Правовой портал типы налогов виды. Что такое налог? Суть и виды налогов. Отдельные виды налогов

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

    налогоплательщик;

    налоговая база;

    единица обложения;

    порядок исчисления;

    налоговый оклад;

    источник налога;

    налоговый период;

    порядок уплаты;

    срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

      Дестимулирующая подфункция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

      Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка - тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налог: подробности для бухгалтера

  • Применение АУ ставки 0% по налогу на прибыль: новшества с 2020 года

    Учреждений: сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 ... предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров... учреждений: сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 ... граждан; предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров... право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при... учреждение в этом году исчисляет налог на прибыль по ставке... бюджетными учреждениями, представляют декларацию по налогу на прибыль только по истечении...

  • О применении ставки налога на прибыль 0% сельхозпроизводителем в отношении сумм возмещения убытков

    Применило к этой сумме ставку налога на прибыль 0%. Однако налоговая... инспекция доначислила сельхозпредприятию налог на прибыль исходя из общей... к выводу о неправомерности доначисления налога по общей ставке в отношении... средств на уплату налогов, в том числе земельного налога, НДС, налогов и сборов... ему право на применение ставки налога 0%. Исходя из положений ст...

  • Обзор судебной практики по налогам и трудовым спорам с 15 августа по 15 сентября 2019 года

    Организацию обязали перечислить в бюджет налоги, сборы и взносы. В... Суд не разрешил уменьшить транспортный налог на сумму, внесенную в... за год, она уменьшила транспортный налог. Инспекция скорректировала вычет: по... право на вычет по транспортному налогу отменено. Документ: Постановление АС... перейти на УСН, но налог не восстановила. Почти сразу... а значит, и обязанность восстановить налог. Тот факт, что налоговики не... потребовали уплатить налог при проверке по случаю реорганизации...

  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов в... /95452 Выражение "могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве", содержащееся... целом определяется порядок уменьшения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению... /43473 Сумма иностранного налога (аналогом которого является российский налог на добавленную стоимость... внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций. Поскольку налогоплательщик...

  • Отмена налога на движимое имущество: оптимизация налогов и риски?

    Отмены такого специфического вида налога, как “налог на инвестиции”, речи идти... имущественного налогообложения. Методы минимизации налога на имущества делятся на... способы снижения имущественных налогов Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в... транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна... получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается... и некоторые иные налоги заменяются единым налогом за исключением торговых...

  • Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России

    ... /1/26257 Возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной... статьи 270 НК РФ, суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченные... составе расходов первоначально исчисленной суммы налога на имущество организаций, соответствующей положениям... выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для... регулирующей особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией...

  • Сокращение отчетности по налогу на имущество орагнизаций

    Сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком... влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией... несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об... , полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых... Соответственно, декларацию по земельному налогу налогоплательщикам-организациям представлять в налоговый...

  • Споры по имущественным налогам (Практика Верховного Суда РФ за 2018 год)

    Применения Налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога. Судами установлено, что спорный... пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное... применении Налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога, поскольку спорные земельные участки... право применять пониженную ставку земельного налога. Налог на имущество организаций Определение... CNT к объектам налогообложения транспортным налогом, поскольку данные автопогрузчики обладают...

  • Споры по налогу на прибыль (Практика Верховного Суда РФ за 2018)

    Действующим законодательством не являлся плательщиком налога на прибыль в отношении строительства... предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество... также распространяется льготный режим обложения налогом на прибыль организаций, признанных сельскохозяйственными... зрения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах выплачиваемые иностранной компании... о невозможности применения пониженной ставки налога 5 процентов, мотивированные отсутствием прямого...

  • Правомерность использования налоговых оговорок на примере НДФЛ, НДС и налога на прибыль

    У налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской... обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика... установленных настоящим пунктом. Уплата налога за счет средств налоговых... соблюдать сроки исчисления и уплаты налога, налог, уплаченный с указанным нарушением... включает сумму налога, предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним... договора покупатель будет обязан уплатить налог, а поставщику российской организации...

  • О представлении уточненной декларации по налогу на прибыль

    Не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной... . 264 НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, страховые взносы). Например... составе расходов первоначально исчисленной суммы налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК... излишне исчисленной суммы земельного, транспортного налогов, налога на имущество, страховых взносов в... налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия...

  • Расчет авансовых платежей по налогу на имущество учреждений

    Ряд изменений: скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости, а также... кадастровой стоимости, тогда придется пересчитать налог с начала года по среднегодовой... движимого имущества и возможность исчислить налог, если кадастровая стоимость была изменена... исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества... расчета по авансовому платежу по налогу на имущество учреждения предназначен регламентированный...

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль: порядок и сроки уплаты

    Авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, ... способом, обеспечивающим равномерное поступление налога в течение налогового периода (... авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, ... способом, обеспечивающим равномерное поступление налога в течение налогового периода (... периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного... налогоплательщики исчисляют исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, ...

  • О последствиях уменьшения суммы имущественных налогов

    Сумму страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, НДПИ (любого из... расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующий положениям перечисленных норм, ... расходов страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, НДПИ влечет не... обязанность представления уточненной декларации по налогу на имущество, а возникновение... выявлением излишне уплаченной суммы названного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для...

  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

    Категорий налогоплательщиков. Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению... – резидентов ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет... об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате... РФ может устанавливаться пониженная ставка налога,подлежащего зачислению в бюджеты... вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему... Получатель дивидендов Плательщик налога на прибыль Ставка налога на прибыль Подпункт...

Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы . С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

Федеральные налоги и сборы

Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.

То есть обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Это важно ! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • государственная пошлина.

Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.

Система федеральных налогов РФ

Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, . Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог . То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС : юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения : реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС – 18% . Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог , поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13% . Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% - для процентов по ряду облигаций, 30% - для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% - для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты , ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог , уплачиваемый российскими организациями ( , коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20% . При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акцизы

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог , поскольку величина акциза учитывается в стоимости или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

  • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
  • разнообразная табачная продукция;
  • электронные сигареты для вейпинга;
  • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно - в главе 22 НК РФ ч. 2.

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых , являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% - при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.

Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

Налоговое право является очень важным регулятором общественных отношений в жизни всякого государства. Это обусловлено значимостью налогов для жизни всякого государства.

Налоги обеспечивают жизнедеятельность государства. Налоги появились очень давно - их история насчитывает тысячелетия. Теоретически налоги появляются с возникновением государства. Самые первые налоги - подушные налоги. В настоящее время система налогов стала очень разветвлённой. Поэтому весьма актуален вопрос - как регулировать налоговые отношения?

В РФ в современных условиях понятие налога является нормативным, оно совершенно ясно определено в статье 8 НК РФ. Лектор его считает весьма удачным. К этому определению российский законодатель шёл долго. Дискуссии начинались с XIX века о том, что же такое налог.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

1) Обязательный платёж. В данном случае имеется в виду, что налог - это платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ (статья 57 - «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). В этом смысле налог - это платёж, взимаемый в силу конституционного установления и он обязателен именно по этой причине. Мы сами не решаем, уплачивать его или нет. В том случае, когда государство устанавливает необходимость его уплаты, то мы обязаны платить.

2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог - и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ. Ему даже спасибо не скажут! Однако, несмотря на этот признак налога, ни в коем случае нельзя думать, что налог - это такой платёж, который после уплаты уходит куда-то неизвестно куда. В широком смысле слова налог - это платёж социального чего-то там. Индивидуальный субъект не получает ничего, а вот коллективный… За счёт налогов обеспечивается коммунальная работа, асфальтирование работ.

3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации - это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только. Понятие организации шире, чем юридические лица. Организация включает в себя и юридические лиц, и иностранные организации, имеющие филиалы и представительства в РФ.


4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.

5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря - могли реализовать свою компетенцию.

Вывод: налог - это платёж, который уплачивается всего в денежной форме. Статья 8 НК РФ говорит о том, что налог всегда уплачивается в денежной форме. Сегодня нельзя уплачивать в натуральной форме (типа сахаром и т.д.).

К понятию налога очень близко понятие сбора. НК РФ касается в равной мере и налогов, и сборов.

В статье 8 НК РФ определяется понятие сбора:

Сбор - это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.

Признаки сбора и чем он отличается от налога:

1. Сбор - это обязательный взнос. Не платёж (как налог), а взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор - это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления, зафиксированного в статье 57 Конституции РФ. Сбор уплачивается обязательно. Сбор - это взнос, а не платёж. Практически сбор всегда является неким разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периоидческие платежи. Поэтому сбор и называют взносом, дабы подчеркнуть разовый характер.

2. Сбор - это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами. Здесь как и налог.

3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Суть заключается в том, что сбор уплачивается как условие совершения в отношении плательщика сбора со стороны государственных органов юридически значимых каких-то действий. Поэтому создаётся впечатление, что сбор - платёж возмездный, так как мы уплачиваемый сбор, а в ответ нам какие-то юридически значимые действия. Но на самом деле теория налогового права сошлась на то, что сбор, также как и налог, не имеет возмездной природы.

Сбор уплачивается, но действия, совершаемые в отношении плательщика сбора по своей стоимости и, соответственно, по своей цене неадекватны, как правило, сумме (стоимости) сбора. Поэтому налогово-правовая теория не придерживается мнения о том, что сбор является возмездным, компенсационным платежом, потому что цена сбора не равно цене услуг государства, которые государство оказывает, получив этот сбор от плательщика. Чаще всего цена сбора ниже цены юридически значимых действий, оказываемых государством. Но есть и тогда, когда выше. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор - это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Это всё, что касается понимания налога и сбора согласно современному российскому законодательству. Это понимание базируется на Налоговом Кодексе РФ.

На сегодняшний день налоговая система Российской Федерации представлена сборами множества разновидностей, являющихся важнейшими источниками поступления средств в государственную казну. Поступающие государству денежные потоки в дальнейшем идут на улучшение благосостояния страны, ее обустройство, а также на повышение жизненного уровня граждан. Необходимо четко отличать понятие налог от пошлин, по сути своих не являющихся безвозмездными платежами, а вносящимися ради достижения определенной цели. Взимание отчислений регулируется НК РФ, и разнообразными правовыми актами субъектов страны. Плательщиками отчислений являются лица — субъекты правоотношений, физические и юридические, проще говоря, люди и организации, живущие и ведущие деятельность на территории нашей страны. Классификация этих отчислений разнится согласно уровню бюджета, накапливающего поступающие средства, направленности, субъектов, являющихся плательщиками по конкретным отчислениям и другим параметрам. В этом материале мы расскажем, какие бывают налоги.

Налоги призваны не только наполнять казну страны средствами, но и выполнять множество других важнейших функций.

  1. Функция фискальная – собранные с плательщиков средства наполняют государственный бюджет, который затем используется для повышения уровня благосостояния страны и ее населения. Эта функция реализуется с помощью контроля Федеральной налоговой службы РФ, устанавливаемого ей контроля, и противодействия уклонению от уплаты средств.
  2. Социальная – с помощью налоговых сборов происходит перераспределение денежных средств, вращающихся внутри страны, часть которых идет на помощь необеспеченным категориям граждан, которым полагаются некоторые льготы.
  3. Регулирующая – средства оказывают стимул экономическому процессу развития страны, при этом тормозя не выгодные направления, и аккумулирую силы, уходящие на дальнейшее возобновление различных ресурсов.
  4. Контрольная – позволяет государственной системе вести учет поступающим средствам и оценивать имеющиеся в стране денежные ресурсы.

Уровни установления налогов

Под уровнем установления сборов подразумевается та государственная единица, которая ввела искомый сбор в силу, сделав его актуальным и обязательным.

Фактически речь идет об уровне бюджета страны, который в дальнейшем получит отчисление. Он может быть:

  • федеральным – регулирующимся НК РФ государства и подлежащим к уплате обязательной на всей его территории;
  • региональным – установленным также искомым кодексом, подлежащим к уплате в тех субъектах страны, где он является действующим, то есть введенным посредством указания правительства искомого субъекта.
  • местным – регламентация сборов этого уровня производится посредством нормативных и законодательных актов, изданных на федеральном и региональном уровне, установление каждого отчисления или его отмена является правом правительства образований муниципального характера.

Метод взимания

Существуют две разновидности отчислений, определяющихся согласно методу сбора:

  • взимаемые прямо;
  • косвенно.

К первой подгруппе принадлежат средства, исчисляемые непосредственно с поступающих к плательщикам денежных средств или с имеющегося у него имущества, за владение которым необходимо отдавать стране деньги. К ней относятся:

  • средства, взимаемые с доходов физических лиц;
  • имущественный, действующий как для людей, так и для организаций;
  • на прибыль компаний, являющуюся разницей между получаемыми ими средствами и понесенными затратами.

Вторая же группа, то есть косвенные сборы, фактически относится к потребительскому сегменту общества, среди них:

  • пошлины, выплачиваемые на таможне;
  • акцизы;
  • сбор, снимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции.

Несмотря на то, что в роли носителя обязанности по отчислению искомого налога находится продающий товар субъект, фактически выплачивают его также люди, то есть конечные потребители.

Если от налогов прямой направленности посредством различного рода мошеннических махинаций возможно укрыться, то косвенных сборов избежать не получится, так как их величина сразу является частью цены реализуемого товара, которую потребители обязаны уплатить, чтобы стать его обладателем.

Подробное описание налоговых сборов в зависимости от субъекта обложения

Прежде всего, обсудим налоговые сборы, выплата которых вменяется лицам юридическим, то есть организациям.

Налог на прибыль организаций

Эта разновидность отчислений является одним из самых важных сборов, поступающих в итоге в федеральный бюджет страны. К его функциям относятся:

  • регулирующая;
  • фискальная.

Выплаты по искомой разновидности налога вменяются как отечественным, так и иностранным компаниям, которые ведут деятельность на территории нашей страны, посредством открытия различного вида представительств, то есть источник поступающих к ним доходов находится на территории России.

Освобождение от выплат дается лишь компаниям, ведущим определенную деятельность, не подлежащую обложению, а также организациям, находящихся на специализированных режимах налогообложения.

В первом случае это будут компании, ведущие подготовку к Чемпионатам мира по футболу, Олимпийским и Паралимпийским играм, проходящим на территории России, однако лишь в отношении доходов, полученных непосредственно ввиду осуществления искомой деятельности.

Во втором речь идет о режимах налогообложения специализированных, таких как:

  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход, актуальный для некоторых видов деятельности организации;
  • УСН – упрощенная система обложения налогами;
  • ЕСХН – единый налог сельскохозяйственной направленности.

Кроме того, исключаются из списка плательщиков обсуждаемого отчисления фирмы, работающие в игорном бизнесе, для них существуют собственные отчисления.

Как понятно из названия сбора, в качестве объекта, облагаемого налогом, выступает прибыль, поступающая в организацию. За прибыль необходимо считать разницу, возникшую при вычитании из полной суммы полученного дохода величины средств, затраченных на производственный процесс. Для компаний зарубежных считается не полный доход, а лишь средства, полученные и затраченные представительством, находящимся на территории Российской Федерации.

Доходы, поступающие к компаниям, классифицируются по двум направлениям:

  • полученные в результате ведения реализационной деятельности фирмы или по имущественным правам;
  • не входящие в реализацию поступления средств, например, штрафы, возвращенные долги, выплаченные займы и прочие финансовые вливания.

Подтверждение, как доходов, так и расходов, для осуществления их учета необходимо вести официальное, в виде соответствующей документации, например, чеков по закупленным для производства ресурсов.

Имущественный налог для организаций

Это отчисление имеет региональный уровень и регулируется законами субъектов РФ, а также положениями Налогового Кодекса.

Выплаты искомого сбора производят компании, находящиеся на следующих режимах обложения налогами:

  • общей системе налогообложения, при этом компания должна иметь основные средства на балансе, которые являются объектами, подлежащими обложению искомым сбором;
  • на упрощенной системе обложения, владеющие подлежащим к исчислению средств в казну имуществом;
  • выплачивающие Единый налог на вмененный доход.

Облагается сбором любая недвижимость, за исключением участка земли, которые учитываются по собственной разновидности исчисления средств. При этом, компании на общей системе обложения налогами платят деньги за:

  • находящейся на балансе в виде средств основной направленности недвижимости;
  • жилых наименований имущества, которые не имеют отношения к основным средствам компании.

Использующие специализированные режимы организации отправляют в казну выплаты за:

  • владение недвижимостью, состоящей в перечне 378 статьи Налогового Кодекса;
  • объект недвижимый жилой, не относящийся к основным средствам на балансе компании.

За имущество движимое же выплаты вносит лишь организация, которая выбрала в качестве режима основную систему налогообложения, в случаях, если:

  • имущество поступило компании в виде основных средств до конца 2012 года;
  • оно получено компанией впоследствии ликвидации или проведения реорганизационных процессов;
  • было передано в пользование в виде основного средства лицом взаимозависимым.

При этом на освобождение от выплат могут рассчитывать компании, являющиеся владельцами имущества, входящего в организационные группы:

  • первую;
  • вторую.

Налоговой базой имущественного налога для компаний может являться:

  • средняя годичная цена имущества;
  • кадастровая стоимость, определенная специализированными государственными структурами.

В представленном материале мы подробно рассматриваем, кто является плательщиком, какое имущество облагается, а также как рассчитать налог на имущество организаций самостоятельно.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению сборов, вменных лицам физическим.

НДФЛ

Налог, начисляемый на доходы физического лица – это начисление имеет прямой вид, и является одним из основных источников поступления средств в государственную казну. Исчисление полагающейся к выплате величины производится в размере 13% от получаемого физическими лицами дохода.

Плательщиками сбора выступают следующие категории физических лиц:

  • , то есть лица, находящиеся на ее территории 183 и более дня подряд в течение конкретного годичного периода;
  • нерезиденты сраны, получающие на ее территории доход.

Обычно перечисление искомого сбора в казну производится так называемыми налоговыми агентами, то есть организации, которые постоянно или временно являются работодателями конкретного плательщика. Однако существуют и категории граждан, в задачу которых входит самостоятельная декларация поступающих к ним средств, облагающихся НДФЛ.

Самостоятельное декларирование обязаны проводить:

  • предприниматели индивидуальные;
  • владельцы адвокатских или нотариальных контор;
  • осуществляющие продажу имущества физлица;
  • авторы различных произведений искусства, литературных творений и прочей творческой атрибутики;
  • победители лотерей и получатели средств в виде выигрыша по другой направленности;
  • прочие категории физических лиц, находящиеся в установленном перечне.

Представьте, что вы получили средства, подрабатывая в качестве консультанта-преподавателя в ВУЗе. С них вы должны отчислить полагающиеся государству деньги.

Итак, согласно налоговому законодательству страны, обложению налоговыми отчислениями подлежат следующие доходы:

  • от реализации имущественных объектов, которые находились в собственности плательщика менее 36 месяцев с момента их приобретения;
  • средства, поступившие в результате передачи имущества в пользование лицам – арендаторам;
  • средства, играющие роль доходов, источник которых находится вне пределов российской территории;
  • выигрыш денежный;
  • прочие денежные поступления.

Имущественный налог для физических лиц

Этот налог носит характер местного, так как относится к бюджету аналогичного уровня, и зачисляется в тот субъект страны, на территории которого находится облагаемое имущество.

Плательщиками отчисления стали физлица, владеющие имуществом, состоящим в списке подлежащих обложению наименований, перечисленных в 401 статье НК РФ. Среди списка:

  • дома жилые;
  • коттеджи;
  • комнаты;
  • квартиры в многоквартирных зданиях;
  • комплексы единого характера недвижимые;
  • объекты, строительство которых не было завершено;
  • дачи;
  • прочие здания и помещения.

Общая территория, находящаяся по частям во владении каждого жильца дома многоквартирного, обложению по искомому налогу не подлежит.

Ставки по данному сбору устанавливаются актами правовой направленности, издаваемыми правительством российских образований муниципального характера, а также городов, имеющих федеральную значимость.

Если ранее правительством ставки определены не были, в качестве руководства по проведению процедуры исчисления налогов выступает 406 статья Налогового Кодекса страны.

Разниться налоговые ставки могут в зависимости от:

  • цены объекта кадастровой;
  • разновидности искомого имущества;
  • места его расположения;
  • разновидности территорий его размещения.

Некоторые образования страны муниципального характера определяют величину отчисления в старом формате, основываясь на инвентаризационной стоимости объекта.

Всякому налогоплательщику нужно знать, как рассчитать налог на имущество физических лиц, чтобы ориентироваться, сколько и куда придется платить за имеющиеся в его владении объекты, подлежащие налогообложению. В этой мы рассказываем об имущественном налоге и особенностях его выплаты.

Теперь перейдем к рассмотрению налогов смешанной направленности.

НДС реализуемой продукции

Налог на добавленную стоимость реализуемой продукции – этот налог носит характер косвенного, его исчисляет продавец, который производит или ввозит товар, добавляет на его себестоимость некоторую наценку, чтобы сделать предпринимательскую деятельность экономически эффективной.

Выплаты по НДС обязаны совершать все организации и индивидуальные предприниматели, на которых возложена эта обязанность, однако, размер налогового отчисления входит в цену реализуемого продукта, поэтому фактически выплаты опять ложатся на плечи обычных граждан.

Выплата может производиться в следующих случаях:

  • после того, как товар был продан;
  • при ввозе товаров в страну.

Облагаются сбором следующие операции с товарами:

  • реализация продукции, работ или услуг, а также прав имущественного характера на территории страны;
  • передача искомых товаров безвозмездная;
  • импортирование продукции в Россию;
  • произведение строительства или монтажа, в дальнейшем использующегося фирмой для собственных целей;
  • использование товаров, использующихся для индивидуальных нужд компании, при этом связанные с использованием затраты не считаются как официальные расходы организации.

Налог на транспорт

Уровень установления данной разновидности сборов является региональным, поэтому определяют его введение власти субъектов страны, издавая определенные законодательные акты.

Лица могут быть, как гражданами, так и организациями. Вторые занимаются самостоятельным исчислением величины налогового отчисления, которая в течение года отправляется в бюджет в виде платежей авансового характера, а затем остатка от полагающейся государству суммы.

Вычисление размера будущих выплат производится на основании данных о двух следующих значениях:

  • финансовой базы, с которой ведется расчет;
  • ставки налогообложения, актуальной для конкретного региона и плательщика.

Если налогоплательщик представлен какой-либо организацией, то он обязан отправлять средства в казну несколько раз в год, обычно это происходит:

  • через первые три месяца;
  • в полгода;
  • девять месяцев;

К списку облагаемых объектов Налоговый Кодекс Российской Федерации причисляет:

  • автомобили;
  • транспорт гусеничный;
  • воздушные суда;
  • водные суда, моторные и парусные;
  • троллейбусы и автобусы;
  • мотоциклы и прочие средства передвижения, прошедшие законодательную регистрацию.

Ставка для искомого отчисления регулируется правовыми актами, изданными на региональном уровне каждого субъекта, при этом доступно их самостоятельное дифференцирование, без вмешательства федеральных структур. Однако изменять величину ставок, уменьшая или увеличивая их, можно лишь в рамках, установленных «сверху».

Базой для изменения ставки по транспортному налогу может стать:

  • вместимость транспортного средства валовая;
  • степень мощности мотора;
  • конкретный тип транспортного средства, к которому имеющийся у вас объект для передвижения будет относиться;
  • дата его сборки.

Определить количество лет, прошедших с момента выпуска каждого средства, можно лишь на начало каждого года, то есть первое число января месяца.

Налог для игорного бизнеса

Обложению подлежит получение выигрыша в результате работы предпринимателей в области различных направлений деятельности, направленной на получение компаниями средств под видом:

  • оплаты проведения игровых азартных мероприятий;
  • различных призов;
  • поставленных пари.

Этот бизнес сам по себе представлен парой процессов, касающихся игровых мероприятий:

  • их организации;
  • дальнейшего проведения.

При этом используется соответствующая атрибутика, например:

  • столы для игр;
  • ставки на тотализаторе;
  • автоматы электрические;
  • ставки, принимаемые в конторах у букмекеров.

Плательщиками игрового налога являются компании, занимающиеся деятельностью по организации и реализации игр. Облагаются налогами не поступающие к компаниям средства, как могут подумать неопытные в законодательной области персоны, а предметы, с помощью которых бизнес реализуется, то есть:

  • стол для игр;
  • автомат игровой;
  • отделение букмекерское, где ведется прием средств, являющихся ставками;
  • отделение тотализатора, где ведется прием средств, являющихся ставками,
  • процессинговые центры для обоих наименований.

К каждому из указанных выше наименований применяется конкретное правило: до проведения установки, их необходимо зарегистрировать, уложившись в срок, определенный законодательством – за 2 рабочих дня до установки, выходные и праздники не считаются. Рабочие дни могут идти не подряд.

Регистрационный процесс проводится специалистами налоговой инспекции, после того, как владелец игорного бизнеса подаст соответствующее по форме заявление в отделение, к которому принадлежит согласно месту проведения деятельности.

Если игорные объекты дополняются или наоборот, выводятся из работы, также необходимо своевременно оповещать органы, следуя аналогично установленному ранее сроку, то есть за два рабочих дня до вступления изменений в силу.

Если в конкретном субъекте страны не произведено определение размера ставок, по которым облагается игорный бизнес, тогда тариф применяют минимальный.

Налоговой базой по сбору является совокупная величина объектов, применяющихся для организации игр.

Режимы налогообложения специализированные

Помимо общей системы налогообложения, находясь на которой организации должны производить выплаты по всем вмененным им налоговым отчислениям, существует также перечень специализированных режимов, которые позволяют избежать выплаты большинства налоговых сборов, заменяя их одним или несколькими платежами. Давайте рассмотрим их подробнее.

Режим 1. ЕНВД – единый налог на вмененный доход, применяется для некоторых разновидностей деятельности предпринимателей, такой как:

  • торговля, осуществляемая в розницу;
  • организация питания общественного характера;
  • ветеринарное лечение;
  • предоставление услуг бытовой направленности;
  • обслуживание автотранспортных средств, техническое, помывка, а также ремонт;
  • рекламные услуги, их размещение и распространение;
  • услуги по предоставление под аренду торговых площадей, а также территорий земельных;
  • транспортировки пассажирские и грузовые;
  • предоставление мест под стоянку.

Режим 2. УСН – упрощенная система обложения налогами, применяется для юридических лиц, предпринимателей индивидуальных, которые стартуют на рынке с различной деятельностью коммерческой направленности. Они могут отказаться от общей системы обложения в пользу этого специализированного режима.

Чтобы возможность по применению УСН была доступна, необходимо компании-соискателю режима соответствовать следующим характеристикам:

  • до ста человек в штате;
  • доход составляет менее 150 миллионов российских рублей;
  • остаточная стоимость также составляет 150 миллионов;
  • доля компании в сторонних организациях составляет не более четверти;
  • компания на УСН не может иметь филиалы.

Компания может переходить на упрощенную систему обложения в том случае, если в год подачи заявления о переходе получила доход менее 112,5 миллионов российских рублей.

Режим 3. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Это специализированный режим, подходящий для компаний, производящих хозяйственной направленности товары.

Подвергаются обложению налоговыми отчислениями следующие наименования продукции:

  • растениеводческие товары;
  • относящиеся к хозяйству сельскому и лесному;
  • животные продукты;
  • продукты, полученные в результате рыбного фермерства и прочие ресурсы.

Выплаты по сбору совершают производители сельскохозяйственных товаров, кроме того организации, предоставляющие различные услуги производителям искомой сферы.

Те компании, которые не имеют отношение к производству сельхоз продукции, а только проводят обработку первичную и последующие ее этапы, не могут претендовать на работу по ЕСХН.

Режим 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Это специализированная система, которая применяется в случаях, когда выполняются заключенные согласно закону соглашения, касающиеся раздела продукции.

Эта разновидность выгодна к применению:

  • инвесторам;
  • государственным структурам.

Для первой группы лиц выгода состоит в удобных условиях по денежным вкладам в процессы:

  • по поиску полезных ископаемых;
  • их добыче.

Государственная структура же получает гарантированную прибыль от производимой деятельности.

Соглашение, являющееся основанием для применения данного режима должно соответствовать списку некоторых характеристик:

  • заключаться после того, как был проведен аукцион, предоставляющий права на использование и поиск полезных ископаемых;
  • предоставлять государству долю определенного размера, в 32% от всей продукции, произведенной ранее;
  • если показатели эффективности инвестиционного характера повышаются, то доля, принадлежащая государству, увеличивается соответственно.

Видео – Налоги РФ

Подведем итоги

Налоговая система Российской Федерации представлена сборами, уходящими в бюджеты разного уровня, направленными на наполнение казны государства, а также осуществление различных функций иного характера.

Плательщиками по налогам являются лица физические и юридические, простые обыватели и отечественные организации. Помимо основных налоговых сборов присутствуют дополнительные разновидности, по факту представленные повышенными ставками по уже существующим направлениям, например, налог на роскошь, применяющийся к особенно дорогим машинам или квартирам.

Знать налоговое законодательство должен каждый сознательный гражданин, чтобы не приобрести статус неплательщика и не получить обязательство по выплате дополнительных штрафных санкций.