Сказка об упрямых согласных звуках. Сказка о живых звуках Сказка на тему звуки и буквы

Обучающие сказки для детей

В стране Звуков


Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали….
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.

Парад букв

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда - очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Материалы: буквы нейтрального цвета(не синие,не красные,не зеленые)-33 шт.
Стояла снежная морозная зима.
В одном городе жила -была девочка Лида. Ей исполнилось 6 лет.Она только что научилась читать по слогам и бабушка подарила ей большой полиэтиленовый пакет с пластмассовыми буквами.Все буквы были одинаковые по размеру и цвету:белые,блестящие.Лида складывала из них слоги и простые слова,а вечером убирала буквы в белый,подаренный бабушкой,пакет.Все свои игрушки она подарила брату Лене,которому было 4 года,а сама играла только буквами. Уже очень хотелось Лиде поскорее пойти в школу и учиться.
Однажды она так заигралась буквами,что заснула с белым,подаренным бабушкой пакетом в руках. Мама попыталась взять у Лиды пакет,но девочка крепко держала его в руках.Когда Лида попыталась во сне перевернуться на другой бок,ее рука разжалась и из пакета на пол высыпались белые блестящие буквы.Лида во сне приоткрыла глаза и увидела горку букв около кровати.Она снова закрыла глаза и крепко-крепко заснула.

Ей приснился необычный сон.Буквы зашевелились,пытаясь освободиться из под лежащих на них других букв.
-Что это? Что это? Что это?
-Друзья,где наш дом?
-Мы бездомные,мы никому не нужны,валяемся в куче,у кровати!
-Давайте что то делать!Нас много,мы что нибудь придумаем!!!
-Да,нас-33!
-Пойдемте искать город Буквин,там есть доска для всех букв!
-Пойдемте!Пойдемте!!!
И они отправились в город Буквин.Долго пришлось им идти по глубокому снегу.Наконец,пришли. В городе их не сразу увидели,так как буквы были все белые,как снег,по которому они шли.Букв встретил Знайка и познакомил их с улицами города.
-Сначала вы будете жить на Буквеной улице.
Буквы мечтали скорее попасть в свои дома и отдохнуть от дальней трудной дороги,поэтому послушно шли за Знайкой. На Буквенной улице было два дома: красеый-поменьше и синий-побольше.
Знайка и Указка построили буквы в ряд и стали говорить буквам, в каком доме они будут жить:
-Буквы АОИЭЫЕЕЮЯ(отвечают дети) будут жить в красном домике,потомучто они гласные.-Эти буквы послушно последовали за Знайкой и Указкой в красный домик,так они устали. Остальные буквы побежали в синий дом, они тоже устали и хотели скорее отдохнуть.Но Знайка и Указка остановили их:-Да,вы идите в синий дом,потомучто в ысогласные и он построен специально для вас.
А вы-стойте!-Сказали они ь и ъ знакам- Вы не согласные,вам нельзя в синий дом!
-Тогда мы пойдем в красный.
- Нет,и туда вам нельзя!
ъ и ь заплакали: - Что же мы,будем жить на улице?Мы замерзнем и умрем!
- Нет,смотрите!Для вас построен отдельный домик!
Знаки посмотрели в ту сторону,куда показывала Указка, и с трудом разглядели почти невидимый из за белого снега домик с двумя окошками.
-Ведь вы-не буквы,а очень важные знаки- мягкий и твердый!
Ь и Ъ обрадовались и побежали в свойо чаровательный домик.
Наступило утро. Отдохнувшие буквы вышли на улицу,где их снова встретили Указка и Знайка.
-Ой,Ь и Ъ проспали,пойдем,позовем их!
- Не надо!-сказала Указка. -Туда,куда мы пойдем,им не нужно,пусть остаются и выспятся как следует. А вы теперь не буквы,а звуки!
Знайка и Указка повели буквы на улицу Звучащую.Первыми шли гласные буквы,а за ними согласные.Как только гласные ступили на Звучацую улицу,послышались звуки: А_У_Э_О_И_Ы.Гласным было очень приятно,что улица знает их имена.На Звучащей улице,как и на Буквенной,стояли 2 домика: красный,в который Указка повела гласные звуки А,О,У,Э,И,Ы,а гласные буквы Е,Е,Ю,Я стали звукамиЭ,О,У,А.
Когда гласные звуки ушли,из красного домика послышалось доинное громкоеА_О_У... и т.п. Ведь улица то была звучащая,здесь все звучало.
На другой стороне улицы стоял синий домик-такой же,как на буквенной улице,только немного странный-в него вели 2 двери с разных сторон.
Когда согласные подошли к этому синему домику,Знайка и Указка принялись расставлять их по парам:Б оказалась в паре с П,В с Ф,Г с К,Д с Т,Ж с ш,З с С.9 звуков оказались без пар:Л,М,Н,Р,Х,Ц,Ч,Щ,Й.
Знайка и Указка подвели все звуки к правому крыльцу.Как только они ступили на первую ступень,она зазвенела легким металлическим звоном.
- Здесь живут звонкие согласные звуки.
На крыльцо вбежалиБ,В,Г,Д,Ж,З и ступеньки зазвенели не переставая,как будто застучали маленькие металлические молоточки.Туда же вошли Р и Л. Они открыли звенящую синюю металлическую дверь и вошли в дом.Все в этой части синего домика было звучащим и звенящим: и стул,и стол, и кроватки,и посуда- из стекла и металла.
Остальные согдасные во главе со Знайкой и Указкой подошли к левому крыльцу.Ступени на этом крыльце были деревянные и только глухо поскрипывали под ногами согласных звуков.
- Здесь живут глухие согласные звуки:П,Т,К,С,Ф,Ш. Которые разлучились со своимм звонкими парными согласными.А также....
Дверь в дом с этой стороны была деревянная,глухая,без окошечка.Внутри все было сделано из мягких,не звучащих материалов-дерева и пластмассы-и мебель и посуда.
Оставшиеся звуки вошли туда.
А Ь и Ъ знакам стало скучно на Буквенной улице и Знайка и Указка проводили их в синий домик к глухим и звонким согласным.Они погостили сначала на одной,а потом на другой половине дома. о они так и остались буквами,знаками.Указка утешила их:
- У всех букв свое предназначение!
Лида повернулась на другой бок и открыла глаза.Она наклонила голову и увидела внизу горку блестящих рассыпавшихся букв.
- Я построю для вас город Буквин,точно такой же,как я видела во сне! Ведь вы - мои самые лучшие друзья!!!

Доброго времени суток всем! Сегодня мой пост снова посвящен таким «непонятным» и нужным первокласснику звукам. Я уже писала об, которые мы делали с сыном, а теперь предлагаю сказку. Мой ребенок вроде лучше запомнил, чем при сотом повторении теории.

Сказка об упрямых согласных звуках

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили — поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет , а у согласных в синий . Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве было 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются». Вот например, [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо. Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки [ж],[ш] и [ц] решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ],[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя это мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки и даже целые слияния, для рождения новых слов.

Сказки знакомят детей с гласными и согласными звуками; формируют понятие «гласный звук», «согласный звук»; развивают слуховое внимание; помогают дифференцировать понятие «звук» - «буква».
Облегчают работу, связанную с объяснением темы «йотированные буквы».

Сказки можно использовать как полностью, так и частично, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка о звуках и буквах.

Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она невидимая и очень большая. На этой планете живут звуки - невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое солнышко. И звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их - гласными звуками.

На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было голоса, им всегда мешали губы, зубы и язык.

Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

Согласны? – улыбнулось солнышко.

– Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.

Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки - невидимки, мы их слышим и произносим, но не видим.

И вот однажды, звуки – невидимки захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней вотцарил мир, тепло и согласие.

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a» .
Он любил петь, широко открывая рот:
«a__» .
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a» .
Иногда - очень громко:
«a, a, a» .
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__» .
Бывали времена, когда звук
«a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa» .
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук
«a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у» .
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__» .
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__» .
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__» , и громко: «у__у__у__» .
Но больше всего звук
«у» любил играть на трубе: «уууууууу у__» .
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
«уууууууу у__ » .
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук
«у» трубил отбой: «у__у__ у у у__» .
Все расходились, а песня звука
«у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__» .Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и» .
Рот у интересного и привлекательного звука
«и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и» .
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ » ; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и» .
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука
«и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__» . Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о» .
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук
«о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о» .
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук
«о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ » .
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук
«о» .
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»

Жил да был звук «э» .
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э» .
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук
«э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__» .
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э» : задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы» .
Известен был звук
«ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук
«ы» , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы» .
Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__» , и отрывисто: «ы ы ы ы ы» .
Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы» .
Иногда - пел тихие колыбельные песни:
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__» .
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка о звуках и буквах.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:

А - радостный и веселый,

У - угрюмый,

О - очень любил всему удивляться,

И - игривый, улыбчивый,

Э - медлительный, рассудительный,

Ы - самый упрямый

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.

Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
- Как же так - говорит А . - У всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал
У .
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил
О .
- И люди в домах живут, - тихонько заметил
И .
- Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! - возмутились
Э и Ы .
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить.
А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной.
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука А - домик-буква А , у звука У - домик-буква У , у звука О - домик-буква О , у звука И - домик-буква И, у звука Э - домик-буква Э , у звука Ы - домик-буква Ы .
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
- й, й, й, й.
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
- й, й, й.
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли - И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И , но с козырьком - для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
- й, й й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать - й - й - й. Слушал-слушал А , да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
- йА, йА, йА!

У вас здорово получается, - задумчиво протянул У , - ну а со мной петь будешь? - обратился он к И-краткому.
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

О, как хорошо! Спой теперь со мной!- попросил О .
- Пожалуйста!
- йО йО йО! - полилась новая песня.

Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил Э , - споем вместе, - предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.

Радуется И-краткий поет с А - получается «йА йА йА», поет с У - получается «йУ йУ, йУ», поет с О - получается «йО, йО, йО», поет с Э --получается «йЭ, йЭ, йЭ».
Опечалены были только
И да Ы :
- Мило, очень мило, - вздыхал
И , слушая пение друзей - хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
- Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал
Ы .
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком
А , со звуком У , со звуком О , со звуком Э .
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
Я А .
Второй домик назвали буквой
Ю , в нем И-краткий стал петь со звуком У .
Третий домик назвали буквой
Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О .
Четвертый домик назвали буквой
Е , в нем И-краткий стал петь со звуком Э .
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
Я , Ю , Ё , Е .

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий - в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Так с тех пор и повелось в русском языке:
шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
все остальные звуки - согласные,
мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
твердые согласные - синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!

Литература: Александрова Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)