Трифилова Е.А. Трудности в организации и проведении исследовательской работы школьников (результаты констатирующего эксперимента). Фразы-шаблоны для исследовательской работы Что подлежит оцениванию

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки - это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Введение. Оно является первой главой работы и вводит читателя в курс дела: во введении необходимо отразить актуальность, новизну и практическую ценность изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи настоящей работы, обосновать их, попытаться убедить читателя в своих взглядах на эти вопросы. Введение показывает, насколько свободно автор владеет темой работы, его общую эрудицию. Необходимо учитывать, что достаточно часто занятые читатели из всей работы просматривают только введение и основные выводы. Из этого становится ясна особая важность именно введения. Ведь если оно написано плохо, читатель может просто отложить вашу работу в сторону.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы - изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще - нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по...”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце - конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных - убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “...в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в... году”.

Вообще, при написании “Результатов...” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы - убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы. Выводы - это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы. Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации. Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать - дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций - лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

Ф ормы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается в тезисах доклада, которые в этом учебном году будут публиковаться в сборнике по итогам конференции.

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 м 2 . Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).

В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа.

Требования к стендовому докладу:

1) Наглядность . При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Оптимальность . Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность . Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные .

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

краткие данные о методике исследования;

анализ собственных научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

Научный отчет

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) представляет собой:

краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

1. Готовность учащегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер - не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.

4. Структура реферата

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

введение;

основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

заключение;

список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Проект

Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) – замысел, план.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов

1. Монопредметный проект , осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект , предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект , который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

Последовательность работы над проектом

№ п/п

Этапы работы над

проектом

на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Формулирование результатов и/или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Консультирует учащихся

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы

Аспект (лат. aspeсtus - вид, взгляд) - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация (лат. approbatio) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент (лат. argumentum) - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (лат. deductio - выведение) - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. inductio - наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат. contextus - соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (лат. сonceptio - понимание, система) - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. principium - начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. problema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) - событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Последовательность хода научного исследования

1. Обоснование актуальности выбранной темы:

постановка цели и конкретных задач исследования;

определение его объекта и предмета;

выбор методов (методики) проведения исследования;

описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

формулирование выводов и оценка полученных результатов.

2. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Э тапы работы ученика в процессе исследования

Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.

Рассмотрим содержание этапов работы учащегося в процессе исследования.

Требования к участникам и особенности исследования

Требования к ученику

Готовность к исследовательской деятельности (наличие определенных знаний и умений, неудовлетворенность имеющимися представлениями).

Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы

Требования к учителю

Готовность к исследовательской деятельности.

Основная функция в ходе исследования - координатор и партнер своих учеников

Особенности

исследования

Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

Выходит за рамки школьного курса.

По тематике находится на стыке различных областей знаний.

Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому ее необходимо выбрать самому ученику

Варианты представления результатов исследования

Защита результатов исследования на экзамене.

Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся.

Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных)

На первом, подготовительном, этапе , который длится не более месяца, необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

И наконец, на заключительном этапе ученик подводит итоги - формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

О формление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество - три-пять.

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей).

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы - с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ…, выявлено…, определено…, установлено…».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано… (обосновано…, разработано…)».

Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см. схему); последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

Язык, стиль и структурные особенности

текста исследовательской работы

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и вывода


Я провела социологический опрос среди обучающихся третьих и шестых классов, в котором приняли 47 человек, содержащие следующие вопросы:

1. Покупая продукты, обращаете ли Вы внимание на их состав?

2. Знаете ли Вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса E?

3. Знаете ли Вы, как они влияют на Ваше здоровье?

Результаты социологического опроса

Этот социологический опрос показал, что только 2% опрошенных обращают внимание на состав продуктов, 98% не знают как расшифровывается индекс Е, и не знают как

Результаты анкетирования

Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся третьих и шестых классов. В анкетировании приняло участие 47 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли Вы газированные напитки, сухарики, чипсы?
2. Часто ли Вы употребляете газированные напитки, сухарики, чипсы?
3. Используете ли Вы и ваши близкие для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре, лапшу, котлеты и т.д.)?

Анализ анкетирования показал, что все опрошенные учащиеся 95% употребляют те или иные продукты в своём пищевом рационе, 90% обучающихся ответили, что очень любят газированные напитки, сухарики, чипсы. Из них 30% употребляют газированную воду и 15% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день).

10% отметили, что в приготовлении домашней пищи они и родители используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша, картофель и т.д.).

Результаты исследования пищевых добавок

Пользуясь информацией, предоставленной на этикетках, мы исследовали пищевые добавки , используемые при производстве сухариков, чипсов и газированных напитков.
Результаты приведены ниже:

Анализ качественного состава сухариков

Сухарики "Флинт" содержат такие добавки: Е621,Е551 - усилитель вкуса. Производитель - ООО "Фактор".

Сухарики "3 корочки" со вкусом семги, сыра содержат добавки: Е621, Е527, Е631. Производитель - Бриджтаунт Фудс.

Сухарики "3 корочки" со вкусом томата, зелени - Е621, Е627, Е631, Е160. Производитель - Бриджтаунт Фудс.

Анализ качественного состава чипсов

Чипсы "Lays" содержат добавки: Е621, Е631, Е627
Чипсы "Эстрелла" - Е621, Е627, Е631
Чипсы "Читос" - Е621, Е551

Анализ качественного состава газированных напитков

В лимонаде содержатся такие добавки: Е330, Е211, Е952, Е951, Е950, сахарат натрия.

В напитке Pepsi - Е338 - ортофосфорная кислота, Е330, Е124, Е152,
В апельсиновом соке ТОВ "Сандора" по технологии "ПепсиКо Инк" - Е950, Е951, Е952, Е954, Е330,Е221.

В результате исследования образцов газированных напитков были обнаружены такие пищевые добавки как Е211 - бензонат натрия , Е338 - ортофосфорная кислота , подсластители Е951, Е952, Е953, и углекислый газ, которые могут привести к серьёзным заболеваниям.

В результате исследования образцов чипсов и сухариков было выявлено большое содержание ароматизаторов и усилителей вкуса, таких как Е621 - глутамат натрия, Е551 - диоксид кремния, Е631 - инозинат натрия и многие другие.

В ходе исследования :

  1. Систематизирован теоретический материал о пищевых добавках в продуктах питания.
  2. Установлена связь между пищевой добавкой и её воздействием на организм человека.
  3. Вырабатаны рекомендации по употреблению продуктов, содержащих пищевые добавки.
  4. Выявлены основные пищевые добавки, используемые в производстве газированных напитков, чипсов, сухариков.

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ПОДРОСТКОВ

А.Л. Сивков

В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточными

единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков.

Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из

эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационная сфера, восточные единоборства, подростки.

The influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers. The results of the study the influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities.

Key words: values, motives, values and motivational sphere, martial arts, teenagers.



В современном российском обществе остро стоит проблема девиаций среди подростков. Все более широкое распространение получают такие формы девиантного поведения, как алкогольная и наркотическая зависимость, асоциальное поведение, подростковая преступность, приверженность молодежным субкультурам. Это является следствием существующих дефектов социализации подрастающего поколения, таких как нарушения в системе детско-родительских отношений, ослабления воспитательного, социализирующего потенциала как современной общеобразовательной школы, так и дополнительного, внешкольного образования, употребление алкоголя родителями и др. В результате неправильной социализации происходит деформация ценностно-мотивационной сферы подростков.

Ценности человека являются основанием для выбора того или иного поведения в социальной среде. В отечественной психологии можно выделить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.

Ряд авторов, изучающих личность в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как установки, потребности, интерес и отражает установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдова К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве потребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Николаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др.

Авторы, изучающие психологические отношения личности, под ценностями личности понимают как осуществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мясищев В.Н., Рогов М.Г. и др.).

Авторы, рассматривающие личность в связи с анализом ее деятельности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обобщенные мотивационные образования, функцией которых является опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретноситуативных мотивов (Зубова Л.В., Карандашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгаянов И.Н. и др.).

Исследованию ценностей учащихся различного уровня профессионализации посвящены работы Б.С. Алишева, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. .

Как отмечают многие исследователи, ценности, с одной стороны, определяют процесс познания человеком социального мира, с другой стороны, осуществляют регуляцию поведения человека в социальной среде. То есть «ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности» .

Ценностно-мотивационная сфера личности выступает как сложная иерархизированная совокупность ценностей, мотивов и ее отношений к действительности. По своей сути здесь прослеживается взаимосвязь деятельности и ценностных ориентаций личности .

Ценностно-мотивационной сфере личности присущи все структурные компоненты системы:

общие интегративные свойства, целостность, структурность, многомерность и множественность, иерархичность и динамичность . Если “положить” выделенные компоненты системы на ценностно-мотивационную сферу подростков, то можно отметить:

1. Общие интегративные свойства, т.е. ценности и мотивы, выделенные в целом для всей социальной группы, будут отличаться от свойств образующих ее компонентов, т.е. от конкретных ценностей и мотивов.

2. Ценности и мотивы структурированы, т.е. им присуща вполне конкретная форма организации, включающая в себя разнообразные формы и способы взаимосвязи и взаимодействия элементов.

3. Система ценностей и мотивов обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные ценности и мотивы.

4. Системе ценностей и мотивов присуща многомерность и множественность, так как в нее могут включаться ценности и мотивы различных видов жизнедеятельности (профессиональных, учебных и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость содержания ценностей и мотивов.

5. Ценностям присуща иерархичность, проявляющаяся в зависимости от гендерных особенностей и социально-демографических характеристик. Под иерархичностью мы будем понимать доминирование определенных ценностей и мотивов внутри выделенных нами для анализа групп подростков.

6. Ценности и мотивы имеют тенденцию к изменениям в зависимости от возраста и конкретной ситуации. Ценности и мотивы носят как устойчивый, так и ситуативный характер. Все они имеют как общие проявления, свойственные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности. Здесь мы особо отмечаем, что достижение вполне конкретной ценности может привести к тому, что она снизит свою значимость в дальнейшем, уступит место другой ценности. Но она не “пропадет”, а включится в “системную детерминацию” и будет выступать в роли внутреннего фактора и предпосылки образования новой ценности .

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ценности и мотивы лежат в основе любого поведения. Ценности дают ответ на вопрос «ради чего?», «какой смысл…?», а мотивы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?» совершено то или иное действие, реализуется то или иное поведение. Ценностно-мотивационную сферу личности, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Ценностно-мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Необходимо искать эффективные пути коррекции ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Занятия восточными единоборствами считаются очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, ни и с возможностью приобщиться к культуре Востока, в которой сильный акцент делается на формирование социально-одобряемых ценностей и мотивов поведения. И если в обычной физкультурно-спортивной деятельности происходит интенсивное физическое и волевое становление личности, то при занятиях восточными единоборствами происходят изменения в картине мира, в ценностно-мотивационной структуре личности, что является важнейшим элементом социализации в подростковом возрасте.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных истории, философии и методике обучения боевым искусствам (С.В. Биджиев, С.А. Иванов-Катанский, И.В. Оранский, В.Д. Осокин, М. Ояма, Г. Фунакоси и др.) показал, что в них практически не определены теоретические основы формирования ценностно-мотивационной сферы подростков средствами восточных боевых единоборств, недостаточно изучен потенциал восточных единоборств в формировании социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности, поведения у подростков.

Таким образом, противоречия между потребностями системы дополнительного образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами, и недостаточной теоретической и эмпирической разработанностью данного вопроса, обуславливают актуальность темы нашего исследования.

Объектом нашего исследования явились подростки, занимающиеся восточными единоборствами.

Предмет – особенности ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами.

В 2011 году в г. Казани нами было проведено исследование, в котором приняло участие 44 подростка, занимающихся в секциях восточных единоборств, и 47 подростков, не занимающихся восточными единоборствами.

При изучении ценностных ориентаций подростков, занимающихся восточными единоборствами, мы опирались на понимание ценностей как мотивационных целей, которые они выражают .

Исследование проводилось с использованием методики для изучения ценностей личности Ш.Шварца, адаптированной Карандашевым В.Н., Реттгес С.В., Методики диагностики полимотивационных тенденций в Я-концепции личности С. М. Петровой и методики изучения школьной мотивации (W.Henning).

В результате статистической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью Ткритерия Стъюдента, у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами, были выявлены достоверные различия средних показателей по таким элементам ценностно-мотивационной сферы на уровне индивидуальных приоритетов, как конформность (t = 2,64, р 0,01), традиции (t = 2,90, р 0,01) и универсализм (t = 2,32, р 0,05). Это говорит о том, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами, более, чем их сверстники, ограничивают свои действия и побуждения, которые могут причинить вред другим или привести к конфликтам. Для них важно гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя свои асоциальные наклонности. Такие подростки более уважительно относятся к обычаям и традициям, сложившимся в обществе, следование традициям для них означает принадлежность к данному обществу, к его культуре. Также они больше своих сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, настроены на понимание других людей, терпимость, благодарность и поддержание благополучия как окружающих их людей, так и общества в целом, у них более выражена потребность в красоте, гармонии и справедливости. Причем, так как эти достоверные различия выявлены на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов достоверных различий между двумя этими группами подростков не выявлено, мы можем говорить о том, что данные особенности подростки, занимающиеся восточными единоборствами, не только декларируют как ценности, но и проявляют в своем поведении.

Что качается различий в мотивационной направленности подростков двух изучаемых групп, то выявлены достоверные различия средних показателей по шкале трудовой мотивации (t = 2,02, р 0,05), что указывает на то, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами для достижения своих целей готовы больше и упорнее трудиться, чем их сверстники, не занимающиеся данным видом спорта.

Таблица 1.

Значимые достоверности различий средних показателей по школьной мотивации у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами.

–  –  –

Значимые достоверности различий средних показателей по мотивации к учебе в школе представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что для подростков, занимающиеся восточными единоборствами, в процессе учебы в школе более, чем для их сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, важно одобрение их знаний и поведения со стороны учителей. Они более заинтересованы в получении знаний, им интереснее учиться, причем они понимают, что хорошие знания принесут им уважение со стороны одноклассников, сделают их лидерам в своем коллективе. Они разделяют интересы одноклассников, участвуют в жизни класса, для них важно ощущать принадлежность к своему школьному коллективу. Также они получают больше удовольствия от учебы в школе, чем подростки, не занимающиеся восточными единоборствами.

На основании изложенных выше результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Занятие восточными единоборствами способствует формированию у подростков социально направленных ценностных ориентаций, направленных на интересы как своей группы, так и общества в целом, и подчеркивающих возможность сохранения стабильности за счет добровольного самоограничения и подчинения, потребности в гармонии и справедливости.

2. Занятия восточными единоборствами ориентируют подростков на труд для достижения своих целей, а также значительно усиливают и расширяют их мотивацию к учебе в школе.

Следовательно, занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности. В системе дополнительного образования важно сделать акцент на создание у подростков интереса и широких возможностей для занятий данным видом спорта.

Литература:

Грязнов А.Н. Терциарная социализация: дисс… док. псих. наук / А.Н. Грязнов. Ярославль. 2007.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое 2.

руководство. Спб, изд-во РЕЧЬ. 2004. 72 с.

Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // 3.

Психологический журнал. 2001. Том 22. №3. С. 26.

Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального 4.

Чеверикина Е.А. Ценностные ориентации студентов, склонных к зависимости от психоактивных 5.