Что перечисленного является видом административной ответственности. Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения.

Статья 2.4 КоАП РФ

(извлечение)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Сидах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в применении государственными органами и их должностными лицами мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности .

  • 1. Устанавливать административную ответственность могут органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.
  • 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административноправовых актов.
  • 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) установленные правила обязательны для всех граждан, их несоблюдение влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать: это федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Органами, применяющими административную ответственность, являются административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости.

КоАП РФ содержит общие правила наложения наказаний за административные правонарушения. Наказания налагаются с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность.

Статья 4.1 КоАП РФ

  • 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  • 2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность...

Наказание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

С учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в числе разнообразных мер воздействия установлена индивидуальная профилактическая работа.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Существуют особенности административной ответственности некоторых субъектов: военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Виновным в совершении административного проступка может быть признано и юридическое лицо.

    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

    СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который заключается в применении компетентными органами и должностными лицами, судьями административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения в соответствии с КОАП РФ и законами субъектов РФ.

Признаки административной ответственности:

    Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

    К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

    Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

    Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

    Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

Все нормы, регулирующие административную ответственность содержаться в КоАП РФ и законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

В Челябинской области действует Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административное правонарушение – это виновное противоправное действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки:

    Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

    Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

    Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

    Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

    Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

    Наличие субъекта правонарушения - физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения – это юридическая модель, логическая конструкция реального административного правонарушения

Состав правонарушения включает четыре элемента:

    Объект административного правонарушения;

    Объективная сторона административного правонарушения;

    Субъект административного правонарушения;

    Субъективная сторона административного правонарушения.

    Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объекты подразделяются на три группы:

    Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

    Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

    Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

      Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

Объективная сторона отвечает на вопрос: Как и каким образом совершенно правонарушение?

К факультативным признакам объективной стороны относятся:

    Место совершения правонарушения;

    Время совершения правонарушения;

    Предмет совершения правонарушения;

    Способ совершения правонарушения.

В материальных составах правонарушения объективная сторона включает 3 элемента:

  1. Общественно вредный результат деяния;

    Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

    Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

Достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

Вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

Ч. 2 ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

На момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

Дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

В качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время - Федеральный закон от 30.12.2012 N 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

У юридических лиц ответственность за правонарушение возможна с момента государственной регистрации юридического лица.

Ч. третья ст.2.1 КоАП РФ предусматривает возможностьпривлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы. В соответствии сч. 3 ст. 2.1КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силуч. 3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

    Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

Её центром является вина в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

Умысел означает осознание противоправного характера своего действия или бездействия, предвидение его вредных последствий и желание их наступления либо сознательное их допущение, либо безразличное к ним отношение.

Когда лицо желает наступления последствий умысел называется прямым, а когда относится к ним безразлично или допускает их, то умысел называется косвенным.

В статьях КоАП РФ прямо указывается на ряд составов административных правонарушений, наказуемость которых наступает лишь при наличии умышленной вины (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17КоАП РФ; умышленное невыполнение требований прокурора -ст. 17.7КоАП РФ; умышленное повреждение или срыв печати -ст. 19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверения личности гражданина -ст. 19.16КоАП РФ, умышленная порча или уничтожение военного билета -ст. 21.7КоАП РФ и др.).

О совершении правонарушения умышленно свидетельствуют такие слова диспозиций статей Особенной частиКоАП РФ, как "сокрытие", "уклонение", "отказ", "принуждение", "изготовление", "распространение", "сбыт", "воспрепятствование", "подкуп", "заведомо ложное", "неповиновение". Однако в большинстве случаев вывод о субъективной стороне состава административного правонарушения можно сделать лишь на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статьеОсобенной частиКоАП РФ.

Неосторожность – это предвидение возможности наступления вредных

последствий, но легкомысленный расчет на их предотвращение или не предвидение возможности наступления последствий, хотя лицо должно было и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины: легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Для выяснения, должно ли было лицо предвидеть вредные последствия своего действия или бездействия, необходимо установить объективные условия, в которых оно находилось. Обязанность предвидения вредных последствий может быть обусловлена характером выполняемых лицом служебных обязанностей и требованиями правил общежития, как, например, при уничтожении или повреждении леса в результате небрежного обращения с огнем.

От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда – «случаем» - иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.

Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение. Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться. Появление самостоятельного конкурентного бизнеса повлекло за собой увеличение количества правонарушений, недостаточных для уголовного обоснования.

Обозначение основных терминов

Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение. Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями. Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

Характеристика административной ответственности

С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей. Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний. Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.


Отличительные особенности

Административное право - это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности. Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния. Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.

Санкции, которые влечет за собой правонарушение, называются административными наказаниями. Накладываться взыскания могут широким кругом представителей исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления. При этом должностные лица не могут накладывать взыскания на своих подчиненных. Административное нарушение не влечет за собой судимости и не может быть причиной лишения рабочего места. Наказание длится строго установленный отрезок времени. Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.

Основания для привлечения по КоАП

Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют. Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ. Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.

Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления. Это определение отражает общие признаки, объединяющие все правонарушения. Таковыми являются: виновность, наказуемость, противоправность и общественная опасность. Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.

Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности. Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах. При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.

При определении степени нарушения также учитываются обстоятельства, отягчающие или смягчающие меру наказания. К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.

Также основанием административной ответственности является такой проступок, который может быть квалифицирован и как административное, и как дисциплинарное правонарушение. К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок. В то же время это деяние, которое подпадает под юрисдикцию надзорного органа, охраняющего трудовое законодательство, квалифицируется как административное правонарушение, за который может быть назначен штраф.

Главные пять признаков

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Различия между проступками и преступлениями

Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений. Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления. Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера. Последние подразумевают нарушение трудовой или военной дисциплины, несоблюдение обязательств перед конкретным коллективом. И еще один нюанс: если они и описаны в правовых нормах, то лишь в общих чертах.

В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся. Есть определенный вид нарушений, которые попадают под действие обеих юрисдикций: и дисциплинарной, и административной. В качестве примера можно назвать распитие алкогольных напитков на рабочем месте. Признанный виновным несет два вида ответственности.

Возможности освобождения

Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным. Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения. Не привлекаются к ответственности лица, не достигшие соответствующего возраста для взыскания, и те, кто признан невменяемым на момент совершения противоправного поступка.

Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты - индивидуально неопределенный круг виновных лиц.

Случается и так, что закон, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, перестает действовать. Тогда и взыскание также отменяется. Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято. Однако стоит отметить, что в последний раз КоАП подвергался таким отменам в 1984 году, когда утратили силу сразу четыре статьи Кодекса.

Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности. При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат. Если суд обнаружит, что срок административной ответственности был пропущен, он может либо отказать в удовлетворении иска о привлечении к взысканию, либо признать такое требование незаконным.

Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды. К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.

Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.


Порядок привлечения к ответственности

Российское законодательство предусматривает четкий порядок привлечения к административной ответственности нарушителей. Наказания назначаются в рамках, законодательно установленных. К ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. При вынесении санкций устанавливается характер нарушения.

Немаловажным в производстве является определение личности подозреваемого, его имущественного положения, а также выявление обстоятельств, которые могут смягчить вину. Стоит отметить, что в качестве смягчающих могут быть признаны и обстоятельства, не входящие в перечень Кодекса. Однако для этого должны быть предъявлены исчерпывающие доказательства. Если же представленные аргументы не были приняты в расчет при вынесении постановления о наказании, виновный может обжаловать этот документ в законном порядке.

Возможности обжалования

Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц. Обжаловать документ могут непосредственно те, в отношении которых ведется разбирательство, или их представители и защитники, а также потерпевшая сторона или её представители. Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.

Если постановление было вынесено в суде, тогда иск об его отмене должен быть подан в вышестоящую судебную инстанцию. При вынесении решения коллегиальным органом, обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения этого органа. Если решение было вынесено уполномоченным должностным лицом, документ подлежит обжалованию в вышестоящем органе или в районном суде по месту рассмотрения дела. Постановления о привлечении к ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обжалуются только в арбитражных судах.


Виды административного наказания

Следствием совершения какого-либо правонарушения становится привлечение к административной ответственности. КоАП предусматривает разные способы взыскания за содеянное. Самое безобидное – предупреждение. Это официальный документ, в котором отражена негативная оценка государством поведения виновного. Также это своеобразное предостережение от подобных действий в дальнейшем. Как правило, предупреждение выносят тем, кто совершил противоправный поступок впервые.

Наиболее распространенное наказание – штраф. Согласно КоАП, минимальным его размером является единоразовая выплата суммы, которая не может быть меньше одной десятой части минимальной зарплаты (МРОТ), а максимальный – не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ для должностных лиц, не более тысячи МРОТ – для юридических лиц.

Также наказанием выступает изъятие или конфискация орудия или предмета правонарушения. Эти виды меры пресечения назначаются судьей. Вследствие нарушения закона нарушитель может быть приговорен к лишению специального права на определенное время. Что имеется в виду? Под таким видом права подразумеваются, к примеру, водительские права, право на охоту, право занимать определенные должности и прочие.

Самым серьезным наказанием является административный арест. Данная санкция предполагает изоляцию нарушителя от общества на короткий срок. Максимальное время нахождения под арестом – 15 суток. Если нарушаются предписания режима чрезвычайного положения или проведения контртеррористической операции, пребывание в изоляторе составит месяц. Данное наказание применяется только в том случае, если основание административной ответственности по своему смыслу граничит с преступлением. При этом аресту не подлежат беременные, женщины, чьим детям нет 14 лет, несовершеннолетние, а также инвалиды первой и второй группы.

К нарушителям без гражданства или иностранцам также могут быть применены меры административного выдворения из страны. Нарушители принудительно и под бдительным контролем соответствующих органов покидают пределы Российской Федерации.

Также граждане могут быть подвергнуты дисквалификации или приостановлению профессиональной деятельности. Первое распространяется на топ-менеджеров, ипэшников и арбитражных управляющих. Предполагается, что на срок от полугода до трех лет указанным лицам запрещается занимать определенные управленческие должности или вести предпринимательскую деятельность.

Приостановление деятельности – это относительно новое наказание, которое было введено в российский КоАП в 2005 году. Санкция применяется, если есть угроза жизни или здоровью людей, опасность эпидемии и прочее, а также если оказывается противодействие в области отмывания доходов и финансирования терроризма.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на определенных принципах. Достижение ее целей может быть осуществлено лишь при условии строгого соблюдения принципов ответственности. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответственности. Под принципами административной ответственности понимаются установленные и закрепленные в КоАП определенные требования, правила, которые находятся в основе административной ответственности. Принципы -- это признанные и доказанные истины. Они отражают основные особенности, закономерности и требования административной ответственности, ее объективную сущность .

Принципы административной ответственности являются правовыми, так как закреплены в нормах права, а следовательно, имеют обязательный к исполнению характер при привлечении виновных лиц к ответственности.

В КоАП 2003г. принципы административной ответственности впервые получили компактное закрепление в статье 4.2. Подобным образом решен этот вопрос и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее УК). В КоАП Российской Федерации рассматриваемые принципы четко не обозначены. В статьях 1.4-1.6 КоАП РФ установлены три принципа законодательства об административных правонарушениях. Ими являются: равенство перед законом, презумпция невиновности и обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Их вполне можно положить в основу и административной ответственности.

КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам административной ответственности относит:

1) законность;

равенство перед законом;

неотвратимость ответственности;

виновная ответственность;

справедливость;

гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы:

личная ответственность;

целесообразность ответственности;

гласность;

оперативность ответственности. .

Названные принципы имеют непосредственное отношение, как к законодателю, так и к правоприменителям. Законодатель должен руководствоваться ими при формулировании и установлении правил административной ответственности. Такие правила не могут противоречить этим принципам.

Правоприменитель во всех конкретных случаях обязан не только не нарушать указанные принципы, но и руководствоваться ими в разрешении дела об административном правонарушении.

Принцип законности -- всеобъемлющий и важнейший принцип как в целом административного права, административно-деликтного права, так и административной ответственности. Сущность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении норм административно-деликтного права. Во-первых, административная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее допустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотренных санкцией соответствующей нарушенной административно-деликтной нормы. Выход за пределы, предусмотренные санкцией, недопустим; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, установленные для привлечения к административной ответственности; в-пятых, необходимым является соблюдение других принципов ответственности; в-шестых, требуется соблюдение условий административной ответственности; в-седьмых, должны быть полностью учтены правила наложения административного взыскания.

Принцип равенства перед законом развивает положения статьи 22 Конституции Республики Беларусь и означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, также равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Подобному равенству перед законом не противоречит то, что при наложении административного взыскания следует учитывать обстоятельства, характеризующие как совершенное правонарушение, так и личность лица, совершившего это правонарушение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ч. 2 ст. 7.1, ст.ст. 7.2, 7.3 КоАП). При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается, кроме того, его финансово-экономическое положение.

Не в полной мере подпадают под принцип равенства перед законом лица, совершившие административные правонарушения в возрасте от 14 до 18 лет, военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военнообязанные во время прохождения сборов, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также лица, пользующиеся иммунитетом от административной ответственности, поскольку у них иной статус по сравнению с остальными субъектами административной ответственности.

Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что:

ни одно правонарушение не останется без определенной реакции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным;

по результатам правонарушения могут быть приняты предусмотренные санкции.

Принцип неотвратимости ответственности присутствует не только тогда, когда правонарушитель наказан и наказание исполнено, как полагает Д.А. Гавриленко, но и при применении к нему иных мер воздействия, например, в связи с освобождением от ответственности .

Реализация этого принципа в немалой мере зависит от налаженности работы правообеспечительных органов, от подготовленности, компетентности и добросовестности их работников, наделенных полномочиями по борьбе с административными правонарушениями. Непринятие соответствующих мер в связи с совершением административного правонарушения, безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых правонарушений, но и отрицательно воздействует на других лиц. Поэтому одной из важных задач названных органов, их работников является выявление нарушений, проявление при этом беспристрастности и осуществление вследствие этого иных действий, предписанных нормами права. Отсутствие надлежащего контроля или создание его видимости может приносить только вред государственным и общественным интересам так же, как и бездействие правообеспечительных органов, их работников, проявляющих попустительство совершению административных правонарушений.

Принцип виновной ответственности -- это принцип субъективного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения. На это особо обращается внимание в части 5 статьи 4.2. В ней записано, что привлечение к административной ответственности физического лица возможно в том случае, если оно признано виновным в совершении административного правонарушения, а юридического лица -- если вина его по отношению к совершенному правонарушению установлена. Признак вины указывается в ряде диспозиций статей Особенной части КоАП. Он находит выражение в понятиях административного правонарушения и таких институтах, как покушение, соучастие. Мнение В. Круглова и М. Телятицкой о том, что юридическое лицо может быть привлечено к ответственности без своей вины в совершенном правонарушении, а лишь за виновное правонарушение конкретных физических лиц, работающих в данной организации, противоречит рассматриваемому принципу и части 5 статьи 4.2 КоАП .

Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без всякой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответствии с установленными правилами, неотступности от них. Он наиболее очевидно выражен в статье 7.1 КоАП. В ней установлено, что административное взыскание следует налагать не только в пределах, установленных нормой права, но и с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения и личности физического лица, совершившего административное правонарушение, степени вины, характера и размера причиненного вреда, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность .

Гуманизм ответственности проявляется в самих мерах ответственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмерными характеру административного правонарушения и возможностям правонарушителя претерпеть их. Этот принцип предоставляет возможность смягчить или даже отказаться от применения меры ответственности, если ее цели могут быть достигнуты иным путем, с помощью иных средств. Он заложен в статьях 4.6, 4.7, 6.2, 6.6-6.8, 7.1, 7.2, главе 8 КоАП. По части 6 статьи 6.5 предоставлена возможность налагать штраф в размере нижнего предела, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, но не ниже 0,5 базовой величины, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном ПИКоАП.

Принцип индивидуальной ответственности предполагает ответственность конкретного лица лишь за совершенное им конкретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Например, в совершении одного правонарушения могут участвовать несколько лиц в качестве исполнителей, организаторов, пособников (соучастие), при этом ответственность наступает для каждого в отдельности, т.е. ответственность индивидуальная (ст. 2.4 КоАП).

Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. При этом следует подчеркнуть, что наложение взыскания не преследует унижения человеческого достоинства физического лица или причинения ему физических страданий, причинения вреда деловой репутации. Если цели административной ответственности могут быть достигнуты иным путем, с помощью иных средств, способов, или имеются основания для признания правонарушения малозначительным, то с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя административное взыскание можно не налагать и освободить от административной ответственности, ограничившись иными мерами воздействия (гл. 8 КоАП). В таком случае принцип целесообразности переходит в принцип гуманности.

Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Этот принцип получил закрепление в ряде статей КоАП. Разрешается привлечение к ответственности в виде предупреждения и штрафа на месте совершения правонарушения. Подобного нет в сфере уголовной и дисциплинарной ответственности.

Оперативность при соблюдении других принципов в наибольшей мере способствует достижению ее целей. Этот принцип нашел закрепление в статье 7.6 КоАП и в ряде статей ПИКоАП, в частности, в статьях 10.3, 11.2, 12.3, 12.5, 12.9, 13.5.

Гласность ответственности -- один из важнейших ее принципов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, осуществлении уполномоченными органами и лицами действий по привлечению лиц к административной ответственности открыто, доступно для общественного восприятия и ознакомления, как полагают многие ученые. В этом проявляется гласность не столько ответственности, сколько административного процесса. Не может быть сомнений в том, что подобное положительно влияет на достижение целей и административной ответственности. Между тем, гласность административной ответственности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, периодической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов и даже отдельного сельского населенного пункта о количестве и видах совершенных административных правонарушений и мерах воздействия, которые применены к виновным, информация может быть ежедневной, еженедельной, ежемесячной и годовой. Все это имеет место и достигает положительных результатов. Вместе с тем, можно было бы достичь гораздо большего, если бы в подобной гласности была система и постоянство.

Таким образом, подводя итоги первой главе проекта, отметим следующее.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему.

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. 2. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение.

Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения.

Административная ответственность основывается на определенных принципах. Достижение ее целей может быть осуществлено лишь при условии строгого соблюдения принципов ответственности. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответственности. Под принципами административной ответственности понимаются установленные и закрепленные в КоАП определенные требования, правила, которые находятся в основе административной ответственности. Принципы -- это признанные и доказанные истины. Они отражают основные особенности, закономерности и требования административной ответственности, ее объективную сущность. Принципы административной ответственности являются правовыми, так как закреплены в нормах права, а следовательно, имеют обязательный к исполнению характер при привлечении виновных лиц к ответственности.

Например частью 3 статьи 4.6 предоставляется право налагать административное взыскание на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП. Правильным было бы подобное положение распространить на всех субъектов ответственности с учетом положений частей 2 и 3 статьи 7.1 КоАП. Принцип индивидуальной ответственности присущ в первую очередь ответственности физических лиц и не сообразуется с ответственностью юридических лиц как коллективных субъектов. Поэтому он не получил закрепления в статье 4.2, а отражается в статьях, в которых речь идет об ответственности физических лиц (ст.ст. 2.4, 4.1, 4.6, 4.7, 7.4 и соответствующих статей Особенной части КоАП). Следовательно, принцип индивидуальной ответственности существует, но применение его ограничено лишь ответственностью физических лиц. Гласность административной ответственности выражается и в информированности населения об административно-деликтных нормах, и в доступности их восприятия.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

Основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления - в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

Административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

Административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

Административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

Основание - административное правонарушение;

Мера - административное наказание.

Предыдущая