Медицинские образование в США: вузы и трудоустройство. Российское и зарубежное медицинское образование

В сегодняшнем высококонкурентном мире для достижения успеха требуется признание, которое дают только дипломы лучших вузов. Однако если еще пару десятилетий назад весь «медицинско-образовательный» цвет приходился на США и Западную Европу, то сегодня ситуация стремительно меняется.

Ознакомьтесь со списками сильнейших медицинских университетов в , и .

Десять лучших медицинских университетов мира

Десять лучших медицинских университетов мира завоевали свою репутацию не напрасно – это действительно мировые лидеры как по образовательным достижениям, так и в научно-исследовательской деятельности в медицинской сфере. Именно эти институты задают тон развитию медицины завтрашнего дня. Профессорско-преподавательский состав этих университетов проводит самые современные исследования в области борьбы с онкологическими заболеваниями, умственными расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.

Стать студентом одного из лучших медицинских вузов мира – значит, работать бок о бок с величайшими умами современной медицины.

  1. Harvard University (США). Гарвардский университет гордится своими успехами в области борьбы с раковыми заболеваниями. Ученые медицинского факультета университета совместно с Dana-Fraber Cancer Institute делают огромные шаги к созданию противоопухолевой вакцины для пациентов с лейкемией.
  2. Johns Hopikns University (США). Медицинский факультет университета собрал под своей крышей, возможно, лучших медицинских светил мира. Ученые-медики принесли вузу уже 19 нобелевских медалей. Сегодня студенты и профессора университета вовсю работают над созданием кровеносных сосудов из стволовых клеток и еще много над чем другим.
  3. Yale University (США). Ученые Йельского университета всегда были на острие самых главных медицинских исследований. Например, именно ученые Yale впервые в мире применили химиотерапию для лечения рака. Среди недавних открытий – использование флуоресцентных протеинов для отслеживания электрической активности в мозге.
  4. Stanford University (США). Ученые медицинского факультета Стэнфорда (среди которых четыре нобелевских лауреата), работают над проектами, которые сразу же получают практическое применение в медицине. К примеру, недавно был найден новый протеин, связанный с болезнью Альцгеймера, который должен в скором времени помочь в определении точных причин возникновения этого недуга.
  5. University of California, Los Angeles (США). Школа медицины David Geffen существует всего 10 лет, однако уже успела получить Нобелевскую премию за работу Луи Иньярро, который использовал сигнальную молекулу окиси азота в сердечно-сосудистой системе.
  6. Imperial College of London (Великобритания). Одним из самых знаменитых сотрудников Imperial College был сэр Александр Флеминг, который получил в 1945 году Нобелевскую премию за открытие пенициллина. Считается, что это открытие спасло больше жизней, чем любое другое. Сегодня сотрудники университета работают над созданием «умного скальпеля», который будет способен распознавать раковые клетки в организме.
  7. Karolinska Institute (Швеция). В Шведской медицинской школе располагается Нобелевский комитет, однако известна она не только этим. Здесь активно идет разработка сразу нескольких вакцин, например, от ряда сердечно-сосудистых заболеваний до гепатита С и ВИЧ.
  8. University of Melbourne (Австралия). Медицинский факультет этого университета первым на континенте стал готовить врачей и с тех пор всегда выдавал важные практические результаты для медицины. Здесь работает первая в Австралии женщина – лауреат Нобелевской премии, Элизабет Блэкберн, которая выяснила механизм защиты хромосом ферментом теломераза в 2009 году.
  9. University of Cambridge (Великобритания). Кембриджский медицинский факультет постоянно публикует статьи своих ученых в лучших медицинских журналах, многие из которых производят настоящий фурор. Среди последних исследований – обнаружение модели сигнала упаковки РНК ВИЧ, что открывает новые пути поиска лекарства от этого вируса.
  10. University of Oxford (Великобритания). 16 нобелевских лауреатов работали или работают в стенах Оксфорда, и это не предел. Здесь предлагаются программы по нейромедицине, клинической эмбриологии, диагностике и т.д.

Лучшие медицинские вузы Северной Америки

  1. Harvard University (США).
  2. Stanford University (США).
  3. Columbia University (США).
  4. Johns Hopkins University (США).
  5. University of California, Los Angeles (США).
  6. Duke University (США).
  7. Yale University (США).
  8. University of Washington (США).
  9. University of Toronto (Канада).
  10. University of Pennsylvania (США).

Лучшие медицинские вузы Европы

  1. University of Oxford (Великобритания).
  2. University of Cambridge (Великобритания).
  3. Imperial College London (Великобритания).
  4. University College London (Великобритания).
  5. King"s College London (Великобритания).
  6. Karolinska Institute (Швеция).
  7. University of Edinburgh (Великобритания).
  8. Erasmus University Rotterdam (Нидерланды).
  9. KU Leuven (Бельгия).
  10. Universität Heidelberg (Германия).

Лучшие медицинские вузы Азии

  1. University of Melbourne (Австралия).
  2. University of Sydney (Австралия).
  3. University of Tokyo (Япония).
  4. University of Queensland Australia (Австралия)
  5. Monash University (Австралия).
  6. National University of Singapore (Сингапур).
  7. Kyoto University (Япония).
  8. Seoul National University (Южная Корея).
  9. The University of Hong Kong (Гонконг).
  10. University of New South Wales (Австралия).

Разговор начнем с существующих мифов, основная часть которых сводится к паре главных стереотипов. Стереотип первый: работать врачом в Штатах – круто. Врачи зарабатывают огромные деньги, имеют в обществе полное уважение и являются частью социальной касты, под названием «сливки общества». Стереотип второй: эмигранту из другой страны оказаться врачом в Америке – невозможно. Будто, иностранные медицинские дипломы здесь не признаются, а процесс обучения на медицинских факультетах в самой Америке стоит настолько дорого, что об этом и думать страшно. На самом деле, ситуация не совсем уж такая устрашающая, как говорят.

Сразу пройдемся по статистике, которая, как мы знаем, вещь достаточно упрямая. А она (то бишь статистика) вооружившись цифрами гласит, что сейчас каждый пятый доктор в Америке – иностранец, а именно специалист, имеющий медицинское образование, полученное за пределами США. Как у них это получилось?

Утверждать, что это очень просто, было бы большим преувеличением. Однако, нет ничего невозможного.

Дипломы медицинских учреждений, полученные за пределами страны, в США не то чтобы совсем не признаются – они то признаются, но потребуется специальное подтверждение, и не формальное, в качестве тонны дополнительных справок и подтверждений, а самое что ни на есть настоящее, выражающееся в сумме определенных знаний и навыков. На территории Штатов работает структура, под названием ECFMG (Educational Commission for Foreign Medical Graduates). Из ее названия становится вполне ясно, что она занимается подтверждением квалификации зарубежных врачей, проще говоря, является своеобразным фильтром. Дабы получить право заниматься врачебной практикой, врач-иностранец должен пройти лицензионные экзамены USMLE, в состав которых входит два этапа, — Step1 и Step2. Дискриминация отсутствует –студенты-медики из Америки сдают точно такие же в процессе учебы, посему здесь речь идет об обычном восстановлении справедливости.

Какие эти экзамены?

Step1 – стандартный компьютерный тест, состоящий из вопросов в таких сферах, как патология, фармакология, физиология, микробиология, анатомия (с уклоном на нейроанатомию) и биохимия, вдобавок особый предмет, именуемый behavioral science – определенная комплексная дисциплина, требующая познаний в области психиатрии, статистики и врачебной этике. Помимо этого, в тесте присутствуют вопросы относительно междисциплинарных познаний – генетики, эмбриологии и молекулярной биологии.

Экзамен нужно сдать за один день, на него дается семь часов (с перерывом в один час). Вопросы (а их 350) довольно сложные, и мало кто может ответить на все. На практике видно, что правильные ответы приблизительно на половину либо чуть больше вопросов гарантируют минимальный проходной уровень. Вместе с тем, чем выше результат, тем лучше возможность попасть на работу в приличное место.

С целью подготовки к сдаче экзамена предлагается специализированная литература, которая, понятное дело, не заменяет основного медицинского образования, однако позволяет освоить его формат и исключить стандартные ошибки. Имеется и возможность заблаговременно купить банк шаблонных вопросов (их около 1500-2000) и поупражняться в ответах на них с помощью Интернета в режиме настоящего времени. Стоит сказать, что результат оправдывает себя.

Тому, кто прошел через первый этап, предстоит одолеть второй. В экзамене Step2 есть две части: часть теории и часть практики. Первая (Clinical knowledge) – это 9 разделов по 46 вопросов из таких сфер, как хирургия, педиатрия, терапия и гинекология. А вторая (Clinical skills) – симуляция докторской консультации. Будущему врачу необходимо осмотреть 10 «пациентов» — специально обученных людей, которые получили задание симулировать определенную болезнь, — после чего поставить всем диагноз и прописать лечение, внеся необходимые данные в историю болезни.

Уровень знания английского языка никакими дополнительными тестами подтверждать не нужно, хотя вполне понятно, что низкий языковой уровень может оказаться существенным барьером во время сдачи всех разделов медицинских лицензионных экзаменов.

А вот те, кто с ними справляется, — а подобных людей достаточно, — могут быть зачислены в резидентуру (наподобие нашей ординатуры), то бишь, приступить к работе в клинике, в которой будут заниматься практикой под руководством более осведомленных докторов, получая заработную плату. Длительность резидентуры будет зависеть от конкретной специализации: семейная медицина, терапия и педиатрия – три года; радиология и анестезиология – четыре года; хирургия и гинекология – пять лет; нейрохирургия – шесть лет. После окончания резидентуры нужно пройти еще один экзамен, также имеющий теоретическую и практическую часть: тест на компьютере из 480 вопросов и рассмотрение 9 клинических случаев. Успешно преодолев испытания врач получает визу класса «Н» и право осуществлять медицинскую практику, а также продолжить обучение в медицинской аспирантуре.

Итак, с мифом касательно нереальности стать врачом в США мы вроде бы разобрались. И можем утверждать, что это все-таки возможно и более чем реально. Сложно, однако возможно. Осталось узнать, на самом ли деле американские врачи купаются в золоте?

Уровень зарплаты у них на самом деле довольно высок: в зависимости от направления работы от 150 до 650 тысяч долларов за год. Наиболее высокооплачиваемые – анестезиологи и радиологи, а «бедными» считаются педиатры. Даже в первый год резидентуры у американских врачей заработная плата держится на уровне не ниже 45 тысяч за год. Однако, в этой бочке меда присутствует своя ложка дегтя. Как мы знаем, ни один врач не застрахован от совершения ошибок. Однако в США моральными муками все дело не ограничивается. Медик, совершивший врачебную ошибку, превращается в ответчика на судебном процессе, и размер выплат пострадавшему клиенту (либо его семье) может достигать вполне астрономических размеров. Так что, врачи кооперируются в страховые ассоциации, и на оплату страховки идет достаточно большая часть зарплаты. По данным всезнающей статистики, прибыль врачей в США в период с 1995 по 2004 году упала приблизительно на 7%. Пожалуй, все познается в четком сравнении. Потому, даже учитывая стоимость достойной жизни, высокие налоговые поборы и оплату страховки, американские врачи, однозначно, относятся к самым обеспеченным классам общества.

Поступление в медицинские школы для иностранного студента – задача не из легких. Во-первых, потому что менее половины всех медицинских школ США принимают студентов из-за рубежа. И даже они принимают очень мало иностранцев, отдавая предпочтение местным студентам. Во-вторых, из-за высоких вступительных требований.

Финансовый вопрос здесь тоже играет немаловажную роль. Медицинские программы во всех странах мира одни из наиболее дорогих, так как требуют много лабораторных занятий, клинической практики, почти постоянного участия научного руководителя. Кроме того, медицинское образование США – самое дорогое в мире.

Стоимость обучения и стипендии

Обучение врачебному делу занимает от 11 до 15 лет, включая бакалавриат, а цены в американских медицинских вузах ежегодно растут. Так, за последние 10 лет, стоимость медицинских программ выросла более чем на 40 %. В среднем, стоит ориентироваться на стоимость $40’000-50’000 и выше.

Иностранным студентам в медицинских школах почти не приходится рассчитывать на стипендии – хотя редкие исключения из этого правила все же встречаются. Но учитывая высочайший конкурс, для получения стипендии нужно обладать, действительно, выдающимися знаниями, академическими и жизненными достижениями, иметь блестящие рекомендации, написать исключительные мотивационные письма.

Общие требования к абитуриентам медицинских школ

Общие требования медицинских школ к поступающим таковы:

  • Степень бакалавра с обязательным изучением биологии и химии. Некоторые школы также требуют наличия часов по ряду гуманитарных наук, английскому, математике, естественным наукам.
  • Хорошие результаты MCAT – обязательного теста для поступления в медицинские школы США. По необходимости/желанию указываются результаты других стандартных тестов - GRE , GMAT , LSAT.
  • Хорошие результаты теста на знание английского языка - TOEFL, IELTS или другого.

Кроме того, абитуриенту необходимо внимательно ознакомиться со всеми требованиями вуза, которые зачастую будут отличаться от стандартных. Возможно, потребуются дополнительные тесты, экзамены и собеседования, которые будут проведены непосредственно представителями вуза.

Подача заявок и поступление

Иностранные студенты подают унифицированные заявки во все медицинские школы США через систему AMCAS - American Medical College Application Service. Управление системой подачи заявок осуществляет Ассоциация американских медицинских колледжей.

Абитуриент заполняет стандартную форму, включающую персональную информацию о нем и его семье, всех учебных заведениях, которые он посещал, изучаемых предметах, оценках, деятельности, непосредственно относящейся к медицине, имеющихся рекомендательных письмах.

Затем абитуриент указывает медицинские вузы, в которые планирует отправлять заявку. После этого добавляет мотивационные эссе – от одного до трех в зависимости от программы и уровня обучения. Поступающим на программы M.D. или Ph.D требуются: личное мотивационное эссе – Personal Comments Essay, магистерское или докторское эссе - M.D./ Ph.D. essay, а также эссе с описанием имеющегося у студента исследовательского опыта - Significant Research Experience essay.

Обучение

Учеба в медицинской школе США длится 4 года, продолжается обучением в ординатуре от 3 до 7 лет. После этого для желающих расширить или углубить свою специализацию, усилить практические навыки есть дополнительные программы, которые длятся от одного до четырех лет и не ведут к присуждению степеней. Студенты должны быть готовы к огромным и разноплановым нагрузкам – многочасовым занятиям в учебных классах, лабораториях и анатомическом театре, практике в клиниках.

Для получения врачебного диплома студенты обязательно проходят комплексный экзамен United States Medical Licensing Examination (USMLE), или Board exam, состоящий из трех ступеней:

  1. Первый экзамен сдается по окончании второго года обучения в медицинской школе,
  2. Второй – в течение четвертого года обучения,
  3. Третий – после первого года ординатуры.

Эти экзамены различаются по структуре и содержанию, но все вместе они гарантируют, что знания и навыки молодого специалиста соответствует стандартам американского медицинского образования.

Степени

Выпускникам медицинских школ США присваиваются следующие степени: Doctor of Medicine, M.D., Doctor of Osteopathic Medicine D.O., Ph.D.

После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года.

Выбор медицинского ВУЗ-а.

В 1876 в Вашингтоне была основана Ассоциация Американских Медицинских Колледжей. В её задачи входит усовершенствование здравоохранения и организации медицинской помощи за счёт инновационного медицинского образования, передового ухода за больными и новаторских исследований в области медицины. ААМК включает в себя 145 американских и 17 канадских вузов, аккредитованных в области медицины, около 400 крупных клинических больниц и более 80 научных сообществ.

Традиционно, лучшими медицинскими вузами считаются колледжи, входящие в «Лигу Плюща»:
-Harvard University
-Yale University
-Columbia University
-University of Pennsylvania
А также:

Johns Hopkins University
-Stanford University
-University of California и другие.

Нужно также иметь в виду, что стоимость обучения в наиболее престижных вузах будет гораздо выше, чем в менее популярных.

Учебный процесс

После окончания средней школы выпускник не сможет сразу подать документы в университет на медицинскую специальность. Перед этим он должен получить степень бакалавра по любой дисциплине, но предпочтение отдаётся максимально приближенным к медицине предметам. Это могут быть химия, биология, экология или даже охрана окружающей среды. Обычно такое обучение, называющееся pre-medical study, длится 4 года. Подобные программы предлагаются различными колледжами по всей стране. После четырёхлетнего обучения по программе «pre-med» студент сдаёт экзамен MCAT (Medical College Admission Test), после которого может подавать документы в медицинский университет. Конечно, в каждом вузе есть свои дополнительные критерии отбора студентов, но MCAT сдают абсолютно все.

В США нет непосредственно медицинских университетов – документы подаются в обычные вузы, аккредитованные в области медицины (высшие медицинские школы). Так как подобных университетов в стране не так много, конкуренция в них довольно большая. При поступлении предпочтение отдаётся в основном абитуриентам, проживающим на территории штата, поскольку после окончания обучения они смогут остаться работать на месте. Также важен высокий балл, полученный в средней школе и за период обучения в бакалавриате, а также на вступительном экзамене.

В высшей медицинской школе студент обучается ещё четыре года. Первые два года проходят исключительно в классах. Студенты слушают лекции, посещают практические занятия по общим предметам: анатомия, биохимия, физиология и другие. Клиническая практика в больницах начинается с третьего года обучения. Студенты попадают в больницу, где впервые встречаются с пациентами. Практические занятия делятся на модули. Каждый модуль длится от шести до восьми недель и включает в себя практику в одном из отделений: хирургия, терапия, педиатрия и прочие. Четвёртый год также проходит в больнице, однако теперь студенты могут проводить больше времени в тех отделениях, которые вызывают наибольший интерес.

Не все вузы следуют таким чётким правилам. Некоторые учебные заведения допускают своих студентов в больницы гораздо раньше, зато курс лекций может длиться все четыре года.

После окончания высшей медицинской школы студент сдаёт United States Medical Licensing Exam (USMLE). Этот экзамен многоуровневый.

USMLE Step 1 – компьютерный тест, состоящий из вопросов по предметам первых двух лет обучения в медицинской школе.
USMLE Step 2, который делится на два этапа. Clinical Knowledge – компьютерный тест с вопросами по предметам последних двух лет обучения в медицинской школе. Clinical Skills является практическим экзаменом, в котором принимают участие актёры, играющие роль пациентов с различными заболеваниями и состояниями.
Этот экзамен является платным и проводится в определённые даты. Пересдача также оплачивается отдельно, а разница между датами экзаменов может составлять от нескольких месяцев до года.

Постдипломное медицинское образование

После успешной сдачи первых двух ступеней USMLE, чтобы стать настоящими докторами, студенты должны пройти интернатуру по выбранной специальности. Для каждой специальности интернатура длится определённое количество лет в зависимости от сложности выбранной профессии (терапия – 3 года, различные виды хирургии – от 5 до 9 лет). В интернатуру принимают самых успешных студентов, которые не только отлично сдали экзамены, но и занимались научной деятельностью во время обучения, помогали в больницах в свободное время, а также зарекомендовали себя на рабочих местах.

Во время интернатуры молодые врачи сдают внутренние экзамены по своей дисциплине, а после интернатуры – USMLE Step 3. Сдав последний уровень USMLE, интерны получают лицензию, благодаря которой официально считаются практикующими врачами и могут работать по специальности на всей территории США.

Некоторые специальности, такие, как неонатология, онкология, кардиология, требуют прохождения дополнительного обучения, которое называется fellowship. Это обучение длится ещё 2-4 года.

Таким образом, медицинское обучение в США длится минимум 11 лет. Если практикующий врач решает изменить свою специализацию или выбрать более узкое направление, то он также поступает в fellowship и проходит весь курс обучения с остальными студентами.

Для иностранных специалистов

Чтобы работать в Штатах по профессии, российский дипломированный врач должен подтвердить свою квалификацию и получить лицензию на врачебную деятельность. Сделать это можно двумя способами.

Первый способ – поступить в высшую медицинскую школу. Так как обучение на лечебном факультете российских медицинских вузов длится обычно шесть лет, диплом о высшем медицинском образовании в США будет приравнен к диплому бакалавриата. То есть, имея российский диплом, можно пропустить общее четырёхгодичное обучение. Также, имея на руках транскрипт зачётной книжки, можно пройти упрощённую программу обучения в самой медицинской школе. Например, если в российском медицинском вузе предмет “Патологическая анатомия” длился 48 часов, в течение этого времени были предусмотрены 2 зачёта и 1 экзамен, а в американском вузе этому предмету уделяется всего 24 часа и 1 зачёт, то проходить повторно курс патологической анатомии студенту не придется. Или наоборот, если в российском университете предмету уделялось меньше часов, то их придётся доработать за границей.

Однако не все американские медицинские школы принимают иностранных студентов. Стоит подробно изучить сайт каждого университета в отдельности, чтобы узнать о такой возможности.

Выбрав медицинские школы, готовые принимать на обучение иностранных студентов, нужно отправить в каждую из них запрос (Requests for Application Materials). Учебное заведение предоставит список необходимых для поступления документов, в том числе требуемый результат языкового теста TOEFL, а также предложит список вступительных экзаменов, например, MCAT (Medical College Admission Test). Наличие научных работ добавит дополнительные баллы при зачислении в университет.

(на фото Рогозов Леонид Иванович. Врач-хирург, участник 6-й Советской антарктической экспедиции, в 1961 году сделавший сам себе операцию по поводу острого аппендицита.)

После зачисления в медицинскую школу российскому абитуриенту предстоит трёх- или четырёхгодичное обучение (в зависимости от количества пройденных часов в российском вузе). За время обучения будет осуществляться подготовка к экзаменам USMLE наравне с американскими студентами.

Итого понадобится минимум три года дополнительного обучения и тысячи долларов, чтобы оплатить все расходы на образование, жильё, питание и так далее.

Другой способ – подтвердить свой диплом и получить место в ординатуре. Но в этом случае кандидату придется самостоятельно готовиться к экзаменам. Из затрат – стоимость самих экзаменов и расходы на сопутствующие нужды.

Первое, что нужно сделать в этом случае, – связаться с Комиссией, оказывающей содействие иностранным студентам-медикам ECFMG (Educational Commission For Foreign Medical Students) и узнать, входит ли российский вуз в список тех, чьи дипломы можно подтвердить в США. Если входит, то ECFMG высылает различные брошюры, в которых рассказывается о процедуре зачисления. После подачи документов Комиссия высылает приглашение на USMLE 1, который можно сдать в России. Подготовиться к нему можно самостоятельно, воспользовавшись специальной литературой или записавшись на годичные курсы Kaplan Medical, которые направлены на подготовку ко всем частям экзамена USMLE.

После успешной сдачи первых двух уровней USMLE (USMLE 2 проводится в некоторых городах США) можно подавать документы в ординатуру.

Заявления с результатами тестов и резюме можно направить во все интересующие клиники через интернет. После рассмотрения заявки больница приглашает соискателя на собеседование. Далее вся информация о результатах собеседований, предпочтениях кандидата в выборе больницы и наоборот поступает в Американскую Медицинскую Ассоциацию (AMA – American Medical Association) для рассмотрения и обработки. После чего компьютер производит Match (специальная программа комбинаций), и соискатель получает список мест, готовых его принять.

Если кандидат не поступил в ординатуру по интересующей специальности, а количество мест было ограничено, он может подать заявку на зачисление в ординатуру по менее востребованным специальностям с наибольшим количеством мест. Обычно соискатели находят рабочие места во «второй волне».

Если за время прохождения ординатуры иностранный врач хорошо зарекомендовал себя, больница может гарантировать ему трудоустройство в качестве лицензированного врача-специалиста. Это поможет в получении вида на жительство, если он захочет остаться в стране.

Хочу рассказать, как американцы получают медицинское образование, сколько лет им для этого требуется, как стать врачом общей практики, дантистом, хирургом, какая существует система оплаты.

В США доктор - человек уважаемый

Труд врача в США является чуть ли не самым престижным. Восемь первых мест в рейтинге самых высокооплачиваемых профессий в стране стабильно занимают медики. А анестезиолог - самая прибыльная специальность: зарплата этих врачей доходит до 290 тыс. долларов в год. Средняя же зарплата доктора в США - 150 тыс. долларов в год.

Врачи – богатая и влиятельная социальная группа. Но и требований к докторам в Америке предъявляются весьма высокие. Они обязаны иметь не только самый высокий уровень образования, но и на протяжении всей службы совершенствовать его, повышая свою квалификацию. И, конечно, получить профессиональное образование и продвигаться по службе совсем недешево. В общей сложности для получения медицинского образования в США придется выложить от 100 до 150 тыс. долларов.

Американцы привыкли думать, что медицина в США - самая профессиональная в мире. Каждый, кто желает стать врачом и практиковать в Америке, должен пройти очень сложный путь, и исключений не делается ни для кого.

На врача у нас учатся очень долго. Самостоятельную практику врач начинает вести, как правило, только к сорока годам. Никто не ожидает, что все врачи станут гениями, профессорами и академиками, с широкими познаниями и суперподходом к больным. Главное - больной в должен быть уверен, что доктор, к которому он обращается, не совершит грубой ошибки.

Система медицинского образования в США и его структура значительно отличается от остальных. Ведь у нас не существует бесплатного высшего образования. Платить за обучение приходится всем студентам - и тем, кто учится в частных вузах, и тем, кто посещает государственные вузы. Социологи утверждают, что расходы образования занимают в бюджете средней американской семьи второе место после покупки дома. Тем не менее, в стране действует система, позволяющая снизить, иногда довольно существенно, финансовую нагрузку на семейный бюджет, которая влечет обучение в колледже или университете. Это возможно благодаря широко распространенной системе стипендий и грантов.

Медицинские школы – так в США называются высшие медицинские учебные заведения – в основном финансируются из бюджетов тех штатов, в которых они расположены. Поэтому при поступлении приоритет отдается в первую очередь жителям данного штата, а во вторую – гражданам США.

Поскольку профессия врача считается одной из самых престижных, учиться на врача – дорогое довольствие. Это намного накладнее, чем скажем, учиться на экономиста или юриста. Кроме того, организация учебного процесса по этой специальности требует много специализированного оборудования и дорогих расходных материалов (особенно по специализации «Стоматология»). Поэтому плата за обучение в медицинской школе всегда очень высока, и без кредита студенту не обойтись. Стипендии платят только единицам. Об этой системе мы поговорим чуть ниже.

Бакалавриат - обязательная промежуточная ступень

После окончания средней школы в возрасте 18 лет молодой человек должен получить степень бакалавра в университете. Дисциплина особого значения не играет, но лучше, если это будут естественные науки.

Параллельно с получением степени бакалавра студент дополнительно проходит программу обучения на подготовительных медицинских курсах (Pre-Med). Главное - каким врачом вы хотите стать: дантистом или остеопатом, или хотите получить иную медицинскую специальность. От выбранной врачебной специальности зависит то, какой экзамен вам надо будет сдать после прохождения обучения по программе Pre-Med. Например, аллопаты и остеопаты должны сдавать вступительный тест для поступления в медицинский колледж (MCAT), дантисты – тест для поступления в зубоврачебный колледж (DAT), офтальмологи – специальный тест для поступления в колледж офтальмологии (OAT). Ну а тип экзамена определяется в зависимости от предметов, которые вы будете изучать в рамках Pre-Med. Продолжительность программы не ограничена в том смысле, что как только студент пройдёт все необходимые курсы, он может записаться на сдачу экзаменов. Это можно сделать и на третьем, и на четвертом курсе обучения. Здесь всё зависит от самого студента - от того, как быстро он осилит программу. Плюсом является наличие опыта работы в области здравоохранения. Конкурс составляет 4-5 человек на место. А в наиболее престижных школах страны на одно место могут претендовать до 10 абитуриентов. Экзамен можно пересдавать сколько угодно раз. Однако нужно иметь в виду, что о всех ваших попытках узнают все медицинские школы, куда вы будете подавать документы.

Можно пойти учиться на медсестру. Отделения подготовки медсестер открыты в составе многопрофильных колледжей, а также работают отдельные специализированные сестринские колледжи (College of Nursing). Учеба на сестринском отделении включает практику в госпиталях, школах, коммунальных агентствах, центрах для бездомных. Учащиеся постигают основы охраны здоровья, медицинскую этику и другие предметы. Лучшие программы аккредитованы при Национальной лиге медсестер (National League of Nursing). По завершении обучения может присваиваться степень бакалавра наук (Bachelor in Science).

Желающие стать врачами могут подать заявление в медицинскую школу, лишь пройдя обучение в университете.

Долгий путь к диплому

В США существует около 120 медицинских школ. Напомню, только студенты с лучшими оценками принимаются в медицинские школы.

Каждая из них устанавливает собственные стандарты и процедуру отбора. Ежегодно издается справочник Medical School Admission Requirements, содержащий набор требований к поступающему в каждую из медицинских школ и статистику по результатам вступительных экзаменов прошлого года. Но вступительный тест MCAT, разработанный AAMC в сотрудничестве с медицинскими школами Америки и Канады, одинаково ждет всех абитуриентов. О нем мы уже говорили.

В некоторых школах действует программа «двойного диплома» MD/PhD (Doctor of Medicine/ Doctor of Philisophy). Однако около 98% всех выпускников-медиков получают один диплом - MD. Есть еще диплом MD/MBA (Doctor of Medicine/Master of Business Administration) - медицина плюс бизнес, но это встречается еще реже. Продолжительность обучения на MD/PhD составляет 7-8 лет, это примерно в два раза дольше, чем на MD.

Традиционно обучение в медицинской школе продолжается 4 года, из них половина срока - лекции и лабораторные работы. Затем - столько же клиническая практика.

Первые 2 года изучаются анатомия, биохимия, патология, физиология, фармакология, гистология и микробиология. Наиболее впечатляет в это время первый опыт работы в анатомической лаборатории.

На третий год, в ходе клинической практики, студент впервые сталкивается с пациентом.

Год обычно поделен на несколько периодов: студент посещает отделения педиатрии, терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, психиатрии и семейной медицины. Любой период длится 6-8 недель, и каждый учащийся под наблюдением врачей оказывает помощь госпитализированным пациентам. В работу входит сбор анамнеза, осмотр и составление списка возможных диагнозов и планов лечения.

В течение четвертого года у студента увеличивается объем практики, он наделяется большей ответственностью по отношению к пациенту и работает в рамках серии месячных курсов в областях, вызывающих наибольший интерес. Например, студент, интересующийся педиатрией, может провести один месяц обучения в отделении детской кардиологии.

Некоторые медицинские школы не следуют подобному традиционному плану, в них процесс обучения более интегрированный. Студенты начинают клиническую практику гораздо раньше, обучаясь и посещая лекции в течение всех четырех лет.

Через 8 лет после окончания High School наступает время резидентуры. Получив диплом, студенты сдают госэкзамен – USMLE. По его результатам их распределяют в резидентуру - аналог российской ординатуры, только занимающий большее количество лет. Резидентура в США - последипломная больничная подготовка врачей, предусматривающая специализацию в течение одного года интерном и в течение 3 - 8 лет резидентом.

Например, студенты, интересующиеся педиатрией, обращаются за резидентурой в детские больницы, а желающие стать хирургами - в хирургические отделения университетских клиник. Поступление в резидентуру, как и в медицинскую школу - процесс, отмеченный высокой конкуренцией. Приемные комиссии отбирают студентов с лучшими оценками, а также благосклонно относятся к тем, кто был волонтером и помогал другим, выполнявшим научные работы, кто хорошо зарекомендовал себя во время собеседования.

На время прохождения резидентуры молодой специалист нанимается госпиталем, получает зарплату, работает около 60-80 часов в неделю и оказывает помощь как госпитализированным, так и амбулаторным пациентам, но под руководством более квалифицированного врача.

Резидент может быть первым врачом при контакте с пациентом, однако, прежде чем начать лечение он обращается за советом к более опытному коллеге.

По завершении этого уровня специализации выпускник становится полностью лицензированным врачом. Он может работать терапевтом и оказывать помощь в частной практике. Например, выпускник резидентуры по педиатрии может работать педиатром в клинике в составе группы педиатров. Альтернативой может быть получение дополнительного, узкоспециализированного образования в определенной области. Тогда оно называется "fellowship" и включает обучение еще в течение 3-6 лет. Например, после окончания резидентуры по педиатрии молодой врач может выбрать дополнительное четырехлетнее обучение, чтобы стать гастроэнтерологом.

Общая картина получения разрешения на самостоятельную практику приблизительно следующая. Если вы собираетесь работать в скорой медицинской помощи, - потребуется 3-4 года; заняться семейной практикой или педиатрией - 3 года. Гинекология и психиатрия займут 4 добавочных года. Урология и общая хирургия - по 5 лет. Специализированная хирургия, включая пластическую - 5-6 лет (в зависимости от специализации). А если вы мечтаете стать, например, хирургом-кардиологом, прибавьте 7 лет, нейрохирургом - 8 лет.

После этой ступени наступает "последний бой". Он, соответственно, "трудный самый". Врач сдает сложный экзамен и, наконец, получает степень доктора медицины - MD (Medical Doctor). После этого можно работать врачом в США.

Важное отличие американской медицинской традиции

Хочу обратить внимание читателей на то, что в США сложилась практика, когда лечат не всего человека, а отдельные его органы. Лечение отдано на откуп «узким» специалистам, которые обращают внимание только на то, что является объектом их профессиональной квалификации, не замечая всего остального организма.

Отличительной особенностью американской медицины являются и особенные личные отношения между врачом и пациентом. Пациента считают партнёром врача, больному подробно разъясняют его состояние и прислушиваются к его мнению при выборе тактики лечения. Мнению пациента в оценке качества медицинской помощи придает огромное, иногда чрезмерное значение. Такое положение, по мнению ряда экспертов, ведёт к искажению оценки, поскольку пациент всегда субъективен и далеко не всегда способен объективно оценить качество обслуживания. Такое положение вещей, скорее всего, связано с боязнью судебных исков.
Пол Фрумкин, США