Как становятся шаманами. Как становятся шаманами в разных народах мира? Посвящение в шаманы

Еще лет 15 назад о посвящении в шаманы говорить было неудобно даже родственникам. Ведь оно делалось больше для того, чтобы человека перестала преследовать «шаманская болезнь». А сейчас настоящий бум на этих служителей культа. Кто из них настоящий, кто псевдо, уже трудно разобрать.

Псевдошаман

И вправду, как верить тому, кто в жизни нигде толком не трудился, и вдруг, став шаманом, отгрохал себе хоромы, которым позавидовал бы бизнесмен средней руки. Или однокласснику, который никогда не верил ни в бога, ни в черта, но объявил себя великим шаманом и потребовал от друзей детства всяческого уважения к себе.

Своего однокашника Баира мы называем псевдошаманом. В деревне все знают, что до седьмого колена у них в роду не было таких людей. Сначала он много пил, потом оказался у шаманов помощником в роли «унеси - поднеси». Наверное, насмотрелся, как они зарабатывают деньги, и решил стать одним из них. Родители Баира забили скотину, чтобы купить ему специальную одежду, оплатить его так называемым учителям за то, чтобы они провели обряд посвящения. Мы спрашивали у друга, почему стал шаманом. А он в ответ: «Духи просят закурить». С этим ли связано, не знаю, но посетители приносят ему, кроме молока и сладостей, дорогие сигареты. Сам он почти не курит, поэтому часто эти сигареты отдает нам, - рассказал житель одного из районов республики Алексей.

По его словам, односельчане не обращаются к Баиру, не верят в его дар. Но все же у него есть своя клиентура - приезжают из других сел.

По рассказу Алексея, его одноклассник не болел «шаманской болезнью».

Клиенты психиатров

Многие считают, что настоящий шаман обязательно проходит через «шаманскую болезнь».

Она проявляется по-разному. Вроде нормальный человек, а как будто потерял ориентир в жизни. Расстался с семьей, запил, дрался, получал травмы. Иногда начинал городить всякую ерунду, - говорит психиатр Александра Дроздова. - Со стороны кажется, что у него «крыша поехала». Психиатры долгое время считали шаманов сумасшедшими, потому как состояние, условно именуемое «шаманской болезнью», по внешней симптоматике напоминает многие нездоровые изменения психики. Особенно в советские годы многие из них стали клиентами психиатрических больниц. Сейчас хороший шаман может сразу распознать у человека признаки «шаманской болезни» и наставить его на путь истинный.

«Ко мне вернулись силы»

Оказывается, трудности в шаманском становлении испытывали многие кандидаты в служители культа.

Недавно на своей странице в Facebook в прошлом известный в Бурятии общественник Булат Шагжин, пару лет обосновавшийся в Америке, написал, что начинает вести прием в качестве шамана. Он рассказал, что для него это был тяжелый выбор, к которому шел долгие годы. Оказалось, что все у него началось в детстве.

Угадывал, что скажут люди по радио в прямом эфире, дядя таскал меня на лотереи, чтобы выигрывал, видел духов… Были постоянные головные боли и хронические болезни. При этом учился на «отлично». Шаманы и шаманки говорили, что стану большим ламой или шаманом. В итоге я стал программистом, потом методологом компании 1С в Москве, - откровенно рассказал он друзьям.

Булат поведал, что в Москве успешно занимался бизнесом, но в 27 лет переехал в Бурятию и заболел.

Кружилась голова. Я не мог ходить, спать, было очень плохо. Закрываешь глаза и будто улетаешь. Так было две недели. Ездили на диагностику. Смотрели мозг, нервы. Врачи сказали, что здоров, - так описывает свое состояние Булат.

Все у него прошло, когда с ним провели обряд принятия в ученики шамана и, по сути, в шаманы.

А потом Булат отказался от своего дара, потому что, по его словам, ему тяжело было говорить человеку то, что не хотелось ему самому. И за это духи его ругали. А один сильный шаман предупредил его, что закрывает на время, только до 36 - 37 лет.

Сегодня я рад, что силы вернулись ко мне. Может, потому что пришло время. Может, потому что понял, что тяжело жить без ориентира, - откровенно признался он.

Булат уже открыл юрту, и, как он выразился, «упражняется» на знакомых.

«Лезут эти черти»

«Шаманскую болезнь» нельзя игнорировать, считает Елена, дочь шамана.

Многие не хотят становиться шаманами, потому что это тяжело для психики - постоянно слышать постороннее, видеть каких-то духов. Но отказ может отразиться на близких людях. У них могут закрыться дороги, что-то не получаться, - говорит она.

Сама же Елена окончила вуз, родила сына, работала. Но в одно время стала видеть потусторонний мир.

Было очень страшно. Особенно когда ночью встаёшь в туалет, а к тебе лезут эти черти. Однажды мы приехали домой. Я вышла из машины открыть ворота. Было тепло и спокойно. Муж только собрался загонять машину, и одна сторона ворот закрылась. Это маленький чертенок закрыл. Начала материться, чтобы он убежал, и ворота открылись сами. Муж был в шоке, - поведала Елена.

Вера в предков

Ульяна Раднаева - автор трех книг об основах шаманизма и двух шаманских календарей. Только в «ВКонтакте» у нее более 10 тысяч подписчиков. Многие из них испытывают легкий шок, узнав, что Ульяна еще общественник и политик. Ведь она возглавляет молодежное крыло «Единой России» в Иволгинском районе, а в июне участвовала в праймериз по выбору кандидатов от партии власти в кандидаты в депутаты республиканского парламента.

Если разобрать всё на составляющие, то для меня основная моя деятельность - это психология (являюсь магистром психологии). Конечно, здесь работа идет рядом с религиозно-духовной составляющей - шаманизмом. Они связаны. А есть еще одна составляющая - общественно-политическая деятельность, к которой пришла через пропаганду бурятского языка, традиций и культуры своего народа. Так что никаких противоречий нет, напротив, одно другое дополняет. У меня нет учеников, есть последователи и читатели. Шаманизм для меня - это вера предков, - объясняет Ульяна.

По ее словам, к шаманизму она пришла, как и большинство шаманов, через «шаманскую болезнь», которой страдала с детства.

Бизнес на просьбах

Однако многие считают так: что ни семья, то свой шаман. Но больше людей возмущает то, что на людских бедах некоторые шаманы делают деньги. Да и само посвящение в шаманы стоит немалых расходов, начиная с приобретения атрибутов - бубна, ножа, чёток. Но кто-то идет на все и даже проходит несколько посвящений.

По мнению Булата Шагжина, все, что сейчас творится с появлением множества шаманов, не больше как бизнес.

Эффект есть от обрядов, но не в том, что они стали шаманами. Еще сказано, что когда небожителям подносятся шкура, кости, голова барана, а сами едят мясо, пьют водку, дают шаману 30 - 80 тысяч, это называется ставить бога ниже шамана. Все это бизнес. В бизнесе нет ничего плохого, но многие вещи делать нельзя, если это касается духовного, - высказался новоявленный шаман Булат.

Бум на шаманов

Шаманский дар, как утверждают сами служители культа, передается по наследству. Только в обществе почему-то все больше вопросов к тем, кто называет себя шаманом. И все из-за того, что их стало очень уж много, а услуги стоят дорого.

Тем, кто часто обращается к ним, советуют: уж если вы решили идти на прием к шаману, то узнайте сначала что-то о нем, о последствиях его деятельности. А заодно и о степени его грамотности.

Выбор стать шаманом происходит до нашего рождения. Наш Дух принимает решение, стать шаманам в следующей жизни. Шаман рождается шаманом и становится таким в самый подходящий период жизни. Наша личность не знает о принятом решении. До того как человек стал шаманом, он может жить совершенно разной жизнью. Например: работать в офисе, на ферме, наёмным рабочим, дизайнером, бизнесмном, странствовать и другое.

Хотя Духом принято решение стать шаманом, никто не должен становиться им. Всегда открыты другие возможности для развития.

Этот выбор до рождения не делает вас специалистом в шаманском ремесле.

Вы можете быть прирожденным игроком в футбол, но никогда не станите им, если не хотите играть в футбол.

Даже одарённый футболист должен решить идти по пути футбола и оттачивать свое мастерство.

Шаман должен сделать то же самое.
Избранный шаман должен сделать выбор намеренно, чтобы стать шаманом.

Путь к становлению шамана, когда у вас есть определенный уровень понимания того, что это ваш путь, сильно отличается от человека к человеку, но есть некоторые ключевые особенности на этом пути.

Как правило, это понимание может быть достигнуто:

По вашим способностям

В духовном развитии

Когда Дух через интуицию говорит личности, что есть такой подарок

Пункты, которые нужно понять на пути становления шаманом:

1. Решите, что хотите стать одним только шаманом.
Быть шаманом означает преданность. Это означает совершать духовную работу, которую вы выбрали. Вы должны желать этого. Вы должны иметь страсть к работе. Вы должны решить, что вы действительно хотите делать эту работу и быть в этой роли. Ваш путь к шаманизму, вероятно, был трудным и вероятно были моменты, когда вы сомневались в своей вере. Прежде, чем идти дальше, вам нужно решить, входите ли вы или нет. Будете ли вы счастливы получив эту профессию? Посмотрите внутрь и решите.

2. Найдите наставников — в физическом лице, не ищите сторонних Духов, у вас есть Дух. Не делайте распространённую ошибку шаманов. Привязать себя к сторонним Духам — это остановить своё развитие. У вас есть достаточно своих сил. Расчитывая на помощь других, вы оставляете знакомство со своими силами на долгое время, возможно на многие жизни.

Чтобы стать шаманом, вас должны научить основам и практике. Есть много школ, но большинство ушли в сторону, так как учат контакту с Духами, к чему это ведёт, мы писали в прошлом обзаце. Всегда выбирайте школу по этому параметру, это самое главное, чтобы не причинить себе вреда.

Найдите опытного наставника и начните изучать ремесло.

3. Где практикуются шаманы

Растения, животные, друзья и семья — это люди, которые могут позволить вам практиковать ваши методы исцеления — вы просто должны спросить об этом у них. Лучший способ учиться — это практика.


Рождение Шамана

Если Ты Готов(а), то можешь быть принят(а) в мою школу на индивидуальное обучение. Я буду посвящать тебя в тайны самопознания, чтобы ты получил(а) глубокий опыт многогранной реальности и пробудил(а) дремлющий в тебе потенциал Шамана. Я научу тебя ориентироваться в бескрайних лабиринтах Вселенной, быть выше всяких Сил. Твой ум станет тебе самым верным помощником и слугой. Мы выкуем тебе меч Шамана и отточим его как лезвие бритвы, чтобы больше никто и никогда не посягал на твою Свободу.

Если Ты Готов(а), то можешь быть принят(а) в мою школу на индивидуальное обучение. Я буду посвящать тебя в тайны самопознания, чтобы ты получил(а) глубокий опыт многогранной реальности и пробудил(а) дремлющий в тебе потенциал Шамана. Я научу тебя ориентироваться в бескрайних лабиринтах Вселенной, быть выше всяких Сил. Твой ум станет тебе самым верным помощником и слугой. Мы выкуем тебе меч Шамана и отточим его как лезвие бритвы, чтобы больше никто и никогда не посягал на твою Свободу.

Продолжайте практиковать, продолжайте учиться и продолжайте двигаться вперед, когда дела идут не легко.

Шаман всегда учится и растет.

Уважайте друг друга и старайтесь никого не сравнивать.

Шаманом, согласно религиозным представлениям, называют человека, который наделён необычными способностями, помогающими общаться с духами, просить помощи у сверхъестественных сил. Такие люди умеют входить в экстатическое состояние и излечивать болезни.

Мы попытаемся объяснить, что такое шаман и как им стать. Это слово взято из тунгусо-маньчжурских языков. Так называют человека, который имеет способность видеть иную реальность и совершать в ней путешествия. В каждом народе имеются свои названия для шаманов, а также их различают по категориям. В Россию термин «шаман» пришел приблизительно в XVII веке через письменные сообщения русских, которые служили в Сибири. Он лег в основу понятия «шаманизм».

Процесс избрания в шаманы

Он сопровождается так называемой «шаманской болезнью». Она означает переход в новую жизнь через обряды инициации, которые включают смерть и рождение. Во время этой «болезни» шаман странствует по различным мирам, познает их устройство, находит пути к общению с духами, богами, душами умерших людей. Она воспринимается как особое средство, при помощи которого разрушается внутренняя жизнь. Вместо нее возникает способность слышать и видеть больше, чем обычные окружающие люди, появляется возможность сделать свою жизнь более совершенной, достичь высшего состояния духовного познания.

Наставление, как стать шаманом, проводится не только старыми шаманами, но и духами во время «шаманской болезни». Оно включает в себя спонтанный зов и передаваемые при обряде посвящения техники и знания. Все это дает шаману силу поступать в соответствии с новыми знаниями бытия, которые он вносит в мир, а также сам вырабатывает свои ритуалы. Обычно обряд посвящения проводится публично. Если Вы хотите стать настоящим шаманом, то Вам будет необходимо пройти через все это, а в качестве помощника необходимо найти шамана, который будет учить Вас.

Обязанности шамана

Далее мы расскажем, кто такой шаман и какова его роль в родовом обществе. Главная его задача - это защита психической целостности людей. Присутствие шамана в племени давало людям уверенность в том, что они не останутся без помощи богов, ведь он может общаться с духами, спуститься в Ад и побороть «злые силы», болезнь и смерть.

Обряд исцеления больного человека строится на основании веры человека в избавление от болезни. Он сопровождался ритуалами, театральными действиями, жертвоприношениями. Иногда для проведения обряда создавали целые «театры». Каждый культовый предмет шамана являлся моделью Вселенной и имел глубокий смысл.

После ритуала посвящения вся его жизнь связывалась с работой в другом мире - мире духов (исцеление от болезней, вызов природных явлений, общение с умершими). Все это проводится в состоянии транса при использовании бубна, особых танцев и заклинаний.

Некоторые считали, что во время таких ритуалов душа самого шамана покидает его тело и начинает странствовать в верхнем мире (поднимается в небо) или нижнем мире (спускается под землю).

С повышением опыта шаманы способны входить в такое состояние уже без вспомогательных средств. Шаманская практика отличается от магии тем, что опирается только на силы природы, а не на искусственное изменение мира посредством своей воли. Шаман здесь выступает как проводник этих природных сил. Также шаманы отличаются от обычных знахарей, потому как знания о полезных свойствах растений они получает от духов-помощников.

Исследователь религиозных верований и практик сибирских эскимосов Т.С. Теин так описывает мотивы, побуждающие обычного человека стать шаманом: «Шаманами становились эскимосы при следующих обстоятельствах. Одинокий охотник в безлюдном месте слышит, что его кто-то зовет, называя по имени, слышит таинственные голоса - кто-то поет... Иногда эскимос видел сон, во время которого разговаривал со своими будущими духами. Духи могут говорить на любом языке.

Во сне они являются в виде красивых людей, в такой же одежде, какую носят живые люди... Обычно дух предлагает охотнику стать его (духа) кормильцем (кормят их при помощи жертвоприношений). После такого сна охотник начинает слышать голос и песни, исполняемые его будущим духом. В дальнейшем этой песней он будет вызывать своего духа. После такого сновидения охотник обращается к шаману и рассказывает ему о виденном во сне. Шаман с помощью своих духов узнает, кто выбрал охотника посредником с живыми людьми».

Хотя шаман и является весьма почтенным членом своего коллектива, он, как правило, не отличается от прочих соплеменников ни зажиточностью, ни властными возможностями. Первые послереволюционные переписи установили, что шаманы обычно являются бедняками. Это было характерно для большинства народов Сибири и Европейского Севера России.

Причину этого, странного на первый взгляд, факта, хорошо объяснила в 1972 году Анне Смоляк пятидесятилетняя дочь шамана С.П. Сайгора: «Отец совсем разоряется, приезжают из разных сел, просят шаманить, отказываться нельзя; не рыбачит, не готовит дрова - только шаманит. Потом угощаются. Дни проходят, время идет, сейчас самый ход рыбы, запасов на год не делает. Придет время - ему нужно будет расплачиваться со своими духами - сэвэн, угощать их. Всё на свои средства, а это стоит дорого. Никому до этого нет дела».

«От вступления в шаманскую деятельность старались избавиться абсолютно все, - констатирует Анна Смоляк. - Это объясняли тем, что шаман не принадлежит себе, что по первому зову он обязан идти на помощь больному».

Правило это всеобще. К шаману обращаются за помощью в любое время, как у нас порой обращаются к врачу. И хотя шаман не связан клятвой Гиппократа, он также как и врач не может отказать в просимом, а соглашаться должен немедленно. К этому, как единодушно утверждают сибирские аборигены, шаманов побуждают их духи-помощники. Часто шаману вовсе ничего не дают за его «услуги» или плата является чисто символической. И уж в любом случае не полагается заранее условливаться о «размерах благодарности».

Как правило, живя в бедности, в системе натурального хозяйства, соплеменники шамана и не могут изыскать средств для должной компенсации. Но помимо всего прочего люди, составляющие неписьменные сообщества, кажется убеждены, что шаман обязан их обслуживать, что шаманство - не столько профессия, сколько призвание и мастерство.

«Частое присутствие на камланиях, казалось бы, могло стать для иных лиц настоящей школой и действительно некоторые, интересующиеся этими вопросами, становились подлинными знатоками шаманства... Например, Ф.К. Онинка, слепой нанаец из села Хаю, рассказывал, что с юношеских лет любил бывать на камланиях, если что-то было неясно, задавал шаманам вопросы, подолгу беседовал с ними.

Постепенно он стал прекрасным знатоком в этой области, но сам никогда не шаманил, даже не делал попыток. Петь различные «мотивы» умел, имел хороший голос. Такие люди никогда сами не становились шаманами: стать шаманом «по желанию» было невозможно (да никто и не хотел). Духи приходили к человеку сами, не подчиняясь ничьей воле, в этом были уверены все» - рассказывает А. Смоляк.

Современное шамановедение различно объясняет сущность общения шамана с духами. Одни уверены в том, что шаман - хозяин духов, их господин; другие - что он - утративший собственную личность раб демонов. «Тот, кто способен к контролируемой одержимости, становится господином духов и известен в Арктике как шаман» - утверждают первые3. «Существенным фактором является вера в то, что личность подверглась «вторжению» сверхъестественного существа и что временно она находится вне самоконтроля, «Я» подчинено влиянию «вторгшейся силы»» - полагают вторые.

Этнографический материал говорит о верности обоих утверждений. Шаман может быть и игралищем духов и их повелителем. Но стать шаманом против воли духов невозможно - с этим согласны все приверженцы шаманства.

Не люди выбирают духов, но духи избирают людей. «Решающим условием становления халака (шаман у семангов Малайи) независимо от того, передается ли эта профессия по наследству или нет, является сон, в котором будущий шаман видит, что он встречается с тигром или с верховным божеством Так Перном» - пишет Е. В. Ревуненкова. Призвание к шаманству во сне распространено повсеместно, но редко сном все и ограничивается.

А. Шренк обнаружил факт насылаемой духами шаманской болезни у ненцев задолго до описания этого феномена религиоведами. Путешественник отмечал: «Они являются ему в различных видах, как во сне, так и наяву, терзают душу его разными заботами и опасениями, особенно в уединенных местах, и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не сознает, наконец, своего призвания и не решится последовать ему».

Современный исследователь религиозных практик ненцев резюмирует это замечание полуторовековой давности: «Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шамана, нужно было активное вмешательство духов, которые понуждали данного человека к шаманской деятельности. Шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя».

Русский исследователь Сибири Вильгельм Радлов (1837-1918) описал шаманское призвание у алтайцев еще в 1870-е годы: «Способность к шаманскому действу, знание его является наследственным... При этом будущий шаман не получает от отца ни уроков, ни наставлений, он и не готовится к этому занятию - нет, шаманская сила приходит к нему внезапно, как болезнь, которая охватывает всего человека. Лицо, которому благодаря силе предков предназначено быть шаманом, внезапно ощущает во всем теле изнеможение и слабость, дающие знать о себе сильной дрожью.

На него нападает неестественно сильная зевота, он испытывает огромную тяжесть в груди, что-то заставляет его внезапно издавать громкие нечленораздельные крики, его сотрясает озноб, он быстро вращает глазами, внезапно вскакивает и кружится как одержимый, пока, весь в поту, не падает и не начинает кататься по земле в эпилептических конвульсиях и судорогах. Его конечности ничего не ощущают, он хватает все, что попадает ему под руку, и непроизвольно проглатывает все то, что он схватил, - раскаленное железо, ножи, гвозди, топоры, причем это не причиняет ему никакого вреда. Через некоторое время он отрыгивает все проглоченное сухим и невредимым. (Я все это знаю, разумеется, лишь понаслышке, хотя и от лиц, всецело заслуживающих доверия)».

Современные отечественные исследователи подтверждают сведения, собранные В. Радловым. Шаманство обычно передается по родству, чаще по отцовской линии, но совсем не обязательно и даже довольно редко от родителей к детям. Обычно профессию умершего шамана наследует кто-то из его ближайших родственников. Но случается, что шаманом становится человек, в роде которого шаманов никогда не было. Таких шаманов-parvenu в Сибири единодушно полагают слабыми.

У ибанов Калимантана шаман - манат во сне призывается духами. Это, как указывает Е. Ревуненкова, обычно родственник действующего мананга. Получив приказ, он прощается с близкими и идет на выучку к опытному манангу.

Сами шаманисты объясняют родовое преемство вполне для себя убедительно. Когда умирает шаман, его обычная душа панян отправляется в загробный мир - були. Так же поступает через год и другая душа - упса, до того живущая близ могилы. А вот шаманское родовое сердце - пута, остается на земле и ищет себе нового хозяина среди родственников умершего. Пута - это дух, демонхранитель шамана. Он привык к тому, что о нем заботятся, его «кормят». Он, шаманский дух, «любил тело, кровь и запах умершего шамана», а потому предпочитает и дальше жить среди кровных родственников покойного.

«Вначале пута в виде духов маси и бучу длительное время находилась у духа хозяина земли На Эдени, либо у духа тайги Дуэптэ Эдени, редко у небесного духа Эпдури. Через некоторое время пута приходила к одному из потомков шамана, заставляла его становиться шаманом. В результате посвящения она становилась его душой» - объясняли Анне Смоляк нанайцы.

Поскольку шаманство причиняет значительно больше неудобств, чем дает преимуществ, и шаманства никогда почти не ищут, пута должна заставить человека принять ее в себя. Такое согласие редко дается без борьбы. Странное поведение человека, которого духи призывают к шаманству, и получило наименование «шаманская болезнь». «Нежелание следовать воле духов вызывает гнев и с их стороны, и со стороны общины» - констатирует Ревуненкова.

Призвание к шаманству обычно проходит в два этапа. На первом призываемый не испытывает особых субъективных страданий, хотя внешне его поведение становится совершенно аномальным. Он не чувствует боли от огня или от порезов ножом, убегает в горы, бродит там неделями, питаясь сырым мясом лесных зверей и птиц, которых он живьем рвет на части. Холод, снег не причиняют ему беспокойства. Иногда в собственном доме или в лесу такой человек погружается в многодневный сон и во сне поет как шаман, зовет по имени духов. «У всех призвание к шаманской деятельности выражалось в длительном специфическом заболевании. О его симптомах нам рассказывали многие» - замечает Анна Смоляк.

Призвание в шаманы внешне напоминает тяжелую душевную болезнь. Ученые долгое время не сомневались, что имеют дело с шизофренией или с параноидальным эпилепсоидным синдромом. «Момент шаманского «призвания», субъективно осознаваемый как голос духов, требующий от человека вступления в шаманскую профессию, - писал видный советский специалист по «примитивным религиям» С. А. Токарев, - есть объективно нервное заболевание, которое, кстати, по большей части постигает человека в период полового созревания... Шаманская профессия усиливает нервно-патологические особенности характера человека, самые же эти особенности предшествуют вступлению человека в профессию шамана».

Однако для ума религиозного демоническое одержание, то есть власть духов над душой человека, вполне может рассматриваться как причина психической болезни. Вот, например, характерный рассказ, имеющийся в трех Евангелиях: «Один из народа сказал, Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими и цепенеет...

Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привел его к Нему. Как скоро увидел Его бесноватый, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам».

Этот рассказ весьма напоминает картину мучений будущего шамана, классические симптомы «шаманской болезни», описанные множество раз этнографами и путешественниками. Так что, если шаманское призвание и полагать болезнью, то скорее не физической, а демонической. «Объяснение болезни вселением духа относится к области культуры, а не патологии» - точно указала исследователь сибирского шаманизма Елена Новик.

Ученый религиовед не вправе подвергать сомнению объективность религиозных воззрений изучаемого им общества, исходя из собственного религиозного опыта или из отсутствия такового.

Религиозные представления суть культурная реальность и пытаться превратить их в реальность натурфилософскую не просто опасно, но вполне губительно для предмета исследований. Именно в этом последнем случае шаманизм сознается душевной болезнью, а то и любая религия - психической аномалией.

Итак, для шаманистов шаманская болезнь (в этнографии она порой именуется мэнэрик или эмеряченье) является духовным одержанием. Странности поведения указывают и самому больному и его соплеменникам, что он предызбран духами стать шаманом. Если избранник соглашается, к нему приходят шаманы и совершают обряда посвящения. Если же человек упорствует в нежелании возложить на себя шаманское бремя, отвергает призывы духов, то страдания его, усиливаясь, становятся почти непереносимыми. Шаманская болезнь из стадии призывания духами переходит в стадию жесткого принуждения.

«Если предназначенный для шаманства человек противится воле предков и отказывается камлать, он подвергается страшным мучениям, которые кончаются тем, что либо он вообще теряет все душевные силы, то есть становится слабоумным и ко всему безразличным, либо впадает в буйное помешательство и обычно вскоре кончает с собой или умирает во время сильнейшего припадка» - указывал В. Радлов.

Этнограф наших дней менее категоричен, но, в сущности, Анна Смоляк говорит о том же, что отмечал исследователь алтайского шаманства 150 лет назад: «Шаманами становились в 35-40 лет и старше. До становления будущий шаман длительное время боролся с духами, мучившими его, этот период (принуждения) иногда затягивался на многие годы».

Если учесть, что по сообщениям большинства шаманологов «шаманом человеку определено стать уже при рождении» и что первые явные призывания «на службу» духи делают, когда избранник только начинает осознавать себя свободной волевой личностью, то есть когда ребенку от 8 до 15 лет, то можно себе представить сколь долгой и упорной бывает борьба человека с желающими «сотрудничать» с ним духами.

«Нам говорили, - резюмирует Анна Смоляк, - что отдельным лицам, больным шаманской болезнью, удавалось избавиться от домогательств духов, не становясь при этом шаманами. По утверждению нанайцев, таких случаев было очень мало, эти люди были «очень сильны духом»».

Как вообще становятся шаманом и что для этого нужно сделать? Большинство народов используют несколько способов отбора кандидатов из числа своих сограждан. Это может быть наследственная передача профессии по отцовской или материнской линии. Человек может ощутить природную склонность к этому занятию и последовать «зову богов или предков». Некоторые племена признают право стать шаманом по своему личному желанию или по воле рода. Несомненно, большую роль играют и особенности психики: чаще всего шаманами становятся люди с истерическими наклонностями. Недаром сам термин «шаман» на языке сибирских эвенков означает «исступленный человек».

Однако независимо от способа первоначального отбора кандидатов шаманом может стать только человек, прошедший два курса обучения и успешно выдержавший последующую сдачу своеобразных практических экзаменов - так называемое посвящение.

На первой стадии будущий шаман подробно знакомится с духовным миром, то есть содержанием сновидений и галлюцинаций, которые он должен будет вызывать в трансовом состоянии. Ученик узнает имена и функции богов, мифологию и историю рода. Вторая стадия посвящена практическому освоению различных техник и приемов вхождения в транс, действиям в трансовом состоянии, связанным с лечением болезней, предсказаниями или общением с духами-помощниками, этими предтечами христианских ангелов- хранителей.

В основе шаманских способов задействования сверхресурсов мозга лежит инициирование визуальных галлюцинаций определенного содержания, то есть так называемая визуализация. В дальнейшем шаманы в своей практической деятельности для ускорения «переключения» психики в особое состояние используют процесс визуализации в сочетании со строгим постом, изнурительными танцами и ритмичной музыкой или пением. К сожалению, многие шаманы не достигают нужной квалификации и довольствуются лишь галлюцинационными эффектами, которые сами по себе не имеют к «иному миру» прямого отношения и не могут оказывать воздействие на физический мир, то есть приносить реальную пользу.

Во многих архаических сообществах существует интересная традиция: возможность получения шаманских способностей только для личной безопасности, личного здоровья или личной выгоды. Такая возможность не подразумевает изменение статуса человека по отношению к остальной части общества. Он не стремится стать шаманом, колдуном или жрецом. Этот человек может добиваться возрастания своего магического потенциала, приобретения способности оказывать пусть даже неосознаваемое влияние на окружающий мир с целью улучшения устройства личной жизни, для расширения своих жизненных возможностей. Эти первоначальные, простейшие способности позволяют дикарю выделится среди своих сородичей особенным здоровьем, удачливостью, жизнерадостным отношением к миру.