Виды раппорта. Дополнительное образование по психологии. Устранение сознательного разума

Что такое "РАППОРТ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

РАППОРТ (Rapport; Rapport) - чувство согласия между собой и другими.«Раппорт состоит прежде всего в чувстве существующего согласия, несмотря на признанное различие. Даже признание существующих различий, если только оно обоюдное, есть уже раппорт, чувство согласия. Если мы при случае осознаем это чувство в более высокой мере, то мы откроем, что это не просто чувство, не поддающееся в своих свойствах дальнейшему анализу, но также и постижение или содержание познания, передающее пункты соглашения в мыслительной форме. Это рациональное изображение применимо исключительно к рационалисту, а отнюдь не к иррациональному человеку, ибо его раппорт основан вовсе не на суждении, а на параллельности свершающегося и живых происшествий вообще. Его чувство согласия есть совместное восприятие какого-нибудь ощущения или интуиции. Рациональный сказал бы. Что раппорт с иррациональным основан на чистой случайности, если случайно объективные ситуации согласуются между собой, вот тогда осуществляется нечто вроде человеческого отношения, но никто не знает, каково будет значение и какова длительность этого отношения. Для рационалиста часто бывает прямо мучительна мысль, что отношение длится как раз лишь до тех пор, пока внешние обстоятельства случайно допускают такую совместность. Это представляется ему не особенно человечным, тогда как иррациональный именно в этом случае усматривает особенно красивую человечность. Результатом этого является то, что они смотрят друг на друга как на людей, лишенных отношений, как на людей, на которых нельзя положиться и с которыми совсем невозможно по-настоящему ужиться. Однако к такому результату можно прийти лишь тогда, если сознательно попытаться отдать себе отчет в своих отношениях к ближнему. Но такая психологическая добросовестность не очень обыкновенна, поэтому часто оказывается, что, несмотря на абсолютное различие в точках зрения, все-таки устанавливается нечто вроде раппорта и притом таким образом: первый, с молчаливой проекцией, предполагает, что второй в существенных пунктах имеет такое же мнение; а второй предчувствует или ощущает объективную общность, о которой, однако, первый сознательно и представления не имеет и наличность которой он тотчас же начал бы отрицать, совершенно так же, как второму никогда и в голову не могло бы прийти, что его отношение покоится на общности мнений. Такой раппорт является наиболее частым; он основан на проекции, которая впоследствии становится источником недоразумений (ПТ, пар. 618).

РАППОРТ - (франц. rapport, от rapporter - приносить обратно) повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узо... Большая Советская энциклопедия

РАППОРТ - РАППОРТ (франц. rapport - от rapporter - приносить обратно), повторяющаяся часть (мотив) рисунка (уз... Большой энциклопедический словарь

РАППОРТ - РАППОРТ (франц. rapport - сообщение, отношение, связь) - тип связи и связь между людьми, характериз... Новейший философский словарь

РАППОРТ - (от франц. rapport - связь, сообщение). Словесный контакт гипнотизирующего с гипнотизируемым... Психотерапевтическая энциклопедия

РАППОРТ - (фр. rapport – связь, отношение). Контакт, устанавливающийся во время гипнотического сеанса между ги... Толковый словарь психиатрических терминов

РАППОРТ - Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзе... Словарь нейролингвистического программирования (НЛП)

РАППОРТ - (ошибочно - рапорт; от франц. rapport - сообщение, отношение, связь) - связь между людьми при вза...

Ежедневно, общаясь с окружающими людьми, мы используем для этого огромное количество самых разнообразных приёмов и техник, о которых сами и не подозреваем. И наша способность к общению выражается не только в том, что мы можем думать, правильно излагать свои мысли, подбирать подходящие для каждой конкретной ситуации слова и стремиться к пониманию собеседника. Во многом качество нашего общения зависит от его невербальной составляющей, т.е. от того, насколько хорошо мы умеем обмениваться информацией с другими людьми, не используя для этого языковые и речевые средства. Невербальное общение состоит из особых физиологических процессов, которые сопровождают вербальный процесс коммуникации и влияют на него качественно.

Но, помимо того, что существуют невербальные процессы, есть также и особые техники, позволяющие этими процессами управлять. А управлять ими нужно для того чтобы при общении с любым человеком становиться «удобным» для него собеседником, что позволяет выстраивать наиболее прочный «мост» эффективного контакта и взаимопонимания. Самым действенным из этих техник посвящён четвёртый урок по НЛП, с которым вы и имеете возможность ознакомиться в данный момент.

Из этого урока вы узнаете о невербальных средствах общения и о том, что такое раппорт в психологии, а также о том, как происходит установление раппорта. Мы поговорим о подстройке, отзеркаливании и даже немного о гипнозе в нейролингвистическом программировании. Помимо этого, будут рассмотрены такие невербальные техники, как Милтон-модель и категории Вирджинии Сатир, а для наглядности и удобства восприятия материала будут приведены некоторые примеры.

Присоединение и отзеркаливание

Для начала стоит отметить, что под присоединением и отзеркаливанием в НЛП понимаются особые способы невербальной коммуникации, позволяющие произвести сонастройку с собеседником, целью чего, конечно же, является более эффективное общение и лучшее взаимопонимание.

Основополагающим фактором при присоединении и отзеркаливании является язык тела человека, т.е. то, что он осознанно или неосознанно делает со своим телом во время общения. Чтобы установить невербальную связь с человеком, нужно обращать внимание на него (на его позу, движения рук и головы, жесты и т.п.) и, если можно так выразиться, копировать его. Но копирование может происходить при помощи двух способов: присоединения и отзеркаливания.

Присоединение - повторение совершаемых человеком действий в полном соответствии с их особенностями. ПРИМЕР: Если человек стоит, опираясь спиной на стену и скрестив ноги, поставив правую перед левой, то и вы должны встать в точно такую же позу, опираясь спиной на стену и скрестив ноги, поставив правую перед левой.

Отзеркаливание - повторение совершаемых человеком действий, отражая все их особенности в зеркальном отображении. ПРИМЕР: Если человек сидит напротив вас, положив правую ногу на левую, подставив правую руку под подбородок, а левой держась за подлокотник кресла, то вы должны сидеть, положив левую ногу на правую, подставив левую руку под подбородок, а правой держась за подлокотник кресла.

Способ копирования физиологических особенностей поведения человека можно выбирать, исходя из поведения собеседника. Присоединение более удобно использовать, когда вы очень близко к человеку. Отзеркаливание лучше применять в то время, когда вы сидите или стоите друг напротив друга.

Важно всегда помнить о том, что ваше желание подстроиться или отзеркалить другого человека должно проявляться минимально, иначе он заподозрит странности в вашем поведении, а это, в свою очередь, не даст вам установить сонастройку.

Подстраиваться под человека следует технично и осторожно: если, к примеру, нужно двигаться, то делать это вы должны не спеша, небольшими шагами. В процессе беседы нужно обращать внимание на сам ритм, в котором функционирует партнёр. Если вы видите, что он расслаблен и полностью включён в беседу, то можно спокойно совершать присоединение или отзеркаливание. В самом же начале общения очень удобно сразу определить ведущую репрезентативную систему человека - аудиальную, визуальную, кинестетическую, дигитальную, чтобы впоследствии можно было «кодировать» свой посыл в соответствии с её особенностями. Такой приём хорош для того, чтобы собеседник не заподозрил подстройку под него с вашей стороны.

Есть и ещё один способ завуалировать присоединение или отзеркаливание - это намеренное замедление своих действий или выдерживание некоторой паузы между действиями человека и своими. Здесь смысл заключён в том, что сам человек не замечает, что под него осуществляется подстройка, но его подсознание это фиксирует и даёт соответствующие сигналы.

Нередко практики НЛП прибегают к копированию выражения лица того, с кем общаются. Это очень удобно в виду того, что ваш собеседник не видит своего лица в данный момент, а значит, что и определить то, что вы копируете его, он не сможет. В это же время, его подсознание, подмечающее, что вы испытываете те же эмоции, что и он (ведь у вас то же выражение лица!) позволит вам сонастроиться с ним.

Прекрасным способом отзеркалить человека или присоединиться к нему является также и копирование его голоса, ритма дыхания, слов-предикатов. Но ваша сонастройка должна быть комплексной, а не включать в себя что-то одно (копирование голоса, повторение движений и т.п.), т.к. синхронизироваться с собеседником вы должны постараться полностью.

Стоит сказать и о принципиальных отличиях присоединения и отзеркаливания. Процесс присоединения происходит немного сложнее, т.к. произведение калибровки (подстройки под собеседника) включает в себя только общие характеристики того, в отношении кого проводится. Но зато у вас появляется гибкость - вы можете проявить фантазию и энтузиазм в процессе калибровки. А отзеркаливание, хотя и происходит по более простой схеме (конкретно копирование голоса, позы, темпа речи и т.д.), но не позволяет быть гибким во время сонастройки.

Поэтому, прежде чем начать присоединяться или отзеркаливать, важно учесть все вышеназванные особенности и принять решение о подходящем способе калибровки на основе этого, а любые ваши попытки будут выглядеть естественно только в том случае, если вы будете производить их не торопясь и методично.

Следующей техникой невербального общения, рассматриваемой нами, будут категории Вирджинии Сатир и подстройка под них.

Категории Вирджинии Сатир

Вирджиния Сатир была одним из ведущих мировых психологов и семейных психотерапевтов. А основы её работы использовались в самом начале становления НЛП. За время своей деятельности она написала множество работ в данных сферах, а также проводила лекции. В процессе практики она заметила, что все люди относятся, как правило, к одной из пяти категорий языкового поведения. Этими типами являются: обвиняющий, заискивающий, расчётливый, отстранённый и уравновешенный. Все они отображают основные стили в общении и дают солидный объём данных о том, как какой-либо человек предпочитает взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим эти категории более подробно.

Обвиняющий. Люди, относящиеся к данной категории склонны искать людей, которых можно обвинить в том, что всё происходит не так, как должно. Они проецируют свои переживания на окружающих, называют их разными словами, указывают на них пальцем и применяют строгие жесты. Основная их мотивация - показать другим их «место» и отчитать. Обвиняющие люди обычно очень одиноки.

Заискивающий. Особенность заискивающих людей в том, что они отзеркаливают обвиняющих, так же желая переложить на кого-то вину. Но делают они это несколько иначе: несмотря на то, что они перекладывают на других ответственность, они прилагают усилия к тому, чтобы их самих воспринимали как очень приятных и положительных людей. Причём, они могут даже взять на себя вину за что-то, чтобы обелить себя. Заискивающие люди часто указывают на причинно-следственные связи, используют множество неспецифических глаголов (не говорящих ничего конкретного о том, как что-либо было сделано) и модальных операторов (могу, не могу, обязан, должен и т.п.), но не применяют резких жестов.

Расчётливый. Люди этого типа предпочитают скрывать свои эмоции, чтобы не выдавать своих истинных реакций или намерений. Они рациональны, неэмоциональны, обладают самоконтролем. Окружающие нередко воспринимают их как равнодушных, отчуждённых, холодных, бесчувственных. Ответственность снимают с себя, переводя разговор в более общее русло и используя «ты»-сообщения, т.е. фразы, заставляющие других почувствовать свою вину. В силу особенностей своей личности такие люди часто живут одни.

Отстранённый. Такие люди могут играть роль и обвиняющих, и заискивающих, и расчётливых. Именно по причине своей способности переключаться с одного типа на другой, их и называют отстранёнными. В жизненных ситуациях они стараются действовать так, как диктует им ситуация. В речи часто используют обобщения, не говорят о чём-либо конкретно, больше подразумевают что-то под своими словами.

Уравновешенный. Относящихся к этому типу людей можно охарактеризовать как максимально адекватных и основывающихся только на фактах. Они всё выражают именно так, как считают нужным и правильным, часто говорят правду в лицо, тем самым вызывая у других отрицательные эмоции. Это, пожалуй, является единственным минусом в общей характеристике уравновешенных людей.

Распознать любой из представленных пяти типов можно, проявляя внимательность в наблюдении за языком тела людей. Например, обвиняющие люди, в основном, проявляют признаки визуалов, заискивающие - это кинестетики, а расчётливые - дигиталы. Отстранённые, в свою очередь, отражают, все типы репрезентативных систем и могут представлять то одну, то другую. Проще говоря, вы сможете определить категорию человека по Сатир после того, как проведёте вместе с ним некоторое время. Дело в том, что наиболее часто все психические особенности личности проявляются неосознанно и завуалировать их довольно проблематично, поэтому нужно быть предельно внимательным к любым их проявлениям, и, особенно, физическим. Но и торопиться с определением категории тоже не стоит. С опытом новый навык отточится и возможностей применять его станет больше. И запомните, что общаясь с другими людьми, вы должны также проявлять внимание и в отношении себя, т.к. сами ведёте себя, исходя из предрасположенности к одной из категорий.

Подстройка к категориям по Сатир

Подстройка к категориям по Сатир в НЛП отличается от простой подстройки к словам-предикатам, когда вы стараетесь сонастроиться с репрезентативной системой другого человека, т.к. подстройка к категориям, наоборот, может прервать установившуюся связь с другим человеком, и усилить демонстрируемую им манеру поведения. Исходя из слов самой Вирджинии Сатир, при подстройке к людям разных категорий, всегда, кроме случаев с людьми уравновешенной категории, следует отсоединяться от них. Так, например, беседуя с обвиняющим человеком с позиции такого же обвиняющего, можно добиться только напряжённого спора. Заискивать перед заискивающим не практично, т.к. это приведёт к обоюдному сетованию на жизнь. Быть отстранённым, общаясь с отстранённым, значит вносить неразбериху и непонимание в общение. Следовать манере расчётливого во время контакта с расчётливым не приведёт ни к чему, кроме обмена сухими фразами и шаблонными выражениями. Отсюда и следует, что эффективное присоединение возможно только с людьми уравновешенной категории.

Так как же лучше всего производить подстройку к категориям по Сатир?

  • Начинать подстройку лучше всего с позиции расчётливого человека, т.к. в общении он неконкретен и лишний раз не рискует. Данная тактика позволяет более точно и не спеша определить позиции другого человека.
  • Старайтесь избегать поведения с позиции отстранённого человека, иначе у окружающих может сложиться о вас неправильное впечатление как о человеке, у которого, возможно, есть какие-то проблемы с самим собой.
  • Учитывайте, что всегда имеет место несоответствие между тем, что чувствует человек на самом деле и тем, что он говорит, а также тем, как это выражается на физиологическом уровне.
  • Не делайте поспешных выводов, а больше наблюдайте за людьми, слушайте их и сопоставляйте то, что сумели отметить с тем, что знаете о каждой из категорий.
  • Приблизительно установив категорию, к которой относится человек, методично начинайте использовать подходящие для этой категории способы общения и воздействия. Если что-то не подтверждается, то, возможно, следует попытаться применить приёмы, действенные для другой категории, т.к. оценка (особенно в самом начале практики) может быть дана не верно.

И ещё несколько слов о категориях

Практически все люди привыкли функционировать в определённом режиме, т.е. чувствуют себя комфортно, совершая все действия с позиции наиболее предпочтительной категории. Но есть один нюанс: ни одна из категорий не является эффективной сама по себе и в стрессовых ситуациях может служить, скорее, плохим способом их преодоления, нежели хорошим, т.к. она ограничивает потенциальные возможности любого человека. А в неординарных или стрессовых ситуациях желательно быть гибким и использовать максимальное количество средств общения и способов взаимодействия с людьми и обстоятельствами.

Запомните, что профессионал коммуникации, зная о существовании категорий, не является приверженцем или примером ни одной из них, но использует их все!

Теперь же нам стоит поговорить об одном из основных понятий в НЛП и психологии вообще, без которого не обходится ни один факт взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром - следующий раздел статьи посвящён раппорту и его установлению.

Раппорт и установление раппорта

Что такое раппорт?

Раппортом в психологии и НЛП называется особое состояние между людьми, когда на внутреннем уровне ощущается связь, взаимопонимание, доверие; специфический контакт и само состояние, когда люди находятся в этом контакте.

Проще говоря, раппорт - это идентичность другому человеку, похожесть на него. Установление раппорта можно производить посредством подстройки к категориям по Сатир, присоединения, отзеркаливания, а также восприятия из второй позиции.

Установление раппорта

Установление раппорта является основополагающей задачей в НЛП. Оно может происходить, как на протяжении длительного периода времени, так и очень быстро. Длительность же самого процесса нередко зависит и от уровня коммуникатора. А достигаться раппорт может на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Основными способами установления раппорта являются: отзеркаливание человека на невербальном уровне, а также подстройка под основные репрезентативные системы. Невербальная подстройка основывается на отражении того же темпа дыхания, движения глаз, жестов, позы и т.п. Вербальная берёт за основу характерные черты вербального поведения человека.

Очень важной при установлении раппорта является и сенсорная острота коммуникатора, т.е. его способность максимально эффективно подмечать и отслеживать невербальные проявления другого человека, внешние особенности его поведения. Люди всегда посылают различные сигналы, которые отражают их внутренние процессы, а развитие сенсорной остроты даёт возможность их «читать», а также определять эффективность или неэффективность сонастройки с другим человеком и наличие или отсутствие с ним раппорта.

Развитие сенсорной остроты - процесс серьёзный, но очень интересный. И его постоянная тренировка позволит научиться отслеживать такие особенности общения людей, которые раньше не замечались. И для того чтобы это стало возможным, нужно следовать нескольким действенным рекомендациям:

  • Во время общения старайтесь «разбивать» сам этот процесс на отдельные составляющие и отслеживать их.
  • Отслеживайте невербальные особенности и реакции каждого человека.
  • Внимательно наблюдайте за людьми и слушайте, что они говорят.
  • Наблюдайте за посторонними людьми: на работе, в общественных местах, в кино и телепередачах.
  • Обращайте внимание на «мелочи»: дыхание, темп речи, цвет лица, форму губ, тон и тембр голоса.

Улучшив навыки сенсорной остроты, вы улучшите и навыки установления раппорта, а также станете глубже понимать других людей и их поведение, научитесь прогнозировать дальнейшее взаимодействие, распознавать ложь и правду, а свои собственные сообщения научитесь доносить именно так, чтобы вызывать только нужные вам реакции.

И последний вопрос, который мы разберём в представленном уроке - это модель Милтона Эриксона или, проще говоря, Милтон-модель. Но, учитывая то, что тема эта очень объёмна и требует углублённого изучения, нижеследующий раздел статьи будет правильнее обозначить, именно как введение в Милтон-модель.

Введение в Милтон-модель

Милтон Эриксон - это знаменитый американский психиатр и психотерапевт середины XX века. Он стал основоположником уникального подхода к гипнотерапии, который сегодня носит название эриксоновской гипнотерапии, и широко распространён по всему миру. Его модель исходит из того, что речь и поведение одного человека могут влиять на окружающих, вводя их в особое гипнотическое состояние, называемое трансом (смотри ниже). Но прежде чем перейти непосредственно к трансу, нужно сказать о бессознательном разуме человека.

Бессознательный разум

Сам термин «бессознательное» применяется в НЛП для обозначения процессов, не находящихся в данный момент времени в сознании. Т.е. бессознательное не является предметом, а является процессом, т.к. содержит в себе все процессы, которые протекают вне сознания. Бессознательный разум связан с основными функциями организма и мыслительными процессами. А сознательный разум, в свою очередь, отображает всё то, что происходит внутри.

Даже само мышление происходит осознанно в редких случаях, т.к. мысли, которые появляются в нашем сознательном уме - это результат бессознательного мышления. И осознаём мы лишь малую часть того, что есть в бессознательно разуме. И, как правило, это только то, что обладает наибольшей ценностью по сравнению с остальным. В бессознательном разуме содержатся все мысли, страхи, опасения, мечты, ожидания и надежды человека. Там же находится весь его жизненный опыт, навыки и воспоминания. Бессознательный разум воспринимает не прямую коммуникацию, а косвенную: он рефлексирует на символы, образные выражения, метафоры и т.п., тем самым, выражая себя на более глубинном уровне.

Так как же человек может получить доступ к бессознательному разуму и его ресурсам? Именно здесь и начинается разговор о трансе.

Транс

Транс - это определённое состояние сознания человека, особенностью которого является направленность внимания внутрь себя. Чем сильнее человек сконцентрирован на своих внутренних переживаниях (мыслях, ощущениях и т.п.), тем меньше он занят внешним миром. И чем глубже это состояние, тем проще человеку воссоединиться со своим внутренним миром. В своей каждодневной жизни, исходя из обстоятельств, люди постоянно переключают внимание то на внутренний, то на внешний мир, а значит, то входят в состояние транса, то выходят из него.

Исходя из предпосылок НЛП, можно назвать несколько режимов функционирования человека:

  • Даунтайм - человек сконцентрирован на внутреннем мире;
  • Аптайм - человек сконцентрирован на внешнем мире;
  • Сон - экстремальный вид даунтайма, когда перестаёт существовать внешний мир и остаётся только реальность внутреннего.

В нормальном состоянии человек обычно находится где-то между даунтаймом и аптаймом. Но тут очень важно знать, что эти два состояния не являются ни хорошими, ни плохими, а оценку им можно придать, проанализировав свою текущую деятельность. Если вы переходите дорогу, плаваете, проводите семинар - это состояние аптайма. Если же вы о чём-то думаете, медитируете, что-то представляете, то это даунтайм. И нежелательно производить действия из категории аптайма в состоянии даунтайма, например, переходить дорогу в полуспящем состоянии, и медитировать, прыгая на одной ноге.

Отсюда следует ещё один вывод, что транс - это особое состояние даунтайма. И находясь в трансе, человек может казаться совершенно отрешённым от внешнего мира, но его личный опыт в это время является для него предельно реальным, т.к. человек, находящийся в трансе лучше осознаёт свои бессознательные процессы.

Признаки транса

Транс может проявлять себя посредством ряда физиологических особенностей, самыми распространёнными среди которых являются следующие:

  • Мышечное расслабление. Человек в состоянии транса практически не двигается, а сами его движения замедляются и становятся более плавными. Нередко такой человек будет неподвижным на протяжении длительного периода времени.
  • Пониженный тон голоса. Голос человека в трансе становится более низким из-за полного расслабления горловых мышц.
  • Расслабленные лицевые мышцы. Благодаря расслаблению мышц лица у человека в трансе пропадают морщины на лбу и вокруг глаз.
  • Замедленное дыхание и редкий пульс. Из-за максимального расслабления мышц тела снижается частота сердечных сокращений и замедляется процесс дыхания.
  • Изменённое выражение глаз. Взгляд человека в трансе может стать отсутствующим, т.к. он погружён в свои внутренние переживания.
  • Притупление рефлексов. Обычные рефлексы человека (моргание, сглатывание) прослеживаются значительно реже, если он находится в трансе. Также уменьшается реакция на внешние раздражители.
  • Состояние умиротворённости. Человек в трансе всегда находится в расслабленном состоянии. Ещё одним из показателей транса являются и определённые физические состояния, нехарактерные для человека в нормальном состоянии:
  • Амнезия - всё, происходившее с человеком во время транса, забывается.
  • Анестезия - притупляются ощущения дискомфорта, боли.
  • Галлюцинирование - человек может видеть то, чего нет и не видеть то, что есть.
  • Каталепсия - человек очень долго находится в одном и том же положении, не испытывая никаких неприятных ощущений.
  • Регрессия - человек может вернуться в своё прошлое и даже перенять манеру поведения ребёнка.
  • Искривление - искажается пространственно-временное восприятие.

Естественно, все эти состояния характеризуют состояние транса, но если вы будете внимательны к себе, то сможете увидеть, что довольно часто мы погружаемся в каждое из них в своей повседневной жизни.

Теперь же мы переходим непосредственно к Милтон-модели.

Милтон-модель

Милтон-модель представляет собой определённый комплекс языковых приёмов, которые используются для того чтобы ввести человека в транс или изменить его состояние с целью получения доступа к ресурсам бессознательного разума. Делается это для того, чтобы стало возможным произвести определённые перемены или разрешить сложные проблематичные ситуации. Модель Милтона была разработана основоположниками НЛП - Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, а за основу взяты опыты самого Милтона Эриксона.

Стандарты Милтон-модели

Все языковые стандарты Милтон-модели основываются на предпосылках метамодели и применяются для введения в состояние транса и доступа к бессознательному.

  • Удаления позволяют сделать так, чтобы человек усвоил то, что он хочет усвоить больше всего. ПРИМЕР. «Из этого урока по НЛП вы с лёгкостью усвоите….»
  • Неопределённый индекс ссылки позволяют сделать так, чтобы человек придал нужное значение нужным людям или событиям. ПРИМЕР. «Скоро придёт человек, который окажется важной фигурой в вашей жизни и сможет многому вас научить…»
  • Неконкретные глаголы нужны для того чтобы человек понял что-то именно так, как ему удобнее более всего. ПРИМЕР. «Ты дашь этому свою оценку…»
  • Сравнения позволяет вызвать у человека нужные реакции. ПРИМЕР. «С каждой минутой ты расслабляешься всё больше и больше…»
  • Суждения позволяют человеку вспомнить конкретные моменты из жизни. ПРИМЕР. «Тебе будет очень хорошо, если ты вспомнишь самые яркие и приятные моменты…»
  • Искажения нужны для того, чтобы какое-то действие стало равноценным какому-то состоянию. ПРИМЕР. «Откинься на спинку кресла и тебе сразу же станет лучше…»
  • Чтение мыслей позволяет настроить человека на пользу от выполнения какого-либо действия. ПРИМЕР. «Материал станет тебе намного понятней, если ты просто прочтёшь эту маленькую главу…»
  • Номинализации способствуют тому, что какое-либо действие подталкивает человека к циклу последующих действий. ПРИМЕР. «По мере изучения материала вы всё больше начнёте чувствовать свою осведомлённость и способность к практике…»
  • Причинно-следственные связи позволяют настроить человека на достижение определённого состояния через выполнение конкретного действия. ПРИМЕР. «Ты дышишь полной грудью, медленно вдыхая и выдыхая воздух. Постепенно ты расслабляешься и мысли приходят в порядок…»
  • Предположения настраивают человека на выполнение конкретного действия. ПРИМЕР. «Не знаю, останешься ли ты прежним после прочтения этой книги…»
  • Универсальности позволяют снимать сознательные блокировки. ПРИМЕР. «Решение этой проблемы уже известно тебе, т.к. его знает твоё подсознание…»
  • Модальные операторы возможности повышают уверенность человека в себе и своих силах. ПРИМЕР. «Ты можешь сделать это! Я уверен, что у тебя получится…»
  • Модальные операторы необходимости позволяют побудить человека к действию. ПРИМЕР. «Ты просто должен это попробовать! Если ты хочешь понять смысл, тебе нужно…»

А теперь мы поговорим о том, как применять Милтон-модель на практике, ведь чтобы научиться использовать полученные знания, мы должны владеть определённой структурой действий. Её мы и рассмотрим ниже.

Применение Милтон-модели

Применение Милтон-модели подразумевает три следующие фазы:

Следование за опытом человека и введение его в состояние транса

Наиболее простым способом следования является описание человеку того опыта, который он получает через слышание, видение или ощущение чего-либо. Во время общения нужно описать какой-либо процесс, не акцентируя внимание на деталях, но давая человеку возможность переключиться на свой внутренний мир, тем самым, переводя его в состояние транса, ведь человек погружается в себя. Говорить при этом нужно не громко, спокойно, чтобы человек не чувствовал дискомфорт.

ПРИМЕР. «Представь, как было бы хорошо, если бы мы…»

Устранение сознательного разума

Этот этап берёт за основу несколько стандартов, направляющих внимание человека внутрь себя.

Фонетическая неопределённость - применение слов, одинаковых по звучанию, но разных по значению. ПРИМЕР. «Подъём», «Край», «Знак» и т.п.

Синтаксическая неопределённость - применение слов, которые не проясняют смысл контекста. В основном, это прилагательные и причастия. ПРИМЕР. «Обусловленный признак» (обусловлен вами или обуславливающий что-либо?), «Увлечённый человек» (увлечён вами или увлечён сам?), «Потерянный материал» (потерян вами или потерянный вообще?).

Неопределённость охвата - использование предложений или фраз, в которых нельзя понять точный предмет разговора. ПРИМЕР. «Пожилые женщины и мужчины» (кто именно пожилой?), «Казнить нельзя помиловать» (что конкретно делать?), «Будет хорошо сделать так» (кому хорошо или хорошо, если сделать? Кому сделать?).

Пунктуационная неопределённость - совмещение отдельных предложений в одно сложное, из которого нельзя понять, о чём идёт речь. ПРИМЕР. «Мы думаем, что новый материал оказывает на вас сильное воздействие, т.к. ваш день уже проходит иначе».

Двойные связи - использование предложений, подразумевающих выбор без выбора. ПРИМЕР. «Ты можешь применить новые знания сейчас или позже, а можешь вообще их не применять» и т.п.

В качестве дополнительных приёмов в Милтон-модели для того, чтобы настроить на человека на погружение в состояние транса, можно применять любые основы метамодели, т.к. при умелом использовании они стимулируют его внимание к погружению в себя.

Доступ к ресурсам бессознательного разума

Приёмы Милтон-модели предполагают возможность получения доступа к бессознательному, не вызывая у человека никаких опасений и предположений на этот счёт.

Разговорные постулаты - использование вопросов, подразумевающих односложные ответы, но выполняющих функцию команды. ПРИМЕР. «Ты бы мог представить, что…?», «Тебе известно, что можно читать мысли?» и т.п.

Вопросы-ярлыки - специальные вопросы, которые вставляются в конце основного предложения для того, чтобы замотивировать человека согласиться с вами. Использование нескольких таких вопросов подряд настраивает человека на соглашение с вами вообще. ПРИМЕР. «Это же легко, верно?», «Ты и сам сможешь, да?», «Ведь это удобно, не так ли?» и т.п.

Встроенные вопросы - непрямые вопросы, которые вставляются в процессе общения, но собеседник реагирует, как будто они задаются прямо. ПРИМЕР. «Как бы узнать, что именно тебя раздражает?», «Не мог бы ты помочь мне, немного пояснив суть своей проблемы?» и т.п.

Встроенные приказы - непрямые указания к действиям, вставляемые в разговор в процессе общения. ПРИМЕР. «Неизвестно, сможешь ли ты применить новые знания на практике уже сегодня», «Люди с подобными проблемами всегда настроены решительно» и т.п.

Цитаты - применяются для того, чтобы акцентировать внимание на информации, полученной из сторонних источников, и при этом не давать никаких гарантий. ПРИМЕР. «Один знакомый говорил мне, что НЛП очень эффективно в общении», «Мой друг сказал, что медитация помогает расслабляться» и т.п.

Метафоры - притчи, аналогии, образные выражения являются одним из лучших способов доступа к ресурсам бессознательного разума. ПРИМЕР. «Поверьте - ваш потенциал способен раскрыться, словно цветок лотоса», «Вы только обратите внимание и увидите, как пролетают дни» и т.п.

В дополнение следует напомнить, что рассмотренные нами основы Милтон-модели не являются исчерпывающими и представляют лишь введение в данную тему. Если у вас появилось желание познакомиться с ней более предметно, вы можете обратиться к .

А в заключение статьи хотелось бы сказать, что невербальные особенности в общении людей могут порой сказать о человеке гораздо больше, чем самое информативное общение, а навыки их распознавания и применения могут обеспечить существенно лучший результат, чем любой другой психологический подход. Важно только практиковаться и делать это систематически, ведь, насколько нам известно, только регулярные тренировки приносят желаемые плоды.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Раппорт полотняного переплетения

Раппорт переплетения

Число нитей основы, после которого начинают повторяться в прежнем порядке все предыдущие переплетения основных нитей, называется основным раппортом . Аналогично определённый раппорт для уточных нитей называется уточным раппортом . Прямоугольник, составленный из основных и уточных нитей, число которых равно соответствующим раппорт, называется раппортом переплетения ткани .

В вязании - повторяющаяся часть рисунка. Раппорт для каждого узора имеет определённое число петель по ширине и определённое число рядов по высоте. На схемах раппорт обычно выделяют, а в тексте начало и конец раппорта обозначают звёздочками (*…*). Петли для симметрии рисунка указывают до и после раппорта. Это значит, что сначала провязывают петли, указанные до раппорта, затем повторяют комбинацию петель раппорта столько раз, сколько она умещается целиком до конца ряда и, наконец, провязывают петли, указанные после раппорта. Число петель ряда должно быть кратным числу петель раппорта, а петли для симметрии узора указывают дополнительно. Две крайние петли в число петель, образующих рисунок, не входят; их следует учитывать только при наборе петель.

Раппорт в шитье - повторяющаяся часть рисунка на ткани, трикотажном полотне, вышивке и т. п. Бывает различной величины - от 1,5-2 см до 40-45 см. Большой раппорт требует дополнительного расхода ткани (минимум на его величину). Если раппорт чётко выражен, то при раскрое необходимо так укладывать выкройки, чтобы центральный фрагмент рисунка находился посредине крупных деталей (спинки, полочки), а горизонтальный уровень рисунка был одинаков по всему изделию и совпадал с уровнем рисунка на крупных втачных деталях.

Раппорт в плетении - повторяющаяся часть узлов

Процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя или более людьми.
В образовании, терапии, консультировании, бизнесе, торговле и тренинге раппорт (или эмпатия) является существенным для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Что мы делаем для того, чтобы установить раппорт с людьми, как мы создаем отношения доверия и отзывчивости, и как мы можем рафинировать и усиливать свои естественные умения? Чтобы получить практический, а не теоретический ответ, поставим вопрос по-другому. Как вы узнаете, когда двое людей находятся в раппорте? Если вы бросите взгляд вокруг себя в ресторанах, офисах, в любых местах, где люди встречаются и разговаривают друг с другом, то как вы узнаете, какие люди уже находятся в раппорте, а какие еще нет? Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. То, что мы говорим, может строить или разрушать раппорт, но это лишь 7% коммуникации. Язык телодвижений и тон голоса оказываются более важными. Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнер откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями. Они вовлечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга. Замечали ли вы когда-нибудь, как во время приятной беседы с кем-нибудь ваши тела принимают одну и ту же позу?
Успешные люди создают раппорт, и раппорт создает доверие. Вы можете установить раппорт с кем угодно, сознательно рафинируя естественное умение устанавливать раппорт, которое вы используете каждый день. Подстраиваясь и отражая язык телодвижений и тон голоса, вы можете установить раппорт почти с любым человеком. Подстройка к движению глаз является явным умением устанавливать раппорт и обычно единственным умением, которому сознательно учатся в английской культуре, в которой существует строгое табу на то, чтобы замечать язык телодвижений сознательно и реагировать на него. Установить раппорт — это значит присоединиться к «танцу» другого человека, подстраиваясь к его языку телодвижений чутко и с уважением. Это пробрасывает мост между вашей и его моделью мира. Подстройка — это не подражание, которое заметно. преувеличенно и без разбора копирует движения другого человека, что часто считается оскорбительным. Вы можете подстроиться к движениям руки слабыми движениями кисти, к движениям тела — ответными движениями головы.

Раппорт состоит из двух частей – Присоединение и Ведение.

Присоединение — это изменение собственного поведения с тем, чтобы другой человек последовал за вами.
Мы присоединяемся постоянно, чтобы подстроиться под различные общественные ситуации, чтобы успокоить других и самим чувствовать себя спокойно. Мы присоединяемся к другим культурам, уважая чужие традиции. Если вы хотите поселиться в первоклассном отеле, то вы надеваете галстук. Вы не ругаетесь перед священником. Вы приходите на собеседование в приличной одежде, если серьезно намерены получить работу.
Хорошо, а что будет, если в какой-то момент вы решите изменить свой ритм покачивания ногой? Проверьте. Но, как правило, происходит следующее – ваш собеседник вслед за вами меняет свой ритм покачивания ногой… Это фаза ведения. Вот вы и изменили что-то в поведении партнёра без автомата Калашникова. Хотя я лично считаю, что деление это на эти фазы – весьма условное

Теперь давайте посмотрим,по каким параметрам можем присоединяться к нашему Клиенту:

1. Подстройка под позу.
Это самая простая разновидность подстройки. Ее суть состоит в том, что ты принимаешь положение тела максимально похожее на положение тела своего собеседника. Начинать подстройку под позу можно с малого: сначала такой же наклон корпуса, затем схожий поворот головы – и так постепенно можно создать идеальную копию.

Для чего это нужно? Дело в том, что наше сознание и тело представляют собой единую систему. Поэтому для каждого положения тела человека существует определенный эмоциональный фон. И, подстраиваясь под позу собеседника, ты, так или иначе, подстраиваешься под его эмоции, его сознание.

2. Подстройка под жесты.
Это более тонкий вид подстройки, который лучше всего применять в сочетании с подстройками под позу и дыхание. Ее суть в том, чтобы копировать жесты, характерные для вашего собеседника. Но не стоит делать эти движения одновременно с ним: это может восприняться негативно. Лучше будет повторить их, когда наступит ваша очередь говорить.

3. Подстройка под мимику.
Когда люди говорят, что у него на лице все написано, они чаще всего не врут. На лице и правда отражаются все наши эмоции. Но на нашем лице более 100 мышц. Поэтому подстроиться под мимику сложнее всего. Но если вы хотите овладеть этой методикой, первым делом попытайтесь развить пластичность лица.

4. Подстройка под дыхание.
Такая методика включает в себя подстройку под частоту дыхания, его глубину и интенсивность. Для этого необходимо просто постараться дышать так, чтобы было похоже на дыхание собеседника. Но у человека бывает слишком частое дыхание или слишком медленное, и подстроиться под него достаточно сложно. Тогда стоит применить перекрестное присоединение к дыханию. Его суть заключается в том, чтобы двигать какой-нибудь частью тела (например, рукой) в такт дыханию собеседника.

6. Подстройка под модальность.
Все люди по-разному воспринимают окружающий мир. Одни считают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, для других слушать все равно лучше, а третьим нужно все потрогать, пощупать, почувствовать.

По этому принципу люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. И логичнее всего разговаривать с каждым на своем языке.
Для визуалов характерны такие слова как: глаголы типа «вижу», «смотрю»; прилагательные, обозначающие цвет, размер.
Для аудиалов: глаголы, обозначающие звук – «слышу», «звенит», «грохочет».
Для кинестетиков: глаголы ощущения – «чувствую», «ощущаю». Научиться распознавать эти признаки легко, но научиться говорить не в своей модальности – достаточно сложно.

Все перечисленные подстройки служат одной цели – вы присоединяетесь к человеку. Но этим вы не только обеспечиваете коммуникацию с вашим собеседником. Еще, создав достаточно сильный раппорт, вы можете направлять эту коммуникацию в нужное вам русло – вести собеседника. Правда с другой стороны, когда вы создаете очень хороший раппорт, то между вами создается особое ощущение гармонии. И уже кто кого ведет становится не понятно, и в принципе не важно. Ведь вы вместе делаете одно дело.

И спицами, описания простых узоров, мастер-классы. Наконец добравшись до вязания по схемам, изучив их условные обозначения, рукодельница видит незнакомое словосочетание «раппорт узора». Что это такое? Почему это важно? Об этом — в данной статье.

Навигация по статье

Что такое раппорт узора в вязании

Раппорт узора — это элемент узора, в результате повторения которого образуется вязаное полотно. Другими словами, это наименьший вязаный «кусочек», повторяя который вы получите полотно с полноценным узором.

Раппорт узора выражен числом . Оно обозначает количество петель или рядов, которое нужно набрать или связать для получения одного элемента узора.

Раппорты могут быть небольшими — до 6 петель или рядов. В сложных узорах встречаются раппорты по 20, 30 и даже 50 петель или рядов. Как правило, чем больше раппорт узора, тем сложнее сам узор.

Какими бывают раппорты узора — виды

Как мы знаем, в вязании рисунок повторяется не только на протяжении одного ряда (в ширину), но и через несколько рядов вверх (в высоту). Исходя из этого, выделяют два вида раппорта узора — горизонтальный и вертикальный. Расскажем о каждом виде, опираясь на схему, представленную ниже.

Горизонтальный раппорт узора

Указывает на количество петель, необходимое для повторения одного элемента узора в одном ряду (по ширине). Горизонтальный раппорт узора указан под первым рядом из воздушных петель (если речь о вязании крючком), часто имеет подпись «раппорт» или «MS». В нашем примере указан двумя вертикальными линиями, стрелочками, надписью «раппорт». В скобках указано количество петель — 7 штук.

Не всегда условные обозначения так подробны, иногда указаны только границы раппорта. В таком случае количество петель нужно посчитать самостоятельно. Пример — ниже.

В вязании спицами горизонтальный раппорт определяется количеством клеток, выделенных соответствующим образом в схеме. Обозначается аналогично. Пример — ниже.

Вертикальный раппорт узора

Указывает на количество рядов, через которое полностью повторяется рисунок (в высоту). Обозначается аналогично, но напротив рядов, обычно с правой стороны. Количество петель может быть и подписано, и не подписано. Например, на в первой схеме данной статьи вертикальный раппорт узора указан и составляет 4 ряда.

Часто вертикальный раппорт узора не указан . Но его легко определить визуально. Просто нужно найти момент, когда рисунок начинает в точности повторять предыдущие ряды. Количество рядов до начала повторения рисунка и будет вертикальным раппортом узора. Например, во второй схеме рисунок повторяется каждые три ряда. Вертикальный раппорт данного узора — 3 ряда.

Иногда вертикальный раппорт узора равен количеству рядов, показанных на схеме. Такая ситуация — на третьем примере (в схеме для вязания спицами). Вертикальный раппорт узора в ней составляет 23 ряда.

Зачем нужен раппорт узора

Раппорт узора используется при вязании абсолютно всех изделий. Он нужен, чтобы:

  • получилось цельное с рисунком, не обрывающимся посередине очередного элемента;
  • не осталось лишних петель.

Ваша задача — и в ширину, и в высоту провязать целое число раппортов. Для этого нужно количество петель и количество рядов.

Что делать, если не указан раппорт узора

Определите его самостоятельно — в этом нет ничего сложного. После всего, что написано выше, вы уже сможете это сделать. Для наглядности найдем вертикальный и горизонтальный раппорты узора, схема которого представлена ниже.

Найдем горизонтальный раппорт . Определим, через сколько петель повторяется узор в первом ряду. Горизонтальный раппорт данного узора — 4 петли.

Найдем вертикальный раппорт . Определим, через какое количество рядов полностью повторяется рисунок. Вертикальный раппорт данного узора — 2 ряда.

Все предельно просто, достаточно лишь внимательно посмотреть на схему.