Распорядительные: приказы, распоряжения, указания. Разница между приказом и распоряжением Кто издает распоряжения

Вопрос «Чем отличается приказ от распоряжения» может возникнуть у кого угодно.

Несмотря на то, что оба понятия похожи, они имеют некоторые принципиальные отличия, о которых полезно будет знать.

Что такое приказ и распоряжение

Оба документа представляют собой указ, выпущенный руководителями какого-либо субъекта, например, директором организации или правительством, однако они имеют разные значения.

Оба указания могут быть устными или письменными.

Приказ – это официальное постановление руководителя, которое выносится в пределах его полномочий. Он издается в целях оперативного решения основных задач, которые стоят перед компанией.

Делится на два вида:

  1. Нормативный: в нем прописывают общие инструкции и положения, порядок выполнения.
  2. Ненормативный или индивидуальный: содержит особое индивидуальное распоряжение или задачу. Они должны быть выполнены в срок, о результате необходимо проинформировать непосредственного начальника.

Распоряжение также является управленческим актом, который выпущен руководителем, например, муниципального образования или администрации. Он призван донести до сотрудников принятые решения и проинформировать о текущих вопросах. Зачастую он относится к более узкому кругу лиц и имеет ограниченный срок действия. Может быть нормативным и индивидуальным.

Стоит отметить: оба термина имеют ограниченную область применения (касаются только подразделения или организации). Чаще всего их работа относится к внутренним взаимоотношениям сотрудников, но иногда могут регламентировать отношения и с другими субъектами.

Чем отличается приказ от распоряжения

Между обоими документами существует определенная разница, о которой необходимо помнить:

  1. По кругу решаемых вопросов: приказ отвечает за правовые отношения, распоряжение – за текущие вопросы. Иными словами, первый документ главнее. Остальные различия тесно связаны с этим определением.
  2. По сроку действия: издаваемый приказ принимается на длительный срок, распоряжение – на короткий.
  3. По возможности внесения изменений: первый допускает такую возможность, второй переиздается.
  4. По условиям прекращения действия: приказание требует издания специальной отмены, во втором случае работа прекращается, как только задачи будут выполнены или изменены.
  5. По оформлению: первый вариант выпускается с одноименным заголовком, основной текст утверждается словом «Приказываю». Второй не имеет заголовков вовсе, а текст начинается словом «Распоряжаюсь».
  6. Кто подписывает документы: приказ подписывает руководитель субъекта (например, предприятия). Распоряжение употребляется руководителем субъекта, подразделения, отдела или проекта, а также его заместителем.

Для наглядности стоит рассмотреть несколько примеров.

  1. Приказ о приеме сотрудника на работу или его увольнении, распоряжение – о временном принятии сотрудником дополнительных обязанностей на каком-либо основании.
  2. Приказ об утверждении должностной инструкции, распоряжение – о внесении в нее изменений.

Важно знать: в правовом поле оба указа имеют одинаковую силу и не имеют различий.

Приказ и распоряжение встречается на любой работе: с их помощью руководители «общаются» с подчиненными. При этом оба документа имеют некоторые отличия, о которых необходимо помнить, чтобы правильно составить.

Смотрите видео, в котором разъясняются правовые аспекты последствия исполнения приказа или распоряжения с точки зрения УК:

Хочется понять, в каких случаях издается приказ, в каких - распоряжение, и чем отличается стандарт от инструкции. Где можно взять точные определения таких понятий? У нас при оформлении документов почти все названия документов взаимозаменяемы, а хочется, чтобы сотрудники понимали, что и в каких случаях необходимо писать.

Ответ

Приказ и распоряжение - это распорядительные документы, издаваемые руководителем органа власти или организации (далее - организации), действующим единолично в рамках предоставленной ему компетенции. С помощью этих документов осуществляется регулирование деятельности организации. Определения этих видов документов даются в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД) (М.,1974 г.) и в Кратком словаре видов и разновидностей документов (М.: ВНИИДАД, 1974), но оба документа в настоящее время практически не доступны для широкого круга специалистов. В частности, в ЕГСД даются следующие определения этих видов документов (с. 76-77):

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается ограниченного круга организаций, должностных лиц и граждан.

Читайте о распорядительных документах еще больше по ссылке.

Из этих определений следует, что приказ и распоряжение как виды документов различаются двумя признаками:

  • характер вопросов, по которым издается документ (приказ - для разрешения основных и оперативных задач, распоряжение - разрешения оперативных вопросов);
  • статусом руководителей, издающих документ (приказ издается руководителем организации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на основе единоначалия, распоряжение - руководителем коллегиального органа, но имеющим право действовать единолично в рамках данных ему полномочий).

Со времени издания ЕГСД прошло почти сорок лет, за это время произошли серьезные изменения в системе управления, появились организации новых организационно-правовых форм, соответственно изменились отношения между видами распорядительных документов, в результате чего на практике мы можем столкнуться с самыми разными ситуациями.

В частности, наиболее типичной является ситуация, при которой руководитель одной организации (как государственной, так и негосударственной) издает приказы и распоряжения, а руководитель другой организации, имеющей такую же организационно-правовую форму, издает только приказы или только распоряжения.

Дело в том, что в законодательстве нет общих норм, определяющих, какие виды распорядительных документов издают руководители организаций той или иной организационно-правовой формы. Можно привести совсем немного примеров, когда федеральным законом устанавливается норма в отношении того, какой распорядительный документ издает руководитель организации. Приведем один пример: ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ определяет:

«Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания , обязательные для исполнения всеми работниками общества».

В данном случае закон четко определяет состав распорядительных документов акционерного общества, а именно: приказы и указания.

Поскольку организации действуют на основании уставов, которые разрабатываются на основании действующего законодательства, работники организаций должны руководствоваться именно уставом. В уставе организации может быть сказано, что руководитель организации в целях осуществления исполнительно-распорядительной деятельности издает приказы. В этом случае руководитель должен издавать только приказы, издавать распоряжения он не имеет права, но он вправе предоставить такую возможность своим заместителям, наделив их полномочиями издавать распоряжения по вопросам оперативного характера и в рамках их компетенции, то есть по тем направлениям, которое каждый из них курирует.

В уставе организации может говориться о том, что руководитель организации издает приказы и распоряжения, но устав организации, как правило, не определяет, по каким вопросам издаются приказы, по каким - распоряжения; значит, это нужно сделать другим документом. Например, руководитель может издать приказ и определить в нем, какие вопросы деятельности организации регулируются приказами, а какие - распоряжениями. Сфера действия приказов и распоряжений может быть определена в инструкции по ДОУ (делопроизводству) или определена в ином нормативном документе. Но разграничить сферы действия этих документов нужно обязательно, потому что иначе исполнителям в подразделениях будет непонятно, по каким вопросам готовить проект приказа, а по каким - проект распоряжения. Приведу в качестве примера Регламент Правительства Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП), который (п. 6.1 и 6.5) устанавливает, что:

«в целях осуществления исполнительно-распорядительной, контрольной и координирующей деятельности функциональные, отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные Правительству Москвы, в пределах своей компетенции издают распорядительные документы: распоряжения и (или) приказы» . Далее регламент определяет, что при издании двух видов распорядительных документов (приказ и распоряжение) руководитель органа исполнительной власти города Москвы определяет перечень вопросов, решение которых требует издания распоряжений, и перечень вопросов, решаемых путем издания приказов.

Как правило, приказы издаются руководителем организации по вопросам основной (производственной) деятельности, по вопросам административно-хозяйственной деятельности (транспорт, связь, эксплуатация зданий и помещений, охрана), а также по личному составу (прием, перевод, увольнение и другие кадровые действия с персоналом). Распоряжения издаются по вопросам оперативного характера, информационно-методического характера и др. частным вопросам.

Вторая часть вашего вопроса - чем отличается стандарт от инструкции? Отметим, что понятие «стандарт» - это собирательное понятие. Существует несколько типов стандартов: международные, межгосударственные, национальные, региональные, отраслевые, стандарты организаций. По-видимому, вас интересуют стандарты организации. Приведу определения этих видов документов:

Инструкция - нормативный документ, регулирующий организационные, технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации (как правило, содержит детальное, пооперационное описание последовательности и содержания действий при выполнении какой-либо работы/услуги).

Стандарт организации - нормативный документ, устанавливающий для длительного использования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности организации или их результат в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ/услуг.

Следует также отметить, что стандарт организации - документ, являющийся частью системы стандартизации; стандарт разрабатывается на унифицированные, приведенные к единообразию работы, процессы, услуги и др., включая терминологию, используемую в той или иной сфере деятельности.

Таким образом, общим для инструкции и стандарта организации является то, что это нормативные документы, а также то, что технология выполнения какой-либо работы, установленная инструкцией, может стать объектом стандартизации и получить закрепление в стандарте организации.

Любой компании включает в себя множество материалов различного назначения, которые дополняют или продолжают друг друга.

Приказы и распоряжения схожи по своим функциям, поскольку предписывают выполнение каких-либо действий должностными лицами, однако эти документы – не одно и то же.

Чтобы разобраться, чем отличаются приказы и распоряжения, важно понять суть каждого из этих документов и сферы деятельности внутри организации, в которых они применяются.

Приказом считается особый правовой акт, который составляется, издается и утверждается руководителем фирмы, организации или предприятия, а действия, прописанные в нем, являются обязательными для выполнения.

Чтобы каждое должностное лицо, упомянутое в приказе, наверняка было ознакомлено с его содержанием, понимая ответственность за свои дальнейшие действия, внизу документа должна стоять его подпись: «Ознакомлен и согласен».

Приказы: особенности

Как правило, в приказе стоят четко оговоренные сроки его исполнения.

Имеют общий характер и бывают нескольких видов:

  • производственные – регламентируют решение общих организационных вопросов, например, создание отдела, перераспределение обязанностей, изменение в структуре и др.;
  • кадровые – касаются только действий, связанных с работой персонала: прием сотрудников, увольнение, предоставление отпуска и пр.;
  • финансовые – регламентируют денежные вопросы и особенности работы бухгалтерии организации, например, индексация заработной платы, выдача дополнительной премии должностным лицам и т.д.;
  • по охране труда – включают в себя вопросы охраны труда и производственной санитарии, например, отстранение от работы по медицинским показаниям или ввиду отсутствия средств индивидуальной защиты.

Каждая организация или фирма в зависимости от сложности своей внутренней структуры и количества подразделений, может создать индивидуальные особенности , добавить какие-либо еще приказы.

Особенности составления распоряжения

Как правильно составить распоряжение

Распоряжение тоже является правовым документом, регламентирующим действия должностных лиц или подразделений.

Однако, в отличие от приказа, этот акт всегда имеет локальный характер, срок его актуальности ограничивается выполнением действия, а издавать распоряжение может руководитель подразделения или отдела.

Как правило, такой документ издается как реакция на какую-либо одноразовую ситуацию, которая требует конкретного решения.

Распоряжение зачастую имеет более оперативный характер, чем приказ. При этом должностные лица, которых оно касается, также должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

В случае необходимости внесения каких-либо изменений, руководитель издает новое распоряжение, имеющее большую силу, чем предыдущее.

Общие правила ведения документооборота

Особенности ведения документооборота

Для правильности документооборота и дальнейшего хранения любых изданных актов существует несколько особенностей, которые используются в фирмах и организациях любых масштабов.

К таким требованиям относятся:

  • ведение нумерации приказов и распоряжений. Номер, как правило, ставится в правом верхнем углу документа, иногда включает в себя букву для разграничения сфер, например, П – производственные, К – кадровые, Ф – финансовые;
  • ведение журнала учета приказов или распоряжений, который предназначен для удобства нужного документа и имеет строго фиксированную форму заполнения;
  • указание даты издания правового акта, а на приказах часто также упоминается, в связи с чем происходит его издание, например, в связи с изменениями структуры предприятия или в связи с производственной необходимостью;
  • включение в документ строки ознакомления должностного лица, которого касается данный приказ или распоряжение, с его обязательной подписью.

Тонкости составления документов

Для правильного ведения документооборота нужно запомнить и выполнять еще несколько важных особенностей.

Оба документа в своей структуре имеют название – слово «приказ» или «распоряжение», которое располагается посредине акта, ниже его даты и номера.

После перечисления пунктов, которые необходимо выполнить и списка должных лиц, ответственных за них, обязательно ставится подпись. В приказе свою подпись ставит руководитель организации или фирмы, распоряжение может подписать управленец среднего звена.

Как правило, нумерация приказов и распоряжений ведется на протяжении одного календарного года, после чего все документы одного типа сшиваются между собой для хранения в архиве организации, а с января начинается новая нумерация.

Обязательным пунктом кадрового приказа, в отличие от распоряжения, является его издания, где должен быть указан перечень документов, которые спровоцировали необходимость его издания. Например, основанием приказа на перевод должностного лица с одной должности на другую должно быть его заявление, написанное в соответствующей форме.

Таким образом, приказы и распоряжения похожи между собой, однако имеют несколько важных принципиальных различий, которые делают их дополняющими друг друга и актуальными в разных сферах.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:


  • Приказы по личному составу, что это за приказы:…

  • Лишение премии за нарушение трудовой дисциплины -…

  • Содержание и пример приказа по основной…

  • Правила ведения и оформления журнала контроля…

  • Сколько лет хранить бухгалтерские и налоговые…

Распоряжение руководителя – это сообщение, содержащее предписание по оперативным вопросам управления и касающееся ограниченного круга подчиненных. В зависимости от важности и срочности поставленной задачи распоряжение может передаваться:

  • в устном виде;
  • путем издания письменного документа;
  • в виде телефонограммы.

Не задокументированное должным образом распоряжение может относиться к немедленным задачам, которые имеют средний и малый уровень важности. Чаще всего такие виды указаний издаются в коллективах с небольшой численностью персонала.

Если вопрос, требующий решения, имеет существенное значение, то устное распоряжение может быть подкреплено изданием письменного документа.

Как правильно поставить задачу

Чтобы распоряжение руководителя было максимально эффективным, оно должно быть четко и конкретно сформулировано. Психологическое восприятие задачи, обозначенной расплывчато и неопределенно, не позволит сотрудникам качественно и в срок выполнить указание руководителя.

Распоряжение руководителя как форма управленческого воздействия относится к категории организационно-распорядительных методов. По способу влияния на трудовой коллектив они могут классифицироваться:

  • распоряжения, относящиеся к конкретному периоду времени и определенного служебного вопроса;
  • распоряжения продолжительного действия.

Если распоряжение руководства предполагает определенный период, в течение которого необходимо выполнить определенный объем работ, то в документе следует обозначить дату, до которой указание должно быть исполнено. В таком случае сотрудники смогут равномерно распределить силы в процессе выполнения задания, и поручение будет реализовано успешно.

Указания, рассчитанные на длительный срок, должны указывать на цель, ради достижения которой работники должны выполнять определенные действия со ссылкой на внутренние нормативные акты.

Следует отметить, что нечеткая регламентация распорядительного документа, изданного на предприятии способна ослабить исполнительскую дисциплину работников. В то же время четко сформулированная цель может служить дополнительной мотивацией для сотрудников.

В чем отличие распоряжения руководителя от приказа по предприятию

Приказ и распоряжение руководителя организации являются однотипными документами, выражающими волю единоличного исполнительного органа предприятия в лице его директора (генерального директора, президента).

Приказ по предприятию издается относительно решения вопросов, касающихся основной деятельности компании или ее личного состава. Приказ – самая категоричная форма распорядительного воздействия, в нем содержится требование обязательного исполнения принятого решения руководителя. Неполное исполнение императива, содержащегося в приказе, или невыполнение поставленной задачи чревато для сотрудников санкциями со стороны руководителя.

Приказы, касающиеся основной деятельности, могут охватывать широкий спектр вопросов:

  • изменение структуры фирмы (реорганизация, ликвидация);
  • финансово-хозяйственные проблемы;
  • задачи материально-технического снабжения.

Приказами оформляются все вопросы, связанные с персоналом организации: прием на работу, перевод на другую должность либо в другое структурное подразделение, увольнение, предоставление отпусков, взыскания и поощрения работников.

Распоряжение руководителя относится к более специализированным и узким направлениям деятельности организации. Помимо оперативного управления, распоряжение может издаваться по организации работ, связанных с выполнением основного приказа. В распоряжении не содержится категоричного требования на выполнение поставленной задачи.

В настоящее время четкого регламента и нормативных актов по применению того или иного вида распорядительных документов не предусмотрено. Выбор ОРД (организационно-распорядительного документа) следует делать, исходя из положений, прописанных в учредительных документа предприятия и инструкции по делопроизводству, принятой в компании.

Структура распоряжения руководителя организации

Распоряжение или приказ подготавливаются на специальном бланке, содержащем полное наименование предприятия и название документа.

В качестве основных реквизитов ОРД должен содержать:

  • регистрационный номер и дату издания документа, место его составления;
  • заголовок к основному тексту распоряжения (краткое содержание);
  • текст документа;
  • полная подпись руководителя;
  • отметка о согласовании и ознакомлении ответственных лиц, перечисленных в распоряжении.

Правила правильного оформления распоряжений

Регистрационный номер распоряжения представляет собой порядковый номер документа в общей массе изданных с начала календарного года ОРД этого вида с добавлением строчной буквы «р» (например, № 10р).

Заголовок распоряжения указывается в левом верхнем углу документа, в нем содержится очень краткая суть директивы в виде ответа на вопрос «О чем?». Примеры заголовка (наименования) ОРД – «Об обеспечении выполнения плана поставок продукции на 1 квартал», «Об утверждении бланков строгой отчетности».

Основной текст распоряжения условно делится на две части: констатирующую и распорядительную.

В констатирующем разделе распоряжения (преамбуле) указывается аргументация действий, предписанных документом. В случаях, когда основанием для составления распоряжения выступает нормативный акт или ранее изданный ОРД, констатирующая часть должна начинаться с указания номера и даты этого акта: «Во исполнение приказа №…», «На основании федерального закона №…».

Констатирующая часть распоряжения, составляемого в инициативном порядке, должна включать цель и задачу действий, которые должны быть выполнены сотрудниками предприятия. Здесь же могут быть перечислены события или факты, лежащие в основе издания конкретного ОРД. В таких случаях распоряжение может начинаться фразами «В связи с», «В целях».

Если указываемые действия сотрудников не нуждаются в обосновании или дополнительном разъяснении, констатирующий раздел ОРД может отсутствовать.

После предложения, охватывающего констатирующую часть распоряжения, прописывается побуждение к действию в виде слов «Предлагаю» или «Обязываю». После этого следует распорядительная часть документа.

В этом разделе перечисляются все предписываемые действия и функции, которые возлагаются на сотрудников для исполнения данного распоряжения. Распорядительная часть может быть сформулирована в виде нескольких пунктов, по каждому из которых указывается конкретный ответственный сотрудник и дата, до которой необходимо выполнить перечисленные директивы.

Если распоряжение содержит указания, отменяющие ранее изданные ОРД или его подпункты, то ссылка на этот факт отражается в распорядительной части документа отдельным пунктом. В подобных случаях употребляются разы, начинающиеся со слов «Во изменение распоряжения №…», «Признать утратившим силу», «Внести изменения в …».

В последнем пункте распоряжения указывается должность и фамилия сотрудника, который будет осуществлять контроль за исполнением всех предписаний, содержащихся в ОРД.

Распоряжение руководителя предприятия может включать в себя разнообразные приложения, поясняющие или дополняющие директиву. Это могут быть регламенты, перечни, положения, таблицы, графики. Все приложения оформляются на отдельных листах, со сквозной нумерацией.

Первоначально ОРД составляется в виде проекта и обязательно содержит лист согласования. В нем руководители отдельных подразделений, на которые возлагается работа по выполнению поставленных задач, визируют подготовленный проект. При возникновении дополнений, разногласий или возражений должностные лица вправе представить обоснованную справку и приложить е к проекту распоряжения.

Согласование ОРД со всеми руководителями подразделений происходит не более, чем за пять календарных дней. Полностью согласованный с ответственными лицами проект распоряжения подписывается руководителем, после чего ОРД подлежит регистрации и вступает в силу.

Распоряжение руководителя доводится до сведения непосредственных исполнителей, перечисленных в документе, путем тиражирования или рассылки. Это может происходить путем передачи бумажных копий распоряжения или, при автоматизированном документообороте, посредством электронного письма.

Оперативность при доведении до заинтересованных лиц задач, поставленных руководителем предприятия перед конкретными сотрудниками или отделами, способствует эффективному и быстрому их исполнению.

Согласно регламенту, все выпущенные на предприятии распоряжения руководителя должны храниться в архиве компании. Распорядительные документы, имеющие административно-хозяйственную направленность, необходимо сохранять не менее пяти лет. Остальные распоряжения руководителя, относящиеся к основным видам деятельности, хранятся от 10 лет до момента ликвидации фирмы. После этого ОРД передаются на хранение в городской или муниципальный архив.

В чем заключается отличие приказа от распоряжения? Трудовое право - очень обширная и сложная сфера. Разобраться даже в основных терминах и определениях здесь не так уж и просто. В этой статье будет рассказано все о таких важных категориях, как распоряжение и приказ.

Основные понятия

Трудовое право сегодня нужно качественно знать не только работодателю, но и работнику. Это действительно очень важная, нужная и полезная сфера, без которой не обошлась бы любая официальная трудовая деятельность. Особенную важность в трудовом праве составляют элементы управленческой деятельности. Управление есть везде, на каждом крупном или мелком предприятии. Руководитель - это лицо, осуществляющее управленческую деятельность, обязанное раздавать работникам разного рода указания. При этом все они классифицируются по некоторым признакам. Однако основными типами указаний являются приказы и распоряжения. У многих руководителей здесь могут возникнуть проблемы. Во многом это связано с тем, что они не совсем хорошо понимают, в чем же заключается отличие приказа от распоряжения. Именно с этим и предстоит разобраться далее.

Приказ: общая характеристика

Перед тем как рассказывать об основных отличиях представленных понятий, вначале стоило бы представить общую характеристику каждого из терминов. Начать стоит с приказа. Что он собой представляет?

Согласно Трудовому кодексу РФ, приказ - это определенный правовой акт, создаваемый руководителем той или иной организации единолично. Приказ - это способ решить основные рабочие задачи, обеспечить трудящихся работой. При этом такая форма указа распространяется абсолютно на всех подчиненных (и это особенно важном отметить). Приказ может быть выпущен как в письменной, так и в устной форме.

Если говорить о государственных органах, то здесь приказ носит характер правового акта. Он издается непосредственно руководителем государственного управления. Здесь же существует и еще одна форма указа - приказание. Отличается она от приказа разве что тем, что применяется только в воинских частях от имени командира.

Распоряжение: общая характеристика

Теперь же стоит узнать, что представляет собой определенного рода указание, носящее характер правового акта, которое издается непосредственным руководителем организации или же представителями структурных отделений. Распоряжение призвано решить основные проблемы и оперативные вопросы организации. При этом распоряжение может носить и характер приказа, вернее, указания о донесении того или иного приказа до нужных лиц. Распоряжение может распространяться как на всех, так и лишь на некоторых работников.

Рассматриваемая форма указания может носить как устный, так и письменный характер. При этом чаще всего руководители различных фирм предпочитают отдавать именно устные распоряжения.

В государственных структурах распоряжение может носить характер правового акта с ограниченным сроком действия. При этом касаться представленное указание может лишь узкого круга лиц.

Отличия в небольших организациях

Стоит, наконец, перейти к самому важному вопросу о том, существует ли хоть какое-то отличие приказа от распоряжения. Естественно, существует. Об этом можно было догадаться еще на этапе характеристики каждого из этих понятий.

В толковании к трудовому праву (Трудовому кодексу) выделяется несколько основных принципов и подходов, согласно которым можно попытаться противопоставить два представленных понятия, а также дать им небольшую сравнительную характеристику. При этом сразу стоит отметить, что разница между понятиями зависит только от того или иного предприятия. Так, в небольших организациях хоть какое-то отличие приказа от распоряжения практически отсутствует. Стоит, разве что, отметить тот факт, что приказы в маленьких фирмах рассматриваются как указание об усовершенствовании организационной деятельности, а распоряжение - как указ по оперативным и методическим вопросам.

Таким образом, отличие приказа от распоряжения на предприятии, имеющем небольшой размер, не существенно.

Отличия в средних и крупных организациях

Значительно изменен подход в крупных и средних организациях. Так, в отличие от небольших предприятий, где подписывать указания могут только руководитель и заместитель руководителя, средние и крупные организации предоставляют право подписи еще и представителям структурных организаций. Работает это следующим образом: главный руководитель издает приказы по всей деятельности фирмы (они по сути являются направляющими во всей работе организации); руководители же структурных организаций пытаются издавать разного рода распоряжения в пределах своей компетенции, но в соответствии с основным приказом главного руководителя. При этом действие распоряжений, издаваемых руководителями отделений, распространяется только на работников определенной структуры.

Отличие приказа от распоряжения в бюджетном учреждении, среднем или крупном по размеру, примерно такое же. Стоит, однако, выделить основные подвиды представленных указаний:

  • по личному составу;
  • по хозяйственной и административной деятельности;
  • по основной деятельности.

Отличие в содержании

Выше было обозначено основное отличие приказа от распоряжения. В трудовом праве, однако, выделяются и некоторые другие моменты (а не только указание на функции руководства). О чем именно идет речь?

Речь идет о содержании. Так, текст любого приказа должен состоять из двух частей: констатации и распоряжения. В первой части приводятся основные факты, цели, события и задачи. Вторая часть содержит сроки исполнения и ряд определенных действий. Текст же распоряжения не обязательно должен быть нормирован. Более того, это и вовсе не обязательно должен быть текст (распоряжение может быть устным).

Таким образом, вопрос о том, каково основное отличие приказа от распоряжения (руководителя, представителя структурного отдела, заместителей и т. д.), носит очень обширный и содержательный характер.

Отличие в круге решаемых вопросов

Необходимо выделить и еще одно важнейшее отличие между приказом и распоряжением. Речь идет о круге решаемых вопросов или же о задачах. Дело в том, что содержательные стороны двух представленных типов указаний очень разные. Так, приказ состоит из двух основных частей: констатации и распоряжения. В констатирующую часть документа входят разного рода события, факты, задачи и цели. Распорядительная же часть особым образом раскрывает все эти элементы, а также содержит в себе непосредственно указание.

Совсем по-другому обстоят дела с распоряжением. Оно может как носить, так и не носить распорядительный характер.

  • срок действия распоряжений короткий, а у приказа - длительный;
  • прекратиться действие приказа может лишь после его исполнения, а распоряжения - после его отмены;
  • для внесения изменений в приказ весь документ придется переиздать, в случае же с распоряжением этого не требуется, любая модификация или коррекция может быть внесена прямо по ходу дела;
  • круг вопросов в приказе ограничивается оперативными сведениями, а в распоряжении - правовыми отношениями.

Нормативные документы

Еще один немаловажный вопрос, который бы стоило затронуть - это документооборот под каждое из представленных указаний. К слову, хоть какое-то отличие приказа от распоряжения и указания распорядительного типа здесь не найти. Так, работодатель, желая отыскать определения рассматриваемых понятий, может найти их в ФАС - Федеральной архивной службе. Как ни странно, в этом сборнике представленные понятия трактуются как синонимы. Связано это, скорее всего, с отсутствием отличий между ними в правовом поле.

К чему все это? Дело в том, что нормативные документы практически не фиксируют хоть какой-то разницы между распоряжением и приказом. Именно поэтому обращать внимание нужно в первую очередь на практическую составляющую.