Падеж имен прилагательных 4. Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)". Мы не можем это сделать

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

Цель : познакомить учащихся со склонением имён прилага-

тельных и алгоритмом определения падежа имени

прилагательного.

Задачи:

    составить алгоритм определения падежа имени

прилагательного, научиться пользоваться им

в практической деятельности;

    развивать устную и письменную речь учащихся, их акцентологические навыки;

    воспитывать интерес к литературе, искусству.

Оборудование:

    рабочие тетради, учебники;

    «Словарь иностранных слов»;

    карточки для учащихся

    конверты с карточками для рефлексии.

Ход урока

    Организационный момент.

– Вспомните, ребята, важное для любого урока правило: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки!». Проверьте порядок на своих рабочих местах. Теперь можем начинать урок. Садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас я предлагаю вам устно выполнить задание, аналогичное

домашнему, только словосочетания записаны на доске не

в готовом виде. Их надо составить, подобрав к прилагательному

подходящее по смыслу существительное (поставить стрелки ). При чтении

обращайте внимание на правильную постановку ударения.

(После непродолжительного обдумывания один ученик выполняет задание

у доски, выделяет окончания прилагательных, определяет его число, род.)

гли́няный песни

и́вовая утро

украи́нские кувшин

а́вгустовское рынок

ку́хонная ветка

опто́вый мебель

– Что вы запомнили о прилагательном с прошлого урока? (В парах подготовьте два вопроса отвечающему у доски ученику. Оценивание ответа у доски.)

(Главное, что прилагательные изменяются по числам, а в ед. числе – по родам.)

    Актуализация знаний.

А. Чистописание.

– Ребята, как всегда в начале урока мы совершенствуем свои

каллиграфические навыки. Для тех, кто забыл, давайте напомним,

что каллиграфия – это … Продолжите мою мысль.

(При затруднении подготовленный ученик зачитывает соответствующие строки

из «Словаря иностранных слов».)

– Выполним краткий фонетический анализ данного слова.

(В этом слове 5 слогов, ударение падает на 3-й слог -гра-, 11 букв, 11 звуков,

5 гласных, 6 согласных.)

– Почему звуков и букв одинаковое количество, ведь буква я после гласной

Обозначает два звука?

(Однако удвоенная согласная лл обозначает один долгий звук [ л " ].)

– Рассмотрите записанные на доске буквосочетания. Что у них одинаковое?

(По две буквы.) Запишите их в свои тетради, не пропустите. Это важно!

(Их 10.)

– Какие из буквосочетаний являются значимыми частями речи?

(Сущ. ил, щи – подчеркните одной чертой; мест. он, ты – двумя чертами. )

– Какие из буквосочетаний являются частями слова? Какими именно?

(Окончаниями. )Окончания существительных обведите овалом.

– В какой форме существительные имеют такие окончания?

(В форме мн. числа, Д., Р. или В.п .) Окончания прилагательных обведите

прямоугольником. Каких окончаний прилагательных не хватает?

Запишите их на следующей строке.

яя ее ий ой ие

Б. Тест.

– Мы с вами недавно стали изучать новую часть речи – имя прилагательное.

Теперь на каждом уроке нас ждут маленькие открытия. Но чтобы их

сделать, надо хорошо помнить уже изученный материал. Давайте в форме

небольшого теста повторим наши знания о существительных и

прилагательных. Если вы согласны с моим высказыванием, ставьте на

строке знак + , если не согласны – знак - .

    Имя прилагательное – это значимая часть речи.

    Имя прилагательное отвечает на вопросы: кого? кому? кем? о ком?

    Имя прилагательное обозначает признак предмета.

    Имя прилагательное в предложении связано с глаголом.

    Прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более точной, ясной и выразительной.

    Имена существительные и имена прилагательные изменяются по числам.

    Все имена прилагательные изменяются по родам.

    Имена прилагательные в И. падеже имеют окончания -ой, -ай, -ей, -ёй.

    Имя прилагательное зависит от имени существительного.

    В предложении прилагательное является дополнением.

Самопроверка с доски . Учитель открывает запись : + - + - + + - - + -

При наличии ошибок у отдельных учащихся учитель индивидуально прорабатывает с ними вопросы, вызвавшие затруднение.

4. Формулировка темы урока, постановка целей.

– Предпоследний вопрос теста очень важен для нашего сегодняшнего

урока. Давайте повторим его. А теперь послушайте стихотворение

Ю.Карасёва «Приключения зелёного листа» и с его помощью попробуйте

определить тему сегодняшнего урока.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу,

Лапой – хвать зелёный лист, дескать, поиграем.

«Не хочу», -- парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,

Но шалун-листок упал, головой лишь покачал…

Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Если дети не смогли сами сформулировать тему урока, вступаю с ними

в подводящий диалог:

    Какое словосочетание часто встречается в стихотворении?

    Какое слово главное в этом словосочетании, а какое зависимое?

    Какие грамматические категории мы можем определить у существительного «лист»? (Род, число, падеж .)

    Значит, если прилагательное полностью зависит от существительного, то и у прилагательного «зелёный» мы можем определить … (Род, число, падеж .)

    Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Определять падежи имён

прилагательных, а это значит, тема нашего урока – «Склонение имён прилагательных». )

Выписываем словосочетание «зелёный лист» из стихотворения, определяем

падеж прилагательного по падежу существительного с комментированием .

(Чтобы правильно написать окончание прил., ставим к нему вопросы.)

    Работа по теме урока.

А. Создание алгоритма определения падежа имени прилагательного.

– Итак, мы с вами поупражнялись в определении падежа имени

прилагательного «зелёный». А теперь давайте составим

алгоритм определения падежа у любого прилагательного.

(В ходе беседы выявляются три основных шага в определении падежа

прилагательного, учитель корректирует ответы детей и постепенно открывает

на доске запись алгоритма.)

Алгоритм

определения падежа имени прилагательного.

    1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

    3. Падеж прилагательного (такой же).

– Давайте проверим правильность нашего алгоритма по учебнику. Упр. 389.

вопросы к тексту, меняясь ролями «учитель» – «ученик».

(Учитель в это время раздаёт листочки с отпечатанным на них алгоритмом

для индивидуального пользования.)

Б. Физкультминутка.

(Проводится в виде игры «Синонимы – антонимы».)

Ученики встают в исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

Учитель называет пары прилагательных. Если это пара синонимов, нужно присесть,

а если антонимов – стать на носочки, руки поднять вверх.

Чёрный – белый, робкий – трусливый, ласковый – нежный, высокий – низ-

кий, молодой – старый, молчаливый – неразговорчивый, вежливый – гру-

бый, огромный – гигантский, печальный – весёлый, вкусный – аппетитный.

В. Словарная работа.

– Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно познакомиться

с новым словарным словом. Угадайте его:

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

(Запись слова в тетради .) Происхождение этого слова узнаете из текста

упр.392. (Самостоятельное чтение текста. Ответы на вопросы.)

– А теперь я предлагаю вам повести аукцион: нужно подобрать как можно

больше имён прилагательных к существительному «стрекоза». Кто

называет последнее прилагательное, идёт работать у доски.

Итак, стрекоза (какая?) …

(Победивший ученик выходит к доске, читает предложение и объясняет

расстановку знаков препинания в нём.)

П_прыгунья-стрекоза лето красн_е пр_пела огл_нуться

не успела как з_ма катит в гл_за.

подчёркивают грамматическую основу и определяют падеж прилагательного.

известного русского писателя запомнили все вы, я предлагаю вам

разгадать кроссворд, состоящий из словарных слов

(на листочках у каждого ученика):

1. Детёныш лошади.

3. Продукт питания, закатанный в банку.

4. Костюмированное представление.

5. Синоним слову «опрятно».

6. Название нашего города.

– В одной из строк по горизонтали прочтите фамилию известного русского

баснописца. (Крылов.) С его баснями мы ещё будем знакомиться на

уроках литературного чтения.

Г. Работа с деформированным текстом.

– Ребята, прочитайте записанный на карточках текст. (Дети читают самост .)

Рафаэль.

– Всё ли в нём понятно? (Нет .) Как вы думаете, какое задание я хочу вам

предложить? (Изменить порядок абзацев .) Поставьте порядковые номера

абзацев впереди. Кому трудно это сделать, можно взять у меня подсказку.

(Слабым ученикам предлагаю вопросный план этого текста, см. Приложение №1.)

– Читаем вслух исправленный текст. На какую тему написан текст? Какова

его основная мысль? Готовимся записать под диктовку первый абзац.

(Дети называют и подчёркивают орфограммы в словах. Работают «цепочкой». )

Запись под диктовку. Определение падежа прилагательных по алгоритму.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Итак, ребята, чем же мы занимались сегодня на уроке? Воспользуйтесь

карточками с пробелами (у всех учеников на партах) и сделайте важные

обобщения по теме нашего урока.

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же ___ , ___ и ___ , что и имя ___ , с ним связанное.

    найти в предложении ___ , с которым связано данное

прилагательное;

    определить ____ имени ____ ;

    такой же _____ будет иметь и имя прилагательное.

С помощью цветных карточек в конвертах оцените свою работу на уроке.

Ученики поднимают вверх карточки со следующими надписями:

    Я работал (а) на уроке в полную силу.

    Я работал (а) на уроке хорошо.

    В следующий раз я постараюсь работать лучше.

Учитель отмечает тех, кто объективно оценил свою активность на уроке

и благодарит учащихся за хорошую работу.

8. Домашнее задание.

Шесть наиболее активных учеников получают домашнее задание

на лепестках ромашки, вывешенной за доской. Остальные – упр. 390.

Приложение № 1.

План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

    2. Где художник учился живописи?

    3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

    4. Почему люди помнят Рафаэля?

Оформление доски.

Тема: Склонение имён прилагательных.

ая он ам ил ов ое ты ый щи ые

П_прыгун_я-стрекоза

Лето красн_е пр_пела

Огл_нуться не успела

Как з_ма катит в гл_за.

глиняный песни

ивовая утро

украинские кувшин

августовское рынок

кухонная ветка

оптовый мебель

Алгоритм

определения падежа имени

прилагательного.

1. Найти: сущ . прил.

2. Падеж существительного(какой?).

3. Падеж прилагательного(такой же).

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Обобщение по теме урока.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    найти в предложении ______________ , с которым связано данное прилагательное;

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    определить _________ имени ____________________ ;

    такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

    определить _________ имени ____________________ ;

    такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

    определить _________ имени ____________________ ;

    такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.

Я работал (а) на уроке

в полную силу.

Я работал (а) на уроке

в полную силу.

Я работал (а) на уроке хорошо.

В следующий раз я постараюсь

    работать лучше.

В следующий раз я постараюсь

    работать лучше.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном
числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять окончания; способствовать развитию
умений составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных
и имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке
Познакомятся с понятием «склонение имен прилагательных», с особенностью изменения по падежам имен
прилагательных в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; составлять
слово­сочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделять их окончания
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изу­
чаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель
и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать
выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с
учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других
народов; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые

(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
15).
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 14).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте план рассказа на тему «Моя
любимая игрушка».
– Прочитайте рассказ так, чтобы слушатели
представили эту игрушку и поняли, что она вам
нравится.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают план.
1. Как эта игрушка попала ко мне.
2. Какая она (описание).
3. Как я с ней играю.
4. Почему это самая любимая моя игрушка.
Читают составленные рассказы. (См. РМ,
Приложение 2.)
– Рассмотрите схемы слов. По какому признаку вы
догадались, что слова, имеющие такую структуру,
– имена прилагательные?
– Прочитайте имена прилагательные, назовите их
род и число. Какие слова, имеющие такой состав,
вы записали под каждой схемой?
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и
четверостишие.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [г’] и [г].
– Запишите соединения с буквой «г».
Читают записи в рабочей тетради,
Ранняя (ж. р., ед. ч.).
Золотистый (м. р., ед. ч.).
Розовое (ср. р., ед. ч.).
Морская (ж. р., ед. ч.).
Выполняют чистописание.
Глаза не на месте – совесть нечиста.
Гол как сокол.
Грибочек, грибок,
Масленый бок,
способы
деятельности
учащегося
4
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Прини­мать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять вы­
сказанные
мнения по
существу
полученного
задания.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы­

1
2
– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук­ву
«г».
3
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Е. Трутнева
(См. РМ, Приложение 3.)
Продолжение табл.
4
сказывание
в устной
форме.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных
задач
аа
Герб – герб (Р. п.), герб (мн. ч.).
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
ыа
Организует работу над словом с непроверяемым
написанием.
– Отгадайте ребус.
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 4.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Работа над
словами с
непро­
веряемым
написанием
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним понятие «падеж»;
научимся определять падеж имен прилагательных
Принимать
и сохранять
учебную
задачу. Делать
выводы
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Осуществлять
анализ
объектов

1
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
16).
Работа по
учебнику
(упражнение
17)
2
3
Продолжение табл.
4
– Прочитайте таблицу «Изменение по падежам
имен прилагательных в единственном числе».
Какие имена прилагательные склоняются одина­
ково?
– Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей,
любое из данных имен прилагательных
вместе с именем существительным
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике.
Делают в ы в о д: имена прилагательные, как
и имена существительные, изменяются по
падежам, то есть склоняются. Имя прилагательное
всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что
и имя существительное, с которым имя
прилагательное связано по смыслу.
Склоняют существительное и прилагательное
в словосочетании.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
об овощн
суп
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа по
учебнику
(упражнение
18).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
– Прочитайте. Определите падеж имен
существительных.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Участвуют в обсуждении вопросов
по теме.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое выска­
зывание
в устной фор­

1
2
3
– Подберите к каждому имени существительному
подходящее по смыслу имя прилагательное
из слов для справок. Запишите словосочетания.
– Укажите падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделите их окончания.
– Прочитайте памятку, как определить падеж
имени прилагательного, и образец рассуждения
Записывают словосочетания. Указывают падеж
имен существительных и имен прилагательных,
выделяют их окончания.
Из шелков
(Р. п.) ткан (Р. п.), около высо­
к
(Р. п.) здани (Р. п.), по голуб
(Д. п.)
неб (Д. п.), к лесн
(Д. п.) сторожк (Д. п.),
в открыт (В. п.) окн (В. п.), интересн
(В. п.) спектакль
(В. п.), серебрист
(Т. п.)
ине
(Т. п.), под молод
(Т. п.) березк

(П. п.) медвед (П. п.).
(Т. п.), о бур
Выполняют морфологический разбор слова.
Инеем – сущ., чем?, нач. ф. – иней,
неодушевленное, нарицательное, м. р., 2­е скл.,
ед. ч., Т. п.,
дополнение.
Анализируют памятку. Рассуждают по образцу.
(См. РМ, Приложение 5.)
Продолжение табл.
4
ме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи
Работа по
учебнику
(упражнение
19)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению и
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Прочитайте отрывок стихотворения М.
Лермонтова.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетические упражнения, работу со словарями.
Понимать
на слух отве­
ты одноклас­
сников. Слу­зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
е высказывания
Списывают стихотворение. Указывают части
речи.
На (предл.) севере (сущ.) диком (прил.)
стоит (гл.) одиноко (нареч.)
На (предл.) голой (прилаг.) вершине (сущ.)
сосна (сущ.)
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Определяют падеж выделенных имен
существительных.
(На чем?) На севере диком (П. п.), (на чем?) на
голой (П. п.) вершине, (чем?) снегом сыпучим (Т.
п.).
Выполняют задание в рабочей тетради.
И. п.
какой?
земн
шар
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
какого?
какому?
какой?
каким?
земн
земн
земн
земн
шара
шару
шар
шаром
П. п.
о каком?
о земн
шаре
Работа в
тетради
(задание 15)
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы.
Продолжите склонение имен прилагательных
и имен существительных. Выделите в словах
окончания

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Методические задачи урока

Обучающие

  • Учить детей делать выводы.
  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
  • Обогащать словарный запас.

Развивающие

  • Развивать универсальные учебные действия учащихся.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
  • Развивать произвольное внимание, память, воображение.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать интерес к языку.

Воспитывающие

  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
  • Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.

Основные дидактические методы

  • Проблемный.
  • Частично-поисковый.
  • Практический.

Форма организации познавательной деятельности

  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок в теме “Имя прилагательное”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • учебник А.В. Полякова “Русский язык для 4 класса” часть 2. Издательский дом “Федоров”. – 2011;
  • таблица самооценки деятельности на уроке;
  • презентация к уроку.

Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.

Комментарии

Универсальные учебные действия:

личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка;
  • тметь представление о моральных нормах поведения;

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

познавательные:

  • кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);

Коммуникативные:

  • воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях;
  • понимать задаваемые вопросы.

Сценарий урока

1. Самоопределение к деятельности

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.

2. Актуализация и проблемное учебное действие:

Учитель. Начинаем наш урок с работы в парах.

Надо ответить на вопросы и показать сигнальной карточкой: если знаем ответ на вопрос – зеленая карточка, если не знаем – красная карточка.
(учащиеся поднимают зеленую карточку и дают ответ на вопрос)

Вопросы учителя:

  • Что обозначают имена прилагательные? (Имена прилагательные обозначают признак предмета)
  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?)
  • Каким членом предложения являются имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении являются определениями)
  • Что такое склонение? (Склонение – изменение слова по падежам)
  • Как определить падеж имен прилагательных? (Дети поднимают красную карточку)
  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Определение падежей у имен прилагательных).

3. Локализация индивидуальных затруднений

Учитель. Определить падеж имен прилагательных мы не можем, но в словосочетании есть слово, у которого мы можем определить падеж.

  • У какого слова мы можем определить падеж? (Мы можем определить падеж у существительного).
  • Как определить падеж у имен существительных? (Чтобы определить падеж у имен существительных, нужно задать вопрос и по вопросу определить падеж)
  • Связано ли имя прилагательное с именем существительным в словосочетаниях? (Прилагательное связано с существительным)
  • Как мы будем определять падеж у имен прилагательных? (Нужно определить падеж у имени существительного, имя прилагательное будет иметь тот же падеж)

Определить падеж у имен прилагательных в словосочетаниях.

На мерзлую землю, в зимнем лесу, над лесной дорогой, с раннего утра.

Учащиеся ставят вопросы к именам существительным и определяют у них падеж. Прилагательные будут того же падежа.

На (что?) землю – В.п. прилагательное тоже В.п.

В (чем?) лесу – П.п прилагательное тоже П.п.

Над (чем?) дорогой – Т.п. прилагательное тоже Т.п.

С (чего?) утра – Р.п. прилагательное тоже Р.п.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Записать прилагательные в нужном падеж и указать падеж.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Зверям становилось холодно от (морозный) ветра.

Учащиеся определяют падеж у имен существительных и ставят имена прилагательные в нужной форме.

Хорошо в зимнем - П.п. лесу. Деревья стоят в серебристом - П.п. инее.Все засыпано пушистым - Т.п. инеем.Особенно хороши ели в роскошном - П.п. зимнем - П.п. уборе. Зверям становилось холодно от морозного - Р.п. ветра.

5. Физкультминутка

Дети ритмично двигаются под веселую музыку.

6. Реализация построения проекта

Учитель. Давайте посмотрим, так ли важно, чтобы имя прилагательное было того же падежа что и имя существительное.

Разберите по членам предложения и частям речи данное предложение.

Морозный воздух врывается в дверь густым дымчатым облаком.

Ученик работает у доски, дает характеристику предложению, указывает члены предложения и части речи, делает вывод. (В словосочетаниях прилагательное того же падежа, что и существительное).

7. Обобщение затруднений во внешней речи

Игра “Учитель” . Правильно ли определен падеж у имен прилагательных? Работа проводится в парах.

В морозный день В. п.
После морозной прогулки Д.п.
Зимним морозом П.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом И.п.
К роскошному убору В.п.

(Учащиеся называют словосочетания, где допущены ошибки и исправляют их).

В морозный день В. п.
После морозной прогулки Р.п.
Зимним морозом Т.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом Т.п.
К роскошному убору Д.п.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Алгоритм

  1. Найди имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Определи падеж этого существительного.
  3. Определи падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

Задание. Записать под диктовку и определить падеж имен прилагательных.

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса. Вот прошли серые разбойники – волки.

Учащиеся находят имена существительные, от которых зависят прилагательные, определяют падеж и обозначают падеж у имен прилагательных.

9. Включение в систему знаний и повторение

Как определить падеж у имен прилагательных?

  1. Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Определить падеж этого существительного.
  3. Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

10. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. Прочитайте стихотворение “Сказочка” Йована Йовановича – Змая. Вставьте пропущенные буквы в окончании имен прилагательных. Отметьте имя существительное, от которого зависит каждое прилагательное, в скобках укажите падеж.

(…)Маленьк..й мальчик
В (…) маленьк..й лодке
В (…) маленьк..м море плывет.

(…) Маленьк..й ветер
По (…) маленьк..м волнам
Лодочку гонит вперед.

К (…) маленьк..й гавани
В (…) маленьк..й город
Мальчик приплыл наконец.

(…) Маленьк..й парус
Спущен на мачте,
И (…) маленьк..й сказке конец.

11. Домашнее задание (вариативно)

Учитель. Вставьте пропущенные буквы в окончания имен прилагательных, в скобках укажите падеж.

12. Оценка урока

Детям предлагается дать оценку уроку:

Если урок понравился наклеить лепестки

Если урок оставил равнодушным наклеить лепестки

Если урок не понравился наклеить лепестки

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа ;

* познакомить со склонением имён прилагательных в ;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падеж имен прилагательных единственного числа; развивают устную и письменную речь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ресурсы: таблица «Склонение имен прилагательных», ноутбук, учебник, мет. пособие, карточки.

Ход урока

Мотивация.

Создание хорошего настроя, подготовка детей к уроку.

Актуализация знаний, фиксация затруднений.

Что такое прилагательное? (Правило)

Работа по карточкам (В предложениях нужно подчеркивать прилагательные и определить род, число)

Почему в словосочетании в синем небе окончание прилагательного не соответствует окончаниям из нашей таблицы? (Нужно поставить прилагательное в нач. форму)

Постановка учебной задачи.

Определяется тема и цель урока.

Значит, сегодня мы посмотрим тему …(склонение имен прилагательных в единственном числе).

Изучение нового материала.

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий , так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая , так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора, которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

А теперь просклоняйте данные словосочетания.

какой? какое? какая?

Им. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого? какого? какой?

Р. п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому? какому? какой?

Д. п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой? какое? какую?

В. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким? каким? какой?

Т. п. глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком? о каком? о какой?

П. п. о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в , дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.)

Значит, имя прилагательное с существительным согласуется в роде, числе и падеже.

V. Физкультминутка.

    Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во , вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику: упр. 275 – работа в парах (каждый сделает самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и проверяют, самооценка).

Упр. 280 – списать стихотворение, определить падеж прилагательного. (Проверяется коллективно, самооценка).

Самостоятельная работа.

Упр. 279 – просклонять словосочетания новый дом, новое слово, новая книга. (Проверка, самооценка).

Проверочная работа.

Работа по карточкам.

Рефлексия.

Что нового узнали на этом уроке?

Как определить падеж имени прилагательного?

Как вы оцениваете свою деятельность на этом уроке? (Самооценка)

Оценивание учителем.

Домашнее задание: таблица – с. 142, упр. 281 – списать текст, определить падеж имени прилагательного.