Поступательное развитие так как развитие. Поступательное развитие. Макросреда и микросреда организации

Поступательность как качество личности – способность постепенно развиваться, прогрессировать, двигаться вперёд.

Человек превращается в загнанное, нервное существо, если бежит по жизни, игнорируя поступательность и размеренность. Душа деятельна. Это её природа. Чтобы отвечать своей природе, необходимо жить в активном действии, в добросовестном исполнении своего долга, но при этом никогда нельзя забывать о самой главной, высокой цели жизни. В постоянной гонке за получением денег и материальных благ можно упустить главное – памятование о главной цели своей жизни.

Рваный бег по жизни только утомляет и, в конечном счете, разочаровывает. Только поступательное, систематическое, постоянное движение вперёд обеспечивает успех. Кирпичик за кирпичиком, но ежедневно, без отлынивания и самооправдания бездеятельности, обеспечивает поступательное движение к цели. Нельзя со знаниями первоклассника придти в университет на пятый курс с зачёткой и требовать отличных оценок. Нужно реализовывать свою цель регулярными, последовательными, повторяющимися, методичными, правильными и планомерными действиями.

Словом, в любой сфере жизнедеятельности человек добивается успеха, если, сделав первый шаг в путешествии на тысячу миль, каждый день он не забывает сделать следующий шаг. Если в человеке проявлены такие качества личности как целеустремлённость, постоянство, систематичность, поступательность, размеренность, упорство и настойчивость, он обязательно пройдёт всё расстояние. Сходят с дистанции необязательные, безответственные, слабовольные люди.

В ком прописались такие качества, как поступательность и постоянство не сможет спать спокойно, не сделав следующий шаг к цели. Он считает плодотворно прожитым днём только тот день, когда сделан запланированный шаг к цели. Иначе: беспокойная подушка, укоры совести, испорченное настроение, неудовлетворённость и состояние несчастности.

Когда поступательно идёшь к своей, а не к чужой, цели, при этом цели высокой, сама дорога превращается в счастье. Цель может выходить за пределы жизни. Это замечательно. Например, человек поставил перед собой высокую жизненную цель – сделать всё возможное, чтобы максимально приблизиться к Богу по своим качествам личности. Стать Богом человек не может, но стараться приблизиться к Нему – великая цель. Такая цель при поступательном движении обеспечивает личностный рост, совершенствование, самосознание, самовоспитание в себе положительных качеств личности. Да, это расстояние невозможно пройти до конца. Но запланированный максимум пройти можно, если включить целеустремлённость, размеренность и поступательность.

К Богу не идут наскоками, штурмовщиной. Дорога к Всевышнему не терпит непостоянства. Систематичность, постоянство и ещё раз поступательность и поступательность – вот слагаемые успеха.

Философ В.Р.Тушкин, задумываясь о поступательном движении вперёд, пишет, что люди не все вещи могут переварить сразу. Вот. Представьте, что напряжение в сети 220 вольт, а ваш механизм какой-нибудь работает на 110 вольт. И существует адаптор, который половину этого напряжения сети забирает. Потому что если дать все 220 вольт на какой-нибудь механизм, который работает на 110 вольтах, он просто сгорит. Вот и все. Точно также с человеком.

Индивидуальное сознание живого существа сегодня обладает определенной способностью переварить столько, завтра больше, а послезавтра ещё больше. То есть знание немножечко адаптируется, человеку дается то, что он сейчас сможет переварить. Переварил, тогда мы можем дать еще что-то другое, более сложное. И так поступательно, постепенно вести человека к вершинам духовности.

Большинство людей напрямую, в лобовую атаку принять духовное знание не могут. Поэтому им нужно адаптировать путь духовного развития. Идти к вершинам духовного пути развития нужно поступательно. На этом пути перед человеком возникают преграды в сознании. Их шесть. Это враги человека. Уничтожить их можно только поступательно. Другого пути нет. И последовательность борьбы следующая: жадность, гордыня, вожделение, иллюзия, гнев и зависть. Это очень важное знание. Такова поступательность в ходе духовного роста личности.

Философ Вячеслав Рузов пишет: «Избавление от этих проблем в сердце тоже проходит ту же последовательность. Избавляться нужно в том же порядке, что даёт нам какую-то поступательную некоторую схему развития. Несмотря на то, что, конечно же, работать надо над всем, но есть некоторая поступательность и нельзя находиться в иллюзии, преждевременно рассчитывая на то, что как-то этот порядок нарушится. Есть некоторый порядок в этом мире. То есть, не преодолев жадность, мы видим, первый этап, просто невозможно избавиться от гордости, так как гордость основана на обладании чем-то, то есть гордиться нужно чем-то… Что такое жадность? Жадность это что-то нужно заполучить, не важно что: звание, почёт, процветание, все что угодно. Человек должен что-то получить и этим уже потом можно гордиться. То есть гордость основана на том, что мы смогли накопить, получить, раздобыть, украсть, в конце концов. Гордость основана на жадности. Гордиться надо чем-то, поэтому без соответствующей жадности настоящая гордость неосуществима. Поэтому если у человека нет ничего, он говорит: «Чем ты гордишься, посмотри на себя. То есть совсем обнаглел. Гордиться-то хотя бы чем-то надо».

Словом, нельзя единовременно избавиться от всех недостатков сразу. Нужно поступательно искоренить в себе жадность, затем взяться за гордыню. Пройдя поступательно эти ступени, можно взяться за вожделение, иллюзию, гнев и, наконец, зависть.

Петр Ковалев

Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович

5. ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

Переход количественных изменений в коренные, качественные означает, что процесс развития происходит не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как переход от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

В философии прошлого, а также в современной буржуазной философии широкое распространение получил метафизический взгляд, согласно которому движение, развитие происходит якобы по замкнутому кругу, как повторение одного и того же, раз навсегда данного процесса

Критикуя господствовавший в XVIII в. метафизический взгляд на развитие, Энгельс писал: "Природа находится в вечном движении; это знали и тогда. Но, по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге и, таким образом, оставалось, собственно, на том же месте: оно всегда приводило к одним и тем же последствиям" .

Согласно этому метафизическому взгляду звездный мир и солнечная система остаются такими, какими они были от века, здесь ничто не уничтожается и ничто не возникает вновь. Ни одно животное, ни одно растение на земле с самых древнейших времен не стало качественно другим. История общества якобы также является повторением одних и тех же этапов. В этом отношении наиболее показательна общественная теория итальянского философа Вико (1668-1744 гг.), который считал, что общество совершает непрерывно повторяющиеся круговороты. По Вико, оно сначала переживает период детства, когда господствуют религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; наконец, период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда вместе с тем общество идет вспять, к упадку. Период упадка сменяется вновь периодом детства. И так далее и так далее.

В буржуазной социологии эпохи империализма "теория круговоротов" приобрела особенно реакционный характер. Об этом говорят взгляды Шпенглера - идеолога немецких империалистов, одного из идейных предшественников фашизма. Общество, по Шпенглеру, проходит три ступени развития: зарождение, расцвет и упадок. Современный этап человеческой истории, заявлял он, - это будто бы "этап заката", когда "все достижения современной культуры должны быть разрушены". Захватнические войны, порабощение одного человека другим диктуются якобы самим ходом человеческой истории. Особенность цивилизации XX в. такова, вещал этот мракобес, что человек стремится к завоеванию территорий. Такова была "философия" одного из первых идеологов немецких империалистов.

В таком же духе о "гибели цивилизации" и "движении общества вспять" кричат ныне лакеи американских поджигателей новой мировой войны.

"Подобно свинье мы катимся по склону к варварскому существованию среди грязных развалин", - утверждает в своей книге "Путь к спасению" отъявленный мракобес и человеконенавистник В. Фогт. "До конца текущего века, если не случится чего-либо непредвиденного" - вещает небезызвестный идеолог империалистической реакции Б. Рассел, - может произойти следующее: конец человеческой жизни, а возможно и всякой жизни на земле, возвращение к варварству, объединение мира под властью одного правительства" (подразумевается мировое господство американских монополистов). Реакционный социолог Альберт Швейцер в книге "Философия цивилизации" заявляет, что современная западная цивилизация находится в состоянии глубокого упадка, ибо земля якобы больше не имеет в резерве одаренных народов, способных занять надлежащее место в будущем. "Выход" Альберт Швейцер видит в том, чтобы призвать американцев занять место "лидера в духовной жизни" человечества.

Теория "круговорота" и "заката" в общественной жизни опровергается всей историей и современной жизнью народов. Подобные "теории" являются признаком глубокого загнивания капиталистического строя. Неизбежная гибель отжившего капиталистического строя трактуется идеологами буржуазии как гибель всей цивилизации. Марксизм до основания сокрушил все эти домыслы буржуазные философов и социологов.

Положение о поступательном, прогрессивном развитии в домарксистской философии было сформулировано Гегелем в виде закона "отрицания отрицания". Гегелевское "отрицание отрицания" гласит, что первое состояние в развитии (тезис), отрицаемое вторым, новым состоянием (антитезис), в свою очередь отрицается третьим состоянием (синтезис), которое в себе сочетает черты первого и второго, выступает формой примирения тезиса и антитезиса и представляет своеобразный возврат к исходному положению, но уже на новой, высшей основе. У Гегеля этот закон выступает как принцип построения всей его системы. Рациональная идея развития по восходящей линии, которая имела место в диалектике Гегеля, дана таким образом, в явно мистической форме,

Маркс и Энгельс подвергли резкой критике идеалистическую диалектику Гегеля. Они создали новый, в корне противоположный идеалистической диалектике Гегеля метод - марксистский диалектический метод. Но в трудах Маркса и Энгельса в ряде случаев сохранилось выражение "отрицание отрицания", внесенное в философию Гегелем. Совершенно очевидно, что выражение "отрицание отрицания", как и все другие положения диалектики, у Маркса и Энгельса имеет принципиально иное значение, чем у Гегеля.

Когда Дюринг выдвинул лживое утверждение, будто Маркс пользуется гегелевской формулой "отрицание отрицания" для обоснования своих социально-экономических выводов, Энгельс дал сокрушительный отпор такого рода нелепым утверждениям. Маркс никогда, писал Энгельс, не доказывал исторической необходимости смены капитализма социализмом ссылкой на "отрицание отрицания", Выводы Маркса всегда основывались на исследовании огромнейшего фактического материала, на данных реально происходящего исторического процесса, Маркс вкладывал в эту формулу тот смысл, что в действительном мире развитие идет по восходящей линии, что происходит отрицание старого новым.

В. И. Ленин также выступал против извращения врагами марксизма понятия "отрицание отрицания" в учении Маркса, когда в 90-х годах прошлого столетия представитель либерального народничества Михайловский выступил с клеветническими измышлениями по адресу Маркса, утверждая, будто Маркс свои положения доказывает не чем иным, как гегелевской "триадой" (положение - отрицание - отрицание отрицания), Ленин дал Михайловскому резкую отповедь. "...Энгельс говорит, - писал Ленин," - что Маркс никогда н не помышлял о том, чтобы "доказывать" что бы то ни было гегелевскими триадами, что Маркс только изучал и исследовал действительный процесс, что он единственным критерием теории признавал верность ее с действительностью" .

Таким образом, марксистский диалектический метод считает, что процесс развития представляет собой поступательное, восходящее движение от простого к сложному, от низшего к высшему, а не движение по кругу, не простое повторение пройденного.

Современный период человеческой истории ярко подтверждает правильность положения марксистской диалектики о поступательном характере развития, о неодолимом движении общества к коммунизму как самой высокой форме материального производства и общественных отношений.

Бывший в свое время прогрессивным капиталистический способ производства уже давно превратился в оковы общественного развития. Достигнув своего высшего этапа развития - империализма, капитализм довел до крайности присущие ему противоречия. Самим ходом развития общества был поставлен вопрос о пролетарской революции.

Победа социализма и успешное строительство коммунизма в СССР, социалистическое строительство в странах народной демократии, мощное коммунистическое движение в странах капитализма, усиление борьбы народов колониальных стран против своих империалистических поработителей - все это говорит о неодолимости развития к коммунизму.

Мощное движение за прочный мир и демократию, за срыв планов поджигателей воины, за независимость и суверенитет народов является той формой выступления масс, которая выражает насущные жизненные интересы трудящихся классов. Знаменательно, что народы мира все более и более убеждаются в том, что только коммунистические партии являются последовательными борцами против империалистического гнета и войн, что только под знаменем марксизма-ленинизма можно внести коренные изменения в положение трудящихся, избавиться от векового рабства, безработицы, нищеты и разорения.

Против борьбы масс за социализм и демократию выступают силы империализма и реакции. Отживающие классы стараются всеми способами предотвратить свою неизбежную гибель. Но как бы ни бесновались империалисты, им не остановить движения общества вперед, не сломить воли и стремления масс к миру, демократии, социализму. Закономерность исторического развития такова, что в ожесточённой борьбе между новым и старым верх одерживают передовые классы, ибо они выражают объективные потребности дальнейшего поступательного развития общества. "Мы живем в такой век, - сказал В. М. Молотов, - когда все дороги ведут к коммунизму".

Таким образом, мы видим, что движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному является непреложным законом развития. По сравнению со старым новое качественное состояние предмета или явления выступает как более богатое и полное по своему содержанию.

Утверждение нового качественного состояния означает отрицание, преодоление старого качественного состояния. Но это отрицание старого качественного состояния новым нельзя понимать как простое отбрасывание, как отрицание преемственной связи между старым и новым.

В диалектике, говорил Энгельс, отрицать - не значит просто сказать "нет", или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом. Следует помнить, что новое вырастает на базе старого и включает в себя все положительное, что было в старом. "Не голое отрицание, не зряшное отрицание, - писал Ленин, - не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание, как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного..." .

Каждая новая общественно-экономическая формация сохраняет и развивает дальше то положительное, что было создано предыдущими поколениями людей, развивает производительные силы, науку и культуру. И. В. Сталин высмеял тех горе-марксистов, которые утверждали, что пролетариат не должен пользоваться старыми техническими достижениями, а должен уничтожить старые, "буржуазные" железные дороги, здания, станки, оборудование и все создать заново, и которые получили за это прозвище "троглодитов".

Закономерность, обязательность поступательного развития, однако, не исключает временных отклонений от основной тенденции движения вперед,

Марксистский диалектический метод учит видеть не только восходящую прогрессивную линию развития о природе и обществе, но и возможные временные отступления, попятные движения, например реакционные движения в общественной жизни. Развитие по восходящей линии - это сложный и противоречивый процесс, который объективно может содержать и элементы движения назад, зигзаги и т.п. "...Представлять себе всемирную историю, - писал Ленин, - идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" .

История знает такие движения назад, как реставрация династии Бурбонов во Франции после разгрома Наполеона I, эпоха реакции в России после поражения революции 1905-1907 гг., гитлеровский режим в Германии в 1933-1945 гг., установление фашистского режима в Югославии, процесс фашизации государства в США и т. д.

Закономерность развития такова, что, несмотря на временные отливы и отступления, поступательное движение в конечном счете пробивает себе дорогу. В самом деле, как ни свирепствовало царское самодержавие в период реакции, какие жестокие меры ни принимало оно против пролетариата, победа в конце концов осталась на стороне последнего. То же можно сказать и о фашизме. Установление в ряде буржуазных стран открытой фашистское диктатуры - это, безусловно, движение вспять, временная победа реакции. Но, как показывает практика революционной борьбы, господство фашизма временно, преходяще. Характерным примером является факт крушения в ряде стран в ходе и в результате второй мировой войны реакционных, фашистских и профашистских, режимов.

Таковы основные положения марксистско-ленинской диалектики о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные изменения. Каково же их значение для практической деятельности Коммунистической партии?

Из книги Сферы мироздания (Эволюционные связи, соотношения, перспективы) автора Бирюков А

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА Обобщенное рассмотрение эволюционной картины известной части материального мира, анализ общих принципов построения трех его сфер приводит также к выводу о том, что по ходу эволюции происходит

Из книги Людены, или Великая Октябрьская Социалистическая Контрреволюция автора Эшер Эли

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса автора Ильенков Эвальд Васильевич

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности Познание - это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.В познавательном

Из книги 2. Субъективная диалектика. автора

Спиралевидный характер развития действительности и ее теоретического отражения Итак, под конкретностью теории материалистическая диалектика понимает отражение всех необходимых сторон предмета в их взаимной oбycловленности, в их внутреннем взаимодействии.Взаимный

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Субъективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

2. Противоречивый характер развития истины Основным тезисом материалистической диалектики в учении об истине является признание ее объективной природы. Объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, т. е. не

Из книги Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры автора Канарский Анатолий Станиславович

Часть третья. ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Из книги автора

Глава XIII. ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Материальное производство является основным способом взаимодействия общества и природы, которое осуществляется благодаря непосредственному воздействию производительных сил на предмет труда. Кроме того, это

Из книги автора

1. КОРЕННАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАРКСИСТСКОГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА МЕТАФИЗИКЕ В ВОПРОСЕ ОБ ИСТОЧНИКЕ И ВНУТРЕННЕМ СОДЕРЖАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ Источником и внутренним содержанием процесса развития является борьба противоположностей.Характеризуя марксистский

Из книги автора

2. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНА РАЗВИТИЯ КАК БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Одним из излюбленных приёмов современных метафизиков в борьбе против диалектического метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях

Из книги автора

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В переходный от капитализма к социализму период в нашей стране было успешно преодолено неантагонистическое противоречие между самой передовой в мире политической властью и отсталой технико-экономической базой

Из книги автора

Из книги автора

Своеобразие основ развития античного художественного производства. Историческое изменение формы эстетического процесса В последние десятилетия исследователи все чаще обращаются к вопросам, связанным с пониманием рабства, его институтов и покоящейся на их основе

3. Вглядываясь в современное состояние политики, искусства и науки, мы обнаруживаем длинную цепь попеременно обусловлива­ющих друг друга причин и следствий, протянувшуюся через долгие столетия. Перебирая ее звенья, мы вскоре замечаем, что в ней дей­ствуют главным образом две разнородные стихии, которые не в рав-; ной мере поддаются исследованию. В самом деле, мы можем удовлет-


ворительно объяснять друг через друга какую-то определенную часть причин и следствий в их последовательном развертывании, но, как показывают любые попытки описать историю человеческой культу­ры, временами мы наталкиваемся как бы на узлы, упорно не дающие себя распутать. Дело все в той же духовной силе, которая не позволя­ет вникнуть в свою сущность и предугадать образ своих действий. Казалось бы, она неотделима от исторической традиции и окружаю­щих условий, но она же перерабатывает и формирует их с присущим ей своеобразием. Взяв любую великую индивидуальность любой эпо­хи, можно показать, что она возникла на почве всемирно-историче­ского развития и что эту почву шаг за шагом создала работа предше­ствующих эпох. Однако как именно эта индивидуальность придала своей исторически обусловленной и подготовленной деятельности не-; повторимый отпечаток, это можно, пожалуй, показать и если не опи­сать, то почувствовать, но вывести в свою очередь следствием из чего-то другого нельзя. Такова неотъемлемая и повсеместная черта всякой человеческой деятельности. Первоначально все в ней скры-то-чувство, порыв, мысль, решение, речь и поступок. Но, соп­рикасаясь с миром, внутреннее начало деятельно развертывает себя вовне и оставляет свой особенный след на всей прочей внутрен­ней и внешней деятельности. С течением времени появляются сред­ства для закрепления этих вначале незаметных влияний; все меньше работа протекших столетий» проходит впустую для потомков. Вот она область, которую исследователь может изучать шаг за шагом:" Но эта же область пронизана действием новых, не поддающихся уче­ту глубинных сил. Материальность первой из этих двух стихий может получить такой перевес, что начнет грозить подавлением энергии другой. Но без правильного отграничения и оценки обеих мы не сможем отдать должное самому высокому из того, что способна нам показать история всех времен.



Чем глубже проникаем мы в древние эпохи, тем, естественно, заметнее сокращается масса материала, передаваемого от поколения к поколению. Зато мы сталкиваемся тут с другим феноменом, пере­носящим исследователя до известной степени в новую область. Ис­торически достоверные фигуры, чьи внешние жизненные обстоятель­ства известны, встречаются нам все реже, теряют отчетливость; их судьбы, даже их имена расплываются в неопределенности, и стано­вится неясно", только ли ими создано то, что им приписывают, или одно имя объединяет творения многих. Личности как бы исчезают, переходя в разряд туманных образов. Таковы Орфей и Гомер в Гре­ции, Ману, Вьяса, Вальмики в Индии и другие громкие имена древ-. ности. Но четкая индивидуальность стирается еще больше, если мы шагнем глубже в предысторию. Такую отточенную речь, как гоме­ровская, песенные волны должны были вынашивать уже давно, на протяжении целых эпох, от которых нам не осталось никаких изве­стий. Еще яснее это можно было бы пронаблюдать на первоначальной форме языков. Язык тесно переплетен с духовным развитием чело­вечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального про­гресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры. Но


есть такая древность, в которой мы не видим на месте культуры ниче­го, кроме языка, и вместо того чтобы просто сопутствовать духовно­му развитию, он целиком замещает его. Конечно, язык возникает из таких глубин человеческой природы, что в нем никогда нельзя видеть намеренное произведение, создание народов. Ему присуще. очевидное для нас, хотя и необъяснимое в своей сути самодеятель­ное начало (Selbstthatigkeit), и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба. Они пользуются им, сами не зная, как они его построили. И все же язы­ки, по-видимому, всегда развиваются одновременно с расцветом народов - их носителей, сотканы из их духовной самобытности, на­кладывающей на языки некоторые ограничения. Когда мы говорим, что язык самодеятелен, самосоздан и божественно свободен, а языки скованы и зависимы от народов, которым принадлежат, то это не пустая игра слов. В самом деле, все частные языки стеснены опреде­ленными рамками 1. В изначально свободном потоке речи и пения язык складывался в меру воодушевления, свободы и мощи совокуп­но действующих духовных сил. Это воодушевление должно было охватывать всех индивидов сразу, каждый здесь нуждался в поддерж­ке других - ведь всякое вдохновение разгорается только в опоре на уверенность, что тебя понимают и чувствуют. Нам приоткрывают­ся здесь, пусть крайне туманно и мерцающе, очертания той эпохи, когда индивиды растворены для нас в народной массе и единствен­ным произведением интеллектуальной творческой силы предстает непосредственно сам язык.

4. При всяком обозрении всемирной истории выявляется какое-то движение вперед. Мы здесь тоже говорим о прогрессе. Но я вовсе не собираюсь постулировать некую систему целей или бесконечно продолжающегося совершенствования и встаю на совсем другой путь. Народы и индивиды, словно лесная поросль, вегетативно, на­подобие растений, распространяются по лицу земли, наслаждаясь своим бытием в счастье и деятельности. Эта жизнь, частицы кото­рой отмирают с каждым индивидом, безмятежно течет без заботы о последствиях для грядущих эпох. Исполняя предначертания при­роды, все живое проходит свой путь вплоть до последнего дыхания; отвечая целям всеупорядочивающей благости, каждое творение на­слаждается жизнью и каждое новое поколение пробегает один и тот же круг радостного или скорбного существования, более успеш­ной или менее удавшейся деятельности. Однако, где бы ни появился человек, он остается человеком: вступает в общение с себе подобны­ми, учреждает институты, предписывает себе законы, а где это ему плохо удается, там пришельцы или переселяющиеся племена на­саждают более совершенные достижения своих стран. С появлением человека закладываются и ростки нравственности, развивающиеся вместе с развитием его бытия. Это очеловечение, как мы замечаем, происходит с нарастающим успехом; больше того, отчасти сама

1 См. ниже §§9, 10, 35.


природа такого процесса, отчасти размах, какой им уже достигнут, таковы, что дальнейшее совершенствование уже едва ли можно существенно задержать.

И в культурном, и в нравственном развитии человечества скрыта -несомненная планомерность; она обязательно обнаружится и в дру­гих областях, где она не так бросается в глаза. И все же нельзя по­стулировать ее априори, чтобы не отклоняться на ее поиски от пря­мого исследования фактов. Всего менее можно приписывать такую планомерность непосредственному предмету наших рассуждений. Проявление человеческой духовной силы в ее многоликом разнообра­зии не привязано к ходу времени и к накоплению материала. На­сколько необъясним ее источник, настолько же непредсказуемо и дей­ствие, и высшие достижения здесь совсем не обязательно должны быть последними по времени возникновения. Поэтому, если мы хотим подглядеть за созидательной работой творящей природы, мы не дол­жны навязывать ей тех или иных идей, а принимать ее такой, какою она себя являет. Создавая свои творения, она производит известное число форм, в которых находит себе воплощение то, что в каждом роде вещей созрело до совершенства и удовлетворяет полноте своей идеи. Нельзя спрашивать, почему форм не больше, почему они не другие; единственно уместным ответом на эти вопросы будет: да просто нет никаких других. В согласии с таким подходом, все, что живет в духовном и материальном мире, можно считать продуктом единой силы, лежащей в основании всего и развивающейся по неиз­вестным нам законам. В самом деле, если мы не хотим раз и навсегда отречься от поисков всякой связи между проявлениями человеческо­го бытия, то должны неустанно восходить к какой-то самостоятель­ной и исконной причине, которая сама по себе уже не оказывалась бы причинно обусловленной и преходящей. А такой путь самым ес­тественным образом ведет нас к внутреннему свободно развивающе­муся во всей своей полноте жизненному началу, причем его отдель­ные проявления еще не утрачивают своей связи из-за того, что их внешние формы предстают перед нами изолированными. Такой под­ход полностью отличен от телеологического, потому что ориентиру­ет нас не на какую-то заранее назначенную цель человеческой исто­рии, а на ее первопричину, которую мы признаем непостижимой. Но только так, по моему убеждению, и надо подходить к различию форм, создаваемых человеческой духовной силой, потому что - да поз­волят нам такое разграничение - если повседневные потребности человечества могут быть в достаточной мере удовлетворены за счет сил природы и как бы механического воспроизведения человеческих усилий, то рождение незаурядной индивидуальности в отдельных личностях и в народных массах, необъяснимое в свете одной лишь исторической преемственности, каждый раз снова и снова, причем внезапно и непредвиденно, вторгается в наблюдаемую цепь причин и следствий.

5. Тот же подход с равным успехом применим, разумеется, и к таким главным проявлениям духовной силы человека, как язык, на котором мы здесь и хотим остановиться. Причину различия языков


можно видеть в большем или меньшем успехе того порыва, с каким прокладывает себе путь общечеловеческая способность к созданию ре­чи, чему национальный духовный склад может благоприятствовать, но может и мешать.

В самом деле, если мы рассмотрим языки генетически, то есть как работу духа, направленную на определенную цель, то само собой бросится в глаза, что эта цель может быть достигнута как в меньшей, так и в большей степени; мало того, сразу обнаруживаются и глав­ные пункты, где дает о себе знать неодинаковость в приближении к цели. Залогом успеха здесь может считаться мощь воздействующего на язык духовного начала вообще, а также его особенная предрас­положенность к языкотворчеству - например, исключительная яр­кость и наглядность представлений, глубина проникновения в суть понятия, способность сразу схватить в нем самый характерный приз­нак, живость и творческая сила воображения, влечение к правильно понятой гармонии и ритму в звуках, что в свою очередь связано с подвижностью и гибкостью голосовых органов, а также с остротой и тонкостью слуха. Помимо этого надо учитывать еще и особенности традиции, и свойства момента, который переживается народом в эпоху важных языковых преобразований, когда он находится как бы посередине своего исторического пути, между прошлым, продол­жающим оказывать на него свое воздействие, и будущим, чьи ростки он в себе таит.

В языках есть вещи, которые реально нельзя наблюдать и о ко­торых можно судить только по направленности стремления, а не по результату этого стремления. В самом деле, языкам не всегда удается полностью осуществить даже уже совершенно явственно обозначив­шиеся в них тенденции. В свете этого обстоятельства надо рассмат­ривать, например, весь вопрос о флексии и агглютинации, в отноше­нии которых царило и продолжает возникать множество недоразуме­ний. Что народы более одаренные и находящиеся в более благопри­ятных условиях, чем другие, обладают и более совершенными язы­ками, это понятно само собой. Но мы приходим и к другой, только что нами затронутой, глубже лежащей причине языковых различий.

Создание языка обусловлено внутренней потребностью челове­чества. Язык - не просто внешнее средство общения людей, поддер­жания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования миро­воззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с общественным мышлением.

Таким образом, если каждый язык, взятый в отдельности, мы рассмотрим как попытку, направленную на удовлетворение этой внутренней потребности, а целый ряд языков - как совокупность таких попыток, то можно констатировать, что языкотворческая сила в человечестве будет действовать до тех пор, пока - будь то в целом, будь то в частном - она не создаст таких форм, которые всего пол­нее и совершеннее смогут удовлетворить предъявляемым требовани­ям. В соответствии с этим положением даже и те языки и языковые семейства, которые не обнаруживают между собой никаких истори-


ческих связей, можно рассматривать как разные ступени единого процесса образования. А если это так, то эту связь внешне не объе-диненных между собой явлений следует объяснять только общей внутренней причиной, и этой причиной может быть лишь постепен­ное развитие действующей здесь силы.

Язык - одно из тех явлений, которые стимулируют человечес­кую духовную силу к постоянной деятельности. Выражаясь други­ми словами, в данном случае можно говорить о стремлении вопло­тить идею совершенного языка в жизнь. Проследить и описать это стремление есть задача исследователя языка в ее окончательной и вместе с тем простейшей сути 1.

В прочих своих частях языковедение совершенно не нуждается в этом тезисе, который выглядит, возможно, чересчур гипотетическим, Однако оно может и должно использовать его как стимул и опираться на него в своих попытках открыть в языках постепенное приближе­ние к совершенному строю. Действительно, могут существовать ряды языков как более простого, так и более сложного устройства, при сравнении которых друг с другом можно было бы заметить в принци­пах их организации последовательное восхождение к наиболее удач­ному строению языка. Можно было бы ожидать, что организм таких более совершенных языков при всей сложности форм явственней, чем это имеет место в других языках, обнаруживает последователь-, ное и прямолинейное стремление к совершенству. Признаками ус­пешного движения по этому пути оказались бы в более совершенных языках прежде всего четкость и совершенство фонетической арти­куляций; затем связанная с этим искусность в образовании слогов и чистота их расчленения на элементы, а также умелое устройство простейших слов; далее, оформление слов как звукового единства для достижения таким путем подлинного словесного единства, соот­ветствующего единству понятия; наконец, способность языка про­вести разграничение между своими самостоятельными единицами и тем, что в качестве формы должно лишь сопутствовать самостоятель­ным единицам, для чего, естественно, нужно, чтобы язык располагал каким-то приемом отличения простых нанизываний от сплавлений, символизирующих смысловую связь. Но в эти подробности я по вы­шеназванным причинам тоже пока не вдаюсь, а хочу только, чтобы читатель увидел, какими положениями я руководствовался в той работе над определением места кави в семье малайских языков, ко­торую я здесь предпринимаю.

Должен заметить, что я всегда отделяю то в языках, что возникло исторически в ходе их последовательных изменений, от их первич­ной - насколько она нам доступна,- исконной формы. Круг по­добных праформ, по-видимому, замкнулся, и на той стадии, какую сейчас проходит развитие человеческих сил, возврат исконного со­стояния невозможен. Ведь как ни укоренен язык в недрах человече-

1 Ср. мою работу „О задаче историка", в „Трудах историко-филологиче­ского отделения Берлинской Академии наук" за 1820-1821 гг.


ой природы, он обладает еще и независимым, внешним бытием, ко-торое властно над самим человеком. Чтобы снова возникли исконные формы языка, народы должны были бы вернуться к своей прежней обособленности, которая теперь уже немыслима. Возможно также - и это еще более правдоподобно,- что для зарождения новых языков в жизни всего человечества, как и в жизни отдельного человека, вообще отведена только одна определенная эпоха.

  1. Вглядываясь в современное состояние политики, искусства и науки, мы обнаруживаем длинную цепь попеременно обусловливающих друг друга причин и следствий, протянувшуюся через долгие столетия. Перебирая ее звенья, мы вскоре замечаем, что в ней действуют главным образом две разнородные стихии, которые не в рав- цой мере поддаются исследованию. В самом деле, мы можем удовлетворительно объяснять друг через друга какую-то определенную часть причин и следствий в их последовательном развертывании, но, как показывают любые попытки описать историю человеческой культуры, временами мы наталкиваемся как бы на узлы, упорно не дающие себя распутать. Дело все в той же духовной силе, которая не позволяет вникнуть в свою сущность и предугадать образ своих действий. Казалось бы, она неотделима от исторической традиции и окружающих условий, но она же перерабатывает и формирует их с присущим ей своеобразием. Взяв любую великую индивидуальность любой эпохи, можно показать, что она возникла на почве всемирно-исторического развития и что эту почву шаг за шагом создала работа предшествующих эпох. Однако как именно эта индивидуальность придала своей исторически обусловленной и подготовленной деятельности неповторимый отпечаток, это можно, пожалуй, показать и если не описать, то почувствовать, но вывести в свою очередь следствием из чего-то другого нельзя. Такова неотъемлемая и повсеместная черта всякой человеческой деятельности. Первоначально все в ней скрыто- чувство, порыв, мысль, решение, речь и поступок. Но, соприкасаясь с миром, внутреннее начало деятельно развертывает себя вовне и оставляет свой особенный след на всей прочей внутренней и внешней деятельности. С течением времени появляются средства для закрепления этих вначале незаметных влияний; все меньше работа протекших столетий проходит впустую для потомков. Вот она область, которую исследователь может изучать шаг за шагом. Но эта же область пронизана действием новых, не поддающихся учету глубинных сил. Материальность первой из этих двух стихий может получить такой перевес, что начнет грозить подавлением энергии другой. Но без правильного отграничения и оценки обеих мы не сможем отдать должное самому высокому из того, что способна нам показать история всех времен.
Чем глубже проникаем мы в древние эпохи, тем, естественно, заметнее сокращается масса материала, передаваемого от поколения к поколению. Зато мы сталкиваемся тут с другим феноменом, переносящим исследователя до известной степени в новую область. Исторически достоверные фигуры, чьи внешние жизненные обстоятельства известны, встречаются нам все реже, теряют отчетливость; их судьбы, даже их имена расплываются в неопределенности, и становится неясно, только ли ими создано то, что им приписывают, или одно имя объединяет творения многих. Личности как бы исчезают, переходя в разряд туманных образов. Таковы Орфей и Гомер в Греции, Ману, Вьяса, Вальмики в Индии и другие громкие имена древности. Но четкая индивидуальность стирается еще больше, если мы шагнем глубже в предысторию. Такую отточенную речь, как гомеровская, песенные волны должны были вынашивать уже давно, на протяжении целых эпох, от которых нам не осталось никаких известий. Еще яснее это можно было бы пронаблюдать на первоначальной форме языков. Язык тесно переплетен с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального прогресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры. Но есть такая древность, в которой мы не видим на месте культуры ничего, кроме языка, и вместо того чтобы просто сопутствовать духовному развитию, он целиком замещает его. Конечно, язык возникает из таких глубин человеческой природы, что в нем никогда нельзя видеть намеренное произведение, создание народов. Ему присуще очевидное для нас, хотя и необъяснимое в своей сути самодеятельное начало (Selbstthatigkeit), и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба. Они пользуются им, сами не зная, как они его построили. И все же языки, по-видимому, всегда развиваются одновременно с расцветом народов - их носителей, сотканы из их духовной самобытности, накладывающей на языки некоторые ограничения. Когда мы говорим, что язык самодеятелен, самосоздан и божественно свободен, а языки скованы и зависимы от народов, которым принадлежат, то это не пустая игра слов. В самом деле, все частные языки стеснены определенными рамками 1. В изначально свободном потоке речи и пения язык складывался в меру воодушевления, свободы и мощи совокупно действующих духовных сил. Это воодушевление должно было охватывать всех индивидов сразу, каждый здесь нуждался в поддержке других- ведь всякое вдохновение разгорается только в опоре на уверенность, что тебя понимают и чувствуют. Нам приоткрываются здесь, пусть крайне туманно и мерцающе, очертания той эпохи, когда индивиды растворены для нас в народной массе и единственным произведением интеллектуальной творческой силы предстает непосредственно сам язык.
  1. При всяком обозрении всемирной истории выявляется какое- то движение вперед. Мы здесь тоже говорим о прогрессе. Но я вовсе не собираюсь постулировать некую систему целей или бесконечно продолжающегося совершенствования и встаю на совсем другой путь. Народы и индивиды, словно лесная поросль, вегетативно, наподобие растений, распространяются по лицу земли, наслаждаясь своим бытием в счастье и деятельности. Эта жизнь, частицы которой отмирают с каждым индивидом, безмятежно течет без заботы о последствиях для грядущих эпох. Исполняя предначертания природы, все живое проходит свой путь вплоть до последнего дыхания; отвечая целям всеупорядочивающей благости, каждое творение наслаждается жизнью и каждое новое поколение пробегает один и тот же круг радостного или скорбного существования, более успешной или менее удавшейся деятельности. Однако, где бы ни появился человек, он остается человеком: вступает в общение с себе подобными, учреждает институты, предписывает себе законы, а где это ему плохо удается, там пришельцы или переселяющиеся племена насаждают более совершенные достижения своих стран. С появлением человека закладываются и ростки нравственности, развивающиеся вместе с развитием его бытия. Это очеловечение, как мы замечаем, происходит с нарастающим успехом; больше того, отчасти сама природа такого процесса, отчасти размах, какой им уже достигнут, таковы, что дальнейшее совершенствование уже едва ли можно существенно задержать.
И в культурном, и в нравственном развитии человечества скрыта несомненная планомерность; она обязательно обнаружится и в других областях, где она не так бросается в глаза. И все же нельзя постулировать ее априори, чтобы не отклоняться на ее поиски от прямого исследования фактов. Всего менее можно приписывать такую планомерность непосредственному предмету наших рассуждений. Проявление человеческой духовной силы в ее многоликом разнообразии не привязано к ходу времени и к накоплению материала. Насколько необъясним ее источник, настолько же непредсказуемо и действие, и высшие достижения здесь совсем не обязательно должны быть последними по времени возникновения. Поэтому, если мы хотим подглядеть за созидательной работой творящей природы, мы не должны навязывать ей тех или иных идей, а принимать ее такой, какою она себя являет. Создавая свои творения, она производит известное число форм, в которых находит себе воплощение то, что в каждом роде вещей созрело до совершенства и удовлетворяет полноте своей идеи. Нельзя спрашивать, почему форм не больше, почему они не другие; единственно уместным ответом на эти вопросы будет: да просто нет никаких других! В согласии с таким подходом, все, что живет в духовном и материальном мире, можно считать продуктом единой силы, лежащей в основании всего и развивающейся по неизвестным нам законам. В самом деле, если мы не хотим раз и навсегда отречься от поисков всякой связи между проявлениями человеческого бытия, то должны неустанно восходить к какой-то самостоятельной и исконной причине, которая сама по себе уже не оказывалась бы причинно обусловленной и преходящей. А такой путь самым естественным образом ведет нас к внутреннему свободно развивающемуся во всей своей полноте жизненному началу, причем его отдельные проявления еще не утрачивают своей связи из-за того, что их внешние формы предстают перед нами изолированными. Такой подход полностью отличен от телеологического, потому что ориентирует нас не на какую-то заранее назначенную цель человеческой истории, а на ее первопричину, которую мы признаем непостижимой. Но только так, по моему убеждению, и надо подходить к различию форм, создаваемых человеческой духовной силой, потому что - да позволят нам такое разграничение - если повседневные потребности человечества могут быть в достаточной мере удовлетворены за счет сил природы и как бы механического воспроизведения человеческих усилий, то рождение незаурядной индивидуальности в отдельных личностях и в народных массах, необъяснимое в свете одной лишь исторической преемственности, каждый раз снова и снова, причем внезапно и непредвиденно, вторгается в наблюдаемую цепь причин и следствий.
  1. Тот же подход с равным успехом применим, разумеется, и к таким главным проявлениям духовной силы человека, как язык, на котором мы здесь и хотим остановиться. Причину различия языков можно видеть в большем или меньшем успехе того порыва, с каким прокладывает себе путь общечеловеческая способность к созданию речи, чему национальный духовный склад может благоприятствовать, но может и мешать.
В самом деле, если мы рассмотрим языки генетически, то есть как работу духа, направленную на определенную цель, то само собой бросится в глаза, что эта цель может быть достигнута как в меньшей, так и в большей степени; мало того, сразу обнаруживаются и главные пункты, где дает о себе знать неодинаковость в приближении к цели. Залогом успеха здесь может считаться мощь воздействующего на язык духовного начала вообще, а также его особенная предрасположенность к языкотворчеству - например, исключительная яркость и наглядность представлений, глубина проникновения в суть понятия, способность сразу схватить в нем самый характерный признак, живость и творческая сила воображения, влечение к правильно понятой гармонии и ритму в звуках, что в свою очередь связано с подвижностью и гибкостью голосовых органов, а также с остротой и тонкостью слуха. Помимо этого надо учитывать еще и особенности традиции, и свойства момента, который переживается народом в эпоху важных языковых преобразований, когда он находится как бы посередине своего исторического пути, между прошлым, продолжающим оказывать на него свое воздействие, и будущим, чьи ростки он в себе таит.
В языках есть вещи, которые реально нельзя наблюдать и о которых можно судить только по направленности стремления, а не по результату этого стремления. В самом деле, языкам не всегда удается полностью осуществить даже уже совершенно явственно обозначившиеся в них тенденции. В свете этого обстоятельства надо рассматривать, например, весь вопрос о флексии и агглютинации, в отношении которых царило и продолжает возникать множество недоразумений. Что народы более одаренные и находящиеся в более благоприятных условиях, чем другие, обладают и более совершенными языками, это понятно само собой. Но мы приходим и к другой, только что нами затронутой, глубже лежащей причине языковых различий.
Создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык - не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных связей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духовных сил и формирования мировоззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с общественным мышлением.
Таким образом, если каждый язык, взятый в отдельности, мы рассмотрим как попытку, направленную на удовлетворение этой внутренней потребности, а целый ряд языков - как совокупность таких попыток, то можно констатировать, что языкотворческая сила в человечестве будет действовать до тех пор, пока - будь то в целом, будь то в частном - она не создаст таких форм, которые всего пол* нее и совершенее смогут удовлетворить предъявляемым требованиям. В соответствии с этим положением даже и те языки и языковые семейства, которые не обнаруживают между собой никаких исюрн- ческих связей, можно рассматривать как разные ступени единого процесса образования. А если это так, то эту связь внешне не объединенных между собой явлений следует объяснять только общей внутренней причиной, и этой причиной может быть лишь постепенное развитие действующей здесь силы.
Язык - одно из тех явлений, которые стимулируют человеческую духовную силу к постоянной деятельности. Выражаясь другими словами, в данном случае можно говорить о стремлении воплотить идею совершенного языка в жизнь. Проследить и описать это стремление есть задача исследователя языка в ее окончательной и вместе с тем простейшей сути *.
В прочих своих частях языковедение совершенно не нуждается в этом тезисе, который выглядит, возможно, чересчур гипотетическим. Однако оно может и должно использовать его как стимул и опираться на него в своих попытках открыть в языках постепенное приближение к совершенному строю. Действительно, могут существовать ряды языков как более простого, так и более сложного устройства, при сравнении которых друге другом можно было бы заметить в принципах их организации последовательное восхождение к наиболее удачному строению языка. Можно было бы ожидать, что организм таких более совершенных языков при всей сложности форм явственней, чем это имеет место в других языках, обнаруживает последовательное и прямолинейное стремление к совершенству. Признаками успешного движения по этому пути оказались бы в более совершенных языках прежде всего четкость и совершенство фонетической артикуляции; затем связанная с этим искусность в образовании слогов и чистота их расчленения на элементы, а также умелое устройство простейших слов; далее, оформление слов как звукового единства для достижения таким путем подлинного словесного единства, соответствующего единству понятия; наконец, способность языка провести разграничение между своими самостоятельными единицами и тем, что в качестве формы должно лишь сопутствовать самостоятельным единицам, для чего, естественно, нужно, чтобы язык располагал каким-то приемом отличения простых нанизываний от сплавлений, символизирующих смысловую связь. Но в эти подробности я по вышеназванным причинам тоже пока не вдаюсь, а хочу только, чтобы читатель увидел, какими положениями я руководствовался в той работе над определением места кави в семье малайских языков, которую я здесь предпринимаю.
Должен заметить, что я всегда отделяю то в языках, что возникло исторически в ходе их последовательных изменений, от их первичной - насколько она нам доступна,- исконной формы. Круг подобных праформ, по-видимому, замкнулся, и на той стадии, какую сейчас проходит развитие человеческих сил, возврат исконного состояния невозможен. Ведь как ни укоренен язык в недрах человече- ской природы, он обладает еще и независимым, внешним бытием, которое властно над самим человеком. Чтобы снова возникли исконные формы языка, народы должны были бы вернуться к своей прежней обособленности, которая теперь уже немыслима. Возможно также - и это еще более правдоподобно,- что для зарождения новых языков в жизни всего человечества, как и в жизни отдельного человека, вообще отведена только одна определенная эпоха.

1.4. Поступательное развитие экономических связей.

Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений – это различия в наделённости стран факторами производства (экономическими ресурсами). С одной стороны, это ведёт к международному разделению труда. С другой стороны, разная наделённость стран факторами производства ведёт к перемещению самих этих факторов между странами.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.

Вследствие разной наделённости факторами производства хозяйствующие субъекты специализируются на производстве ограниченного набора продукции. При этом они достигают высокой производительности труда в ее изготовлении, но одновременно вынуждены обмениваться ею для удовлетворения своих потребностей. Вначале это разделение труда зарождается в рамках страны, затем охватывает соседние страны и, наконец, весь мир.

Международное разделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на производстве товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой. До промышленного переворота (конец XVIII – первая половина XIX вв.) международное разделение труда базировалось на различиях в наделённости стран природными ресурсами – климатом, почвами, недрами, водными и лесными ресурсами и др. Однако затем стала усиливаться специализация, базирующаяся на различиях в наделённости стран остальными факторами производства – капиталом, трудом, предпринимательскими способностями, знаниями. Именно это сегодня во многом определяет, на производстве каких товаров и услуг для мирового рынка специализируется страна.

Так, и сто лет тому назад, и сейчас Россия поставляла на мировой рынок продукцию, производство которой обеспечивалось, прежде всего, обилием природных ресурсов (на их базе тогда производились и экспортировались, как уже отмечалось, зерно, лён, лесоматериалы, сейчас – прежде всего энергоносители). Однако в настоящее время в российском экспорте значительное место занимают товары, производство которых требует обилия не только природных, но и других ресурсов (например, металлы и удобрения), или же вообще мало зависит от обилия или скудости в стране природных ресурсов (вооружение)

ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.

Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа; избыточная доля одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах; государства с развитой наукой вывозят технологию туда, где такой собственной технологии нет. Международное движение факторов производства зависит не только от спроса и предложения этих факторов, различных барьеров на пути их движения и многих других моментов, которые мешают этому движению. Тем не менее, объём международного движения факторов производства вполне сопоставим с объёмом международной торговли.

На этой основе строятся теории международной торговли и международного движения факторов производства.

Уровень участия страны в мировой экономике измеряется целым рядом показателей. В первую очередь это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны.

Современные интеграционные процессы в мировой экономике способствовали усилению взаимосвязи национальных экономик, формированию целостного мирового хозяйства. При этом мировой ВВП в целом вырос, хотя доля стран и регионов в нём не изменилась в связи с различной динамикой их экономического роста. (таблица № 2 , приложение)


Глава II. Периодизация экономического развития общества.

2.1. Постадийная концепция экономического развития.

История экономических учений.

Современная экономическая наука является результатом ее продолжительного исторического развития. Первая постановка экономических проблем содержится ещё в письменных источниках Древнего Востока.

Богословы.

Фома Аквинский (1225-1274)

1. Все принадлежит Богу и человек может этим только пользоваться.

2. Частная собственность нужна для эффективного удовлетворения личных нужд.

3. Богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) искусственное (золото).

4. Обмен товаров по справедливым ценам.

5. Земельная рента оправдана, так как это часть продукта производимого силами природы.

Далее было придумано оправдание процентам: если человек занимает кому-то деньги, то он лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью и в качестве компенсации он вправе требовать возврата большей суммы, чем у него брали.

Меркантилизм.

Экономическая наука стала самостоятельной, так как появились самостоятельные экономические работы.

Меркантилизм – богатство общества это деньги.

XVI век – ранний М. (монетаризм) - политика увеличения количества денег в стране любым путем. Поздний М. возник после великих географических открытий, когда не торговать было невозможно и поэтому: 1) развитие торговли (цель внешней торговли – приток золота и серебра в страну); 2) отказ от запрета на вывоз денег за границу; 3) отказ от запрета на импорт; 4) завоевание рынков, в том числе колониальных; 5) активный торговый баланс (тратить меньше, чем получать); 6) зарплата на относительно низком уровне (прибыли будут высокими); 7) поддержка национальной промышленности (импорт дешевого сырья и высокие пошлины на остальной импорт).

Джон Локк (1632-1704)

1. Внешняя торговля-главное средство увеличения богатства.

2. Труд - главный источник богатства.

3. Значение имеет не только номинальное количество денег, но и скорость обращения.

4. Страна, не имеющая рудников, может обогатиться только за счёт завоевания или торговли.

Физиократы.

Первыми представителями классической политической экономии являются физиократы (власть природы) Франция.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

1. Источник богатства - земля и труд, а не внешняя торговля.

2. Деньги - средство обмена и не представляют собой богатства.

3. Все богатство создается в земледелии.

4. Производительный труд - только земледельческий.

5. Прибыль (чистый продукт) дает только земля - что остается от суммы всех благ если вычесть затраты на их производство.

6. Промышленный труд лишь изменяет форму.

7. Разграничение капитала на основной (первоначальные авансы) и оборотный (ежегодные авансы).

Классическая экономическая наука.

Разложение меркантилизма и зарождение классической экономии XVIII век – период развития отдельных отраслей промышленности и называемый “мануфактурным периодом капитализма”.

Вильям Петти (1623-1687)

Родоначальник классической экономии в Англии. Появление экономической статистики и методов вычисления национального дохода.

1. Богатство властителя зависит от богатства всех его подданных, так как чем богаче подданные, тем больше средств можно собрать в виде налогов.

2. Богатство Англии не только деньги, но и земля, железо, лес, зерно.

3. Государственное вмешательство в экономику.

4. Богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение.

5. Источником стоимости является труд.

6. Естественная цена (внутренняя основа рыночной цены, определяемая трудом) - стоимость, определяемая временем, затраченным на производство товара; рыночная цена – политическая цена; зарплата – естественная цена труда (минимум средств существования рабочих); прибыль – та часть продукта, которая остается после выплаты зарплаты и семян (сводилась к земельной ренте – создается в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием и местоположением по отношению к рынку земельных участков); денежная рента – есть процент, а величина процента зависит от спроса и предложения денег и не должна регулироваться законом.

Адам Смит (1723 – 1790)

Две задачи экономической науки: 1) анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей ее развития; 2) выработка рекомендации для экономической политики фирмы и государства.

1. Истинное богатство состоит не в деньгах, а в земле, строениях, предметах потребления.

2. Источник богатства – труд. Разделение труда – важнейший фактор всей истории человечества.

3. Одобрение законов об ограничении ставок процентной нормой (5%) .

4. Три класса общества: зарплата – наемные рабочие, прибыль (конечная цель производства) – капиталисты, рента – землевладельцы.

5. Валовой годовой продукт страны - сумма цен всех продаж в денежном выражении; чистый годовой продукт – сумма всей зарплаты, прибыли и ренты; капитал – запасы, необходимые для дальнейшего производства; накопление капитала – главное условие увеличения богатства общества.

6. Размер зарплаты определяется соглашением между рабочим и капиталистом: а) потребность хозяина в работнике меньше, поэтому это ведет к уменьшению зарплаты; б) минимум зарплаты определяется ценой средств существования работника; в) колебания зарплаты определяются действием рыночного спроса и предложения на рынке труда.

7. Три состояния общества: прогрессирующее – увеличение богатства и рост спроса на рынке труда; стационарное – положение рабочих тяжелое; регрессирующее - положение рабочих плачевное.

8. Разделение труда на: производительный – создающий стоимость богатства общества; непроизводительный – остальная деятельность (слуги); цель – надо вкладывать капитал в производство.

9. Три функции государства: обеспечение военной безопасности, правосудие, обязанность создавать и содержать общественные учреждения.

10. Налог должны платить все пропорционально их имуществу. Четыре правила взимания налогов: пропорциональность; определенность (четкая сумма и время); минимальность (он должен покрывать только самые насущные нужды); удобства для плательщика. Самым подходящим объектом

для обложения налогом является земельная рента, налог с прибыли – неэффективен, налог на зарплату – нецелесообразен.

11. Следует уделять значительное внимание внешнеэкономическим связям (свободная внешняя торговля выгодна всем и чем богаче партнер, тем лучше).

Давид Риккардо (1772-1823)

1. Все доходы создаются в производстве.

2. Основная задача политэкономии – установление законов распределения “продукта земли” (национального дохода и богатства общества) между тремя классами общества.

3. “Теория стоимости”: потребительная стоимость – не является мерой стоимости хоть и необходима для последней; меновая стоимость – определяется затратами труда на их производство, а не полезностью.

4. Цена как денежное выражение стоимости: естественная цена – выражение стоимости; рыночная цена связана с отклонением от цены под действием спроса и предложения; цена складывается в процессе производства.

5. Рост производительности труда ведет к уменьшению стоимости 6. Рента – доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за ее пользование. Величина ренты зависит от: плодородия, местонахождения, величины вложенного капитала. Капитал – часть богатства, употребляемая в производстве: основной и оборотный.

6. Деньги – бумажные деньги существуют, если они размениваются на золото по твердому соотношению, но их ценность зависит только от их количества в обращении.

7. Кризисы перепроизводства невозможны.

8. “Теория заработной платы” а) зарплата – рыночная цена труда, которая колеблется вокруг своей основы – естественной цены; б) естественная цена труда (стоимость средств существования рабочего и его семьи, которая зависит от количества предметов жизни, которые можно на них купить); в) прожиточный минимум зависит от исторических условий и традиций и сложившихся норм потребления.

9. Выгодность международной торговли и специализации стран на производстве отдельных товаров.

Томас Мальтус (1766-1834)

1. “Теория народонаселения”: а) общество в состоянии равновесия (количество продуктов потребления соответствует численности населения); б) при отклонении возникают силы, возвращающие к равновесию (война, болезни); в) цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения; г) скорость роста населения больше чем предметов потребления; д) регулирование роста населения через изменение зарплаты

2. Важное значение имеет не номинальная зарплата, а реальная определяемая ценой потребляемой пищи.

3. Против уравновешивания доходов.

4. Средний класс – основа общества.

Джон Стюарт Милль (1806-1873)

Пытался “примирить непримиримое” – интересы труда и капитала.

1. Законы производства неизменны и заданы техническими условиями (имеют характер “свойственный естественным наукам”). Законы распределения являются управляемыми “человеческой интуицией”.

2. Теория производительного труда (только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство) новое – труд на охрану собственности и приобретение квалификации.

3. Теория ренты – “компенсация, уплачиваемая за пользованием землей”.

4. Заработная плата – плата за труд зависит от спроса и предложения на рабочую силу. Заработная плата при прочих равных условиях ниже, если труд менее привлекателен.

5. Изменение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров (количественная теория денег).

6. Важную роль в социально-экономическом развитии общества отводилась государству.

7. Теория народонаселения – единственное средство для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численности населения.

8. Стоимость - понятие относительное. Создание стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ (именно количество труда имеет первостепенное значение для изменения стоимости).

9. Суждения и трактовки о социалистическом устройстве общества (преодоление злоупотреблений с правами собственности).

Марксизм.

Карл Маркс (1818 – 1883)

Основоположник международного коммунизма исследовал реалии современного ему общества.

1. Совокупность производственных отношений, в которые вступают люди в общественном производстве, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка.

2. Капитализм отрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет место эксплуатация одного класса другим. Крах капитализма неизбежен, потому что не обеспечивается полная занятость.

3. Идеалом считает коммунистическое общество, состоящее из двух фаз: низшей – социализма и высшей – коммунизма. В этом обществе средства

производства не станут более объектом индивидуального присвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу.

4. Ключевой теорией является теория прибавочной стоимости: а) рабочая сила как товар продается по стоимости; б) источником прибавочной стоимости является “неоплаченный труд” рабочих, продающих свою

рабочую силу; в) рабочий день делится на “необходимое время” и “прибавочное время” (создается прибавочная стоимость);

5. Капитал – средство эксплуатации рабочего и установления власти над рабочей силой. Он бывает: постоянным (часть капитала, которая воплощена в средствах производства) и переменным (часть, которая воплощена в рабочей силе).

6. Трудовая теория стоимости (стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем).

7. Законы рыночной экономики (обмен в любом обществе должен осуществляться с соблюдением закона стоимости – связь между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров).

8. Заработная плата – вознаграждение рабочего за его труд как результат обмена с капиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд.

9. Теория ренты – помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную со специфически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала и с монополией частной собственности на землю.

10. Теория воспроизводства (экономический цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупного спроса с целью накопления ради максимизации прибыли капиталистов и заканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляется накопление).

11. Причина кризисов – бедность и ограниченность потреблений масс, которая противодействует стремлению капиталистического производства развивать производительные силы.

Австрийская школа.

Е. Бем-Баверк (1851 - 1914)

1. Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи.

2. Основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом.

3. Цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена.

4. Теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда).

5. Признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал.

6. Процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления.

Кембриджская школа.

Альфред Маршал (1842 – 1924)

1. Центральное место – проблема рыночного формирования цен: рыночная цена – результат пересечения цены спроса и предложения; равновесная цена – в точке равновесия спроса и предложения (крест Маршала); идеальная картина рыночного взаимодействия – спрос и предложение в равной степени влияют на изменение цены; на разных отрезках времени проявляются разные закономерности (в краткосрочном периоде спрос берет на себя роль главного регулятора цены, в долгосрочном – предложение).

2. Концепция об эластичности спроса – показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Эластичности спроса зависит от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода.

3. Чтобы иметь более низкие издержки разумная производительность будет стремиться к самому эффективному сочетанию факторов производства.

4. Теория распределения – (условия спроса и предложения, которыми определяется цена факторов) четыре фактора производства: земля – рента; труд – заработная плата; капитал – процент; фактор организации – прибыль, что составляет в сумме национальный дивиденд.

Американская школа.

Дж. Кларк (1884 – 1964)

1. Все виды труда носят производительный характер.

2. Полезность и возможность присвоения (свойство блага делающего возможным установления собственности на него) необходимые предпосылки определения богатства.

3. Основные положения: а) хозяйственная система покоится на частной собственности и индивидуальной свободе; б) стоимость проистекает из полезности; в) участие государства ограничивается принуждением отдельных участников к соблюдению условий игры; г) капитал и труд состоит из мобильных единиц, легко перемещающихся; д) несмотря на все отклонения в действительности, заработная плата и процент на протяжении длительного периода должны устанавливаться в соответствии с естественным (статическим) уровнем.

4. Факторы, поддерживающие общество в динамическом состоянии и возвещающие о своем наличии воздействием на социальную структуру: рост

народонаселения, новая техника производства, изменение организационных форм предприятия, накопление капитала, изменение вкусов потребителей.

5. Система распределения опирается на законы, которые проявляются в ценах; рынок – средство, позволяющее товарам получить общественную оценку и обуславливает распределение общественного продукта; в основе лежит индивидуальная предельная полезность.


Социальной структура, политической организации, общественного сознания, всей сферы духовной жизни общества. 3. Диалектика производительных и сил производственных отношений. Позволяя проникать в глубинные процессы, лежащие в основе развития и смены способов производства и общественных формаций, знание рассматриваемого закона вскрывает вместе с тем и те процессы, которые характеризуют развитие...

Ассимиляция и диссимиляция - источник жизни организма. В обществе таким источником является борьба прогресса и регресса, нового со старым. 4. Исторические ступени общества 4.1 Типология обществ Можно различать те или иные типы обществ в зависимости от того, какие социальные общности и социальные отношения являются в данном обществе господствующими. Согласно марксистской социологии, ...

Людей и, в конечном итоге, - народных масс. Заключение Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, позволяют сформулировать ряд важных выводов. 1. Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собой самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познания объективных законов исторического развития общества здесь используется метод...

Залива на юге вплоть до старой Ниневии на севере, то есть верхнего течения реки Тигр. Наступает новый этап в многовековой истории Двуречья - этап возвышения и господства Вавилона. Возникновение государства в Древнем Китае связывают обыкновенно с тем, что в ХУШ столетии до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей...