XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Билеты на балет «XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов Международные конкурсы артистов балета

С 11 по 20 июня 2017 года в Москве, в Государственном академическом Большом театре России, будет проходить XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Организатор – ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». Нынешний,XIII конкурс проводится в год 90-летнего юбилея Юрия Николаевича Григоровича и предваряет Год Русского балета (2018) и 200-летия Мариуса Петипа.

Оргкомитет конкурса возглавила Заместитель председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. По итогам заседания Оргкомитета были объявлены беспрецедентные за всю историю конкурса два Гран-При: 100 000$ США – в номинации «Артисты балета» и 100 000$ США – в номинации «Хореографы».

Главными событиями конкурса станут: 11.06, 18.00 – Пресс-конференция, посвященная открытию конкурса; 11.06, 19.00 – Торжественное открытие. Сюита из балетов в постановке Ю. Григоровича 18.06, 17.00 – Заседание X Генеральной юбилейной ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов, работающей под эгидой ЮНЕСКО; 20.06, 18.00 – Церемония награждения лауреатов и гала-концерт победителей. Во время проведения конкурса планируется также Встреча со СМИ членов жюри и участников конкурса (о времени будет сообщено дополнительно). 17 апреля 2017 года завершился прием заявок на участие в конкурсе. Всего было подано 278заявок из 28 стран. По итогам а отборочного тура по видеозаписям к участию в конкурсе допущено 200 человек (170 участников в номинации «Артисты балета» и 30 участников в номинации «Хореографы») из 27 стран (Венесуэла, США, Украина, Бразилия, Южная Корея, Германия, Китай, Аргентина, Япония, Италия, Латвия, Армения, Куба, Кыргызстан, Финляндия, Португалия, Мексика, Таджикистан, Казахстан, Албания, Панама, Южная Африка, Великобритания, Швеция, Молдова, Канада, Россия. Участники из России представляют города – Москву, Воронеж, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Якутск, Красноярск, Уфу, Ижевск, Санкт-Петербург, Краснодар, Йошкар-Олу. Председатель жюри конкурса – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, хореограф Большого театра Юрий Григорович (Россия). Состав конкурсного жюри: народная артистка России, ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова (Россия); народная артистка России, Прима-балерина Большого театра России Светлана Захарова (Россия); Заслуженный артист России, и. о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев (России); народный артист России, ректор Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе(Россия); народный артист Украины, художественный руководитель Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко Вадим Писарев (Украина); Прима-балерина и художественный руководитель балетной компании «International Ochi Ballet» Кумико Очи (Япония); лауреат международных премий, артист балета, балетмейстер Владимир Малахов (Австрия); Художественный руководитель театра the Liaoning Ballet Чу Цзидяао (КНР); народный артист СССР, балетмейстер, хореограф, педагог, член Совета Европы по культуре Валентин Елизарьев (Республика Беларусь); педагог-репетитор Королевского балета Фландрии Оливье Патэ (Франция); Художественный руководитель Королевского балета Швеции Йоханнес Охман (Швеция); Художественный руководитель Датского королевского балета Николай Хюббе (Дания); Художественный руководитель Национального балета Эстонии Эдур Томас Командор Ордена Британской империи; Президент жюри Международного балетного конкурса в Джексоне, хореограф, артист балета Джон Михан(США); Прима-балерина театра Ла Скала, руководитель Департамента Аттестации высшего хореографического образования в Италии Маргерита Парилла (Италия); Ответственный секретарь жюри – заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов (Россия). На XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов в качестве почётных гостей приглашены известные деятели мирового искусства хореографии из многих стран мира, среди которых Художественный руководитель Открытого Всеяпонского конкурса в Нагоя Соломаха Вадим (США); директор Международного конкурса балета в Сполетто Бонкомпани Паоло (Италия); Художественный руководитель Международного конкурса балета в Варне Димитрова Соня (Болгария), Директор Международного балетного конкурса в Лозанне Пауэр Шелли (Швейцария), президент Международного конкурса балета в Сеуле Пак Джо Кын (Южная Корея), Художественный руководитель «Youth America Grand Prix» в Нью-Йорке Савельева Лариса (США), Председатель совета директоров Международного балетного конкурса в Джексоне Кэрол Пакетт (США), а также также представители российских и зарубежных СМИ. Справка: Международный конкурс артистов балета был учреждён вслед за конкурсом П. И. Чайковского в 1969 году и в скором времени стал значимым явлением в мировом искусстве хореографии. Конкурс проводится раз в четыре года. У истоков его создания стояли легенды русского балетного искусства: Галина Уланова – председатель жюри I Конкурса, Игорь Моисеев, возглавлявший его Оргкомитет, Ольга Лепешинская – Председатель Оргкомитета многих последующих конкурсов. С 1973 года бессменным Председателем жюри и Художественным руководителем конкурса является выдающийся хореограф современности Юрий Николаевич Григорович. Московский балетный конкурс (как ещё принято его называть) открыл целую плеяду блестящих танцовщиков, ставших яркими звёздами мирового балета второй половины XX и начала XXI вв. Среди них Михаил Барышников, Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Герман Корнехо, Миса Куранага, Тьяго Суареш, Евгения Образцова, Иван Васильев, Наталья Осипова и многие другие. За всю историю конкурса Гран-При были удостоены четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) – на II Конкурсе артистов балета в 1973 году; Ирек Мухамедов (СССР) – на IV Конкурсе артистов балета в 1981 году, Андрей Баталов (Россия) – на VIII Конкурсе артистов балета в 1997 году; Денис Матвиенко (Украина) – на X Конкурсе артистов балета и хореографов в 2005 году. В состав жюри конкурса в разные годы входили: Марина Семенова, Галина Уланова, Софья Головкина, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Арнольд Хаскелл, Руди ван Данциг, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Хелги Томассен, Хулио Бокка и другие представители балетной элиты мира. Московский конкурс трижды отдавал дань уважения выдающимся деятелям русского и мирового балетного искусства: VII Московский конкурс артистов балета (1993) был посвящен хореографии Мариуса Петипа, IX Международный конкурс артистов балета и хореографов (2001) проведен в честь великой Галины Улановой (с 2001 года в программу был включён конкурс хореографов); XI Конкурс (2009) – посвятили выдающейся русской балерине Марине Семеновой. В течение более полувека Московский конкурс лидирует среди международных состязаний подобного уровня и интерес к нему не иссякает. Общее количество участников за 12 прошедших конкурсов составляет 1198 человек. За всю историю в нем приняли участие представители из 35 стран мира.

Конкурс балет

На Новой сцене Большого театра завершился первый тур XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов (о его начале “Ъ” писал 13 июня). Жюри пропустило на второй тур 30 человек из младшей группы и 32 конкурсанта из старшей. Татьяна Кузнецова считает, что результаты конкурса уже можно предсказать вполне определенно.


Скажем сразу: промежуточный вердикт жюри в целом выглядит справедливым. Обозреватель “Ъ” судила бы строже: не пустила бы во второй тур артиста из краснодарской труппы Юрия Григоровича или дурно обученную юную киевлянку, но понимает политкорректность жюри. И все равно итоги первого тура поражают.

Конкурс оказался чрезвычайно странным: в нем преобладают солисты и совсем мало дуэтов. В младшей группе это дело обычное: до 18 лет мальчики редко обзаводятся необходимыми кавалерскими качествами, а взрослого партнера школьнице найти нелегко. На сей раз в конкурсе оказалось всего три дуэта, два из них некондиционные, так что прошедшая на второй тур кореянка Сонми Пак, грамотно и с чувством станцевавшая дуэт из «Жизели» со взрослым партнером Сангмином Ли, осталась единственной претенденткой на медаль в этой категории. Вопрос только в том, какого достоинства окажется ее награда.

Удивительнее, что и взрослые конкурсанты предпочли танцевать поодиночке. Взрослых дуэтов было 16, до второго тура добралось семь женщин и шесть мужчин (разнополых артистов судят в розницу, поскольку некоторые партнеры в конкурсе не участвуют). Среди дуэтов - всего один чисто российский: за всю нашу страну отвечают артисты Детского театра имени Сац Анна Маркова и Иван Титов. Другие российские труппы представляют иностранцы: жизнелюбивая и женственная бразильянка Аманда Моралес Гомес - Казань, американка Джой Уомак - «Кремлевский балет», украинка Екатерина Чебыкина и киргиз Эрнест Латыпов - Мариинский театр; этот уроженец Бишкека, хоть и провел всю сознательную жизнь в Петербурге, выступает под знаменем родной страны.

Киргизы, кстати, в балетном разделении труда заняли место сдавших позиции трюкачей-украинцев: во второй тур их прошло пятеро. Все эти невысокие и легкие Актеоны, рабы и Базили прекрасно вертятся, запросто крутят в воздухе по два двойных тура подряд и вдохновенно штурмуют акробатические высоты в разного рода ноголомных кунштюках. Пример главного российского трюкача Ивана Васильева оказался заразительным: почти все солисты-конкурсанты пытаются с ним соперничать, полагая, что в этом и состоит искусство мужского танца. Мужчины вообще преобладают на конкурсе - во второй тур прошло пятнадцать, в то время как женщин всего четыре, причем отнюдь не балеринского уровня. Таким образом, медали поделят солистки из Башкирии, Латвии, Китая и Японии (пока японка - явный аутсайдер).

Похоже, поражающий воображение гран-при $100 тыс. на сей раз удастся сэкономить, разве что одарить им кого-нибудь из младшей группы - школьники на этом конкурсе положили взрослых на обе лопатки. В отличие от старших, частенько имеющих на лице такую мину, будто зрители для них то ли злостные должники, то ли злобные кредиторы, большая часть юнцов не трудится, а танцует - вдохновенно и с удовольствием. В целом школьники лучше выучены - интеллигентнее, тоньше, мягче, чище, изящнее. К тому же дети, особенно девочки, творят такие чудеса (вроде трех-четырех пируэтов на пальцах, стремительных и легких, или плавнейших спусков с пуантов, требующих стальной стопы), какие не снились старшим солисткам. И наконец, младшие гораздо ярче по индивидуальностям, они запоминаются сразу и бесповоротно, будь то Элизабет Байер из США, трепетный 15-летний ребенок с ногами от ушей и железной взрослой выдержкой, или благовоспитанная мягкая россиянка Елизавета Клявлина, или фаворитка обозревателя “Ъ” кореянка Субин Ли, готовая лирическая балерина с прекрасной технической базой.

Из младших во второй тур прошло восемь солистов (трое - из Московской академии, в этом году урожайной на мальчиков) и 19 солисток, среди которых победительницу определить трудно, поскольку судьям придется выбирать между 18-летними юными женщинами и 15-летними тинейджерами, танцующими ничуть не хуже. Впору изменять условия конкурса, определив в младшую группу школьников до 16 лет, а в старшую - конкурсантов до 22; жизнь доказывает, что если к этому возрасту артист не повзрослел, то и в 27 лет останется инфантильным.

И тут на первый план выходят педагоги. Учат не школы, а люди - это правило, очевидное для балетных практиков, конкурс доказывает с исчерпывающей полнотой. Например, нет большего контраста, чем разудалый танец Игоря Пугачева, сигающего очертя голову, махнув ногой на точность позиций, и благонадежные вариации Дениса Захарова, щеголяющего безупречностью поз, а ведь оба - студенты МГАХ, просто у них разные учителя. Из гимназии искусств города Сыктывкара прилетел восхитительный отрок Иван Сорокин, великолепно выученный педагогом Ковыляевой (по слухам, одаренного мальчика тут же перехватила ректор Московской академии Марина Леонова; хочется надеяться, что в Москве его не испортят). А вот у взрослых с первого тура слетела Алиса Содолева - солистка с вульгарными манерами и большими пробелами в технике, окончившая с отличием Академию Вагановой. Впрочем, во втором туре конкурсантов испытывают в современном репертуаре, и тут педагоги не помогут - на первый план выходит индивидуальность и качество хореографии. А с этим у постсоветских стран постоянные проблемы.

26 марта на Новой сцене Государственного академического Большого театра России состоится гала-концерт IV Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет». Учредители Конкурса – Министерство культуры Российской Федерации и Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, которая также является председателем оргкомитета конкурса.

Цель конкурса «Русский балет» – поддержка начинающих молодых российских исполнителей. В заочном региональном отборе приняли участие 34 участника из 11 регионов, к финалу же члены Оргкомитета конкурса допустили 27 из них, именно они поборются за призовые места.

В этом году в регламенте конкурса произошли изменения. Вместо трёх призовых мест жюри предстоит определить лауреатов первой, второй и третьей степеней в номинации «Классический танец» как среди юношей, так и среди девушек. Обладатель же главного приза конкурса – Гран-При получит статуэтку работы скульптора Ольги Горбачевой и право пройти стажировку в балетной труппе одного из четырёх ведущих театров Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, Фондом социально-культурных инициатив учреждены денежные призы и для хореографических училищ, представители которых займут призовые места.

В состав членов жюри конкурса вошли народные артистки России Диана Вишнёва и Марина Леонова, народные артисты СССР Михаил Лавровский и Вячеслав Гордеев, народный артист России Борис Эйфман и другие знаменитые мастера танца. Жюри конкурса возглавит выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Юрий Григорович.

У вас есть возможность увидеть онлайн-трансляцию красоты танца в исполнении будущих звезд балета мировой величины! Ждем Вас на нашем сайте 26 марта в 18 часов!

Как и любой другой, этот конкурс - смесь взрывных эмоций. Даже спорт с его очевидностью электронных табло дает повод для разночтений, а уж искусство танца с его эфемерностями и жесткой спайкой техники и артистизма тем более поле для разногласий. Но махать кулаками уже поздно: вчера на Исторической сцене Большого театра международное жюри во главе с российской балетной иконой Юрием Григоровичем огласило список победителей. Говорят, их не судят. А обсуждать тенденции конкурса нужно и даже полезно - следующий при благоприятном раскладе случится через четыре года, за это время в королевстве можно многое поправить.

Живущий с 1969 года фестиваль почти на десять лет моложе своих собратьев ММКФ и конкурса имени Чайковского, и хотя мотивы их создания были схожими, на балетном у хозяев всегда было много поводов для гордости. Балетный конкурс был передовым: в 1969 жюри признало лучшей роскошную пару из Гранд опера Франческа Зюмбо-Патрис Барт, а великая Плисецкая публично рассказала, что в балете секс есть. В новейшее время конкурс во многом утратил престиж, и организаторы нынешнего восстановили его радикальным способом, ухнув к двум Гран-при 200 тысяч долларов. Да и даты помогли: председатель жюри Юрий Григорович взял рубеж в 90 лет, а сам конкурс стал затактом официального "Года Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа".

Что в конкурсе обычного: юные и уже не очень артисты танцуют либо лихо, либо точно. Есть, мягко говоря, проблемы с музыкальностью (не знаю, кто из конкурсантов справится в ближайшее время со Стравинским) и с долгим дыханием, позволяющим ровно провести номер от начала до конца. Про кантилену танца, когда участник именно танцует, а не склеивает промежуток между выгодными па, тоже все грустно. Но есть и хорошие новости: по итогам нынешнего года младшая группа оказалась намного интереснее старшей, а это значит, что при "поколении игрек" балетный театр будет интересным, и цифровая революция тому не помеха.

Главный тренд не нов, уже лет тридцать только набирает обороты - среди претендентов большую часть составляют танцовщики из Азии - Китая, Японии, Южной Кореи и примкнувших к ним Казахстана и Кыргызстана. Поперек плача о нехватке в балете мужчин на нынешнем конкурсе много солистов, пьедестал почета в мужском танце соло заняли Марат Cыдыков (Кыргызстан, 3 место), Ма Мяоюань (Китай, 2 место), Бактияр Адамжан (Казахстан, 1 место). У дам та же сольная иерархия Зайнигабдинова Лилия (Россия, 3 место) и Эвелина Годунова (1 место, Латвия), вторую премию решили не присуждать. Дуэт у мужчин, в целом не слишком галантный, удался у Ван Джанфын (Китай, 3 место), Окава Коя (Япония, 1 место) и артиста Мариинского театра Эрнеста Латыпова (2 мето), его партнерша из той же Мариинки аккуратная Екатерина Чебыкина получила лишь диплом - как и прославившаяся разоблачениями закулисной жизни американка Джой Вомак из Кремлевского балета. У женщин в дуэтах третий приз разделили японка и китаянка, первый не присужден, а второй повезет с собой в Казань танцующая в тамошнем театре взрывная бразильянка Аманда Моралес Гомес. На конкурсе хореографов пейзаж монотонный: второе место разделили россияне Нина Мадан и неутомимый Андрей Меркурьев, третье и одно из первых авторы из Китая, еще одним первым стал единственный запомнившийся хореограф, чилиец с бесконечным именем Зунига Хименес Эдуардо Андрес.

По итогам нынешнего года младшая группа оказалась интереснее старшей

Младшая возрастная группа, трепетный балетный народ от 14 до 18 лет, порадовала больше. Общим любимцем стал уроженец города Сыктывкара и ученик неприметной тамошней гимназии Иван Сорокин, за которого, по слухам, в закулисье уже идет битва престижных балетных школ - всем хочется его доучить и вывести в театр под собственной маркой. Другой фаворит, напротив, поддерживает честь Московской школы - это выученный со всей тщательностью юный красавец Денис Захаров (первый приз в дуэте). Россиянка Лиза Кокорева и кореянка Пак Сонми разделили первое место, вторую премию жюри присуждать не стало. Третье место заняла Екатерина Клявлина. . Их сверстницы в соло - отвоевавшая первое место американка Элизабет Бейер, китаянка Сыи Ли и воплощенная точность и нежность Субин Ли из Южной Кореи заставляют подумать, что при всех конкурсных перекосах в пьедесталах почета есть и логика, и справедливость.

Победители разных лет

Московский конкурс прославил таких звезд, как Франческа Зюмбо и Патрис Барт, Михаил Барышников и Ева Евдокимова, Людмила Семеняка и Александр Годунов, Лойпа Араухо и Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили, Владимир Малахов, Мария Александрова, Алина Кожокару, Наталья Осипова, Иван Васильев и других. Смена поколений в балете быстрая, и несколько победителей конкурса успели стать членами жюри: Вадим Писарев, Николай Цискаридзе, Хулио Бокка.

Истоки

У истоков московского балетного конкурса были легенды русского балета Галина Уланова, Игорь Моисеев, Ольга Лепешинская. В 1973 году конкурс возглавил Юрий Григорович, по сей день в свои 90 лет остающийся председателем жюри. В состав жюри в разные годы входили Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев. А также представители балетной элиты мира - легенды французской школы Иветт Шовире, Клод Бесси, Шарль Жюд, Алисия Алонсо (Куба), Биргит Кульберг (Швеция), авторитетные критики Арнольд Хаскелл (Великобритания) и Аллан Фридеричиа (Дания).

XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов. Фото – Игорь Захаркин

Этот балетный смотр возникает в Москве раз в четыре года, начиная с 1969 года.

Он проводится в три тура по двум возрастным группам: младшей (до 18 лет включительно) и старшей (19 – 27 лет). В каждой группе соревнуются соло и дуэты.

Московский конкурс достаточно консервативен, в первую очередь он ориентирован на балетные традиции, хотя и современность не игнорирует.

Конкурсантам на первом туре предложена обязательная программа (вариации или па-де-де из классических балетов), плюс фрагмент из классики по собственному выбору.

Во втором туре участники, кроме классики, исполняют современный номер или фрагмент из балетов, поставленных не ранее 2005 года. В третьем туре – снова классику.

В конкурсе хореографов участвуют только номера, специально поставленные для московского смотра, причем в любом из стилей хореографии.

Награды этого года очень щедры: Grand Prix в размере 100000 долларов, (для сравнения, на прошлом конкурсе Гран-при был оценен в 15 тысяч и никому не достался), и по три премии в каждой категории, от пяти до тридцати тысяч. Впрочем, любая награда может не присуждаться. Или ее могут разделить между исполнителями.

По итогам отборочного тура (видеозаписи) к участию в конкурсе было допущено 126 участников в номинации “Артисты балета” и 30 участников в номинации “Хореографы”. Из 27 стран. Казалось бы, картина безоблачная. На самом деле есть проблемы, возникающие уже не в первый раз.


Денис Захаров. Фото – Игорь Захаркин

География этого международного конкурса во многом складывается из азиатских стран и стран СНГ. В Москву не приезжают представители европейских балетных держав – Франции или Дании, например. В этом году большая делегация прибыла из Бразилии. Есть представители Украины и США.

Но Большой театр, на сцене которого проходит конкурс, его фактически проигнорировал. А балетная труппа Мариинского театра не была представлена в своем лучшем виде.

Много и организационных недоработок. Причем они перманентные, кочующие с конкурса на конкурс. Например, постоянные ошибки в объявляемых именах хореографов.

Нет, ударения ставятся правильно. Но сочиненное в классике одним мастером запросто приписывалось другому. Если речь шла о мужских вариациях в классических балетах, поставленных или кардинально отредактированных в советское время.

Как правило, за всех авторов отдувался классик девятнадцатого века Мариус Петипа, который давно уже носит в профессиональных кругах кличку “коллективный псевдоним”. Реплика в условиях конкурса (о любом из стилей хореографии) часто оборачивалась боком: раз жюри важен только год создания, а не признаки современного танца, значит, конкурсантам можно гонять ту же классику на пуантах и в современном номере.

Но самое удручающее – и это тоже традиция – было на конкурсе хореографов. Конкурс не минул организационный скандал. Соискателя Дмитрия Антипова внезапно сняли с показов, он вышел на сцену, чтобы протестовать, но протест заглушили радиобъявлением.

Ответственный секретарь жюри Сергей Усанов объявил зрителям, что Антипов и двое его коллег уволены за нарушение регламента: их постановки уже были показаны ранее. О чем организаторам любезно сообщили конкуренты наказанных.

Формально награды постановщикам розданы. Причем их получили шесть человек. Но реально из череды пластически безликих и однотипных номеров по-настоящему запомнился только золотой медалист, чилиец со звучным именем Андрес Эдуардо Хименес Зунига.

Он умеет и слышать музыку, и нетривиально передавать ее движением. Это показал и номер “Кинжал”, в котором солист в черном увлекательно балансировал между серьезностью и пародией, под повторяемые испанские слова сладкой песни о любви.

И “Архипелаг” – триумф женского начала на музыку Шуберта, где три современных грации в майках и шортах образовывали собственный внутренний мир. Прочие, в том числе и российские участники, в который раз подтвердили, что многолетний кризис хореографов в мире продолжается. Даже второй золотой лауреат-хореограф, Вен Сяочао (Китай), в дуэтном номере “Через невзгоды” не вышел за рамки иллюстрации названия.


Иван Сорокин. Фото – Игорь Захаркин

Три тура для исполнителей принесли и хорошее, и плохое. На третьем туре внезапно сошел с дистанции способный Александр Омельченко: он упал на сцене и получил травму.

Юное чудо конкурса – Иван Сорокин из Сыктывкара – прошел в финал, но не смог выступить, так как не подготовил вариации для третьего тура. Почему? Потому что мальчик не верил, что сумеет так далеко продвинуться!

Поскольку канонический текст классических вариаций на этом конкурсе не утвержден, многие танцевали, кто что хотел, вплоть до наборов па, явно поставленных педагогом под индивидуальные способности ученика. Выбор вариаций тоже не раз озадачивал: кто не умел хорошо вращаться, выходил с танцем на вращение, кто не прыгал – отмечался в прыжковой вариации. Вот зачем?

С пониманием музыки, даже незамысловато-балетной, тоже не все слава богу: замедление темпов стало стихийным конкурсным бедствием. Самое грустное, что многие вообще не танцуют, а просто выполняют отдельные движения, без особого смысла, пытаясь похвалиться техникой в ущерб образу. Часто номинантам не хватало индивидуальности. И в какой-то момент конкурс начал сливаться в некий поток из более или менее профессионально ловких соискателей. Лишь к третьему туру картина, как всегда, стала проясняться.


Ли Субин. Фото – Игорь Захаркин

Несмотря на юный возраст, Субин Ли – совершенно состоявшаяся, очень незаурядная балетная актриса. Для автора этих строк она стала безусловным лидером.

Совсем юная американка Элизабет Бейер, мило похожая на длинноногого жеребенка, прекрасно, до мелочей, выученная балетным премудростям классики. Марк Чино и Денис Захаров, будущие премьеры-принцы. Крепкая японская пара, с пониманием стилей хореографии работающая в Казани – Мидори Терада и Коя Окава. И ряд неплохих танцовщиков из Китая и Бразилии.

Перечислять можно долго, но лучше обратиться к именам лауреатов. По старшей группе ими стали: в дуэтах женщины – умело вертящая тройные туры Аманда Гомес Мораес (Бразилия) со вторым местом (первую премию не дали никому), а Мидори Терада (Япония) и Ао Динвэн (Китай), с ее отличной устойчивостью, стали третьими.


Кая Окава и Мидори Тэрада. Фото – Игорь Захаркин

У мужчин – Коя Окава (Япония) взял золото, старательный Эрнест Латыпов из Мариинского театра получил вторую премию, а Ван Джанфын (Китай) – третью. У женщин лучшей назначена Эвелина Годунова из Латвии, в финале конкурса лихо, с высоким прыжком, станцевавшая Китри из “Дон Кихота”, вторая премия не присуждена.

У мужчин золото у Бактияра Адамжана (Казахстан), умело сочетающего артистизм с техникой, серебро у Ма Мяоюань (Китай), бронза – у Марата Cыдыкова (Кыргызстан), любителя балетных трюков.

По младшей группе в дуэтах: девушки Пак Сонми (Южная Корея) и Елизавета Кокорева поделили первую премию, а мастеровитая Екатерина Клявлина (Россия), у которой хорошо получается Принцесса Флорина из “Спящей красавицы”, взяла третью.

Денис Захаров победил у юношей в дуэтах, второй награды нет, третье место у бразильца Виктора Кайшета Гонкаувеса. У девушек соло лучшей жюри считает Элизабет Бейер, а Субин Ли удостоилась второй награды, как и китаянка Ли Сыи.

У юношей в разделе “соло” первым стал Марк Чино, вторым – не так уж и отличившийся Игорь Пугачев, для которого это место – аванс на будущее, а третьим – Карлис Цирулис (Латвия) честно говоря, ничем особо не поразивший.

Разбирать достоинства и недостатки лауреатов, как и правомочность решений жюри, можно долго. По мнению автора этих строк, младшая группа была на порядок интересней старшей, а наград слишком много. Не такой уж это был выдающийся конкурс. Да и иерархия награжденных в некоторых случаях вполне подлежит оспариванию. Но само за себя говорит то, что не все премии нашли хозяев. А Гран-при не присужден никому.