Чтение вслух. Как нужно читать вслух. Зачем читать вслух на английском языке и как правильно это делать

Является улучшение дикции. Упражнения по улучшению дикции позволяют научиться отчетливо произносить слова, звуки и фразы. Качество дикции, и чистоту звучания речи можно сравнить с почерком — плохой почерк трудно разобрать, а человека с плохой дикцией трудно понять.

Дикция отвечает, в основном, за произнесение согласных звуков, в то время как и чистота звучания отданы на откупгласных звуков. Звуковой поток гласных подвергается окончательной обработке согласными, чтобы затем быть переданными слушателям.

Согласные звуки несут основную информационную нагрузку. В этом легко убедиться, если из текста вынуть все гласные, и затем попробовать прочесть то, что получится. Кк првл, ткй ткст В см прчтт бз сбх прблм . Теперь попробуйте оставить одни гласные: а аио ао е ы оее оиа е ооы ое — Вы вряд ли что-то поймете.

Быстрое чтение вслух

Чтение вслух — одно из лучших упражнений для улучшения дикции. В артикуляция вредна, и сознательно подавляется. Здесь же, наоборот, приветствуется. В упражнениях по улучшению дикции у нас другие цели — улучшить нашу речь.

Кроме улучшения дикции, чтение вслух также учит легко и точно выражать свои мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшает яркость, эмоциональность и правильность речи.

Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок и других малоприятных вещей. Литературные тексты обычно сложнее и качественнее нашей повседневной речи, и даже лучше большинства речей ораторов. Поэтому ежедневное чтение вслух позволит в скором времени говорить красивым литературным языком, словно по писанному.

Для начала важно не спешить. Всегда читайте в комфортном для себя темпе, четко проговаривая слова. Если у Вас поначалу четко выговаривать слова не получится, не расстраивайтесь. Немного практики — и у Вас будет отличная дикция. Читайте вслух выразительно, эмоционально, с ударениями и паузами.

Можете даже слегка утрировать эмоциональность, добавить немного пафоса. Это не помешает — главное, чтобы Вы не читали вслух скучно и бледно.

Артистизм — хорошее качество. Озвучивая персонажи, наделяйте их индивидуальными чертами. Текст от автора излагайте не как скучный монолог, а так, как будто Вы излагаете свои мысли, или рассказываете про то, что с Вами случилось.

Читать можно все , что угодно, но лучше всего читать грамотно изложенные материалы, содержащие полезную информацию и богатую лексику. Это могут быть познавательные статьи, рассказы, повести, стихи, научные и технические тексты. Можно совмещать обучение со чтением вслух — в этом случае от Ваших занятий будет двойная польза.

Когда Вы почувствуете себя достаточно уверенно, можете понемногу начинать увеличивать скорость чтения. Важно при этом не потерять четкость, ясность, эмоциональность и красоту изложения материала.

Чтобы читать текст вслух быстро, и без запинок, Вам придется научиться просматривать его в быстром темпе заранее. Тренируясь таким образом, Вы в скором времени сможете выхватывать целые абзацы, а затем красиво прочитывать их в слух, наполовину по памяти.

Читать вслух следует не менее, чем полчаса в день . Буквально через месяц таких упражнений Вы заметите результаты — улучшение дикции, более гладкая и правильная речь, больший словарный запас, остроумие и находчивость в ответах на вопросы слушателей.

Будет очень хорошо, если Вы перед началом занятий запишете свою речь в аудио — через какое-то время Вам будет интересно вернуться к записям. и проверить свой прогресс.

Главное правило при чтении вслух — четкая артикуляция согласных, и свободный выход воздуха на гласных. Образно говоря, гласные звуки нужно произносить, как рупор, а согласные — четко артикулировать. Не стоит напрягать голосовые связки, и говорить с каким-нибудь надрывом, от которого можно только сорвать голос.

Послушайте, как говорит диктор на телевидении . Он должен за короткое время выдать много информации, и при этом подать ее так, чтобы его поняли. Поэтому, чем быстрее диктор говорит, тем четче должна у него быть речь. Используйте это правило и в своей речи.

Скороговорки

Кроме быстрого чтения художественной и технической литературы, для улучшения дикции Вы можете использовать скороговорки. В Интернете Вы сможете их найти огромное количество. Скороговорки используют ведущие телепередач, актеры, политики. Только нужно правильно их использовать. Правильная технология следующая — сначала Вы произносите скороговорку четко и медленно, а затем повторяете, постепенно увеличивая темп.

При увеличении скорости необходимо следить за тем, чтобы четкость и плавность речи не ухудшилась.

Важно также научиться произносить скороговорки с разными интонациями: восхищения, удивления, радости, размышления.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Многие люди признают, что забывают большую часть того, что они читают, независимо от того, насколько им понравился текст. При чтении, мы используем наши визуальные пути для формирования связей памяти. Мы помним материал, потому что это было то, что мы видели. Люди, которые имеют фотографическую память, необычайно хороши. Для остальных из нас, полагаясь только на зрительную память, мы можем оставить много пробелов, и поэтому мы должны найти другие способы запоминания вещей. Читая вслух, мы формируем слуховые связи в наших путях памяти. Мы помним, как мы говорили это вслух, и поэтому не только формируем визуальные, но и слуховые связи.

Арт Маркмен пишет в своем блоге «Психология сегодня» о производственном эффекте, который объясняет, почему именно чтение вслух заставляет нас лучше помнить. В частности, ссылаясь на исследование, в котором учащимся был предоставлен список, и попросили прочитать половину его вслух, а половина его про себя. Ученики смогли вспомнить ту часть списка, которую они читали вслух намного лучше, чем часть списка, которую они читали про себя. Он добавляет, что есть пути памяти визуального видения слов, а также слуховые пути слышания слов, есть также связь памяти о фактическом произношении слов, следовательно, производственный эффект. Особенно, если слово или содержание различны, это облегчает запоминание.

Однако сдедует помнить, что просто чтение всего учебника перед экзаменом, скорее всего, ничего не сделает для вас. Почему это? Это потому, что простое чтение без категоризации, задавания вопросов и установления связей не делает ничего, чтобы запомнить материал в вашем уме. Вы не сможете закрепить в своей памяти то, что вы прочитали. Кроме того, вы не понимаете, что читаете. Вы просто нуждаетесь в этом для экзамена, а потом забудете об этом.

Половина мозга читателя концентрируется на произношении, когда он читает вслух. Некоторые люди будут читать с большим мастерством, а другие будут пытаться понять смысл. Если половина мозга думает о значении текста, тогда он не сможет приложить все усилия к его произношению. Когда мы читаем вслух, мы должны думать и произносить каждое слово в тексте. Но есть много слов, которые нам не нужно произносить и или понимать. Когда мы читаем молча, мы можем просто пропустить их, что, по нашему мнению, слишком сложно или не важно.

Чтение вслух является прекрасным инструментом, чтобы помочь научиться читать правильно и создавать навыки непрерывности и уверенности. Это не только поможет понять, что вы читаете, но и позволит слушать свой голос.

— помогает улучшить дикцию и выражение;
— улучшает зрительную память и способность запоминать изображения в вашем уме;
— улучшает правописание;
— отличное упражнение, которое вы можете сделать, чтобы улучшить свое собственное письмо и говорить. Это отличная практика для публичных выступлений, речей актерского мастерства в театре.

Преимущества чтения собственного текста вслух

После того, как вы закончите писать что-нибудь — будь то письмо, эссе, рассказ, книга или отчет — лучший и самый эффективный процесс редактирования текста – это прочитать свою работу вслух для себя. Вот как это работает:

— при чтении своей работы вслух, вы можете услышать ошибки в грамматике.
— распознать правильную пунктуацию. Например, если вы делаете паузу в своем устном чтении, вам может понадобиться вставить запятую в этот момент или закончить предложение;
— когда вы читаете свою работу вслух и начинаете скучать, вам, вероятно, нужно сократить то, что вы написали. Если часть вашего текста уменьшает ясность, вам нужно переписать его.

Когда вы читаете вслух, вы в полной мере осуществляете связь между своим разумом и своим голосом, что приводит к большей концентрации. Когда вы читаете про себя голове, вы слышите только внутренние слова. Их влияние на вас ограничивается тем, как вы интерпретируете их. Если вы решите читать их вслух, вы можете найти более глубокий смысл в словах.
Люди учатся различными способами, визуальными, слуховыми, тактильными и так далее. Читая вслух, у вас будет больше шансов усвоить и понять слова текста. Наконец, такое чтение сделает вас более осведомленными о вещах, которые вы читаете, слышите. Это умение многое делает для формирования вашей интерпретации.

Тем не менее было высказано предположение, что чтение вслух помогает больше понимать прочитанный текст. Части мозга, которые управляют речью, активируются при чтении вслух. Это может помочь тем, кто полагается на слуховую память, чтобы помочь запомнить главные вещи.
Еще один недостаток чтения вслух заключается в том, что он не очень привлекает людей. Многие студенты считают, что это отвлекает их от их собственного понимания, чтобы слушать другого человека, читающего текст вслух.

Человек может читать быстрее, глядя на целый текст, а не на отдельные слова. Чтение вслух фокусируется на произношении, поэтому читатели обычно сосредоточены на каждом слове и даже на каждой букве. Это сильно замедляет их работу. И есть некоторые слова в тексте, которые не имеют решающего значения для его понимания. К ним относятся ссылки на слова и статьи.

В нашей практической жизни мы в основном читаем молча. Что мы делаем в кафе или ресторане? Мы молча изучаем меню. Мы читаем множество инструкций в транспорте, больницах и в разных общественных местах. Мы делаем это естественно. Зачем? Мы не хотим беспокоить наших соседей. Мы просто хотим узнать сообщение из написанных слов. Такое чтение помогает нам читать быстрее. Что касается понимания, такой процесс предлагает возможность перечитывать определенные разделы текста, если это необходимо. Это помогает нам быстрее связывать слова. Тишина помогает нам сосредоточиться и обрабатывать информацию. Когда мы читаем про себя, то можем сформировать мысленные картины прочитанной темы.

В общем, любое чтение имеет свои преимущества. Тем не менее чтение текста молча позволяет человеку быстрее читать, и позволяет перечитывать текст при необходимости. Знает ли человек больше, читая вслух или молча, неизвестно и, вероятно, зависит от его обучения.

Пожалуй, лучшей формой приобщения ребенка к книге может стать семейное чтение вслух. Сразу заметим, что организовать это оказывается достаточно трудоемким делом. Необходимо терпение, даже незаурядная выносливость, чтобы из вечера в вечер читать вслух, и тем не менее читать надо, много читать, формируя в неторопливом процессе этого чтения и ум, и душу ребенка, налаживая прочный духовный контакт с ним.

Часто бывает: до школы ребенку читали книги, а первокласснику перестают читать в то самое время, когда он худо-бедно освоил грамоту. И что же? Аппетит к книге у ребенка ослабевает. Это и понятно. Чтение для шестилетнего или семилетнего человека процесс еще сложный, технические затруднения мешают ребенку усваивать всю полноту информации. Читать ему тяжело, неинтересно, скучно. Понимающие это родители читают с детьми книги вслух по очереди.

Вот что вспоминает герой романа И. Грековой «Кафедра» Николай Николаевич Завалишин о своем отце, прототипом которого, кстати, сказать, был отец писательницы: «В нашей семье чтение вслух было ритуалом, праздником. Годами подряд каждый вечер, перед сном, когда мы, дети, …лежали в своих кроватях, начиналось самое главное: приходил Пулин и читал нам вслух. Читал он великолепно, артистически, но не как профессиональный чтец (таких я терпеть не могу), а как посредник, интерпретатор, знакомящий самых своих дорогих с самым для себя дорогим. Его прекрасный, довольно низкий голос менялся, переходя от роли к роли, от реплике к реплике. Он словно показывал нам драгоценный камень, поворачивая его разными гранями и любуясь его икрой… Чего только не услышали мы в его чтении! Всего Гоголя от «Вечеров на хуторе» до «Мертвых душ», включая вторую часть (читалась отрывками), после чего была нам рассказана трагическая история сожжения рукописи (до сих пор не могу забыть боли, которую тогда испытал!). Толстой: «Детство» и «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Достоевский: «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»… А Гончаров, Тургенев, Помяловский, Лесков! Всего и не сочтешь! Теперь понимаю, какой это был титанический труд: прочесть своим детям всю русскую классику! И не только русскую: были тут и Марк Твен, и Диккенс, и Гюго, и Конан Дойль…».

Какие книги лучше выбрать для чтения вслух? Спросите прежде всего у себя: что привлекало вас в детстве, отрочестве, юности? Читайте ребенку все, что сочтете подходящим, интересным, все, что любили читать сами в таком же возрасте. Особенно важно выбрать такие классические произведения, которые при самостоятельном чтении, чтении про себя, дети не могут оценить сразу, назовут скучным. Если, к примеру, прочесть вслух повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики», надолго запомнится слушателя великолепное описание жизни двух стариков, наполненной заботой друг о друге. Чтение вслух – всегда чтение внимательное, когда отдается должное каждой детали, подробности, когда усваиваются не только значения слов, но и оттенке значений. Замедленный темп подачи информации при чтении вслух делает видение всего изображаемого в произведении более точным и полным. Н. В. Гоголю принадлежит мысль о том, что одно только ясное чтение может дать ясное значение. Но дело не только в различимости деталей. Очень важна наша интонация, самая что ни на есть естественная, наш комментарий (без назидания!), наша оценка. Хорошо, если дети спрашивают нас, что означает то или иное слово. Открывая ребенку его значение, мы как бы дарим ему это слово и тем самым питаем его мышление.

Иногда родители в процессе семейного чтения как бы облачаются в тогу учителей и сразу задают вопросы: «Тебе понравилось? Почему? Перескажи!» После прочтения книги вопросы лучше задавать осторожно, тактично. Пусть ребенок сам спрашивает вас, интересуется вашим мнением, пусть не торопится осудить книгу, если она показалась ему неинтересной, короче – пусть думает… Что же касается «скучных» книг, то правило должно быть достаточно строгим: если книга начата, ее следует дочитать до конца, тем более что оценка книги к концу чтения может измениться на противоположную. «Неоконченные книги, как недоеденные куски на тарелке, портят людям характер», — читаем мы у М. Шагинян.

Чем старше дети, тем больше трудностей возникает с выбором книги. Это относиться и к процессу самостоятельного чтения. Позиция родителей в этом вопросе бывает различной. Вот любопытный отрывок из воспоминаний Вадима Шефнера: «Мать требовала, чтобы я не зачитывался до ночи, но иных запретов в этом смысле не налагала и дозволяла читать все что угодно: она считала, что хороших писателей на свете несравненно больше, нежели дурных, и что книги хорошие сами поборют в моей голове книги плохие; ежели держать мальчишку в шорах и со стороны определять для него, что можно ему читать, а чего нельзя, то у него может пропасть интерес к печатному слову…»

А вот иной подход. Врач А. Андреев вспоминает о своем отце: «Он руководил нашим чтением. И если мы брали пустую книжку, то просто молчал, не хотел о ней говорить – это молчание было его рецензией». Заметьте: и в первом, и во втором случае родители избегали резких, категоричных суждений, не высказывали их детям открыто, проявляли тактичность, и, может быть, эта тактичность не только сохраняла и защищала интерес к чтению, но и стимулировала желание самому разобраться, понять, оценить.

Корень проблемы – как читать? Привычку к чтению внимательному, насыщенному может развить именно чтение вслух. Способность оценивать книгу тоже развивается в процессе чтения и коллективного обсуждения. А какая это блестящая возможность для родителей поговорить с ребенком, сколько бы лет ему ни было! Каждую книгу стоит читать как учебник, который обязательно чему-нибудь научит, скорее всего незаметно. Можно даже не соглашаться с автором, если книга не принята сердцем, спорить, отстаивать свое – все это тоже полезно и интересно.

Нужно ли придерживаться единства тематики при выборе книг, не повредит ли ребенку жанровая пестрота того, что ему читают? Эти вопросы хотя и волнуют многих родителей, но представляются нам надуманными. Чтение вслух (и не только вслух) должно быть достаточно разнообразным и по темам, и по жанрам художественных произведений.

Полезно прислушиваться и к просьбам детей в выборе книги. Многие дети любят возвращаться к уже знакомым книгам. Не стоит лениться прочесть книгу во второй, третий, четвертый раз. Значит, это важно для малыша, раз он просит повторить чтение. Мотивы таких просьб могут быть не очень понятными для взрослых. Одна девочка, когда заболевала, просила, чтобы мать читала ей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова. В общей сложность книга была прочитана семь раз. Видимо, встреча с Незнайкой, предвкушение знакомых событий помогали юной слушательнице справляться с недугом.

Талантливый учитель хорошо знает цену повторному чтению. В. А. Сухомлинский рассказывает, как создавался в его школе культ книги: «Да, новое, неизвестное тоже надо читать, и мы читали новые книжки. Но произведение входит в духовный мир лишь тогда, когда ребенку хочется прочитать товарищам то, что взволновало его сердце, хочется передавать в слове свои чувства и переживания. Каждую книжку из первого отдела нашей библиотеки мы читали вслух не менее 10 раз, и от повторного чтения интерес к ней не ослабевал. Книжка прочитана 2-3 недели назад, но дети не забывают ее, стремятся прочесть еще раз и специально для этого приходят в школу. Проходит 3-4 месяца, детям снова хочется прочитать полюбившуюся книгу – снова ей посвящается коллективное чтение».

Если в школе, где учится сын или дочь, есть кружок выразительного чтения, убедите своего ребенка заниматься в этом кружке. Одно из самых полезных занятий – выразительное чтение – поможет вашему ребенку проникнуть в глубины родного слова.

Чтение вслух в семье… При наличии разнообразных детищ технического прогресса папино, мамино или бабушкино чтение вслух может показаться старомодным и малоэффективным. Однако не будем спешить с выводами. Личность по-прежнему создается Личностью, а побудить юного человека полюбить книги, пообщаться со своим ребенком, помочь ему разобраться в жизни, — разве есть у нас задача более важная и необходимая? Пожалуй, нет.

Когда у американского миллиардера Уоррена Баффита спрашивают, в чем состоит формула успеха, инвестор отвечает: «Я просто сижу в своем офисе и читаю книги». Несмотря на засилье хитроумных гаджетов и потоки визуального контента, в которых того и гляди захлебнется печатный текст, во главе ментальных процессов, задействованных в обработке информации, как и сотни лет назад, лежат навыки вдумчивого чтения.

Какую пользу приносит чтение?

Систематическое чтение крайне важно для формирования мыслительного аппарата и гармоничного развития личности. Выстраивая взаимосвязи между словами и мысленными образами, мозг формирует нейронные сети, ответственные за когнитивные функции - воображение, память, концентрацию внимания, логическое мышление, анализ и систематизацию данных. Навыки, приобретенные в процессе вдумчивого чтения, автоматически переносятся на другие сферы деятельности - устный счет, решение математических задач, изучение иностранных языков и художественное творчество. Человек, с детства приученный к чтению, мыслит более эффективно, быстро приобретает новые знания и даже в сложных ситуациях принимает верные решения, не уступая давлению стереотипов, эмоций и авторитетов.

Почему нужно читать вслух?

Раньше считалось, что чтение вслух необходимо только на ранних этапах обучения, хотя даже взрослым в порядке гимнастики ума не помешает регулярно читать вслух хотя бы по полчаса в день. Читая вслух с выражением, мы учимся распознавать смысловые акценты текста и совершенствуем навыки управления дикцией и интонацией.

Когда ребенок читает вслух, предложите ему озвучить персонажей книги. Примеряя на себя разные роли, малыши развивают эмпатию и эмоциональный интеллект. Эффект не заставит ждать: такие дети намного лучше распознают чувства собеседников и выражают свои мысли более связно, чем сверстники, предпочитающие проводить время за компьютерными играми.

А вот чего не стоит ожидать от чтения вслух, так это помощи в запоминании учебного материала. Слушая самого себя, ребенок часто отвлекается от предмета и едва ли сможет глубоко вникнуть в текст и точно пересказать прочитанное.

Чтение вслух сопровождается напряженной работой лицевой мускулатуры. Маленькому читателю необходимо давать отдых спустя каждые 10-15 минут.

Чем полезно чтение «про себя»?

Пристрастившись к книгам, дети обычно переходят к чтению «про себя». Когда не приходится утруждаться произношением звуков, сосредоточиться на тексте намного проще. Кроме того, такое чтение хорошо развивает зрительную и ассоциативную память. При чтении «про себя» активно работает фантазия. Поскольку сознание полностью сосредоточено на воображаемых образах, запечатление визуальной информации о написании слов проходит незаметно, на подсознательном уровне и ощущения усталости, как при зубрежке, не возникает.

Привычка к чтению «про себя» создает предпосылки для формирования интуитивной грамотности. Начитанный ребенок может не знать ни единого правила, но будет писать без ошибок, а в качестве бонуса получит стойкую привычку к концентрации и тренированную память.

Вместе с тем обучающий потенциал чтения «про себя» ограничен - оно способствует глубокому усвоению материала, но почти не затрагивает устную речь. Ребенок, читающий преимущественно «про себя», может обладать потрясающим словарным запасом, но будет ошибаться при расстановке ударений, неправильно произносить слова, поэтому даже в средней школе не стоит прекращать читать вслух.


Какой способ чтения эффективнее?

Чтение вслух принесет пользу даже взрослому человеку с уже сформировавшимся интеллектом и наработанной речевой практикой. Такие упражнения в любом возрасте положительно действуют на когнитивные функции. Тем более они важны в процессе обучения детей.

Чтение «про себя» играет не менее важную роль в общем развитии умственных способностей человека. В период обучения лучше практиковать оба метода - эти навыки будут органично дополнять друг друга. На максимальное использование ментальных ресурсов направлены специально разработанные методики, в частности, курс обучения скорочтению Андрея Сподина. Упражнения, которые выполняют дети, активизируют оба полушария мозга и, что важно, помогают овладевать новыми навыками без всякого напряжения. Эта способность сохраняется у человека, прошедшего обучение скорочтению, и во взрослом возрасте, распространяясь на другие виды ментальной деятельности.

Дети показывают заметные результаты уже после месяца занятий в центрах развития «АMAKids». Они хорошо усваивают прочитанное, демонстрируют прекрасную технику чтения, глубокое понимание текста, а также более гармоничное восприятие окружающего мира и позитивный настрой. Ведь чтение не только помогает развивать мозг. Оно расширяет кругозор, формирует нравственные устои, просто доставляет удовольствие, позволяя человеку совершить путешествие в другие страны и времена, испытать разнообразные эмоции и усвоить новые знания.

1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением - «скорочтением»).

Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.

Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» - кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.

2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном языке практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности - это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!

Между тем именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

3. Чтение с дублями в разной манере - идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется - забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря - повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.

4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух - одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно - глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.

При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.

5. Психологи уверены, что чтение - главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах.С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая - хотя бы иногда - вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.

6. С точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение - особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.

8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент - является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.

9. Влияние на грамотность письма - количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.

Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве - читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.

Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?

С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:

  • повторение за диктором (за вами, например)
  • чтение вместе с диктором
  • самостоятельное чтение

Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.

Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.

Для расширения кругозора

Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.

Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.