Мария Гулегина, оперная певица: биография, личная жизнь, творчество. Прима из клана сопрано. мария гулегина От Одессы до Милана

Мария Гулегина, биография которой описана в данной статье, училась на балерину, а стала певицей. Трудности ее преследовали с самого детства. Личное счастье она нашла только с третьей попытки. Ее называют вокальным чудом и "русской Золушкой".

Детство

Мария Гулегина родилась 9.08.1959 г. в Одессе. Ее семья была необычной. В ней смешалась кровь четырех национальностей: армян, поляков, украинцев и евреев. Но сама Мария до сих пор сохраняет белорусское гражданство. Мария родилась очень слабым ребенком. Она часто болела и ходить начала только в двухлетнем возрасте. Причем в специальных ортопедических ботиночках. Обычную обувь она начала носить только в 4-летнем возрасте после разрешения врачей.

Балетная студия

В надежде, что балет поможет укрепить здоровье дочери, мать Марии записала ее в хореографическую студию. Родительница надеялась, что малышка научится не только красиво ходить, но и двигаться. Отец сначала промолчал, но со временем заявил, что балет - не лучшее занятие для девушки.

Заброшенный балет

Мария Гулегина и вовсе не расстроилась в ответ на категоричное заявление родителя. Тем более что ей больше нравилось петь, чем танцевать. Этому способствовали и наследственные гены, так как вся семья обладала хорошо поставленными красивыми голосами. И он у Марии уже в 15-летнем возрасте был низким и очень сильным.

Образование

Поэтому сразу после окончания средней школы она пошла поступать в консерваторию. Но на прослушивании ей посоветовали прийти на следующий год. Тогда Мария поступила в музыкальное училище на дирижерское отделение. И потом с легкостью прошла прослушивание в Одесскую консерваторию.

Мария Гулегина считает, что лучшим учителем был Е. И. Иванов, который преподавал традиции итальянской старой школы. Во время обучения голос певицы изменился до драматического сопрано. И это помогло расширить диапазон исполнения.

Начало карьеры певицы

После того, как Мария окончила консерваторию, певица устроилась работать в Большой театр. Ей был предложен скудный репертуар и дан ясный намек, что провинциалкам "никакая серьезная карьера не светит". Но талант Марии заметила Светлана Данилюк, певица из Белоруссии, и предложила работать в Минском оперном театре. Гулегина перешла туда. Под руководством дирижера Ярослава Вощака прошла отличную школу, исполняя многие сольные партии.

Конкурсы

В 1985 г. состоялся всемирный конкурс вокалистов в Рио-де-Жанейро. Мария получила Гран-при и была приглашена исполнять одну партию в 10 спектаклях. Но Госконцерт запретил гастроли. В 1986 г. Гулегина участвовала в 8-м Международном конкурсе им. Чайковского. Знатоки были поражены ее исполнением и ожидали, что Мария займет первое место, но она оказалась только на третьем. И сильно переживала по этому поводу.

Скандал

В 1987 г. Мария получила приглашение выступать с Лучано Паваротти в театре "Ла Скала". Это вызвало зависть коллег в Минском оперном театре. А предложение Марии исполнять оперы на итальянском языке было воспринято в штыки. Начался затяжной конфликт, во время которого Гулегиной сначала запретили зарубежные гастроли, а потом даже сократили ее репертуар в Минской опере.

"Русская Золушка" за рубежом

В 1989 г. Мария Гулегина, оперная певица, получила предложение исполнить "Аиду" в испанском городе Овьеда. И так как работа в Минской опере певицу больше не устраивала, да еще и муж как раз остался без работы, супруги сразу уехали. В Италии Марию сразу окрестили «русской Золушкой». Она моментально привлекла к себе внимание многих заграничных оперных театров. И предложения поступали со всех сторон.

Мария заключила множество контрактов. Выступала в Венской опере, в Королевском театре в Ковент-Гардене и блистала на многих других известных сценах. Мария была названа лучшей исполнительницей многих популярных партий. Но сама певица отдает предпочтение Пуччини и Верди.

Личная жизнь

Всего Мария Гулегина, личная жизнь которой очень интересует поклонников, замуж выходила трижды. В первый раз в 18 лет, когда училась на 1-м курсе консерватории. У Марии родилась дочь Наталья. На все времени у девушки не хватало, и ее мама помогала воспитывать ребенка. Но брак просуществовал недолго. Родные супруга были против выступления Марии на сцене. И вскоре последовал развод.

Во второй раз Мария вышла замуж за молодого преподавателя фортепьяно Марка Гулегина. Через некоторое время, после большого скандала в театре, супруги уехали жить за границу, взяв лишь необходимые вещи. В 1990 г. у них родился сын Руслан. Марии приходилось очень тяжело. Она брала грудного сына на работу и репетиции. Кормила в антрактах и перерывах.

Брак Марка и Марии казался со стороны благополучным, но это была только видимость. И в 2009 г. Гулегина решилась на развод. Расставание прошло очень тяжело. Для раздела имущества потребовалось несколько судебных процессов. Потом Мария оформляла права на воспитание сына. И это не только изматывало морально, но и сильно мешало в работе.

Свое женское счастье Мария смогла обрести только с третьей попытки. Она познакомилась с Вячеславом Мкртычевым, тренером греко-римской борьбы. Знакомство произошло через общих друзей. Вячеслав на тот момент уже три года был вдовцом. Они обвенчались с Марией в 2010 г. в Нью-Йорке, в армянской церкви.

Вячеслав очень уважает работу супруги, видя, как много она вкладывает в любимое дело. Старается создать для нее психологический комфорт. А в ответ Мария окружает мужа заботой и любовью. Певица признается, что со временем стала намного спокойнее и мудрее, и сейчас ее вывести из себя очень трудно. У Гулегиной уже есть два внука.

Мария Гулегина на сегодняшний день

Сейчас Мария - одна из самых высокооплачиваемых оперных певиц. График ее расписан на 2 года вперед. Но она успевает давать много бесплатных и благотворительных концертов. В 2010 г. Мария выступала на закрытии Олимпийских игр, проходивших в Ванкувере.

В 2012 г. приезжала петь в Санкт-Петербург, на гала-концерт оперных мировых звезд. В тот раз у Михайловского замка собралась многотысячная толпа зрителей. Мария Гулегина (Мариинский театр сотрудничает с певицей уже 25 лет) исполнила на этой сцене в сезоне 2015/2016 ряд произведений итальянских композиторов. Многие спектакли с участием оперной дивы транслируются по телеканалам.

С 2006 г. Гулегина - посол доброй воли в ЮНИСЕФ. Одновременно Мария - член Международного параолимпийского комитета. Она - лауреат многих наград и премий: Д. Дзанателло, им. В. Беллини, города Милан и многих других. Гулегина получила две золотые медали. А за свою деятельность удостоилась высшей награды Православной Русской церкви - ордена Святой Ольги.

Прима из клана сопрано.

МАРИЯ ГУЛЕГИНА

Мария Гулегина - русское драматическое сопрано, "вокальное чудо с Верди, текущем в её крови" - вот только одна из характеристик, которую дали ей поклонники и критики. На сегодняшний день ей нет равных в исполнении ролей "силового" драматического сопрано, особенно из репертуара Верди и Пуччини. Её исполнение главных ролей в операх "Макбет", "Норма", "Тоска", "Аида" и многих других доставляет почти леденящее кровь удовольствие.

Источник: http://www.olofmp3.ru/index.php/03.-Mariya-Gulegina-Maria-Guleghina.html

В феврале 2014 года в Сочи Мария Гулегина спела на открытии Паралимпийских Игр. Стоя на носу ледоколу "МИР", она пересекла стадион "Фишт". И это стало её личной победой.

Мария Гулегина - ярчайшее драматическое сопрано мировой оперной сцены. Явление. Стихия. Двадцать раз (и это рекордная цифра!) она открывала сезоны в миланском "Ла Скала" и в нью-йоркском "Метрополитен-опера".

История Золушки на оперной сцене



Марию Агасовну Мейтарджян-Гулегину (в первом браке Мурадян) называют “русской Золушкой”, хотя она родилась в Одессе, в смешанной армянско-польско-украинско-еврейской семье 9 августа 1959 года. Девочка появилась на свет очень слабой и болезненной, и начала ходить только в два года, да и то в ортопедических ботинках. Однако в четыре года, как только врачи разрешили надеть обычную обувь, мать Марии отвела ее в балетную студию, в надежде, что хореографическая подготовка укрепит здоровье дочери и научит ее красиво двигаться. Правда, со временем отец заявил, что хореография - не самое лучшее занятие для приличной девушки. Марию это не слишком расстроило - она решила, что станет певицей, такой же, как ее любимая литературная героиня Консуэло, тем более, что вся их родня и с материнской, и с отцовской стороны отличались хорошими голосами, а у нее в 15 лет голос стал очень сильным и низким.

Мария проучилась год на дирижерском отделении музыкального училища, затем без труда поступила в Одесскую консерваторию. Своим лучшим наставником знаменитая певица называет Е.И.Иванова, сохранившего традиции старой итальянской школы. В процессе обучения голос Марии изменился от контральто до меццо-сопрано, а затем до драматического сопрано, что впоследствии очень расширило ее исполнительский диапазон. Сразу же после поступления в консерваторию будущая певица вышла замуж и родила дочь Наталью. Брак был недолгим - родня мужа не одобряла ее желания выступать на сцене. Вскоре Мария вышла замуж за Марка Гулегина, молодого преподавателя фортепиано.
После окончания консерватории Мария отправилась на прослушивание в Большой театр. Ей предложили петь Ефросинью в “Сказании о граде Китеже”, однако дали понять, что на большой репертуар молодой певице из провинции рассчитывать не придется. Однако член жюри, белорусская певица Светлана Данилюк предложила Марии петь в Минском оперном театре, где в то время работал дирижером знаменитый Ярослав Вощак. Гулегина с благодарностью вспоминает профессиональную школу, которую она прошла под его руководством. Молодая певица пела Джильду в “Риголетто”, Розину в “Севильском цирюльнике”, Елизавету в “Дон-Карлосе”, сольные партии в “Кармина Бурана”.

В 1985 году на Всемирном конкурсе вокалистов в Рио-де-Жанейро Гулегина получила Гран-при и приглашение исполнить партию Аиды в десяти спектаклях, однако Госконцерт отказал ей в разрешении на гастроли. В 1986 году Мария Гулегина приняла участие в VIII Международном конкурсе Чайковского. Ее программа поразила знатоков, певице уверенно прочили первое место - но она оказалась всего лишь третьей, и восприняла это очень болезненно.
Не слишком хорошо складывалась обстановка и в Минском оперном театре.

Ла Скала, дебют в партии Амелии, Марии 24 года

Приглашения в Ла Скала в 1987 году, исполнение премьеры “Бала-Маскарада” вместе с Лучиано Паваротти вызывали зависть у коллег по сцене, которую непростой характер Марии только усугублял. В штыки было воспринято и ее предложение исполнять оперы итальянских композиторов на итальянском языке. Конфликт закончился коллективным письмом в ЦК компартии Белоруссии, после которого певице сначала запретили зарубежные гастроли, а затем стали сокращать ее репертуар и на минской сцене.

В 1989 году, получив приглашение исполнить “Аиду” в театре испанского города Овьеда, Мария и ее оставшийся к этому времени без работы муж самостоятельно оформили туристические визы и уехали, взяв с собой только ноты и самые необходимые вещи.
Приезд “русской Золушки”, как называла Марию западная пресса, привлек к ней внимание самых известных оперных театров. Певица заключала один контракт за другим, выступала в Метрополитен Опера, Ла Скала, Ковент Гардене, Венской опере, других знаменитых оперных театрах. Она стала одной из наиболее высокооплачиваемых оперных примадонн. Гулегину называли лучшей исполнительницей Царицы ночи, Манон Леско, Лизы из “Пиковой дамы”, а коронную партию Гулегиной, Тоску, ставят в один ряд с исполнением великой Марии Каллас. Сама же певица считает наиболее близкими для себя произведения Верди и Пуччини.

По таким известным оперным постановкам с участием Гулегиной, как “Пиковая дама”, “Манон Леско”, “Тоска”, “Набукко”, “Макбет”, “Андре Шенье” созданы фильмы.
В 2009 году распался многолетний брак Марии и Марка Гулегиных, и сама певица утверждала, что счастливой в своей семейной жизни она никогда не была.

В 2010 году она обвенчалась в армянской церкви Нью-Йорка с бывшим чемпионом Европы по греко-римской борьбе, а ныне тренером Вячеславом Мкртычевым, который за три года до этого похоронил свою супругу. У Марии уже двое внуков, и она признается, что очень счастлива, когда все родные ей люди собираются вместе.

Слушать песни в исполнении Марии Гулегиной: http://melody24.net/search/Мария+Гулегина

ФОТОГРАФИИ РАЗНЫХ ЛЕТ




Свадьба Марии Гулегиной


Ванкувер

Свадьба Марии Гулегиной. Colleague and Friend Placido Domingo and his wonderful wife Marta Domingo

Свадьба Марии Гулегиной. С Еленой Заремба и Барбарой Фриттоли

с Николаем Валуевым

Ольга Бородина, Наталья Водянова, Мария Гулегина на открытии второй сцены Мариинского театра

С Николаем Басковым

С Николаем Цискаридзе

Берлин, с Виталием Кличко, Русланой и премьер-министром Украины


Япония

Valery Gergiev, Nikolay Ziskaridze, Uliana Lopatkina and the rest of the cast and crew


Сильное, глубокое сопрано Марии Гулегиной захватывает целиком любого слушателя, даже равнодушного к опере.

Несмотря на то, что Гулегину называют русской примой оперного театра, она давно и плодотворно работает за рубежом и живет в Люксембурге.

Однако Гулегину с таким же успехом можно называть и великой армянской оперной певицей, поскольку она – армянка.

От Одессы до Милана

Выдающаяся оперная певица Мария Агасовна Гулегина (ее девичья фамилия – Мейтарджян) родилась в 1959 г. в знаменитом во всей Одессе районе Молдаванка.

Музыкой Мария Гулегина начала заниматься с четырех лет – сначала дома, а затем в музыкальной школе с дирижерско-хоровым уклоном. Кроме того, занималась балетом и художественной гимнастикой. Но вскоре занятия балетом пришлось бросить: ее отец, совершенно по-армянски, посчитал, что дочери негоже «задирать ноги».

Высшее музыкальное образование Гулегина получила в Одесской государственной консерватории имени Неждановой по классу вокала у А. Джамагорцян. Фортепиано в консерватории преподавал ей будущий супруг – Марк Гулегин.

Особенно признательна Мария Агасовна профессору Е. Иванову, у которого она занималась после окончания Одесской консерватории. Она считает Иванова выдающимся наставником, поскольку его воспитанники выступают успешно на сценах многих стран мира.

Профессиональная творческая деятельность Гулегиной началась в 1985 г. в Государственном театре оперы и балета в Минске. Петь в Одесском оперном театре ей не довелось, поскольку жены главного режиссера и главного дирижера, выступавшие в труппе этого театра, также обладали сопрано и конкурировать с ними было невозможно.

В Минском театре она выступала, в частности, в ролях Джильды и Элизабет в операх Дж. Верди «Риголетто» и «Дон Карлос», Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник».

В 1987 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки Белоруссии.

Хотя работа с главным дирижером Минского театра А. Вощаком для Марии Агасовны стала хорошей творческой школой, в этом коллективе ей довелось испытать тяжелые времена. Она считала, что, как и в других ведущих оперных театрах, оперные спектакли должны идти на языке оригиналов.

Такое требование вызвало сопротивление ее коллег по театру, и они стали писать возмущенные письма в руководящие органы с нападками на Гулегину.

Все началось с Амалии

В 1987 г. в жизни Марии Агасовны произошло чрезвычайное событие: руководитель знаменитой Ла Скалы Сезар Маццонис пригласил ее спеть партию Амалии в опере Дж. Верди «Бал-маскарад». Ее партнером в роли Рикардо выступил Лучано Паваротти.

В 1988-1989 гг. М. Гулегина в том же театре выступила в партиях Джильды и Элизабет в операх Дж. Верди и Розины в «Севильском цирюльнике».

В 1989 г. певица вместе с супругом Марком Гулегиным, известным профессором-пианистом, покинули Советский Союз и переехали в Гамбург. С этого времени началась блестящая гастрольная жизнь Марии Агасовны.

Одно за другим следуют приглашения выступать в знаменитых оперных театрах Берлина, Сан-Франциско, Чикаго, Лондона, Рима, Монте-Карло, Вены, в концертных залах многих стран мира. На своей исторической родине в Армении она выступала с сольным концертом в 1990 г. Кстати, в музыкальном мире она известна не только под девичьей фамилией Мейтарджян, но и Мурадян, доставшейся от первого брака.

Примадонна

Исполнительница главных партий в 17 операх Верди, во многих операх других выдающихся композиторов, является примадонной Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гардена, Венского оперного театра. Ее выступления в оперных спектаклях и концертах расписаны на пару лет вперед. А это говорит о том, что Гулегина – мега-звезда мировой оперы.

Гулегина признана лучшей исполнительницей ролей Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта», Леоноры в «Фиделио» Бетховена, Амалии, Аиды, Абигайль, Элизабет, Леди Макбет, Инессы, Елены в операх Верди, Манон в опере «Манон Леско» Пуччини, Лизы в опере Чайковского «Пиковая дама».

Флория Тоска в одноименной опере Пуччини в ее исполнении принесла ей всемирную славу. Об этом пишет в своей книге Елена Матеопозеос: «Тоска Гулегиной – единственная, которую можно сравнить с Тоской Марии Каллас». Более высокой оценки и быть не может.

Кстати, Гулегина считается самой дорогой оперной дивой. В Советском Союзе Марии Агасовне за ее первые гастроли в Милане выделяли 120 рублей, в то время как Ла Скала выплачивала ей гонорар в размере нескольких тысяч долларов за спектакль. Эта была одна из причин, почему семья Гулегиных навсегда покинула родину.

Творческая деятельность Марии Гулегиной удостоилась множества премий и наград. В 1984 г. в Москве она завоевала первую премию на Международном конкурсе имени Глинки; в 1986 г. на VIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского удостоилась 3-й премии; в 1996 г. получила престижную премию Дзенателло – за блестящий дебют в Вероне.

Вот как певица отзывается о своем быте в Люксембурге.

«Мой дом – настоящее русское поместье. Я все сделала сама… мебель, обстановка в полумузейном стиле, вокруг поля, луга, леса… Наталья (дочь певицы) у меня автор, композитор, сочиняет и поет баллады. В этом году Наташа меня порадовала – стала помогать мне в качестве личного секретаря, у нее есть, безусловно, менеджерская хватка».

В 1990 г. в Москве гастролировала миланская Ла Скала. Во время интервью по телевидению директор театра заявил, что Мария Гулегина стала подлинным открытием для Ла Скала.

О корнях

В одном из интервью на вопрос о том, почему у нее грустные глаза и нос с горбинкой, Гулегина ответила:

«По отцу я армянка (отец – армянин из Ахалциха). Моя девичья фамилия Мейтарджян. А по матери украинка с примесью польско-еврейской крови.

Что касается горбинки, так это я в шесть лет упала с велосипеда. На взрослом велосипеде “Украина” мальчишки дали покататься. Я не знала, где тормоз, и не притормозила (на моем, детском, у меня был ручной тормоз). В результате – сотрясение мозга, лицо всмятку. Отсюда армянская горбинка».

К слову, Мария Гулегина помимо русского, украинского, английского, итальянского и «немного» немецкого, говорит и на армянском языке, что вдвойне радует армянских почитателей великого таланта певицы.

В одном из многочисленных интервью, на вопросы о партии Турандот в опере Пуччини, Мария Гулегина отвечала со всей страстностью армянской души.

«Кажется, что уже не осталось места на планете, где бы я ее не спела. Биргит Нильсон говорила, что оперы Вагнера сделали ее знаменитой, а опера «Турандот» Пуччини – богатой.

Но говоря о том, насколько Турандот меня обогатила, скажу, что для меня богатство заключается не в деньгах. Эта партия доставляет мне огромную радость. Мне нравится образ этой женщины – нежной, с болью – с генетической болью. Я, как армянка, понимаю это очень хорошо, и часть моей еврейской крови тоже дает почувствовать это.

В арии In questa reggia Турандот, когда ей приводят очередного принца, поет о том, как тысячу лет назад была захвачена ее страна, как насиловали и убивали ее прародительниц и как она сейчас мстит потомкам насильников, иностранцам».

О муже и детях

Года три назад Мария Гулегина вышла замуж за не менее известного российского спортсмена и крупного спортивного деятеля, тренера по греко-римской борьбе Вячеслава Мкртычева. Все-таки, будучи армянкой по крови, она тянется к армянским мужчинам. Вернее, потянулась. К нему любимому, единственному, и по ее словам, счастлива.

Свадьба и венчание прошли в армянской церкви, где присутствовали ее друзья: Барбара Фриттоли, Сальваторе Личитра, Пол Каран, Наталe де Каролис. Пласидо Доминго с женой Мартой также присутствовали на венчании в церкви.

Лена Заремба (коллега по цеху, живет с семьей в Люксембурге) была свидетельницей.

Гулегина говорит, что очень рада, что в ее жизни появился Вячеслав, который все понимает – и ее работу, и ее материнское стремление в освободившееся между спектаклями время лететь не в Москву, а в Люксембург – к сыну, поэтому он тоже летит туда.

Ко времени их встречи Вячеслав Мкртычев овдовел, Гулегина была разведена. Ну что ж, находчивая судьба подарила Марии все. И это «все» она более чем заслужила.

Она сейчас в Нью-Йорке с мужем, который ради этой поездки прервал свою ответственную деятельность государственного тренера России по греко-римской борьбе. На вопрос как уживаются два разных в профессиональном плане человека, она отвечает:

«Прекрасно. Он как-то говорит, «Я зайду к тебе в антракте». А я – «А как бы ты среагировал, если бы к твоему бойцу между раундами жена пришла?».

…Он очень достойный и скромный человек, притом что очень знаменит как спортсмен. Если честно, я надеюсь не столько в Москве с ним быть, сколько ездить вместе по миру. Свадьбу, например, сыграли в Нью-Йорке.

Слава имеет много обязательств в России, но временем располагает довольно свободно. Летает на все мои спектакли. Так что можно считать, одно доброе дело я точно сделала – пристрастила к опере человека, который раньше был от нее далек (смеется). Впрочем, это было нетрудно, у него очень чуткое сердце.»

С пару лет назад, по собственному признанию, ей, наконец-то, впервые, с момента рождения сына, удалось провести на отдыхе целый месяц без перерыва. Они отдыхали всей семьей в Италии: дочь, сын, муж и дочь мужа.

«Я всегда отдыхала урывками, уезжая то на один фестиваль, то на другой, так что непрерывного отдыха больше двух недель не было. Сын никак не мог поверить, что я с ним целый месяц!

Это было замечательно, хотя если мне скажут – не пой, я буду заниматься хозяйством, я вам приготовлю все что хотите – и голубцы, и гефилте фиш, – но долго я не выдержу. Максимум три дня. А потом снова начну петь.

Мария Гулегина с гордостью и нежностью рассказывает о детях. Дочь Наталья – менеджер матери и, судя по всему, очень неплохой. Внешне Наталья – вылитая армянка. Все-таки гены – очень таинственная вещь. Иногда во внуках они проявляются даже больше, чем в детях. Она – как писалось выше – главный помощник, менеджер, ближайший друг.

«Тут я должна маме сказать спасибо – царствие ей небесное! Это она Наташу растила… Сын Руслан – ему 11 лет, он сейчас в Люксембурге, где у нас дом, он чудесный мальчик, необыкновенно ко мне относится, прекрасно учится и хочет быть актером, с будущего года пойдет в специальную школу».

Отвечая на вопрос, в какую профессию она могла бы пойти, Мария Гулегина, не задумываясь, отвечает, что в повара:

«Для своих накрываю поляну с большим удовольствием. Особенно удается моя родная кухня – армянская. Я же по крови армянка».

О Ла Скала, Паваротти, Травиате, Турандот и многом другом

Мария Гулегина буквально ворвалась на мировую сцену, ведь ее, молодую певицу из Минского оперного театра, пригласили петь в миланском театре Ла Скала в одном спектале с Лео Нуччи и Лучано Паваротти.

Это еще были советские времена, и Госконцерт, экономя те четыре доллара в день, которые они должны были платить Гулегиной для проживания, выпустил ее не за 25 дней до спектакля, как просил Ла Скала, а за три.

Хорошо, что тогдашний директор театра понимал, с кем имеет дело, и ждал и не разорвал контракт, раз певица вовремя не приехала. Гулегина прямо с аэропорта помчалась в театр.

«Я в первый раз в зале Ла Скала, в голове туман, на сцене репетирует Паваротти, а у меня от потрясения текут слезы. Подходит режиссер и спрашивает – по-итальянски, конечно, ну что – ты смелая? Я отвечаю, смелая. Пойдешь на сцену? И я иду на сцену. Репетировать со всеми».

Много лет Мария открывала сезон в театре Ла Скала. Партнером ее был Паваротти. Ее сильный голос необычайно красивого тембра сначала принимали за контральто, потом за меццо-сопрано. Сегодня уже установили окончательно, что это драматическое сопрано.

Голоса такой мощи и богатства вообще появляются редко, а сегодня она чуть ли не единственная, кто может с таким блеском петь партии Турандот, Тоски и Манон Леско в одноименных операх Пуччини или Леди Макбет в «Макбете» Верди. Она была бы прекрасной Чио-Чио-Сан, но сложение не позволяет: из высокой статной Гулегиной хрупкую маленькую японку не сделаешь. Вот Абигайль – страстная, неудержимая, отчаянная дочь вавилонского царя Навуходоносора (Набукко) в «Набукко» Верди – это по ней, несмотря на немыслимые трудности партии.

Некоторым певицам, в том числе жене Верди, она стоила голоса, но Гулегина ее даже усложнила по сравнению с оригиналом. Не для того, чтобы поразить особенно высокой нотой, но чтобы усилить эмоциональный эффект.

Между прочим, Гулегина поет эту партию с 1996 года (что делает ее пример особенно редким!) и сегодня ее называют «царствующей» Абигайль оперного мира. С 2002 года она поет эту партию и в постановке Мет, которая только добавила сложностей: надо бегать по гигантским лестницам, карабкаться по плитам, петь, стоя на узкой площадке высоко над сценой. Один спектакль кончился сломанным ребром. Но следующий спектакль она не пропустила. Только болела левая сторона, даже думали, что инфаркт, к счастью, обошлось.

Сама Мария Гулегина говорит, что быть на сцене – это счастье, вся боль, все трудности забываются. За день перед спектаклем примадонна молчит.Однако, как она советует, слишком беречь голос не надо:

«Надо давать ему работать, только правильно. Я много занимаюсь между спектаклями, оттачиваю то, что исполняю в данный момент, готовлю следующие партии. Главное – постоянная работа. Физические упражнения тоже помогают: певцу необходимы крепкие мышцы во всем теле. У нас ведь особый инструмент – если он сломается, другой не купишь».

Мария Гулегина вместе с Димой Биланом и рэпером Ромой Жиганом исполнила гимн сочинской Олимпиады. Как объяснила Гулегина, вот уже несколько лет она поддерживает олимпийское и паралимпийское движение, была на Паралимпиаде в Китае.

О молодом поколении

“Сегодня все происходит слишком рано и слишком быстро. Иногда я думаю, что лучше быть Золушкой и работать с утра до ночи, а не избалованными сестрами, которым все дано. Раньше ты должен был сначала спеть во всех главных театрах, и только потом тебя приглашали сделать запись и показаться по телевидению. Теперь – наоборот.

Человеку 19-20 лет, у него за плечами одно-два удачных выступления, но телевидение, интернет, журналы – всюду о нем трубят, потому что звукозаписывающая фирма должна продавать диски. Легко успокоиться, зазнаться.

О драматическом сопрано , физической форме и нюансах оперных партий

Ради Травиаты с помощью диеты, физических упражнений, Мария Гулегина сбросила 15 килограмм веса. Голос она тоже поддерживает, оберегает от негативных воздействий. Но есть то, что автоматически может привести к потере уже сыгранной партии.

Эта разность подачи образа героини, где, к примеру, Травиата поется с более легким голосом, а Турандот – более глубоким, может привести к срыву. Сама Гулегина долгие годы считала, что после Турандот вернуться к Травиате будет невозможно. Поэтому спела ее не сразу:

«Спела Турандот в Метрополитен и теперь пою ее повсюду. Уже вышли записи, одних только видео три варианта, фильм в формате high definition идет в кинотеатрах.

Раньше я все считала себя молоденькой, а сейчас более глубоко вникла в этот образ, и он мне очень понравился. Не зря считается, что «Турандот» – опера для зрелой певицы. Это не должно быть соревнование – кто громче, я или валторна, я или Биргит Нильссон (великая певица второй половины ХХ века, чьей коронной партией была Турандот).

Суть в другом – в тайных человеческих страданиях этой, на первый взгляд, бессердечной героини, в ее душевной травмированности, в жажде нежности, которую она от всех скрывает. И как защита у нее – нападение».

«Я не перейду к эстрадному пению,

– отвечает Гулегина на вопрос смогла бы она перейти в другой жанр.

Вряд ли. Мужскому голосу это более свойственно, он не меняется так сильно от перехода из оперы в эстраду. А женский эстрадный или джазовый вокал это совершенно другая постановка. Тут надо как бы мухи отдельно, котлеты отдельно (смеется).

И чтобы не портить хорошую музыку, которой я, будем считать, не научена, разрешите мне остаться при своем любимом деле – при опере. И беречь голос в том плане, в каком я его всегда берегла. Я ведь никогда не пела современную музыку, чтобы не нарушать какие-то естественные законы звуковедения.

Единственное, что могу себе позволить, и мне это очень нравится, – народные песни. Народным голосом я иногда дома пою. Но это не означает, что такое пение понравится публике.

Но я остаюсь одесской девчонкой, и для меня ныряние с волнорезов было главным развлечением на море. Я любила делать кульбиты в воду, и сегодня показываю это своему сыну, когда встречаемся с ним на каникулах, и он меня останавливает, понимая, как я рискую.

Сегодня я чувствую, что голос находится в поре расцвета – он может быть и бронебойным, и тихим, нежным, выражать всю гамму чувств. Ревнители барокко, ненавидящие Пуччини и Верди, пишут, что у меня «много голоса». Какой ужас! Большой бриллиант – фу, какая мерзость! Нам, пожалуйста, посыпьте мелко битым стеклом, которая знает меня как ту самую Гулегину, которая поет в опере.

P.S.: На вопрос – чего бы Мария Гулегина никогда не сделал, она ответила так же искренне, как и всегда при общении с журналистами: «Никогда не пою, если публика сидит за накрытыми столами».

Мария Гулегина - одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.

Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, а через год она дебютировала в Ла Скала в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени; ее сценическим партнером был Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира. В Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 14 новых постановках, включая спектакли «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (Леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора) под управлением Риккардо Мути. Кроме того, певица дала два сольных концерта в этом легендарном театре, а также дважды - в 1991 и 1999 годах - гастролировала в составе труппы театра в Японии.

После дебюта в Метрополитен-опера, где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).

В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в Венской государственной опере в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».

Еще до дебюта в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, где певица исполнила главную партию в «Федоре», выступив с Пласидо Доминго, она приняла участие в концертном исполнении «Эрнани» в Барбикан-холл с труппой Королевского оперного театра. Затем последовало исключительно успешное выступление в Вигмор-холл. Среди других партий, исполненных на сцене Ковент-Гарден - Тоска в одноименной опере, Одабелла в «Аттиле», Леди Макбет в «Макбете», а также участие в концертном исполнении оперы «Андре Шенье».

В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра Арена ди Верона в роли Абигайль («Набукко»), за что была награждена премией Джованни Дзанателло за выдающийся дебют. Позднее певица неоднократно выступала в этом театре. В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».

Мария Гулегина сохраняет тесные связи с Японией, где она приобрела огромную популярность. В 1990 году Гулегина исполнила в Японии партию Леоноры в «Трубадуре» и совместно с Ренато Брюсоном участвовала в записи оперы «Отелло» под управлением Густава Куна. В 1996 году Гулегина вновь вернулась в Японию, чтобы участвовать в исполнении оперы «Трубадур» в Новом Национальном театре Токио. Позднее она исполнила в Японии партию Тоски с труппой Метрополитен-опера и в том же году приняла участие в открытии Нового национального театра Токио, исполнив партию Аиды в новой постановке «Аиды», осуществленной Франко Дзеффирелли. В 1999 и 2000 годах Мария Гулегина предприняла два концертных тура по Японии и записала два сольных диска. Также она гастролировала в Японии с труппой театра Ла Скала, исполняя партию Леоноры в «Силе судьбы», и с труппой Вашингтонской оперы, исполняя партию Тоски. В 2004 году Мария Гулегина дебютировала в Японии в роли Виолетты в «Травиате».

Мария Гулегина выступала с сольными концертами по всему миру, включая театр Ла Скала, Театро Лисеу, Вигмор-холл, Сантори-холл, Мариинский театр, а также крупнейшие концертные залы Лилля, Сан-Паоло, Осаки, Киото, Гонконга, Рима и Москвы.

Многие спектакли с участием певицы транслировались по радио и телевидению. Среди них - «Тоска», «Пиковая дама», «Андре Шенье», «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся», «Набукко», «Сельская честь», «Плащ», «Норма» и «Макбет» (Метрополитен-опера), «Тоска», «Манон Леско» и «Бал-маскарад» (Ла Скала), «Аттила» (Опера де Пари), «Набукко» (Венская государственная опера). Также по телевидению транслировались сольные концерты певицы в Японии, Барселоне, Москве, Берлине и Лейпциге.

Мария Гулегина регулярно выступает c самыми известными певцами, среди которых Пласидо Доминго, Лео Нуччи, Ренато Брюсон, Хосе Кура и Сэмюэль Рейми, а также с такими дирижерами, как Джанандреа Гаваццени, Риккардо Мути, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Фабио Луизи и Клаудио Аббадо.

Среди последних достижений певицы - серия концертов из произведений Верди в лиссабонском Гулбенкян-фонде, участие в исполнении опер «Тоска», «Набукко» и «Сила судьбы», прозвучавших под управлением Валерия Гергиева на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре, а также участие в спектакле «Норма» и новой постановке опер «Макбет», «Плащ» и «Адриенна Лекуврер» в Метрополитен-опера. Также Мария Гулегина приняла участие в новых постановках опер «Набукко» в Мюнхене и «Аттила» в Вероне и дебютировала в долгожданной роли Турандот в Валенсии под управлением Зубина Меты. В ближайших планах Марии Гулегиной - участие в спектаклях «Турандот» и «Набукко» в Метрополитен-опере, «Набукко» и «Тоска» в Венской государственной опере, «Тоска», «Турандот» и «Андре Шенье» в Берлинской опере, «Норма», «Макбет» и «Аттила» в Мариинском театре, «Корсар» в Бильбао, «Турандот» в Ла Скала, а также многочисленные сольные концерты в Европе и США.

Мария Гулегина - лауреат многочисленных премий и наград, включая премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, премию им. В. Беллини, премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Певица также удостоена Золотой медали Марии Дзамбони и Золотой медали фестиваля в Осаке. За свою общественную деятельность Мария Гулегина удостоена Ордена св. Ольги - высшей награды Русской Православной Церкви, которая была вручена ей Патриархом Алексием II. Мария Гулегина является почетным членом Международного параолимпийского комитета и послом доброй воли в ЮНИСЕФ.

Мария Гулегина - одна из известнейших певиц мира. Ее называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». Мария Гулегина особенно прославилась исполнением партии Тоски в одноименной опере. Кроме того, ее репертуар включает главные партии в операх «Аида», «Манон Леско», «Норма», «Федора», «Турандот», «Адриенна Лекуврер», а также партии Абигайль в «Набукко», Леди Макбет в «Макбете», Виолетты в «Травиате», Леоноры в «Трубадуре», «Оберто, графе ди Сан-Бонифачо» и «Силе судьбы», Эльвиры в «Эрнани», Елизаветы в «Дон Карлосе», Амелии в «Симоне Бокканегре» и «Бале-маскараде», Лукреции в «Двое Фоскари», Дездемоны в «Отелло», Сантуццы в «Сельской чести», Маддалены в «Андре Шенье», Лизы в «Пиковой даме», Одабеллы в «Аттиле» и многие другие.

Профессиональная карьера Марии Гулегиной началась в Минском государственном оперном театре, а через год она дебютировала в в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени; ее сценическим партнером был Лучано Паваротти. Сильный, теплый и энергичный голос певицы и ее выдающиеся актерские способности сделали ее желанной гостьей на самых знаменитых сценах мира. В Ла Скала Мария Гулегина приняла участие в 14 новых постановках, включая спектакли «Двое Фоскари» (Лукреция), «Тоска», «Федора», «Макбет» (Леди Макбет), «Пиковая дама» (Лиза), «Манон Леско», «Набукко» (Абигайль) и «Сила судьбы» (Леонора) под управлением Риккардо Мути. Кроме того, певица дала два сольных концерта в этом легендарном театре, а также дважды - в 1991 и 1999 годах - гастролировала в составе труппы театра в Японии.
После дебюта в , где она приняла участие в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти (1991), Гулегина более 130 раз выходила на ее сцену, в том числе в спектаклях «Тоска», «Аида», «Норма», «Адриенна Лекуврер», «Сельская честь» (Сантуцца), «Набукко» (Абигайль), «Пиковая дама» (Лиза), «Хитрец, или Легенда о том, как спящий проснулся» (Долли), «Плащ» (Жоржетта) и «Макбет» (Леди Макбет).

В 1991 году Мария Гулегина дебютировала в в «Андре Шенье», а также исполнила на сцене театра партии Лизы в «Пиковой даме», Тоски в «Тоске», Аиды в «Аиде», Эльвиры в «Эрнани», Леди Макбет в «Макбете», Леоноры в «Трубадуре» и Абигайль в «Набукко».

Еще до дебюта в , где певица исполнила главную партию в «Федоре», выступив с , она приняла участие в концертном исполнении «Эрнани» в с труппой Королевского оперного театра. Затем последовало исключительно успешное выступление в Вигмор-холл. Среди других партий, исполненных на сцене Ковент-Гарден - Тоска в одноименной опере, Одабелла в «Аттиле», Леди Макбет в «Макбете», а также участие в концертном исполнении оперы «Андре Шенье».

В 1996 году Мария Гулегина дебютировала на сцене театра в роли Абигайль («Набукко). В 1997 году Мария Гулегина дебютировала в Опера де Пари в партии Тоски в одноименной опере, а затем выступила в этом театре в партиях Леди Макбет в «Макбете», Абигайль в «Набукко» и Одабеллы в «Аттиле».
Мария Гулегина сохраняет тесные связи с Японией, где она приобрела огромную популярность. В 1990 году Гулегина исполнила в Японии партию Леоноры в «Трубадуре» и совместно с Ренато Брюсоном участвовала в записи оперы «Отелло» под управлением Густава Куна. В 1996 году Гулегина вновь вернулась в Японию, чтобы участвовать в исполнении оперы «Трубадур» в Новом Национальном театре Токио.

Мария Гулегина – лауреат многочисленных премий и наград, включая Премию Джованни Дзанателло за дебют на сцене Арена ди Верона, Премию им. Винченцо Беллини, Премию города Милан «За развитие оперного искусства в мире». Удостоена Золотой медали Марии Дзамбони, Золотой медали фестиваля в Осаке и Ордена св. Ольги – высшей награды Русской Православной Церкви. Почетный член Международного параолимпийского комитета и посол доброй воли в ЮНИСЕФ. В 2013 году получила звание «Народной артистки республики Северная Осетия – Алания».

(по материалам Бельканто)

Мария Гулегина – выступления в сезоне 2019-2020*

29 сентября и 2 октября 2019 – начало в 19.30

/ Deutsche Oper, Berlin / Германия, Берлин
«Набукко», опера

Композитор: Джузеппе Верди
Дирижер: Карло Монтанаро
Режиссер: Кейт Уорнер
Исполняют: Мария Гулегина, Георгий Гагнидзе, Роберт Уотсон, Анника Шлихт

4 ноября 2019 – начало в 19.00

, Историческая сцена / Россия, Москва
Оперный бал Елены Образцовой
Дирижеры: Владимир Федосеев, Дмитрий Корчак
В вечере примут участие: Ирина Богачева, Мария Гулегина, Маквала Касрашвили, Любовь Петрова, Вероника Джиоева, , Екатерина Семенчук, Василиса Бержанская, Нина Минасян, , , Виталий Билый, Лоуренс Браунли, Франческо Демуро
Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского

6 декабря 2019 – начало в 19.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Тоска», опера

Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Пол Каран
Исполняют: Мария Гулегина,Сергей Скороходов, Ариунбаатар Ганбаатар
Полный состав исполнителей будет объявлен позднее

27 февраля 2020 – начало в 20.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Турандот», опера
Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Шарль Рубо

13 марта 2020 – начало в 19.00

/ Россия, Санкт-Петербург
«Сила судьбы», опера
Композитор: Джузеппе Верди
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Элайджа Мошински
Исполняют: Мария Гулегина, Алексей Марков, Ованес Айвазян

24 апреля 2020 – начало в 19.30

/ Россия, Санкт-Петербург
«Турандот», опера
Композитор: Джакомо Пуччини
Музыкальный руководитель:
Режиссер: Шарль Рубо
Исполняют: Мария Гулегина, Владимир Галузин, Ирина Чурилова

11 июля 2020 – начало в 19.00

Баденский государственный театр / Badisches Staatstheater Karlsruhe / Германия, Карлсруэ
Гала-вечер
С участием Марии Гулегиной и Стефано Ла Коллы

Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
Рекомендуем вам заранее заказывать билеты, чтобы иметь возможность воспользоваться максимальным выбором по наиболее привлекательным ценам.

Помимо входных билетов на концерты, мы будем рады заказать для вас туристическое обслуживание, а именно: авиабилеты, размещение в отеле, трансфер, оформление мед. страховки и въездной визы.

*Обращаем Ваше внимание, что театры оставляют за собой право производить замену в составе артистов, занятых в спектаклях