Кто и за что оплачивает водный налог. Порядок исчисления и уплаты водного налога Водный налог за какой налог период сдают

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

    забор воды из водных объектов;

    использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

    использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

    забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

    забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

    забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

    забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

    забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

    использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

    использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

    использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

    использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

    использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

    использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

    особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

    забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

    забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

    использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

    При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за .

    При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

    При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

    При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки

Ставки водного налога согласно НК РФ установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Ставки зависят от вида водопользования и устанавливаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям:

    при заборе воды мира;

    при использовании акватории;

    при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

    при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

    с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

    с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Срок представления налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Водный налог: подробности для бухгалтера

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2018 года

    Основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями... лицензии, водопользователь признается плательщиком водного налога и уплачивает водный налог по ставкам, установленным... во внимание, что объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования, налоговая... при отсутствии соответствующей лицензии, уплачивать водный налог по общей ставке, установленной... не предусмотрено и увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, ...

  • Важные правовые позиции КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. Судами установлено, что в 4 ... отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2017

    Которого применяется пониженная налоговая ставка. Водный налог Определение от 16.11.2017 ... водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта... углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом и оплачивается именно путем уплаты...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за июнь 2017 года

    02/14572 Пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, требующего... не предусмотрено. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за февраль 2019
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    И природного газа взимаются соответственно водный налог (глава 25.2 НК РФ...

  • Обзор правовых позиций КС и ВС РФ за второе полугодие 2016 года по вопросам налогообложения

    ... (по жалобе Ворониной Т.Е.). Водный налог. 22. Осуществление забора воды для... случае льготной ставки водного налога является неправомерным. Основанием для начисления водного налога послужил вывод... ставка применялась налогоплательщиком при исчислении водного налога в отношении объема воды, отпущенной... неправомерным применение обществом пониженной ставки водного налога для указанных учреждений, судебные инстанции...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за август 2016 г.

    ЕНВД при совершении спорных сделок Водный налог Определение от 19 августа 2016 ... в целях применения льготной ставки водного налога. Суды пришли к выводу, что... с чем применение льготной ставки водного налога является не правомерным. Вопросы добросовестности...

  • Об утверждении контрольных соотношений декларации по водному налогу

    Водному налогу" Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по водному налогу... опубликованы контрольные соотношения ее показателей. Налоговая декларация по водному налогу... КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ВОДНОМУ НАЛОГУ Федеральная налоговая служба в... контрольные соотношения показателей декларации по водному налогу. Государственный советник Российской Федерации... отчетности Налоговая декларация по водному налогу Идентификация документа, утверждающего форму...

  • Обзор ФНС по правовым позициям КС и ВС по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. письмо ФНС

  • Обзор правовых позиций Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам налогообложения за 4 квартал 2017 года

    Углеводородного сырья является объектом налогообложения водным налогом. прочий ФНС

По окончании налогового периода (квартала) налогоплательщик в соответствии со ст.333.13 НК РФ должен самостоятельно исчислить водный налог, а именно: определить налоговую базу (количество забранной воды, площадь акватории и т.д.) и умножить ее на налоговую ставку, соответствующую виду водопользования, экономическому району и водному бассейну. Статья 333.14 НК РФ устанавливает тот же предельный срок уплаты водного налога, который предусмотрен по плате за пользование водными объектами: налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 20 апреля,20 июля,20 октября и 20 января.

Поскольку налоговый период для всех водопользователей одинаков, то при пользовании водными объектами в течение года водный налог подлежит уплате за I-III кварталы не позднее соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября этого года, а за IV квартал года налог вносится не позднее 20 января следующего года.

Главой 25.2 НК РФ сохранен порядок уплаты водного налога по местонахождению объекта налогообложения (соответствующего вида пользования водным объектом).

Глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в то время как Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" предусматривает, что суммы платы в данном случае подлежат внесению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика с их последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями. Вместе с тем при решении вопроса об уплате водного налога следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования. Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, который водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации либо с их согласия с одним из этих органов, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщик будет представлять одну налоговую декларацию за налоговый период только в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения. Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" предусматривает представление двух документов - собственно налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения организации, и ее копии, представляемой в налоговый орган по месту пользования водным объектом (то есть по месту нахождения объекта налогообложения) и заполняемой в соответствующей части. Предельный срок представления налоговой декларации по водному налогу, так же как и в настоящее время, совпадает с предельным сроком уплаты налога - 20-е число месяца, следующего за налоговым периодом.

Водный налог сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Однако каждое изменение по водному налогу приводит к принципиальной корректировке его элементов. Попробуем разобраться, что представляет собой водный налог на сегодняшний день.

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог .

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • при использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • при использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • при лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог . Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

О новых правилах сдачи крупнейшими налогоплательщиками деклараций по другим налогам читайте в статье .

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). До 2015 года ее величина составляла 70 рублей за 1 000 куб. м.

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога , предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015-2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Водный налог рассчитывают в том же порядке, который был предусмотрен НК РФ до внесения в 2015 году изменений в гл. 25.2. Изменился порядок расчета ставки по основным видам водопользования. Теперь ее определяют путем перемножения ставки водного налога , указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога , установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2016 - 2017 годах и кто его платит?

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу .

Для предприятий, ИП и физических лиц, использующих водные объекты по лицензии или ведущих добычу воды из недр, предусмотрена специальная форма отчетности – декларация по водному налогу 2017 года. Типовая форма этого документа регламентирована приказом Минфина 29н от 2005 года. Ее заполнение – не право, а обязанность налогоплательщика, халатное отношение к которой влечет применение штрафных санкций.

Согласно положениям фискального законодательства, срок уплаты водного налога наступает по истечении установленного периода – квартала. Организация или ИП обязана перечислить средства в бюджет до 20-го числа последующего месяца.

Отчетность сдают все физические и юридические лица, имеющие лицензию на эксплуатацию водных ресурсов или добывающие воду подземным способом. Не играет роли, работал ли бизнес в истекшем квартале или простаивал. Если деятельность не велась, то нужно представить в ИФНС законодательную форму с нулевыми значениями.

Срок сдачи декларации по водному налогу – не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим кварталом. За несвоевременное представление документа для плательщика предусмотрены штрафы в соответствии с налоговым и административным законодательством.

Куда сдавать отчетную форму?

Согласно положениям законодательства, декларация по водному налогу сдается в ИФНС, к которой относится используемый объект (искусственный или природный водоем).

Для налогоплательщиков, которые ведут бизнес одновременно в нескольких городах или районах, относящихся к одному региону РФ, предусмотрено особое правило: они сдают отчетность в ИФНС по собственному решению:

  • по месту регистрации юридического лица;
  • по территории нахождения используемого водоема.

Сделанный выбор необходимо согласовать с территориальным управлением налоговой инспекции.

Компании и ИП, имеющие статус крупнейших налогоплательщиков, обязаны подавать отчетность в ИФНС, которая признала их таковыми.

Как сдать отчетность?

Декларация по водному налогу в 2016 году может сдаваться одним из двух способов:

  • Нарочно, на бумажном носителе. Руководитель юрлица или предприниматель может привезти документ сам, передать с законным представителем, отправить по почте.
  • Электронно – дистанционная сдача документов посредством ТКС.

Электронный способ сдачи отчетности обязателен для отдельных категорий экономических субъектов, поименованных в законодательстве, например, для крупнейших налогоплательщиков. Нарушение этого правила влечет наложение штрафа в сумме 200 руб. согласно ст. 119 НК РФ.

Структура отчетной формы

Если рассмотреть пример заполнения декларации по водному налогу, становится понятно, что документ включает четыре части:

  • Титульник, содержащий информацию о налогоплательщике, подпись уполномоченного лица, печать.
  • Первый раздел, где прописывается размер налога к перечислению.
  • Второй раздел, где приводится расчет фискальной базы и величины налогового обязательства. Делится на две части:
    • Раздел 2.1 – вычисления суммы налога для коммерческих структур, осуществляющих забор воды.
    • Раздел 2.2 – вычисления суммы налога для структур, осуществляющих другие виды водопользования, кроме забора воды.

Первые две части декларации обязательны для заполнения всеми налогоплательщиками. Разделы 2.1 и 2.2 адресованы коммерческим структурам в зависимости от типа водопользования. Например, если компания занимается забором воды и не использует акваторию, она заполняет часть 2.1, а часть 2.2 оставляет пустой.

Заполнение титульника

Заполнение декларации по водному налогу следует начинать с титульного листа. В нем необходимо проставить следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика – полное название организации в соответствии с текстом Устава или ФИО индивидуального предпринимателя.
  • ИНН – если код состоит из десяти знаков, в первых двух ячейках следует проставить нули.
  • КПП – нужно указывать код, присвоенный той налоговой, куда подается форма отчетности: по месту расположения водоема или месту деятельности организации.
  • Номер корректировки – для первой сдачи декларации проставляется «0», для повторной – «1» и далее по аналогии.
  • Код налогового периода и номер отчетного года.
  • Код по месту учета – нужно выбрать вариант из справочника. Определиться с этим значением поможет пример заполнения налоговой декларации по водному налогу для предприятия с аналогичной сферой деятельности.
  • ОКВЭД организации.
  • Данные о реорганизации юридического лица. Если данная информация не актуальна, в ячейках проставляются прочерки.
  • Число страниц документа и количество листов приложений.
  • Контактный телефон коммерческой структуры.

В нижней части титульника проставляется дата заполнения и подпись руководителя компании или предпринимателя. Если документ подписывает иное уполномоченной лицо, нужно указать номер доверенности, на основании которой оно действует. Сведения подтверждаются печатью юридического лица при наличии последней.

Заполнение первого раздела

Налоговая декларация по водному налогу в первой части состоит из трех строк:

Первый раздел – это обобщенные данные, полученные из вычислений, которые детально приводятся далее, во второй части. Поэтому заполнение документа нужно начинать именно с них.

Заполнение второго раздела

Вторая часть декларации делится на два подраздела: 2.1 и 2.2. В зависимости от видов водопользования компания или ИП заполняет один из них или оба сразу. Для каждого направления использования природных ресурсов и каждой ставки предусмотрена отдельная страница.

Налоговая декларация по водному налогу 2017 заполняется в части раздела 2.1 лицами, которые забирают воду из природных источников. В этой части указывается информация:

  • КБК и ОКТМО;
  • наименование используемого водоема;
  • сведения о лицензии;
  • код водопользования;
  • объем взятой жидкости;
  • цели забора;
  • применимые ставки и поправочные коэффициенты;
  • итоговый расчет суммы по каждой ставке.

Раздел 2.2 заполняется по аналогии. Он предназначен для физических и юридических лиц, использующих водную акваторию, осуществляющих сплав леса или занятых гидроэнергетикой.

Скачать

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .