Маршак двенадцать месяцев главная мысль. Анализ сказки Маршака “Двенадцать месяцев”. Использование фольклора в речи персонажей

Жанр: сказка Главные герои: Падчерица, Королева, Мачеха и дочка, Двенадцать месяцев.

Сюжет: Под Новый год выпускают указ о том, чтобы отыскать принцессе корзину подснежников за большое вознаграждение. Коварная мачеха с дочкой стремятся заполучить драгоценные монеты. Сами они скупы и ленивы, поэтому посылают падчерицу в бор. В бору девчонка повстречала двенадцать братьев, имеющих имена, совпадающие с месяцами всех времен года. Они даруют ей лукошко подснежников и после несколько раз помогают ей. Когда королева видит подснежники, понимает, что ее одурачили и приказывает казнить падчерицу, на помощь приходят братья-месяцы. Они наказывают принцессу, мачеху и ее дочь. А девочку одаривают подарками за ее доброту и отзывчивость.

Главная мысль: Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы.

Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину. Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

Картинка или рисунок Двенадцать месяцев (12 месяцев)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание былина Садко

    Садко - гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя.


Как расцвели подснежники под Новый год во время Великой Отечественной войны или не сказочная история сказки «Двенадцать месяцев»

«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака - одна из самых волшебных новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны, когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и антифашистские эпиграммы.

Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.

В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях - это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».

С. Маршак выступает перед танкистами при вручении им танка

*Беспощадный*, построенного на средства поэтов и художников, 1942

Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны .

Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве - в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети - да, пожалуй, и взрослые - нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».

С. Маршак и М. Куприянов во время работы Кукрыниксов над панно на тему произведений писателя, 1964

В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном пересказе.

Кроме пьесы, писатель создал и прозаическую версию услышанной легенды и опубликовал с подзаголовком «Славянская сказка». В оригинале не было королевы и ее учителя-профессора - только мачеха, ее дочь и падчерица.

С. Маршак за работой, 1947

Слева - В. Лебедев. Обложка издания 1948 г. Справа - В. Алфеевский. Издание 1957 г.

Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой - из сказки в реальную жизнь - с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат. …Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».

Обложка издания сказки Маршака

Кадры из японского мультфильма *12 месяцев*, 1980

«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во МХАТе , но во время войны это было невозможно. Только в 1947 г. состоялась премьера спектакля в Московском театре юного зрителя, а в 1948 г. - и во МХАТе.

И печатная версия, и спектакль имели большую популярность, и в 1956 г. по сказке сняли мультфильм .

В 1980 г. японцы совместно с «Союзмультфильмом» выпустили «Двенадцать

месяцев» в жанре «анимэ» .

А самой известной экранизацией стал фильм А. Граника, вышедший на экраны в 1972 г.

Кадр из мультфильма *Двенадцать месяцев*, 1956

Интересно то, что актеры в реальной жизни воплотили то, что осталось неосуществленным замыслом Маршака в сказке: актриса, исполнившая роль Падчерицы (Н. Попова) вышла замуж за актера, который в фильме был Апрелем (А. Быков).

А вот в Лиану Жванию, блестяще воплотившую образ Королевы, как говорят, был влюблен сын писателя - Иммануэль Маршак.

Главная героиня сказки «Двенадцать месяцев» — девочка, живущая в одном доме с мачехой и сводной сестрой. Характер у мачехи был недобрый, свою родную дочь она очень любила и баловала, а падчерицу нещадно заставляла работать. И зимой, и летом, и весной и осенью девочка выполняла разные поручения мачехи. А однажды, когда на дворе стоял месяц январь, мачеха поручила девочке совсем невыполнимую работу – сходить в лес и нарвать корзину подснежников к именинам ее любимой дочери. Ослушаться злую женщину падчерица не посмела и отправилась в лес.

В лесу было снежно и холодно. Домой девочка возвращаться боялась и решила она, что лучше в лесу от холода замерзнуть, чем с пустой корзиной перед грозной мачехой появиться.

На свое счастье девочка заметила огонек в лесу и пошла к нему. Вскоре она вышла к огромному костру, у которого сидели двенадцать человек разного возраста, от седых старцев до юношей. Девочка рассказала им, для чего она в лес пришла и почему домой не может вернуться.

И тут ее ждал необыкновенный сюрприз. Оказалось, что у костра сидят все двенадцать месяцев, от Января до Декабря. Посовещались, месяцы решили помочь девочке, которую они хорошо знали и часто ее видели за работой. Месяц Январь уступил место Февралю, а Февраль, в свою очередь, уступил очередь Марту. На поляне появилось огромное количество подснежников. Девочка набрала полную корзину цветов и вернулась домой.

Ошеломленная таким поворотом событий, мачеха принялась ее расспрашивать, откуда цветы. Девочка рассказала все без утайки. Тогда ее сводная сестра стала выговаривать девочке, что та не попросила у месяцев никаких дополнительных подарков. Тогда мать решила отправить в лес и свою любимую дочь. Та смело пошла в заметенный снегом лес и вскоре сумела найти костер, у которого грелись двенадцать месяцев. Мачехина дочь стала требовать у них разных подарков, но месяцы ее совсем не знали, и рассерженный Январь напустил на нее метель.

Озабоченная пропажей дочери, в лес отправилась и мачеха. Больше ее никто не видел. А главная героиня сказки с тех пор стала жить самостоятельно. А когда подросла, завела семью. Возле ее дома вырос чудесный сад, в котором все плоды поспевали раньше, чем у других людей. Говорили даже, что у нее гостят одновременно все двенадцать месяцев.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Двенадцать месяцев» заключается в том, что к законам природы следует относиться со всей серьезностью и не пытаться нарушать их. Мачеха главной героини и ее дочь решили пренебречь этими законами, и были сурово наказаны. Сказка учит трудолюбию и терпению. Главная героиня сказки своим трудолюбием настолько понравилась двенадцати месяцам, что они решили ей помочь и в виде исключения устроили весну в январе, чего раньше никогда ни для кого не делали.

В сказке мне понравился месяц Март. Он уговорил Январь и Февраль уступить свое место, чтобы устроить для главной героини сказки внеплановую весну.

Какие пословицы подходят к сказке?

Жадность – всякому горю начало.
Случается такой год, что в день по семь погод.
Любишь труд – любишь жизнь.

В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришёл в лес за ёлочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костёр.

Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издаёт приказ: обещает большую награду тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.

Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес - за подснежниками.

Замёрзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей своё колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова - и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.

Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадёт у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.

Торжественный приём в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у неё возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.

В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мёрзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у неё отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с неё шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остаётся с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мёрзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор - чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат - погреться у костра, Мачеха с Дочкой - шубы, хоть собачьи. Старик даёт им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.

Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряжённые двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и даёт каждому шубу. А собак она через три года приведёт к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.

Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание сказки Двенадцать месяцев. Будем рады, если вам удастся прочесть сказку Самуила Маршака целиком.

Краткое описание героев сказки Двенадцать Месяцев С. Маршак

  1. Старуха мачеха.
    Мачеха очень злая, так как она не пожалела падчерицу отправила е в метель в лес. Так же она глупая ведь какие цветы могут быть посреди января, ещ она жадная она до такой степени захотела золота, что выбирала корзину которая побольше. В общем это действующее лицо нест зло.
    Дочка.
    Ленивая, потому что не захотела идти за подснежниками и тем-более такая же глупая как и мачеха. Злая, ведь тоже заставляла идти падчерицу в метель за подснежниками. А также она зависливая.
    Это действующее лицо так же нест зло.
    Падчерица.
    Она очень трудолюбивая потому что она выполняла такую работу как: Возила хворост и носила воду. Приветливая, вежливая, наблюдательная (она заметила огонк), добрая, и конечно же смелая потому что она не побоялась пойти в лес ночью, в метель, а ещ победила страх и вышла ко всем 12 месяцев, хоть она и боялась.
    Герой положителный, доброжелательный.

    Королева.
    Она была капризная, делала все, что ей захочется. Она даже захотела, чтобы Декабрь превратился в Апрель. Она ни разу не видела подснежники, а сказала, что они ей очень нравятся, и она хочет их прямо сейчас. Ещ она была ленивая, не любила писать. Она не хотела, чтобы профессор ею командовал, а совсем наоборот, она им командовала. Она не хотела учится вообще, была безграмотна.
    Герой отрицательный.
    Учитель королевы.
    Он любит чтобы вс было правильно, обучает королеву чистописанию, немного трусливый (когда королева сказала что может его казнить он испугался и стал с ней соглашаться) потом изменился стал более смелым (он ответил королеве что не может быть подснежников в январе и что 8*8=64. И этот герой терпеливый.
    В общем герой положительный.
    Канцлер.
    Он исполнительный, терпиливый (слушал капризы королевы), трудолюбивый (носил и уносил листы которые нужно было Очертать.
    Герой положительный.
    Начальник королевской стражи.
    Он добрый так как он помог падчерице довезти и собрать хворост, он не жадный (когда январь спрашивал что он хочет на новый год, начальник ответил: Мне бы только возле костра погреться да и ладно.
    Герой положительный.
    Глашатаи.
    О них ничего нельзя сказать, так как они только зачитывали приказание королевы и эти герои не понять толи положительные толи отрицательные, в общем неизвестно.



  2. эъэхжэ
    ъ
  3. Падчерица из Двенадцати месяцев чем-то напоминает Золушку такая же бедная, никому не нужная сирота. У девушки нет ни одной свободной минуты. Ей без конца приходится хлопотать по хозяйству, в то время как ее сводная сестра целыми днями бездельничает и примеряет наряды.
    Скромная и безропотная девушка не жалуется на судьбу, ей нравится трудиться. За добрый нрав все в округе любят и жалеют Падчерицу. А какая она красавица!
    Мачеха ни в грош не ставит Падчерицу, не испытывает к ней никакого сострадания. Поэтому и отослала ее на ночь глядя в метелицу и в лютый мороз искать в лесу подснежники для капризной королевы.
    Девушка наверняка замерзла бы в лесу, если бы не повстречала двенадцать месяцев. Месяцы прониклись сочувствием к бедняжке и решили помочь ей подарить подснежники.
    Конечно, мы понимаем, что такое может случиться только в сказке. Но мы ведь знаем, что каждая сказка намек, своего рода урок. На добро отвечают добром учит нас сказка Двенадцать месяцев. Добрая, трудолюбивая, отзывчивая и скромная Падчерица была сполна вознаграждена за свою доброту.
  4. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
    Главные герои: 12 месяцев, падчерица, мачеха с дочкой, принцесса.
    Краткий пересказ: По велению капризной и взбалмошной принцессы мачеха отправила свою падчерицу в декабре- месяце в лес за подснежниками. 12 месяцев помогли падчерице собрать подснежники и обещали всегда приходить на помощь к ней, подарив колечко. Принцесса захотела сама побывать в лесу и увидеть подснежники, но поплатилась за это только тем, что очень замрзла. А мачеху вместе с е дочерью 12 месяцев превратили в вечно лающих друг на друга собак.
  5. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
    Главные герои: 12 месяцев (Январь, Февраль, Март, Апрель, Мая, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь), падчерица, мачеха с дочкой, принцесса.
    Краткий пересказ: По велению капризной и взбалмошной принцессы мачеха отправила свою падчерицу в декабре- месяце в лес за подснежниками. 12 месяцев помогли падчерице собрать подснежники и обещали всегда приходить на помощь к ней, подарив колечко. Принцесса захотела сама побывать в лесу и увидеть подснежники, но поплатилась за это только тем, что очень замрзла. А мачеху вместе с е дочерью 12 месяцев превратили в вечно лающих друг на друга собак.