Конспект подгруппового занятия «Предлоги. Конспект логопедического занятия "предлоги" Открытое логопедическое занятие по теме предлоги

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«Составление предложений с предлогами «над» и «под».

Схема предложения»

Составитель: учитель-логопед

Кожич Т. Н.

2013 год

Тема: Составление предложений с предлогами «над» и «под».

Схема предложения.

Цель: продолжать учить детей различать значения предлогов НАД и ПОД, правильно употреблять их в речи.

Задачи:

1. Продолжать формировать представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов.

2. Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке и наглядной ситуации, составлять схемы предложений, определяя место предлога.

3. Продолжать совершенствовать и активизировать словарный запас, развивать связную речь.

4. Развивать просодическую сторону речи: ритм, тембр, силу голоса; развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию.

5. Воспитывать навык грамматически правильного письма, навык самоконтроля.

Оборудование:

проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентационное сопровождение занятия, созданное в программе PowerPoint 2007, сюжетные картинки, карточки, тетради, карандаш, ручки.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Улыбкой поприветствуйте их.

Пожелайте друг другу успехов на занятии: игра – пожелание «Удачи тебе!»

Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

    Желаю (соприкасаются большими пальцами)

    успеха (указательными)

    большого (средними)

    во всём (безымянными)

    и везде (мизинцами),

    удачи тебе! (прикосновение всей ладонью руки).

    Разминка: просодическая сторона речи.

Для того чтобы правильно и красиво говорить, надо провести разминку для нашего голоса.

    Тембр (Слайд 2).

    Ритм (Слайд 4).

III. Основная часть.

1. Постановка цели.

Послушайте стихотворение и выделите из него два предлога, которые будут обозначать, где находится предмет.

Вот портрет,

Тут Аня с братом,

А портрет тот над сервантом.

Закатила барабан

Наша Аня под диван.

Какие предлоги вы услышали?

Да, в этом стихотворении встретились предлоги – НАД и ПОД.

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать предлоги НАД и ПОД и составлять с ними предложения.

Дети, найдите схему предлога НАД и скажите, что обозначает это слово? (Короткое слово НАД мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним).

Дети, найдите схему предлога ПОД и скажите, что обозначает это слово? (Короткое слово ПОДмы говорим тогда, когда предмет находится снизу.)

2. Игра « Самолет»

Послушайте стихотворение и скажите, над чем полетят ребята на самолете?

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Над чем полетят ребята? (Над лесами)

Вот какой красивый самолет сделали ребята. (Слайд 5).

Посмотрите над чем он летит? (Над окном, над стулом, над кроватью, над окном)

    Упражнение « Куда закатился мячик?» (Слайд 6).

Посмотрите, куда закатился мячик? (Под стол, под стул)

    Упражнение « Вставь предлоги в предложение» (работа по индивидуальным карточкам)

Предлог – это маленькое слово. Как пишется предлог в предложение?

А сейчас проверим, какие предлоги вы вставили в предложение.

(Слайд 7).

    Составление схемы предложения. (Слайд 8).

Прочитайте предложение. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. При составлении схемы предложения, каждое слово мы обозначаем полосочкой. Предлог ПОД какой по счету в предложении? Мы его обозначим зеленой галочкой.

А теперь измените порядок слов в предложении так, чтобы предлог ПОД стоял на первом месте. Выложите схему предложения.

    Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

8. Составление предложений по сюжетным картинкам.

(У детей на столах индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения с предлогами: НАД, ПОД и схему предложения.)

9. Работа в тетрадях. (Слайд 9, 10,11).

Посмотрите на картинку. Составьте предложение. Запишите предложение в тетрадь, начертите схему предложения, предлог обозначьте зеленой галочкой.

I V . Итог занятия.

Что такое «предлоги»?

Как пишутся предлоги со словами?

С какими предлогами мы сегодня составляли предложения?

Занятие окончено. Спасибо!

Тема: Предлоги «К» и «От».

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.

Задачи:

  • Образовательные :
  • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
  • познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
  • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
  • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
  • учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
  • упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
  • упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
  • Развивающие :
  • развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
  • развивать зрительное восприятие, воображение детей;
  • активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Воспитательные :
  • развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Ресурсы: картинка: гномики у домиков, схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки, игрушки кукла «Мальвина», мяч, машина, смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.

ХОД НОД

I. Вводный этап

1. Организационный момент (в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.

(Дети делают вдох и выдох три раза).

– А теперь пожелайте доброго утра друг другу.

2. Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, я уверена, что вы любите путешествовать. Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них.

Звучит музыка из песни «Маленькая страна».

– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.

Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе.

Воспитатель: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)

Самомассаж фаланг пальцев).

Вот волшебная страна,
И чудес она полна.
За горами, к озерцу,
через море, по мосту,
на проселочной дороге.
От полянки, под кустом,
прямо в речке, над цветком,
возле леса у берлоги.
Здесь живут слова предлоги.

Энергичное сжимание и разжимание кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки
верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца.

На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой.

То же – левой рукой.

Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие пальцы – сверху.
Дети совершают скрещенные движения большими пальцами влево-вправо.

II. Основной этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).

1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами

Воспитатель: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «
К» . Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог « К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.

Это схема предлога «К».

А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый. (Показ схемы предлога).

Это схема предлога «ОТ».

Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.

2. Появление сказочного персонажа

Воспитатель: Ребята, послушайте, кажется, там кто-то есть. Из какой сказки эти герой. Это Мальвина и Артемон из сказки «Буратино».

Мальвина навела порядок в своей комнате и проверяет, все ли она сделала.

Мальвина подошла к столу. Куда подошла Мальвина ? (к столу)

Протерла стол и отшла.

От чего отошла Мальвина? (от стола).

(аналогично со стулом, шкафом, зеркалом)

3. Тренировочные упражнения

Упражнение 1. «Что от чего?»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку.

– Что от чего?
(Предлог «К») (Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается). (аналогично с предлогом «От»).

Упражнение 2

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, куда идет мальчик? (к дереву)

– Какой предлог вы произносили? (Предлог «К»).
– Когда произносится предлог «К»?
(Когда предмет приближается к чему либо).

К чему приплыла утка? (к берегу)

От чего отплыла утка ? (от берега)

– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи?
(Предлоги меняют смысл предложения)

Упражнение 3

Игра «Слушай внимательно! Выполняй старательно!»

Пододвинь стул к столу, а мяч отодвинь от стены. Что ты сделал?

Подкати мяч к стулу, а машину откати от окна. Что ты сделал?

Положи карандаш к пеналу, а ручку отодвинь от края стола. Что ты сделал?

(аналогично в кукольном домике)

4. Физминутка

Воспитатель: Поиграем с Мальвиной. Мальвина вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.

  • Утка подплыла к берегу.
  • Бабушка поставила кресло к дивану.
  • Зоя отвязала козу от дерева.
  • Сорока отлетела от забора.
  • Таня подошла к магазину.

5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух

Воспитатель: В Волшебной стране каждый становится чуть – чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.

Упражнение «Превращалки» (с мячом)

Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.

  • Шмель подлетел к цветку.
  • Машина отъехала от магазина.
  • Синица отлетела от кормушки.
  • Мяч подкатился к стене.
  • Теплоход причалил к пристани.
  • Автобус подъехал к остановке.
  • Черепаха подползла к камню.
  • Воробей отскочил от лужи.
  • Лиса подбежала к курятнику.

6. Самостоятельная работа детей.

Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас будет самостоятельно составлять предложения с предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения?
(Предложения состоят из слов).
– Какие слова мы знаем?
(Слова-предметы, слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?

На доске – две предметные картинки: Дети у пруда. Мальчик в лесу.

Воспитатель: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Мальчик подошел к дереву).

Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:

– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите схемы ваших предложений на столах.
(Составление предложений по схеме и предметным картинкам).

Воспитатель: Ребята, все вы молодцы! Мальвина благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.

Детям раздаются смайлики.

– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.

III. Заключительный этап

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?

Литература:

1. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.


План конспект пробного фронтального задания на тему: «Предлоги В, На, Под»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г. Москвы

Цель: уточнить пространственное отношения, выраженные предлогами В, На, Под; учить детей выделять эти предлоги предложениях.

Задачи:

    развитие и уточнение пространственных представлений

    познакомить детей со значением предлогов «В», «НА», «ПОД»;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия:

1.Организационный момент (3минуы)

Логопед: Ребята назовите животных, которых вы знаете. Кто правильно назовет, то сядет.

2.Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, под. (6 минут)

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово»(предлог) , логопед говорит о том, что мы стали взрослее и теперь «маленькие слова» мы будем называть взрослым словом- предлоги.

В - появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

4. Составление предложений с предлогами (по картинке). (6 минут)

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Картинки вывешиваются на доску:

Шустрик под зонтом, под ковром

Шустрик на стуле, на столе

Шустрик в корзине

5.Дидактическое упражнение «Составь предложение» (8 минут)

Логопед: дети давайте поиграем, я буду называть вам предложение, а вы должны сказать, какой предлог вы там услышите, я буду по очереди каждому кидать мяч, а вы с ответом будете мне его возвращать.

Предложения:

Под столом лежит арбуз, На столе стоит стакан; В ящике стола лежит карандаш; Под ёлкой сидит ёжик, На ёлке сидит птичка, В дупле живет белка, Под листом спрятался червяк, На дороге лежит коробка, я стою под деревом, мы пошли в школу, я играю на пианино, в корзине сидит кот, я катаюсь на велосипеде.

6. Динамическая пауза. (4 минуты)

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, (дети встали прямо,улыбнулись)

Выше, выше потянитесь. (потянуться)

Ну-ка, плечи распрямите, (распрямить плечи)

Поднимите, опустите. (поднять плечи, опустить плечи)

Влево, вправо повернитесь, (повернуться влево и вправо)

Рук коленями коснитесь. (руками коснуться коленей)

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте (сесть-встать (2раза)

Вы, надеюсь, не устали? (вернуться в исходное положение)

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)

Логопед: Ребята у вас на столе лежат конверты, откройте их. У вас у каждого там лежит картинка, составьте по ней предложение и назовите маленькое слово, которое в нем используется. (В,НА,ПОД)

Поросенок сидит в коробке.

Собачка спряталась под коробкой.

Рыбки плавают в аквариуме.

Яблоко лежит в коробке

Яблоко лежит на коробке

Мальчик сидит под раковиной

Чашка стоит на столе

Гномик стоит под грибом

Птичка сидит в клетке

Кот сидит на стуле

Белочка сидит на ветке

Мышка сидит в чашке

Девочка спряталась под лодкой

Зайчик сидит в шляпе

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей. (1 минута)

Логопед: Спасибо ребята, что вы все сегодня были такими внимательными и так хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о предлогах

Логопед: О каких именно, кто вспомнит как они называются?

Дети: В, На, Под

Логопед: Молодцы!Наше занятие окончено.

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» - предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.

Цель: Систематизировать знания у детей о предлогах, их значении

1. Активизировать и расширять знания у детей о предлогах, их значении, схеме.
2. Учить детей правильно употреблять предлоги в, на, под, у, над и др., с существительными.
3. Упражнять детей в составлении предложений, используя предложно-падежные конструкции, по картинке.
4. Упражнять детей в составлении схемы предложений.
5. Развивать фонематический слух.
6. Развивать словесно-логическое мышление, произвольную память.
7. Воспитывать у детей самостоятельность, творческие способности.

Оборудование: набор картинок, лесной почтальон, письмо, набор схем для составления предложений, схемы предлогов, изображение куста, ромашки, букашки, пташки, рубашки, шифровки, загадки, изображение леса.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости прилетел лесной почтальон с письмом. А письмо не простое, в нем задания от лесных жителей.

Вот задание от лесного почтальона: «Это правда или нет?»

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речки, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет

Дети произносят предложения правильно.

Какие слова перепутались? Какие маленькие слова вы знаете? Какое значение имеют маленькие слова? Дети отвечают на вопросы

Отгадайте от кого следующее задание:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка)

2. Вот задание от зайки:

Я прочитаю Вам стихотворение от зайки, а Вы разложите картинки, так как говориться в тексте.

У куста растет ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Потому что за кустом
(Возле речки за мостом)
Сохнет мокрый рыболов

Дети расставляют предметы возле куста.

Чье следующее задание:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?…(Лиса)

3. Задание от лисы:

Лиса прислала нам очень хитрое задание, зашифрованное (схемы предлогов и картинки наклеены на полотно). Давайте расшифруем, что же написано, превратим схемы и картинки в слова и узнаем кто, где находится.

Медведь спит в берлоге. Белка прыгает с ветки.
Заяц убегает от волка. Птицы летают над лесом.

От кого следующее задание:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной …(медведь)

4. Задание от медведя (физминутка):

Движения выполняются по тексту:

Эй, ребята, что вы спите!?
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись!
(И.Лопухина)

Чье следующее задание:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)

5. Задание от белочки: «Прятки» (по картинкам)

Лесные жители решили поиграть в прятки, но не знают куда кому спрятаться, так, чтобы их не было видно. Помогите им ребята.

Куда спрячется лиса? Белочка? Волк? Медведь? Птичка? Мышка? Заяц?

Каждый ребенок называет в своем предложении маленькое слово

От кого это задание?

Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это ….(Еж)

6. Задание от ежа: «Составь предложение».

На доске выставляются картинки, по которым дети составляют предложения с маленьким словом.

Затем каждый ребенок составляет схему своего предложения.

7. Итог занятия:

Логопед: С каким маленькими словами мы сегодня работали? (Дети отвечают).

Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Чье задание было самым интересным? Дети отвечают

Лесной почтальон улетает в лес, чтобы рассказать, как вы выполняли задания зверят.

Воробьева О.С.,
учитель-логопед