с/х (появляются города,огород,появляются купцы,развивается торговля)
  3. Усиление социального неравенства

Государство образовывалось потому,что нужно было защищаться от своих соседей.

Восточные словяне платили дань Варягам до 860г.

Южные племена вплоть до 965г.платили дань Хазарскому каганату

Святослав пошёл на Вятичей,но их там не оказалось.Нашёл их,спросил:"Кому дань платите?",ответили:"Хазарам",а Святослав:"Платите дань мне,а я вас буду защищать от Хазар".

В 965г.разгромил Хазарский каганат со столицей Итиль.Хазарский каганат перестал существовать.

Руссо:концепция образования государственности-свободный договор.Договор между теми,кто имеют средства производства и теми,кто не имеют их.

Образование государства – это итог длительного и сложного развития общества. Объективные предпосылки для этого сформировались у восточных славян в 6-9 вв.

Экономические предпосылки:

  • Переход к пашенному земледелию
  • Отделение ремесла от земледелия
  • Сосредоточение ремесла в городах (погостах)
  • Возникновение меновых отношений
  • Преобладание свободного труда над рабским

Политические предпосылки:

  • Потребность родоплеменной знати в аппарате защит своих привилегий и захвата новых земель
  • Формирование племенных союзов славян
  • Угроза нападения внешних врагов
  • Достаточный уровень военной организации

Социальные предпосылки:

  • Смена родовой общины на соседскую
  • Возникновение социального неравенства
  • Наличие патриархальных форм рабства
  • Складывание древнерусской народности

Духовные предпосылки:

  • Общая языческая религия
  • Схожие обычаи, обряды, общественная психология

Особенности формирования

Русь занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных границ в пределах равнинного пространства, поэтому в ходе государственного становления она приобретала особенности как восточных, так и западных типов цивилизаций.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов на значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разными уровнями развития, культуры, создавать сильную государственную власть.

Образование государства

Государство восточных славян – Русь – возникло путем подчинения племенному союзу полян (с политическим центром в Киеве) других племенных союзов.

К началу 9 века у славян сложилось 2 противогосударственных образования: на юге – Киевское и на севере – Новгородское.

Согласно «Повести временных лет» основателем новой княжеской династии на Руси стал варяжский князь Рюрик, приглашенный в 862 году верхушкой враждовавших северных племен в Новгород на княжение (+ его братья: Синеус – Белоозеро, Трувор – Изборг).

Преемник Рюрика Олег, прозванный Вещим, в 882 году захватил Киев, убив правивших в этом городе князей Аскольда и Дира. Удачный поход князя Олега на Киев привел к объединению Новгородской и Киевской земли в Древнерусское государство – Киевскую Русь.

1. Происхождение восточных славян

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в сер. 2 тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.

Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, - пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра - кривичи, у оз. Ильмень - словене, по Оке- вятичи, в Белоруссии - дреговичи и радимичи, на среднем Днестре - тиверцы, между Днепром и Днестром - уличи, в Прикарпатье -дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины - верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.

О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун - бог войны и грома, Велес - скота и торговли, Даждьбог - солнца, Стрибог- ветров, Мокошь - верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Особенности можно разделить на(по консультации Выборнова):

Физико-географические (таежная зона+ широколистные леса+ зона степи)

Демографические (малая плотность населения)

Природно-климатические

Хозяйственные (зависимость юга и севера на Руси, комплексность –на Западе)

Формационная

Складывание государственного феодализма

Введение общей религии (христианства) из-за необходимости общей идеологии

Временная особенность (опоздание на 200 лет от Запада).

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг. Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика.

У Святослава было 3 сына – Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк правил в Киеве, Олег в древлянской земле, а Владимир в Новгороде. После гибели Святослава между его сыновьями началась усобица, в результате которой Олег Древлянский был убит, Владимир, собрав большое войско, разбил Ярополка, став князем Киевской Руси. Известно, что Владимир был ярым язычником, что доказывает тот факт, что он в 980 г. провел языческую реформу, объявив Перуна высшим божеством, покровителем князя и княжеской дружины.

Причины принятия христианства.

1. Выгодное торговое сближение с Византией.

2. Сближение с христианской Европой (династические браки)

3. Усиление власти князя (обожествление княжеской власти – «князь – помазанник божий»).

4. Объединение разных восточнославянских языческих племен на основе единой веры, идеологии, культуры и морали. Создание единого русского народа, нации.

5. Обещание людям воскрешения после смерти.

Летом 988 г. пришли византийские священнослужители в Киев. Киевлянам было предложено спустить в Днепр, зайти по пояс в воду, где они и были крещены все вместе. Сам процесс христианизации восточных славян проходил более 100 лет. Например, новгородцев, народ вольный, крестили очень жесткими методами. Принятие христианства было очень важным событием в нашем государстве. После 988 г. очень сильно и позитивно изменилась жизнь восточных славян, их культура и в течение тысячелетия складывался русский менталитет. С христианством наш народ получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, - основы, без которых для народа нет истории. Но некоторые историки считают, что православие способствовало утверждению крепостничества (когда один человек владеет другим, синоним рабства) в нашем государстве, так как призывало к покорности и терпению, но это спорный вопрос.

Ярослав предпринимал ряд военных экспедиций против соседних земель и народов. В1030 г. он совершил успешный поход в землю прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев. Совершал он также походы в землю Литовскую и в землю Мазовецкую. В 1043 г. имел место последний русский поход в Византию: Ярослав послал «на Греки» своего сына Владимира с большим войском, но поход окончился полной неудачей.

Зато полным успехом закончилась борьба Ярослава с печенегами, которым он нанес решительное поражение в битве под Киевом в 1036 г. Затем Ярослав создает прочную защиту Руси против степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных окраин. Время правления Ярослава – это эпоха процветания Киевской Руси, ее политического единства и могущества. Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый.

В своей внутренней политике Ярослав был неутомимым строителем Руси. Он способствовал распространению и упрочнению христианства в обширных пределах своего государства. Начинаются грандиозные, по тому времени работы. Вызывая мастеров из Византии, Ярослав строил храмы – один из самых знаменитых это Софийский собор – резиденция митрополита «Киевского и всея Руси». В 1054 году во главе церкви встал первый митрополит не из греков, а из русских – Илларион, создавший церковно-политический трактат «Слово о Законе и Благодати». Возникают первые русские монастыри, в их числе Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.

Именно в годы правления Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая и книгописная деятельность. Ярослав очень любил книги. Он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. По всей земле собирали детей и обучали их грамоте.

Внутренняя деятельность Ярослава была также направлена на укрепление и украшение стольного города Киева. В первой половине XI столетия Киев – растущий торгово-ремесленный, административный и культурный центр Руси – вновь расширяется. Значительно увеличившуюся территорию Киева Ярослав обнес новой линией укреплений и построил Золотые ворота. Киев в это время находился в оживленных торговых и дипломатических отношениях не только с Византией, но и с иными европейскими странами.

Развитие Древнерусского государства

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть


1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Особенности образования

Особенности образования Древнерусского государства.

1. Особенности образования государства Киевская Русь

2. «Призвание варягов»

3. Становление государства Киевская Русь.

Процесс становления государственности восточных славян растянулся на несколько столетий и завершился при­мерно в середине IX в. Возникновение же государства на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причи­нами:

экономическими - рост производительности труда, углубившееся разделение труда в I тысячелетии н. э., развитие меновой и денежной торговли, разложение первобытнообщинного строя, возникновение соседской общины с частной собственностью отдельных семей;

социальными - разложение патриархального рода, возникновение неравенства, раскол общества, в котором выделилась знать (у славян - князья и бояре), окружившие себя дружиной. Основную часть общества составляла масса свободных общинников. В дальнейшем в ходе войн, которые вела знать ради упрочения своего богатства и положения, появились рабы (у славян - челядь, холопы) из числа военнопленных;

политическими - упадок демократических органов родового строя. Роль народного собрания (веча) сокращалась. Возрастала роль князя и его окружения. Возникла необходимость государства как органа, призванного обеспечить господство верхушки и поддержать общественный порядок в ее интересах;

идеологическими - перемены в славянском язычестве. Если сначала оно было системой верований, обожествлявшей род и природу, то затем с появлением кровавого культа Перуна - бога грома и молнии, покровителя князя идружины - оно стало более соответствовать новым общественным отношениям.

В силу этого государственность у восточных славян стала складываться задолго до IX в. Первыми ее формами были местные (территориальные или племенные) княжения, не выходившие за рамки союзов племен - полян, древлян, вятичей и т. д., включавшие в себя город с округой. Такое княжение было уже в конце V-VI вв. вокруг Киева, описываемое в легенде о братьях Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди. Летописец "Повесть временных лет" рассказывает об основании Киева: братья Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбедью жили между полянами на трех горах, из которых две были названы Щековицей и Хоривицей. Они жили звероловством, построили город и назвали именем старшего брата Киевом. Летопись сообщала о наличии таких княжений у полян, древлян, ильменских славян в Новгороде, полочан в Полоцке, кривичей в Смоленске. В конце VIII в. князем в Новгороде был некий Бравлин, ходивший походом в 787 г. со своей дружиной в Крым, во владения Византии.


Будучи сравнительно небольшими политическими объеди­нениями, эти княжения часто воевали друг с другом. Подвергались они и внешним нападениям: на севере в VIII-IX вв. - норманнов (викингов, варягов), на юге - аваров, а также хазар, создавших Хазарский каганат, дер­жавших в даннической зависимости полян, северян, вятичей и радимичей.

Внешняя опасность была одной из причин (хотя и неглавной), способствовавших объединению восточнославянских племен и княжеств в единое государство. Наиболее крупными объединениями восточных славян были киевское и новгородское, соперничавшие между собой за первенство. Новгорода к середине IX в., правда, еще не было. Само его название позволяет утверждать, что он был новым городом по отношению к другому центру ильменских славян. Ученые называли в качестве такого Ладогу, Старую Руссу или Славию. «Призвание варягов» ускорило объединительный процесс, завершившийся в 882 г. захватом новгородской дружиной Киева.

Ядро Киевской державы складывалось вдоль одной из крупнейших торговых артерий Восточной Европы - «Пути из варяг в греки». Подчинение его киевскому князю было жизненной необходимостью в условиях, когда верхушка русского общества только формировалась. Ведь одним из источников существования того времени были военные походы против соседей и торговля с ними.

Несмотря на верхушечный захват власти в стране, варя­ги не предприняли разрушения местной славянской систе­мы управления - племенные княжения продолжали существовать и в X в. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами во главе с князем Малом. Княжение Мала было племенным, зависимым от Киева и платившим ему дань, которую Игорь решил взять «без меры», что вызвало восстание и его гибель, а затем месть его вдовы, княгини Ольги. И только после этого княжение было уничтожено, Мал убит, а его дочь Малуша стала ключницей, рабыней у Ольги. Сын Оль­ги, Святослав, изнасиловал Малушу, у него появился вне­брачный сын Владимир, будущий великий князь, герой рус­ских былин. Киевская варяжская власть истребила только самого Мала как непримиримого своего врага. Сына же, знаменитого Добрыню, и других родственников, оставшихся после «наведения порядка», использовала как звенья мест­ной администрации. Добрыня стал воеводой. Ольга созна­тельно пошла на это, чтобы успокоить древлян. Ведь сестра Добрыни, Малуша, была опозорена и это взывало к мести. Вхождение именитых древлян в киевскую администрацию помогло крепче держать побежденное племя в подчинении. Однако не стоит думать, что сам Добрыня смирился: есте­ственно, своего племянника Владимира, к которому был приставлен как «дядька», он воспитывал в антиваряжском духе. Ольга вынуждена была это терпеть. Таким образом, мудрость женщины цементировала государство. Киевские князья присоединили все восточнославянские племена. По­следними были вятичи, присоединенные к Киеву Святосла­вом в 965 г. и с этого времени начавшие платить ему дань.

Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей - они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.

Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.

Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья - сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.

На втором этапе на установление оказали большое влияние внешние факторы - вмешательство хазар и норманнов.

По данным финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.