Всм в россии. На магистральном пути: как ВСМ пройдет через Казань? Когда будут строить скоростную железную дорогу

Градостроительный совет Московской области принял концепцию развития территории, по которой будет проходить высокоскоростная магистраль Москва – Казань, сообщает пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Германа Елянюшкина.

Документ увязывает строительство ВСМ с развитием железнодорожного пассажирского сообщения на всём востоке региона. пишет . .

Как сообщил заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин, проект планировки согласован для дальнейшего утверждения уполномоченными органами уже федерального уровня. «В документе определены элементы планировочной структуры будущей ВСМ, установлены границы земельных участков, предназначенных для строительства железнодорожных путей и объектов, связанных с их эксплуатацией, – говорит Герман Елянюшкин. – Строительство сети ВСМ и скоростных магистралей сегодня – одно из перспективных и приоритетных направлений развития транспортной системы Подмосковья и страны в целом. Новая ВСМ Москва – Казань – Екатеринбург свяжет несколько регионов, снизит себестоимость перевозок и увеличит пропускную способность направления, которое сейчас очень загружено. Теперь скоростные поезда будут не просто «пролетать» по территории Подмосковья, а станут доступны для жителей региона».

Для ВСМ выделен транспортный коридор с магистральными путями горьковского направления Московской дороги и федеральной автомобильной дорогой М-7 «Волга». Трасса пройдёт по городским округам Реутов и Балашиха, Ногинскому муниципальному району, городскому округу Электросталь, Павлово-Посадскому и Орехово-Зуевскому муниципальным районам до границы с Владимирской областью.

В Ногинске и Орехово-Зуеве планируется устройство двух железнодорожных станций с подземными переходами и стоянками для общественного и легкового транспорта. Ногинский терминал ВСМ планируется построить в районе деревни Борилово сельского поселения Аксено-Бутырское, а Орехово-Зуевский – в районе деревни Крольчатник сельского поселения Малодубенское. Стоянка высокоскоростных поездов здесь будет по 2–3 минуты.

Таким образом, преодолеть расстояние от Москвы (Курский вокзал) до Ногинска (53 км) пассажиры смогут за полчаса, а от Ногинска до Орехово-Зуева (35 км) – за 15 минут. Средняя скорость поездов на этих участках составит 160 км/ч и 250 км/ч соответственно.

Помимо интеграции ВСМ в транспортную систему Подмосковья, по курскому направлению построят четвёртый главный путь до станции Железнодорожная и второй путь на участке Реутово – Балашиха. Это позволит разгрузить основную магистраль, пустить дополнительные составы и уменьшить таким образом интервал между движением электропоездов.

Добраться от Курского вокзала до станции Железнодорожная на пригородных поездах станет возможным за 35 минут, а на ускоренных – за 25 минут, уменьшится и интервал между электричками.

ВСМ будет иметь 30 пересечений с существующими и планируемыми автомобильными и железными дорогами. Для беспрепятственного движения будет построено пять мостов, 17 путепроводов и эстакад, а также установлено 36,6 км шумозащитных экранов. Для безопасности планируется возвести и реконструировать 14 пешеходных мостов и тоннелей.

Как пояснил начальник отдела Технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» Дмитрий Торгашин, протяжённость участка ВСМ, который проходит по территории области, будет составлять 85 км, и приняты все технические решения, которые позволят сократить и свести до минимума негативное воздействие на жителей и окружающую среду.

ОАО «Мосгипротранс», которое возглавляет консорциум проектировщиков, совместно с ОАО «Скоростные магистрали» в конце мая опубликовало материалы оценки воздействия на окружающую среду строительства ВСМ в Московской области для общественных слушаний. Как утверждают специалисты, ВСМ «должна усилить экономическую конкуренцию, прежде всего с авиатранспортом, особенно в летний период с сезонным максимумом пассажиропотока. Такая конкуренция должна оказать положительное влияние на ценообразование в авиационных и в железнодорожных перевозках».

По экологической составляющей наибольший ущерб будет нанесён окружающей среде непосредственно в ходе строительства, но все компенсационные мероприятия и платежи в проекте предусмотрены. Так, размеры платежей за воздействие на окружающую среду в Московской области составят в период строительства свыше 1,6 млрд руб., а во время эксплуатации – 104,6 млн руб.
«Все положительные факторы воздействия будут среднего и низкого уровней интенсивности, – говорится в заключении «Мосгипротранса». – Низкий уровень отрицательного воздействия прогнозируется, главным образом, в период строительства. Отрицательное воздействие будет покрываться в целом более высокой величиной положительного воздействия».

Как ранее сообщал журналистам на международном форуме "Стратегическое партнерство 1520" первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, проект первого участка ВСМ Москва – Нижний Новгород компания планирует передать в Главгосэкспертизу в июле.

Казань является одним из крупнейших городов России и наиболее значимых промышленных центров страны. Поэтому очень актуальным является вопрос о модернизации транспортного сообщения между этим населенным пунктом и столицей нашей Родины - Москвой. Это связано с повышенной интенсивностью пассажирских и грузоперевозок по данному направлению. Железнодорожная Москва - Казань, постройка которой планируется в скором времени, призвана в значительной мере решить данную проблему.

Проблемы транспортного сообщения

В настоящее время столицы России и Татарстана соединяет значения М7 «Волга» Москва - Казань. На машине проехать её из одного конца в другой можно, потратив добрую половину суток. Путь шоссе проходит через города Владимир и Нижний Новгород. Данная трасса является составной частью магистрали Москва - Уфа. В то же время она входит в состав европейской дороги E22.

На всем своем расстоянии магистраль Москва - Казань (км 820) имеет довольно качественное твердое покрытие. В то же время из-за перегруженности транспортного потока, её часто приходится ремонтировать.

Кроме того, города связывает железная дорога Москва - Казань, которая берет свое начало ещё с 1897 года. В 1960 году она была электрифицирована.

В настоящее время существующие транспортные артерии между Москвой и Казанью выполняют поставленные перед ними задачи только частично. Из-за высокой интенсивности транспортного движения на них, а также ввиду своих технических характеристик, они не могут обеспечить скоростного сообщения между этими двумя крупными городами.

Пути решения

Реальным решением проблемы преодоления высоких временных затрат на пути между двумя городами могла быть только скоростная дорога Москва - Казань. Представлялось два способа воплощения в жизнь данной идеи: постройка автомагистрали или современной железнодорожной трассы. Последний вариант был предпочтительнее, так как позволял бы добраться из начального в конечный пункт за более короткий промежуток времени.

Так общество постепенно подходило к идее создания ВСМ Москва - Казань.

Идея проекта

До сих пор в Российской Федерации не существует ни одной железнодорожной высокоскоростной трассы. Впервые о создании подобного проекта заговорил Александр Сергеевич Мишарин. В 2009 году он предложил проложить подобную железнодорожную трассу между Москвой и Екатеринбургом. Данная была для него не в новинку, так как ранее он занимал пост заместителя министра путей сообщения.

В 2010 году Александр Сергеевич оформил свое предложение в конкретный проект. Идея Мишарина была поддержана правительством Татарстана. Но на данном этапе диалог шел только на региональном уровне, так как федеральные власти на тот период к нему отношения не имели.

Развитие идеи на федеральном уровне

На федеральном уровне идея о строительстве первой в России высокоскоростной железнодорожной трассы была высказана в 2013 году президентом России Владимиром Путиным. Об этом он заявил в Сочи. Было объявлено, что в ближайших планах намечено строительство такого грандиозного проекта, как высокоскоростная магистраль Москва - Казань. При этом Владимир Владимирович заявил, что в будущем возможно рассмотрение варианта о продлении дороги до Ульяновска и Екатеринбурга.

Непосредственная реализация проекта была возложена на плечи упоминаемого ранее Александра Мишарина, который к тому времени стал первым вице-президентом ОАО «Российские Железные Дороги». В конце 2013 года его назначили генеральным директором дочерней компании «РЖД» ОАО «Скоростные магистрали», созданной специально для строительства дороги.

Срок постройки ВСМ Москва - Казань был намечен на 2014 - 2018 годы. То есть работы должны были полностью завершиться к предстоящему мировому чемпионату по футболу в России.

Планируемый путь трассы

Высокоскоростная трасса Москва - Казань пройдет через крупнейшие города верхнего Поволжья. Вместе с тем её все-таки планируется проложить вдали от значительных скоплений населенных пунктов, чтобы данный фактор не снижал скоростных характеристик магистрали. В этих же целях железная дорога Москва - Казань пройдет по максимально прямому пути.

Брать свое начало магистраль будет в Москве, затем спустится на 180 км до Владимира, через 247 км зайдет в Нижний Новгород, от которого 240 км пройдет до Чебоксар. Завершит свой путь дорога в Казани, до которой будет тянуться ещё 136 км.

Таким образом, высокоскоростная магистраль Москва - Казань предстанет перед нами общей протяженностью в 803 километра.

Сравнение новой трассы с существующей железной дорогой

Теперь давайте выясним, сколько от Москвы до Казани составляет путь по ныне существующей железной дороге. Его протяженность равна 1170 км. Таким образом, в результате реализации проекта расстояние между городами сократится на целых 367 километров.

Выигрыш во времени будет значительно больше. Если по старой железной дороге приходилось ехать 14 часов 7 минут, то новая скоростная трасса Москва - Казань позволит это сделать всего за три с половиной часа. То есть экономия времени превысит 3,5 раза.

Финансовые аспекты

Изначальная стоимость реализации проекта строительства трассы до Екатеринбурга оценивалась в 2,5 триллиона рублей. Затем, когда было решено на первом этапе строительства довести дорогу только до Казани, общие затраты на сооружение были существенно снижены. На данный момент предварительная стоимость реализации проекта, озвученная в начале 2014 года, составляет 949 миллиардов рублей. Впрочем, проектировщики понимают, что это весьма условная сумма. С учетом инфляции она может значительно корректироваться и к моменту завершения строительства существенно превышать один триллион рублей.

Основную долю затрат на себя берут государственные структуры. В частности, федеральный бюджет, национального благосостояния. Впрочем, планируется также в значительной мере для реализации проекта привлекать деньги частных инвесторов и коммерческих предприятий. Подобная форма сотрудничества называется государственно-частным партнерством. Кредиты банков и других финансовых структур тоже будут одним из источников финансирования.

Изначально планировалось привлечь также и иностранных инвесторов. Однако европейские компании из-за санкций ЕС в отношении России вынуждены были отказаться от сотрудничества. В настоящее время ведутся переговоры с Китаем об участии в финансировании.

Реализация проекта

На данный момент скоростная дорога Москва - Казань находится только в стадии проектирования. К непосредственным выполнениям работ по её сооружению ещё не приступили. Но это перспектива ближайшего времени.

Работы по проектированию ведет непосредственно техническое бюро ОАО «Скоростные магистрали», а утверждает научно-технический совет «РЖД».

В настоящее время сроки реализации проекта существенно сдвинуты. Так, изначально предполагалось начать строительство в 2015 году, а в 2016-м уже запустить первую ветку Нижний Новгород - Чебоксары, завершив работу по сооружению дороги в 2018 году. Но на данный момент некоторые члены правительства России и люди, непосредственно занимающиеся реализацией проекта, заявляют, что работы по сооружению, скорее всего, начнутся только в 2017 году, а полностью высокоскоростная магистраль Москва - Казань будет введена в эксплуатацию к 2020 году.

Критика проекта

Ряд экономических экспертов, в том числе членов правительства Российской Федерации, очень сомневаются в конечной Они говорят о том, что затраты слишком велики, а общий пассажиропоток не достигнет даже той величины, которая указана в планах. В частности, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о преждевременности строительства трассы Москва - Казань.

В то же время многие общественные деятели не отрицают общегосударственной значимости проекта, способствующей повышению уровня комфортности передвижения между столицами России и Татарстана.

Также высказываются сомнения, что ввиду западных санкций и начала кризисных процессов в экономике страны удастся найти все требуемые финансовые средства для реализации строительства. В связи с этим весьма проблематичными выглядят перспективы введения магистрали Москва - Казань в эксплуатацию даже к 2020 году.

Кроме того, существуют сторонники строительства новой автомобильной трассы между двумя этими городами. Их главным доводом является высокая интенсивность грузоперевозок по направлению Москва - Казань. На машине можно перевозить не только людей, но и грузы, а планируемая железнодорожная магистраль в большей мере рассчитана именно на пассажироперевозки.

Перспективы

Главными задачами, которые призвана решить скоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань, являются снижение интенсивности движения транспортных средств по существующим транспортным путям между этими городами, повышение уровня комфортности передвижения для пассажиров и снижение затрат времени на дорогу.

Планируется, что вагоны составов, передвигающихся по данному направлению, будут подразделяться на четыре класса: эконом, первый класс, бизнес-класс и премиум. По предварительным расчетам, цена билета в эконом-классе от Москвы до Казани будет составлять 2300 рублей.

В случае успешности реализации проекта по строительству магистрали, её планируется продлить до Ульяновска и Екатеринбурга. Кроме того, китайские инвесторы высказали заинтересованность в прокладке трассы вплоть до Пекина. Правительством России и Поднебесной уже подписан совместный меморандум о планах такого грандиозного строительства.

Но это уже перспективы гораздо более отдаленного будущего. На данный момент на повестке дня стоит успешная реализация проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной трассы между Москвой и Казанью.

Здравствуй, стройка

Выслушав доклады специалистов о воздействии будущей мега стройки на природу, воздушную и водную среду, жители Нижнего Новгорода, которых напрямую все это коснется, пошли в наступление на гостей: «Вы зачем нам про птичек и растения рассказываете? Вы о людях подумайте. Иначе будет война!» - предупреждали московских гостей будущие соседи ВСМ.

Супертрасса, буквально, пройдет по «жилому фонду»: через прилегающие к аэропорту Стригино улицы, поселок Новое Доскино, несколько садоводческих товариществ на Автозаводе и другие обитаемые территории, даже рядом со знаменитым Сартаковым.

«Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) предназначена для выявления характера, интенсивности, степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения, - напомнил один из ключевых докладчиков Максим Нормов, начальник управления экологического проектирования НИ ПИИ. Он рассказал о том, как бережно и аккуратно по отношению к живой природе будут вестись работы. Как будут тщательно и безвредно уничтожать мусор и другие отходы грандиозной стройки. Предусмотрена рекультивация почвы, компенсационные мероприятия по растительным и водным ресурсам.

ВСМ пересечет реку Оку и пройдет по нескольким, особо охраняемым природным территориям ООПТ: «Малышевские гривы», «Смирновские дачи», «Железнодорожные дачи» и «Стригинский бор».

В границах Н. Новгорода трасса пересекает городской округ с севера на юг пролегая параллельно существующему железнодорожному пути между жилой застройкой и территорией аэропорта. Протяженность участка округа Нижний Новгород составляет 7 км по основному ходу (409 – 417 км трассы) и 5 км - вход в Нижний Новгород с размещением Депо и Вокзала. планируется разместить основную станцию – в Аэропорту Стригино.

Чайки улетят, но обещают вернутся

В вашем докладе прозвучало, что предусмотрены компенсационные мероприятия, в том числе, пересадка редких растений, - констатировал Асхат Каюмов (экологический центр Дронт). - Но на сегодня в законодательстве нет процедуры, регулирующей пересадку краснокнижных видов? Чем вы будете руководствоваться?

Действительно методики нет, но есть опыт Сочинской олимпиады, - отвечал Максим Нормов. - Пересадка возможна при наличии необходимых условий. Может быть, такие мероприятия и не понадобятся.

То, что было в Сочи – это вообще позор страны! – припечатал Каюмов. – Сначала уничтожили краснокнижные виды, а потом пытались восстановить! и вы хотите продолжать дублировать тот негативный сочинский опыт на всю страну?

Ну, что мне вам объяснять? Вы сами все понимаете, - смиренно ответил специалист.

Сотрудница ННГУ поинтересовалось, что будет с колонией чаек, которая базируется в увлажненных низинах, точнее, болотах Петряевки, которые тоже разрежет ВСМ? Куда им деться?

Мы можем только обещать сохранение гидрорежима. Понятно, что в период строительных работ, чайки улетят, и мы ничего не сможем сделать. Но чайки, видимо, уже адаптировались к обычной железной дороге, которая там проходит и после окончания стройки вернутся, - понадеялся эксперт.

Для справки

Ширина полосы отвода колеблется от 20 до 60 метров. Временное занятие земель требуется для организации строительного процесса: проезд строительной техники; организация стройплощадок; организация вахтовых поселков; складирование строительных конструкций и материалов.

Под шумозащитным экраном

Большинство людей, находящихся в зоне риска (а это несколько сотен домов) уже познакомились с материалами ОВОС, которые выложены на официальном сайте ОАО «Скоростные магистрали». распечатали карты-схемы и пришли на обсуждение с конкретными вопросами.

Вы про все рассказали про птичек, про деревья. А как нам там дальше жить, в пяти метрах от вашей дороги? – не выдержала Надежда Фролова из Нового Доскино. - У нас там находится колодец. Вы нам поставите там этот шумозащитный экран. Но он все закроет, все солнышко, весь огород. Как нам там жить? Вы заботитесь о собаках, животных. А про нас не думаете. Мы старики на пенсии, у нас внуки. Как нам там жить? Ответьте.

Пять метров или 50 метров - это еще вопрос, - рассуждает директор технического департамента ОАО Скоростные магистрали Юрий Котлов. – Да, существует санитарно-защитная зона. При отсутствии шумозащитных мероприятий это сто метров, при наличии - это 50. В ходе разработки проектной документации, после госэкспертизы, будет определено, будут ли жилые постройки оставаться в этой полосе или они подлежат сносу и отселению, - таков законодательный порядок. А вот, когда это будет известно? Мы ожидаем согласований в Правительстве РФ в третьем квартале этого года. В пяти метрах вы вряд ли останетесь.

Мы сегодня не увидели расчетных точек санитарно-защитным зонам по нашим жилым домам, вы берете уровень шума по территории, а замеры в квартирах в наших домах никто не делал, - возмущалась другая жительница.

Проектная документация еще госэкспертизу не проходила, и, если там будут замечания мы исправим все ошибки и померяем непосредственно в ваших домах, - успокаивали научные работники.

Согласны под снос за деньги

Будут ли сносить жилые дома в поселке Комсомольский Богородского района, - интересовалась Наталья Давыдова. - Когда будут известны списки для расселения? Какие земли, участки будут изыматься? Почему именно через наши улицы должна пройти ВСМ? Как будет оцениваться по рыночной или кадастровой цене? (И кстати, некоторые нижегородцы говорят, что получают отказ в приватизации участка). Когда начнется стройка?

Еще одна проблема, которая волновала нижегородцев, живущих в зоне риска – устройство насыпей ливневых и отводящих сооружений каналов.

Если вы собираетесь менять направления и течения грунтовых вод, как вы упомянули в докладе, то мы очень беспокоимся, потому что наш поселок и сады снабжаются водой из скважин.

Москвичи отметили, что в русле реки Вьюницы особенных передвижек грунтовых вод не планируется, все пожелания будут учитываться и вестись мониторинг состояния почвы и вод.

На большинство конкретных вопросов приезжие эксперты не могли ответить, потому что межевание еще не утверждено и какие участки попадут в полосу отвода официально подтвердить никто из должностных лиц не может. Сегодня только разрабатывается проектная документация. А строительство, судя по заявлениям высоких руководителей в СМИ, должно начаться в будущем году. Но при условии прохождения всех процедур.

Но зато московские чиновники подробно описали законодательную процедуру. Как, в какие сроки определят правообладателей недвижимости. И, кстати, сегодня найдены далеко не все хозяева. Правовая инвентаризация участков и недвижимости продолжается. Поэтому даже о списках на отселение говорить рано. Решение о изъятии действует в течении трех лет. Цена изъятия, выкупная цена, определяется по результатам проведения рыночной оценки, более того, компенсируется не только стоимость участка, но и упущенная выгода. А если там находятся еще и строения, то и они оцениваются, и включаются в общую сумму изъятия. Многие жители рады были пойти на изъятие на таких условиях, да только – вот беда - не попадают под снос. Будут жить на дороге.

Справка МК

ВСМ Москва - Казань протяженностью 770 км планируется проложить по территории семи регионов РФ. На пути следования предусматриваются 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Время в пути от Москвы до Казани должно сократиться до 3,5 часов. Как сообщается на сайте ОАО «Скоростные магистрали», первые проекты участков ВСМ планируется сдать на экспертизу в июле 2016 года. общая стоимость строительства превышает 1 трлн рублей. Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) "Москва-Казань" будет введена в строй в соответствии с проектом в 2020 году, сообщил недавно первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Александр Мишарин.-Мы в этом году заканчиваем проектирование и затем начинаем строительство. По графику - 2020 год запуск. Но линия будет запускаться частями. Участок "Москва-Казань" в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали "Москва-Пекин", стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн рублей, и проекта "Шелковый путь", который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.

Китай намерен предоставить 400 млрд рублей на проект ВСМ "Москва-Казань" в кредит на 20 лет, более 100 млрд рублей - в качестве взноса в уставный капитал специальной проектной компании. При этом, Китай больше не требует суверенных госгарантий по проекту, речь идет о формате концессии, при котором государство берет на себя обязательства как концедент.

Первым этапом организации высокоскоростного железнодорожного движения в Российской Федерации станет строительство участка Москва - Казань линии ВСМ-2, который пройдет по территории 7 субъектов Российской Федерации: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан. Дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга.

Запуск участка обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в 4 раза: с нынешних 14 часов (по существующей железнодорожной инфраструктуре) до 3,5 часов, а время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в 7 раз - с 10 ч. 32 мин. до 1 ч. 37 мин. ВСМ Москва-Казань будет способствовать повышению связности территорий России и мобильности населения, а среднее время в пути между столицами регионов составит 1 час.

Основные характеристики проекта ВСМ Москва-Казань:

· Длина маршрута - 770 км

· Время в пути - 3ч. 30 мин.

· Максимальная скорость до 400 км/час

· Ширина колеи - 1520 мм

· Схема реализации - ГЧП

Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) — это специализированная выделенная железнодорожная линия, обеспечивающая движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч. В рамках реализации Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации до 2030 года предусмотрена реализация 20-ти проектов, что позволит организовать более 50 скоростных маршрутов общей протяженностью более 7 тыс. км. Главные перспективные проекты ВСМ в России это линии Москва — Казань — Екатеринбург с подключением Уфы и Челябинска, Москва — Санкт-Петербург и Москва — Сочи.

Цель Программы — ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда. В Программе делается акцент на проектах создания новых выделенных высокоскоростных линий, либо реконструкцию существующих путей, обеспечивающих маршрутных скоростей более 100 км/ч. ВСМ также называют региональным метро, потому что благодаря скорости, высокому такту движения и доступности вокзалов и станций он связывает регионы и делает доступными междугородние поездки, в том числе ежедневные. Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей стимулирует экономическое развитие — каждый рубль, вложенный в ВСМ, дает 1,43 рубля вложений в другие отрасли промышленности.

Этапы реализации

В России сложились уникальные предпосылки для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения. Со дня запуска в 2009 году поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом ими перевезено более 16 млн. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года услугой воспользовались на 40% пассажиров больше, и спрос на высокую скорость передвижения продолжает оставаться неудовлетворенным.

При разработке Программы был использован подход, который позволяет минимизировать государственные инвестиции в проекты. Затраты, которые все же потребуются, будут перенесены на период эксплуатации проекта, когда бюджетные эффекты превышают бюджетные затраты. Суммарно, прирост доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от реализации программы оценивается в 7,8 трлн. рублей в ценах 2015 года.

Программа разбита на три этапа. Первый этап (2015-2020 гг.) предполагает проектирование и реализацию первых линий высокоскоростных магистралей, наиболее эффективных для государства и прочих участников проектов.

Ключевым проектом первого этапа станет строительство ВСМ Москва — Нижний Новгород — Казань, который в настоящее время находится в стадии проектирования. Параллельно с этим, запланировано начать реализацию и других масштабных проектов развития ВСМ, в частности строительство первого участка ВСМ 3 (Центр — Юг) от Москвы до Тулы. Помимо создания высокоскоростной связи между Москвой и Тулой, она существенно ускорит сообщение с Орлом, Курском и Белгородом.

На территории Уральского полигона планируется реализация проекта строительства ВСМ Екатеринбург — Челябинск. Магистраль свяжет высокоскоростным железнодорожным полотном два крупнейших и достаточно близко расположенных друг к другу города Урала. В настоящее время их соединяет железная дорога со сложным профилем и низкой скоростью. Также на территории Уральского полигона предлагается модернизировать существующую железнодорожную линию Екатеринбург — Нижний Тагил. На территории Сибирского полигона планируется запуск скоростного сообщения на участке Новосибирск — Барнаул.

На втором этапе предлагается значительное расширение сети ВСМ и скоростного сообщения. В период с 2020 по 2025 год планируется реализовать 9 проектов:

  • Продление ВСМ-2 от Казани до станции Елабуга, в зоне влияния которой находятся крупные города — Набережные Челны и Нижнекамск.
  • Продление ВСМ Центр — Юг от Тулы до Воронежа, а также строительство участок от Ростова-на-Дону до Адлера.
  • Организация на территории Центрального полигона скоростного сообщения на маршруте Москва — Ярославль. Это потребует строительства нового скоростного пути на участке от Пушкино до Ярославля, и запуска скоростной линии в существующем профиле за счет модернизации инфраструктуры на участке Москва — Красное. Также на территории Центрального полигона предлагается построить скоростную двухпутную магистраль в новом профиле от Владимира до Иваново.
  • Запроектировать и построить на территории Уральского полигона скоростную магистраль Екатеринбург — Тюмень.
  • Организовать на территории Сибирского полигона скоростное движение на участках Новосибирск — Кемерово, Юрга — Томск и Кемерово — Новокузнецк. Здесь предполагается и строительство путей в новом профиле, и модернизация существующей инфраструктуры.

В период до 2030 будет завершено формирование опорного каркаса сети:

  • Крупнейшим проектом на данном этапе станет ВСМ Москва — Екатеринбург. ВСМ-2 будет продлена от Елабуги до Екатеринбурга.
  • Строительство участка Воронеж — Ростов-на-Дону, позволит соединить ранее построенные участи ВСМ-3 Центр — Юг в единую магистраль.
  • Крупным проектом станет строительство высокоскоростной ветки от ВСМ-2 Чебоксары — Самара, что позволит связать такие крупные города, как Ульяновск, Самара и Тольятти с опорным каркасом ВСМ.
  • Отдельный проект позволит связать скоростным железнодорожным сообщением Ставрополь и курорты черноморского побережья.

Устранение узких мест

Реализация проектов скоростного и высокоскоростного движения внесет весомый вклад в устранение «узких мест» транспортной системы России за счёт переключения части пассажиропотока в дальнем следовании с существующих линий на высокоскоростные. Такой перенос освободит занятые линии для перевозки грузов. Кроме того, это снимет ряд ограничений экономического роста за счет увеличения бюджетных доходов и валового регионального продукта, развития машиностроения, туризма и других отраслей экономики.

Реализация проектов ВСМ создаст основу динамичного роста экономики. Такие проекты, наряду с собственной эффективностью, выступают катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, развития регионов.

Накануне в Чэнду (Китай) прошло четвертое заседание российско-китайской рабочей группы по ВСМ. Как сообщила пресс-служба Горьковской железной дороги (ГЖД), участники встречи договорились начать работу по подготовке перечня продукции, требуемой для создания ВСМ, производство которой может быть локализовано в России (80% всех материалов, а также современный высокоскоростной подвижной состав должны выпускаться на территории нашей страны). Китайская сторона также подтвердила намерение инвестировать в проект 250 млрд рублей и предоставить кредитов на 150 млрд. Участие в финансировании могут принять специально созданный Инвестиционный фонд "Шелковый путь" а также Банк развития Китая. Окончательно организационно-правовая модель реализации проекта будет согласована до конца 2015 года.

Эта новость уже вызвала бурное обсуждение на Городском форуме сайт. "Т.о. под снос идут Пыра, Лесная Поляна, Гнилицкие Дворики, пос.Строителей и Сартаково. Бабла не хватит землицу выкупать", - написал GribNik . "У нас сад в Доскино, мозг кипит. Председателям всех ближних садов письма пришли за подписью Медведева-не препятствовать. В садоводчестве паника", - добавила DARA . "Мост будет проектироваться новый", - отметил Железнодорожник . "А где конкретика?" – поинтересовался Blackpool .

Анатолий Лесун на пресс-конференции рассказал, что с регионами уже достигнуты принципиальные договоренности по маршруту. «Неделю назад состоялась встреча представителей ОАО „Скоростные магистрали“, являющегося заказчиком проекта, с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым, на которой мы окончательно определились по прохождению трассы. Где конкретно пройдет трасса, будет понятно после выполнения проектных работ и реализации проекта межевания земли, но основные направления нам понятны», - приводит слова Анатолия Лесуна газета "КоммерсантЪ". Кроме того, стороны договорились о расположении станций и транспортно-пересадочных узлов в регионе: на территории Нижегородской области скоростные поезда будут останавливаться пять раз. Кроме Московского вокзала Нижнего Новгорода, нижегородского аэропорта и Дзержинска, остановки запланированы в поселке Нива на границе Нижегородской области с Чувашией и возле населенного пункта Полянки на границе Кстовского и Лысковского районов региона.