Применение на занятиях учителя-логопеда наглядного дидактического материала. Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал Различение ндм в зависимости от дидактических функций



Стихи про Ноябрь месяц


***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


Дождь

Как из тучи из гремучей
Льется дождь косой, колючий!
На крапиву, на малину,
К нам на ягоды в корзину,
Травы, чмокая жует,
Ни на шаг не отстает!
Мчится с нами до калитки!
Он промочит нас до нитки.

Загадки про Ноябрь месяц

***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?




Загадки про Октябрь месяц

***

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Стихи про Октябрь месяц

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.




Загадки про Сентябрь месяц

***
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Стихи про Сентябрь месяц

Осень художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела

Сентябрь

Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Осенние дожди

(Л. Капленкова)
Зарядили дожди в сентябре,
Не успел он начаться - полили.
И зелёные листья в воде
Отражаясь, куда-то поплыли.
Кто же, осень, придумал тебя?
Ты пришла незаметно и быстро.
В серых тучах твоих, сентября,
Ни просвета, ни солнца не видно.
За окном не капелью стучит,
Нудный дождь заливает наш город.
И открылись повсюду зонты,
И бесшумно вползает в нас холод.
Лишь вчера веселились дворы,
Допоздна на скамейках сидели.
А теперь осень плачет навзрыд,
Ветки тянут промокшие ели.
Одинаковы лица у всех,
Вот прошёл, повернул, не заметил.
И не видим друг друга мы, нет.
Кто за всё, что случилось, в ответе?
И под этим дождём навсегда,
Превратимся в безликие толпы.
Прекрати литься с неба, вода,
Ты же видишь, не нужен нам зонтик

Применение на занятиях учителя-логопеда наглядного дидактического материалаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводског
о городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 11 «Буратино»
учитель-логопед:
Михкиева Наталия Юрьевна

Роль наглядных пособий в обучении детей с особенностями в развитии

Недостатки в развитии детей требуют активного использования
различных методов и приемов в обучении.
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются
ребенком, не берутся памятью, а возникают и
складываются с помощью величайшего напряжения всей
активности его собственной мысли»
Л.С. Выготский (Собр. соч. –М.1982-Т,2 стр 198)
Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению
познания, прочности знаний, состоит в применении методов
обучения способствующих интеллектуальному развитию.

Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники и учебные пособия), большее внимание следует уделять разработке и совершен

Наряду с центральным звеном системы средств
обучения (учебники и учебные пособия), большее
внимание следует уделять разработке и
совершенствованию наглядных пособий.
Дидактический принцип наглядности является ведущим в
обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем
возможность просто зрительного восприятия.
У детей с тнр есть ряд особенностей восприятия и преодолевать
их легче на наглядно- действенном уровне.

Особенности восприятия

недостатки
замедленный темп
коррекция
при наглядно-действенной подаче
материала увеличивается темп восприятия
непонимание связей между частями
части соединяются в целое на визуальном
уровне
недифференцируемость восприятия
сборное полотно по теме эффективно для
восприятия дробить на части, формы и
ступени представлять в рис. и схемах
нарушение избирательности
методом предположений, приложений
легче выбирать из предложенных
вариантов
трудности в пространственной и
временной ориентации
постоянная работа с пространственными
указателями улучшает ориентацию
нарушения цветовосприятия
многовариативные наглядные пособия
помогают различать цвета и оттенки
восприятием необходимо
руководить
правильно дозированный и поэтапно
предъявляемый материал концентрирует
внимание
трудности в восприятии образов и
представлений
отсутствие или слабость абстрактного
мышления компенсируется нагляднообразным созерцанием и остается более
ярким в сознании ребенка

Наглядный материал

поддерживает внимание
ребенка
облегчает процесс
усвоения
повышает интерес к
знаниям
соответствует
особенностям
восприятия
воздействует на органы
чувств
обеспечивает полное и
разностороннее
формирование образа

источник знаний при
самостоятельной работе
при повторении выполняет
функцию подтверждения
зрительная опора
при опросе
Наглядный
материал
опора между фактами
зависит от границ и
направленности
учебной программы

Принципы наглядности

соответствие теме занятия
достоверность
достаточный формат
дозировка (в нужный момент)
аккуратность
красочность
многовариативность использования

Продуктивность использования ндм

по санитарно-гигиеническим
рекомендациям наиболее
продуктивно использовать ндм на
начальном и завершающем этапе
занятия (наименьшая
продуктивность урока в начале и 2530 минута)
наиболее продуктивно можно
использовать подвижный н.д.м. т.к
он увеличивает многовариативность
использования и большее
количество анализаторов
задействовано
рабочее место каждого ребенка
распределяется с учетом остроты
его зрения и на таком расстоянии на
котором н.д.м. виден без
напряжения

Различение ндм в зависимости от дидактических функций

натуральная наглядность - реальные объекты неживой природы
функция: обеспечить точное представление о величине, форме, объёме при помощи
осязания
коллекции – собрание однородных предметов, объединенным общим признаком
(ткани, семена…)
функция: источник знаний для самостоятельной работы
естественная – растения, животные
функция: знакомство с реальными объектами природы
экспериментальная- явления испарения и таяния
функция: знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов наблюдений
объемная – макеты, муляжи, геометрические тела
функция: знакомство с предметами, где объёмное, а не плоское играет роль в
восприятии
символическая и графическая- чертежи, схемы, карты таблицы
функция: развитие абстрактного мышления, знакомство с условными,
обобщенными и символическими отображениями мира
звуковая- аудиозаписи
функция: воспроизведение звуковых образов
смешанная - видеозапись
функция: воссоздание наиболее полного отображения действительности
картинно-динамическая – картины, рисунки, фотографии, диапозитивы
функция:знакомство с фактами через их отображение
внутренняя- опосредованное оперирование имеющимися представлениями
функция: развитие памяти и абстрактного мышления

Нетрадиционные способы передачи зрительной информации

Использование образов и образных фантазий открывает
новые возможности для развития памяти,
творческого воображения, внимания.
Поразительная сила образов (или Эйдосов, как их
назыали древние греки), была известна с древних
времен. В 1911 г. профессор Эрик Йенш (1883-1940)
создал В Маргбургском психологическом институте
группу единомышленников и ввел свое названиеЭЙДЕТИЗМ, а для обладателя этой способностиЭйдетик (от гр. «эйдос» образ).
В настоящее время эйдетизм рассматривается, как
разновидность образной памяти, выраженной в
сохранениии ярких наглядных образов предметов по
прекращению их воздействия на органы чувств.
Большой интерес к работам Марбургской школы
проявил Л.С. Выготский. В специально посвященной
эйдетизму главе в работе «Основы течения
современной психологи» Выготский так определяет
сущность этого явления: «Это способность
«видеть» в буквальном смысле слова на
пустом экране отсутствующую картинку или
предмет…».
В эйдетических образах по Выготскому, в
нерасчлененном виде заключены начала трех
будущих самостоятельных функций:
памяти
воображения
мышления

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Наши звери были в ряд,
А теперь в кругу стоят.
Я свой круг кручуверчу...(хвостик всем
найти хочу, где кто
спрятался ищу, угостить
я всех хочу, фото всем
раздать хочу, ...)

Для развития мыслительных операций, концентрации и
активизации внимания эффективно использование наглядности
основанной на похожих материалах для обследования ПМПК. От
учебных задач зависит выбор форм наглядного материала или их
сочетаний по учебной теме:
коррекция восприятия,
внимания
мышления
памяти
эвс и качеств личности
операции соотнесения, обобщения и обозначения
классификации по видовым, родовым, цветовым, признакам
соразмерности, анализу форм,
развитию произносительной стороны речи…

Заключение:

Применение на занятиях многовариативного, в различных интерпретациях
ндм положительно влияет на компенсаторные возможности детей и
является достаточно эффективным средством.
В работе представлены комплексные примеры использования ндм.
Вместе с тем, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выбор тех или иных
средств обучения определяет сам специалист. Его право - включать или
не включать в коррекционное занятие ндм. Нет и не может быть
рекомендаций по использованию, жесткой регламентации применять то
или иное средство обучения так, а не иначе.
Использование в учебно-коррекционном процессе средств обучения
связано с подготовленностью конкретного ребенка, группы к работе, их
особенностями. Играет роль уровень квалификации и мастерства
специалиста, его педагогический вкус, наконец, наличие необходимого
оборудования.
Наглядность – не только глядеть, а воспринимать в движении,
нюхая, ощущая, пробуя – ни одного канала восприятия для
ребенка с ОВЗ не бывает лишним.

Оборудование логопедического кабинета

Список оборудования, необходимого для логопедического кабинета:

  • ученические парты и стулья по количеству занимающихся учеников;
  • стол канцелярский, стулья;
  • шкафы или стеллажи в достаточном количестве для хране­ния дидактического материала, наглядных пособий и ме­тодической литературы;
  • классная доска, расположенная на высоте, соответствую­щей росту учеников начальной школы (часть доски жела­тельно разлиновать, как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, с целью демонстрации правильного написания букв, их соединений);
  • магнитная доска;
  • настенное зеркало, стол возле зеркала, 2 стула;
  • настольные зеркала 9x12 см по количеству учеников на занятии по коррекции произношения;
  • набор логопедических зондов, шпатели;
  • этиловый спирт для обработки рук и инструментов, поло­тенце;
  • умывальник;
  • настенная касса букв;
  • индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика;
  • наборное полотно;
  • песочные часы, секундомер;
  • магнитофон, кассеты;
  • диапроектор, экран;
  • стенды;
  • настольные игры, конструкторы, игрушки;
  • медицинская аптечка.

Логопедический кабинет размещается в помещении обра­зовательного учреждения, должен отвечать санитарно-гигие­ническим нормам и иметь площадь не менее 20 кв. м.

На двери логопедического кабинета должны быть его но­мер и расписание работы учителя-логопеда, например:

С расписанием логопедических занятий должны быть оз­накомлены завуч и учителя начальных классов.

На администрацию образовательного учреждения возлага­ется ответственность за оборудование логопедического каби­нета, его санитарное состояние и ремонт помещения.

Требования к содержанию

И оформлению логопедического кабинета

Логопедический кабинет при общеобразовательной школе должен отвечать определенным требованиям.

1. Наличие достаточного количества дидактического мате­риала и наглядных пособий.

2. Соответствие содержания дидактического материала воз­расту детей и характеру речевых нарушений учащихся.

3. Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  • обследование речи;
  • психических функций;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • грамматической стороны речи;
  • лексической стороны речи;
  • связной речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • психических функций;
  • методический материал;
  • документация.

4. Соблюдение единого формата дидактических пособий.

5. Правильное хранение дидактических пособий и эстетич­ ность их оформления.

6. Достаточное накопление дидактического материала.

Дидактические пособия, используемые в работе

1. Дидактический материал по обследованию речи (альбо­ мы, карточки, содержащие речевой и картинный материал).

2. Речевой и картинный материал по основным разделам.

3. Дидактический материал по коррекции нарушений чте­ ния (таблицы, индивидуальные карточки).

4. Карточки с заданиями (раздаточный материал) по кор­ рекции различных видов нарушений письма.

5. Раздаточный материал (фишки, схемы, сигнальные кар­ точки и т.д.).

6. Занимательный материал.

7. Дидактические речевые игры.

8. Дидактический материал по развитию познавательных процессов.

9. Дидактический материал и специальные приспособле­ ния для развития мелкой моторики пальцев рук.

10. Демонстрационные таблицы (стандартная таблица пе­ чатных и прописных букв, алфавит с выделенными гласны­ ми и согласными буквами соответственно красным и синим цветом и т.д.).

11. Методическая литература, профильные журналы «Лого­ пед», «Дефектология», «Начальная школа» и др.

12. Каталог методической литературы и журнальных статей.

13. Учебники для 1-4 классов.

14. Книги для дополнительного чтения на каждого ученика.

15. Методическая копилка, новые методические разработ­ ки, обобщение опыта работы логопеда, конспекты открытых занятий и выступлений.

16. Материал для работы с родителями.

17. Стенды.

Раздаточный материал и карточки с заданиями для инди­видуальной работы изготавливаются по количеству детей в группе.

Дидактические пособия должны быть систематизированы и сложены в специальные пронумерованные ящики или ко­робки. В каждом шкафу помещается общий список храня­щихся в нем пособий.

С-22 требования к подбору дидактического материала оформление лог.кабинета.

Оборудование логопедического кабинета:

· Современные технические средства и наглядные пособия

· Модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

· Пособия для самостоятельной работы детей (конструкторы)

· Различные аппараты и приборы (секундомер, магнитофон, зонды, шпатели, часы)

Дидактический материал:

· Наборы игрушек для детей разных возрастных групп

· Настольные игры

· Альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки

· Разрезная азбука

· Счетный материал

· Набор предметов разного цвета, величины, формы.

· Набор звучащих игрушек

· Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета:

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

В логопедическом кабинете необходимо иметь:

· шкаф для пособий и литературы,

· столы (не менее 4)

· стулья (не менее 8-10)

· доска, половина которой разлинована

· настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для

· маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

идактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующих их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические игры кратковременные (10 - 20 минут), поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные дя умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра".

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Оборудование логопедического кабинета:

· Современные технические средства и наглядные пособия

· Модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

· Пособия для самостоятельной работы детей (конструкторы)

· Различные аппараты и приборы (секундомер, магнитофон, зонды, шпатели, часы)

Дидактический материал:

· Наборы игрушек для детей разных возрастных групп

· Настольные игры

· Альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки

· Разрезная азбука

· Счетный материал

· Набор предметов разного цвета, величины, формы.

· Набор звучащих игрушек

· Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета:

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

В логопедическом кабинете необходимо иметь:

· шкаф для пособий и литературы,

· столы (не менее 4)

· стулья (не менее 8-10)

· доска, половина которой разлинована

· настенное зеркало со шторой размером 70х100 см для

· маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:

1. Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени (характеру их связи с фразеологическим контекстом).

3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.

5. Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными к ним вопросами, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных его качественных характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте необходимо использовать методы, которые позволят воспринимать информацию зрительно.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляционного аппарата во время произнесения любого звука, сравнивая собственные кинестетические ощущения с предметным изображением. Затем ребенку предлагается охарактеризовать изучаемый звук, отбирая необходимые символы.

НАПРИМЕР:

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] – губы растянуты в улыбке.



На символах звуков [ы], дается указание на положение языка в ротовой полости.

Например, логопед поясняет детям: звук [э] – губы растянуты в улыбке, кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному проведению логопедических занятий способствует создание игровых ситуаций. Например, при проведении занятия с детьми «ЗНАКОМСТВО со ЗВУКАМИ Р и Рь», можно провести игру «ПАРАВОЗИК». Целью данной игры является развитие фонематического восприятия у детей. Логопед объясняет детям правило игры: «Прицепи вагоны к нужным паровозикам».

Также, можно провести игру, целью которой будет определение позиции звуков в слове (место изучаемого звука в начале, в середине и в конце слова). Дети предлагается разместить картинки в вагонах, соответствующие позиции изучаемого звука в слове.

При проведении занятий по дифференциации звуков можно предложить дошкольникам найти предметную картинку, в названии которой есть изучаемый звук, и попросить ребенка определить место данного звука в слове. Можно усложнить задачу и дать задание, чтобы дети не только отыскали картинку с изучаемым звуком, но еще и сгруппировали их по определенным признакам. Например, твердости – мягкости, глухости – звонкости.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над СЛОГОДЕЛЕНИЕМ. При членении слов на слоги используются приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Можно предложить детям поиграть в игру «МАГАЗИН». Условие игры: найти первый слог, второй слог в названии товара. Первый слог равен одной монетке, второй – двум и т.д.

При знакомстве дошкольников с графическим изображением изучаемого звука, необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Важно, чтобы ребенок четко понимал, что главным отличием звука от буквы заключается в том, что звуки мы слышим, а буквы пишем, видим, читаем.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком или палочкой.

При обучении синтезу слогов из букв на занятиях проводятся различные игры. Например, игра «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: логопед предлагает детям накормить Карлсона вареньем из 2-х банок, так чтобы получились слова (в одной из них находятся смородинки с согласными буквами, а в другой клубнички – с гласными).

Примеры слов: малыш, щенок, торт, окно, банка, мотор, ботинок.

При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер или форму предмета с изображенной на нем буквы, и раскладывают картинки в порядке возрастания или по одинаковой форме; составляют слова из заданных букв или слогов.



При обучению детей звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игры «ПУТАНИЦА». Задание: детям необходимо выделить первый звук в названии предложенной логопедом картинки, вписать буквы в соответствующие квадратики и прочитать полученное слово. Составить с этим словом предложение.

Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе – это ответы на вопросы с опорой на картинки.

Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки». Каждое понятие имеет определенный символ. Например, слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия – на серых, слова-признаки – разноцветные. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций.

НАПРИМЕР:

В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучение анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.