Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей Интересные формы работы по коррекции предлогов

ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
  • Кинезитеропия (логоритмика)
  • Различные виды логопедического массажа
  • Су-Джок терапия
  • Гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Дидактический синквейн
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Мнемотехника
  • Метод «блисс-коммуникации»
  • Нейропсихологические методы.

Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

  • Регулярные проведение таких упражнений позволит:
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
  • Улучшить фонематический слух
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой) .

  • «Волшебная указка»
  • «Шарфики»
  • «Муравей»
  • «Солнце и тучка»
  • «Ракушка»

Кинезитерапия

Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)

Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия» , которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи) , дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши) , декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки) , музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

  • «Камушки»
  • «Шишки»
  • «Деревянные ложки»
  • «Дудочки»
  • «Маракасы»
  • «Матрешки»

Направление «пальчиковый игротренинг» . Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.

  • «Семена растений»
  • «Мозаика»
  • «Театр Би-Ба-Бо»

Направление «терапия движением» . Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.

  • «Пропевание звуков»
  • «Трубочки»
  • «Пластмассовые бутылочки»

Направление «изотерапия» - работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька» . Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.

Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:

  • Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
  • Даются на дом задания-игралочки
  • Изо-студия «Акварелька»
  • Логопедический массаж

В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.

  • «Шарик Су-Джок»
  • «Массажное кольцо»

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один -– много»

Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Упражнение «Один-много»

Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. - - Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?

Дети поднимают плечи, удивляются:

Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.

Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги» . Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.

По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.

Дидактический синквейн

Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна («синквейн» - пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Примеры синквейна

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой) , слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки» )

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • копирование элементов информации в зрительный образ
  • сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» . Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

«Игры для Тигры»

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд) . Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р] .

На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды) . Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.

Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.

ФоторамкаKodak Easy Share

Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» .

Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.

Примеры электронных наглядно-игровых средств

«Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая) .

Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)

Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»

Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами) .

При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.

Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп) . 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.

Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.

Наталья Мокеева
Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы)

Особую актуальность в коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию грамматического строя речи и, предложно-падежных конструкций в частности, приобретают речевые игры и упражнения. Общеизвестно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние игра оказывает на развитие речи ребенка. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах, связях. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи. Описывает предметы, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы. Речевые игры помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.

Проведение коррекционных занятий по совершенствованию грамматического строя речи в форме речевых игр, занимательных заданий, использование элементов соревнования, двигательной активности, делает занятия более интересными и результативными.

Предлагаю Вашему вниманию речевые игры и упражнения, которые помогут детям научиться слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи…

«Муха»

Игровое поле. Фишкой ходить по полю по инструкции логопеда «2 клетки влево, 3 клетки вниз, 5 вправо, 4 клетки вверх…т. д.

«Что лишнее?»

Выбрать лишнюю картинку:

«Яблоко на дереве; чашка на столе; бабочка на цветке; котенок под стулом».

«Гусеница под листком; мышонок под столом; жук под корзиной; бабочка над цветком»…

«Кубик»

Составить предложение с выпавшим предлогом (по схеме предлога).

«Поезд»

В разных вагонах - разные предлоги, можно составить предложения с предлогами: В НА ПОД…

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Исправь ошибку»

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

«Будь внимательным!»

Логопед произносит предложение, дети называют только маленькое слово.

Миша кладет ложку в стакан.

Миша берет ложку из стакана.

Посуда стоит на подносе.

Бабочка слетела с ромашки.

Работа с сигнальными карточками.

Поднять карточку, если услышите предлог ПО:

Мы прошлись по зоопарку

Там кормили сторожа

Крокодила, антилопу и моржа

Мы вернулись на трамвае,

Привезли домой сирень

Шли по лестнице хромая-

Так устали в этот день.

С. Маршак «Хороший день»

«Дополни»

Дополнить предложение с опорой на картинки.

Машины едут… (по дороге)

Покупатели вышли… (из магазина)

Солнце спряталось… (за тучи).

Мальчик входит… (в автобус).

Мама поставила книги (на полку).

«Скажи наоборот»

Взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик взял мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - …

Мама положила яблоки на стол. - …

Машина подъехала к дому. - …

«Слова перепутались»

Составить предложение из заданных слов:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Автобус, остановка, подъехать, к.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играйте с детьми в речевые игры» К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове,а так же подбор слов с заданным звуком,то есть развиваются простейшие формы звукового.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Игра легко изготавливается и позволяет разнообразить педагогическую копилку воспитателя. Задачи игры: продолжать обучать детей связному.

"Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.

Конспект

логопедического занятия.

Тема: «Предлог. Обобщающий урок»

Дидактическая задача урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на систематизацию изученного материала по теме «Предлоги».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Образовательная цель: Создать условия дляформирования умения применятьзнания о предлогах в условиях решения учебных задач.

Коррекционно-развивающая цель: Способствовать формированию лексико-грамматической стороны речи через умения согласовывать предлог со словами, обозначающими предмет, формирование навыков употребления предлогов в речи.

Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры речи; воспитывать аккуратность через поддержание порядка на рабочем месте.

Оборудование:

карточки с текстом;

иллюстрации;

карточки со схемами предлогов (условное их обозначение)

тетради, ручки;

презентация, мультимедиа проектор, ноутбук.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

На уроке мы будем правильно и красиво говорить и грамотно писать. Для этого предлагаю вам выполнить артикуляционную и пальчиковую гимнастики.

Арт.гимнастика:

«улыбка»

«заборчик»

«колечко»

«трубочка»

«часики»

Пальчиковая гимнастика:

«вымоем руки»

«стряхнём воду»

«вытрем каждый палец полотенцем»

    Актуализация .

–Узнать тему нашего урока вы сможете расшифровав слово, т.е. расположив буквы по порядку написанных под ними цифр. (слайд 2)

д п л р о е г

4 1 5 2 6 3 7

Правильно, предлог.

Тему урока вы определили, а сейчас поставьте цели урока (чем мы будем заниматься).

На прошлых уроках вы научились выделять предлоги из речи, правильно писать их и согласовывать со словами в предложении. Эти знания пригодятся нам сегодня при выполнении заданий.

Давайте вспомним, что такое предлоги? (Предлог-это часть речи, маленькое слово)

Как они пишутся со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно)

Для чего нам нужны предлоги? (Предлоги нужны для связи слов в предложении) (слайд 3)

3.Систематизация и обобщение.

Задание на внимание "Четвертый лишний". (слайд 4)

Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить?

(ответы детей)

по ро на за

над без под лез

Вывод: оставшиеся слова являются предлогами, предлоги-маленькие слова

«В гостях у весны» (слайд 5)

Прочитайте четверостишия, найдите и назовите предлоги.

Ах, капель, капель, капель,

Золотая карусель!

К нам в кораблике бумажном

По ручью приплыл Апрель!

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Кораблик из бумаги,

Я по ручью пустил.

Он обходил преграды,

Сильнее ветра был.

Что изменилось?

Вывод: предлоги связывают слова в предложении по смыслу

4. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Работа с карточками, обозначающими схемы предлогов.

Ребята, давайте вспомним, как с помощью схем можно обозначить предлоги

Разложите схемы предлогов на парте.

Покажите схему, обозначающую предлог: на, в, под, из, за, от, к.

А сейчас подберите к каждой схеме соответствующую иллюстрацию. Назовите полученные словосочетания. (учащиеся составляют словосочетание по иллюстрациям- шарики в банке, мяч под столом, мальчик за деревом, яблоки на дереве, дым из трубы).

Придумайте словосочетания к оставшимся схемам.

Вывод: мы учились правильно употреблять предлоги

Физкультминутка. (слайд 6)

Положите руки - на парту,

Под парту,

За спину

Поднимите руки - вверх,

теперь - в стороны,

потом - на плечи.

5.Проверка уровня обученности.

Работа со словосочетаниями.

Ребята, откройте тетради, запишите, какое сегодня число (слайд 7)

Найди предлог

Выберите нужные предлоги.

Прочитайте полученные словосочетания.

Запишите полученные словосочетания. (уточнить правила работы в тетради)

(слайд 8)

проталины … земле

расцвели … лесу

прилетели … юга

вышел … берлоги

Вывод: Предлоги нужны для связи слов, предлоги со словами пишутся раздельно

Работа над предложением.

Ребята, у нас есть словосочетания о весне, какое задание мы можем выполнить?

(учащиеся составляют предложения с помощью словосочетаний).

Составление рассказа по предложениям.

Работа с карточками

Дети вставляют в текст предлоги.

Читают по цепочке.

Вывод: предлоги пишутся раздельно от других слов, предлоги нужны для связи слов в предложении

Игра «Шутка или правда» (слайд 9)

Прочитайте предложение и определите шутка это или правда.

По ручью бежит дорога.

С сосульки свисает крыша.

На листьях распустились деревья.

Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы вспомнили по теме «Предлоги» (слайд 10)

Рефлексия (подведение ито­гов) (слайд 11)

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

(выделять предлоги из речи, правильно писать их и согласовывать со словами в предложении)

Светлана Князева
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.

Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов , они не выделяют их как отдельные слова. У детей часто возникают проблемы с описанием какого-либо предмета в пространстве . Когда сказать «на» , а когда «над» ? Где «за» , а где «перед» ? Дети боятся ошибиться и боятся использовать предлоги в своей речи . Так же они часто путаются в использовании предлогов «в» и «на» : «Папа пошел в завод» , «Мама работает на магазине » , «Солнышко спряталось тучу» .

Работая над предлогами , логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи :

1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов ;

2. Сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог , т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога ) ;

4. Научить детей правильно употреблять предлоги ;

5. Дифференцировать предлоги : В – ИЗ, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ;

6. Анализировать предложение с пропущенным предлогом (определять количество слов в предложении , какой по счету предлог и т . д.);

7. Составлять предложение с предлогом по схеме .

Начиная работу над предлогами , логопед должен дать детям представление о том , что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова – предлоги . Чтобы проверить это, логопед раздает детям небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол , в стол и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога : «Положите кубики стол» . Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет , поскольку не было названо маленькое, но очень важное слово – предлог .

Логопед объясняет детям, что эти маленькие слова – предлоги помогают нам понять , где находится предмет , поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение . Каждое маленькое слово – предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание положить предмет на стол , на книжку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху , на поверхности чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов .

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог » . Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.

Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости то усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее усвоение материала проводится на индивидуальных занятиях.

Список используемой литературы :

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. – организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., «Просвещение » , 1991г

2. Новикова Е. В. – Секреты предлогов и падежей . – М., «Гном и Д» , 2007г

3. Новиковская О. А. – Логопедическая грамматика. – С-пб., «Корона – принт» , 2004г.

Публикации по теме:

Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики При работе с умственно отсталыми детьми, все специалисты сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений.

Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи Дидактическая игра представляет.

Дидактическая игра «Лесная прогулка». Цель: развивать пространственное представление о направлениях, закрепить знание понятий слева, справа,.

Формирование предметно-пространственных представлений «За грибами в лес пойдём» в средней группе Конспект занятия по математическому развитию в средней группе Тема: «За грибами в лес пойдем» 1. Игра «Времена года». 2. Пальчиковая игра.

Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта» В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даются.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста 1. Представления о собственном теле. 1. «Право – лево» К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.


В ряде случаев, у старших дошкольников, при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико - грамматического строя языка может отличаться от нормы. У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях.


При определении этапов работы над предложно - падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД и др.






Направления работы по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников выявление понимания значения предлогов; изучение правильности употребления предлогов в специально созданных условиях; изучение правильности употребления предлогов в самостоятельной речи. диагностическое формирование навыков ориентации в окружающем пространстве; развитие навыков понимания предлогов; формирование навыков правильного употребления предлогов в речи; дифференциация предлогов в речи. коррекционное




Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов Уточнение понимания предлогов в импрессивной речи Формирование правильного употребления предлогов в самостоятельной речи Игры с реальными предметами Игры с моделированием графических схем предложения Игры с картинками Игры с использованием схем- моделей предлога Игры с реальными предметами Игры с картинками


Уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами. Например: Даем детям « усеченное » задание: - Положи кружок... стол, а грибок... стул. И спрашиваем: - Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушай ещё раз: « Положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются? На данном этапе, мы учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.














(Игры с картинками (составление предложений по алгоритму) « Положи конфетку » Конфетка лежит на столе. Конфетка лежит под книгой. Конфетка лежит около чашки. Маша села на диван. Маша села на табуретку. Маша села на стул. « Поиграем с Машей » (серия игр)



Литература 1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – Спб., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В Коррекция нарушений речи // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Программно - методические рекомендации) - М.: « Дрофа », Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: « Просвещение », Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб: « Детство – ПРЕСС », Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб: « Акцидент »,1998.