Сроки ведения коллективных переговоров. Проведение коллективных переговоров

Коллективные переговоры – это переговоры, которые проводятся между работодателем и работниками в лице их представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективного договора или соглашения (гл.6 ТК РФ).

Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон. Для этого она направляет другой стороне предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров.
Сторона, получившая письменное предложение, обязана в течение семи календарных дней направить инициатору проведения коллективных переговоров свой ответ о вступлении в переговоры.
Для ведения переговоров по решению сторон создается Комиссия по ведению коллективных переговоров. В состав Комиссии входят представители сторон на равноправной основе. Также разрабатывается Положение о Комиссии, определяющее порядок ее работы. Создание Комиссии и утверждение Положения оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения ответа инициатором проведения коллективных переговоров.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров.
Стороны в ходе переговоров должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию необходимую для ведения коллективных переговоров. Запрос составляется в письменной форме и направляется другой стороне способом, позволяющим зафиксировать факт его получения (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с их ведением (эксперты, специалисты и др.), не должны разглашать полученные сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне. Лица, разгласившие сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Лица, участвующие в переговорах на период их проведения могут быть освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, не могут без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Исключением может стать только проступок, допущенный представителем работников, за который согласно федеральным законам предусмотрено увольнение с работы.
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров, производится в порядке, установленном законодательством по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, забастовка).
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Неурегулированные разногласия, возникшие при заключении коллективного договора, могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в рамках трудового законодательства.

С другой стороны, клаузулы, классифицированные как «операционные», в дополнение к этим двум функциям, также будут играть определенную роль в обеспечении соответствия государственных стандартов. Наконец, мы обнаружили, что одна из пяти основных статей принесла пользу работодателям, в том числе положение о правилах, которые могут считаться незаконными.

Анализ содержания коллективных положений, касающихся трудовых отношений, по сравнению с государственным законом позволяет более безопасный вывод об укреплении коллективных переговоров в Бразилии, которая основывается не только на росте общего количества пунктов. Однако сравнение коллективных положений и государственных норм лишь частично характеризует эволюцию содержания коллективных договоров на протяжении многих лет. Новая методологическая проблема возникает из-за того, что нормативное содержание оговорки может меняться год от года без изменения его положения по сравнению с законом.

На этой странице:

Работники и работодатели регулируют свои отношения посредством заключаемых договоров, индивидуальных и/или коллективных. Но как быть, если по поводу положений коллективного договора у сторон возникают различные мнения? Ведь в этом документе нужно закрепить условия труда, устраивающие весь коллектив.

Для того, чтобы изучить изменения в нормативном содержании статей в течение долгого времени, мы должны идти вперед и обратить взор на этот контент сами по себе не обязательно сравнить его с государственным законом, вопрос, который ускользает, однако, объект этого статья.

Автор благодарен за комментарии профессора Хосе Дари Крейна, профессора Розаны Рибейро и доктора Ракеля Пасе, которые, как обычно, освобождаются от заблуждений статьи. По коллективному договору, мы обозначаем набор правил, как правило, написано, производный от процесса переговоров между агентами переговоров или коллективными переговорами, в целях регулирования трудовых отношений между работодателями и работниками, а также взаимоотношения между агентов и между агентами и их составной базой. По дополнительным правилам мы понимаем как правила по аспектам трудовых отношений, не охватываемые государственным законодательством, такие как правила, содержание которых отличается от государственных правил, касающихся одного и того же объекта.

Привести к единой точке зрения по этому поводу призваны коллективные переговоры. В чем их особенности, как они регламентированы в законодательстве, какие этапы проходят на пути проведения, проанализируем в статье.

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение. Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст.7 КЗоТ РФ.

Анализируемые коллективные договоры соответствуют следующим секторам деятельности: молочные продукты, хлебобулочные изделия, металломеханика, химия, удобрения и удобрения, фармацевтическая продукция, графика, кожа, обувь и текстиль. Риэл, Мигель. Предварительные уроки закона. 23 изд. Термин «материальные положения» основан на традиционной дихотомии, используемой для классификации правил, которые возникают из системы трудовых отношений, между материальными правилами и правилами процедуры. Это различие встречается в литературе по трудовым отношениям, по крайней мере, с момента основания Данлопа, Джон, Системы производственных отношений.

Основные признаки коллективных переговоров :

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

В: Фландрия. Управление и союзы: теория и реформа производственных отношений. Более углубленное обсуждение различий между стандартами поведения и организационными нормами полностью выходит за рамки этой статьи. В частности, мы даже не хотим предлагать иерархию между двумя типами стандартов, как если бы первые были более важными, чем последние. Ссылка на инструментальную роль организационных норм, которые могут подразумевать, даже если невольно, такую ​​иерархизацию, взяты из Реала, который связывает «инструментальный характер» с этими правилами.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность.

Тем не менее, когда он обсуждает разделение между первичными правилами и вторичными правилами и рассматривает нормы организации «относительным образом», как второстепенный, он указывает, что «эта квалификация не должна означать масштаб важности». Также, Хорн, Карлос Энрике. «Измерение изменения содержания коллективных норм в отношении занятости: методология и применение». Ноэли Гонсалвес да Сильва Гюнтер.

При изучении предмета, имеющего отношение к коллективному договору, который вместе с профсоюзом и забастовкой формирует «треугольную концепцию» профсоюзного и коллективного права на труд, становится разумным признать его происхождение. Алиса Монтейру де Баррос концептуализирует коллективные переговоры как «способ самосогласования конфликтов, возникающих из-за взаимопонимания между социальными собеседниками».

Кто не может быть представителем работодателя на коллективных переговорах

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

По словам Серхио Пинто Мартинса, «коллективные переговоры - это форма корректировки интересов между сторонами, которые исправляют разные договоренности, чтобы найти решение, способное составить свои позиции». Коллективные переговоры заканчиваются в процессе, направленном на «заключение коллективного договора или соглашения, с тем чтобы стороны могли примирить свои интересы для разрешения конфликта».

Коллективный договор о создании происходит, когда он порождает коллективную конвенцию, которой раньше не было, путем разрешения конфликта. Одно из изменений дается изменениям положений уже действующего соглашения. Замена происходит, когда нынешний коллективный договор заменяется новым коллективным договором, и, наконец, цель разъяснения заключается в заключении другого коллективного соглашения для разъяснения путаных или неоднозначных концепций или ситуаций, которые были зарегистрированы в предыдущем коллективном соглашении.

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

ВАЖНО! Для некоторых категорий в случаях, предусмотренных законом, Трудовой кодекс делает исключение.

По закону инициатива может принадлежать любой стороне, но на практике чаще изменение колдоговора интересует работников. Если работодатель игнорирует предложение о коллективных переговорах, будут организованы не они, а коллективный трудовой спор, проходящий уже по другому регламенту.

Принципы коллективного трудового права. Луис де Пиньо Педрера да Силва. Порто Алегре: Сулина, стр. Трудовые переговоры и закон. Трудовой журнал - закон и процесс. Функции и принципы, лежащие в основе коллективных переговоров Коллективные переговоры могут быть отнесены к юридическим, политическим и экономическим, нормативным и социальным функциям. По словам Серхио Пинто Мартинса, нормативно-правовая функция позволила бы создавать нормы, применимые к индивидуальным трудовым отношениям, действуя в бланке, оставленном законом. Функция юридического обязательства будет определять обязательства и права для заинтересованных сторон, а юридическая и композиционная функция будет заключаться в том, чтобы преодолеть конфликты между сторонами, перед лицом антагонистических интересов, для баланса и мира между капиталом и трудом. Политическая функция будет способствовать диалогу, с тем чтобы стороны могли решать разногласия между собой; экономическая функция будет заключаться в распределении богатства; функция заказа будет возникать во время кризиса или перераспределения заработной платы и, наконец, социального, когда работникам гарантируется участие в принятии бизнес-решений. Помимо функциональности коллективных переговоров, принципы, лежащие в ее основе, не менее важны. Жоао де Лима Тейшейра Фильо разъясняет, что коллективные переговоры подпадают под действие общих принципов Закона, извлекающих сок для формулирования более ограниченных принципов. Это, по его словам, этические постулаты или правила поведения сторон, которые на самом деле пронизывают нерегулируемый процесс переговоров и к нему в каждом упражнении ценят и педагогический контент, который постепенно совершенствует его. У Гуго Гуироса Бернардес также имеет обоснованное исследование принципов коллективных переговоров. В этой работе автор стремится обсудить «этику переговоров», определяя параметры, необходимые для развития переговорной деятельности, направленные на поведение самих переговорных сторон. Фактически, эти принципы должны служить своего рода «минимальным путем», для которого следует руководствоваться переводчиками, поскольку нет никаких жестких норм для осуществления коллективных переговоров. Фон Потовский отметил, что коллективные переговоры являются важнейшей профессиональной деятельностью профсоюзных организаций. В нем подчеркивается, что осуществление этой деятельности подтверждает и консолидирует организации независимо от уровня ее практического применения. По этой причине в своем образе мышления: установление по закону единого и единообразного охвата коллективного договора умаляло бы одну из основных целей коллективных переговоров, то есть создание норм, основанных на многогранной трудовой реальности для социальных партнеров для решения проблем. 4 Препятствия к эффективности Коллективные переговоры как система позволяют разрешать трудовые споры более справедливо, поскольку они выходят за рамки рациональности и взаимного согласия, устраняя произвол и анархию. Несмотря на широкие пространства, которые коллективные переговоры создают для разрешения конфликтов, когда есть представительные профсоюзы, дух солидарности, понимание работодателей и отсутствие вмешательства государства, по-прежнему существует множество препятствий для этой самоорганизующейся практики. По словам Жоао де Лимы Тейшейра Фильо, существуют два основных правила для понимания того, какое пространство и как в нем развиваются коллективные переговоры. Первое: «чем жестче профсоюзная организация, тем бушевее коллективных переговоров». Второе правило просачивается в следующих терминах: «чем сильнее и репрезентативнее профсоюзы, тем меньше потребность в законодательном вмешательстве». Поэтому рабочим, профсоюзам и юридическим операторам стоит задача расширить пространство для коллективных переговоров, максимально устранив возможные препятствия для его эффективности. Было бы так, как если бы мы запустили модную одежду, а не одежду, которая уже готова на заводе. 5 Коллективные переговоры как права трудящихся и обязанность предпринимателей. Нет сомнений в том, что экономическая власть всегда была источником социальной и политической власти, а ее владельцы являются контролерами средств производства. Большая новизна заключается в том, что организации работников, на чужой счету, наиболее характерный социальный феномен нашей эпохи, «налагают долю в владении и использовании власти, о которой идет речь, и, следовательно, ограничение предпринимательской власти». Как указывает Олея, главная цель союза, т.е. его смысл существования, - «осуществление власти для регулирования условий труда окружающих, которое происходит от самой ассоциации». По словам Гектора-Хьюго Барбаллалаты, не очень часто можно найти в законодательно закрепленных в латиноамериканском законодательстве обязательство со стороны сотрудников вести переговоры о заключении коллективного договора с целью его возобновления или внесения в него поправок В большом числе стран коллективные переговоры являются центральным элементом трудового права и системы профессиональных отношений, что почти всегда приводит к воздержанию от государства и закона в отношении По словам Жан-Клода Явилье, в целом мнение работодателя о необходимости соблюдения принятых обязательств «социальный мир» параллелен применению коллективного договора, а другие хотят, чтобы он стал краеугольным камнем трудового права. договорились о том, что коллективное трудовое соглашение носит «защитный», «односторонний» характер: переговоры могут только улучшить состояние в благоприятном смысле для наемного работника. Налагается принцип общественного общественного порядка, метаюрически. «Всегда более законный» ведет к «всегда лучшему социальному». Марио да ла Куэва, разъясняя, что коллективное соглашение носит характер источника права, указывает, что коллективные договоры представляют собой «право трудящихся и обязательство предпринимателей». Основным аргументом для достижения этого желания является то, что, дерегулированный или гибкий Закон о труде, будет больше занятости, и больше компаний. Как указывает Моцарт Виктор Руссомано, это довольно общее заблуждение «идея о том, что гибкость социальных законов обязательно соответствует дерегулированию трудового права». Таким образом, явный страх перед профсоюзным движением возникает, когда сохраняется удобство обеспечения текучести и гибкости трудового законодательства. Фактически они были бы «теми правами, которые доктрина называет необходимыми минимумами права». Государственные, региональные или муниципальные и районные этапы будут проводиться заблаговременно. Для этого автора достойная работа может быть видна с двух точек зрения: «достоинство человеческой личности и экологический контекст, в котором работа должна развиваться устойчивым образом». По мнению автора, достойная работа, как стратегический термин Международной организации труда, объединяет качественные и количественные аспекты социального прогресса. Достойную работу, по мнению Организации труда, следует рассматривать как «одну, развитую в продуктивной оккупации, справедливо выплачиваемую и осуществляемую в условиях свободы, справедливости, безопасности и уважения человеческого достоинства». Во времена экономического кризиса коллективные переговоры могут стать важным инструментом для разрешения коллективных трудовых споров, особенно с учетом принципа солидарности. Достойная работа и коллективные переговоры - это переплетенные вопросы в одном направлении, отвечающие двум важнейшим современным принципам: достоинство человеческой личности и развитие работы на устойчивой основе. Юридические функции могут быть нормативными, обязательными и композиционными. . Принципы Коллективного трудового права, в свою очередь, распространяются в трех широких классах.

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора , то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

ВНИМАНИЕ! Если соглашения по каким-либо пунктам колдоговора к указанному сроку достичь не удалось, вместо последнего этапа открывается коллективный трудовой спор.

7 этап. Актуализация коллективного договора. Это уже не вполне элемент переговоров, но их завершающая чать. Работодатель обязан направить подписанный текст колдоговора в территориальный орган контроля труда (Департамент труда). Это нужно сделать не позже чем в течение недели после подписания. Регистрация формальна, отказов в ней не предусмотрено.

Действие колдоговора в зависимости от статуса организации

Обычным сроком действия коллективного договора является период от 1 до 3 лет. Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

Гарантии и компенсации

Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат. Поэтому государство предусмотрело для представителей сторон определенные преференции:

  • освобождение от основной работы на весь срок ведения переговоров (до 3 месяцев), при этом заработная плата сохраняется на среднем уровне;
  • запрет на дисциплинарные взыскания, переводы и увольнения представителей работников в период переговоров (кроме случаев, предусмотренных в ТК РФ).

Компенсацию понесенных затрат производят согласно действующих в компании нормативных актов. По общему правилу, услуги посредников и экспертов, если они требуются, оплачивает сторона, являющаяся инициатором переговоров.