Сигналы их назначение и классификация. Основные сигнальные цвета Обязанности по применению сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки

Ответ: Сигнал - это условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ.

Сигналы служат для обеспечения безопасности, а также для четкой организации движения и маневровой работы. Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению всеми работниками ж.д.т. Проезд закрытого светофора не допускается. Требуют остановку также погасшие огни светофоров (кроме нормально не горящих и предупредительных светофоров на участках, не оборудованных автоблокировкой), непонятное их показание или непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами. Исключение составляют случаи, предусмотренные

ИДП.В сигнализации применяются пять основных сигнальных цветов: зеленый, желтый, красный, лунно-белый и синий. Порядок применения сигнальных цветов и порядок их проследования устанавливают ИСИ и ИДП. На железнодорожном транспорте применяют только сигналы, установленные МПС РФ.

2 Вопрос: В каких случаях производится сокращенное опробование автоматических тормозов в поезде?Ответ :

Сокращенное опробование автоматических тормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у 2-х хвостовых вагонов , а в МВП - по действию тормоза хвостового вагона производится в следующих случаях:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно было произведено полное опробование автотормозов от стационарной установки или от локомотива;

После перемены кабины у МВП или после смены локомотивных бригад, когда локомотив не отцепляется;

После всякого перекрытия концевых кранов, разъединения тормозных рукавов или их соединения вследствие прицепки подвижного состава (в этом случае действие тормозов проверяется на каждом прицепленном вагоне);

В пассажирских поездах: после стоянки поезда более 20 минут; при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2; при смене кабины управления или передачи управления машинисту 2-го локомотива на перегоне, если после остановки управлять движением поезда из головной кабины невозможно;

В грузовых поездах: при изменении плотности ТМ более чем на 20 % от указанной в справке ВУ-45; если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов; при стоянке более 30 минут, если на станции есть осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию тормозов.

3 Вопрос: Как ограждается внезапно возникшее препятствие для движения поездов на перегоне.

Ответ: При внезапном возникновении препятствия и отсутствии необходимых сигналов на месте препятствия нужно немедленно установить красный сигнал: днем - красный флаг, ночью - фонарь с красным огнем и с обеих сторон на расстоянии (Б) уложить по 3 петарды. Петарды должны охраняться работниками железной дороги, которые должны стоять с красным ручным сигналом на расстоянии 20 м от первой в сторону места препятствия петарды.

Если нет возможности оградить препятствие одновременно с обеих сторон, в первую очередь сигналы устанавливаются со стороны ожидаемого поезда.На 1-путных участках, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливают в первую очередь со стороны спуска к опасному месту, а на площадке - со стороны кривой или выемки.

4 Вопрос: Обозначение ограждении есигналистами съемных подвижных единиц на перегоне и на станции.. Ответ: Изолирующие съемные вышки на электрифицированных участках при работе на перегоне обозначаются:

На 1-путных и при движении по неправильному пути 2-хпутнных перегонов:

днем - развернутый красный флаг с 2-х сторон,

ночью - спереди и сзади красный огонь фонаря;

При следовании по правильному пути 2-хпутного перегона :

днем - развернутый красный флаг с правой стороны по направлению движения поездов, ночью - впереди - прозрачно-белый огонь фонаря, сзади - красный огонь фонаря.

Кроме того, съемные ремонтные вышки должны быть ограждены с обеих сторон сигналистами с переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной вышки, на расстоянии Б, которое зависит от руководящего спуска на перегоне и скорости движения и устанавливается начальником дороги.

На 2-хпутаых электрифицированных участках, которые не оборудованы 2-хсторонней автоблокировкой, и где скорость пассажирских поездов не более 120 км/час, допускается ограждение съемных ремонтных вышек только со стороны движения поездов по правильному пути. При работе на станции изолирующая съемная вышка обозначается

днем - спереди и сзади развернутыми красными флагами, ночью - спереди и сзади - красные огни фонаря. Кроме того, вышка должна быть ограждена на расстоянии не менее 50 м с обеих сторон сигналистами с переносными или ручными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной вышки.

5 Вопрос: Какие поезда не допускается отправлять при перерыве всех средств сигнализации и связи?

Ответ: При перерыве всех средств сигнализации и связи запрещается отправлять поезда: С опасными грузами класса 1 (ВМ), негабаритными грузами;Поезда соединенные, повышенного веса и длины; Поезда, обслуживаемые одним машинистом; Поезда с работой на перегоне, кроме восстановительных, пожарных и вспомогательных локомотивов;

Поезда, следующие на примыкание на перегоне.

Подталкивающие локомотивы должны следовать по всему перегону до соседней станции .

6 Вопрос: Действия машиниста, если в пути следования обнаружена неисправноть контактной сети.

Ответ: Если машинист обнаружил повреждение на контактной сети, но габарит подвижного состава не нарушен (обрыв изолятора, струнки, наклон фиксатора), он должен снизить скорость и проследовать опасное место с опущенным токоприемником. Если габарит по соседнему пути нарушен (обрыв контактного провода, падение фиксатора или опоры) и есть препятствие для движения, то остановить поезд.Во всех случаях он должен сообщить по радиосвязи машинистам поездов, находящихся на перегоне, и ДСП станций, ограничивающих перегон, Сообщение передается до получения ответа.В случае нарушения габарита машинист включает на локомотиве красные огни буферных фонарей, а помощник машиниста ограждает место препятствия установленным порядком. При появлении поезда встречного направления по соседнему пути машинист вызывает его по радиосвязи и предупреждает об опасности, одновременно подает сигнал общей тревоги миганием прожектора до получения ответного сигнала. Машинист встречного поезда, получив сообщение, применяет меры к остановке (при необходимости экстренное торможение).ДСП, получив сообщение о повреждении кс первый поезд на этот перегон отправляет в сопровождении электромонтера контактной сети с выдачей машинисту предупреждения об остановке в пределах километра, предшествующего тому, где обнаружено повреждение. Дальнейшее следование производится по указанию работника, сопровождающего поезд. Этот работник устанавливает порядок пропуска поезда, а при необходимости дает заявку на выдачу предупреждений на последующие поезда.


Билет № 24

1 Вопрос:

Требования ПТЭ к месту установки светофоров.

Ответ:

Светофоры, как правило, устанавливаются с правой стороны по направлению движения поезда или над осью ограждаемого пути . Заградительные светофоры и предупредительные к ним для поездов, следующих по неправильному пути, могут устанавливаться с левой стороны по направлению движения поезда.

Кроме того, с левой стороны с разрешения начальника железной дороги могут устанавливаться светофоры:

Входные и предупредительные к ним - для приема поездов с неправильного пути.

Входные и проходные светофоры - на период строительства вторых путей;

Горочные светофоры, если это требуется по технологии работы.

2 Вопрос:

Сигнальные цвета и знаки безопасности регламентирует ГОСТ 12.4.026-76*. Им установлены сигнальные цвета со следующими значениями:

  • * красный - «Стоп», «Запрещение»;
  • * желтый - «Внимание»;
  • * зеленый - «Безопасность», «Разрешение»;
  • * синий - «Информация».

Для усиления контраста сигнальных цветов, выполнения пояснительных надписей и символических изображений на знаках применяют белый цвет на красном фоне, зеленый - на синем, черный - на желтом и белом.

Красный сигнальный цвет используют:

  • * в запрещающих знаках;
  • * для выполнения надписей и символов на знаках пожарной безопасности;
  • * обозначения отключающих устройств машин и механизмов, в том числе аварийных;
  • * обозначения внутренних поверхностей открывающихся кожухов и корпусов, ограждающих движущиеся элементы машин и механизмов, их крышек, рукояток кранов аварийного сброса давления, пожарной техники (огнетушители, пожарный инвентарь и др.);
  • * окраски сигнальных ламп, указывающих на нарушения условий безопасности;
  • * окантовки щитов белого цвета, к которым прикрепляют пожарный инструмент и огнетушители (ширина окантовки от 30 до 100мм).

Желтый сигнальный цвет применяют:

  • * в предупреждающих знаках;
  • * для окраски ограждения опасных зон, мест складирования материалов, обозначения элементов конструкций, представляющих опасность для работающих (низкие балки, выступы и перепады в плоскости пола, малозаметные ступени, пандусы, края люков и колодцев, сужения проездов);
  • * обозначения кромок оградительных устройств, не полностью закрывающих опасные места оборудования, и выносных приемных площадок;
  • * обозначения элементов машин и механизмов, обойм грузовых крюков, захватов и площадок грузопассажирских (грузовых) подъемников, бамперов и боковых поверхностей погрузчиков, тележек;
  • * окраски емкостей, содержащих вещества с опасными и вредными свойствами (наносят полосу шириной 50...150мм в зависимости от размеров емкости).

Предупреждающую окраску опасных зон, мест складирования материалов, элементов машин и механизмов следует выполнять в виде чередующихся наклонных (под углом от 45 до 60°) полос шириной 30...200мм желтого и черного цветов при соотношении ширины полос 1:1.

Зеленый сигнальный цвет.

Применяют в предписывающих знаках, для окраски устройств и средств обеспечения безопасности, аварийных и спасательных выходов, пунктов первой помощи, аптечек, а также сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы машин и механизмов.

Синий сигнальный цвет.

Используют в указательных знаках и для обозначения элементов производственно-технической информации.

Существуют запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные знаки безопасности.

Запрещающие знаки предназначены для запрещения определенных действий. Форма знака - круг красного цвета с белым полем в виде круга внутри, белой каймой по контуру и символическим изображением черного цвета на внутреннем белом поле, перечеркнутым (слева направо и сверху вниз) наклонной полосой красного цвета (угол наклона 45°). Ширина кольца красного цвета (в долях диаметра знака) должна составлять 0,09...0,1, наклонной красной полосы - 0,08, белой каймы по контуру знака - 0,02. Допускается применение запрещающих знаков с поясняющей надписью, выполненной черным цветом. При этом наклонную красную полосу не наносят. На знаках пожарной безопасности поясняющие надписи необходимо выполнять красным цветом.

Предупреждающие знаки предназначены для предупреждения работающих о возможной опасности. Форма знака - равносторонний треугольник со скругленными углами желтого цвета, с вершиной, обращенной вверх, каймой черного цвета шириной, равной 0,05 стороны, и символическим изображением черного цвета.

Предписывающие знаки предназначены для разрешения работающим производить определенные действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда (обязательное применение средств защиты, принятие мер по обеспечению безопасности труда) и пожарной безопасности, а также для указания путей эвакуации. Форма знака - квадрат зеленого цвета с белой каймой по контуру шириной, составляющей 0,02 его стороны, и белым полем в виде квадрата внутри него со стороной, равной 0,7 стороны квадрата зеленого цвета. На белом поле должны быть нанесены черным цветом символическое изображение или поясняющая надпись. На знаках пожарной безопасности поясняющие надписи необходимо выполнять красным цветом.

Указательные знаки предназначены для указания местонахождения различных объектов и устройств, пунктов медицинской помощи, питьевых пунктов, пожарных постов и кранов, гидрантов, огнетушителей, пунктов извещения о пожаре, складов, мастерских и др. Форма знака -- синий прямоугольник с белой каймой по контуру шириной, составляющей 0,02 меньшей стороны прямоугольника, и белым квадратом внутри него со стороной, равной 0,7 меньшей стороны прямоугольника. На поле белого квадрата должны быть нанесены символическое изображение или поясняющая надпись черного цвета.

Символы и поясняющие надписи пожарной безопасности необходимо выполнять красным цветом.

Порядок подготовки оборудования к ремонту и его проведение определяются технологическими инструкциями на ремонт оборудования. Перед началом работ по ремонту оборудование приводится в такое состояние, при котором исключается возможность самопроизвольного включения и приведения его в действие.Все приводные ремни снимают, под пусковые педали устанавливают соответствующие подкладки. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, вывешиваются плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен.

Для снятия узлов и деталей оборудования используются специальные приспособления и устройства. Снятие и установка узлов и деталей оборудования массой более 15 кг осуществляются с помощью средств механизации, обеспечивающих безопасность труда работающих.

Все снятые при ремонте детали и узлы оборудования надежно и устойчиво укладываются с применением подкладок на заранее подготовленные места.

Между снятыми частями и около ремонтируемого оборудования оставляются свободные проходы и свободные площади, необходимые для выполнения ремонтных работ. Ставить снятые части у оборудования не допускается.

Ручная установка заготовок и снятие готовых изделий при автоматическом режиме оборудования в соответствии с технологическим процессом выполняется вне рабочей зоны с применением специальных устройств, обеспечивающих безопасность труда.

Обрабатываемые движущиеся заготовки, материалы, детали и изделия, выступающие за габариты оборудования, ограждаются. При их обработке используются устойчивые поддерживающие приспособления.

Вспомогательные операции (уборка, смазка, чистка, смена инструмента и приспособлений, регулировка оградительных, предохранительных и тормозных устройств и тому подобное), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования выполняются при выключенном оборудовании. При этом оборудование отключают от всех источников энергии и принимают меры против случайного включения.

Выполнение вспомогательных операций на работающем оборудовании, а также работ по его техническому обслуживанию и ремонту не допускается.

К работам внутри технологических аппаратов относятся работы, связанные с технологической обработкой ремонтом. Освещение рабочих мест при работах внутри аппаратов должно осуществляться с помощью переносных электросветильников. Для работы внутри аппаратов со взрывоопасной средой должны применяться переносные электросветильники во взрывозащищенном исполнении. Для работы внутри других аппаратов должны применяться переносные электросветильники в водозащищенном исполнении.

Работы внутри аппаратов должны проводиться бригадой, состоящей из двух и более человек (один работает, другой за ним наблюдает). Работа без наблюдающего (дублера) не допускается.

До начала работы внутри аппарата: - освобождение аппарата от продукта полностью; - надежное отключение аппарата от водяных, паровых, продуктовых и других трубопроводов путем закрытия вентилей; - вывешивание табличек с предупреждающей надписью «Не включать! Работают люди!»; - проведение инструктажа на рабочем месте по безопасным способам выполнения производственного задания; - проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты работающих;

Проверить наличие и исправность необходимого инвентаря и инструмента.

После окончания работы внутри аппарата необходимо проверить отсутствие внутри аппарата или резервуара людей, а также инвентаря и инструмента.

1. Что такое «сигнал»? Его назначение и основные сигнальные цвета.

Сигнал – это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники организаций железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.

Проезд закрытого светофора (светофора с запрещающим сигналом) не допускается.

Погасшие сигнальные огни светофоров (кроме предупредительных на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, заградительных и повторительных), непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки поезда.

В сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работой, применяются следующие основные сигнальные цвета: зеленый, желтый, красный, лунно-белый, синий.

На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, установленные нормами и правилами.

2 .Когда применяются повторительные светофоры? Как они сигнализируют?

Повторительные светофоры служат для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного светофора и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается.

Повторительный светофор одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт.

Нормально сигнальные огни повторительного светофора не горят и в этом положении повторительные светофоры сигнального значения не имеют. Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, отправляют только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре.

3. Что служит разрешением на занятие поездом блок-участка при автоблокировке? Порядок действия машиниста при запрещающем показании проходного светофора.

Разрешением на занятие поездом блок-участка служит разрешающее показание выходного или проходного светофора.

Как исключение, на проходных светофорах (кроме находящихся перед входными светофорами), расположенных на затяжных подъемах, допускается в каждом отдельном случае с разрешения владельца инфраструктуры установка условно-разрешающего сигнала, подаваемого знаком в виде буквы «Т», нанесенном на щите опоры светофора.

Наличие этого сигнала служит разрешением грузовому поезду на проследование красного огня светофора без остановки. При этом машинист должен проследовать светофор с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.



После остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает , что впереди лежащий блок-участок занят поездом или имеется иное препятствие, ему запрещается продолжать движение до тех пор, пока блок-участок не освободится.

Если машинист не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда (иного препятствия), он должен после остановки отпустить автотормоза и, если за это время на светофоре не появится разрешающего огня, вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

В случае, когда следующий проходной светофор будет в таком же положении , движение поезда после остановки продолжается в том же порядке.

В случае, когда после проследования в установленном порядке проходного светофора с запрещающим показанием на локомотивном светофоре появится разрешающее показание , машинист может продолжить движение со скоростью не более 40 км/ч и следовать с особой бдительностью до следующего светофора, руководствуясь показаниями локомотивного светофора.

При наличии разрешающего огня на локомотивном светофоре проходной светофор с погасшим огнем разрешается проследовать безостановочно, руководствуясь показанием локомотивного светофора.

Когда сигнал путевого светофора не виден (из-за большого расстояния, наличия кривой, тумана и в других случаях), машинист и его помощник до приближения к путевому светофору на расстояние видимости обязаны руководствоваться показаниями локомотивного светофора.

Если показания путевого и локомотивного светофоров не соответствуют друг другу, машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
СИГНАЛОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
Дисциплина: ОП.03 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Группа:А-22

Цели урока:
Учебная (образоватнельная):
-студент после изучения темы должен знать обозначение
сигнальных показаний железных дорог РФ их назначение и
классификацию;
-знать общие сведения о железнодорожном транспорте;
- знать принципы организации железнодорожных перевозок и
управления движением поездов;
- знать основные звуковые и видимые приказы для машинистов.

Развивающая: студент должен уметь:
- классифицировать организационную структуру управления
на железнодорожном транспорте;
-классифицировать технические
железнодорожного транспорта.
средства
и
устройства
Воспитательная:
-совершенствовать стремление студентов пополнять знания и
умения, развивать механизмы психики учащихся (восприятие,
память, мышление);
-стимулировать потребность к самостоятельности в
различных видах деятельности.

Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Сигнализация на железнодорожном транспорте служит для
обеспечения безопасности движения, а так же для четкой
организации движения поездов и маневровой работы.

Светофоры Входные

СВЕТОФОРЫ ВХОДНЫЕ
Входные светофоры
ограждают раздельные
пункты со стороны
перегонов, т.е.
разрешают или
запрещают поезду
следовать на
раздельный пункт.

Светофоры выходные

СВЕТОФОРЫ ВЫХОДНЫЕ
Выходные
светофоры
разрешают или
запрещают
поезду
отправиться с
раздельного
пункта на перегон.

Светофоры проходные

СВЕТОФОРЫ ПРОХОДНЫЕ
Проходные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать с
одного блокучастка
(межпостового
перегона) на
другой.

Светофоры Маршрутные

СВЕТОФОРЫ МАРШРУТНЫЕ
Маршрутные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать из
одного района
станции в другой.

10. Светофоры прикрытия

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ
Светофоры
прикрытия
ограждают
пересечения
дорог в одном
уровне,
разводные мосты
и участки,
проходимые с
проводником.

11. Светофоры предупредительные

СВЕТОФОРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ
Предупредительн
ые светофоры
заблаговременно
предупреждают о
показании
светофоров:
входного,
проходного,
прикрытия,
заградительного.

12. Светофоры Маневровые

СВЕТОФОРЫ МАНЕВРОВЫЕ
Маневровые
светофоры
разрешают или
запрещают
проведение
маневровых
работ.

13. Светофоры заградительные

СВЕТОФОРЫ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ
Заградительные
светофоры требуют
остановки поезда
при опасности для
движения,
возникшей на
переездах, крупных
искусственных
сооружениях и
обвальных местах.

14. Светофоры повторительные

СВЕТОФОРЫ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ
Повторительный
светофор одним
зеленым огнем
указывает, что
выходной или
маршрутный светофор
открыт.
Нормально сигнальные
огни повторительных
светофоров не горят, и в
этом положении
светофоры сигнального
значения не имеют

15. Светофор Локомотивный

СВЕТОФОР ЛОКОМОТИВНЫЙ
На участках,
оборудованных
автоблокировкой и
автоматической
локомотивной
сигнализацией,
локомотивными
светофорами подаются
сигналы указывающие
сигнал впередистоящей
сигнальной точки в
соответствии с кодом
АЛС

16. Переездной светофор

ПЕРЕЕЗДНОЙ СВЕТОФОР
Предназначен для запрета
выезда автомобильных
транспортных средств, в
местах пересечения
автомобильной и железной
дороги, в случае движения
железнодорожной поездной
единицы.

17. Светофоры, их устройство

СВЕТОФОРЫ, ИХ УСТРОЙСТВО
Мачтовые светофоры

18. Консольный светофор

КОНСОЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

19. Карликовый светофор

КАРЛИКОВЫЙ СВЕТОФОР

20. Основные сигнальные цвета и их значения.

ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
В светофорной сигнализации используются 5 цветов,
которые имеют следующие названия: красный, желтый,
зеленый, лунно-белый, синий. В локомотивных светофорах,
находящихся в кабине управления, имеются 5 светящихся
ячеек: белая, красная, красно-жёлтая (она состоит из
красной и жёлтой половин), жёлтая, зелёная.
При этом для основных поездных показаний светофоров
используются красный, жёлтый и зелёный цвета., значение
показаний строго регламентируется ИСИ (Инструкция по
сигнализации).

21.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Один красный огонь»
Стой! Запрещается проезжать сигнал!
«Один жёлтый огонь»
Разрешает проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч,
следующий светофор закрыт.
«Один зелёный огонь»
Разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, следующий
светофор открыт.
«Один жёлтый и один зелёный огни»
Применяется только на участках с
четырёхзначной автоблокировкой, и
разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, и
предупреждает о том, что следующий
сигнал имеет показание «оди
Сигналы, применяемые при движении без отклонений по стрелочным переводам

22.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии

более 60км/ч (аналогично сигналу «один
«Два жёлтых огня и зелёная светящаяся полоса»
жёлтый») с отклонением по стрелочным

предупреждает, что следующий сигнал закрыт.
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий, и
предупреждает, что следующий сигнал открыт и

требует проследования с уменьшенной скоростью
(обычно по умолчанию 40 км/ч; не применяется
перед сигналом один жёлтый огонь).
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80 км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Один зелёный мигающий и один жёлтый огни, и информирует, что следующий сигнал открыт и
одна зелёная светящаяся полоса»
разрешает движение со скоростью до 80 км/ч, но
возможно, и с установленной. (Здесь также не
различаются сигналы, разрешающие скорость
только до 80 км/ч и установленную).
«Один зелёный мигающий огонь»
Сигнал «один зелёный мигающий огонь»
разрешает проследовать сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает, что следующий
сигнал открыт и требует проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с отклонением по скоростным стрелочным переводам. На оживлённых маршрутах устанавливаются
стрелочные переводы с крестовинами пологих марок, которые допускают бо́льшую скорость движения по отклонению. На железных дорогах стран
РФ из них применяются главном образом стрелочные переводы с крестовинами марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростью
до 80 км/ч. Для указания требования такой скорости движения существует ещё ряд показаний. В них используется так называемая зелёная
светящаяся полоса - обычно это группа из трёх зелёных линзовых комплектов, расположенных горизонтально под общим козырьком.

23.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Два жёлтых огня»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной

отклонение по стрелочному
переводу, и предупреждает, что
следующий сигнал закрыт.
«Два жёлтых огня, из них
верхний мигающий»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной
скоростью 40 км/ч, указывает на
отклонение по стрелочному
переводу, и информирует, что
следующий сигнал открыт.
«Один жёлтый мигающий
огонь»
Разрешает проследовать
сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает,
что следующий сигнал открыт и
требует проследовать сигнал с
уменьшенной скоростью 40
км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочным
переводам.

24.

«Один жёлтый и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (практически - со
скоростью, как правило, не более 60 км/ч), отправиться
на перегон и следовать далее по показаниям

сигнализации, и предупреждает, что впереди свободен
один блок-участок.
«Один зелёный и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (с установленной
скоростью), отправиться на перегон и следовать далее
по показаниям локомотивного светофора
автоматической локомотивной сигнализации, и
информирует, что впереди свободны два (или более)
блок-участков.
«Один жёлтый мигающий и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более
40 км/ч, отправиться на перегон двухпутного участка по
неправильному пути, и следовать далее по показаниям
локомотивного светофора автоматической локомотивной
сигнализации. Количество свободных блок-участков,
вообще говоря, не определяется, согласно инструкции.
Сигналы, применяемые на выходных светофорах при отправлении на перегон, движение по
которому будет осуществляться только по показаниям автоматической локомотивной сигнализации
(без напольных проходных светофоров).

25.

Название
Описание и комментарии
«Один лунно-белый огонь»
Разрешает маневровому составу двигаться за сигнал,
информирует о готовности маршрута. Двигаться разрешается
до следующего поездного или маневрового светофора, до
границы станции, или до каких-либо точек, определяемых
ТРА станции. Ничего не говорит о допускаемой скорости
движения по маршруту, и о свободности или занятости
участков маршрута. Применяется, как правило, на станциях,
оборудованных электрической централизацией, но не на всех
таких станциях.
«Один лунно-белый огонь»
Говорит о готовности маршрута отправления на перегон или
ответвление, не оборудованное путевой блокировкой (в том
числе такие, где применяется электрожезловая система,
движение по поездным телефонограммам, или иные способы
организации движения, кроме полуавтоматической
блокировки, автоблокировки или автоматической
локомотивной сигнализации как самостоятельного средства
сигнализации) только в пределах станции, но не является
разрешением для отправления на перегон.
Маневровое показание поездного сигнала, и показание при отправлении на перегон, не
оборудованный путевой блокировкой.

26.

Существует отдельный тип двухцветных
железнодорожных светофоров -
маневровые, которые подают следующие
сигналы:
один лунно-белый огонь «Разрешается
производить маневры»;
один синий огонь «Запрещается производить
маневры».

27. Сигнализация локомотивного светофора

СИГНАЛИЗАЦИЯ ЛОКОМОТИВНОГО
СВЕТОФОРАЭТО ИНТЕРЕСНО

29.

30. СЕмафор

СЕМАФОР
на железных дорогах – сигнальное устройство в
виде мачты с установленными на ней подвижными
крыльями и сигнальными фонарями, посредством
которых машинисту поезда подаются сигналы,
разрешающие или запрещающие движение поезда.
В России первые семафоры были изготовлены по
проектам профессора Я. Н. Гордиенко на
Путиловском заводе. Сигналы семафор подаёт
либо крылом (днём), либо цветными фонарями
(ночью): занятому пути соответствует
горизонтально расположенное крыло и красный
огонь; свободному – поднятое под углом крыло и
зелёный огонь фонаря.
С 1950-х гг. семафоры практически всюду
вытеснены более совершенным сигнальным
устройством – свветофором; сохранились только
на отдельных ветках малонапряжённых линий в
некоторых странах.

31. Почему красный запрещающий

ПОЧЕМУ КРАСНЫЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ
В наихудших условиях
красный сигнал при
одинаковой силе света
виден лучше других
сигналов.

32. ЖЕЛТЫЙ ОГОНЬ

В тумане желтый огонь принимает
оттенок красного и благодаря этому
сигнал нельзя проехать в экстренной
ситуации, его нельзя перепутать с
зеленым сигналом.

33. Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сигнальное показание
Значение сигнального
показания
Входной светофор
Красный
Сигнал остановки
Желтый огонь
Снижение скорости,
повышение внимания
Зеленый огонь
Разрешает движение с
установленной скоростью
Разрешающий движение
Лунно- белый огонь
Примечание
На входных светофорах
разрешает
« Приглашает»
проследовать светофор с
готовностью остановиться.

Светофор является одним из основных сигналов, которые слу­жат на железнодорожном транспорте для обеспечения безопаснос­ти и четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал представляет собой условный знак, с помощью кото­рого подается приказ. Требования сигналов подлежат беспрекос­ловному выполнению. Работники железнодорожного транспор­та должны выполнять требования сигналов всеми возможными средствами.

На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, утвержденные Министром путей сообщения. Сигнальные приборы должны быть утвержденного МПС типа, а цвет их - строго соот­ветствовать установленным стандартам и образцам. Показания сигналов должны легко восприниматься, быстро и четко опозна­ваться как днем, так и ночью при самых неблагоприятных клима­тических условиях.

Светофор относится к круглосуточным сигналам. Круглосуточ­ные сигналы подаются одинаково в светлое и темное время суток. По характеру установки светофоры являются постоянными сигна­лами. Постоянные сигналы характеризуются установкой в опреде­ленной точке железнодорожного пути или в кабине локомотива. Светофор служит для регулирования движения поездов посредством световых сигналов и передает приказы на расстояние с помощью сигнальных огней определенного цвета.

Основными цветами, принятыми для сигнализации поездных све­тофоров, являются красный, желтый и зеленый. Зеленый цвет разре­шает движение с установленной скоростью; желтый разрешает дви­жение и требует уменьшения скорости; красный требует остановки. Для организации маневровой работы на станции применяют следу­ющие сигнальные цвета: белый разрешает маневровое движение, си­ний запрещает производить маневры.

Условное обозначение цветов и режимов горения сигнальных огней светофоров приведено на рис. 2.1.

Светофоры по назначению подразделяются на входные, выходные, маршрутные, проходные, прикрытия, предупредительные, загради­тельные, повторительные, маневровые, локомотивные и горочные.

По значению запрещающего показания светофоры делятся на:

· абсолютные, проезд которых при запрещающем их показании не разрешается (входные, выходные, маршрутные, горочные, прикрытия, заградительные и проходные при полуавтоматической блокировке);

· остановочно-разрешающие, проезд которых при запрещающем показании, а также при непонятном или погасшем сигнальном огне разрешается только после обязательной остановки поезда перед светофором. Дальнейшее движение разрешается до следующего свето­фора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готов­ностью остановиться при появлении препятствия для дальнейшего движения (предупредительные и проходные светофоры при АБ);

· условно-разрешающие, запрещающее показание которых тре­бует остановки поездов одних категорий и разрешает проезд поез­дам других категорий (проходные светофоры автоблокировки, ус­тановленные на затяжных подъемах, и маневровые.

Все светофоры имеют наименование в виде буквенных и цифро­вых обозначений или только буквенных обозначений. Входным светофорам в зависимости от направления движения (четное или нечетное) присваивают буквы Ч или Н; выходные светофоры обо­значают буквой Н или Ч в зависимости от направления движения и дополняют номером пути отправления (НЗ, Н5, 411, 43 и т.д.). Ма­невровые светофоры обозначают буквой М с порядковым четным или нечетным номером в зависимости от направления приема поез­дов в горловине станции (М2, М4 и т.д. - четное; Ml, МЗ, М5 и т.д. - нечетное). Маршрутные светофоры имеют буквенное обо­значение НМ или ЧМ в зависимости от направления движения. Проходные светофоры автоблокировки нумеруются порядковыми четными (2, 4, 6 и т.д.) или нечетными (1, 3, 5, 7 и т.д.) номерами в зависимости от направления движения.

Входные светофоры Н и Ч служат для ограждения станций со сто­роны прилегающих перегонов и разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию. На входных светофорах применя­ются следующие цвета сигнальных огней: зеленый, желтый, красный, лунно-белый (пригласительный) и зеленая полоса. Входные допол­нительные светофоры НД, ЧД (см. рис. 2.1) разрешают поезду следо­вать с перегона на станцию по неправильному пути, когда во время капитального ремонта одного из путей двухпутного перегона дви­жение поездов организуется по одному свободному пути перегона в обоих направлениях. На дополнительных входных светофорах НД, ЧД применяются красный и два желтых сигнальных огней.

Выходные светофоры HI, НЗ, Н5, ЧП разрешают или запреща­ют поезду отправиться со станции на перегон и устанавливаются у каждого отправочного пути. Они используют следующие цвета сиг­нальных огней: зеленый, желтый, красный. Маршрутные светофо­ры НМ (см. рис. 2.1) сигнализируют как и входные светофоры, раз­решая или запрещая поезду следовать из одного района станции в другой.

Проходные светофоры 7, 8 (рис. 2.2, а) разрешают или запрещают поезду следовать с одного блока-участка на другой. В сигнализации проходных светофоров применяются следующие цвета сигнальных огней: зеленый, желтый и красный. На проходных светофорах авто­блокировки, установленных на затяжных подъемах, где тяжеловес­ный поезд после остановки не сможет тронуться с места, укрепляют Дополнительный щит с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы Т. Проследование такого проходного светофора при запрещающем показании без остановки разрешается лишь гру­зовому поезду определенной весовой категории со скоростью не бо-

Рис. 2.2. Типы светофоров и их места установки

лее 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Светофоры прикрытия 12...15 применяются на малодеятельных линиях и подъездных путях для ограждения мест, опасных для дви­жения поездов. Они ограждают места пересечений железных дорог в одном уровне с другими железными дорогами, трамвайными путя­ми, троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проследуемые с проводником. Светофоры прикрытия устанавливаются на расстоянии 50 м от места ограждения и сигнализируют красными и зелеными огнями.

Предупредительные светофоры ПН, ПЧ (см. рис. 2.1) заблагов­ременно уведомляют (на расстоянии не менее тормозного пути) о показании входных, проходных светофоров, светофоров прикры­тия (при автоблокировке каждый проходной светофор является пре­дупредительным по отношению к следующему светофору).

Заградительные светофоры 31 и 32 (рис. 2.2, а) требуют останов­ки поезда при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на стан­циях. Их устанавливают с обеих сторон пути на расстоянии не ме­нее 50 м от ограждаемого места. Нормально заградительный свето­фор погашен, а при возникновении опасности для движения поездов на нем вручную включают красный огонь.

Повторительные светофоры ПН1 (рис. 2.2, 6) сигнализируют о показании выходного, маршрутного или горочного светофора, ког­да по местным условиям необходимая видимость основного свето­фора не обеспечивается. Включение зеленого огня на повторитель­ном светофоре указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт. Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Ромбовидная форма щита повторительного светофора ука­зывает, что он скоростного значения не имеет и устанавливается на произвольных расстояниях от попутных светофоров, и машинист не может руководствоваться им как предупредительным светофором.

Маневровые светофоры Ml, МЗ, М5, М7, М2, М4 (см. рис. 2.1) устанавливают в стрелочных зонах станции, имеющей маршрути­зированные маневры. Эти сигналы разрешают или запрещают ма­невровые передвижения. Маневровые светофоры сигнализируют си­ним или белым огнем: синий запрещает производить маневры; белый разрешает их производить. Маневровые светофоры относятся к условно-разрешающим, так как их запрещающий огонь (синий) не разрешает следовать маневровому составу, но не является запре­щающим для магистральных и пригородных поездов. На маневро­вых светофорах приемо-отправочных путей, тупиков и вытяжек для повышения безопасности движения в качестве запрещающего огня может применяться красный (М5, М7 на рис. 2.1).

Локомотивный светофор, устанавливаемый в кабине машинис­та, разрешает или запрещает следование поезда по перегону с од­ного блока-участка на другой и сигнализирует о показании путево­го светофора, к которому приближается поезд. На участках, оборудованных АБ и АЛС, или на участках, где АЛС применяется как самостоятельное средство сигнализации при движении поездов, локомотивные светофоры используют следующие сигнальные огни: зеленый, желтый, желтый с красным, красный и белый.

Горочные светофоры применяются на сортировочных станциях и горках для разрешения или запрещения роспуска состава с горки и имеют сигнальные огни: зеленый, желтый и красный.

Светофоры устанавливают с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого ими пути с учетом соблюдения габарита приближения строений. Места их установки должны быть выбраны так, чтобы подаваемые сигналы нельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.

При определении места установки светофоров должны учиты­ваться требования к дальности видимости их сигналов. Она опре­деляется размером, формой, а также прозрачностью атмосферы и восприятием данного сигнального цвета человеком. Наиболее хо­рошо опознаваемыми цветами оказались красный, желтый, зеле­ный и синий. Эти цвета и приняты для сигнализации светофоров. Лунно-белый и синий огни используются лишь для маневровых и пригласительных сигналов.

Для безопасности движения поездов красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных, проходных, заградительных и прикрытия на прямых участках пути должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины локомотива приближающегося поезда на расстоянии не менее 1000 м. На кривых участках показа­ния этих светофоров должны быть отчетливо различимы на рас­стоянии не менее 400 м. В сильно пересеченной местности (горы, глубокие выемки) допускается видимость перечисленных сигналов на расстоянии менее 400 м, но не менее 200 м. Сигнальные показа­ния выходных и маршрутных светофоров главных путей должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м, показа­ния боковых путей, а также пригласительные сигналы и показания маневровых светофоров - на расстоянии не менее 200 м.

Входные светофоры устанавливаются на расстоянии не менее 50 м от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного первого входного стрелочного перевода в створе с изолирую­щим стыком. На электрифицированных участках железных дорог входные светофоры устанавливают перед воздушным промежутком, отделяющим контактную сеть станции от контактной сети перего­на, на расстоянии до 300 м.

Выходные, маршрутные, повторительные светофоры устанавли­вают впереди места, предназначенного для стоянки локомотива от­правляющегося поезда. Места установки проходных светофоров АБ определяют в соответствии с тяговыми расчетами, которые явля­ются границами блок-участков. Горочные светофоры устанавлива­ют на горках и вытяжках специального профиля, когда роспуск со­ставов производится подталкиванием их локомотивом при использовании действия силы тяжести вагонов.

Сигнализация светофоров

Светофорная сигнализация на железнодорожном транспорте строится по скоростному принципу, в соответствии с которым ма­шинисту поезда каждым сигнальным показанием передается при­каз не только о запрещении или разрешении движения, но и о вели­чине разрешаемой скорости следования. При этом каждое разрешающее показание передает одновременно два приказа: основ­ной - о допустимой скорости проследования данного светофора, и предупредительный - о скорости следующего светофора.

Весь диапазон скоростей, используемых в движении, разбит на сту­пени: максимальная (установленная) скорость V; нулевая (останов­ка) V0; промежуточные, обусловленные движением поездов по стре­лочным переводам с отклонением на боковой путь: уменьшенную Fj(40...50 км/ч) при движении по стрелкам с марками крестовин 1/9, 1/11; повышенную V-, (60...80 км/ч) - при марке крестовины 1/18. Сигнализация и ее скоростные значения для наиболее характерных случаев приведены на рис. 2.3 и 2.4.

Передача необходимого числа приказов о допустимых скоростях движения достигается за счет цвета, числа и режима горения (мигаю­щий или немигающий) огней светофора, а также числа дополнитель­ных светящихся зеленых полос. При этом цвет и режим горения од­ного огня светофора или верхнего при двух одновременно горящих огнях всегда указывают на требование сигнала последующего свето­фора. Например, зеленый огонь означает, что следующий светофор открыт и предусматривается проследование данного и следующего светофоров с установленной скоростью; зеленый мигающий - этот светофор можно проследовать с установленной скоростью, следую­щий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (не более 80 км/ч); желтый мигающий - данный светофор можно проследовать с установленной скоростью, следующий свето­фор открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч); желтый - разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Требования снижения скорости при подходе к входному свето­фору передаются двумя одновременно горящими огнями, из них

Рис. 2.3. Сигнализация перегонных светофоров и ее скоростные значения

нижний всегда желтый и немигающий. Промежуточная скорость, с которой разрешается проследование входного светофора, конкре­тизируется наличием или отсутствием зеленой светящейся полосы: уменьшенная скорость (не более 50 км/ч - отсутствие зеленой по­лосы при горении двух огней на светофоре), повышенная (не более 60-80 км/ч) - наличием светящейся зеленой полосы при горении двух огней на светофоре. Сигнал остановки - один красный - не содержит предупреждения и только запрещает движение.

На рис. 2.5, а показана сигнализация входного и выходных све­тофоров для станции со стрелочными переводами с крестовинами марок 1/9, 1/11, расположенной на участке, оборудованном авто­блокировкой. При горении на входном светофоре Н красного огня или одновременно горящих красного и пригласительного, или од­ного пригласительного огня на предупредительном светофоре 1 горит желтый огонь.

Пригласительный сигнал - мигающий лунно-белый огонь вклю­чает на входном светофоре Н дежурный по станции в случаях неис­правности устройств автоматики и телемеханики, приводящих к не­возможности открыть светофор на разрешающий огонь. Пригласительный сигнал разрешает проследовать входной свето­фор Н с красным огнем или при неработающем светофоре со ско­ростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью ос­тановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Рис. 2.4. Сигнализация входного и выходного светофоров и ее скоростные значения

Рис. 2.5. Сигнализация входного и выходных светофоров на станциях

Пригласительный сигнал на выходных светофорах применяется для отправления поездов только по правильному пути двухпутных линий, оборудованных автоблокировкой. На участковых и других крупных станциях таких линий с интенсивным движением поездов пригласительный сигнал может применяться на выходных и марш­рутных светофорах главных и боковых путей, по которым произ­водится безостановочный пропуск поездов. На промежуточных станциях участка с интенсивным движением поездов пригласитель­ный сигнал применяется только на выходных светофорах главных путей. Пригласительный огонь на перегон загорается одновремен­но с красным огнем или без него (см. рис. 2.1, светофор HI).

Прием поезда на главный путь 1П с остановкой разрешается го­рением одного желтого огня на входном светофоре Н, без останов­ки (сквозной пропуск) - горением зеленого огня. Если на входном светофоре Н горит желтый мигающий огонь, то это означает, что на выходном светофоре HI горят два желтых огня (установлен ва­риантный маршрут отправления). В этом случае поезду разрешает­ся следовать на станцию с установленной скоростью, но выходной светофор HI требует проследования его с уменьшенной скоростью.

При приеме поезда на боковой путь ЗП на входном светофоре Н горят два желтых огня, разрешающих движение с уменьшенной ско­ростью с готовностью остановиться у закрытого светофора НЗ. При этом на предупредительном светофоре 1 включается желтый мига­ющий огонь, означающий, что поезд проследует по станции по бо­ковому пути. При горении двух желтых огней, из которых верхний мигающий, разрешается проследовать по боковому пути ЗП без остановки с уменьшенной скоростью.

На рис. 2.5, б показана сигнализация при приеме и отправлении поездов с проследованием по стрелочным переводам с крестови­ной марки 1/18.

Прием поезда на боковой путь ЗП по стрелочному переводу с крестовиной марки 1/18 разрешается включением на входном све­тофоре Н двух желтых огней и одной зеленой полосы. Поезд дол­жен следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч с готовно­стью остановиться у выходного светофора НЗ.

Безостановочное проследование поезда по боковому пути ЗП раз­решается горением на входном светофоре Н одного зеленого мига­ющего огня, одного желтого и одной зеленой полосы. Поезд может следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч, выходной све­тофор НЗ открыт и требует проследования со скоростью не более 80 км/ч. Безостановочное проследование поезда по боковому пути ЗП с отклонением разрешается горением на входном светофоре Н двух желтых огней, из них верхнего мигающего, и одной зеленой полосы. Поезд может следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь, выходной светофор НЗ открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью.

В трех перечисленных случаях сигнализации входного светофо­ра Н с зеленой полосой на предупредительном светофоре 1 горит зеленый мигающий огонь, означающий, что поезд принимается на станцию со стрелочными переводами, имеющими пологую марку крестовины.

Сигнализация маршрутных светофоров НМ, ЧМ в основном ана­логична сигнализации входного светофора.

Проходными светофорами на участках, оборудованных трех­значной автоблокировкой, подаются сигналы: один зеленый - раз­решается движение с установленной скоростью, впереди свободны два и более блок-участков; один желтый огонь - разрешается дви­жение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт; один красный - запрещается проезжать сигнал. При четырехзнач­ной сигнализации проходные светофоры имеют следующие сигна­лы: один зеленый - впереди свободны три и более блок-участков; один желтый и один зеленый огни - впереди свободны два блок- участка, один желтый - впереди свободен один блок-участок. Зна­чение красного огня то же, что и при трехзначной автоблокировке.

На участках, оборудованных АБ и АЛС, локомотивными свето­форами подаются сигналы: зеленый огонь - «Разрешается движе­ние; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь»; желтый огонь - «Разрешается движение; на путе­вом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня»; желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому при­ближается поезд, горит красный огонь»; красный огонь указывает, что локомотив движется по занятому блок-участку; белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, но сигналы с пути на локомотивный светофор не передаются.

На участках, где АЛС применяется как самостоятельное сред­ство сигнализации при движении поездов, локомотивными свето­форами подаются сигналы: зеленый огонь - разрешается движе­ние с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участков; желтый огонь - разрешается движение с уменьшен­ной скоростью, впереди свободен один блок-участок; желтый огонь с красным - разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке, следующий блок-участок занят.

Горочные светофоры сигнализируют: один зеленый - «Разре­шается роспуск вагонов с установленной скоростью»; один желтый огонь - «Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью»; один красный огонь - «Стой»; красный огонь и буква Н на свето­вом указателе белого цвета - «Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь».

м) 2.3. Классификация и устройство светофоров

Светофоры являются оптическими сигналами. В зависимости от вида оптической системы светофоры подразделяются на линзовые и прожекторные. Линзовый светофор для каждого сигнально­го показания имеет отдельную оптическую систему - линзовый ком­плект. Прожекторный светофор имеет оптическую систе­му, совмещенную со специальным механизмом, который позволяет при одной оптической системе получить три различных по цвету сиг­нальных показания. Ввиду сложности конструкции и меньшей на­дежности работы по сравнению с линзовыми светофорами прожек­торные при новом строительстве не применяют, а при реконструкции устройств СЦБ на станциях и перегонах заменяют их линзовыми.

По конструкции светофоры могут быть мачтовые (рис. 2.6 и 2.7, а), кар­ликовые (рис. 2.7, б) и консольные (рис. 2.8). Мачтовые светофоры устанавливают на перегонах, главных путях станций и на боковых путях, по которым осуществляется безостановоч­ный пропуск поездов со скоростью бо­лее 50 км/ч, а также в качестве группо­вых и горочных светофоров и их повторителей, заградительных светофо­ров и маневровых с подъездных путей и из тупиков. Карликовые свето­форы используют на станциях в каче­стве выходных с путей, по которым не предусматривается безостановочный пропуск поездов, маневровых и вход­ных светофоров для приема поездов и подталкивающих локомотивов по не­правильному пути на двухпутном учас­тке. Консольные светофоры применяют там, где по условиям габарита нельзя ус­тановить светофор в междупутье.

Мачтовый светофор (см. рис. 2.6) состоит из мачты I, на которой с помощью кронштей­нов крепится одна или несколько светофорных головок 5. Мачта светофора может быть железобе­тонной или металлической. Желе­зобетонная мачта (см. рис. 2.6) представляет собой полую кони­ческую бесстыковую стойку, ко­торая устанавливается непосред­ственно в грунт. Металлические мачты (рис. 2.7, а) используют тогда, когда светофоры с железо­бетонными мачтами нельзя при­менять по условиям габарита или длина их недостаточна для уста­новки требуемого количества све­тофорных головок и указателей.

Металлическая мачта 1 закрепляется в стяжном стакане 2, разме­щенном на бетонном фундаменте 3.

Головки линзовых светофоров (см. рис. 2.6 и 2.7, а) в зависимости от числа показаний выполняют одно-, двух- и трехзначными и соби­рают из одного, двух или трех корпусов из алюминиевого сплава либо из цельнолитого чугунного корпу­са, линзовых комплектов, козырь­ков и деталей фонового щита. Фо­новый щит 6 черного цвета устанавливается на корпусе свето­форной головки для улучшения видимости сигнальных огней. Для защиты от прямых солнечных лу­чей, вызывающих отблески на линзах, каждый линзовый комп­лект снабжается козырьком 7.

Мачтовые светофоры могут иметь различные указатели (см.рис. 2.6), которые размещаются под нижней светофорной головкой: зеленая светящаяся полоса, световой или маршрутный указатель. Зеленая светящаяся полоса включается с показанием светофора и указывает скорость, если поезд принимается на боковой путь по стрелкам с пологой маркой крестовины.

Световые указатели 3 применяют на светофорах, когда расстояние между смежными светофорами менее тормозного пути. При этом на светофоре, ограждающем участок менее тормозного пути, уста­навливают световой указатель с двумя вертикальными светящими­ся стрелками белого цвета, а на предупредительном к нему свето­форе - такой же указатель в виде одной стрелки белого цвета.

Маршрутные указатели 4 предназначены для указания направле­ния движения поезда и маневровых составов (направо, налево или прямо) и номера пути приема или отправления. Перед указателями располагается литерная табличка 2 с обозначением светофора.

В отличие от мачтового светофора карликовый линзовый свето­фор (рис. 2.7, б) не имеет мачты и состоит из светофорной головки 3 с линзовыми комплектами, козырьками 2 и без фонового щита, ус­танавливаемой непосредственно на бетонный фундамент 7.

Основной частью светофорной головки является линзовый комп­лект (рис. 2.9), который состоит из корпуса 7, наружной бесцветной сту­пенчатой линзы 2, внутренней цвет­ной линзы 5 красного, зеленого, жел­того, синего или лунно-белого цвета, ламподержателя 3 с лампой накали­вания 4.

Нить светофорной лампы нахо­дится в фокусе линз комплекта. За счет ступенчатых линз рассеиваю­щийся световой поток электрической лампы собирается и концентрирует­ся. Проходя через линзу-свето­фильтр, световой поток окрашивает­ся, а пройдя через бесцветную линзу, преобразуется в прямолинейный сиг­нальный луч с малым углом рассеивания. Если светофор располо­жен на кривых участках пути, в линзовый комплект перед наружной линзой устанавливают рассеивающую линзу 6 с углом рассеива­ния 10 ° или 20