Подходы к воспитанию. Современные подходы к воспитанию гражданственности.

    11.3.1. Технократический подход к воспитанию

    11.3.2. Гуманистический подход к воспитанию

В Европе, Америке, Японии существует множество разнообразных теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название - гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма , позитивизма , экзистенциализма . Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952019.htm; см. статью Воробьевой В.Н. "Гуманитарная психология: предмет и задачи").

11.3.1. Технократический подход к воспитанию

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование "функционального" человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью "подкрепителей": одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

11.3.2. Гуманистический подход к воспитанию

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. ХХ в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм , а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции (рис. 10), К. Роджерс назвал "значимым для человека учением" и считал, что только таким оно и может быть.

    Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

    1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.

      Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

      Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

      Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

      Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Вальдорфская педагогика - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов (Российская…, 1993-1996, Т. 2 ).
Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером. Применяется она в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория"; отсюда название), вальдорфских детских садах и в лечебно-педагогических учреждениях "Кемпхилл". В 1933-1945 гг. на территории фашистского рейха вальдорфские воспитательные учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ возобновилось после Второй мировой войны, особенно после 60-х гг. ХХ в., охватив многие страны. К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в разных странах - от 30 до 80 %). Вальдорфские школы дают полное среднее образование (12 лет обучения; для поступающих в университеты есть 13-й, так называемый абитуриентский, класс).
Задача вальдорфской педагогики определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу. Сторонники вальдорфской педагогики видят в ней не систематическую и нормативную научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в человек природные задатки. В основе этого искусства многосторонняя разработка Штейнером эстетических идей И.В. Гете и Ф. Шиллера, которые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемых в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд основных принципов педагогической деятельности и сопрягается с "мужеством к истине" и чувством душевной ответственности.
Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике - классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (наполняемость класса - около 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учителями и учащимися, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому графику: необходимый план должен быть "прочитан" непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-методические подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе . Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы - главная цель вальдорфской педагогики.
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления - "сначала художественное, затем из него интеллектуальное". Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессионально художественной деятельности. Искусство рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой предмет. Учебники как таковые не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях "по эпохам". Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го класса и выпускные (в присутствии государственного школьного инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитательного процесса и другие решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
(http://www.redline.ru/education/valdorfru.html; сервер по вальдорфской педагогике),
(http://www.steinerwaldorf.org.uk/ - сервер Ассоциации вальдорфских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship)).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ленинградский Государственный Университет

Имени А. С. Пушкина

Кафедра педагогики

Курсовая работа

Тема: «Процесс воспитания в современной школе: позитивные и негативные стороны».

Выполнил: Черняев Сергей Николаевич

Студент факультета физической культуры 3 курс

очной формы обучения

1-Введение …………………………………………………………………… 3стр

Глава I: Теоретический аспект организации процесса воспитания в современной школе:

1.1- Понятие воспитания……………………………………………………...4стр

1.2- Современные подходы к воспитанию ……………………………….…5стр

3.1- Объектный подход к воспитанию ………………………………………5стр

3.2.- Субъектный подход к воспитанию……………………………………..5стр

4- Воспитательная система образовательного учреждения………………..6стр

4.1- Школа как воспитательная система…………………………………….7стр

5- Структура воспитательной системы………………………………………8стр

6-Моделирование воспитательной системы…………………………………9стр

7-Технология конструирования воспитательной системы школы………...9стр

8-Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы……………………………………………………………………….10стр

9-Негативные стороны воспитательной системы школы………………...11стр

20- Положительные стороны воспитательной системы……………..…….12стр

Практическая часть:



1- Ситуационный воспитательный классный час………………………….14стр

2- Воспитательная игровая деятельность………………………………..…15стр

3- Вывод………………………………………………………………………19стр

4-Список использованной литературы……………………………………..20стр

Введение:

Тема курсовой работы «воспитания в современной школе: позитивные и негативные стороны».

В практической части работы я отображаю и полностью раскрываю такие понятия как «воспитание», «воспитательная система», говорю об их особенностях и спецификах, подходе и структуре. Раскрываю все негативные и позитивные стороны воспитательной системы и доказываю, что позитивных больше чем негативных черт, оно и понятно т.к. школа несет все в себе все самое ценное, нужное и полезное Российскому школьнику.

В практической части я представил виды различной деятельности направленные на формирование воспитания у школьников различных возрастов и на разном этом развития.

Понятие «воспитание».

На сегодняшний день воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

- Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

- Воспитание - это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-образовательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

- Воспитание - это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально- экономических условиях.

Термин «воспитательная система» предложен А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов. Специалисты объясняют появление феномена «воспитательная система» объективными причинами. «В современном интенсивно меняющемся мире … неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и дифференциация. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации.»(2)

Воспитательная система является частью педагогической действительности. Поэтому она относиться к педагогическим системам. Есть обобщающее понятие «воспитательная система» т.е. теоретическая модель воспитательной системы. В этом случае ее по происхождению следует отнести к концептуальным (идеальным) системам. Но воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и учащихся, по своему происхождению является реальной, так как есть объект социальной природы. Следовательно, она имеет, социальный характер.

В основу концепции воспитательной системы принято понимать то, что воспитание целенаправленный управляемый процесс развития личности. Таким образом, воспитательная система имеет психологический характер.

Воспитательная система- это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Исследователи предлагают следующие определения:

Воспитательная система- это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (3)

Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.

Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем:

Государственная

Региональная

Локальная

Воспитательная система данного учреждения

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания – его системный характер. Они, утверждают, что создание гуманистических воспитательных систем наиболее эффективный и верный путь в воспитании.(3)

Современные подходы к воспитанию.

В современной теории воспитания к определению «воспитания» существует два подхода:

1- объектный

2- субъектный

Объектный подход к воспитанию:

Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.

Субъектный подход к воспитанию:

Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как на субъект воспитания. «Воспитание- это непрерывное становление к целостности» (Г. С. Батищев). « Воспитание- это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я. А. Коменский). Воспитание- это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н. К. Рерих). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признания его права на самоопределение, признание приоритетности объект - субъектных отношений в области образования и воспитания.

Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), педагогические взгляды и учения педагогов прошлого (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Я. Корчак и др.) призывавшие строить педагогическую деятельность с учетом индивидуальных- психологических, возрастных особенной личности ребенка, помогать развитию и совершенствование его природных задатков. Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании:

-Культурологический подход

-Личностный подход

-Личностно- деятельностный подход

-Личностно- ориентированный подход

-Системно-деятельностный подход

-Средовый подход

-Субъектно-деятельностный подход

-Технологический подход

-Философско-антропологический подход

-Ценностный подход

Подход – это определённая позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. Это теоретически обоснованный конкретный практический путь реализации тех или иных принципов и комплекса основанных на них идей, которыми руководствуется педагог или педколлектив.

Педагог может обращаться к самым разным подходам.

Возрастной подход рассматривает воспитание в контексте физиологических, психических, социальных и возрастных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей.

Индивидуальный подход основан на рассмотрении процесса воспитания с учётом особенностей его участников. Это необходимое условие эффективности воспитания, т.к. любое педагогическое влияние преломляется через индивидуальные особенности конкретных воспитанников.

Личностный подход предполагает рассмотрение воспитанника как личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений. Задачей воспитателя становится помощь ребёнку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в самоопределении.

В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, необходимость создания в нём гуманистических отношений, благодаря которым дети осознают себя личностью и учатся уважать личность других.

Деятельностный подход основан на понимании личности как социальной характеристики человека, приобретённой в процессе и результате его собственной активности.

Деятельность является одним из основных факторов становления человека. Личность познаётся в деятельности; а всякое личностное качество развивается и формируется в деятельности, адекватной ему по своей природе (трудолюбие – в трудовой деятельности и т.п.). Ребёнок – субъект собственной деятельности.

Антропологический подход ориентирует воспитателя на познание ребёнка во всей его природной уникальности, и построение воспитания в соответствии с природой человека. Воспитание встраивается в жизненное пространство ребёнка, и понимается как атрибут человеческого бытия, а не как что-то привнесённое извне.

Акмеологический подход (акмэ –вершина, пик) предполагает изучение человека на ступени взрослости; изучение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он успешно реализовал себя на ступени зрелости; позволяет проектировать этапы профессионально-личностного продвижения от одной вершины к другой.

Герменевтический подход (герменевтика- учение о понимании и толковании текстов). Здесь деятельность воспитателя осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребёнка. Обращается не столько к фактам, сколько к глубинным смыслам, к тому, что стоит за фактами, к бессознательным мотивам поведения. Деятельность воспитателя становится понимающей деятельностью, т.е. он сначала должен а)- осознать своё непонимание ребёнка, затем б)- преодолеть это своё непонимание через обращение к интеллектуальному, эмоциональному, культурному, педагогическому опыту , и в)- провести педагогическую рефлексию, т.е. понять глубинный смысл проблем и поступков ребёнка, и только после этого – действовать. Ребёнок при таком подходе понимается как уникальный текст, смыслы которого педагог должен понять.

Амбивалентный подход (амби –двойственность, валента- сила) предполагает рассматривать любые педагогические факты и явления с учетом их двойственного характера (например: коллективизм и индивидуализм; свобада и ответственность; дифференциация и интеграция; воспитание и анти-воспитание, порядок и хаос, и пр.). Это позволяет лучше вникнуть в суть изучаемых явлений.

Парадигмальные подход (парадигма- пример, образец, модель)- ори ориентация педагога на тот или иной подход, направление, парадигму (тр традиционную, гуманитарную, гуманистическую, личностно-ори ент ориентированную и пр.), что определяет его деятельность, планирование и пр.

Системный подход предполагает рассматривать объект как систему в

совокупности и взаимообусловленности его структурных компонентов, их функций, взаимных связях и пр., когда изменение одного компонента ведёт к изменению других, и всей системы в целом. Применяется при построении и анализе систем воспитания и воспитательного процесса.

Целостный, комплексный подходы – близки по смыслу друг с другом и с системным подходом. Используется, когда речь идёт о целостном подходе к личности или к воспитательному процессу. Ориентирован на нахождение и использование целостных свойств объекта.

Синергетический подход- позволяет воспитание как самоорганизующийся процесс, протекающий неоднозначно, где присутствуют упорядоченность и хаос, предсказуемость и стихийность, целенаправленность и нелинейность и пр., но при этом подчиняющийся внутренним законам самоорганизации.

Средовый подход предполагает работу педагога с окружающей личность ребёнка средой. Под средой понимается всё, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. В среде выделяют а)ниши – природные, социальные, культурные (уголок природы, дружеская компания, творческая студия) – своеобразные пространства возможностей, позволяющие подростку удовлетворять свои потребности; и б) стихии - некие силы, увлекающие, а значит, и управляющие детьми: социальное движение, информационный поток, общественное настроение и пр. Изучая и проектируя стихии , а также, моделируя состав и содержание ниш , педагог может влиять в целом на среду и повышать эффективность воспитания.

Событийный подход – предполагает организацию эмоционально насыщенных, незабываемых дел-событий, которые становятся индивидуально и коллективно значимыми и привлекательными. Такие дела становятся вехами в жизни воспитанников, и понимаются как совместноё со-бытиё со значимыми другими (ровесниками, взрослыми).

Культурологический подход – предлагает понимать воспитание как составную часть культуры, воспитывать Человека Культуры, формировать ценностное отношение к культуре своего народа.

Всё многообразие подходов к воспитанию так или иначе укладывается

Современные подходы к воспитанию и их отличие от традиционных

Введение

В настоящее время, на рубеже двух столетий, мы говорим о существенных изменениях во взглядах и действиях людей, обусловленных вступлением человечества в эпоху выживания. Прежде всего это относится к такой важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, как воспитание детей. В кризисном обществе сегодняшнего дня протекает жизнь конкретных людей, работают школы, осуществляется процесс воспитания, но всем без исключения понятно, что воспитывать подрастающее поколение стало значительно сложнее. Дети и педагоги оказались в поле социального напряжения. Произошло расслоение детской среды, среди школьников усиливаются индивидуалистические настроения, растет интерес к деньгам и вещам, тяга к развлечениям и удовольствиям. Если раньше считалось неловким стремление к богатству, то теперь неприлично быть бедным. Причем щепетильность в средствах достижения цели – дурной тон. Получение образования также определяют деньги, найти место в жизни без связей почти невозможно. Деформируется прежняя система духовных и нравственных ориентиров, а новые – еще не выработаны.. Современная жизнь с социально-экономическими изменениями в обществе диктует свои требования изменения во всех сферах, в т. ч. в образовании и в воспитании детей и подростков. В последние годы многое делается для того, чтобы вернуть воспитанию его достойное место. Воспитание стало приоритетом государственной политики, наиболее значимой функцией образовательных учебных заведений. В России за последние 15 лет появилось более десятка концепций воспитания, создан теоретико-методологический фундамент воспитания, основой которого являются подходы, основания, позиции, разработанные в трудах таких ученых, как, и др.

В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системно-структурный, организационно-деятельный, отношенческий, личностно-ориентированный и др. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса становится личностно-ориентированное образование и воспитание – развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных способностей.

Традиционный (авторитарный) подход, его характеристика

Прежде чем, перейти к рассмотрению современного (личностно-ориентированного, гуманистического) подхода как основного, дадим характеристику традиционного (авторитарного).

Традиционно под воспитанием принято понимать: процесс передачи жизненного опыта старших поколений – младшим. Стремление поставить воспитание на службу государству и определенной идеологии, привело практически к забвению этой традиционной функции. Воспитание стали трактовать, как целенаправленное формирование личности с заданными свойствами нужной и полезной обществу. Под влиянием советской идеологии в педагогике прочно утвердились авторитарные методы воспитания. Школа воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу «ты должен», а не «ты можешь». Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались. Такое понимание воспитания подразумевает: субъект - объектное отношение учителя и ученика, при котором цели и средства воспитания остаются формирующими, внешними по отношению к личности воспитуемого и слабо затрагивают его внутреннюю духовную сущность. (учитель выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, ученик, соответственно – объектом воздействия). При этом нет взаимодействия, а есть однонаправленное воздействие. Формируя ученика, как объект – учитель формирует комплекс специальных правил и требований, добиваясь их беспрекословного выполнения, ориентируясь на ученика, как на объект, учитель не просчитывает последствия в своих действиях. Педагог реализует формальное общение, используя метод сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывание в ученике чувства страха, подавленности и пассивного послушания. Такое воспитание приводит к следующим негативным последствиям: ребята становятся либо излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, они не знают хорошо или плохо иметь собственные мысли, цели и интересы, отличающиеся от тех, которые разрешены в школе, то есть они теряют реальность своего психологического «Я». Либо полностью выходят из подчинения, бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, детерминантой поведения выступает только свое «я» и полностью отрицается социальное окружение. Но в любом случае нарушается гармоничное развитие личности, тормозится становление свободного, творческого мышления детей. Они формируются как исполнители, готовые в основном к репродуктивной деятельности. Такой подход называют «авторитарным». Данный подход базируется на явном признании за воспитателем (учителем), как более зрелым, опытным, знающим, подготовленным человеком, который сознательно ставит и решает важнейшую проблему образования других людей, принимая на себя ответственность за их решение, право определять цели их воспитания и обучения, а также пути, средства и способы достижения этих целей. Авторитарный педагог – мастер добиваться искреннего, сознательного, заинтересованного выполнения учащимся его безусловных и неукоснительных требований. Авторитарный педагог никогда не маскирует своих позиций, он прямо и открыто объясняет учащимся цель предстоящей деятельности, раскрывает его перспективу и значимость, сообщает о тех формах и способах, которые будут использоваться, а также обозначает предполагаемый результат, то есть какие качества и свойства личности должны быть сформированы. Такой подход связан чаще всего с насильственным характером воспитательных средств и методов, который противен ребенку, поскольку ему свойственна страсть к свободе. Жестко направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни. Такое противоречие часто порождает конфликты между воспитателем и воспитанниками. Истоки этого конфликта – в самой природе детства и юности., в основной «трагедии воспитания» , концепцию которой сформулировал … Хотя ребенок устремлен в будущее, у него есть актуальные сиюминутные потребности. Сила их такова, что может блокировать разумное воздействие взрослого, а если будут приняты запреты, то неминуемо возникают неудовольствие и конфликт. Ребенок – пленник своих актуальных потребностей. Забота взрослого заключается в том, чтобы безболезненно погасить всплеск этих потребностей. Трагедия воспитания в том, что ребенок, одержимый сегодняшней жизнью, не может понять доброго отношения к себе воспитателя. Он воспринимает их как посягательство на свою свободу, на свои сегодняшние удовольствия и радости. У детей есть своя жизнь и она им дороже всего, они не поступятся ею без сопротивления. В тоже время у воспитателя есть свои задачи, ценности, идеалы, которыми он не имеет права поступиться и как профессионал, и как самоопределившаяся личность. Если такая позиция принимается учителем, то она вынуждает его не пробуждать истины в душе ученика, а сообщать ему информацию, содержание которой ему предписано. Она, как правило, не имеет реального отношения к вопросам и проблемам, которые волнуют ученика. Учитель не обязан и не в состоянии прислушиваться к каждому ученику, их много на уроке, но они должны его слушать и слушаться. Эта система требует авторитарности и рассчитана на нее. При отсутствии подчинения учитель вынужден силовыми методами держать класс в руках. Одной из форм наказания служит отметка, которая превращается в самоцель учения, вытесняя познавательную мотивацию. Избыток отрицательных эмоций, повышенная тревожность, массовость школьных неврозов, все это порождение традиционной системы обучения и воспитания. Личность, которая формируется этой системой обучения и воспитания, зачастую прямо противоположна идеалам и требованиям, предъявляемых учителем (трудолюбие, честность, ответственность, принципиальность и т. п). Эта система не решает индивидуального подхода к ученику, и в тоже время она индивидуалистична: каждый ученик отвечает сам за себя, получает свои отметки, учащиеся сидят рядом, но не учатся вместе, не добывают знания, не решают проблемы совместными усилиями. Далее познакомимся с особенностями мунипулиативного подхода. Рассмотрим ученика в качестве объекта деятельности педагога в целом. Существенным отличием этой модели является то, что ученик не осмысливает и не ощущает на себе внешнего принуждения, у него складывается иллюзия самостоятельности в постановке и решении образовательных задач. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», то есть право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается, как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки ребенка в рамках его проблем. Педагог не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности педагог реализует понимание ребенка, принятие его одобрения, доверия, свой открытый личностный интерес к нему. Педагог-манипулятор должен быть способен совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком цели манипулятора, как своей. Таким образом, манипуляция предполагает использование таких механизмов межличностного общения, которые скрыто влияют на формирование у воспитуемого мотивов поведения, соответствующих целям педагога. Манипуляция, учитывающая особенности воспитуемого, как субъекта взаимодействия (его потребности, способности, характер, интересы. жизненный опыт), сказывается не прямым, а косвенным (скрытым) воздействием на него манипулятора (воспитателя), называется манипулиативной педагогикой. Она по сравнению с педагогикой авторитета создает значительно более благоприятные условия для реализации активности ребенка, его самостоятельности, индивидуализации и повышения эффективности его воспитания. Однако, такая педагогика, будучи «хорошо направленной свободы» в скрытой форме сохраняет за воспитателем функцию руководителя и организатора педагогического процесса, который исходя из государственных и общественных постановлений, из своих представлений о том, каким должен стать ребенок, определяет более или менее детализированные цели воспитания, пути, средства их достижения. Мунипулиативный подход не обеспечивает превращение воспитанника в полноправного партнера воспитателя, а их взаимоотношения в подлинно субъектно – субъектные.

Современный гуманистический подход

Современный гуманистический подход пронизывает идеи педагогики: сотрудничества, демократизма, равноправие учителя и ученика. С позиции гуманистической педагогики – воспитание определяется, как деятельность по развитию духовного мира личности, направленное на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации (стимуляции). Приведенное определение «воспитание» свидетельствует об отходе педагогики и воспитательной практики от традиционного определения воспитания, как формирование личности с заданными свойствами, и знаменует их поворот к обоснованию такого воспитательного процесса, который способен обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность, и, опираясь на их способности, на их самовоспитание, помочь каждому ребенку в решении его жизненно важных проблем. Такой подход называется личностно-ориентированным . Основная мысль этого подхода – признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, который строится на основе субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Исходя из этого определяются содержание учебного процесса и главное – стиль взаимоотношения учителя и ученика. Ученик признается равноправным с учителем партнерам учебной деятельности . Здесь учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает оптимальные условия для саморазвития ученика.. Особо подчеркивается в этом подходе, что личностно-ориентированное воспитание – самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип воспитания, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение, то есть воспитание - процесс, запускающий механизмы личностного развития воспитанников. Такое понимание воспитания становится возможным, если воспитатель владеет приемами тонкого, деликатного, личностного взаимодействия, использует методы психологической и педагогической поддержки ребенка, развивает в себе способность ценностно-смысловой интерпретации его поступков, поведения, целостной жизнедеятельности. Специалисты подчеркивают, что сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «прогибание» под нормой. Поэтому основными методами личностно-ориентированного воспитания являются: изучение, понимание, диалог, сотрудничество, педагогическая поддержка. Изучение ребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Общение строится на взаимном доверии, а в идеале на взаимной любви. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду. Он фиксирует динамику развития каждого ребенка, наблюдает за детским творчеством, их проявлением в разнообразной деятельности. Понимание предполагает деликатное, ненавязчивое проникновение в его (ученика) внутренний мир, определение проблем с которыми он сталкивается в своей жизни. Диалог – является базовым методом воспитания. Он трактуется, как встреча «Я и Ты» и основан на взаимопонимании ученика и учителя. Педагог в данном процессе занимает позицию собеседника и участника. Мнение учителя личностно значимо, его оценки могут обсуждаться, оспариваться, так, что в итоге побеждает истина, и задача учителя не в том, чтобы победило его мнение, а в том, чтобы в самом человеке рождалась истина. Помощь педагога ребенку направлена на определение целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей. Педагог оказывает поддержку ученику в познании самого себя, помогает уловить свою уникальность и неповторимость. Педагогическое сотрудничество основывается на отношениях детей со взрослыми, когда два человека выполняют общую работу. Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому, что в основе воспитания - не управление, а общение.

Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя. Если раньше, в массовой практике он был организатором воспитательных мероприятий, сценаристом, режиссером, распределителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности хотя и остается, но учитель должен выполнять в ней другую роль – он организует внутреннюю жизнь класса, школы, вызывая внутреннее рождение, внутреннего воспитания пространства, как жизненную философию детей. Изменяется и смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований, как основы авторитарного управления, нужно переходить к воспитанию самоорганизации, способствовать саморазвитию ребенка. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких бы сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся.

«Школа - в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В Европе, Америке, Японии существует множество разнообразных теорий и подходов к воспитанию.

Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название - гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А, Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, К. Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций/анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.