Коммунальные платежи авансом. Квартплата: будем платить авансом? Защита от незаконных требований электроснабжающей организации

Вчера, 14 ноября, пресс-служба правительства сообщила о поручении премьер-министра Дмитрия Медведева к 5 декабря подготовить законодательные изменения в Жилищный кодекс, согласно которым будет совершен переход к авансовой системе оплаты услуг ЖКХ. Эта идея возникла из-за резкого роста неплатежей. Премьер предлагает платить за ЖКХ на месяц вперед.«Российская газета» отмечает, что не все согласны с этим предложением. Заставлять всех потребителей платить заранее не очень правильно, уверен Андрей Чибис, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве. Закручивать гайки, по его мнению, надо только в отношении должников, которые в течение года больше трех раз «забывали» оплачивать свои счета; это должно касаться как физических лиц, так и управляющих компаний. «Если же они откажутся платить заранее, то у них отключат электроэнергию, газ, - объяснил г-н Чибис. - Нетронутыми останется холодная вода и тепло в отопительный период». Тем самым ресурсоснабжающие организации наглядно продемонстрируют потребителю, что больше не намерены обслуживать его в долг ().«Коммерсантъ» напоминает, что сейчас статья 155 ЖК устанавливает, что за потребленные коммунальные услуги и жилое помещение надо платить до 10-го числа следующего месяца. Предлагается же обязать потребителей платить не позже 10-го числа текущего месяца - то есть авансировать поставщиков на месяц вперед. Если это положение будет изменено, например, с января, в следующем году населению придется произвести тринадцать ежемесячных платежей вместо двенадцати: это неизбежное следствие смены системы, которое можно лишь смягчить рассрочкой «дополнительного» месяца ().«Независимая газета» пишет, что в поручении премьера есть и тема независимого аудита коммунальных тарифов, который пытается реализовать политик Алексей Навальный. «Для утверждения тарифа крупных компаний обязателен будет независимый аудит производственных и инвестиционных программ, из которых и складывается тариф», – настаивает Навальный. У Дмитрия Медведева формулировка чуть отличается: «Рекомендовать ОАО «Газпром» (А.Б. Миллеру) и другим поставщикам газа организовать проведение независимого аудита установленных тарифов на тепловую энергию на предмет их соответствия экономически обоснованным затратам теплоснабжающих организаций» ().«Московский комсомолец» отмечает, что гражданам придется расплатиться за неаккуратность юрлиц: более 90% неуплаты по счетам за потребляемую электроэнергию приходится именно на предприятия. Причем гигантские долги промышленных предприятий нередко «распределяют» на всех местных потребителей. Экспертный совет при Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ предлагает действовать методом не кнута, а пряника: стимулировать, а не обязывать граждан вносить предоплату. А именно - дифференцировать тарифы на коммунальные услуги, предложив тем потребителям, которые будут осуществлять оплату вперед, расчеты по более низким расценкам ().«Комсомольская правда» пишет, что по оценкам экспертов, к концу этого года задолженность россиян за услуги ЖКХ достигнуть 160 миллиардов рублей. Столь высокие долги могут привести к коммунальному коллапсу в ряде российских регионов. По сравнению с прошлым годом, долги россиян за коммуналку увеличились чуть ли не на 30 процентов. Большинство неплательщиков ссылаются на то, что у них просто не хватает на это денег ().«Вечерняя Москва» сообщает, что премьер дал указание Минрегиону и Федеральной службе по тарифам подготовить до 10 февраля 2014 года проект постановления правительства, которое позволит властям свободнее и быстрее отключать подачу газа злостным неплательщикам. Теперь месяцами не платить за ЖКХ вряд ли получится – газ могут отключить и без решения суда. На сегодняшний день задержка про долгам ЖКХ составляет три месяца, после чего должникам могут просто напросто отрубить газ, электричество и воду ().

По сниженным тарифам будут оплачивать услуги ЖКХ те, кто готов рассчитываться авансом, а должники не смогут продать квартиру. Законопроект об этом направлен в правительство, сообщил "РГ" замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Размер скидки будет определяться в каждом конкретном случае соглашением между собственниками квартир и управляющей компанией (УК). Похожим образом будут строиться отношения между УК и ресурсоснабжающими организациями - чтобы получить бонус, УК достаточно своевременно оплачивать услуги водо- и теплоснабжения, а также поставки электроэнергии.

Сейчас же управляющие компании могут давать скидки только на жилищные услуги (содержание и ремонт жилья), то есть на те, которые они сами и предоставляют, пояснил Андрей Чибис. Размер платы за коммунальные услуги (воду, тепло, электроэнергию и т.д.) рассчитывается исходя из объема потребления ресурса и тарифа, установленного государством, и по закону не может быть изменен.

Теперь же управляющие организации смогут предоставлять скидки добросовестным собственникам, стимулируя при этом авансовую оплату, и запускать иные программы поощрения потребителей.

С другой стороны, гражданам-должникам стоит задуматься над своим поведением. Размер пени за долги может вырасти почти вдвое - с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки. На сегодня это соответствует 17 процентам годовых стандартного рыночного кредита.

Иными словами, неплательщикам предоставляется выбор: либо платить вовремя, либо - в любое время, но уже дороже. При этом квартиру, на которой "висит" долг, нельзя будет ни продать, ни получить под ее обеспечение ипотечный кредит. Сделки с "нехорошей" квартирой не пройдут государственную регистрацию.

"В России примерно 5 процентов населения являются хроническими должниками за услуги ЖКХ, - рассказал Андрей Чибис. - Треть из них - вполне обеспеченные люди, которые забывают или просто ленятся оплачивать услуги ЖКХ в срок. С такой халатностью, безусловно, необходимо бороться". Как следует из предоставленных минстроем в распоряжение "РГ" документов, труднее придется и неэффективным и откровенно вороватым УК, пользующимся инертностью собственников квартир. Если такая компания накопила 3-месячную задолженность перед поставщиком коммунальных услуг, тот сможет сам инициировать решение жителей о смене компании.

Законопроект также упрощает процедуру проведения общих собраний собственников в многоквартирных домах. Теперь каждый из них сможет потребовать проведения такого собрания, причем обеспечить 50-процентный кворум будет гораздо легче. Вводится очно-заочная форма проведения собраний, при которой свой голос можно будет подать любым способом, даже по электронной почте (сейчас возможно только очное голосование). А значит, принимать решения и общими усилиями поддерживать в нормальном состоянии дом будет значительно проще.

Справка "РГ"

В 2000 году, по данным Росстата, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг перевалила за 17 миллиардов рублей, это почти 13 процентов от всех начисленных платежей.

В 2012 году долги достигли уже 104,6 миллиарда. Что составило всего 6,4 процента от "общей квитанции".

03.12.2013

Три четверти россиян негативно отнеслись к идее перехода на авансовую систему оплаты коммунальных платежей и считают, что такое нововведение доставит им неудобства.

МОСКВА, 3 декабря 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценили инициативу по введению авансовой системы оплаты услуг ЖКХ.

Оплачивать коммунальные услуги авансом склонны сегодня лишь 2% россиян. Более половины опрошенных предпочитают платить ежемесячно (54%) - в основном это респонденты с высоким уровнем дохода (65%), москвичи и петербуржцы (73%). Каждый десятый и вовсе платит постфактум, раз в несколько месяцев (11%) - чуть выше доля таких респондентов в городах-миллионниках (16%). 30% признались, что оплатой услуг ЖКХ занимается другой член семьи.

Инициатива перейти на авансовую систему оплаты коммунальных платежей энтузиазма у россиян не вызвала: три четверти опрошенных отметили, что не одобряют ее. Такую позицию занимают, прежде всего, москвичи и петербуржцы (83%). При этом, такое отношение свойственно как тем, кто производит платежи лично (77%), так и те, кто не делает этого самостоятельно (71%). Чем ниже уровень дохода респондентов, тем чаще они склонны оценивать предложение негативно (с 72% среди высокообеспеченных до 78% среди россиян с низким уровнем доходов). Поддержали предложение 17% опрошенных - несколько выше доля таких респондентов оказалась в городах-миллионниках (21%).

Более половины опрошенных (59%) признались, что нововведение доставит им неудобства. Об этом говорят как те, кто лично платит за услуги ЖКХ (61%), так и те, кто этого самостоятельно не делает (53%). Чем старше респонденты, тем чаще они говорят о том, что услуга доставит им неудобство (с 48% среди 18-24-летних до 63% среди пожилых). Противоположного мнения придерживаются 31% респондентов.

Те, кто отмечает, что такая мера доставит им неудобства, чаще всего сетуют на финансовые трудности - «денег и так не хватает» (29%). Также, респонденты признаются, что хотят знать, за что платят (20%), опасаются путаницы с оплатой (15%) и обмана со стороны ЖКХ (11%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 24-25 ноября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Кто в вашей семье отвечает за оплату услуг ЖКХ? Если Вы, то по какой схеме Вы обычно производите оплату? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные Низкий доход Доход ниже среднего Средний доход Доход выше среднего Высокий доход
Оплачиваю услуги ЖКХ ежемесячно, как только получаю квитанцию/наступает отчетный период 54 49 59 50 59 65
Оплачиваю услуги ЖКХ постфактум раз в несколько месяцев: коплю квитанции, счета и затем гашу накопившийся долг 11 13 13 13 11 8
Оплачиваю услуги ЖКХ авансом, в большем объеме раз в несколько месяцев: создаю резерв и плачу реже, не накапливая долги 2 3 1 2 3 1
Не оплачиваю услуги ЖКХ, копится задолженность 1 2 1 0 1 0
За оплату услуг ЖКХ отвечает другой член семьи 30 32 26 34 25 23
Другое 1 1 0 1 1 2
Затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0
Все опрошенные Платят за услуги ЖКХ сами
Скорее одобряю 17 17 17
Скорее не одобряю 75 77 71
Затрудняюсь ответить 8 6 12
Вы лично одобряете или не одобряете инициативу перейти с оплаты коммунальных услуг «по факту» на оплату авансом? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные Низкий доход Доход ниже среднего Средний доход Доход выше среднего Высокий доход
Скорее одобряю 17 16 15 17 19 18
Скорее не одобряю 75 78 78 76 74 72
Затрудняюсь ответить 8 5 7 7 7 9
Все опрошенные Платят за услуги ЖКХ сами За услуги ЖКХ платит другой член семьи
Скорее доставит 59 61 53
Скорее не доставит 31 31 29
Затрудняюсь ответить 11 8 17
Доставит или не доставит какие-либо неудобства Вам лично, членам Вашей семьи переход на авансовую систему оплаты коммунальных услуг? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше
Скорее доставит 59 48 55 62 61 63
Скорее не доставит 31 39 31 31 28 28
Затрудняюсь ответить 11 13 15 7 11 9
Если переход на авансовую систему оплаты услуг ЖКХ доставит вам неудобства, то какие именно? (открытый вопрос, один ответ, % от тех, кто указывает, что это доставит неудобства)
Все опрошенные Платят за услуги ЖКХ сами За услуги ЖКХ платит другой член семьи
Будем больше платить 7 6 7
Возникнет путаница с оплатой 15 14 18
Будет обман со стороны ЖКХ 11 11 10
Будут накапливаться долги 1 1 2
Зарплату вперед не платят, денег итак не хватает 29 29 30
Двойная плата за месяц 2 3 2
Должны знать, за что платим, зачем платить за не оказанные услуги 20 21 17
Мы уже привыкли так платить 7 8 4
Другое 2 2 1
Затрудняюсь ответить 10 9 12

По статье "Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году" Возможна ли предоплата по коммунальным услугам (отопление, вода, электроэнергия) и в каком размере?

Ответ

Для отопления и водоснабжения может быть предусмотрен «общий» размер авансового платежа. В размере не больше 30 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств.

В отношении электроэнергии действуют другие правила, если энергосбытовая компания - гарантирующий поставщик, а именно 70 процентов от суммы контракта (помесячное перечисление). Основание: порядок авансирования контрактов энергоснабжения в размере 70 процентов установлен Правительством РФ в постановлении от 4 мая 2012 года № 442.

В какой пропорции и до какого числа месяца должно быть перечисление см. в вышеупомянутом постановлении, в файле.

Обоснование
Вправе ли энергосбытовая компания установить аванс 70 процентов в контракте на энергоснабжение

Вправе, если энергосбытовая компания - гарантирующий поставщик. Основание: порядок авансирования контрактов энергоснабжения в размере 70 процентов установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 4 мая 2012 года № 442.

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442

О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии

82. Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Соглашением между гарантирующим поставщиком и приобретающей у него электрическую энергию энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией указанное условие может быть заменено полностью или частично условием о предоставлении гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате по договору.

Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году

Авансовые платежи по контрактам для федеральных ПБС, бюджетных и автономных учреждений ограничены. Смотрите в таблице, в каких размерах учреждение вправе установить аванс и когда можно оплатить 100 процентов.

В контрактах, по которым предусмотрено поэтапное исполнение, не предусматривайте выплату аванса на последнем этапе. Исключение - контракты, размер аванса по которым - 100 процентов, а также если контракт подлежит казначейскому сопровождению. Об этом - в пункте 19 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496.

Внимание: после 1 декабря 2018 года нельзя заключать контракты, по которым предусмотрена выплата в 2018 году аванса или оплата работ (услуг), со сроком исполнения свыше одного месяца. Исключение - контракты, которые заключают по решению Правительства и для гособоронзаказа. Об этом сказано в пункте 14 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496.

Электроснабжающая организация требует произвести авансовый платёж за электроэнергию. Но, согласно Гражданскому кодексу РФ , потребитель обязан оплачивать объём электроэнергии, который принял фактически. Вправе ли ресурсоснабжающая организация настаивать на авансе?

В сегодняшней статье мы разберёмся, какие документы регламентируют порядок оплаты электроэнергии и можно ли этот порядок изменить.

Нормативные порядок и сроки оплаты

По общему правилу, установленному ст. 544 Гражданского кодекса РФ , оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за потребленную энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Иными словами, абонент платит по факту потребления энергии в соответствии с порядком, который предусмотрен нормативным актом или договором между энергоснабжающей организацией и абонентом.

Нормативный порядок оплаты электроэнергии гарантирующему поставщику электрической энергии установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 .

Порядок оплаты электроэнергии установлен диспозитивными нормами постановлений Правительства РФ N 442 и N 124 . Законодатель разрешил изменять сроки оплаты на более поздние даты по договорённости между сторонами (абз. 2 п. 81 Основных положений N 442 , п. 25 Правил N 124). Относительно изменения сроков оплаты на более ранние даты законодатель ничего не сказал. В данном случае следует исходить из императивности правил об оплате электроэнергии, выбирая исключительно между двумя моделями:

  • нормативные сроки оплаты, установленные постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 ;
  • или договорные сроки с указанием более поздних дат оплаты, нежели установлены постановлениями Правительства РФ N 442 и N 124 .

Если стороны не могут договориться о сроках оплаты электроэнергии, их спор должен быть передан на рассмотрение суда. При рассмотрении подобного спора суды основываются на балансе интересов сторон. Как показывает практика, суды изменяют сроки оплаты в том случае, если это необходимо для устранения неравенства и разногласий между сторонами относительно объёмов поставленной электроэнергии.

Позиция суда относительно изменения сроков оплаты

В суде рассматривался спор между ТСЖ и АО «Мариэнергосбыт» о согласовании условия договора энергоснабжения по срокам оплаты электроэнергии, поступающей в МКД. Несмотря на наличие нормативного правила о сроке оплаты электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, суд установил срок оплаты ТСЖ электроэнергии - до 25-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Основанием принятия подобного решения послужило следующее обстоятельство: поставка электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений на индивидуальное потребление осуществлялась по прямым договорам, с ТСЖ спорный договор был заключён лишь на объём электроэнергии, поступающий на общедомовые нужды. Как отметил суд, обязательство собственников помещений по оплате электроэнергии совпадает с датой оплаты Товариществом электроэнергии АО «Мариэнергосбыт». Для соблюдения баланса интересов сторон требуется согласовать срок оплаты - до 25 числа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2015 по делу N А38-535/2014).

При заключении договора между УО и энергоснабжающей организацией возникли разногласия по вопросу об определении сроков исполнения обязательства по оплате электроэнергии. Суд учёл возможность изменения срока оплаты электроэнергии на более поздний - до 22-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, основываясь на п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 , а также учитывая сроки оплаты гражданами коммунальных услуг и сроки перечисления банком УО полученных от них денежных средств (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А28-5906/2013).

В целях соблюдения интересов и баланса сторон, учитывая сроки оплаты коммунальных услуг гражданами и сроки перечисления банком денежных средств граждан УО, принимая во внимание количество находящихся в управлении УО жилых домов, суды посчитали возможным установить срок оплаты электроэнергии до 18-го числа месяца, следующего за расчётным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2016 по делу N А12-43813/2015).

Учитывая большой объём ежемесячно проверяемой информации, связанной с обслуживанием УО значительного количества МКД (185) и принимая во внимание необходимость осуществления УО деятельности по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, а также учитывая иные обстоятельства, суды посчитали возможным утвердить редакцию условия договора о сроках оплаты, предложенную УО: «до 25-го числа месяца, следующего за расчётным» (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу N А12-38064/2015).

Выводы

1) Авансовые платежи за электроэнергию, предусмотренные в п. 82 Основных положений N 442 , не могут применяться к исполнителям коммунальной услуги, поскольку для них предусмотрены иные сроки оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, или более поздний срок, согласованный договором или определённый судом.

2) Иные абоненты (например, собственники нежилых помещений, РСО), для которых предусмотрена авансовая схема платежей за электроэнергию в виде двух промежуточных платежей до 10-го и до 25-го числа расчётного месяца, могут её изменить в договорном порядке на более поздние сроки. Исходя из практики, подобное представляется маловероятным.

3) Электроснабжающая организация не вправе требовать предоплаты, то есть 100 % оплаты за фактически непредоставленную в пользу абонента энергию.

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии

В случае, когда абонент своевременно не оплачивает фактически принятую электроэнергию, переданную через присоединенную электрическую сеть, к абоненту в соответствии с п. 3 ст. 486, абз. 1 п. 4 ст. 488 ГК РФ применяются меры ответственности. На сумму, уплата которой просрочена, абонент обязан уплатить неустойку, размер которой определён п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Размеры неустойки за просрочку оплаты электроэнергии


Электроснабжающая организация,
гарантирующий поставщик
Управляющие организации, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие ГВС, ХВС и (или) водоотведениес 1 по 60 день - 1/300с 61 по 90 день - 1/170с 91 и дня и далее - 1/130
ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные специализированные кооперативы;
Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД
с 1 по 30 день - 0с 31 по 90 день - 1/300с 91 дня и далее - 1/130
Иные абоненты (организации, предприниматели)1/130 с первого дня просрочки

Ответственность за просрочку оплаты электроэнергии в виде неустойки для всех абонентов и исполнителей коммунальных услуг и/или в виде ограничения/приостановления предоставления электроэнергии за исключением УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК и отдельной категории абонентов может наступить лишь в случае просрочки оплаты переданной электроэнергии, то есть за фактически принятое, но не оплаченное получателем количество энергии за месяц при наступлении срока окончательного расчета. Для целей расчётов и применения мер ответственности юридический факт передачи электроэнергии возникает по окончании расчётного периода в момент фиксации объёма поставки (п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) этот момент определяется 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Для иных лиц - 18-го числа месяца, следующего за расчётным периодом, если иные сроки не были предусмотрены договором.

Таким образом, у электроснабжающей организации отсутствуют правовые основания применять меры ответственности (взыскивать неустойку, отключать электроэнергию) к абонентам, которые допускают просрочку авансовых или иных платежей до окончания расчётного периода.

Судебная практика по привлечению к ответственности за просрочку оплаты

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Определении от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8210 , «поскольку факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу расчётного месяца не подлежит фиксации и не был зафиксирован, обязанность компании оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объёма поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондировала обязанности сбытовой компании поставить к этой дате определенное количество электроэнергии, несвоевременное осуществление первого и второго платежей не является достаточным основанием для привлечения компании к ответственности в соответствии со ст. 395 ГК РФ за просрочку оплаты поставленной электроэнергии».

Защита от незаконных требований электроснабжающей организации

Абонент, получивший требование об оплате электроэнергии в иные сроки, отличные от нормативных или договорных, действуя в порядке самозащиты (ст. 14 ГК РФ), может не производить оплату по указанному требованию, направить в адрес электроснабжающей организации претензию с указанием на незаконность действий и производить оплату в нормативные или договорные сроки.

Если электроснабжающая организация применяет к абоненту штрафные санкции или отключение в качестве меры ответственности за просрочку оплаты электроэнергии, УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут обратиться за защитой своих прав в антимонопольный орган. Требования электроснабжающей организации в данном случае будут квалифицированы как противоречащие антимонопольному законодательству.

Автор статьи: Киракосян Сусана Арсеновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент филиала КубГУ г. Новороссийска, партнёр юридической фирмы «Эсток-Консалтинг», независимый эксперт при Минюсте РФ по антикоррупционной экспертизе НПА.