Что такое соп в школе. Доклад «Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Педагог-психолог

ГУО “Средняя школа №2 г. Волковыска”

Пояснительная записка

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т. д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Цель программы – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Принципы программы:

Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.

Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.

Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Отличительной чертой программы «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» является следующее:

Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов

Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в СОП, как с равноправными и равноценными партнерами.

Перспектива работы программы – совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей. Вывод семей из социально опасного положения.

Этапы реализации программы

Реализация программы идет по направлениям:

– работа с родителями или семьями, находящимися в СОП, и координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Методическая работа со специалистами-координаторами, за которыми закреплены семьи, находящиеся в СОП, и дополнительно подключены специалисты органов Управления образования, школьные педагоги, КДН, медицинские работники, главы поселковых администраций.

Основная идея программы – выведение семей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.

Целью методов работы с семьей, находящейся в СОП – возврат семьи в социум и повышение социального статуса семьи.

Программа решает следующие задачи:

Помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

Научить ставить ближние и дальние цели

Содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

Оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям.

На всех этапах работа с родителями затрагивает разные сферы их жизнедеятельности – как личности, как родителя, как работника, как члена общества и т. д. Успешная реализация себя во многих сферах жизнедеятельности является хорошим внутренним ресурсом. И чем больше ролей может играть человек, тем более гибким становится его поведение, а, значит, и повышается стрессоустойчивость человека к разным социально-экономическим изменениям.

На первом этапе ознакомительном – специалисты СППС: социальный педагог, педагог-психолог, определяют проблемное поле данной семьи. Семьи получают консультацию, проводится диагностика детско-родительских отношений.

Затем идет обсуждение со специалистами, видение проблемы семьи с разных сторон, как можно помочь семье. Затем проводится наблюдение за изменениями в семье. На первом этапе планируются ближние цели, отвечающие за обустройство быта, поиск работы, восстановление связи со школой, такие как убрать квартиру, побелить, постирать, засадить огород, встать на учет в Центр занятости, обеспечить школьными принадлежностями (купить тетради, ручки …) и т. п.

Этап завершается тренингом для родителей, цели которого определены по ознакомительным встречам, консультациям. Он направлен на поиск внутренних ресурсов, их оптимизацию и активизацию.

Методы работы с семьей на I этапе:

- патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей

- знакомство с семьями.

Метод совместного планирования работы с семьей.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях , находящихся в соп

Консультации специалистов

На втором этапе работы т акже как и на предыдущем этапе проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

Патронатные посещения

Психологические занятия с элементами тренинга с родителями

Консультации специалистов

Сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов СППС

Подключение к решению проблем семьи органов самоупраправления, работников культуры, медицины

5 Индивидуальная работа по активизации резервных возможностей

6 Диагностика семей СОП

Консультативная работа

1 Индивидуальные беседы, консультации детей

2 Индивидуальные консультации родителей и членов семьи

3 Индивидуальные беседы, консультации педагогов

4 Групповые консультации родителей и членов семьи

5 Групповые консультации родителей и детей

6 Групповые консультации педагогов и детей

7 Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи

Работа с документацией

1 Заполнение индивидуальных карт психологического развития детей

2 Составление индивидуальных графиков эмоционального состояния детей

3 Составление психологических характеристик на каждого ребенка

4 Изготовление и разработка тестового материала

5 Знакомство с личными делами каждого ребенка

6 Работа с методической литературой

7 Составление совместного плана индивидуальной работы с семьей

1 Психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций

2 Коррекционно – развивающие упражнения интенсивного взаимодействия

3 Коррекционно – развивающие упражнения познавательной, когнитивной, эмоционально – волевой сфер

4 Профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ

5 Снятие уровня тревожности

6 Формирование адекватных способов реагирования в психотравмирующих ситуациях

8 Коррекционные упражнения по налаживанию благоприятного психологического внутрисемейного климата

Предложение проведения семинаров, педконсилиумов, педсоветов, работа с педагогами школы по темам:

1 .Занятия с элементами тренинга для развития педагогической осознанности

2 .Занятия с элементами тренинга для развития ассертивного поведения

3 .Занятия с элементами тренинга для управления агрессией: знакомство со своей и чужой агрессией

4 .Педсовет: психологическая реабилитационная работа: методы, формы, результативность.

5 . Проведение семинаров, занятия с элементами тренинга для специалистов СППС

6 .Проведение занятий с элементами тренинга для семей СОП

Занятия с элементами тренинга с родителями

Цель: раскрытие внутренних ресурсов, их активизация и оптимизация.

День 1. Цель: знакомство с новой формой работы, раскрепощение, сплочение, поиск и раскрытие внутренних ресурсов.

Приветствие. В парах - презентация друг друга. –Как зовут? –Любимое блюдо? –Любимое дело? –Что во мне нравиться? (1 минута).

Обсуждение и принятие правил «Здесь и сейчас», «Уважение друг к другу».

Упр. «Круг удовлетворенности». Инструкция: «Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности по пятибалльной шкале, 1 – меньше всего, 5 – больше всего). Соедините точки.

Обсуждение: Это колесо вашей жизни. Посмотрите, далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем куда-то уехать? Что мешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают? (Именно эти сферы мешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало ровное? Что вы можете для этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не хватает?).

Упр. «Меняются местами те, кто …»

Упр. «Точка опоры». Инструкция: «у каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем, любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это «точкой опоры», ведь, действительно, эти качества помогают нам в трудную минуту. Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы составите список своих сильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены». Озвучивание в кругу своего списка. Группа дополняет список каждого участника.

Обсуждение: Что было легче: дополнять другого или определить свои черты? Не важно, трудно определять в себе или в другом сильные стороны, в любом случае, в каждом человеке есть ресурсы, которые помогают решать проблемы.

Упр. «Стул». Инструкция: Выберите круг, в центре поставьте стул. Возьмите лист бумаги, подпишите его красиво, сделайте красивый узор и т. д. Это – непростой круг, а волшебный. Когда вы будите сидеть на этом листе – вспомните ситуации, когда вы были успешными, когда вы решили какие-то проблемы, вам удавалось достичь чего-то. (5 минут). Сейчас сложите лист конвертом и положите к себе в карман. Носите этот лист всегда с собой и, когда вам будет трудно, достаньте лист и посидите на нем.

Упр. «Лев». Участники садятся спиной в круг. Инструкция: «Давайте поучимся у животных. Представьте себя сильной выносливой неуязвимой львицей или львом. Сядьте как это животное. Выпрямите спину. Сделайте осанку гордой и грациозной. Взгляд спокойный и уверенный. А теперь рыкните как львица. Громко. Еще раз. Как можно громче и увереннее заявите о себе».

Упр. «Я первый». Инструкция: «У вас были ситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей деревни (а может даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например: первыми купили магнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили школу, водить автомобиль и т. д. Вспомните, что вы сделали первым» (5 минут).

Работа в кругу: выявляются несколько индивидуальных ситуаций. «Вы были первыми! Молодцы! Здорово, что есть ситуации, когда вы можете крикнуть «Вау! У меня это получилось!» тогда, глядя на вас могут потянуться и другие, веря, что у них тоже получится.

Подведение итога: сегодня вы узнали, свои сильные стороны, вспомните ситуации, где вы были первыми, успешными. А зачем вам эти знания? Что дает вам уверенность? Зачем она вам нужна? Давайте вернемся к началу нашего занятия и посмотрим на то колесо, которое вы делали. Где вы поставили себе меньшую оценку? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?

Согласна, что не все зависит только от вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Завтра мы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы эти факторы вам помогали.

День 2. Цель: трансформация детских негативных переживаний в ресурсное состояние; постановка цели на ближайшее время; усиление и расширение внутренних ресурсов.

Приветствие. Здравствуйте, мы рады сегодня вас сегодня вас видеть. Мы начинаем 2-й день и хотели бы, что бы вы поделились своими впечатлениями о вчерашнем вечере и сегодняшнем утре. Что изменилось за это время? Как вы себя чувствуете?

Упр. «Машина стиральная». Инструкция: Представьте себя в каком-либо образе. Все мы – волшебная стиральная машина, которая может постирать абсолютно все.

Обсуждение: Вы всех стирали одинаково? От чего зависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас стирали?

«Медитация детства» Инструкция: Выберите любое место в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас будет звучать музыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем я буду говорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать – плачьте.

Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили себя 5-6 – летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то, на кого-то сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитный человечек, который остался один на один со своими тревогами, обидами, проблемами. Вы зареванный и заплаканный стоите один и думаете – как несправедливо с вами поступили. Этот маленький ребенок чувствует нехватку любви и внимания, заботы мамы и папы. Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить по дому, пока не нашли тихий уютный уголок. Вы забрались в кресло…или на диван…может быть это кровать или…место под столом… вы удобно устроились, поджав ноги под себя или свернувшись калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, что этого маленького обиженного ребенка нежно гладит и прижимает к себе большой сильный взрослый. Это вы. Вы берете этого ребенка на руки, прижимаете к своей груди, успокаиваете его и говорите ему: «Какая ты замечательная девочка или замечательный мальчик, я так сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надо переживать. У нее все будет хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной и покинутой. Вы выполните это обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда не испытает тревогу, унижения, горечь, обиду, несправедливость. И будет чувствовать только радость, заботу, спокойствие, успех, уважение, защиту, счастье… С этого дня вы обещаете заботиться о нем, любить его, уважать, называть только хорошими словами, слышать его, понимать его. С этого момента этот ребенок чувствует только любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание, потому что рядом с ним всегда есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый… понимающий… любящий… Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность… надежность… стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеете любые преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.

Рисование Инструкция: Сейчас молча, не разговаривая, садимся, берем кисточку, краски, бумагу и рисуем. Рисунок может быть любым, по вашему желанию.

Меняем рисунки.

Составление характеристики Инструкция: Посмотрите на рисунок, который перед вами. Каким представляется вам человек, который это нарисовал? Напишите, что думаете об этом человеке.

Сейчас, я хочу, чтобы вы прочитали то, что написали не вслух, для себя. И подумайте, что из написанного напоминает вас.

В каждом человеке мы видим те качества, которые есть в нас самих. Они нам могут нравиться или нет, но они есть. И когда мы обращаемся за помощью к другому, мы думаем, что он нам может помочь. Когда вы ищите помощи или поддержки у других, теперь вы знаете, что можете обратиться к себе, потому что вы – взрослый, сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.

Упр. «Дождь» Инструкция: все стоят в кругу. Ведущий щелкает пальцами – остальные присоединяются, строго по очереди. Далее идут другие движения (хлопки по плечам, хлопки по коленям, хлопки по плечам, щелканье пальцами, умолкание).

Упр. «Мои цели» Инструкция: подумайте и пропишите цель (цели), которую вы хотели бы достичь в течение года,.. пяти лет,… десяти лет … (7 минут).

Выберите какую-либо цель, которую вы поставили себе на год. Пропишите ее более подробно: при помощи каких шагов вы можете ее достичь, пропишите также временные рамки для каждого шага (8 минут).

«Мозговой штурм». Инструкция: Каждый участник в кругу проговаривает: а) при помощи каких ресурсов он может достичь своей цели, что поможет (ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске),

б) что мешает достичь своей цели, как работать с тем, что мешает достижению

(ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске).

Общее обсуждение: как устранить помехи, при помощи каких ресурсов можно достичь поставленную цель.

(ресурсы прописываются на доске)

Упр. «Прощание» Инструкция: у вас есть ровно одна минута для того, чтобы высказаться. Вы можете говорить о чем угодно, но у вас есть ровно одна минута.

Прощание. Пожать друг другу руки и сказать «Встретимся осенью!»

Китайская пословица.

Мне, также понравилось наше занятие, я благодарю вас всех за участие и хотела бы сказать одну древнюю китайскую пословицу: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни».

Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовательного учреждения по устранению семейного неблагополучия: этапы, алгоритм и схема организации сопровождения семей социального риска.Отобраны наиболее эффективные формы и методы работы с семьей, которые дают положительные результаты по выведению семьи из социально опасного положения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

(Из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ №3 села Шедок)

Подготовлено:

социальным педагогом

МБОУ СОШ №3

Забугиной М.А.

  • Семья начинается с детей.

А.И.Герцен

  • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

О.Уайльд

  • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.

В МБОУ СОШ №3 работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Законом КК №1539 «О мерах по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», с постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2008 года «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», к онвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

1 этап.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

(Приложение 2).

2 этап.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
  • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

3 этап.

Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании ШВР. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап.

Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №3 села Шедок».

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

Координировать учебную помощь родителей их детям;

Выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

Обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

Изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

Проверка жилищно-бытовых условий семьи;

Сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

Составление плана работы с семьей;

Проведение консультаций, лекций для родителей;

Оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

Отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

Семей;

Организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

Помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  7. Составление карты семьи.
  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОДН ОМВД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, отдел по вопросам семьи и детства, образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).
  9. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
  10. Текущие и контрольные посещения семьи.
  11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).

В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):

Материальная:

Оказание гуманитарной помощи (сельская администрация, учреждение образования);

Финансовая (УСЗН);

Адресная социальная (ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» );

Консультирование родителей по вопросам получения социальной

Помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

Педагогическая:

Занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);

Контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);

Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);

Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);

Просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

Психологическая:

Сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);

Просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

Коррекционная:

Индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

Формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

Медицинская:

Если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

Медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);

Осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);

Организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

Правовая:

Если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),

2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД);

Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).

Иной вид помощи:

Трудоустройство родителей (ЦЗН, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» отдел профилактики семейного неблагополучия)

Занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);

Профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);

Посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства);

Контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ОДН).

Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении).

3. Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

8. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.

12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап.

Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних при администрации Шедокского сельского поселения.

7 этап.

Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

Улучшение положения и качества жизни ребенка;

Устранение причин неблагополучия;

Расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

Соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

Родители проявляют заботу о детях;

Дети посещают образовательное учреждение;

Уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

Восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

Семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

В социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

Семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

В 2012-2013 учебном году социально-педагогической службой МБОУ СОШ №3 были разработаны и реализованы: программа социальной адаптации «Семья» ; программа социальной помощи учащимся из семей, находящихся в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации МБОУ СОШ № 3; план социально-психологической работы с родителями обучающихся, индивидуальные планы профилактической работы с семьями. Работа социального педагога и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.

Мониторинг профилактической работы с семьями СОП (ТЖС)

Количество семей СОП (ТЖС), состоящих на профилактическом учете

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

СОП

ТЖС

СОП

ТЖС

СОП

ТЖС

СОП

ТЖС

1 (переведена из ТЖС)

Проводимые мероприятия индивидуальной работы с семьей зависели от её специфики и запроса:

п/п

Семья

Вид учета

Причина

неблагополучия

Проделанная работа

Результаты

Вантеева Наталья Борисовна

ТЖС

Невып.родит

обязан. (устранение от воспитания сына, в основном воспитанием занимается бабушка)

ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; подготовлены информационные письма ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» , отдел по вопросам семьи и детства; оказание методической помощи в воспитании Виталия, рейды в семью; организация полезной, летней занятости; вовлечение Виталия в классные и школьные мероприятия, контроль за посещением спортивной секции по велоспорту (взаимодействие с тренером); ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с Виталием. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

Работа с матерью по посещению наркологического кабинета для прохождения лечения, взаимодействие с медицинскими работниками (скорой медицинской помощью). Работа по своевременному получению паспорта Виталию. Бабушке оказывалась необходимая помощь в подготовке документов на Виталия в спортивную школу-интернат для продолжения обучения в интересах несовершеннолетнего.

Виталий переведен в следующий класс, получил паспорт, неоднократно занимал призовые места на соревнованиях по велоспорту, мать короткий период времени была трудоустроена, прошла лечение в больнице, устранения неблагополучия носит кратковременный характер, т.к. мать продолжает злоупотреблять спиртными напитками. Виталий в противоправных действиях замечены не были.

Виталий продолжил обучение

в спортивной школе-интернате.

Семья в августе снята с проф. учета по выбытию учащегося.

Воробьева Наталья Вячеславовна

ТЖС

Невып.родит

обязан., неудовл. материаль-но-бытов. условия

Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривалась на школьном СП, СП при администрации Шедокского сельского поселения, правовое просвещение матери; взаимодействие: со спец. по соц. работе ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», Шедокской амбулаторией (лечение педикулеза, учет посещаемости), отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; подготовлены ходатайства и информационные письма в КДН и ЗП, ОДН ОМВД, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» , отдел по вопросам семьи и детства; оказание методической помощи в воспитании детей, посещение родительских лекторий, рейды в семью, работа с матерью по продолжению обучения Алексея в спец. школе-интернате ст.Костромской (по решению районной ПМПк);организация полезной, летней занятости; вовлечение детей в кружки и спортивные секции (Марина – кружок «Народные традиции», класс казачьей направленности, спорт. секция «Волейбол», Галина – «В мире бисера», Алексей и Юлия – Клуб «Спасайка»; «Этикет от А до Я»; «Родное слово»; «Проектная деятельность»;

«Родной край»; « «Разговор о здоровом питакнии»; «Экология»; «Рукоделие»;

«Олимпийские резервы»; ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с детьми; организация поездки на новогоднюю ёлку п.Мостовской; оздоровление летом в школьном лагере «Тропинка» - Юля и Леша; Алексей – оздоровление по путевки отдела по ВсиД. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

Семья рассматривалась на заседании КДН и ЗП. Работа с матерью по посещению наркологического кабинета.

Старшая дочь Марина обучается в классе казачьей направленности, дети посещали спортивные секции и кружки. Принимали участие в классных, школьных и районных мероприятиях, все дети переведены в следующий класс, вылечен педикулез, дети оздоравливались в школьном лагере «Тропинка» - Юля и Леша; Алексей – оздоровление по путевки отдела по ВсиД. Алексей продолжил обучение в спец. школе-интернате ст. Костромской. Дети в противоправных действиях замечены не были.

Продолжить индивидуальную профилактическую работу , т.к. устранение неблагополучия носит временный характер. Основная причина не решена – мать продолжает злоупотреблять спиртными напитками и формально относится к воспитанию детей.

Щербановская Ольга Николаевна

ТЖС

Ненадлежащий контроль за воспи танием детей, мать состоит на учете в наркологич. каб., низкий матер. уровень

Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривалась на школьном СП, правовое просвещение матери; взаимодействие: со спец. по соц. работе ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» (ходатайство об устройстве младшей дочери в детский сад (Для трудоустройства матери), отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; оказание методической помощи в воспитании детей, рейды в семью; посещение родитительских лекторий, организация полезной, летней занятости; вовлечение Алины в классные и школьные мероприятия; ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с Алиной (ребенок-инвалид – контроль за своевременным прохождением лечения). Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

Работа с матерью по посещению наркологического кабинета для прохождения лечения.

Алина обучается в классе казачьей направленности, принимала участие в классных, школьных и районных мероприятиях, переведена в следующий класс, Виктория посещает детский сад, своевременно пройден медосморт Алины, как ребенка-инвалида, прошла лечение в спец. оздоровительном учреждении, мать прошла курс лечения в наркол. кабинете. Алина в противоправных действиях замечена не была.

Семья снята по исправлению.

Поддубная Венера Васильевна

ТЖС

Невыполнение родительских обязанностей, (неудовл. санитарные условия, дети неухожены, неопрятны, недостаточная

психолого-пед. грамотность)

Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором И Д Н, рассматривались на школьном СП, правовое просвещение матери, оказывалась материальная помощь вещами и обувью () в том числе и б/у силами работников школы, общественностью, ежемесячный учет посещаемости, работа с матерью по продолжению обучения Владислава и Эрнеста в спец. школе-интернате ст.Костромской (по решению районной ПМПк); вовлечение детей в классные и школьные мероприятия; профилактические беседы с детьми и матерью; оказание методической помощи матери в воспитании детей (повышение педагогической грамотности); работа по включению детей в список на бесплатное питание в школьной столовой., рейды в семью. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

Дети переведены в следующий класс (Владислав, Эрнест, Алексей), включены в список на бесплатное питание. Мать приобрела жильё (улучшение жилищных условий) на материнский капитал. Дети в противоправных действиях замечены не были.

Семья снята по исправлению.

Грицай Елена Анатольевна

Сожитель Гаврилов В.В.

Трудная жизненная ситуация

Слабый контроль за воспитанием детей, частые пропуски уроков без уважит. причин., неудовл. материаль-но-бытов. условия

Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривались на школьном СП, СП при сельской адм., правовое просвещение родителей, проводилась работа по вовлечению детей в спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол». Мать посещала родительские лектории, постоянно поддерживалось общение с семьей, оказание методической помощи в воспитании детей, рейды в семью, ежедневный учет посещаемости, профилактические беседы. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР. Работа с матерью и Вадимом по своевременному получению паспорта.

Вадим окончил 9 кл., Оксана переведена в следующий класс. Мать устроилась на работу.

Вадим из-за систематических пропусков уроков состоял на профилактическом учете, с ним проводилась индивидуально-профилактическая работа. Дети в противоправных действиях замечены не были. Мать систематически поддерживала контакт со школой, выполняла рекомендации педагогов.

Семья снята по исправлению.

Васильев Николай Владимирович

ТЖС

Невыполнение родительских обязанностей

Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривались на школьном СП, правовое просвещение отца, проводилась работа по вовлечению детей в спортивную секцию «Волейбол», контроль за посещением спортивной секции по велоспорту Владиславом (взаимодействие с тренером), вовлечение детей в классные и школьные мероприятия; профилактические беседы с детьми, Никита включен в список на бесплатное питание, оказывалась материальная помощь вещами и обувью (подготовлено ходатайство ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» ) в том числе и б/у силами работников школы, общественностью, ежедневный учет посещаемости, взаимодействие со спец. по соц. раб, Шедокской амбулаторией, инспектором ОНД, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, организация летнего отдыха Владислав и Никита посещали оздоровит. площ. по месту жит-ва «Предгорье», оказание методической помощи в воспитании детей, посещение родительских лекторий, работа с отцом по продолжению обучения Никиты в спец. школе-интернате ст.Костромской (по решению районной ПМПк), рейды в семью. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

Дети переведены в следующий класс. Отец стал посещать родительские собрания и по своей инициативе приходил в школу. Пропусков уроков без уважительных причин нет. Внешний вид детей стал более опрятным. Никита продолжил обучение в спец. школе-интернате ст.Костромской. Никита за совершение преступления был поставлен на профилактический учет в ОДН ОМВД.

Семья снята по исправлению.

Никита поставлен на проф. учет в школе. В августе Никита продолжил обучение в спец. школе-интернате ст. Костромской, Владислав – в ООШ СОШ №19.

Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа и этапы работы с семьями, находящимся в СОП/ ТЖС действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям, используя предложенную программу по социальной адаптации «Семья» и опыт работы с семьями МБОУ СОШ №3.

В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

Заключение.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Приложение 1.

Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:

Приложение 2.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политики;
  • Служба занятости населения;
  • Сельская администрация;
  • КДН и ЗП.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители поселка;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ .

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав, в том числе и временное;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Приложение 3.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Приложение 4.

Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании ШВР Директор МБОУ СОШ № 3

председатель _____С.В.Полякова _________О.В.Скрипник «___»_______________20___г. «__»____________20__

План работы с семьёй

ХХХХХХХХ Х.Х.,

находящейся в социально-опасном положении

2 полугодие 2013-2014 уч.г.

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей , семья многодетная (5 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;

4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;

5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Дата исполнения

Ответ-

ственный

Отметка

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

январь

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»;

ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей»

ИК «Взаимоотношения в семье»;

ИБ «Роль семьи в воспитании детей»

ИК «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей».

Ежемесячно

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл. рук.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации» (Марина)

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Июнь

Соц. пед.

Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану)

еженедельно

Кл. руков.

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл. руков.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл. рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл. рук.

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл. рук.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями: ГБУ СО КК «Мостовский КЦСО населения «Эдельвейс»,инсп.ОДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Шедокского сельского поселения.

Постоянно

Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, о реализации Закона КК №1539.

постоянно

Соц. пед., инсп.ОДН

Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.

постоянно

Соц. пед., зам. дир. по ВР

Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям

постоянно

Зам. дир. по ВР, соц. пед..

Трудоустройство несовершеннолетней Воробьевой М. на каникулах (по желанию)

Март, июнь-август

Соц. пед., кл. рук.

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании ШВР о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

июнь

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

Социальный педагог М.А.Забугина

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВСКОЕ»

694403, Тымовский район, с. Кировское,

ул. Центральная, 71. Тел. 95-1-44

[email protected]

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ с. Кировское

_________Ю.С. Кильдюшкина «___»_______________2016г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

Семьи Волниных

Проживающих по адресу: с.Кировское, ул.Центральная д.142

2016- 2017 учебный год

КАРТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Ф.И.О., дата рождения, возраст __ 30.06.2004 ________________12_______ лет

Адрес фактического проживания _ с.Кировское, ул.Центральная д.142

Адрес регистрации

Место учёбы, класс ___МБОУ СОШ с.Кировское_____________________________________

Причина индивидуальной реабилитации: ____________________________________________

Основание и дата постановки на учёт в ПДН: _________________________________________

Основание и дата постановки на внутришкольный учёт: _01.10.2011_______________________________

Снятие со внутришкольного учёта: _____________________

Социально-экономическое состояние семьи: _____________________________________________________

Мама ____________________________________________________________________________________

Образовательный уровень матери– _____________________________________________________________

Отец - _________________________________________________________________________________________

Образовательный уровень отчима – ______________________________________________________________

Источник дохода семьи: ______________________________________________________________________

Социально-педагогическое состояние семьи:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-психологическое: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная программа

комплексной реабилитации семьи, находящейся в социально - опасном положении

Цели: профилактика поведения, коррекция личностного развития учащихся, помощь в решении проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, помощь семье.

Задачи комплексной реабилитационной работы: рейдовые посещения на дому, беседы с родителями, ребёнком, работа с социальным педагогом для дальнейшего улучшения климата в семье, продолжения учёбы.

Основные формы коллективной работы с семьёй, находящейся в СОП: р одительские собрания, педагогические советы, Советы по профилактике; встречи; профилактические беседы; занятия в школьных спортивных секциях; занятия в кружках и клубах по месту жительства.

Основные формы индивидуальной работы с обучающимся: личные беседы; анкетирование с целью психодиагностики; посещение на дому; контроль посещаемости и успеваемости; помощь в организации досуга; обращение к службам социальной помощи.

Ожидаемый результат: положительная коррекция поведения, недопущение правонарушений, улучшение результатов в обучении, организация основной и досуговой деятельности подростка, улучшение взаимоотношений с близкими, сверстниками, устранение негативной атмосферы в семье.

Направления работы

Формы работы

Дата реализации

Исполнители

Оказание социально-педагогической и психологической
помощи, методическая работа.

Составление индивидуальной карточки на несовершеннолетнего.

Сентябрь - октябрь

Социальный педагог

Составление характеристики

Сентябрь, май

Классный руководитель

Составление индивидуальной социально-психологической карты на учащегося, находящегося в СОП

Сентябрь- октябрь

Социальный педагог, родители, обучающийся.

Проведение консультаций для родителей

По мере необходимости

Социальный педагог,

Классный руководитель

Проведение консультаций для несовершеннолетнего

По мере необходимости

Социальный педагог,

Классный руководитель

Оказание материальной помощи.

Организация питания, обеспечение льготным питанием учащихся из малообеспеченных семей

Август - сентябрь

Социальный педагог, классный руководитель, зам. по АХР

Профилактическая работа.

Профилактическая работа по предупреждению неуспеваемости.

Контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости.

В течение учебного года

Классный руководитель,

учителя- предметники,

социальный педагог,

Собеседование с учащимся, при наличии неудовлетворительных текущих оценок и по итогам учебной четверти

В течение учебного года

Администрация школы,

соц. педагог,

учителя-предметники, классный руководитель.

Составление табеля успеваемости по четвертям

Каждую четверть

Классный руководитель

Работа с учащимся, при наличии пропусков занятий без уважительной причины, по предупреждению пропусков занятий

По мере необходимости

Администрация школы,

соц. педагог,

классный руководитель

Разбор конфликтных ситуаций

По мере необходимости

Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. Службами. Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в КДН, ПДН, соц.защиту и др. службы

По запросу классного руководителя, учителей предметников.

классный руководитель, инспектор ПДН

соц. педагог,

Выступление на родительских собраниях

По мере необходимости

Администрация школы,

соц. педагог,

классный руководитель

Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних членов семьи.

Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования (кружки и секции)

Сентябрь - октябрь

Соц. педагог, классный руководитель, педагоги ДО

Предоставление бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, летние лагеря несовершеннолетним членам семей

По оповещению соц. защиты

Социальная защита населения, социальный педагог, классный руководитель

Пришкольный летний лагерь (оздоровительная площадка)

Май - июнь

Администрация школы, социальный педагог, классный руководитель,

Проведение оздоровительных, культурно-массовых и досуговых мероприятий

В течение учебного года

Администрация школы, социальный педагог, классный руководитель

Оказание медико-социальной
помощи.

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании

В рамках запланирован-ных мероприятий.

Социальный педагог, классный руководитель, врач нарколог-психиатр, инспектор ПДН

Исп. Социальный педагог: Фисуненко Ю.Г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

«Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении ».

Социальный педагог Науменко Н.А.

г.Ноябрьск

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей - одно из важнейших направлений работы социально-психологической службы МБОУ СОШ №7
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально - средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Цель работы : Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Задачи работы:
· помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи;
. научить ставить ближние и дальние цели;
. оказать психолого-педагогическую поддержку родителям и детям.
. обеспечить взаимодействие всех заинтересованных организаций по выводу семьи и детей из СОП.

Работа с семьей проводится в форме круглых столов, индивидуальных бесед, совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, социального патронажа.

Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:

Беседа;
- наблюдение;
- комплексные выходы в семью;
- тренинги;
- консультации;
- диагностика;
- поиск положительных ресурсов.

Организуя работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, мы выделяем три аспекта понимания данного термина:

1 .Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2. Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка.

3. Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Сложность работы заключается в том, что семьи с хроническими проблемами не обеспокоены своим состоянием, ко всему равнодушны. И для специалистов составляет большую проблему убедить семью на сотрудничество, пригласить на консультацию и т.д.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом нашей работы с неблагополучной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Информация проверяется путем бесед с ребенком и его родителями. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу и с целью определения положительных ресурсов семьи и поиску путей выхода из кризисной ситуации. И родители к нам приходят. После знакомства с семьей проводится социальное расследование, и заполняются соответствующие документы.
Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям.
По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные комплексные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения:

^- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
-
Изучение причин неблагополучия в семье
-
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи
^ - Составление программы: работа специалистов отделения психолого-педагогической помощи семье и детям с родителями и ребёнком
^ - Текущие и контрольные посещения, консультирование семьи
-
Привлечение специалистов межведомственного взаимодействия для помощи в работе с неблагополучной семьёй
^ - Снятие семьи с учёта

Источники информации о семье и ребенке.

Классные руководители.

Специалисты КДН или ПДН (зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).
- Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.
- Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.ч

Основными методами сбора информации являются:

    Беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);

    Наблюдение;

    Официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);

    Анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);

    Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистами асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалистов в определенное время, готовность отвечать на интересующие их вопросы и в перспективе - желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа специалистов с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.
В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ПДН не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.
Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.

Формы работы с семьёй:

1. Индивидуальные (инспектор ПДН, КДН, классный руководитель, педагог-психолог и педагог социальный учреждения образования, представитель уполномоченного по правам ребёнка и т.д.).

а) Психолого-педагогические консультации:
Ответственность семьи за воспитание детей.
Как стать хорошими родителями.
Стили семейного воспитания.
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.
Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.
Детско-родительские конфликты и их разрешение.
Родители меня не понимают или как услышать подростка и т.д.

б) Педагогические поручения:
Организация домашнего учебного труда
Режим дня ребенка в семье
Организация труда в семье
Семейные праздники
Профилактика заболеваний у детей
Знакомство с друзьями ребёнка и семьи и т.д.

2. Коллективные:

а) Школьные (классные, общегородские) родительские собрания.

б) Лектории для родителей:

    «Искусство понимать друг друга»

    «Мамины руки самые добрые»

    «Подростки XXI века»

    «Великие педагоги мира»

    «Азбука воспитания детей в семье» и т.д.

в) Встречи за круглым столом

    «Сила родительского примера»

    «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

    «Стили семейного воспитания» и т.д.

г ) Вечера вопросов и ответов с приглашением представителей межведомственных организаций

д) Педагогические практикумы:


    «Какой у вас ребенок»

    «Какой вы родитель»

    «Творческая мастерская семьи»

    «Книжная полка родителей» и т.д.

е) Деловые игры, тренинги, диспуты:


    «Отцы и дети» - деловая игра

    «Проблема отцов и детей в современном обществе» - диспут

    «Конфликт с подростками и способ его преодоления» - ролевая игра

    «Подросток и конфликты» - занятие с элементами тренинга и т.д.

Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, каким он есть.

Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.
Специалисты служб системы профилактики основными результатами своей деятельности по работе с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, считают:
- повышение спроса среди родителей и детей на помощь специалистов в решении конфликтных ситуаций;
- уменьшение неблагополучных семей, снижение количества несовершеннолетних, совершивших противоправные действия;
- совершенствование межведомственного взаимодействия с социальными институтами, заинтересованными в решении проблемы социального сиротства;
- укрепление системы по раннему выявлению семейного неблагополучия;
Результатом практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов.
В результате защиты прав и интересов ребенка из асоциальной семьи через суд могут быть восстановлены жилищные права несовершеннолетнего, проведен ремонт жилья. В случае угрозы жизни, здоровью и развитию ребенка родителей лишают (ограничивают) в правах, решается вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов и органов системы профилактики в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль служб системы профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении были, есть и, конечно, будут, но сегодня их особенно много. Проблема этих семей огорчает, требует так много душевных сил, любви и здоровья. Поломать, покалечить так легко….
Семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают и пугают окружающих, в результате за ним закрепляется «ярлык» проблемных.
При этом семьи, находящиеся в социально опасном положении не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь, могла бы поддержать семью, помочь ей преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальной ячейкой общества.

Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи – очень сложный и длительный процесс. Несмотря ни на что такая семья всячески сопротивляется позитивным изменениям, поэтому стимулирование мотивации изменения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью социально-психологического воздействия на эту семью.
Изменить такую семью – чрезвычайно трудно.

Таким образом, данная категория семей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социальной психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем семей, находящихся в социально опасном положении с целью реализации защиты их прав на полноценное существование и развитие.