Краткие описания шумерских городов. Лагаш, первый город шумеров я династия Лагаша

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.

Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Предыдущая

В четвертом тысячелетии до нашей эры на территории Шумера и Аккада (надо понимать, что мы называем эти образования «странами» весьма условно. Скорее это были просто территории заселенные примерно одним народом) возникают древнейшие города-государства, не отличающиеся ещё большими размерами и богатством, однако уже имеющие своих царей, иерархию власти, «сеньоров» и «вассалов».

Сразу несколько таких городов-государств достигли могущества почти одновременно и потому сосуществуя бок о бок, приходились друг другу соперниками.

Так, в самой южной части Шуммеро-Аккадской области находился город Эриду , расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур , который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога .

Но самое крупное политическое значение среди других городов Шумера, имели город Лагаш (Ширпурла) , который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук , в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.

С середины третьего тысячелетия до н.э. (2540-2370 гг. до н. э.) Лагаш стал всё более возвышаться среди шумерских городов. Во главе города стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью обширный ряд соседних областей и накрепко «привязать» их к центру.

Древний Лагаш и его первые правители

Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при , которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме , который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство.

Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Отныне Лагаш становится сильным и заметным (даже с современной точки зрения) государством на международной арене.

Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов ”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный .

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель - Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны.

Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)… раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну” .

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена , сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой.

Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Урукагина — «справедливый царь» Лагаша

Длительные войны, которые воли могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло.

В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и цепные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени правителя Урукагины (XXIV в. до н. э.).

Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом, общинников, так и со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским.

Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности, свободных общинников.

В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что “бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей” (10 сар - 36 тысяч).

Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагине не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша.

Придя к власти, по-видимому, в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой.

Для того, чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем - патэси .

Всюду - на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах - находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний “порядок” и древнюю “справедливость”.

Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, “хорошим серебром”.

Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить “жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет”, Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.

Конец могущество Лагаша

На 7-м году царствования Урукагины, Лугаль-загтиси , правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается оправдать реформатора:

“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба”.

Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э.

Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас учёные локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище в 480 гектаров в 20 км к юго-востоку от Телло и 15 км к востоку от современного города Шатра.

Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км2, к югу от собственно страны Шумер.

О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон» , совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста» , и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

1-я династия Лагаша

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше. Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша, и возведению новых храмов.

В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Лагаш. В то время там правила I династия правителей Лагаша. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру-Уруку. Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря» ) соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма. С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену.

При царе Лагаша, Эанатуме который правил около 2400 до н. э. Лагаш смог победить в этой борьбе и покорить Умму. Лагашцы смогли подчинить соседние города Ур, Адаб, Акшак и также совершать походы в Элам.

Эанатум

Следующим великим царём Лагаша можно считать Эанатума. При нём Лагаш начал усиливаться. В его царствование давний враг Лагаша, город Умма, отложился от него и начал войну с лагашцами. Двое энси (правителя) Уммы, Ур-Лума и Энкале, совершали военные походы против Лагаша, но оба окончились неудачей. Эанатум покорил уммийцев и вновь заставил их выплачивать дань Лагашу.

Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур. Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов. Города , Акшак, и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I, затем его сын Энметена. Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за полосы Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.

Жрецы бога Нин-Нгирсу

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду, кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. Его наследники Энентарзи и Лугальанда были весьма непопулярными правителями, об их правление в Лагаше осталась очень недобрая память. И Энентарзи и Лугальанда более пеклись о преумножении своего богатства. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во владение правителя - энси, его жены и детей. Лагашцы облагались тяжёлыми податями и налогами, которые разоряли население. Владычество жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной.

Правление Уруинимгины

Приход власти Уруинимгина (правивший в 2318 до н. э. - 2311 до н. э.) был хотя и бескровным, но довольно насильственным. Предыдущий энси Лугальанда, которой разорял страну поборами, был им низложен. Простое население Лагаша, видимо, привествовало эту смену власти. Уруинимгина действительно был довольно популярным правителем. Он снизил многие налоги и не разрешал чиновникам грабить народ. Он также возвратил многие захваченные частными лицами земли, храмам, что, видимо, могло способствовать умиротворению жреческого сословия Лагаша. При Уруинимгине лагашцы опять вели тяжёлые войны с их давними соперниками - уммийцами, от которых Лагаш потерпел нескольно унизительных поражений. Хотя войны эти так и закончились ничем, Лагаш был довольно ослаблен. Когда в 2311 до н. э. в Лагаш вторглись войска великого царя Шаррумкена (Саргона Великого), основателя Аккадского государства, Лагаш не имел сил чтобы успешно противостоять нашествию. Нгирса - столица Лагаша была захвачена, а сам Уруинимгина пропал без вести. Лагаш более чем на столетие попал под власть Аккада. 1-я Династия Лагаша, таким образом, прекратила своё существование.

Подчинение Аккаду

Правление аккадских царей было довольно жестоким, они контролировали практически весь регион Междуречья. Под властью Аккада оказались также и много шумерских городов. Однако покорённые ими шумеры продолжали сопротивлятся. Против аккадцев поднимались частые восстания, к которым присоединялся и Лагаш. Однако эти восстания большей частью не были успешными. Шумеры постоянно терпели поражения, и Аккадские цари не замедляли наказывать восставших. Наиболее жестоким считается Римуш, при нём Лагаш был сильно опустошён и потерял множество людей. Однако аккадцы удерживали власть в Лагаше, немногим больше века. После смерти их последнего царя Шаркалишарри, и распада Аккадского государства под натиском племён кутиев, Лагаш смог вновь вернуть себе самостоятельность.

2-я Династия Лагаша

Первые послеаккадские правители Лагаша, были довольно незначительными фигурами, и сведений о них сохранилось мало. Расцвет Лагаша начинается с царя Ур-Бабы, которой смог завоевать Ур и Урук. Последний энси Лагаша - Наммахани, был союзником царя кутиев Тирикана в его исторической битве с царём Урука, Утухенгалем. Это сражение произошло около 2109 до н. э. Кутии потерпели сокрушительное поражение от урукцев, и потеряли своё влияние в Междуречье. Мощь Лагаша тоже была подорвана, но лагашцы сумели сохранить свою самостоятельность. Однако спустя несколько лет после поражения, Лагаш всё таки был завоёван царём Ура - Ур-Намму. Лагаш попал под власть урцев и больше, как независимое государство, не возрождался.

Литература

  • Sauvage, Martin , Lagaš (ville) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453.
  • Lafont, Bertrand , Lagaš (rois) // Dictionnaire de la Civilisation Mésopotamienne. Sous la direction de Francis Joannès. Paris, 2001. P.453-456.

См. также

  • Лагаша 1-я Династия
  • Лагаша 2-я Династия

ГОРОД - ГОСУДАРСТВО ЛАГАШ

Владыка Лагаша был бог Нин-Гирсу и его жена богиня Баба.

Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас учёные локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище в 480 гектаров в 20 км к юго-востоку от Телло и 22 км к востоку от современного города Шатра. Поселение возникло здесь в эпоху .

В 75 км. от Ура раскинулся город Гирсу, который позже стал столицей города-государства Лагаш.

Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них - огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км², к югу от собственно страны Шумер.

В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа.

Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тыс. до н.э.

На некоторых барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища - человеческая. Это - отголоски древнего земледельческого культа быка (Эпоха Тельца – 4 485 – 2 325 гг. до н.э.); здесь мы наблюдаем превращение бога - быка в бога - человека.

На серебряной вазе из Лагаша - одном из шедевров шумерского искусства середины III тыс. до н.э. - изображены четыре орла с львиными головами. На другой вазе - две увенчанные коронами змеи с крыльями. Еще на одной вазе изображены обвившиеся вокруг жезла змеи (символ бога Энки).

Лагаш конкурировал с соседним городом Уммой и войны между этими двумя государствами велись уже на заре истории. Лагаш являлся важным транзитным пунктом на водном пути, связывающем Тигр с Евфратом. Через него шли на восток или разгружались здесь прибывшие с моря суда.

Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нингирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности "писца страны без возврата", и Гатумдуг - богине-матери города.

В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон», совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Гирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста», и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше . Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша.

Ур-Нанше запечатлён на сорокасантиметровом барельефе, украшавшем храм; этот барельеф был поднесён храму в качестве посвятительного дара. Правитель, одетый в традиционную шумерскую юбочку, несёт на бритой голове корзину с раствором для строительства храма. Ур-Нанше, взявший себе, подобно Аанепаде из Ура, титул лугаля ("большой человек" - царь), вместе с семьёй принимает участие в торжественной церемонии. Его сопровождают дочь и четыре сына, имена которых указаны на барельефе, среди них - Акургаль , наследник трона и отец знаменитого Эанатума.

Фигура дочери, которую зовут Лидда, в одеянии с пелериной, переброшенной через левое плечо, значительно крупнее, чем фигуры царских сыновей. Лидда следует непосредственно за отцом, что, возможно, является свидетельством относительно высокого положения шумерской женщины в общественной жизни и экономике.

В нижней части барельефа изображён Ур-Нанше, сидящий на троне с кубком. За его спиной стоит виночерпий с кувшином, перед ним - первый министр, делающий какое-то сообщение, и три названных по имени сановника.

Надписи Ур-Нанше подчёркивают особые заслуги этого правителя в деле строительства храмов и каналов. О том же сообщается и в позднейших надписях его преемников. Ур-Нанше не ограничивал свою деятельность строительством храмов, зернохранилищ и расширением сети водных путей.

Как основатель династии, он должен был позаботиться о безопасности города. Совсем близко находился соперник - Умма, в любой момент могло произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Таким образом, интересы царя и храмов не всегда совпадали. Энси нуждались в собственных средствах, чтобы укрепить политическую власть. Ур-Нанше строил с большим размахом и ввозил для нужд строительства лес с гор Маш и строительный камень, он заложил основы политического и экономического могущества своей династии.

Перед его статуей в храме Нингирсу после смерти совершались жертвоприношения.

Внук Ур-Нанше Эанатум (ок. 2 400 г. до н.э.) сделал попытку распространить свою власть на соседние с Лагашем государства.

После Эанатума осталась белая каменная стела. Эта сильно разрушенная более чем полутораметровая плита покрыта рельефами и письменами. На одном из её фрагментов изображена стая коршунов, терзающих тела павших воинов. Письмена сообщают о том, что стела была установлена Эанатумом в честь победы над городом Уммой. Они повествуют о благосклонности богов к Эанатуму, о том, как он одержал победу над правителем Уммы, восстановил границы между Уммой и Лагашем, определённые ещё царём Месилимом из Киша, и как, заключив мир с Уммой, покорил другие города.

Эанатум пресёк поползновения эламитов на восточной границе Шумера, подчинил своей власти Киш и Акшак.

15. Царство в Акшаке. Правят шесть царей. Энси Эанатум из Лагаша завоёвывает Акшак.

16. Царство в Кише. IV династия - правят семь царей.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I.

17. Месилим (Энаннатум I) правил над всем Шумером.

Он в качестве суверена определил границу между Лагашем и Уммой и в знак её нерушимости поставил там свою памятную стелу с надписью:

"Энлиль, царь всех земель, отец всех богов, определил границу для Нингирсу (бог-покровитель Лагаша) и для Шара (бог покровитель Уммы) своим нерушимым словом и Месилим, царь Киша, отмерил её по слову Сатарана и воздвиг там стелу. Однако Уш, ишакку Уммы, нарушил решение богов, и слово (договор между людьми), вырвал пограничную стелу и вступил на равнину Лагаша. Тогда Нингирсу, лучший воин Энлиля, сразился с людьми Уммы, повинуясь его (Энлиля) верному слову. По слову Энлиля он набросил на них большую сеть и нагромоздил по равнине здесь и там их скелеты. В результате Эанатум, ишакку Лагаша, дядя Энтемены, ишакку Лагаша, определил границу вместе с Энакалли, ишакку Уммы; провёл пограничный ров от канала Иднун в Гуэдинну; надписал стелы вдоль рва! Поставил стелу Месилиму на её прежнее место, но не вступил на равнину Уммы. Он затем построил там Имдубба для Нингирсу в Намнунда-кигарре, а также святилище для Энлиля, святилище для Нинхурсаг, святилище для Нипгирсу и алтарь для Уту (бог солнца )".

На стеле высечена мощная фигура человека с большой сетью, опутавшей его врагов. Далее сцена, где этот человек (или бог) на боевой колеснице мчится в водоворот битвы, увлекая за собой тесно сомкнутые ряды воинов. Эта колонна бойцов, вооружённых длинными копьями и огромными щитами, которые закрывают туловище, образуя почти сплошную стену. В другой сцене изображён царь, награждающий своих верных воинов.

Следующим правителем Лагаша становится Энтемена, сын Эанатума.

"Ур-Лумма, ишакку Уммы, лишил пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше воды, вырвал стелы пограничного рва и предал их огню, разрушил посвящённые святилища богов, воздвигнутые в Намнунда-кигарре, получил помощь из чужих стран и пересёк пограничный ров Нингирсу; Эанатум сразился с ним под Гана-угиггой, где находятся поля и хозяйства Нингирсу, и Энтемена, возлюбленный сын Эанатума, разбил его. Тогда Ур-Лумма бежал, а он (Энтемена) истреблял войска Уммы до самой Уммы. Кроме того, его (Ур-Уммы) отборный отряд из 60 воинов он истребил на берегу канала Лумма-гирнунта. А тела его (Ур-Луммы) людей он (Энтемена) бросил на равнине на съедение зверям и птицам и затем нагромоздил их скелеты в пяти различных местах ".

"Энтемена, ишакку Лагаша, чьё имя изрёк Нингирсу, провёл этот пограничный ров от Тигра до канала Иднун по нерушимому слову Энлиля, по нерушимому слову Нингирсу и по нерушимому слову Нанше и восстановил его для своего возлюбленного царя Нингирсу и своей возлюбленной царицы Нанше, соорудив из кирпича основание для Намнунда-кигарры.

Пусть Шулутула, личный бог Энтемены, ишакку Лагаша, которому Энлиль дал скипетр, которому Энки дал мудрость, которого Нанше хранит в своём сердце, великий ишакку Нингирсу, получивший слово богов, будет заступником, молясь за жизнь Энтемены перед Нингирсу и Нанше до самых отдалённых времён! Человек из Уммы, который когда-либо перейдёт пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше, чтобы силой завладеть полями и хозяйствами - будь то гражданин Уммы или чужеземец,- да поразит его Энлиль, да нактнет на него Нингирсу большую сеть и опустит на него свою могучую длань и свою могучую стопу, да восстанут на него люди его города и да повергнут его ниц посередине его города ".

Когда Энтемена через послов потребовал у Иля объяснений и призвал к покорности, заявил претензии относительно территории Гуэдинну. До войны дело не дошло, перемирие было заключено на основании решения, навязанного какой-то третьей стороной. Была восстановлена прежняя граница, но граждане Уммы не понесли никакого наказания:они не только не должны были выплачивать долги или дань, им даже не пришлось заботиться о снабжении водой пострадавших от войны земледельческих районов.

В Ниппуре была найдена семидесятисантиметровая миниатюрная диоритовая статуя Энтемены, в Уруке - надпись о заключении братского союза между Энтеменой и правителем Урука Лугалькингенешдуду и о предпринятом Энтеменой строительстве храма Инанны.

Стремление властвовать над всем Шумером и завоевательная политика преемников Урнанше дорого обходилось его народу. Немалые средства шли на строительство культовых сооружений вдали от Лагаша. Содержание большой и хорошо вооружённой армии тоже требовало немалых денег. Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов.

Сын Энтемены, Энентарзи , уступал своему отцу, как в воинской доблести, так и в дипломатических способностях. В годы его правления к власти удалось пробраться противникам династии.

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. До нас дошли сведения о двух жрецах, особенно активно участвовавших в закулисной борьбе храмов против дворца. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду , кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. В результате этой борьбы "политическая партия жрецов" возвела на трон своего ставленника Лугальанду.

Лугальанда не присваивал себе титулов, какими украшали свои имена его предшественники. Он именовался энси Лагаша и вместе со своими сподвижниками занимался только своими собственными делами. Жрецы стремились как можно скорее возместить убытки, понесённые в связи с политикой династии Урнанше, придворные торопились сколачивать состояния. В богатом городе с зажиточным населением было с кого драть три шкуры. Как ни старался Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная общественно-экономическая сила - княжеский двор с чудовищно разросшимся бюрократическим аппаратом. Пока страна воевала, дворцовые чиновники довольствовались малым, но едва смолк звон оружия, они ринулись на борьбу за первые места в государстве. Во имя осуществления своих замыслов и ради достижения собственных корыстных целей они всячески стремились упрочить ту силу, которая могла противостоять влиянию храма, т.е. княжеский дворец.

Как и его предшественник Энентарзи, Лугальанда - ставленник жрецов - попал под давление с двух сторон. Лугальанда был крупный землевладелец, которому принадлежали обширные поместья, раскинувшиеся на огромной по тем временам территории-161 га. Его супруга Барнамтарра имела собственные поместья; два из них занимали 66 га. Люди, трудившиеся на землях Барнамтарры, хотя они и не были рабами, в документах названы её собственностью. Всё и все, в том числе правители Шумера, были собственностью бога, т.е. храма. В документах из Лагаша правитель и его жена сами выступают в качестве собственников земель, богатства и даже людей, трудившихся в их поместьях.

Лугальанда и его супруга от своего собственного имени осуществляли всевозможные деловые операции, с большим размахом заключали торговые сделки, тогда как прежде всё это находилось в ведении администрации храмов. В табличках говорится о подарках, которые довольно часто получала Барнамтарра, о её дружбе и торговых связях с супругой правителя Адаба.

Правление Лугальанды и жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной (Уруинимгина, Урукагина).

По одним данным Уруинимгина правил с 2 318 - 2 311 гг. до н.э.

Заняв место Лугальанды, Уруинимгина в течение года именовал себя энси, после чего присвоил себе титул лугаля (царя).

Недолгие годы царствования Уруинимгины заполнены интенсивным строительством - строятся новые каналы, ремонтируются старые, реставрируются городские стены, возводятся храмы - и реформаторско-законодательной деятельностью. Этот человек, через 44 столетия названный "первым в истории реформатором".

Обнаруженные при раскопках в Телло документы (несколько конусов с более или менее одинаковым текстом) о деятельности Уруинимгины начинаются с восхваления этого царя, построившего храмы с большими кладовыми для покровителя и владыки Лагаша Нингирсу и его жены богини Бабы.

Уруинимгина приказал вырыть канал в честь богини Нанше. После этого составитель текста рассказывает об извечных порядках Шумера:

"С дней давних, с древнего времени, когда корабельщики-мытари корабли выставляли, ослов пастухи-мытари выставляли, овец пастухи-мытари выставляли, сети рыбаки-мытари выставляли, жрецы-шутуг зерно за аренду на самом болоте отмеряли..."

Иными словами, жизнь текла по установившимся законам и обычаям, каждый выполнял свои обязанности и пользовался дарами богов в соответствии с общепринятыми правилами. После этого летописец, не указывая причин, видимо всё это случилось в результате политики предшествующих правителей,- раскрывает перед нами мрачную картину зла и несправедливости:

"Быки богов огород патеси (энси) обрабатывали. Поле хорошее богов огродом, местом радости патеси стало. Ослы тяговые, быки в ярма всех верховных жрецов им впрягались, зерно всех верховных жрецов воины патеси выдавали ..."

Владения бога Нингирсу и его семьи были захвачены энси и его семьёй. "У дома патеси, у поля патеси, у дома жены, у поля жены, у дома детей, у поля детей контроль был установлен ". Всюду свирепствовали сборщики налогов. У гребцов они отнимали лодки, у рыбаков-улов. За разрешение остричь белую овцу нужно было платить в дворцовую казну серебро. Человек, оказавшийся у власти, быстро сколачивал состояние за счёт своих соотечественников - как бедняков, так и состоятельных граждан. Чиновники добрались и до храмов. Рассказ о несправедливостях, чинимых по отношению к храмам, нисколько не похож на метафору, что отчасти затемняет представление о характере осуществлённых Уруинимгиной социальных реформ. Его приход к власти не был обусловлен тем, что он выступал в качестве "народного заступника". Его поддерживали жрецы, ревниво следившие за ростом дворцовых богатств. Однако, придя к власти, Уруинимгина не оправдал надежд жрецов, которые желали только одного-чтобы доходы снова хлынули в закрома и сокровищницы храмов.

"Уруинимгина, послушный словам бога Нингирсу, который дал ему власть в Лагаше и повелел властвовать над 10 сарами (10х3600 человек)... Божественные решения прежние... к ним (людям) приложил, слово, которое царь его Нингирсу ему сказал, он установил ".

Уруинимгина вернул стране прежние законы, установленные богом Нингирсу. Сборщики налогов исчезли с кораблей. Не стало их и на берегах прудов.

В дома энси и на поля энси вернулся бог Нингирсу в качестве их хозяина... На землях бога Нингирсу до самого моря не осталось ни одного сборщика налогов.

Уруинимгина определил максимальный размер налогов, т.е. реформировал фискальную политику:

"Покойник к гробнице положен,- пива его 3 кувшина, хлебов его 80, 1 ложе, 1 козлёнка ..."

Лугаль выступил также против всяческих проявлений самовластия чиновников, жрецов и просто богатых людей по отношению к беднякам:

"Если "шуб-лугалю" ("подчинённому царю) осёл хороший рождается и если надзиратель его "хочу у тебя купить" скажет, то если он ("шуб-лугаль"), когда он ему (надзирателю) продаёт, "серебро для удовлетворения моего хорошее отвесь мне" ему скажет, или же когда он ему не продаёт, надзиратель в гневе из-за этого пусть его не избивает !"

Теперь уже никто не смел врываться в сад "матери бедняка".

Реформы Уруинимгина пришлись не по вкусу ни в дворцовых кругах, ни храмовым служащим. Лугаль существенно сократил дворцовый персонал, ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

"Давние обычаи" были только наполовину восстановлены Уруинимгиной; он не отказался от экономических прерогатив дворца, отвоёванных его предшественниками у храмов.

Царский титул в ту эпоху уже не был признаком господства над всем Шумером. Стремление властвовать над Шумером было присуще Уруинимгине.

Уруинимгина был одинок: одни его ненавидели за то, что он обуздал их самовластие, другие за то, что он не оправдал их надежд получить абсолютную власть. Реформы Уруинимгины, несомненно, были не по вкусу и энси других городов-государств.

На восьмом году царствования Уруинимгины энси города Уммы Лугальзагеси напал на Лагаш. Пылает город Гирсу, осквернены храмы, людей лишают имущества, свободы, жизни.

Трагичен конец короткого, словно одно мгновение, периода величия и славы Лагаша. Немногое уцелеет от Гирсу, где находилась царская резиденция, но Лагаш, расположенный рядом, враг пощадит: храмы не будут разрушены.

"На царе Гирсу Уруинимгине не лежит никакого греха ".

Лугальзагеси не убил своего предшественника, а лишь "сослал" его, оставив за ним менее значимый титул царя.

"Лугальзагеси, энси Уммы, пусть его покровительница богиня Нидаба (богиня зерна и тростника) заставит его нести свой грех !"

18. Лугальзагеси царство перенёс в Урук , где он правил в течение 25 лет.

Лугальзагеси завоёвывает Ур, одерживает победу над Ларсой. Когда же он покоряет Ниппур, местные жрецы награждают его титулом "царь стран". Затем он подчиняет себе Киш, где в то время царствовал Ур-Забаба.

Под его властью оказались все земли Шумера.

У границ Шумера стояли враги-аккадийцы, эламиты, жители горной страны кутиев Авана и множество других племён, лишь дожидавшихся момента, чтобы напасть на раздробленное и ослабленное внутренними распрями государство. Правителю, чтобы устранить эту опасность, необходимо было неуклонно расширять свои владения, в том числе и за счёт территорий тех стран, откуда можно было ждать нападений.

Дойдя до "Нижнего моря", царские войска двинулись на запад, к "Верхнему (Средиземному) морю", и дальше, пока не дошли до Сирии. Они рвались также на север и восток.

Надпись на обломках вазы, найденной в Ниппуре, говорит о Лугальзагеси как об избраннике всех главнейших шумерских богов. Он - тот человек, "на которого Ан взирает благосклонным взглядом ", "кого Энки наделил мудростью ", "чьё имя возвестил Уту ", "дитя Нидабы, вскормленное священным молоком Нинхурсаг", "витязь Инанны", "наместник Нанны "...

"Когда Энлиль, царь стран, передал Лугальзагеси царство над страной, когда он обратил к нему взоры всей страны, бросил к его стопам земли, отдал ему их с восхода до захода, тогда он открыл ему путь от Нижнего моря по Тигру и Евфрату до Верхнего моря. С восхода до захода по велению Энлиля не было ему соперника. Сделал он (Лугальзагеси) так, что страны отдыхали в мире, наводнил земли водами радости... Сделал так, что Урук засиял полным блеском; поднял голову Ура, как голову быка, до самого неба; Ларсу, любимый город Уту, наполнил водой; благородно возвысил Умму, любимый город Шара... Пусть Энлиль, царь стран, поддержит мою судьбу перед своим возлюбленным, отцом Аном. Пусть он продлит мою жизнь, позволит странам жить в мире. Народы, многочисленные, как душистые травы, пусть подчинит моей власти... Пусть благосклонно взирает на страну. Благоприятную участь, которую определили мне боги, пусть никогда не переменит ..."

Народ, олигархия и жрецы строят против него козни, вступают в сговор с изготовившимся к прыжку врагом. Те, кого он объединил, не хотят единения - потому, что он силой навязал им единство.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

Лагаш более чем на столетие попал под власть Аккада. 1-я Династия Лагаша, таким образом, прекратила своё существование.

Правление аккадских царей было довольно жестоким, они контролировали практически весь регион Междуречья. Под властью Аккада оказалось также и много шумерских городов. Однако покорённые ими шумеры продолжали сопротивляться. Против аккадцев поднимались частые восстания, к которым присоединялся и Лагаш. Однако эти восстания большей частью не были успешными. Шумеры постоянно терпели поражения, и Аккадские цари не замедляли наказывать восставших. Наиболее жестоким считается Римуш - при нём Лагаш был сильно опустошён и потерял множество людей. Однако аккадцы удерживали власть в Лагаше немногим более века. После смерти их последнего царя Шаркалишарри, и распада Аккадского государства под натиском племён гутиев, Лагаш смог вновь вернуть себе самостоятельность.

Первые послеаккадские правители Лагаша, были довольно незначительными фигурами, и сведений о них сохранилось мало.

Расцвет Лагаша начинается с царя Ур-Бабы, которой смог завоевать Ур и Урук. Последний энси Лагаша - Наммахани, был союзником царя гутиев Тирикана в его исторической битве с царём Урука, Утухенгалем. Это сражение произошло около 2109 до н. э. Кутии потерпели сокрушительное поражение от урукцев, и потеряли своё влияние в Междуречье. Мощь Лагаша тоже была подорвана, но лагашцы сумели сохранить свою самостоятельность. Однако спустя несколько лет после поражения, Лагаш всё таки был завоёван царём Ура - Ур-Намму. Лагаш попал под власть урцев и больше, как независимое государство, не возрождался.

Ур — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, на западном берегу реки Евфрат. Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.

Первые раскопки Ура были произведены в 1854 году служащим британского консульства в Басре Д. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или в глиняных сосудах. В 1918 году в Уре вел раскопки Р. Кэмпбелл-Томпсон, а в 1919−22 гг. — Г. Р. Холл.

Самые масштабные раскопки города начались в 1922 году под руководством сэра Леонарда Вулли. 42-летний Вулли возглавил совместную американо-английскую экспедицию Британского музея и Пенсильванского университета, получившую изрядные средства на раскопки Ура. Вулли копал там тринадцать лет, нанимая до 400 рабочих. Но город оказался столь большим, а культурный слой столь глубоким, что экспедиция смогла за это время раскопать лишь незначительную часть холма, а к нижним слоям добрались на крохотном участке. Место раскопок представляло собой очень глубокий сужающийся книзу котлован. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные ученым струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей. Также под руководством Вулли был освобожден от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре.

Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками, датируются временем правления I и III династий Ура. Ко времени правления I династии (XXV в. до н. э.) относятся 16 царских гробниц, в которых были найдены многочисленные образцы роскошной утвари из золота, серебра, алебастра, ляпис-лазури, обсидиана и др. материалов, иногда с применением мозаичной техники.

2 Лагаш

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. От местного населения он услышал рассказы о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры.

Прибыв на место, Сарзек приступил к раскопкам. Они продолжались несколько лет и увенчались успехом. Под целым комплексом оплывших глинистых холмов Сарзек обнаружил руины Лагаша, а самое главное — огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек, пролежавших в земле почти четыре тысячелетия.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э.

В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929—1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года — Андре Парро.

3 Ниппур

Ниппур — один из древнейших городов Шумера, расположенный на Евфрате, к югу от отделения притока Итурунгаль. Ниппур был священным городом для древних шумеров, там находился храм главного бога шумеров — Энлиля.

В 1889 году в предполагаемом месте расположения Ниппура приступила к работе американская экспедиция во главе с Дж. Петерсом и Г. Гильпрехтом. Кроме них, в экспедицию входили X. Хейнес — фотограф, хозяйственник — и еще три археолога. В районе раскопок города Ниппура было несколько холмов. Археологи пронумеровали их и начали с холма № 1. В нем они нашли руины царского дворца, в холме № 5 обнаружили целую библиотеку «глиняных книг». Но в это время неожиданно вспыхнула межплеменная борьба арабов. И археологи вынуждены были покинуть место раскопок.

Лишь через год решились вернуться в Двуречье двое из бывшей группы — Дж. Петерс и X. Хейнес. В этот раз археологи открыли и тщательно обследовали зиккурат, а в холме № 10 нашли храм и 2 тысячи «глиняных книг».

В 1948 году после долгого перерыва американские археологи вновь вернулись в Ниппур. В этот раз они нашли древние религиозные статуэтки, судебные протоколы, таблички с хозяйственной отчетностью. Позже, в 1961 году, американская экспедиция нашла в одном месте, названном «кладом», более 50 фигурок, по которым можно было определить религиозные традиции местного населения.

4 Эриду

Эриду — один из древнейших городов Шумера. По шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Первые археологические работы в Эриде провёл в 1855 году Джон Тейлор. Он очертил обширную пятиугольную платформу, окруженную кирпичной стеной и снабженную лестницей, посередине которой имеются остатки многоэтажной башни.

Следующие серии раскопок последовали в 1918—1920 и в 1946—1949 годах, их организовал Иракский департамент античности. В экспедициях принимали участие Р. Кемпбелл Томпсон, Фуад Сафар и Сетон Ллойд. Археологов привлекла легенда о том, что Эриду существовал ещё до потопа. Выяснилось, что самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н. э.

За время раскопок был обнаружен зиккурат, открыты сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов многократно возводившихся храмов, возведенные на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений (они были построены из сырцового кирпича), в том числе — храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа с остатками жертвоприношений — костями рыб. Обнаружены также остатки царского дворца. В обнаруженном некрополе Эриду убейдского времени насчитывалось около 1000 могил из сырца с заупокойным инвентарем, пищей, посудой. Найдены также культовые предметы, керамика, орудия и др.

Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий. Археологи очертили 18 горизонтов и выделили 12 храмов, регулярно перестраивавшихся и восстанавливавшихся на одном и том же месте.

5 Борсиппа

Борсиппа — шумерский город, расположенный в 20 км юго-западнее Вавилона. Борсиппа знаменит остатками большого зиккурата, высота которого даже в наше время составляет около 50 метров, который долгое время ошибочно принимали за знаменитую Вавилонскую башню.

Первые раскопки зиккурата Борсиппы начал в середине XIX века Генри Равлинзон. В 1901—1902 годах там вел раскопки Роберт Колдевей. В 1980 году в Борсиппе начались австрийские раскопки, которые сконцентрировались на исследовании храма Эзиды и зиккурата. Работы прерывались во время иракских войн, но возобновлялись снова и снова. При раскопках было найдено множество табличек юридического содержания и некоторое количество литературных и астрономических текстов. Они относятся в основном к поздним периодам, начиная с халдейской династии.