Занзибарская побудка или Английские не-"Варяг" и не-"Кореец". Крейсер "Кёнигсберг": он погиб, но так и не сдался Корабль кенигсберг

Данная работа, выполненная в форме справочника,является единственной в своем роде и не имеет аналогов в России. В ней впервые в нашей стране обобщены основные сведения о боевых кораблях основных классов специальной постройки, привлекавшихся для решения боевых задач на море в интересах ВМС Германии. Для крупных надводных кораблей и подводных лодок наряду с основными тактико-техническими элементами приведены основные моменты их боевой деятельности в годы войны. При этом особое внимание уделено ведению боевых действий против ВМФ СССР и в оперативных зонах советских Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Последнее принципиально отличает данный справочник от других аналогичных работ, как у нас в стране, так и за рубежом, и позволяет наглядно увидеть реальный ущерб, нанесенный германским флотом советскому и наоборот.

Разделы этой страницы:

2.3.7. Легкие крейсера типа "Кенигсберг’

Всего было построено три корабля данного типа: "Кенигсберг", "Карлсруэ" и "Кельн". Это были первые в германском, да и в мировом военном судостроении, крейсера с комбинированной главной энергетической установкой и трехорудийными башнями главного калибра. Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.8.

"Кенигсберг" ("Konigsberg")

В 1925 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "В". 26.03.27 г. спущен на воду и получил наименование "Кенигсберг", 17.04.29 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, входя в третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена, где получил повреждения от огня норвежской береговой артиллерии. 10 апреля 1940 г. во время устранения полученных накануне повреждений потоплен в Бергене британской авиацией, погибло 18 человек.


Легкий крейсер "Лейпциг”, 1933 г.



Легкий крейсер "Лейпциг”, 1940 г.



Легкий крейсер "Кенигсберг", 1930 г.

"Карлсруэ" ("Karlsruhe")

В 1926 г. заложен на верфи фирмы "Дейче-Верке" в Киле под литерным обозначением "С". 20.08.27 г. спущен на воду и получил наименование "Карлсруэ”, в ноябре 1929 г. вступил в строй.

" К моменту начала второй мировой войны находился в ремонте на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене. В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя четвертый отряд, предназначенный для захвата Кристиансанда и Арендаля. 9 апреля, возвращаясь нз Кристиансанда в базу, торпедирован британской пл "Труант", но остался на плаву, погибло 11 человек. Из-за невозможности буксировки потоплен двумя торпедами германского миноносца "Гриф".

"Кельн" ("Koln")

В 1926 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "D". 15.01.30 г. спущен на воду и получил наименование "Кельн", 23.05.28 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", созданного для предотвращения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 6 августа 1942 прибыл с Балтики в Нарвик, а в начале февраля 1943 г. вернулся в Германию.

1 января 1945 г. подорвался на мине. 30 марта поврежден во время налета британской авиации на Вильгельмсгафен и сел на грунт, но свою артиллерию использовал до 2 мая. В 1946 г. разобран на металл.

Боевые корабли мира

"Кенигсберг" ("Konigsberg") - легкий крейсер Германского Кайзеровского флота.

Хронология службы:

3 августа 1907 года - конвоировал яхту Кайзера "Гогенцоллерн" при встрече с яхтой Императора России "Штандарт". Салют штандарту Николая II.

9 сентября 1907 года - завершение сдаточных испытаний и доукомплектование экипажем по штату - 322 человека.

21 сентября 1907 года - прибыл в Кенигсберг (совр. Калининград в России) и отдал салют городу, в честь которого назван.

5 ноября 1907 года - приказ о командировании крейсера в распоряжение императорской яхты "Гогенцоллерн".

17 декабря 1907 года - уход крейсера из Киля под флагом принца Генриха Прусского в Стокгольм (Швеция, Балтийское море) для участия в церемонии похорон шведского короля Оскара II.

27 ноября 1909 года - завершил маневры вместе с разведывательными силами флота и встал на ремонт.

16 февраля 1910 года - столкновение в Кильской бухте Балтийского моря с легким крейсером "Дрезден" , возвращение обоих крейсеров в Киль на завод для ремонта.

9 - 13 марта 1910 года - сопровождение императорской яхты "Гогенцоллерн" в плавании по Гельголандской бухте Северного моря.

8 - 27 мая 1910 года - сопровождение "Гогенцоллерна" в плавании в Англию на похороны короля Эдуарда VII.

8 марта - 22 мая 1911 года - сопровождение под командованием капитана 3 ранга Хенриха "Гогенцоллерна" в плавании по Средиземному морю и в Англию.

12 июня 1914 года - начало промера глубин в районе немецкого порта Дар-эс-Салама в Танзании (Индийский океан).

31 июля 1914 года - вышел из Дар-эс-Салама к Аденскому заливу между Красным и Аравийским морями.

6 августа 1914 года - захвачен английский пароход "Сити оф Винчестер" с грузом индийского чая, отведен в бухту у порта Бендер Бурум на южной оконечности Аравийского п-ова.

14 августа 1914 года - встреча с немецким пароходом "Сомали" в бухте Курия-Мурия и уход крейсера к мысу Рас-Хафун на побережье Итальянского Сомали из-за близости радио переговоров английских военных судов.

30 августа 1914 года - обстрелял французскую радиостанцию в Мадзунга на северо-западном побережье о. Мадагаскар.

1 сентября 1914 года - погрузка 230 тонн угля с "Сомали" у о-вов Альдабра (на полпути от Дар-Эс-Салама до северной оконечности Мадагаскара).

3 сентября 1914 года - обогнул о. Мафия (побережье Танзании) и бросил якоря в одной из проток дельты реки Руфиджи (южнее Дар-Эс-Салама).

20 сентября 1914 года - вошел на рейд английского порта Занзибар (о. Занзибар, побережье Танзании) и артиллерийским огнем потопил английский легкий крейсер "Пегасус" (погибли 2 офицера и 31 матрос, 59 ранено); уничтожил артиллерией радиостанцию на берегу (погибло английских колониальных 45 солдат). Возвращение в Руфиджи.

1 ноября 1914 года - обстрел стоянки крейсера в Руфиджи артиллерией английским легким крейсером "Чатэм "

2 ноября 1914 года - обстрел стоянки английскими легкими крейсерами "Чатэм "", "Дармут" и "Веймут". Уничтожен немецкий пароход "Сомали", стоявший с "Кенигсбергом", с 800 тоннами угля.

10 декабря 1914 года - немцы из берегового охранения взяли в плен английского пилота гидросамолета Денниса Катлера, у которого отказал мотор.

6 июля 1915 года - артиллерийский бой между крейсером и английскими мониторами "Северн" и "Мерсей". "Мерсей" поврежден, убито 4 убиты и 4 ранены. "Кенигсберг" получил 13 попаданий, 4 убито и 10 ранено. Всего крейсером выпущено около 400 снарядов.

11 июля 1915 года - крейсер потоплен артиллерийским огнем "Северна", "Мерсея", легким крейсером "Веймут" и австралийским крейсером "Пионер". Сбит английский самолет-корректировщик. Из 213 человек, находившихся на борту, 32 убиты и 128 ранены. Оставшиеся в живых избежали плена.

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение стандартное 3390 тонн, водоизмещение полное 3814 тонн.
Размеры: 114,8 на 13,2 на 3,2 м.
Максимальная скорость 23 узла. Двухвальная энергетическая установка, паровая машина тройного расширения, 11 котлов военно-морского типа, 12 000 лошадиных сил, 820 тонн угля.
Вооружение: 10 орудий 105-мм, 8 орудий 52-мм, 2 торпедных аппарата 450-мм.
Бронирование: щиты на орудиях - 50 мм, палуба - 20-30 мм, боевая рубка - 100 мм.
Дальность плавания - 5750 миль при скорости 12 узлов.
Экипаж: 14 офицеров и 308 матросов.
Последний командир капитан 2 ранга Макс Лооф.

Результаты боевых действий:

Захвачен и потоплен: английский пароход ’’Сити оф Винчестер’’.

Потопленые боевые корабли противника: английский легкий крейсер ’’Пегасус’’.

Подборка составлена Дмитрием Викторовичем Мазуриком.

Крейсер «Кёнигсберг» оказался в такой же ситуации, как и «Эмден» только в Восточной Африке - один против всего мира. Капитаном «Кёнигсберга» был капитан 2-го ранга фон Лооф. Он был эльзасцем и родился там через три года, как Эльзас перешёл от Франции к Германии в результате франко-прусской войны. Эльзас много раз переходил от Франции к Германи и обратно. Сейчас это, кстати, территория Франции, в годы Первой мировой войны - Германии. Эльзасцев в Германии не считали французами, но и не считали немцами. Но для фон Лоофа так вопрос не стоял - Германию он считал своей Родиной. У побережья Восточной Африки, в отличии от Юго-Восточной Азии, где воевал Эмден, не так много островов и укрытий для одинокого крейсера, а точнее, их нет совсем. Вечером, перед началом Первой мировой войны «Кёнигсберг» удрал из Дар-эс-Салама от англичан и французов, чтобы начать войну.

Опустим период, когда Кёнигсберг топил торговые суда англичан, а начнём с этого - в один момент у крейсера сломался двигатель. Места, где крейсер мог бы встать на стоянку и заняться ремонтом не было в округе миль на 1000. Может быть на 5000 - не важно. Зато была неисследованная дельта реки Руфиджи. Фон Лооф смело заводит в один из 12-ти крупных рукавов Руфиджи «Кенигсберг» и уходит по нему вглубь континента миль на 10. Там, разобрав двигатель, становится понятно, что в «полевых условиях» его не починить, а ближайшая мастерская, где можно сделать ремонт многотонному двигателю, находится в Дар-эс-Саламе, что в 120 километрах от дельты Руфиджи.

Это не смущает фон Лоофа. Он приказывает срубить самые крупные в округе кокосовые пальмы и из их стволов делают гигантские сани-салазки. На эти сани грузят многотонный двигатель от крейсера и запчасти к нему. В сани «запрягают» 200 нанятых туземцев и они волокут этот груз 120 километров в Дар-эс-Салам. Там двигатель чинят и его на тех же санях, опять 120 километров, туземцы тянут обратно. За это время англичанам неимоверными усилиями удалось обнаружить стоянку «Кёнигсберга», но только на приблизительном уровне - по документам, точное место было неизвестно, потому что и Лооф не сидел сложа руки - моряки замаскировали корабль так, что его не видно было даже с земли, подняли из трюмов запасные орудия и пулемёты и создали в устье Руфиджи настоящий укрепрайон - на берегах стояли корабельные орудия, пулемётные гнёзда и всё это было опутано сетью телеграфных проводов.

Англичане сильно боялись, что Кёнигсберг сможет уйти по лабиринтам каналов и речушек обратно в океан (они не знали ещё про поломку двигателя и что у крейсера нет угля), а потому стянули сюда весь флот, который был в районе. Им приходилось патрулировать зону в 64 мили устья Руфиджи и 400 миль всего района, чтобы не дать уйти Кёнигсбергу. С этого момента все английские и союзные корабли здесь. Поскольку англичане не знали, где именно находится корабль, то на маленьких кораблях английские солдаты двинулись в устье массовым десантом - так они узнали, что все берега устья уже представляет из себя отличный укрепрайон с береговыми орудиями и косящими намертво пулемётами.

Чтобы Кёнигсберг не сбежал, англичане топят на фарватере одного из рукавов угольный заправщик - ненужный пароход и начинают его охранять - чтобы немцы не расчистили заново фарватер. Но очень скоро выяснилось, что жертва заправщиком была напрасной - рукавов здесь миллион плюс один и Кёнигсберг сможет выйти в море по любому из них.

Во всём мире был один единственный человек, говорящий на одном из европейских языков, который был в устье Руфиджи и знал как там всё устроено - это знаменитый охотник и путешественник Преториус. Английский линкор срывается с места и начинает искать по всему миру этого Преториуса, его находят где-то на краю света, в условной Патагонии, и тащат в Восточную Африку. На борту английского флагмана он получает задание провести разведку и дать точные координаты Кенигсберга в этих малярийных болотах и каналах. Преториус выполняет задание и дает англичанам точные координаты корабля и промеркой глубины устья Преториус докладывает - судя по осадке Кенигсберга на нём совсем нет угля.

Лооф, заметив, что английские снаряды стали ложиться ближе к кораблю, заводит отремонтированный двигатель и… уходит ещё на 8 миль дальше по устью этой реки. Англичане выписывают с Острова самолёт с лётчиком. Самолёт летит в разведку и… ничего не может обнаружить. После третьего рейса пилоту удаётся обнаружить место новой стоянки Кёнигсберга, но его сбивают. К месту падения устремляются с трёх сторон шлюпка английских моряков, шлюпка немецких моряков и стадо крокодилов - в заплыве на скорость побеждают англичане. Лётчик даёт английскому адмиралу точное место новой стоянки Кёнигсберга, но адмирал не верит. Невозможно так далеко уйти крейсеру по такому мелкому и узкому руслу.
Выписывают ещё один самолет и лётчик летит уже вместе с адмиралом - адмирал убеждается, что лётчик был прав, но что делать непонятно - уже несколько месяцев вся английская эскадра не может выковырять из этих болот один немецкий крейсер.

Тем временем в Адмиралтействе в Лондоне вспоминают, что по заказу правительства Бразилии для патрулирования рек Ориноко и Амазонки они строили два монитора - осадка 1,5 метра, броня и очень хорошие пушки. Бразильцы ещё не успели выкупить эти мониторы и из Лондона летит через океан приказ - доставить мониторы в Дар-эс-Салам! И мониторы с 1,5 метровой осадкой опять прутся через океаны к побережью Восточной Африки.

Тем временем на помощь Кёнигсбергу из Германии летит по морю угольный заправщик под датским флагом замаскированный под лесовоз. Он прорывается через три кольца английской морской блокады в Европе, через океанские бури и шторма и вот он уже возле устья Руфиджи. Тут его подбивают, но моряки поджигают лес на верхней палубе, который маскировал груз. Англичане видя огромный столб пламени считают, что с заправщиком дело конченное, уходят, а немцы сбрасывают горящий лес в океан, что-то тушат и перегружают оружие, пушки и патроны на шлюпки и увозят всё на Кёнигсберг.
Но вот уголь на Кенигсберг не перегрузить и Лооф готовится к последнему бою - Кёнигсберг обречён.
На разъездной параходик «Вами» немцы устанавливают торпедные аппараты, чтобы из них уничтожить мониторы, но «Вами» при выходе из устье выбрасывает на скалы. Тогда Лооф вычисляет, что мониторы поднимутся по устью только до островка и устраивает там сеть коррекционных пунктов и площадок.
На следующий день мониторы подходят к устью поднимаются только до островка и там их встречает шквальный огонь береговых батарей - датский параходик помог - а англичане думали, что береговые укрепления уже подавлены. Через день мониторы всё-таки входят в устье, но поднимаются опять только до островка, где их накрывает точный огонь шести орудий с Кёнигсберга. Один монитор повреждён точным попаданием под ватерлинию и англичане отступают.
На третий день мониторы сначала подавили немецкие позиции корректировки огня у острова, а потом начали обстрел крейсера. Из 635 выстрелов с мониторов в Кёнигсберг попало 6. Первым же выстрелом убило двух отважных немцев - Хельффериха и Аппеля. Они прибыли на Кёнигсберг пару недель до штурма, проделав полный опасности путь на шлюпке под парусом от Мозамбика.

Но от 6 попаданий Кёнигсберг уже представляет из себя кучу железа, которая всё же ещё сопротивлялась. Чтобы повысить точность попаданий, англичане устраивают в океане учения по взаимодействию самолёта и мониторов - самолёт корректирует огонь, а мониторы лупят. И на четвёртый день оба монитора входят в устье Руфиджи при поддержки авиации - одного самолёта англичан. На этот раз сразу оба монитора получают по точному попаданию от немцев, причём такие, что один из них так и не сдвинулся с места, а другой час отстреливался стоя на якоре, пока шёл ремонт. И потом всё же двинулся к немецкому крейсеру.
К середине дня с Кёнигсбергом было покончено. Англичане ушли. А Лооф на следующий день вернулся на искорёженный крейсер. Были сняты все орудия, забраны боеприпасы и немцы устроили следующий укрепрайоны уже на озере Танганьика и в Дар-эс-Саламе. Война продолжалась. Но это уже другая история о которой позже. Кёнигсберг запертый без угля в болотах устья реки Руфиджи сковывал на себя всю английскую и союзную эскадру в течении чуть более восьми (!!!) месяцев.

Возвратившись в Северное море, крейсер принял участие во втором сражении у Гельголанда 17.11.1917. Единственное, чем отличился "Франкфурт", был торпедный залп по британским крейсерам, который, однако, не принес успеха. Это было последнее боевое столкновение "Франкфурта". После заключения перемирия крейсер интернировали в Скапа-Флоу. 21.6.1919 во время затопления кораблей Флота Открытого моря он все же был спасен англичанами.

В июле 1919 г. его передали США. После перехода через океан и изучения конструкции корабля американцы решили использовать его для проведения опытов по авиационным бомбардировкам. 18.7.1921 во время очередной бомбежки "Франкфурт" затонул у мыса Генри на побережье штата Вирджиния.

Гибель корабля засняли, и сейчас эти кадры пользуются большой популярностью у кинематографистов, которые почему-то выдают их за Ютландский бой или же вообще за любые сражения первой, а иногда и второй мировой войны.

Легкий крейсер “Кенигсберг”

Тип "Кенигсберг"

Программа 1913 года[* Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне.].

Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).

Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.Запас топлива: уголь – 1340 т, нефть – 500 т.

Дальность плавания: 4850 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: см. тип "Висбаден".

Экипаж: 475 человек (17 офицеров, 458 матросов).

"Кенигсберг" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 18.12.1915, вошел в состав флота 12.8.1916. Был включен во вторую разведывательную группу.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских островов. "Кенигсберг" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. 17.11.1917 участвовал во втором сражении у Гельголанда. Получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линейного крейсера "Рипалз". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Кенигсберга" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота, но война вскоре завершилась. 20.7.1920 в Шербуре "Кенигсберг" был передан Франции и до 1933 г. входил в состав ее флота под названием "Метц". В 1936 г. разобран на металл в Бресте.

"Карлсруэ" Построен на военно- морской верфи в Вильгельмсхавене. Заложен в 1915 г., спущен 31.1.1916, вошел в состав флота 23.12.1916.

В составе второй разведывательной группы принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов и во втором сражении у Гельголанда. После заключения перемирия "Карлсруэ" был интернирован в Скапа-Флоу и 21.6.1919 затоплен экипажем. Поднят в 1962 г. и разобран на металл.

"Эмден" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 1.2.1916, вошел в состав флота 16.12.1916. Был флагманом флотилии эсминцев.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кенигсберг” (1918 г.).

Принимал участие в захвате Моонзундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Эмден" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманскому линейному крейсеру "Мольтке", а вслед за ним двигались линкоры четвертой бригады под командой вице-адмирала Сушона. 12.10.1917 "Эмден" вместе с лучшим линкором Германии "Байерн" сокрушал батарею на мысе Тоффри. Но "Байерн" вскоре подорвался на мине и отошел. В этот же день крейсер оказал помощь своим миноносцам и тральщикам, которые были атакованы русскими миноносцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник".

Позднее "Эмден" вступил в бой с русскими кораблями, которые препятствовали прорыву немецких эсминцев на Кассарский плес. После двухчасовой перестрелки немцы отошли. 13-14 октября "Эмден" вместе с линкором "Кайзер" вел бой с русскими кораблями, в ходе которого был потоплен русский миноносец "Гром". После захвата Моонзундских островов крейсер перевели в Северное море.

11.12.1917 "Эмден" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои. После удачного рейдерства эсминцы снова были встречены крейсером.

После заключения перемирия корабль интернирован в Скапа-Флоу. Во время "великого затопления" 21.6.1919 его вытащили на мелководье, и он остался цел. 11.3.1920 был передан Франции, но из-за плохого технического состояния в состав ее флота не входил, а использован после изучения конструкции для испытаний. В 1926 г. разобран на металл.

"Нюрнберг" Построен на заводе "Хавальдсверке" (Киль). Заложен в 1915 г., спущен 14.4.1916, вошел в состав флота 15.2.1917.

В составе второй разведывательной группы участвовал в Моондзундской десантной операции. Сопровождал четвертую транспортную группу, прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт. Во втором Гельголандском сражении являлся флагманом второй разведывательной группы, активно поддерживал соединение тральщиков.

После заключения перемирия интернирован в Скапа-Флоу. Во время самозатопления Флота Открытого моря был вытащен на отмель. Впоследствии передан Великобритании и использовался для различных опытов и в качестве мишени. 7.7.1922 затонул у острова Уайт.

Легкий крейсер “Кельн"

Тип "Кельн"

[* Крейсера этого типа строились для восполнения военных потерь. Планировалась достаточно большая серия, но в строй вошли только два крейсера. Они стали последними крейсерами кайзеровского флота.].

Водоизмещение: 5620 т (проект), 7486 т (полное).

Размерения: 155,5x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 14 котлов (8 угольных, 6 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь – 1100 т, нефть – 1050 т.

Дальность плавания: 5400 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип “Магдебург”

Вооружение: 8 – 150-мм, 3 – 88-мм (зениты.), 4 ТА – 600-мм (палубн.), 120 мин заграждения.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кельн" (1918 г.).

"Кельн" Построен на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург). Заложен в 1915 г., спущен 5.10.1916, вошел в состав флота 17.1.1918. Первым командиром был капитан 2 ранга Эрих Редер – будущий главнокомандующий Кригсмарине. Крейсер активного участия в боевых действиях не принимал. Совершил несколько выходов на патрулирование и для сопровождения подводных лодок. После заключения перемирия интернирован в Скапа- Флоу. 21.9.1919 затоплен экипажем.

"Дрезден" Построен на заводе "Ховальдсверке" (Киль). Заложен в 19*16 г., спущен 25.4.1917, вошел в состав флота 28.3.1918. Активного участия в боевых действиях не принимал. Интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем 21.6.1919.

Недостроенные крейсера типа "Кельн" и их судьба

Название Первичное название Верфь Заложен Спущен Разобран
"Висбаден" "Нюрнберг" "Вулкан" (Штеттин) 1916 3.03.1917 1920
"Магдебург" "Магдебург" "Ховальдсверке" (Киль) 1916 17.11.1917 1922
"Лейпциг" "Лейпциг" "Везер" (Бремен) 1915 28.01.1918 1921
"Росток" "Майнц” "Вулкан" (Штеттин) 1915 6.04.1918 1922
"Фраунлоб" "Кенигсберг" Военно-морская"верфь (Киль) 1915 16.10.1918 1921
- "Кельн" "Везер" (Бремен) 1915 - 1921
- "Эмден" "Везер” (Бремен) 1915 - 1921
- "Карлсруэ" Военно-морская верфь (Киль) 1916 - 1920

Ольга Тонина Занзибарская побудка или Английски е не-"Варяг" и не-"Кореец" . Место действия - Занзибар, гавань Стоун Тауна. Время действия - 20 сентября 1914 года. Действующие лица. Англичане: Корабль Его Величества "Пегасус". Корабль Его Величества "Хельмут". Немцы: Крейсер "Кенигсберг". Немножечко подробностей. Бронепалубный крейсер 3-го класса "Пегасус". Командир - капитан 2 ранга Джон Александер Инглес (John Alexander Ingles) (27 июля 1875 - 20 апреля 1934) Сын контр-адмирала. Родился в Плимуте, графстве Девон. Мичман - 14 июля 1894 года Лейтенант -31 декабря 1896 года. Коммандер - 31 декабря 1907 года Командир крейсера "Пегасус" 1 декабря 1913 года. Ушёл в отставку по собственному желанию 28 июля 1921 года. Умер в Танзании, в Дар-эль-Саламе.
Крейсер "Пегасус" относился к бронепалубным крейсерам 3-го класса типа "Пелорус".
Заложен в 1896 году. Спущен на воду в 1897 году Введен в строй в 1899 году. Водоизмещение стандартное - 2169 т, полное - 2780 тонн 2 паровых машины тройного расширения суммарной мощностью 7000 л.с. , 2 гребных винта, скорость хода - 20 узлов. Размерения (м) 91,4 х 11,13 х 5,2 м Бронирование: Палуба - 38-51 мм, Рубка - 76 мм. Вооружение: 8 - 102-мм орудий Mk III
Начальная скорость снаряда - 700 м/с Вес снаряда - 25 фунтов (11, 34 кг) Дальность стрельбы: 9000 ярдов (8200 м) 8 - 47 мм (3-х фунтовых орудий) Гочкисса
Начальная скорость снаряда - 571 м/с Вес снаряда - 1,5 кг Дальность стрельбы - 4000 ярдов (3657 м) 2 450-мм торпедных аппарата. Вооруженный буксир "Хельмут" Командир - Суб-лейтенант резерва Клемент Джэймс Чарливуд (Clement James Charlewood ), 10 апреля 1915 года награжден DSC - Крестом за выдающиеся за заслуги за действия по против германских войск на территории континентальной Африки. Теперь о буксире - "Хельмут" пред войной базировался на Занзибаре и ходил под германским флагом. Несколько местных немцев в Занзибаре планировали использовать его для того, чтобы убежать в Германскую Восточную Африку и избежать интернирования, но двигатели буксира были в плохом состоянии, и он был захвачен британскими кораблями перед попыткой побега. Буксир был захвачен, вооружен одной трёхфунтовой (47 мм) пушкой Бронепалубный крейсер "Кенигсберг"
Заложен в 1905 году. Спущен на воду в 1905 году. Введен в строй в 1906 году. Водоизмещение стандартное/полное - 3340/3754 тонн Размерения - 115,3 х 13,2 х 5,29 м Две паровых машины тройного расширения суммарной мощностью 13200 л.с. Скорость - 24,1 уз. Экипаж - 308 человек
Бронирование: Палуба - 80-мм Боевая рубка - 100-мм
Вооружение: 10 - 105 мм орудий SK L/45 Начальная скорость снаряда - 710 м/с Вес снаряда - 17,4 кг (38 фунтов) Дальность стрельбы - 13890 ярдов (12700 м) 2 торпедных аппарата калибра 450-мм Итак, как говорил ГэГэ (главный герой) романов Агаты Кристи Эркюль Пуаро, все участники собраны. Что дальше? Что написали об этом случае наши источники в своё время ? Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. стр. 136: Объявление британского Адмиралтейства С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: "С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой. Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу".

Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. 252. стр.222.:

Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером "Pegasus" " На морском берегу английский крейсер "Pegasus" (2200 т, 97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно "Mowe" (650 т, 06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец "Pegasus" был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер "Konigsberg" (3400 т, 05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого "Konigsberg" ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров. " Морской сборник. 1914. N 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. 262. стр. 230 . : Операция крейсера "Konigsbe rg" " Крейсер "Konigsberg", как было уже сказано (см. 252), вывел из строя английский крейсер "Pegasus". Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров -- "Nurnberg" и "Leipzig", о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью "Pegasus", который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров. " Что пишут более поздние исследователи ? Известному русскоязычному переводчику Александру Больных принадлежит следующий текст: "Вдобавок на состоянии корабля начало понемногу сказываться затяжное плавание. Заправки углем стоили нескольких помятых листов обшивки и выбитых заклепок. Вышел из строя один из котлов, в остальных начали лопаться трубки. Лооф решил заняться ремонтом корабля. Но идти в Дар-эс-Салам он не мог. Поэтому 3 сентября крейсер вместе с угольщиком "Сомали" во время прилива по рукаву Симба-Уранга вошли в дельту реки Руфиджи, которая стала его убежищем. Карты дельты пе-ред войной составило гидрографическое судно "Мёве". Единственной германской "властью" здесь был маленький таможенный пост. Когда таможенники оправились от неожиданности, они развили бурную деятельность, пытаясь найти уголь. В Дар-эс-Салам была отправлена депеша с известием, что "Кенигсберг" не потоплен, как утверждали англичане. Он очень даже жив, и ему требуется УГОЛЬ. К Лоофу тоже начали поступать свежие но-вости. Самая важная из них была получена 19 сентября. Береговой наблюдатель сообщил, что в гавань Занзибара вошел британский крейсер. Лооф не знал, что по приказу Адмиралтейства Кинг-Хэлл на "Гиацинте" отправился патрулировать в районе мыса Доброй Надежды, чтобы предотвратить прорыв туда крейсеров фон Шпее. Крейсер "Астрея" был отправлен к берегам Юго-Западной Африки. По какой-то причине британское командование решило, что "Кенигсберг" ушел в Индию, и потому восточные берега Африки совершенно безопасны. В этом районе остался самый слабый из крейсеров Кинг-Хэлла "Пегасус", который решил заняться ремонтом и чисткой изношенных котлов. Британский крейсер также пострадал от плохого качества местного угля. Адмирал приказал постоянно держать пары, чтобы в случае необходимости немедленно дать ход, но командир крейсера капитан 2 ранга Инглс решил, что никакая опасность ему не грозит, а потому можно чистить все котлы разом. Это займет много меньше времени. За время стоянки "Кенигсберг" был приведен в состояние относительной исправности и с вечерним приливом выскользнул в море. Лооф решил следовать экономической скоростью 10 узлов, чтобы не выдать себя искрами из труб. На входе в гавань Лооф встретил маленький буксир "Гельмут". Его командир суб-лейтенант Чарлсуорт принял германский крейсер за безобидного "купца" и смело пошел навстречу. Свою ошибку англичане поняли, лишь когда "Кенигсберг" поднял германский флаг и открыл огонь. Пара снарядов убедили Чарлсуорта, что пора бросить корабль и спасаться, что он и сделал вместе с командой. Германский крейсер вошел в порт, маневрируя между песчаными банками. В 5.21 он развернулся левым бортом к противнику и с дистанции 3 мили открыл огонь по безмолвному "Пегасусу". Первый залп лег недолетом, второй накрыл цель, а с третьего начались попадания. Один из британских офицеров, спавших на палубе, в 5.15 был разбужен "двумя снарядами, пролетевшими над головой. Я взлетел на спой пост на марсе и увидел ведущий бешеную пальбу "Кенигсберг" всего в 4 милях. Наши матросы разбе-жались по боевым постам, но снаряды сыпались очень часто, нанося ужасные потери. Наши орудия (8 -- 102 мм) скоро начали отвечать, но их снаряды не долетали до противника на 1000 ярдов. Внезапно снаряд шлепнулся в 20 ярдах от меня, подняв столб брызг выше марса. Затем из переднего поста управления мне передали, что они потеряли связь с орудиями, поэтому я приказал перевести управление па кормовой пост. Но теперь все наши орудия прекратили огонь, и я услышал, как кто-то сказал: "Сдаемся!" Я закричал: "Не сдаваться!" -- однако секунду спустя несколько человек сказали: "Приказ капитана, сэр". И я увидел поднимающийся белый флаг. Прежде чем немцы смогли различить его, они сделали еще 9 выстрелов. Хотя вода потоком лилась в пробоины, мы ухитрились частично остановить ее матами. Но корабль продолжал крениться. Поэтому я спустил все шлюпки и приказал матросам перевозить раненых на берег. После этого возник вопрос: пленные мы или нет? Но, поскольку "Кенигсберг" уходил прочь, я решил, что все-таки нет. Так как корабль явно тонул, капитан отдал приказ покинуть его. Едва мы успели отплыть на 50 ярдов, к борту подошел пароход "Килва", и я запросил разрешения вернуться. Мы попытались было отбуксировать крейсер на песчаную отмель, однако берег был слишком крутой, и он соскользнул обратно. Бой длился всего 15 минут, но "Пегасус" перевернулся и затонул лишь в 13.00. Мы потеряли 102 человека: 42 убитыми и 60 ранеными. Капитан был несомненно прав, спустив флаг. Что мы могли еще сделать? Наши орудия не могли достать "Кенигсберг", и мы не имели хода. Бессмысленно драться в таких обстоятельствах". Из указанного описания можно сделать один вывод - незадолго до встречи с "Пегасусом" н еме ц кий крейсер "Кенигсберг" встретился с брандвахтенным вооруженным судном "Хельмут". Германский крейсер открыл огонь по английскому брандвахтенному кораблю. Однако ВСЯ ВАХТА (включая КОМАНДИРА КОРАБЛЯ, офицеров и матросов) на англи йс ком крейсере спала очень крепко и не проснулась практически до полного потопления крейсера , не взирая на огонь, открытый "Кенигсбергом" по "Хельмуту" . Если мы посмотрим на карту, то мы увидим, что "Кенигсберг" расстреливал "Пегасус" с дистанции примерно в 3-4 километра. Командир "Кенигсберга" зна л , что в гавань Занзибара пришёл крейсер. Он подозрева л , что это "Гиацинт", вооруженный 11-152 мм орудиями. Он реш ил его уничтожить либо вывести из строя. "Гиацинт" имеет 11-152 мм орудий . Каждое из этих орудий способно выпускать 100-фунтовые снаряды (45 кг) на расстояние до 15 000 метров. Ваши действия? А действия очень простые - скрытно подойти как можно ближе , чтобы сделать огонь своих орудий меньшего калибра более эффективным и стрелять , пока противник не опомнился . Именно так и поступил командир "Кенигсберга" - подошёл поближе и открыл огонь. 3-4 километра по карте - это 15-22 кабельтовых дальность прямого выстрела . Стрелять с более дальнего расстояния - это самоубийство - палубная броня "Гиацинт а " - 76 мм, броня рубки - 152 мм, броня машинного отделения - 127 мм. Да и сам "Гиацинт" большего водоизмещения, то есть обладает большим запасом плавучести. Перестрелка с дальней дистанции приведет к тому, что английский крейсер раскатает " К енигсберг" в лепёшку за сёт более тяжелых снарядов . (Австралийский крейсер "Сидней", имевший 8-152 мм орудий против 10-105-мм орудий германского "Эмдена" именно так и поступил). Именно поэтому "Кенигсберг" подошёл на предельно маленькую д истанцию. И именно этой малой дистанцией и объясняется, что английский крейсер за 15 минут получил около 60 попаданий из примерно 300 выпущенных снарядов - то есть примерно - 20 процентов - стрельба велась практически в упор, прямой наводкой. Что характерно, если посмотреть на карту, то галс, во время которого "Кенигсберг" вел стрельбу менее одного километра в длину. Е сли представить его длиной в один километр - получится 6 кабельтовых. За 15 минут или 60 кабельтовых в час - то есть 6 узлов. То есть, германский крейсер "Кенигсберг" двигался ходом "малый вперед" или " с амый малый вперед" и расстреливал английский "Пегасус" абсолютно неспеша. Вооруженный буксир "Хельмут"? Его командир, конечно же, мог разбудить "Пегасус" при нападении "Кенигсберга". Наверное "Хельмуту" нужно было открыть огонь по "Пегасусу" чтобы парочкой попаданий трехфунтовых снарядов разбудить спящий экипаж крейсера. Увы, но экипаж "Хельмута" этого не смог. Впрочем, и не факт, что это помогло бы - слишком уж англичане были беспечны в своей базе. Почему орудия "Пегасуса" не могли достать "Кенигсберг"? Дело вовсе не в коварстве, командира "Кенигсберга", который знал табличные дальности стрельбы английских орудий и выбрал ту дистанцию боя , при которой английские снаряды не долетали до немецкого крейсера. Ничего такого командир "Кенгсберга" не выбирал - наоборот, он готовился к бою с более крупным "Гиацинтом", вооруженным более тяжелыми орудиями, для чего подошёл как можно ближе. Подошёл и открыл огонь первым, пока англичане изволили спать. К тому моменту, когда англичане изволили проснуться, в их крейсер навтыкалось уже достаточное количество снарядов, и он получил крен. Именно за счёт этого крена и уменьшился угол возвышения орудий "Пегасуса" и соответственно уменьшилась дальность стрельбы его орудий. С третьего залпа "Кенигсберг " пристрелялся. Носовое орудие было сброшено за борт вместе с расчетом. Через 8 минут 4 102-мм орудия левого борта были выведены из строя. Некоторые из фугасных снарядов пронизывали "Пегасус" насквозь и лишь часть взрывалась внутри его корпуса. Попытка англичан открыть ответный огонь не удалась, так как первыми же снарядами были убиты старший помощник и старший артиллерист. Расстрел прекратился в 5.37, но к этому времени "Пегасус" уже получил более 60 попаданий. "Кенигсберг" прошелся по гавани и расстрелял радиостанцию, посылавшую отчаянные призывы о помощи. Перед тем как покинуть гавань, старший помощник Кох и минный офицер Ангел решили испробовать хитрый трюк, который они разработали еще во время стоянки в Руфиджи. "Кёнигсберг" числился в списках как крейсер, оборудованный для минных постановок. Поэтому они сбросили в воду несколько бочек прямо на виду у британских береговых наблюдателей. Гавань Занзибара теперь была "заминирована". Около 7.00 "Кенигсберг" покинул порт, израсходовав около 350 снарядов. По английской версии, "Пегасус" выпустил в ответ около 59 снарядов, но все они легли с недолетами около 1000 ярдов. Именно из этого факта специально для гражданской публики был сделан ошеломляющий вывод, что командир "Кенигсберга" знал о "недальнобойности" пушек "Пегасуса" поэтому стрелял аж практически с 9 (девяти) километров. А этот "вывод" был англичанам крайне необходим, ибо международному престижу Британской Империи "правящей морями" был нанесён серьезный удар - германский крейсер БЕЗНАКАЗАННО потопил английский крейсер в английской же базе! Базе "владычицы морей"! Требовалось срочное оправдание такого прохлопа. В итоге и родилась история о "недальнобойности" пушек "Пегасуса" Английские гражданские лохи, читающие прессу были удовлетворены! Английские пушки просто не могли дострельнуть до немцев! А как на самом деле? 8-9 километров - это примерно 43-48 кабельтовых. В условиях русско-японской войны 1904-1905 гг. и текущей Первой Мировой войны - максимум до 5 процентов попаданий. 5% из 300 снарядов - это - 15 снарядов! Но никак не 60 (20%) и никак не 200 попаданий (67%) как пишут некоторые источники. В реальности же и 5% - это перебор и более достоверными являются - 3%-1,5% попаданий. То есть 5-9 снарядов. Соответственно бой на данной дистанции не мог быть скоротечным - только при очень большой удаче и везении и случайном благоприятном стечении обстоятельств. В остальных случаях бой напоминал бы либо вялотекущую взаимную перестрелку в течении НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ, либо получасовую бешенную стрельбу в "никуда" с надеждой попасть парой-тройкой снарядов. "Пегасус" же фугасные снаряды пронизывали насквозь, не успевая взорваться - то есть стрельба велась с очень маленького расстояния . Теперь о самом главном - крейсер "Пегасус" затонул примерно через ШЕСТЬ ЧАСОВ после ПОДНЯТИЯ БЕЛОГО ФЛАГА О СДАЧЕ и ухода германского крейсера. Пытались ли англичане спасти свой крейсер? Да , пытались. Но как-то очень вяло. Похоже, что командир крейсера не был заинтересован в спасении своего корабля, ибо тогда наверняка бы вскрылись весьма неприглядные факты очень низкой организации службы на корабле. А вот если корабль на дне... Вот тогда и не видно сквозных отверстий в его корпусе. Отверстий, говорящих о том, что вверенный ему корабль был расстрелян практически в упор. Что в свою очередь говорит о том, что экипаж крейсера проспал нападение. Потом в гражданской прессе появились героические рассказы про героическую гибель героического "Пегасуса". В частности про артиллерийского офицера лейтенанта Ричарда Тёрнера, которому снарядом оторвало обе ноги , но который с сигаретой в зубах и бокалом бренди в руках умирал, но продолжал командовать огнём крейсера. Появилась история и про сбитый вражескими снарядами флаг на корме, который тут же подняли вновь . Но всё это не более, чем пропаганда! Единственным человеком из экипажа "Пегасуса", получившим награду за этот бой стал... штабс-хирург Альфред Дж. Хьюитт. Именно его наградили, в 1916 году за профессиональные действия по оказанию медицинской помощи раненным морякам крейсера. Больше никто никаких наград из экипажа "Пегасуса" не получил! Из экипажа "Хельмута" - его бывший командир суб-лейтенант Чарливуд, которого после того боя понизили в звании до старшего помощника командира корабля. Но свою награду Чарливуд получил уже за действия в другом эпизоде, действия под командованием более смелого и решительного командира чем был он сам. Сам командир "Пегасу с а" Джон Александр Инглес никак не поощрён, и что характерно - столь традиционные для англичан судебные заседания, на которых производятся разборы действий командиров кораблей и соединений , в случае с "Пегасусом" до сих пор не опубликованы. Он мог отдать команду - покинуть корабль - обстоятельства были таковы, что шансов оказать сопротивление "Кенигсбергу" у экипажа его корабля не было, и его бы оправдали. Он мог также отдать команду - затопить корабль. По тем же причинам. Но сэр Джон смалодушничал - он приказал спустить АНГЛИЙСКИЙ ФЛАГ и поднять БЕЛЫЙ ФЛАГ - ФЛАГ СДАЧИ И КАПИТУЛЯЦИИ. Этим поступком он вычеркнул себя из списка порядочных и уважаемых людей. Не вышел из него Руднев, а из его крейсера английский "Варяг". "Ниасилил" "просвещенный мореплаватель" то, что называется выполнением долга. " England expects that every man will do his duty ". "Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг" - именно этот сигнал поднял адмирал Нельсон, перед Трафальгарским сражением. И Сэр Джон Александр Инглес его не выполнил. Такое не прощается! Никем и никогда. Именно поэтому сэр Джон и умер в изгнании - в Дар-эль-Саламе - городе с неподходящим для европейца климате.