Герой советского союза, "белая лилия сталинграда" лидия литвяк. Белая лилия. Жизнь и смерть Лидии Литвяк Лидия литвяк и алексей соломатин

Война – прерогатива мужчин. Военная авиация – тем более. Но, как показывает опыт Второй мировой войны, и здесь были свои исключения из правил. Этот рассказ об одной из самых выдающихся женщин-пилотов – Лидии Литвяк.

Имя этой отважной летчицы, Героя Советского Союза, занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Лидия Литвяк – самая результативная советская женщина-летчик Второй мировой войны. Она сбила 14 самолетов и аэростат-корректировщик. При этом воевала Лидия Литвяк всего восемь месяцев. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боев. В неполные 22 года она погибла в бою

Девушка и небо

Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве, 18 августа – во Всесоюзный день авиации. Увлеченная с детства самолетами, девушка невероятно гордилась этим фактом. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, а уже через год совершила первый самостоятельный полет. Затем она окончила Херсонское летное училище, стала летчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов.

А в 1937 году отец Лидии был арестован как «враг народа» и расстрелян.

Летчик-истребитель

С началом Великой Отечественной войны 19-летняя, влюбленная в небо Лидия записалась в летчики-добровольцы. Но только спустя год, в сентябре 1942 года, девушка совершила свой первый боевой вылет в составе 586-го истребительного авиационного полка. Это был один из трех женских авиационных полков под руководством летчицы Марины Расковой, которые были сформированы по приказу Сталина из-за больших потерь кадровых летчиков.

Летчицы 586-го истребительного авиаполка.

Уже меньше чем через год, 23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из первых своих боевых наград – орден Красной Звезды. К тому моменту фюзеляж ее верного Як-1 украшали восемь ярко-красных звезд (символ восьми воздушных побед) и белоснежная лилия – особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» – особый вид боевых действий, в рамках которых истребитель не выполняет конкретное задание по прикрытию бомбардировщиков, а летает, выслеживая вражеские самолеты и «охотясь» на них.

Воздушный ас

В одном из первых боевых вылетов над Сталинградом Лидии удалось сбить два вражеских самолета – бомбардировщик Ju-88 и истребитель Bf-109. Летчиком Bf-109 оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 воздушных побед. Немец был опытным летчиком и бился до последнего. Но в конце концов его машина вспыхнула от пущенного Лидией снаряда и стала стремительно падать. Летчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил. Увидев двадцатилетнюю девушку, немецкий ас пришел в ярость: «Вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Тогда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, пилоту, который его победил…

Именно там Лидия Литвяк получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда», и «Лилия» стала ее радиопозывным.

«Разные люди»

Сослуживцы говорили, что небо буквально преображало Литвяк: штурвал в руках изменял ее до неузнаваемости и будто бы делил на двух совершенно разных людей.

«Земная» Лидия была молчаливой, скромной красавицей с белокурыми волосами, косичками и голубыми глазами. Она любила читать книги и изящно одеваться: носила необычные вещи – белый подшлемник, вывернутую пухом наружу безрукавку, хромовые сапоги, воротник для летной формы из меха, срезанного с унтов, – и ходила особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг. При этом белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан, и, что особенно импонировало летчикам, она никому не отдавала предпочтения.

«Небесная» же Лидия отличалась решительностью, хладнокровием и выносливостью: она «умела видеть воздух», как говорил ее командир. Ее особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским, восхищались мастерством и поражались ее отчаянной смелости.

Пилот 73-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Лидия Литвяк (1921-1943) после боевого вылета на крыле своего истребителя Як-1Б.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолет. И тут Лидия заметила в небе летящие мессершмитты. Увидев шестерку Bf-109, девушка вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить поставленную перед ними задачу. В ходе боя Лидия была тяжело ранена в ногу, но сумела привести поврежденный самолет на аэродром. Доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских воздушных суднах, девушка потеряла сознание. По словам сослуживцев, ее самолет напоминал дуршлаг.

Летчице приписывали необычайное везение. Однажды в ходе боя самолет Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять девушку в плен, один из летчиков-штурмовиков пришел к ней на помощь: огнем из пулеметов он заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.

Любовь и дружба

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину (ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый – прикрывать его). Спустя несколько месяцев совместных полетов, в апреле того же года, буквально в перерыве между сражениями пара расписалась.

Все это время девушка дружила и воевала с летчицей Катей Будановой, с которой судьба свела ее еще в начале боевого пути – в женском авиаполку Расковой – и уже не разлучала. С тех пор они всегда служили вместе и были лучшими подругами.

Роковой год

21 мая 1943 года в авиакатастрофе, произошедшей прямо на глазах у товарищей и у самой Лидии, погиб ее муж, Герой Советского Союза Алексей Соломатин.

А меньше чем через месяц получила множество ранений и скончалась, не приходя в сознание, лучшая подруга Лидии Катя Буданова. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

Этот роковой год стал последним и для самой Белой Лилии. 1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых лично сбила два самолета противника и еще один в группе. Из четвертого вылета она не вернулась. Шестерка «Яков» вступила в бой с группой из 30 бомбардировщиков Ju-88 и 12 истребителей Bf-109, завязалась смертельная круговерть. Самолет Лидии был подбит немецким истребителем… Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни летчицы, ни ее самолета найти не удалось. Лидия Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года написала о ней как о бесстрашном соколе, летчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Злая шутка судьбы

Однако вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее пилотов. Он доложил, что слышал, как местные жители говорили, будто однажды на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Летчиком оказалась белокурая девушка. К самолету подъехала автомашина с немецкими солдатами, и девушка уехала с ними.

Большинство авиаторов слуху не поверили, но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Все что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет ее честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Бороться, искать, найти и не сдаваться

Но Лидию искали, искали долго и упорно. Неравнодушные поклонники организовывали собственные расследования. В 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд РВС (разведчиков военной славы). Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненным в голову, была девушка. Ее похоронили в селе Дмитриевка Шахтерского района в братской могиле. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Девушку опознали по двум белым косичкам.

Так через 45 лет после гибели летчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания». А в 1990 году Лидии было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Лидия Литвяк - самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, чей рекорд по одержанным в воздухе победам занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. На персональном счету Героя Советского Союза Лидии Литвяк значатся 12 сбитых вражеских самолётов, и ещё четверых стервятников она воткнула в советскую землю в составе группы, то есть с помощью своих товарищей-пилотов. В данном случае речь идёт о подтверждённых победах. В реальности она сбила на пару самолётов больше. Итого: 18 поверженных захватчиков и ещё один аэростат - корректировщик артиллерийского огня. При этом воевала Лидия Литвяк всего один год. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. В свои неполные 22 года при освобождении Донбасса она пропала без вести…

О Лидии Литвяк написано множество статей и снято несколько документальных фильмов. В них очень подробно описан весь боевой путь героической лётчицы: где и при каких обстоятельствах она карала врагов, над какими городами и сёлами сбивала «мессеры» и «юнкерсы», за какие подвиги получала награды. Я не стану дублировать эти факты, а расскажу вам несколько историй из короткой, но очень яркой жизни белокурой красавицы Лиды Литвяк. Простые «человеческие» истории, которые мне показались наиболее интересными.

Начну с удивительного совпадения - Лида, которую все домашние и близкие друзья называли Лилей, родилась 18 августа 1921 года - во Всесоюзный день авиации. Она всегда невероятно гордилась этим фактом. Девушка была безумно влюблена в небо и в самолёты. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, и уже в 15-ть совершила свой первый самостоятельный полет. После того, как Литвяк окончила Херсонское лётное училище, она стала лётчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов. Вы только вдумайтесь в это: миниатюрная девятнадцатилетняя красотка подготовила для страны 45 военных пилотов!

Когда началась война, советское командование приняло решение сформировать из женщин-добровольцев три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой .

И Лидия Литвяк приложила все усилия, чтобы попасть в новую часть. Кстати, чтобы быть зачисленной в 586-й истребительный авиаполк, Литвяк приписала к своему налёту 100 недостающих часов. То есть, она совершила серьёзный подлог во имя великой цели - ради изгнания захватчиков с территории Родины.

Лидия успешно освоила истребитель «Як-1» и в первом же своём бою в небе над Саратовом в составе группы сбила свой первый вражеский самолёт-бомбардировщик - «Юнкерс Ju-88». А вот во время второго боевого вылета над Сталинградом молодая лётчица совершила невероятное - она сбила сразу два самолёта: бомбардировщик «Юнкерс Ju-88» и истребитель «Мессершмитт Bf.109». Причём, сделала это, выручая из беды свою подругу Раю Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Две победы - в одном бою! Да ещё и во время своего второго (всего лишь второго!) по счёту вылета! Вы знаете, не каждый советский мужчина-пилот мог осенью 1942 года похвастать подобным достижением. То есть, отсутствие боевого опыта у Литвяк целиком перекрывалось удивительным лётным мастерством. И везением, наверное, тоже.

Некоторые источники сообщают, что немецкий лётчик сбитого Me-109, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я - лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!».

А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая свергнула его с небес.

Даже на войне женщина хочет оставаться женщиной. Об этом в мемуарах сослуживцев Литвяк есть одно забавное воспоминание. Однажды Лидия вышла на общее построение с шикарным и необычным меховым воротником на лётной куртке. Это было не по Уставу. А потом все вдруг поняли, откуда взялся мех - Лидия срезала его со своих унтов и украсила им воротник. Командир Марина Раскова заметила эту женскую «штучку» и приказала Литвяк перешить всё обратно. И та всю ночь, вместо сна, находясь под арестом, возвращала унтам и куртке уставной вид.


По воспоминаниям однополчан Лида любила изящно одеваться. Она носила необычные вещи: белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка. Летом в кабине её истребителя всегда находился букетик полевых цветов. После нескольких побед в небе над Сталинградом Лидия заслужила право на персональный бортовой знак - на фюзеляже её «Яка» появилась нарисованная белая лилия. А в эфире стали звучать новые радиопозывные: либо просто «Лилия» , либо «Белая Лилия - 44» . 44 - это по бортовому номеру её самолета. Да и саму девушку часто стали называть не Лидой, а Лилей.

Очень интересный случай произошёл с ней в середине февраля 1943-го.

В одном из боёв её самолёт «Як-1» был подбит, и лётчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К ней бросились немецкие солдаты-пехотинцы и попытались взять Лидию в плен. Она стала отстреливаться из пистолета. И когда у Лиды остался только один патрон, на выручку прилетел наш штурмовик. Он пронёсся над головами гитлеровцев, и, поливая их огнём, заставил зарыться в землю. А затем приземлился рядом с Белой Лилией и взял её к себе на борт. Ну, вот прямо готовая слёзо-выжимательная сцена для героического художественного фильма! Только если её снять, то зрители скажут: - Не верим! Не бывает такого!...

Однако, бывает. Ещё как бывает!

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину. Для справки, вдруг кто не знает: ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый - его прикрывать. Между ведущим Соломатиным и ведомой Литвяк возникла любовь, и спустя несколько месяцев совместных полётов, в апреле 43-го, в перерыве между боями пара поженилась. Но фронтовое семейное счастье оказалось не долгим…

21 мая муж Лиды Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе.

А ещё через месяц от множественных ранений скончалась лучшая подруга Лиды - Катя Буданова .

Этот роковой 1943-й год стал последним и для самой Лидии Литвяк. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.

1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась…

То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез...

Через две недели Лиде Литвяк должно было исполниться 22 года.

Долгое время отважная пилотесса считалась пропавшей без вести. Конечно же, её искали. И сразу после освобождения Донбасса, и после войны. Искали долго и упорно. Так, например, в 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд под названием РВС, что расшифровывается как Разведчики Военной Славы. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята-разведчики узнали от местных жителей, что летом 1943 года на окраине хутора упал советский истребитель. Его пилотом, раненным в голову, была девушка. Похоронили её в селе Дмитровка Шахтерского района в братской могиле. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Белую Лилию опознали по двум белым косичкам.

Только спустя 45 лет после гибели лётчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания».

А в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

P.S.

Подборка колоризированных фотографий о войне. Посмотрите - какие прекрасные лица!

Алексей Соломатин родился 12 Февраля 1921 года в деревне Бунаково, ныне Ферзиковского района Калужской области, в семье крестьянина. Начальное образование получил в Караваинской школе, семилетнее — в Новолокской....

Алексей Соломатин родился 12 Февраля 1921 года в деревне Бунаково, ныне Ферзиковского района Калужской области, в семье крестьянина. Начальное образование получил в Караваинской школе, семилетнее — в Новолокской. С 1936 года учился в Калужском гидромелиоративном техникуме, занимаясь одновременно в аэроклубе. В 1939 году Алексей Соломатин поступил в Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году. Работал в Батайской авиационной школе лётчиком — инструктором.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Служил в 296-м истребительном авиационном полку (позднее ставший 73-м Гвардейским ИАП).

Слава о бесстрашном лётчике Соломатине гремела на Южном, Юго — Западном и других фронтах. Рядовой лётчик вырос до командира эскадрильи. В самых трудных условиях он отлично выполнял боевые задания, нанося врагу тяжёлые потери.

В составе группы лётчиков Капитана Б. Н. Ерёмина, участвовал в знаменитом воздушном бою 9 Марта 1942 года. Тогда 7 лётчиков ВВС Юго — Западного фронта, атаковав группу из 25 самолётов противника, добились замечательной победы — сбили 7 самолётов (5 Ме-109 и 2 Ju-87) без потерь со своей стороны! В этом бою Соломатин сбил Ме-109. На его груди появился орден Красного Знамени.

За год боевых действий он совершил 123 боевых вылета, лично сбил 5 и в составе группы 11 самолётов противника. Был награждён орденом Ленина.

Почти вся его дальнейшая боевая деятельность прошла в составе 296-го истребительного авиаполка под командованием Майора Н. И. Баранова.

Там же он нашёл и свою «вторую половину», в лице отважной лётчицы Лидии Литвяк. После одного из полётов он подарил Лиле маленький с узорной ручкой нож, который девушка прицепила к поясу в кожаном чехле и больше никогда с ним не расставалась. В кабине своего истребителя Алексей пристроил Лилину фотографию, с которой она улыбалась ему одними глазами — Лидия Литвяк была очень серьёзной девушкой.


В первом ряду (слева направо): В. А. Балашов, Н. И. Баранов, Б. Н. Ерёмин. Во втором ряду: А. В. Мартынов, В. Я. Скотной, М. Седов, А. Ф. Саломатин, И. И. Запрягаев, И. Федулов. Снимок сделан зимой 1941 — 1942 годов.

26 Июля 1942 года 5 самолётов Як-1 прикрывали переправу через Дон. В неравном бою наши лётчики сбили 2 самолёта, 1 из которых сбил Соломатин. И в этот же день 5 советских самолётов вели бой с 12 Ме-109, немцы вновь потеряли 2 самолёта, один из которых сбил Алексей Фролович.

К Февралю 1943 года командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Старший лейтенант А. Ф. Соломатин совершил 266 боевых вылетов, провёл 108 воздушных боёв, лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года Старший лейтенант Алексей Фролович Соломатин удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 955).

6 Мая 1943 года, после гибели Н. И. Баранова, лётчики яростно рвались в бой, словно и смертью своей командир вселял в них силу и мужество. Алексей был по — прежнему выдержан и внешне спокоен.

К тому времени на его боевом счету было уже 17 сбитых самолётов лично и 22 — в групповых боях, около 300 боевых вылетов. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 16 групповых побед. ] Свой 40-й по счёту самолёт противника он хотел сбить за своего погибшего командира, Николая Ивановича Баранова.

21 Мая 1943 года Капитан А. Ф. Соломатин ушёл на очередное задание, как обычно, бодрый и уверенный в победе. Лидия Литвяк, с гордостью за своего Алексея, проводила взглядом его стремительную машину. В воздушном бою над селом Павловка самолёт Соломатина был подбит, а сам пилот тяжело ранен. С большим трудом Алексей довёл истребитель до аэродрома, но посадить его уже не смог.

Лиля первая заметила появившийся над аэродромом самолёт. Она ещё ничего не могла различить, но интуитивно почувствовала, что явилось несчастье. Истребитель не горел, не было в нём и следов дыма, он просто летел к земле под большим углом, стремительно и красиво. Лишь разрывающий душу звук падающей машины заполнял всё вокруг. И тогда девушка поняла — это была прощальная песня её друга, который пришёл умирать к дому. Она не закрыла глаз, не проронила слезы, не отвернулась. Гулким эхом прокатился по аэродрому взрыв. Алексея не стало…

Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин похоронен на центральной площади хутора Павловка Гуковского горсовета Ростовской области. На здании гидромелиоративного техникума в Калуге установлена мемориальная доска.

Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, медалями.

9 Мая 1975 года в честь 30-летия Победы над фашистской Германией в Центральной усадьбе колхоза ордена «Знак Почёта им. Мичурина был открыт мемориальный комплекс в честь погибших во время Великой Отечественной войны. Сюда перенесены останки Героя Советского Союза А. Ф. Соломатина.

Немецкий ас не мог поверить, что его сбила женщина

На фоне всей войны, с ее многими героями, подвиг летчиц-истребителей стоит особо. Несмотря на кажущуюся простоту и даже схожесть биографий, в их судьбах заключены вечные вопросы: что питало их высокие принципы, какие идеалы унесли с собой эти слабые сильные женщины?

В начале сентября 1942 года на аэродроме города Энгельса Саратовской области происходили скорые сборы, которые, как и многое на войне, были окутаны тайной. Восемь отважных девушек, подготовленных как летчики-истребители, готовились вылететь в самое пекло войны - на Сталинградский фронт.

Сотни добровольцев осаждали здание, в котором заседала комиссия. С каждой из девушек был отдельный разговор. В Энгельсе известная уже тогда летчица, Герой Советского Союза Мария Раскова формировала три летных полка. Один из них – полк истребительной авиации. Среди зачисленных были Раиса Беляева, Екатерина Буданова, Клавдия Блинова, Антонина Лебедева, Лилия Литвяк, Мария Кузнецова, Клавдия Нечаева и Ольга Шахова, которые еще осенью 1941-го вступили в женскую авиационную часть М. Расковой в Москве. Девушки, которые не только окончили школы пилотов, но и сами стали уже инструкторами по летной подготовке. Фотографии некоторых из них появлялись на страницах газет и обложках журналов – они участвовали в знаменитых воздушных парадах.

Они были детьми великой эпохи – трагической и героической. Увлечение авиацией стало одним из ярких явлений тех лет.

В 30-е годы в стране была создана широкая сеть аэроклубов. И после трудовой смены молодежь устремлялась на аэродромы. О романтике воздушных полетов написал летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери: «Самое главное? Это, пожалуй, не высокие радости ремесла и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека». Для многих курсантов аэроклубов интерес к авиации был связан, как бы это сегодня ни звучало пафосно, с искренней потребностью – служить Отечеству.

Мария Кузнецова рассказывала мне о том, как проходило их обучение в Энгельсе: «Начали с того, что сами вырыли землянки, в которых разместились. До войны мы летали на тихоходных самолетах У-2. Теперь нам предстояло освоить истребители Як-1. Мы занимались по 12-14 часов в день. На земле изучали самолет до последнего винтика. У нас были опытные инструкторы. Одна за другой – стали выполнять полеты на истребителях. Вели учебные воздушные «бои», испытывая большие перегрузки. Когда выходили из пике, тело будто наливалось свинцом. Но старались овладеть как можно лучше техникой высшего пилотажа, отчетливо понимая, что именно с этим связано мастерство летчика-истребителя».

«Нам на учебу было отведено всего несколько месяцев, - вспоминала Клавдия Блинова-Кудленко. – Сводки Совинформбюро приносили тяжелые сообщения. Наши войска отступали. Мы знали, что летчиков на фронте не хватает, и рвались воевать. Не поверите - тревога за судьбу Отечества была тогда для нас важнее собственной жизни. Летом 1942 года мы уже начали совершать и боевые полеты: в небе над Саратовом стали появляться немецкие самолеты. На «Яках» мы несли охрану жилых кварталов, оборонных заводов, моста через Волгу».

Лилия Литвяк (на фото) была москвичкой. Вместе с матерью и младшим братом жила на Новослободской улице. С юных лет она увлекалась авиацией. Прошла курс обучения в аэроклубе и окончила Херсонскую школу пилотов. В мае 1941 года журнал «Самолет» назвал ее среди лучших инструкторов московских аэроклубов. Все, кто знал Лилию Литвяк, помнят ее увлечение поэзией, как она аккуратно переписывала понравившиеся стихи в толстые тетрадки. Она пела в воздухе, хотя голоса и не было слышно за шумом мотора. Но зато были радость жить и радость летать.

Лирическая задушевность и упорство до изнеможения в работе – естественным образом сочетались в ее характере.

Инна Паспортникова-Плешивцева, бывший техник-механик, мне рассказывала: «При первом взгляде на Лилю трудно было представить, что в воздухе она станет отважным бойцом. Эта красивая девушка выглядела хрупкой, нежной, женственной. Следила за своей внешностью. Ее белокурые волосы всегда были подкручены. Помню, нам выдали меховые унты, ночью Лиля отрезала обшивку на них и, смастерив из нее модный воротничок, пришила на летную куртку. Утром на построении Мария Раскова сделала ей строгое замечание. Но знала она и другое – у этой девушки волевой характер.

Надо было видеть – с каким упорством она овладевала новой техникой! С какой легкостью относилась к выматывающим перегрузкам, с которыми были связаны полеты на истребителе!

В ее письме к родным - ни следа усталости или сомнений. Она пишет матери и младшему брату: «Можете меня поздравить – вылетела самостоятельно на Яке с оценкой «отлично». Исполнилась моя давняя мечта. Можете считать меня «натуральным» истребителем. Очень довольна…»

Екатерина Буданова родилась и выросла в деревне Коноплянка Смоленской области. Семья рано лишилась отца. С раннего возраста Катя бралась за любую работу, чтобы помочь родным – нанималась в няньки, трудилась на чужих огородах. Приехав в Москву, обучилась профессии слесаря, работала на авиационном заводе. Пришла в аэроклуб. Вчерашнюю батрачку буквально захватила романтика авиации. Катю Буданову, по ее просьбе, направили в Херсонскую школу пилотов. Так летное дело стало ее профессией. Работала инструктором в Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова. Незадолго до войны писала матери: «Летаю с утра до ночи. В это лето думаю подготовить 16 летчиков для Красной Армии».
В 1941 году при формировании женской авиационной части Мария Раскова сказала о ней: «У нас уже есть такие замечательные летчицы, как Катя Буданова».

Та же Инна Паспортникова-Плешивцева рассказывала: «Катя Буданова внешне старалась походить на парнишку. Высокая, крепкая, с твердой походкой, широкими, размашистыми жестами. Из-под фуражки виднелся чубчик. В шутку ее называли Володькой. По вечерам, в часы отдыха она говорила: «Споем, девчата!» У нее был красивый, сильный голос. Катя знала множество народных песен, частушек. Была - веселая, азартная».

Из Энгельса Катя написала матери: «Мама, милая мама! Не обижайся на меня за то, то что без твоего разрешения улетаю на фронт. Мой долг и совесть моя обязывают быть там, где решается судьба Родины. Крепко целую, передавай привет сестренке Оле. Катюша».

10 сентября 1942 года восемь летчиц-истребителей на своих Яках-1 вылетели в сторону Сталинграда. Еще издали они увидели поднимавшиеся в небо клубы дыма горевшего города. Они приземлились на полевом аэродроме, который располагался на левом берегу Волги. До линии фронта – всего несколько минут лета.

Клавдия Блинова-Кудленко вспоминала как на аэродроме им пришлось услышать скептические замечания: «Ждали пополнения, а нам девчат прислали. Здесь фронт, а не клуб». «Мы не обижались. Верили в себя. В воздухе покажем: не напрасно нам доверили Яки».

Это было жестокое время. Бои в Сталинграде шли на земле и в воздухе.

Воздушный бой – серьезное испытание даже для закаленного бойца. Не каждый даже мужчина-авиатор способен стать летчиком-истребителем.

«В кабине истребителя – ты один в трех лицах, - говорила мне Клава Блинова-Кудленко. – Пилот ведет самолет, и в то же время он и штурман, и стрелок. Бой в небе идет стремительно. Реакция летчика должна быть мгновенной. Ты крутишь головой на 360 градусов. Все, что умеешь, надо вложить в эти секунды»…

В первые же дни всех удивила Лилия Литвяк. На ее счету сразу появились сбитые немецкие самолеты. Осталось описание боя, в котором она участвовала в сентябре 1942 г. Бывший штурман звена Б.А. Губин вспоминал:

«Командир полка майор Михаил Хвостиков, вылетевший в паре с сержантом Лилией Литвяк, вместе с другими истребителями атаковали строй бомбардировщиков, направлявшихся бомбить Сталинградский тракторный завод. Самолет майора был подбит и ушел в сторону. Лилия Литвяк, продолжая атаку, приблизилась к бомбардировщику и с 30-ти метров подбила самолет. Затем вместе с летчицей Беляевой они вступили в бой с подошедшими истребителями противника. Беляева и Литвяк зашли одному вражескому самолету в хвост, обстреляли его и зажгли».

Ветераны вспоминали такую историю. Однажды Лилию Литвяк вызвал командир полка. Она увидела в помещении пленного немецкого летчика. На его груди было три Железных креста. Когда командир полка через переводчика сказал пленному, что его самолет сбила девушка-пилот, он отказывался в это поверить.

Лилия Литвяк руками изобразила виражи в небе, которые совершала, чтобы поразить его машину. Немецкий летчик опустил голову. Он вынужден был признать – именно так все и было.

22 марта 1943 года Лилия Литвяк была ранена в воздушном бою. С трудом летчица привела изрешеченный осколками самолет на аэродром: боль пронизывала ногу. Литвяк отправили в госпиталь. После лечения ей дали отпуск на месяц. Она встретилась с матерью и братом. Но уже через неделю уехала на фронт и снова поднялась в небо.

Впоследствии Герой Советского Союза Б.Н. Еремин напишет о ней: «Лилия Литвяк была прирожденной летчицей. Она была смелой и решительной, изобретательной и осторожной. Умела видеть воздух».

В это же время и Екатерина Буданова открыла счет сбитым самолетам. В ее блокноте появилась запись: «6 октября 1942 г. Атаковали группу из 8 самолетов. 1 подожгла, упал правее Владимировки».

В тот день немецкие бомбардировщики появились вблизи единственной оставшейся на левом берегу Волги железной дороги, по которой в Сталинград доставлялись войска и боеприпасы. Бросившись с высоты, Яки нарушили строй немецких самолетов. Одни были сбиты, другие бросили бомбы в степи, не долетев до цели.

7 октября 1942 года – еще одна победа: Екатерина Буданова в паре с Раисой Беляевой атаковали группу немецких бомбардировщиков, сбили один из них.

В те дни Екатерина Буданова написала с фронта сестре:

«Олечка, миленькая моя! Теперь вся моя жизнь отдана борьбе с ненавистным врагом. Хочу тебе сказать, что смерти я не боюсь, но не хочу ее, а если придется погибнуть, то просто свою жизнь не отдам. Мой крылатый Як – хорошая машина и умирать с ним будем только героями. Будь здорова, дорогая. Целую. Катя».

Смертельный риск и выматывающая усталость, напряжение боя и естественное желиние выжить – такими были фронтовые будни, которые Катя Буданова, как и другие летчики, приняла с молчаливым терпением.

Бывший командир эскадрильи И. Домнин вспоминал:

«Мне приходилось часто летать с Катей в группе. Она болезненно переживала, если ей приходилось оставаться на дежурстве на земле. Стремилась воевать. Когда вылетал с ней в паре, то был уверен, что она надежно прикрывает меня, не отстанет при любом маневре в сложной обстановке. Дважды в боевых вылетах она спасала мне жизнь».

Ее фронтовая биография запечатлена в коротких строчках боевых донесений, в которых описания боев, счет сбитых самолетов: «В ноябре 1942 г. Буданова в составе группы уничтожила два «Мессершмитта-109» и лично сбила «Юнкерс-88». 8 января Буданова в паре с командиром полка Барановым вела бой с четверкой «Фоккеров». Один из вражеских самолетов был сбит. От близкого взрыва Як-1, которым управляла Буданова, подбросило в воздухе… В воздушном бою был изрешечен осколками самолет Лавриненкова. Буданова прикрывала его самолет до возвращения на аэродром».

Мария Кузнецова говорила: «Когда я вспоминаю Катю, то будто слышу ее голос. Она любила песню, в которой были такие слова:

Пропеллер, громче песню пой,

Неся распластанные крылья.

За вечный мир, в последний бой

Летит стальная эскадрилья!

Екатерину Буданову назначили в группу летчиков-асов, которые вылетали на «свободную охоту». Ее почерк в небе называли «чкаловским», настолько рискованными и уверенными были фигуры высшего пилотажа, которые она совершала в воздухе, добиваясь победы.

Самолеты, на которых воевали летчицы-истребители, обслуживали девушки-«технари». Они также прилетели из Энгельса, где прошли подготовку.

«От нашей работы зависела жизнь летчика, - говорила Инна Паспортникова-Плешицева. – Готовили самолеты в основном по ночам. Все – вручную. На фронтовом аэродроме не было никаких приспособлений. Работали в любую погоду – под дождем, пронизывающим ветром. Ведь не будешь ждать, пока под самолетом высохнет лужа. Зимой пальцы прилипали к холодному металлу. Нам выдали теплые перчатки. Но мы не стали их надевать – руки теряли ловкость, работа шла медленнее. Однажды в распутицу даже примерзла к земле. Но мы не унывали – подбадривали друг друга».

После боевых полетов душа летчика требовала разрядки. «Кажется, невозможно в это поверить, но мы умели радоваться жизни, даже в такой тревожной обстановке, - рассказывала Мария Кузнецова. – Молодость брала свое. Летчики часто собирались, чтобы попеть любимые песни, заводили патефон, и по степи, изрытой воронками, неслись звуки фокстротов и танго, звучали модные тогда «Брызги шампанского», «Рио-Рита». Кто-нибудь брал баян и отплясывали «цыганочку». Но всегда была на сердце тяжесть: кто-то завтра не вернется из полета? Для кого-то этот вечер станет последним в жизни?»

А еще, несмотря на постоянный риск, с которым были связаны боевые полеты, молодым хотелось любить и быть любимыми. Лилия Литвяк в письме матери и брату написала о своих переживаниях:

«Что ждет в новом году? Так много интересного впереди, так много неожиданностей, случайностей. Или что-то очень большое, великое или все может рухнуть…»

Предчувствия ее не обманули. Лилию Литвяк ожидала великая любовь, которая обернется трагедией. В боевых донесениях два имени стали появляться рядом: Лилия Литвяк и Алексей Соломатин. Они часто вылетали парой. Алексей давал команду в воздухе: «Прикрой! Атакую!» Когда летчики приземлялись, Алексей, сорвав пучок степных цветов, бежал к самолету Литвяк: «Лиля! Ты – чудо!»

Алексей Соломатин воевал с 1941 года. Он был одним из лучших летчиков в небе Сталинграда. В летной среде его имя было связано с живой легендой. Под Сталинградом семеро летчиков под командованием капитана Бориса Еремина атаковали группу из двадцати пяти немецких бомбардировщиков, которых прикрывали истребители. В этом неравном бою наши летчики вышли победителями, не потеряв ни одного своего самолета! Одни вражеские машины были сбиты, другие – рассеяны. Подробности этого боя, в котором участвовал и Алексей Соломатин, в те дни изучали в авиационных полках.

«Оба они – Алексей и Лиля были удивительно красивыми, - вспоминала И. Паспортникова-Плешивцева. – Когда они шли рядом, люди улыбались, глядя на них. В их глазах светилась такая нежность. Они не скрывали, что любят друг друга».

Впрочем, по словам ветеранов, нашлись бдительные командиры, которые решили разлучить их – развести по разным полкам. Кто-то посчитал, что любовные отношения могут помешать в бою. Узнав о предстоящей разлуке, Лиля и Алексей отправились к командиру авиационной части. Говорят, Лиля расплакалась, убеждая оставить их вместе. И это распоряжение было отменено.

Но вместо нежных свиданий их ожидало грозное небо войны, где каждую секунду могла оборваться жизнь. Они воевали с тревогой друг за друга.

Это случилось в мае 1943 года, когда после победы в Сталинграде начались бои за освобождение Донбасса. В газетах тогда был опубликован Указ о присвоении Алексею Соломатину звания Героя Советского Союза: на его счету было 17 сбитых немецких самолетов. В полку поздравляли отважного летчика с высокой наградой. К тому времени Алексей и Лиля стали мужем и женой. Но им было отпущено недолгое счастье. 21 мая Алексей Соломатин разбился на глазах у Лили.

«В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме, - вспоминала Инна Паспортникова-Плешивцева. -Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета. Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля… Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» - повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания».

Лилия пережила еще одно потрясение. 19 июля 1943 года погибла ее близкая подруга Катя Буданова. Прикрывая группу бомбардировщиков, она вступила в бой с немецкими «мессершмиттами». Один из вражеских самолетов она сбила, но и ее самолет прошили пулеметные очереди. Она была тяжело ранена. Ее Як-1 приземлился в поле, недалеко от села Ново-Красновка. Пробежав по изрытой воронками земле, самолет перевернулся. В комбинезоне погибшей летчицы крестьяне нашли залитые кровью документы и передали их командованию.

Короткой была их дорога от романтики до страшной реальности. Одна за другой гибли летчицы-истребители из группы «первого призыва», прилетевшие воевать в Сталинградском небе.

Раиса Беляева была смертельно ранена 19 июля 1943 года в воздушном бою над Воронежем. Антонина Лебедева, сражавшаяся на Курской дуге, погибла 17 июля 1943 года (ее останки орловские следопыты нашли лишь в 1982 году). Драматической оказалась судьба летчицы Клавдии Блиновой: ее сбили над территорией противника. Летчица приземлилась на парашюте, попала в плен. Вместе с другими военнопленными ей удалось на ходу выпрыгнуть из железнодорожного вагона. Две недели она блуждала в лесах, прежде чем перешла линию фронта. Добралась в свою авиационную часть.

1 августа 1943 года не вернулась из боя Лилия Литвяк. Это произошло вблизи города Антрацит Луганской области. Герой Советского Союза И.И. Борисенко вспоминал:

«Мы вылетели в составе восьми Як-1. Над территорией противника увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Атаковали их с хода. Но во время боя «мессершмитты» бросились к паре наших истребителей. Бой шел за облаками. Один из Яков, задымив, пошел к земле. Приземлившись на аэродроме, мы узнали, что с задания не вернулась Литвяк. Все особенно тяжело переживали эту утрату. Человеком и летчиком она была прекрасным! После освобождения этого района мы пытались найти место ее гибели, но так и не нашли».

Летчица Лилия Литвяк долгое время считалась пропавшей без вести. Прошли годы, пока в городе Красный Луч Луганской области учительница В.И. Ващенко вместе со школьниками не стала собирать материалы о воинах, освобождавших эти места, в том числе и о погибших летчиках. В хуторе Кожевня жители привели следопытов к глубокой балке и рассказали такую историю. Здесь в начале августа 1943 года упал советский самолет. Погибшего летчика сначала похоронили на откосе балки. А когда его останки стали переносить в братскую могилу соседнего села, то в одном из протоколов появилась запись: сбитым самолетом, очевидно, управляла женщина. Об этом свидетельствовали останки летчика, а также полуистлевшие предметы женского туалета. Педагог В.И. Ващенко подняла документы. Нашла ветеранов. К следопытам приехала И.В. Паспортникова-Плешивцева. По обгорелым обломкам деталей самолета, которые следопыты нашли при раскопках, она определила: здесь упал Як-1. Не было другой женщины-летчика, погибшей в этом районе в начале августа 1943 года. Специальная комиссия сделала заключение: здесь похоронена Лилия Литвяк.

В городе Красный Луч перед зданием школы № 1 был установлен памятник отважной летчице.

Лилия Литвяк совершила 168 боевых вылетов. Она была трижды ранена. По числу одержанных побед ее называют самой результативной среди женщин-летчиц, воевавших на истребителях.

Лилия Литвяк сбила 12 немецких самолетов и 4 в группе. В 1990 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

На счету Екатерины Будановой 266 боевых вылетов. Она сбила 11 немецких самолетов. В 1993 году ей было присвоено звание Героя России.

Однако в наше время появились статьи, в которых называют другие, более скромные результаты воздушных побед, которые одержали летчицы-истребители. Однако никакие погрешности таких подсчетов не умаляют подвиг этих отважных девушек.

Спустя десятилетия после Победы, нам необходима не только статистика войны. Потомкам остались страницы истории, запечатлевшие особенности нравственного мира фронтового поколения. А это – настоящая духовная Вселенная, за давностью лет во многом – непознанная.

Во время войны французские летчики полка «Нормандия-Неман», увидев на фронте девушек-летчиц, написали:

«Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».

На фото (слева направо): Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова

Специально для Столетия