Финансовая политика осуществляет функции. Лекция финансовая политика. Переменные и постоянные издержки

В статье разберем, что такое финансовая политика предприятия, какова ее структура и из чего она состоит, как ее разработать в конкретной компании и что при этом учесть.

Каждый финансовый директор знает, что в управлении финансами компании очень много ежедневной рутинной работы, «текучки», которая поглощает все рабочее и даже внерабочее время финансовой службы и ее руководителя. Но в преддверии нового года приходит пора не только подводить итоги года уходящего, но и оторваться от текущих дел и взглянуть на деятельность предприятия в целом, как в плане достижения тактических и стратегических задач, так и с точки зрения постановки новых. Наступает время для анализа различных аспектов функционирования организации, выявления несоответствия действующих бизнес-процессов и стандартов изменяющимся условиям внешней среды и внутренним потребностям бизнеса. То есть приходит время вплотную заняться финансовой политикой компании.

Что такое финансовая политика в практической деятельности компании

Финансовая политика – это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений в компании, которые позволяют обеспечивать решение задач, отраженных в стратегии и тактике развития предприятия.

При разработке финансовой политики необходимо обязательно проверять ее на соответствие стратегии организации и ее уставным документам.

Вспомним основные стратегические задачи каждой коммерческой компании:

  • получение максимально возможной прибыли как основной цели функционирования коммерческой организации;
  • оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;
  • обеспечение прозрачности компании как для кредиторов, так и для повышения ее инвестиционной привлекательности;
  • использование различных возможностей привлечения внешних заимствований, в том числе таких как облигационный заем, различные варианты банковского кредитования, товарный кредит;
  • разработка эффективного механизма управления финансами, который позволит на основании данных анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и учитывая его стратегические цели, получать наиболее соответствующие этим целям результаты.

Финансовая политика организации включает:

  • разработку концепции управления финансами компании, отвечающей стратегическим целям;
  • определение основных направлений использования ресурсов в соответствии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами предприятия;
  • практическое достижение поставленных целей и их оценку.

Стратегическая финансовая политика обязательно включает долгосрочное планирование и прогнозирование, построение финансовых моделей , подготовку альтернативных вариантов развития, идентификацию, оценку и управление рисками.

Тактическая финансовая политика решает текущие задачи управления финансами компании и состоит в постоянном реагировании на вызовы рынка. Она тесно связана со стратегией и является ее практическим выражением на конкретном временном отрезке: месяц, квартал, год и т.п.

Также важно не забывать следующие основные принципы:

  • принцип самофинансирования и самоокупаемости, который означает, что все средства, вложенные в предприятие, как собственные, так и заемные, должны вернуться и принести доход, соответствующий плановому уровню рентабельности (см. подробнее про оценку рентабельности бизнеса );
  • принцип самоуправления (имеет место для самостоятельных организаций, а также предприятий в составе холдинга, группы в пределах, определенных управляющей компанией);
  • принцип материальной ответственности за результаты деятельности;
  • принцип заинтересованности в результатах деятельности компании;
  • принцип непрерывности контроля за деятельностью организации;

В компании могут действовать негласные правила управления финансами, которые можно отнести к элементам финансовой политики компании, а могут разрабатываться внутренние нормативные акты, регулирующие каждое или некоторые из вышеперечисленных направлений финансовой политики. Чем крупнее компания, тем выше уровень формализации.

Пример

В нашей компании приняты следующие стандартные условия работы с покупателями по оплате: 30–50% предоплата, 70–50% оплата через 14 дней после отгрузки. Эти положения никак не формализованы, но закреплены в оперативном учете через программное обеспечение. При этом для некоторых клиентов это правило не работает, им мы отгружаем продукцию без предоплаты и отсрочку даем до 90 календарных дней. Это крупные контрагенты, которые на других условиях не будут с нами работать. При этом они берут продукцию на большие суммы. Следовательно, при возникновении просрочек в оплате у нашей организации возникают серьезные проблемы. Учет операций по таким клиентам мы выделяем.

Из чего состоит финансовая политика и как воплощать ее на конкретном предприятии

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

  • анализ и оценка финансово-экономического состояния;
  • разработка учетной и налоговой политики ;
  • выработка правил и ограничений в области привлечения банковских кредитов других видов заемных ресурсов;
  • политика управления капиталом и амортизационная политика;
  • управление оборотными активами и кредиторской задолженностью ;
  • разработка правил бюджетирования и планирования;
  • разработка правил ценообразования, системы скидок, ценообразования при проведении акций и распродаж;
  • утверждение порядка расчета и выплаты дивидендов;
  • разработка порядка оценки инвестиционных проектов и управления их реализацией.

Таким образом, финансовая политика имеет сложную и многоступенчатую структуру. Она во многом зависит от сложности, структуры и объемов бизнеса, от горизонтов планирования, от масштабности задач, которые перед компанией ставят собственники, а также от вызовов внешней среды. Ниже приведена укрупненная структура финансовой политики предприятия, которая применима практически в любой компании (см. рисунок).

Рисунок . Структура финансовой политики.

Чтобы определить, какие элементы описанной выше структуры необходимо воплощать на практике, нужно выяснить, какие из них более всего актуальны на вашем предприятии или в группе.

Так, например, в организации много структурных подразделений, сложная система их взаимодействия и разная степень влияния на конечный результат деятельности. В таком случае обязательно нужно вводить и развивать , чтобы четко видеть, как расходы различных подразделений влияют на финансовый результат.

Или предприятие выпускает продукцию с длинным циклом производства, сложной структурой себестоимости продукции и явно выраженным сезонным характером реализации. В этом случае обязательными элементами финансовой политики являются бюджетирование и подходы к обеспечению заемными средствами.

Важно: при формировании перечня мероприятий на следующий год обязательно необходимо учесть имеющиеся проблемы в финансовом обеспечении деятельности организации и спрогнозировать проблемы будущего года, чтобы заранее к ним подготовиться и своевременно среагировать, введя новые инструменты управления.

Основные направления финансовой политики

Анализ и оценка финансово-экономического состояния организации. является неотъемлемой частью подведения итогов деятельности предприятия за год. Он включает в себя:

  • сбор и подготовку данных управленческой, оперативной и бухгалтерской отчетности;
  • сравнение плановых и фактических показателей и выявление как самих отклонений, так и причин их возникновения(план-факт анализ);
  • оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;
  • оценку эффективности управления движением денежных средств в разрезе направлений деятельности организации (основная, финансовая, инвестиционная) исходя из реализации стратегических и тактических задач;
  • выявление потребностей в денежных ресурсах и определение источников их получения;
  • оценку эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности, складских запасов, себестоимости продукции, структуры прямых и косвенных затрат);
  • оценку финансово-экономического состояния компании, в том числе с точки зрения достижения целевых уровней.

Каждая из перечисленных выше составных частей финансово-экономического анализа представляет собой значительный по сложности объем работы и заслуживает отдельного описания.

Бюджетная политика . Бюджетирование является важнейшей составляющей финансовой политики компании. Бюджетная политика определяет порядок планирования и бюджетирования в организации. В ней содержится перечень статей (бюджетный классификатор), финансовая структура предприятия (места возникновения затрат, центры финансового учета, центры финансовой ответственности), периодичность планирования, определение используемых видов бюджетов и их детализация.

Наиболее распространены на практике следующие виды бюджетов:

1. Операционные:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов.

2. Основные:

  • бюджет движения денежных средств;
  • бюджет доходов и расходов;
  • бюджет балансового листа (расчетный баланс).

Необходимо проводить подробный анализ выполнения бюджетов всех видов и учитывать полученную информацию при планировании на следующий год. Также следует соотносить цифры, указанные в бюджете на 2017 год, с тактическими и стратегическими целями, поставленными перед компанией ее собственниками.

Ценовая политика . Порядок ценообразования, выбранный компанией, влияет на реализацию такой стратегической задачи как увеличение прибыли и определяется внутренними и внешними факторами. Для большинства предприятий в условиях рынка ценовая политика в первую очередь определяется внешними факторами: уровнем спроса на продукцию компании, конкурентной средой, гибкостью условий, предлагаемых конкурентами, масштабностью задач, которые стоят перед предприятием (например, увеличение доли рынка, выход на новые рынки сбыта и т.д.). Но внутренние факторы (себестоимость, прямые и полные издержки, целевой уровень рентабельности) не менее важны, поскольку именно они определяют в конечном итоге финансовый результат.

Кредитная политика. Кредитная политика на практике наиболее подвержена изменениям, поскольку потребность в финансировании зависит как от внутренних, так и от внешних факторов, поэтому постоянно меняется. Также на нее может значительно повлиять изменение . Так, принятие решения о снижении цены при условии сохранения уровня расходов влечет за собой необходимость увеличения объемов и сроков внешних заимствований.

Важно отметить: все элементы финансовой политики связаны между собой, поэтому всегда при изменении одного элемента обязательно надо проверять, как это отражается на других.

Что учесть при формировании финансовой политики на 2017 год

Финансовому директору необходимо особенно внимательно подходить к изучению внешних факторов. Российская экономика находится в состоянии глубокого финансово-экономического кризиса, который начался в 2014 году и сейчас его влияние усиливается. (см. табл.1).

Таблица 1 . Темпы роста ВВП в России в 2010-2015 годах

Темпы роста ВВП

Прогноз падения ВВП Росси в 2017 году – -0,8%.

В результате в 2017 году компаниям придется функционировать в условиях:

  • падения объемов производства;
  • снижения реальных доходов населения;
  • повышения уровня безработицы;
  • дефицита бюджета РФ и региональных бюджетов;
  • кризиса неплатежей;
  • повышения стоимости заимствования;
  • возможного банкротства компаний;
  • низкой цены на нефть и других неблагоприятных внешнеэкономических факторах.

В сложившейся ситуации компании вынуждены переходить от политики развития к политике выживания. Она выражается в сосредоточении на решении текущих финансовых проблем и откладывании (замораживании) инвестиционных проектов, направленных на развитие. Вместе с тем, именно кризис дает компаниям возможность получить дополнительные преимущества, по сравнению с менее предусмотрительными конкурентами.

Пример

В нашей компании на 2017 год мы сделали три варианта бюджета. Самый пессимистический предусматривает снижение выручки при повышении цены на единицу продукции, по сравнению с оптимистическим на 30 %. Это допущение позволило протестировать, сможем ли мы пережить подобное снижение, при этом мы заложили рост цен на сырье выше роста цен на нашу продукцию (превышение оценили в 10–15%).

Политика - «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. В применении к экономической науке: Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата.

Финансовая политика государства - это совокупность мер и действий государства, направленных использование финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального).

Объект управления - все виды финансовых отношений.

Субъекты управления - финансовый аппарат - организационные структуры, которые осуществляют функции управления.

Цель государственного управления финансами - обеспечить:

  • относительный баланс экономических интересов государства юридических и физических лиц;
  • бездефицитный бюджет;
  • устойчивость национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.

Методы государственного регулирования включают в себя:
Прямое административное воздействие:

  • лицензирование предпринимательской деятельности;
  • финансовое дотирование и субсидирование производства;
  • проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
  • применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Косвенные методы:

  • формирование конкурентной рыночной среды, ограничение монополизации рынка;
  • обеспечение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
  • проведение эффективной таможенной политики;
  • содействие развитию страхового дела;
  • содействие развитию рынка капитала.

Составляющие финансовой политики

Денежная политика представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса страны.

Основные направления:

  1. анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в увязке с показателями бюджета;
  2. экономически обоснованный объем денежной массы в обращении;
  3. методы регулирования денежного обращения;
  4. достижение конвертируемости рубля.

Кредитная политика - совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление кредитным капиталом. Основные методы:

  1. определение объемов кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
  2. расчет учетной ставки по кредитам ЦБ РФ;
  3. установление норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ.

Поскольку основным субъектом денежной и кредитной политики является Центральный банк и рычаги управления влияют как на кредитную, так и денежную политику, то чаще говорят о денежно-кредитной политике. Более подробно содержание денежно-кредитной политики было рассмотрено в параграфе 1.8 «Денежно-кредитная политика».

Бюджетная политика - деятельность аппарата управления по составлению и исполнению бюджета страны и регионов. Основным условием бюджетной политики является сбалансированность бюджетов разных уровней. Бюджетная политика тесно связана с налоговой политикой.

Налоговая политика - система мероприятий государства в области налогообложения. Она выражается в определении объемов налогового бремени на граждан и хозяйствующие субъекты и закреплена в Налоговом кодексе РФ.

Валютная политика - деятельность аппарата управления по регулированию валютными операциями и управлению валютными ресурсами. Сферой деятельности является валютный рынок - рынок иностранной свободно-конвертируемой валюты и рынок драгоценных металлов и камней.
Мероприятия:

  • установление порядка валютных расчетов при экспортно-импортных сделках;
  • установления порядка обмена национальной валюты на иностранную;
  • система мер по регулированию курса СКВ (свободно-конвертируемая валюта) по отношению с национальной;
  • регулирование платежного баланса.

Функции аппарата управления финансами

Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные положения внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика страны. Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджета, внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, формирования органов финансово-кредитной системы, осуществляет контроль через Главное контрольное управление.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Рассматривает и утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, законы о налогах, сборах, неналоговых платежах, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, законы и т. д.).

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти и обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране. Издает инструкции, положения, методические указания по вопросам организации финансовой деятельности. Функции Минфина на региональном уровне выполняют финансовые управления.

Функции Министерства финансов :

  • координация бюджетной и денежно-кредитной политики;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • управление государственным долгом РФ, включая подготовку эмиссий государственных ценных бумаг, разработку программ государственного заимствования;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • лицензирование деятельности финансовых институтов;
  • приобретение в государственный фонд драгоценных металлов и камней;
  • методическое руководство бухгалтерским учетом предприятий (кроме банков);
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направления социально-экономического развития РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и прочих платежей. Ежемесячно представляет финансовым органам и органам федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налоговых и других платежей.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти и организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера - арендная плата, доходы от приватизации, доходы предприятий, находящихся в собственности государства и др. Пакет акций предприятий, принадлежит государству в лице этого федерального агентства.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти и контролирует поступление таможенных пошлин, осуществляет проведение проверок хозяйствующих субъектов по обязательствам уплаты таможенных пошлин.

Центральный банк РФ или банк России является федеральным органом исполнительной власти-это банк банков, посредник между государством и остальной экономикой, регулирует кредитные потоки в государстве, организует и контролирует деятельность коммерческих банков. Организует через свои подразделения (расчетно-кассовые центры) движение денежных средств по межбанковской системе. Не ведет операции с предприятиями и населением, его клиенты - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также государственные организации. Деятельность ЦБРФ регламентируется законом РФ «О ЦБРФ (Банке России)» 1995 г.

Главная цель деятельности ЦБ РФ - укрепление позиций рубля как внутри страны, так и за рубежом.

Функции ЦБ РФ :

  • в соответствии с законодательством ЦБ РФ проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;
  • эмиссия наличных денег и организация их обращения;
  • кредитование коммерческих банков;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности коммерческих банков;
  • осуществление валютного контроля;
  • установление правил безналичных расчетов на территории РФ;
  • анализ и прогноз состояния экономики РФ. Инструменты, используемые ЦБ РФ в своей деятельности:
  • учетная ставка;
  • обязательные резервы - часть ресурсов коммерческих банков, внесенных на беспроцентный счет в ЦБ РФ;
  • операции на фондовом рынке - купля-продажа государственных облигаций;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • валютные интервенции - целенаправленные операции ЦБ по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты.

Федеральное Казначейство является федеральным органом исполнительной власти и выполняет следующие функции :

  • организация и контроль исполнения федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в Центральном банке, исходя из принципа единства кассы);
  • предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета;
  • ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • обслуживание внешнего долга РФ совместно ЦБ РФ;
  • краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета и оперативное управление ими;
  • предоставление в Министерство финансов оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

Счетная палата создается Федеральным Собранием и выполняет следующие функции :

  • осуществляет контроль за выполнением финансового законодательства,
  • осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению,
  • определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности,
  • поводит финансовую экспертизу проектов расходной части федерального бюджета, федеральных внебюджетных органов,
  • контролирует исполнение федерального бюджета, регулярно предоставляет Совету Федераций и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета.

Важную роль в реализации экономических целей государства играет финансовая политика. При ее разработке следует исходить из конкретных исторических условий, особенностей каждого эко­номического этапа развития страны, финансовых возможностей.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на финансирование расширенного воспроизводства, формирование федерального бюджета, а также на поддержание устойчивого финансового развития страны.

С точки зрения государства финансовая политика - это само­стоятельная сфера деятельности государства в области финансо­вых отношений, составная часть его экономической политики.

На формирование финансовой политики существенно влия­ют следующие факторы:

Конкретные социально-экономические условия страны;

Уровень развития фундаментальной науки;

Роль и степень участия государства в экономике;

Конкретные формы и методы разработки финансовой политики.

Финансовая политика может быть краткосрочной и долгосрочной.

Основные направления финансовой политики:

Выработка научно обоснованной концепции развития финансовой политики, основывающейся на знании экономических законов и анализе развития всего общественного хозяйства;

Определение основных направлений использования фи­нансов на перспективу и текущий период развития экономики;

Разработка конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей.

Цели финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития экономики, повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные финансовые условия для активизации предпринимательской деятельности. При разработке финансовой политики большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Финансовая политика всегда предполагает последовательность финансирования:

1) приоритетных отраслей экономики и военно-промышленного комплекса;

2) науки, фундаментальных исследований;

3) социальной сферы.

Государство разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдалённую перспективу и определяет задачи на предстоящий период, а также средства и пути их достижения.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика выступает как:

финансовая стратегия - курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач в рамках развития государства;



финансовая тактика - совокупность конкретных практических мер, способов и приемов реализации выбранной финансовой стратегии.

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм иметодов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать, например, финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции, Это может быть достигнуто путем сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, увеличения производства промышленной продукции, т. е. применяя финансовую тактику.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933 гг., поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

В настоящее время к финансовой политике ученые относятся по-разному. Крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. По их мнению, финансовая политика является составной частью фискальной политики государства. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты понимают под финансовой политикой совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Теоретики марксизма придерживаются той точки зрения, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, и в первую очередь общественно-политическим строем страны.

Таким образом, отсутствует единая четкая трактовка финансо­вой политики как отдельного субъекта или единицы совокупного целого.

С развитием капиталистических отношений происходило изменение в понимании финансовой политики, методов ее осуществления и ее предназначения в конкретный временной период. Это вызвано различными требованиями. Например, во время Великой депрессии 1929-1933 гг. концепция А. Смита была неприменима.

При всем многообразии существующих подходов, используемых странами при разработке финансовой политики, сегодня выделяются три основных типа , представляющих практический интерес.

1. Финансовая политика, основанная на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823), называется классической .

Основоположник Адам Смит (1723-1790), вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки», суть которого заключалась в том, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, «преследуя собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Данная политика предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов включала косвенные и имущественные налоги. Органом управления было министерство финансов.

Основные принципы А. Смита заключались в следующем:

Рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг.

Предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объеме;

Государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.

Следствием соблюдения этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые в основном были направлены на военные цели, управление государственным долгом.

2. Во времена Великой депрессии 1929-1933 гг. была разработана регулирующая финансовая политика, в основу которой была положена экономическая теория. Дж. М Кейнса (1883-1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования го­сударством циклического развития экономики.

Основные положения его концепции:

Активная роль государства в экономике;

Финансирование государственных предприятий;

Создание новых рабочих мест;

Снижение уровня безработицы;

Оживление предпринимательской деятельности.

Эти финансовые механизмы приводили к увеличению государственных расходов, что вою очередь, вызывало дополнительный спрос на денежные средства.

Исходя из ее основных концепций, основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, в результате чего происходят рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Основным механизмом регулирования становятся подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, а также государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

Стоит обратить внимание на то, что в условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подо­ходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности государственного бюджета.

Практическую значимость кейнсианская финансовая политика продемонстрировала в 30-60-е годы XX века. Она способствовала достижению достаточно высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.

3. В странах с административно-командной экономикой, например в СССР, применялась планово-директивная финансовая политика.

Основатель – В.И.Ленин (1870-1924). В своих трудах он разработал основные теоретические положения развития плановой экономики, а также принципы научного управления экономикой.

Основные положения развития плановой экономики следующие:

· активная роль государства в экономике;

· государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;

· составление пятилетнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;

· установление плановых показателей, для каждой отрасли, предприятия;

· государственный контроль за использованием денежных средств.

Такая политика базируется на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Контроль и регулирование денежных доходов населения осуществлялись при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

Местные органы власти ограничивались в финансовых ресурсах за счет введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10-15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы Великой Отечественной войны, в период восстановления народного хозяйства после войны.

В процессе выработки и претворения в жизнь финансовой политики обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Таким образом, можно сделать вывод, что совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Использование того или иного типа финансовой политики напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране - особенности и задачи конкретного этапа развития экономики страны, исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения. Рассмотрим особенности каждого типа финансовой политики.

Государственная финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны, на создание своевременного бездефицитного государственного бюджета, использование финансов для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений. Она направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Планированием и осуществлением финансовой политики государства занимаются государственные структуры, такие, как:

1) аппарат Президента;

2) Законодательное Собрание;

3) Правительство;

4) Министерство финансов;

5) Федеральное казначейство;

6) Центральный банк России;

7) местные финансовые органы и др.

Задачи финансовой политики государства:

- обеспечение устойчивого экономического роста;

- эффективное использование государственных финансов;

- обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая политика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют:

1) аппарат Президента;

2) законодательные органы;

3) Правительство и др.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производи­тельных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Финансовая политика призвана обеспечивать следующие функции:

1. Эффективное использование финансовых ресурсов. За основу здесь берется использование средств государственного бюджета с целью увеличения ВНП и ВВП, а также поддержания стабильного развития экономики, удовлетворения социальных потребностей общества и т.д. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Данная функция осуществляется после изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения. Данная функция играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

2. Оздоровление и структурная перестройка экономики. В первую очередь здесь предполагается сокращение финансирования и приватизация убыточных государственных предприятий, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения; поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов.

3. Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой политики заключается в обеспечении возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, главным образом незащищенных социальных слоев населения. Уровень жизни выступает величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Финансовая политика призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Без эффективной финансовой политики невозможно осуществление государством своих социальных, экономических, экологических, оборонных и других обязанностей.

Финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики, необходимой для развития финансовой системы страны.

В настоящее время задачами финансовой политики государства являются: обеспечение устойчивого экономического роста, эффективное использование государственных финансов, обеспечение надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынков. С другой стороны, государство может препятствовать чрезмерно быстрому экономическому росту с целью замедления урбанизации городов, загрязнения экологии из-за развития производства, возможности техногенных катастроф и т.д.

Итак, исходя из задач финансовой политики, ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

Рост государственных расходов;

Снижение налогового бремени.

Внешними проявлениями данной политики выступают сбалансированный государственный бюджет, стабильный экономический рост в стране, большое количество государственных заказов и т.д.

При проведении политики стабилизации правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен. Рассматривая данные виды политики, неверно полагать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не должна.

Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП и ВВП по сравнению с его потенциальным уровнем. Данная политика необходима в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

Уменьшение правительственных расходов;

Увеличение налогов.

Таким образом, можно сказать, что финансовая политика долж­на ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Для обеспечения поставленных в соответствии с финансовой политикой задач государство:

1)устанавливает правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых регулируются все финансовые отношения;

2)проверяет правильность и законность уплаты налогов и сборов и т.д.

В заключение можно сделать вывод, что финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты, она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом.специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб.и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. С.543-557

3. Финансы и кредит: учебник/под ред.проф. М.В.Романовского, проф.Г.Н.Белоглазовой. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2009. – 609 с. С.67-71

4. Кашкин А.В. Анализ государственной финансовой политики. – Финансовая политика – 1/2009. С.6-14

5. Придачук М.П. Финансовая политика России в условиях кризиса. №41 (377) – 2009г

Финансовая политика – это система государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие эко­номическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» 1 .

Итак, государственную финансовую политику мы будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалан­сированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать созда­ние финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями фи­нансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в ус­ловиях конкурентной борьбы; (б) избежание банкротства и крупных финансо­вых неудач; (в) лидерство в борьбе с конкурентами; (г) максимизация рыноч­ной стоимости предприятия; (д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; (е) рост объемов производства и реализации; (ж) максимизация прибыли; (з) минимизация расходов; (и) обеспечение рента­бельной деятельности и т. д. [Ковалев,1999, с.31].

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия пре­допределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения постав­ленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей консти­туционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, ко­торый в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

    Разработку общей концепции финансовой политики, ее основных целей и направлений;

    Создание соответствующего финансового механизма для реализации этой концепции;

    Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм. Он бывает двух типов:

Директивный финансовый механизм, разрабатывается для тех финансовых отношений, в которых участвует государство (государственные расходы, налоги, государственный кредит, бюджетное планирование).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения экономических субъектов в тех сферах финансовых отношений, которые не затрагивают непосредственно интересы государства. (например, внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях).

Задачи финансовой политики:

    Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

    Установление рациональной системы распределения и использования финансовых ресурсов (рациональное с точки зрения государства)

    Регулирование и стимулирование экономического развития финансовыми методами

    Разработка финансового механизма и его развитие с учетом изменяющейся ситуации

    Создание эффективно действующей системы управления финансами

Типы финансовой политики

В зависимости от уровня развития страны, фазы экономического цикла, политической ситуации, национальных и культурных особенностей осуществляются различные типы финансовой политики.

1. Классическая финансовая политика

Теоретически был основан еще в XVIII в. А. Смитом и Д. Риккардо («невидимая рука», саморегуляция рынка, государство не вмешивается) Главный принцип этой политики – минимальное вмешательство государства в экономику; простота налогов, простая система управления финансами

В XX в. Этот тип применялся мало, в весьма измененных формах

2 . Регулируемая финансовая политика

Внутри этого типа различают 2 разновидности

А) кейнсианская финансовая политика

Основой принцип – активное вмешательство государства в экономику, особенно в периоды кризисов, с целью обеспечения стабильного развития и максимальной занятости населения, основной инструмент – государственные расходы

Б) неконсервативная финансовая политика

Это ограниченное вмешательство государства в экономику, включает многоцелевое государственное регулирование.

    Планово – директивная финансовая политика

Это максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства и полное государственное управление всей экономикой.

Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, де­ нежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою оче­редь, финансовая политика государства является лишь средствомосуществления его экономической и социальной политики, т.е. вы­полняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направ­ления государственной политики - национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентра­цию денежных ресурсов в руках государства при постоянном суже­нии базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой го­сударства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства вы­ступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная по­литика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного уст­ройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственнобюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в рас­пределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и спосо­бах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государ­ственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризу­ются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также ха­рактером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и под­ходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия вве­дения определенных налогов, систем налогообложения.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада от­носят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность нало­гов; (3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклоне­ния от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Верти­кальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой доказано, что:

Налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, кросту недоимок и штрафов;

Основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

Превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличе­нию налогового бремени основной массы населения с низким уровнем до ходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребле­ния при разных уровнях доходов;

    косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

    высокие налоги приводят к утечке капитала;

    в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя нало­говой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестицион­ного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор эко­номики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализует­ся на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в созда­нии условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансо­вые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охва­тывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи от­дельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой по­литики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и ус­луг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распредели­тельные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Тамо­женная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей

Тема 10. Финансовая политика

Финансовая политика используется государством для осуществления своих функций и задач.

Финансовая политика связана с деятельностью органов законодательной и исполнительной власти и объединяет мероприятия, методы и формы организации и использования финансов для обеспечения социально-экономического развития государства.

Основной целью финансовой политики является повышение уровня общественного благосостояния. Основной задачей финансовой политики является обеспечение реализации конкретных государственных программ соответствующими финансовыми ресурсами.

Финансовая политика проявляется в следующем:

В финансовом законодательстве;

в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;

в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями

населения, отраслями, регионами;

В структуре доходов и расходов бюджета. Результативность финансовой политики зависит от условий:

от учёта действия объективных экономических законов развития общества;

от изучения и использования опыта предыдущих этапов хозяйственного строительства;

от учёта специфики современных условий. Изменений во внешней и внутренней политике;

от комплексности в разработке мероприятий, связанных с совершенствованием финансовых отношений. Звенья финансовой политики:

1. Разработка научно обоснованных концепций развития финансов.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. Осуществление практических действий по достижению поставленных целей. В зависимости от длительности и поставленных целей финансовая политика

делится на два вида:

Финансовую тактику;

Финансовую стратегию.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика должна быть гибкой, т. к. экономические и социальные условия постоянно изменяются.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий крупномасштабных задач. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, разрабатываются принципы построения финансовой системы, финансовых отношений.

Финансовая тактика и стратегия взаимосвязаны. Стратегия ставит задачи, а тактика позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами их решать.

Финансовая политика оказывает активное воздействие на социально-экономическое развитие общества, поэтому велика роль научного подхода к изучению факторов, влияющих на политику. Недооценка этих факторов может привести к кризисной ситуации.

При правильной разработке и проведении финансовой политики растут объёмы финансовых ресурсов, что позволяет направить дополнительные средства на социальные нужды, развитие производства.

1. Современная финансовая политика Украины.

Современную финансовую политику Украины определяет состояние экономики страны (внутренняя и внешняя задолженность, реорганизация производства, спад производства во многих отраслях).

В 1990 году была принята концепция перехода Украины к рыночной экономике, в которой выделены следующие основные задачи:

1. Приватизация предприятий.

2. Проведение земельной реформы.

3. Демонополизация экономики.

4. Обеспечение свободы предпринимательства.

5. Реформа финансовой, бюджетной, банковской систем.

6. Создание рыночной инфраструктуры (денежного, фондового, товарного, рынков).

7. Государственное регулирование экономики с помощью рыночных методов.

8. Обеспечение социальной защиты населения.

9. Совершенствование внешнеэкономической деятельности.

10. Защита окружающей среды.

С целью выполнения этих задач в Украине были приняты документы, отображающие финансовую политику. В 1992 г. была утверждена Программа экономических реформ и политики Украины (для МВФ), в которой определены основные направления финансовой политики:

1. Совершенствование налогового регулирования (изменение налоговых ставок, использование налогового кредита).

2. Внедрение страховой медицины.

3. Обеспечение законодательного ограничения бюджетного дефицита. Однако глубокий кризис не позволил выполнить в полном объеме эти

направления. Поэтому был взят курс на проведение глубокой реформы финансовой и бюджетной систем путём:

1. Разграничения финансовой и бюджетной систем,

2. Разграничения финансов госпредприятий и госбюджета.

3. Обеспечение децентрализации государственных финансов, разграничение государственного и местного бюджетов.

4. Преобразование налоговой системы.

5. Обеспечение системы достоверного финансового учета, отчетности и своевременности уплаты налогов.

6. Создание централизованной системы казначейства для контроля за расходами бюджета.

7. Сокращение государственных расходов.

8. Создание рынка финансирования государственного долга за счёт выпуска государственных долговых обязательств, казначейских векселей.

Основным направлением экономической политики считается усиление управляемости экономики с помощью налогов, стимулирования производства, контроля своевременности и полноты уплаты налогов и платежей в бюджет.


Финансовая политика - 5.0 out of 5 based on 2 votes