Вечный огонь, фонтаны, как добраться. Временный вестибюль станций "Ул. Коминтерна" и "Библиотека им. Ленина". фото из книги "Рассказы строителей метро" Переход александровский сад

Последние годы на схемах московского метро настойчиво стараются отобразить одну особенность пересадки между станциями "Александровский сад" и "Боровицкая" . А именно то, что совершая переход между этими станциями, пассажир должен пройти через одну из промежуточных станций: "Арбатскую" или "Библиотеку имени Ленина" . Посмотрим, всегда ли так делали.

Пересадочный узел стал четырёхстанционным в 1986 году, когда была открыта станция "Боровицкая" . До этого узел отображали так:

Но ещё до открытия "Боровицкой" было принято решение соединить её переходами только с двумя станциями узла: "Арбатской" и "Библиотекой имени Ленина" . Строительство второго вестибюля, одновременно ставшего бы переходом на "Александровский сад" (тогда - "Калининская" ), было отложено на будущее (а затем от него и вовсе отказались). Поэтому уже в 1984 году, когда на схеме метро стали обозначать станцию "Боровицкая" как строящуюся, отобразили и необычную топологию будущих переходов:

И вот, станция построена:

В 1988 году сменился дизайн схемы. Линии стали более строгими и лаконичными. А на такую вещь, как двухэтапность пересадки между "Александровским садом" и "Боровицкой" решили не обращать внимания. Тем более, что других вариантов совершить пересадку между этими линиями, у пассажира всё равно нет:

В 1996 году схема обновилась. Подчёркивать особенность переходов снова не стали:

В 2002 году схему немного доработали: добавили подписи на латинице, а также сменили изображение пересадочного узла, вновь вернув ему топологию:

В 2003 году совсем недолго использовалась схема с тонкими линиями. Она была неудобна для чтения и от неё быстро отказались. Зато на ней впервые за много лет была изображена река. Пересадочный узел перекочевал с предыдущей схемы, уменьшившись в размере:

На следующей схеме (того же 2003 года) решили использовать специальные стрелочки, чтобы подчеркнуть последовательность переходов (других подобных стрелочек на этой схеме не было):

Она использовалась довольно долго, пока в 2012 её не сменила новая схема, где также использовались стрелочки:

В 2013 году студия Лебедева выиграла конкурс на создание схемы метро, в результате чего, в вагонах московской подземки и появилась современная схема:


- элемент, с помощью которого на схеме показана особенность пересадок, в среде дизайнеров получил жаргонное название "руль".

Интересно решение и на предыдущей версии лебедовской схемы:

Схемы взяты с сайта metro.ru

Кстати говоря, вопреки изображению пересадок на схеме, на самих станциях "Александровский сад" и "Боровицая" переходы друг на друга обозначены явным образом. Никакого намёка на формальное отсутствие прямой пересадки:

Что, конечно же, оправдано. Ведь пассажиру не так важно, как именно пройдёт его путь на нужную станцию. Главное - сделать правильную пересадку.

По этой же причине возникают сомнения: стоит ли вообще на схеме подчёркивать отсутствие прямой пересадки внутри узла. На своей версии схемы (для того же конкурса 2013 года) я решил на этот факт оставить лишь ненавязчивый намёк:

Такая вот история.

UPD: Не делают акцента на особенность пересадки и современные интерактивные схемы, выполняющие поиск оптимального маршрута. Например, приложение Яндекс-метро:

или metromap:

Александровский сад расположен вдоль западной стены Кремля. Он занимает площадь в 10 гектар и является памятником истории. Прогуляемся по Александровскому саду от Кремлевской набережной до Манежной площади.

Как добраться до Александровского сада

До Александровского сада, как и до Кремля, можно доехать на метро. Ближайшие станции:

  • «Охотный ряд»
  • «Библиотека им.Ленина»
  • «Боровицкая»

Когда-то здесь, в болотистых и мшистых берегах, протекала река Неглинная, служившая водной преградой на подступах к Кремлю. Через нее были переброшены Троицкий и Боровицкий мосты. В ту пору Кутафью башню окружал наполненный водой оборонительный ров. В наши дни со стороны Большого Каменного моста у Боровицкой башни отчетливо виден вал, некогда служивший укреплением стен Кремля.





Изначально сады у северо-западных стен Кремля называли Кремлевскими. Александровский сад появился на карте города только в 1856 году. Датой основания сада считают 1812 год, когда по указу императора Александр I начались работы по восстановлению Москвы. При реконструкции центральных улиц Москвы и для создания сада, реку Неглинную заключили в подземную трубу. Благоустройство будущего Александровского сада было реализовано по проекту архитектора Осипа Бове. Территория была разделена на три части: Верхний, Средний и Нижний сады.



Верхний сад тянулся от Арсенальной башни до Троицких ворот. Средний сад шел от Троицких ворот до Боровицких. Интересно то, что на месте Среднего сада в середине XVI века располагался «аптекарский огород», где выращивали лекарственные травы. Это была первая попытка «приручить» травяное царство. Существовал строгий порядок пользования лекарствами. Сначала лекарство принимал аптекарь, потом дьяк и только после этого - заболевший. Нижний сад был самым небольшим и в нем не было прогулочных аллей. Сад спускался от Боровицкой башни к берегу Москвы-реки. Границы между садами хорошо заметны и сегодня.

В Александровском саду находятся три современных памятника известным историческим личностям. Памятники созданы в разные годы коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.

В 2016 году на Боровицкой площади установили памятник крестителю Руси князю Владимиру Великому. Торжественное открытие памятника состоялось в День народного единства.



Торжественное открытие памятника императору Александру I состоялось в 2014 году. Напротив памятника установлен бронзовый барельеф событиям Отечественной войны 1812 года.



Памятник Патриарху Московскому и всея Руси Гермогену был открыт в 2013 году. Несомненно, личность Патриарха Гермогена является значительной в русской истории в период Смутного времени. Патриарх активно призывал к борьбе с польской интервенцией, рассылая по городам грамоты. Он благословил ополчение, но дождаться освобождения Москвы ему было не суждено. Заключенный под стражу в Чудовом монастыре Кремля он умер от голода. Его мощи были перенесены в Успенский собор Кремля, где они пребывают и ныне.



Из старинных построек в Александровском саду сохранился грот «Руины» по проекту архитектора Осипа Бове - памятник Отечественной войне 1812 года, как символ победы и восстановления Москвы. Грот построен с использованием обломков разрушенных французской армией московских зданий.

Перед гротом установлен обелиск в честь 300-летия правления дома Романовых. Датой воздвижения обелиска является 1914 год. Не удивительно, что после революции «романовский» обелиск, путем нехитрых манипуляций, превратился в памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся. Первоначальный вид обелиска был восстановлен спустя 100 лет с его основания.

В Александровском саду находится информационный центр, где можно купить билеты на .



Фонтаны Александровского сада

Со стороны Манежной площади в Александровском саду расположены несколько современных фонтанов со скульптурами работы Зураба Церетели.

Фонтан «Гейзер». Центральное место фонтана занимает скульптурная композиция из четырех скакунов олицетворяющих времена года.

Фонтан «Навес». Струи воды складываются в подобие навеса над дорожкой, по которой проходят люди.

Фонтан «Река Неглинная». Такое название фонтан получил благодаря тому, что представляет собой часть русла реки Неглинной. Кроме скульптур героев русских сказок, фонтан обустроен пешеходными мостиками, декоративными перилами и ступенями, создающими каскад потока воды.





Вечный огонь

Кроме памятников Отечественной войне 1812 года, в Александровском саду увековечена память и о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В декабре 1966 года, в дни 25-летия победы Советской Армии под Москвой в Александровском саду был торжественно погребен прах Неизвестного солдата - одного из доблестных защитников столицы.
8 мая 1967 года над Могилой Неизвестного солдата открыт мемориальный ансамбль. Факел, зажженный в городе Ленинграде на Марсовом поле, был доставлен к древним стенам Кремля, чтобы зажечь в центре большого надгробия из полированного гранита Вечный огонь, озаряющий пятиконечную звезду. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» — гласят слова, написанные Сергеем Михалковым, на надгробной плите. Надгробная плита памятника - могилы увенчана объемной бронзовой эмблемой - солдатская каска, боевое знамя и лавровая ветвь. На гранитной стене высечена надпись «1941 Павшим за Родину 1945».

Здесь же рядом установлено 12 блоков из темно-красного порфира, под каждым из них капсула с землей города-героя. На блоках - название города и чеканное изображение медали «Золотая звезда».
Здесь у Кремлевской стены находится пост Почётного караула у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата. Это главный караульный пост в Российской Федерации - Пост №1. Ежедневно с 8 утра до 8 часов вечера караульную службу несут военнослужащие Президентского полка. Смена часовых происходит каждый час, вне зависимости от времени года и погодных условий.

Главный вход в Александровский сад украшают великолепные чугунные ворота, изготовленные по чертежам архитектора Евгения Паскаля.

В Александровский сад хорошо приехать вечером, и поддаться царящему здесь настроению. Настроение у Александровского сада всегда приподнятое, здесь всегда много туристов и прогуливающихся москвичей, это одно из многочисленный прогулочных мест Москвы. Но планировать прогулку по Александровскому саду на целый день не стоит, обойти его можно за неполный час. Поэтому оптимальным вариантом будет совместить эту прогулку с прогулкой по

«Александровский сад» — конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946 года) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Вот уж где действительно нездоровая страсть к переименованию:).

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную. Наземный вестибюль располагался на месте перехода и входа на ст. «Библиотека им. Ленина».


Фото с сайта oldmos.ru

Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».

5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской» , станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.

В 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой», и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 года станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад».


Фото с сайта oldmos.ru

Жаль, что первоначальных ламп на потолке уже нет.

С момента открытия в 1935 году и до 1938 года поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938 году, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ездить до этой станции.


Фото с сайта oldmos.ru

При строительстве в 1995—1996 годах торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» под Манежной площадью, один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный ряд» был разобран и засыпан.

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны боковых рядов также облицованы мрамором. Центральный ряд колонн намеренно не был облицован, чтобы не акцентировать внимание на путях, проложенных в центре платформенного зала. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Переходный мостик между платформами.

Одна из трёх Московских станций, на которых частично присутствует левостороннее движение (Международная , Алма-Атинская). Поезд прибывает на первый путь и сразу же со второго другой уезжает в противоположную сторону.

Одна из шести станций Московского метрополитена с криволинейной в плане платформой (другие — «Кутузовская», «Зябликово», «Пятницкое шоссе», «Международная» и «Выставочная» .

Из-за того что станция находится на изгибе, машинист не видит состав целиком в зеркале заднего вида. Поэтому на станции присутствует дежурный, который подаёт машинисту сигнал об отправлении поезда белым кругом с чёрным центром. Сейчас рядом с остановкой первого вагона установлены мониторы заднего обзора, а на поездах типа «Русич» имеются обзорные камеры, дающие картинку как с «головы», так и с «хвоста» состава.

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку ound="img/bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
Состав из вагонов типа "А" на станции "Александровский Сад"
Реконструкция - Yustas

Строительство станции началось только в июле 1934 года. Под одним из участков станции "Ул. Коминтерна" проходил канализационный коллектор мощностью (тогдашней) "2 миллиона ведер" воды в сутки. Коллектор представлял собой хрупкую гончарную трубу, малейшее нарушение грунтов могло повлечь за собой аварию. Постройка тоннеля проходила всего в 1,5-2 метра от магистрали.

Предлагалось несколько решений: надо было либо выключить на время канализацию и через водосток на Арбатской площади спустить сточные воды в Москву-реку, либо, на протяжении 100 метров будущего тоннеля переложить канализацию в металлические трубы. Моссовет отклонил оба варианта. Спустить нечистоты в Москву-реку хотя бы на несколько дней - в санитарном отношении недопустимо. Переложить коллектор на протяжении 100 метров - значит разрыть всю улицу и закрыть движение, по крайней мере, на несколько недель. Инженером Кульбахом был предложен оригинальный способ - перекладку коллектора производить не в специальных траншеях, а в тех же, в которых сооружались стены тоннеля. Работа была выполнена с высочайшей точностью и аккуратностью, коллектор, на протяжении 40 метров переложенный в металлические трубы, не пострадал. Улица все время была открыта для движения.

Строительство станции было закончено в рекордные сроки и уже 31 января 1935 года станции была отделана и сдана. В отделке станционного зала использованы белый, желтый, серый мрамор, черная керамическая плитка.

Для входа, выхода и сообщения со станцией "Библиотека имени Ленина" был построен не сохранившийся до наших дней наземный вестибюль (архитекторы П.П. Файдыш, С.П. Лавров). Располагался он на углу Воздвиженки и Моховой, примерно там, где сейчас расположен вход в подуличный переход. Из этого вестибюля можно было пройти к платформам станции "Ул. Коминтерна" или же спуститься на нижний уровень - к платформе станции "Библиотека им. Ленина". Вестибюль этот с самого начала строился как временный, постоянный предполагался в сооружаемом гигантском здании Библиотеки им. Ленина. На станции планировался еще один вестибюль у западного торца, выходящий к нынешнему подземному переходу напротив снесенного здания "Военторга". Лестничные марши с платформы ведут в помещение, используемое сейчас для служебных нужд.

Прямой пересадки на "Библиотеку им. Ленина" сначала не было, ведь на первой очереди поезда ходили через один - от "Сокольников" до "Парка Культуры" и до "Смоленской" . Пешеходные коридоры, ведущие к восточным торцам платформ станции, были построены сразу в 1935 году, но, скорее всего, не использовались до сентября 1938 года, когда был пущен участок "Ул. Коминтерна" - "Пл. Революции" - "Курская" и Арбатский радиус не начал функционировать независимо от Фрунзенского. В это время заканчивалось строительство здания библиотеки, в котором с самого начала проектом предусмотрен вход в метро.

Новый вестибюль предполагалось открыть в 1940 году. Уже тогда стало ясно, что станция не справляется с пассажиропотоком и был разработан проект реконструкции. Предполагалось соединить обе платформы мостиком, перекинутым над путями, расширить вдвое переходы коридоров, устранить встречные потоки пассажиров, уменьшить подъемы и спуски.

Однако реализации этих планов помешала война и новый вестибюль, встроенный в здание библиотеки, был открыт лишь в 1946 году. Одновременно с переустройством вестибюля была произведена запланированная реконструкция. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма. В это же время реконструированы переходы, примыкающие к восточным торцам платформ. Первоначально эти коридоры были совсем не такими как сейчас: узкими, темными, с очень крутыми лестницами. При реконструкции 1946 года коридоры приобрели вид, близкий к современному: они были расширены, а уровень пола поднят на 1,5 метра, что позволило уменьшить длину и крутизну лестничных спусков.

Тогда же станция была переименована в "Калининскую".

5 апреля 1953 года был пущен в эксплуатацию глубокий Арбатский радиус. Станция "Калининская" была закрыта для пассажиров, а подземное пространство кардинально перестроено. Вестибюль в здании библиотеки стал использоваться как наземный вестибюль "Арбатской". Для этого в новый подземный вестибюль "Арбатской" был построен малый эскалаторный наклон, а на месте ликвидированного аванзала "Калининской" устроена лестница. При этом потоки пассажиров были разделены, подъем происходил по эскалатору, а спуск по двухмаршевой лестнице. Два из трех проходов на платформу в бывшем аванзале "Калининской" были заложены.

8 ноября 1958 открыто движение по новой Филевской линии до станции "Кутузовская", одновременно вновь была открыта и "Калининская", серьезный перестроек при этом не производилось.

В середине 60-х добавлены выходы в подземный переход под перекрестком, построен дополнительный переход со станции "Библиотеки имени Ленина". В результате реконструкции (1997-1999) вестибюля, встроенного в здание библиотеки, двухниточный эскалатор, соединявший этот вестибюль с эскалаторным залом "Арбатской", заменен лестницей.

С 05 июля 1990 года станция называется "Александровский Сад". Надо сказать, что первоначально предполагалось переименовать станцию в "Воздвиженку", и станция носила это название в течении нескольких дней. Были даже отпечатаны вагонные схемы с названием "Воздвиженка", что вносило дополнительную сумятицу среди пассажиров. Зачем понадобилось спешно заменить столь уместное и лаконичное название на нынешнее громоздкое и трудновыговариваемое - загадка.

Во время строительства подземного торгового центра под Манежной площадью один тоннель до "Охотного Ряда" был разобран. Второй остался для служебных нужд метрополитена, существует до сих пор и используется как соединительная ветвь. Сохранились и оба тоннеля к "Площади Революции".

Станция является частью крупнейшего в Московском метрополитене пересадочного узла, включающего четыре станции - "Библиотека им. Ленина", "Александровский Сад", "Арбатская" и "Боровицкая". В перспективе на "Боровицкой" предполагается построить еще один наклонный ход, выходящий в подземный вестибюль, объединенный с неиспользуемым западным выходом "Александровского Сада", организовав, тем самым, возможность прямой пересадки между этими станциями. Но это дело очень далекого будущего, так как сейчас острой необходимости в этом нет.

До недавнего времени на станции большую часть дня использовалась только одна платформа, вторая - по расписанию лишь в часы пиковых нагрузок. С открытием вилочного ответвления к станции "Деловой Центр" обе платформы стали использоваться постоянно. Поезда к "Деловому центру" отправляются с 1-ой (дальней) платформы, в сторону "Крылатского" - с обеих. Для информирования пассжиров об отправлении поезда к "Деловому Центру" установлены 2 информационных указателя "бегущая строка", кроме того, производятся объявления по громкой связи. Для оборота поездов перед станцией (со стороны "Арбатской") уложен перекрестный съезд.

сокольническая замоскворецкая арбатско-покровская филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку