Задания различение предлогов и приставок занятие логопеда. Конспект логопедического занятия на тему "дифференциация предлогов и приставок". Дыхательные упражнения настроечные упражнения

Занятия
«Дифференциация приставок и предлогов»

Подготовили:

учитель-логопед МБОУ «ООШ №17»

В.

учитель-логопед МБОУ «СОШ №20

с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Старый Оскол

Логопедическое занятие по теме

«Дифференциация приставок и предлогов».

Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

ü ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

ü формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

ü формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

ü формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация, единая коллекция ЦОР.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение : компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования «Отличник»,

I. Подготовительный этап

1. Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).


Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.(Слайд 1)

Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?

Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

II . Формирование психологической базы речи.

1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - «кубик » , а другая – «пирамидка» .

Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

Поставьте пирамидку на кубик

Подержите пирамидку над кубиком

Поставьте пирамидку за кубик

Положите пирамидку кубика.

Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

III . Работа над темой:

(Слайд4)

Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

Что вы здесь видите? (слова)

Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).


Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

Что это за слова? (Это предлоги).

- Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи , служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

Продолжим наше исследование.

Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

- Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

2. Актуализация знаний.

(Слайд 5)

Игра «Найди приставку и предлог».

Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

Образец (…)земный переход – переход (…)землей

(…)городная поездка – поездка (..)город

(…)школьный сад – сад (…) школе

Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

(Слайд 6)

Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Для чего служат?

Как пишутся со словами?

Как различить?

С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

IV . Физминутка. (Слайд 8).

А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

Фрагмент танца «Учитель танцев».

V . Закрепление знаний.

1. Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

2. Игра «Составь словосочетания».

Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

Читал, середина.

Лез, окно.

Бросился, еда.

Крыл, стол.

Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

VI . Упражнение для глаз. (Слайд 10)

А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом , не отрывая глаз.

VII . Работа в тетрадях.

(Слайд 11)

А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

1. Задание на отсроченное запоминание:

Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

2.Игра «Умники и умницы»

Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)

Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

Желтая дорожка:

Отец (на)писал адрес (на)конверте.

Лодка (от)чалила (от)берега.

Зеленая дорожка:

(по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

Красная дорожка:

Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

Проверка:(

Кто выбрал зеленую дорожку?

Желтую? Красную?

Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

3. Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные . Запишите одно из них. Взаимопроверка.

4. Работа в группах.

Игра «Рассыпалось предложение».

Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

VIII . Итог:

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

Как различить предлог и приставку?

Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

IX. Пароль на выход.

А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

Наше занятие закончилось.

Большое спасибо за работу.

Список использованной литературы:

1. . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / . - М. : ВЛАДОС, 20с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Лалаева, Раиса Ивановна .
Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / . - СПб. : СОЮЗ, 19с.

3. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / . - М. : Аквариум, 19с. : ил.

4. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / , . - М. : АРКТИ, 19с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).

Дифференциация приставок и предлогов

Цель: 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

    Организационный момент. Сегодня,ребята,мы с вами будем работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся : это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся : раздельно.

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся : приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель : Как пишется приставка со словами?

Учащиеся : слитно

А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма. -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)

Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание. Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся : слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов- а вместо приставок -

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

4.Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод влетит

в (какой?) сильный зной прошепчет

в (какие?) открытые окна загудит

по (какому?) синему морю притихнет

умчится

примчится

вздумает

5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога? Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

Дифференциация предлогов и приставок

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии

(для учащихся 2-х классов общеобразовательных школ)

Цели:

Коррекционно-образовательная

    Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова (приставка – часть слова) и морфологической структуре языка.

    Закрепление навыка слитного написания приставок и раздельного написания предлогов.

Коррекционно-развивающая

    Работа над развитием связной речи учащихся.

    Развитие психических процессов (памяти, способности к переключению).

Воспитательная

    Формирование интереса к логопедическим занятиям.

    Развитие самостоятельности в процессе решения проблемных ситуаций.

Оборудование:

"Весёлый дом"(изображение дома с «человечками-предлогами»)

Карточки с предлогами

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Ход занятия

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Какое сегодня число? Какой день недели был вчера? Какой месяц будет после текущего? Назовите время года между осенью и весной?

    Этап воспроизведения опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Ребята, с какими большими группами слов мы уже знакомы, умеем определять их в речи, в предложениях, ставить к ним вопросы.

    слова, обозначающие предмет, - существительные;

    слова, обозначающие действие предмета, - глаголы;

    слова, обозначающие признак предмета, - прилагательные;

(Учащиеся самостоятельно приводят соответствующие примеры)

Сегодня мы приглашены на новоселье. Посмотрите как много в этом доме жильцов. Давайте с ними познакомимся.

(работа с "Весёлым домом")

Отвечая на вопрос, составьте словосочетания.

(За верный ответ ученик получает карточку с предлогом и прикрепляет к «нужному» человечку-предлогу на макете.)

Парит где? парит над домом

Сидит где? сидит на крыше

Бежит по чему? бежит по крыше

Находится где? находится в доме

Выходит откуда? выходит из дома

Спрятался куда? спрятался за дом

Выглядывает откуда? выглядывает из-за угла дома

Подходит к чему? подходит к дому

Отходит от чего? отходит от дома

Стоит где? стоит около дома

Итак, какие слова живут в "Волшебном доме"?

Это предлоги.

Назовите предлоги, которые мы вспомнили.

Какие предлоги вы ещё можете назвать?

Для чего нужны предлоги?

Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

    Этап первичного закрепления. Типовые и конструктивные задания.

Итак, предлоги – это самостоятельные слова, следовательно, с другими словами они пишутся как: слитно или раздельно?

Правильно, раздельно.

Коллективная работа по карточке №1

Зимний день короткий. У птиц мало времени для поиска корма. Слабеют пернатые от голода и холода. Помогите птицам! Горстка семян с кусочками сала в кормушке спасёт птиц в студёное зимнее время. Наша забота поможет пернатым дожить до весны.


О ком этот рассказ?

Почему зимой птицам нужна помощь?

Чем мы можем помочь птицам?

Озаглавьте текст.

Устный анализ текста по предложениям, выделение предлогов.

(Учащиеся выделяют предлоги в своих карточках)

Письменный анализ словосочетания с предлогом из последнего предложения.

Приставка предлог

до жить до весны

Самостоятельный письменный анализ отрывка из стихотворения С. Маршака "Мяч".

До катился до ворот

Под катился под ворота

До бежал до поворота

Совместный вывод по итогам этого этапа:

Приставки и предлоги могут быть одинаковыми.

Приставки пишутся слитно, это часть слова.

Предлоги пишутся раздельно, это самостоятельные слова.

    Этап творческого применения знаний в новой ситуации. Выполнение проблемных заданий.

1) Работа по карточке № 2

Раскройте скобки. Слитно напишите приставки, раздельно предлоги .

Ученики (вы) ходят (из) школы.

Ребята (с) прятались (от) дождя (под) раскидистой елью.

Пчёлы (пере) летают (с) цветка (на) цветок.

(От) нового пальто (ото) рвалась пуговица


2) Письмо по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Кому принадлежат эти строки?

Из какого произведения?

Записать по памяти, выделить предлог, обозначить приставку.

3) Работа по карточке № 3

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги и приставки .

Колобок …… катился ……. тропинке.

Всадник ….. вязал ….. лошадь ….. дерева и ….. скочил ….. седло.

Пастухи ….. пустились ….. гор ….. долину.


(После выполнения каждого задания этого этапа проводится его проверка.)

    Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.

Что мы сегодня учились различать?

Как пишутся предлоги?

Как пишутся приставки?

Сегодня мы учились различать предлоги и приставки. Повторим, что предлог – это самостоятельное слово, пишется раздельно. Приставка – это часть слова и пишется слитно. Глаголы могут иметь в своём составе приставку, существительные могут употребляются с различными предлогами.

Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствованию функций контроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиппова Анна Евгеньевна – учитель-логопед,

общеобразовательная школа №29.

Конспект открытого логопедического занятия

с группой уч-ся 2-х классов,

имеющих следующее логопедическое заключение:

«Нарушение письма и чтения, обусловленное н/в ОНР».

Тема занятия:

«Дифференциация предлогов и приставок».

Цели занятия:

  • закрепление навыка дифференциации предлогов и приставок;
  • развитие способности словообразования;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование функций контроля.

Оборудование: тематические картины «Лес», «Пчелиный улей»; медведь,

Инд. картинки «Пчелки с приставками», карточки для

Словарной работы, инд. карточки с предложениями и др.

Ход занятия:

I. Орг. момент:

  • приветствие;
  • дежурство;
  • запись числа в тетради.

II. Основная часть.

1. Повторение (дети отвечают на вопросы):

  • О чем мы говорили на прошлом занятии?
  • Что такое приставка? (примеры)
  • Что такое предлог? (примеры)
  • Какое правило мы знаем о глаголах и предлогах?
  • Как доказать, что правильно определили предлог?

2. Послушайте загадку:

Там много ягод и грибов,

Цветов, деревьев и кустов.

Там звери разные живут,

И птички звонкие поют. (Лес.)

Открываем картину «Лес».

Учитель: Сегодня мы встретимся с одним из жителей леса, а с каким – угадайте.

Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под вьюжий вой

Спит в берлоге снеговой. (Медведь.)

У.: Правильно, медведь . А вот и его берлога . Что такое берлога? (дети объясняют значение слова). Посмотрим, как пишется это слово (на доске вывешиваем карточку со словом «берлога», читаем хором).

3. У.: Совсем скоро наступит зима, и наш Мишка решил в последний раз перед зимней спячкой прогуляться по своему лесу . Итак, смотрите внимательно и отвечайте на мои вопросы (далее каждое предложение сопровождается передвижением Мишки по картине).

Учитель:

  • Что сделал медведь? (Медведь вышел из берлоги). Назовите предлог и приставку, которые встретились вам в этом предложении.
  • -//- (Медведь пошел по дороге).
  • -//- (Медведь подошел к мосту).
  • -//- (Медведь перешел через мост).
  • -//- (Медведь зашел в берлогу).

Ученики назвали все предлоги и приставки в каждом предложении-ответе.

  1. У.: А теперь, поработаем в тетрадях. («Выборочный диктант»).

Я буду читать предложения, уч-ся 1-го ряда будут записывать только слова с приставками, а уч-ся 2-го ряда – только слова с предлогами (слова записываем в столбик, с маленькой буквы, сразу выделяя приставки и предлоги).

/ Предложения из зад. № 3/, / на доске – карточка со словом шёл /.

Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга).

  1. У.: Вернемся в наш лес. Пока мы с вами работали, мишка уже уснул.

Как вы думаете, что ему снится? /Мед/.

А кто собирает мед? /Пчелы/.

Правильно, мишке снится лето, мед и, конечно, пчелы.

(Открывается картина «Пчелиный улей» ).

Ребята, а как называется домик для пчел? /Улей/.

Посмотрите, как пишется это слово (вывешивается карточка со словом), прочитаем вместе.

Пчелки прилетели на луг, и каждая хочет найти свой цветочек. Давайте им поможем. У каждой пчелки есть приставка (прочитаем их), а на цветках написаны слова (прочитаем вместе). Вам нужно правильно рассадить пчелок на цветы, чтобы получились новые слова.

Дети выбегают к доске по одному:

  • читают приставку;
  • составляют слово;
  • сажают пчелку на цветок.

Все вместе читаем получившиеся слова.

  1. А теперь пчелки прилетят к вам в гости (каждому ребенку раздаем по пчеле)

Составьте 3 слова с приставкой, которую принесла вам пчела, и запишите их в тетрадь (в столбик, обозначив приставку).

  1. Составим с каждым из ваших слов словосочетания с предлогом (вспомним, чем отличается словосочетание от предложения – мысль не закончена).

Уч-ся записывают словосочетания в тетрадь, отмечая предлоги и приставки. Проверка: каждый читает по одному словосочетанию.

  1. Мишка прислал вам рассказ о приключении , которое произошло с ним в лесу. Но он не знает, как правильно писать приставки и предлоги. Поможем ему? Каждому из вас я раздам по одному предложению; прочитайте его и определите, где стоит приставка, а где – предлог.

«Приключение в лесу».

  1. Однажды я решил /по/гулять /по/лесу ночью.
  2. Вечером я /за/шел /за/другом лисенком.
  3. И мы /по/шли /по/тропинке.
  4. Тропинка /при/вела нас /в/чащу.
  5. Вдруг мы /у/видели /в/темноте два глаза.
  6. Испугавшись, мы очень быстро /до/бежали /до/дома.
  • Каждый уч-ся читает свое предложение вслух, определяя приставки и предлоги.
  • Уч-ся записывают свое предложение в тетрадь, выделяя приставки и предлоги.
  • Еще раз читаем весь рассказ целиком уже из тетради, проверяя себя.

Вот такой рассказ подарил вам мишка, пожелаем ему приятных снов.

  1. Итог занятия.
  • О чем мы говорили?
  • Что такое предлог, приставка?
  • Правила написания предлогов и приставок.
  • Оценка работы уч-ся.

До свидания!


Тема. Дифференциация приставок и предлогов.

Цели:

    Закрепить знания детей о приставках и предлогах

Отметить словообразующую и смысловую роль приставки;

Развивать и уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов;

Упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;

Осуществлять профилактику дизорфографии;

Преодоление аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи.

Оборудование: дидактический материал на доске, схема-таблица предлогов, карточки, схемы –этапов занятий,презентация.Царица Грамматика,поезд,билеты –карточки,Светофорчики -оценщики

Оргмомент Актуализация

Дыхательные упражнения настроечные упражнения

Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Автоматизируем и дифференцируем плавный и быстрый вдох и выдох, быстрыми вдохами. Игра «Цветы»,»Ёжики»,» Собачки». Нюхаем воздух».

Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)

Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу

Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.

Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

« Цветы». Глубокий вдох и на улыбке выдох.А поможет нам проконтролировать наши зеркала. Представьте,что вы лежите на лугу и вдыхаете ромашки, васильки, колокольчики, ноготки, клевер. Какие это цветы.

В саду: розы, гладиолусы, гиацинты, нарциссы,ромашки,георгины,астры. Какие это цветы?. Садовые.

Ребята, а что вы заметили, когда называли садовые и луговые цветы.

Ромашка садовый цвет и может быть луговым.

Правильно. Ромашку ещё называют лекарственным растением.

Серёжа. Я знаю,меня бабушка всегда лечит ромашковым чаем,когда заболит горло или я простыну. http://www.calend.ru/moon/ (о Ромашке)

А какой запас образуется в воздухе при заваривание ромашки. Ромашковый.

Игра « Ёжик». А теперь представьте,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаеи только носиком

Правильно. Из соцветий ромашки готовят настой, чай, отвар, настойку, используемые в народной медицине. Водный настой или настойку назначают при многих болезнях: как противовоспалительное, болеутоляющее, успокаивающее,пары ромашки вдыхают при гриппе. ревматизме, золотухе, подагре.

Игра « Ёжик». А теперь представьте,что мы ёжики и нашли ромашку и нюхаем только носиком. Выполняем быстрый вдохов при повороте головы вправо-влево

. «Играем в собачек».Собачки несёт цветы своему хозяину. Нюхаем воздух.

Пока мы с вами дышали к нам на занятие прилетела Царица Грамматика. Она принесла нам сундучок знаний. А в этом сундучке задания.

1.Определите,являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

Слова записаны на доске.

За …горой ,за …бежать, с.. вернула, с.. крыши, на ..конверте, на …резать, на …листе, на… чертили.

Логопед.

Если это приставка, то соедините её со словом и обозначьте крышечкой. Если это предлог подчеркните пробел и обведите предлог в треугольник.

Как мы делали на предыдущих занятиях.

Дети :. Выполняют устно,объясняют написание слова

Логопед.

Ребята,было трудно. А почему?

Дети. Не знаем как отличить приставку от предлога.

Логопед.

Что же мы будем на занятие изучать?

Дети :. Предлоги и приставки

Логопед.

Какую задачу нам предстоит решить на занятие?

Научится различать и правильно писать предлоги и приставки. Чтобы не делать ошибки в правописание предлогов и приставок в письменных работах, правильно употреблять в речи.

Логопед. А мы справимся с этой сложной задачей?

Дети выполняют игру- ауто-треннинг « Волшебные слова»

Делают вдох и говорят,лопают свой воображаемый шар.Он может быть большим или маленьким тяжёлым или лёгким и т.д.« У меня всё получится!».Затем потирают пальцы рук и тёплые руки прикладываю к ушам и шее, сохраняя положительную аффирмацию.

Логопед.

Наша гостья занятия расскажет вам сказку.В моей стране Грамматике у предлогов были всегда свои домики. Они были важными, строгими и очень самостоятельными.В предложении всегда имели своё место. Некоторые предлоги указывали место. Да,вы их знаете(дети называют) В,НА,ПОД,НАД,ЗА,У(схема квадратики) ,другие показывали куда двигаться К,ОТ,ДО,С(схема)

А приставки домики не имели. Они не умели жить самостоятельно, были очень беспомощными. И придумали они прицепляться к другим словам. Чтобы не прогнали, стали они придавать словам разные значения(подбежал,забежал,выбежал) и образовывать новые слова (выход,переход,подход).

Но многие приставки были похожи с предлогами и обратились они ко мне Царице Грамматике за советом. Пришли на помощь слова-признаки . Они предложили себя вставлять в слова. И главным словом назначили слово-признак « Красивый». Если это главное слово красный вставляется, то это предлог. Его пиши раздельно, а если нельзя вставить, то это приставка. Так приставки навсегда приклеились к словам, особенно к словам действиям, а предлоги стали дружить со словами –признаками.

Теперь и мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать.

Ребята, всё ли понятно в этой сказке.

Повторение ранее полученных знаний

Давайте,вспомним, что мы знаем о предлогах и приставках (слайД) ТАБЛИЦА!!

Дети: Предлог это отдельно слово.

Логопед:. Для чего он нужен?

Дети:Он нужен для связи слов в предложении. Пишется отдельно

И мы обозначали его в треугольник.

Логопед:А что такое приставка?

Дети: Приставка- это часть слова,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Логопед: Как она пишется?

Дети: Пишется слитно со словами. И служит для образования новых слов.

А что, нового мы узнали о предлогах и приставках

Дети. От Царицы Грамматики мы узнали, что между предлогом и словом можно вставлять слово-признак.Главное слово признак- « красный». А перед словами –действиям никогда не пишутся предлоги, а только приставки.

    Запись числа, темы занятия.

Давайте выполним задание от Царицы Грамматики в тетрадях. Запиши слова правильно два столбика. Первое слово в столбике с какой буквы будем писать? Дети.С большой

Слова записаны на доске.

1 столбик

За …горой

с.. крыши

на ..конверте

на …листе.

За бежать

с вернула

на резать

на чертили.

Логопед: Как мы с вами рассуждали?

Дети: Алгоритм действий. Определяли, если это слово –действие,то смело пишем приставку, а если это не слово –действие, то вставляли слово признак « Красивый»,если слово вставляется.то это предлог, если не вставляется,то это приставка.

Проверка задания (слайд ПРОВЕРКА)

    А теперь используя знания Царицы Грамматики отправляется на поезде до станцию « Искатели » .Всем даю билеты.но чтобы поехать нужно найти слова с приставками и предлогами и обозначить их правильно. Приставки крышечкой- синей ручкой, а предлоги обозначить в треугольник- зелёной ручкой. Можно использовать и любые другие 2 цвета ручки

    Работа в парах.у каждого билет- карточка-

За (школой) На(мело)

На (льду)………….Во (дворе)

По(бежать)………….Под(снежник)

За(мёрзнуть) При (горок)

У(дороги) Под(сосной)

А теперь обменяйтесь билетами-карточками и проверьте. Взаимопроверка.Если слово обозначено правильно поставьте « +» над словом,если неправильно,то поставьте « --»

Проверка на СЛАЙДЕ

А теперь объясните,почему вы написали,так а не иначе.(Дети объясняют по несколько слов)

    Звучит музыка путешествия. Посмотрите в окошко нам светит «Заботливое солнышко»

    Игра покажи стихи руками.

Солнце с неба посылает (встают потягиваются, руки на вверх )

Лучик, лучик, лучик(поочередно подвимают правую и левую руку, разжимая пальцы сжимая в кулак

И им смело разгоняет (скрещивание рук над головой )

Тучи,тучи,тучи.(сгибают руки поочерёдно над головой ,разжимая пальцы сжимая в кулак)

Летом нежно согревает (самомассаж лица,ритмичное потирание щёк)

Щёчки,щёчки,щёчки(надувают щёчки по 3раза на каждое слово ).

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.(поочерёдно дотрагиваются пальцем щёчки,рисуя иммитируя веснушки)

Золотят веснушки деток (удержание улыбки и хоботка)

Очень нравится им это!(тянутся наверх и встают на носочки. « Минутка роста »)

Логопед. Вот мы и оказались на станции « Знайки»

Работа с предложением.

Ребята,прочитайте предложения

На (улице) видна гора.

В (школе)стоит пушистая ёлка.

Целый день на(горке) много детей.

На ветках новогодние игрушки.

(К)зелёной красавице при(шли) ребята.

Серёжа (на) санках (с)катился с(горы).

Сколько рассказов можно составить из этих предложений

Дети : Два

Логопед: О чём будет первый рассказ.

Дети: О горке

Логопед. Прочитайте эти предложения

На (улице) видна гора. Целый день на(горке) много детей. Серёжа (на) санках (с)катился с(горы).

Логопед. ? Горка

Логопед: О чём будет второй рассказ?

Дети: О ёлке

Логопед: Прочитайте его.

В (школе)стоит пушистая ёлочка.

На ветках новогодние игрушки

К)зелёной красавице при(шли) ребята.

Логопед. Как можно озаглавить этот рассказ?Ёлка

Логопед: Перед вами два конверта- синий и зелёный. В них помещены задания тексты разного уровня сложности.

В синем конверте текст про горку. Его нужно списать и выделить приставки и предлоги.

В зелёном конверте текст про ёлочку. Его нужно списать, раскрывая скобки и выделить предлоги и приставки.

Логопед: Проверьте выполненное задание у друг друга. Взаимопроверка.

Логопед. Но в конце пути к нам в поезд зашли пограничники.

Игра «Пограничники»

Цель: Развитие слухового внимания,орфографической зоркости,расширение словарного запаса

Логопед: Пограничники,предлагают нам отыскать в стихах каламбуры Ребята,а что такое каламбуры? Расскажет нам учёный Котофей Иванович.Наш магистр энциклопедии Википедии.

учёный кот Василий

Учёный Котофей Иванович

Каламбу́р (фр. calembour ) - литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, словосочетаний, сходных по звучанию .

В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E0%EC%E1%F3%F0

    В. З. Санников. Каламбур как семантический феномен //Вопросы языкознания. - № 3 - 1995. - С. 59.

Читайте,слушайте стихотворение- каламбур про меня. Котофей Иванович и определите, где нужно писать приставку,а где предлог.

1.Котофей Иванович

Солнце прячется ЗА БОР

Котофей Иваныч.

Залезает на ЗАБОР-

Прогуляься на ночь.

Дети: За бор раздельно. Бор- это лес., за красивый лес –слово признак вставляется.

Забор- пишу слитно,т.к слово не вставляется

2.Веснушки

Веснушкам нету СНОСА

Не исчезают С НОСА.

Я,не жалея МЫЛА,

Нос терпеливо МЫлА.

Зависело б ОТ МЫЛА.

Веснушки я б ОТМЫЛА.

Дети: СНОСА- приставка,с носа – предлог, От мыла- предлог, отмыла- приставка

Логопед: Найдите во втором каламбуре все однокоренные слова.

Отмыла,мыла.

3.Зима

Сугробы снега вьюги НАМЕЛИ

И у ворот,как баржа На МЕЛИ,

Полуторка стоит.Ну и ЗАНОС!

Я вышел за ворота,а мороз

Как затрещит- и хвать меня ЗА НОС!

4.Медведь

Заревел медведь СО СНА,

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула СОСНА

Шишкою лису.

9. «Найди ошибки».

Разве можно без улыбки Видеть Васины ошибки? Быстро Васе помогайте, Все ошибки исправляйте.

Прочитайте предложения. Найдите допущенные ошибки. Докажите правильность своего исправления. Запишите предложения правильно.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятие?Ещё раз вспомним,что такое предлог и приставка. - Как же отличить предлог от приставки? Какой алгоритм будем использовать, чтобы предупредить ошибку в написание предлогов и приставок?Что запомнили? Что понравилось на занятие? Кому было трудно? Кто старался преодолевать трудности? У кого это получилось? А у кого нет?

Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

Светофорчики

Красный – было трудно

Жёлтый –сомневался

Зелёный – всё понятно, со всем справился.

Как отличить предлог от приставки?