Что является аспектами стандартизации в техническом описании. Экономический, социальный и технический аспекты стандартизации. Приоритетность разработки стандартов. Ситуация в России

В связи с последними изменениями федерального законодательства о техническом регулировании, связанными с активизацией процесса вступления России в ВТО, возникает много вопросов о том, что будет с отечественным рынком охранной сигнализации, не захлестнет ли его волна дешевых некачественных датчиков, выпущенных неизвестными производителями по непонятным стандартам. Действует ли система стандартизации и оценки соответствия этого вида продукции? Сможем ли мы защитить потребителей от некачественного ширпотреба, и какая нормативная база для этого существует?

Прежде чем дать ответы на эти и другие вопросы, напомним, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О техническом регулировании» и п. 5.4.11 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 функции национального органа по стандартизации в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (с июня этого года Росстандарт), в соответствии с приказом которого от 30 декабря 2005 г. № 1927 на базе ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России на постоянной основе функционирует Технический комитет по стандартизации «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» (ТК 234), специалисты которого в рамках своей компетенции участвуют в разработке и экспертизе технических регламентов и документов в области стандартизации как национального, так и международного уровня.

Почему из всей номенклатуры технических средств охранной сигнализации (ТСОС) наибольшее внимание уделяется вопросам стандартизации средств обнаружения?

Технические средства обнаружения незаконного проникновения (в помещение, в хранилище ценностей, на закрытую территорию), то есть охранные извещатели, являются важнейшей составляющей системы безопасности любого объекта, создаваемой с целью обеспечения противокриминальной защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

От качества этих извещателей во многом зависит надежность работы всей системы безопасности объекта и находящихся там людей. Ведь именно извещатели должны обнаружить того самого нарушителя или террориста, который собирается проникнуть на объект с целью совершения кражи, нападения, ограбления или теракта. Современные

извещатели должны еще уметь отличать этого нарушителя от любых помех естественного, техногенного или антропогенного характера, а также от домашних животных (если их присутствие допустимо), а также уметь защитить самих себя от несанкционированного вмешательства и маскирования с целью саботажа.

Кроме выполнения своих прямых функциональных «обязанностей» охранные извещатели должны быть полностью совместимы с остальными компонентами системы безопасности объекта и сами по себе быть безопасными для окружающих.

Поэтому требования к охранным извещателям должны быть в обязательном порядке стандартизованы, более того - установлены на законодательном уровне и обеспечиваться соответствующими нормативными документами в области стандартизации, поскольку от этих средств обнаружения, от их качества напрямую зависит безопасность людей и их имущества.

Аббревиатура ГОСТ (государственный стандарт) досталась нам в наследство от советской системы стандартизации. А до этого времени в России были стандарты?

Прежде всего следует понимать, что стандартизация - это очень широкое понятие. Подчас мы даже не задумываемся, что живем по стандарту. Достаточно взглянуть на часы. Они - все стандартные. И весы тоже, и линейки, и обувь, и одежда, и напряжение в розетке... Бывает, конечно, что вилка и розетка не совпадают, но это издержки так называемой «гармонизации» национальных стандартов с международными на пути вступления в ВТО. Со временем все встанет на свои места.

А вообще, стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Хотя наиболее активное развитие методов стандартизации возникло в эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами.

Началом международной стандартизации обычно считают принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые же упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Позднее Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные комиссии, которые осуществляли проверку качества экспортируемого Россией сырья. Можно сказать, что это были первые попытки государственной стандартизации, международной гармонизации и оценки соответствия продукции.

Тем не менее началом развития государственной стандартизации в России принято считать подписанный в 1918 году декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов».

- В современной России стандартизация - это функция государства или других субъектов права?

В соответствии с 71 -й статьей Конституции РФ стандарты относятся к вопросам ведения Российской Федерации.

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались законом РФ «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер, и несоблюдение их требований преследовалось по закону. В то время документы по стандартизации должны были соответствовать требованиям законодательства РФ.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший цели и принципы стандартизации, состав участников работ, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. Понятия «государственный стандарт» в России больше нет, хотя аббревиатура ГОСТ осталась (с добавкой «Р»).

Историю принятия этого закона и предпосылки его появления обычно рассматривают в двух аспектах. Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Внешний аспект - вступление России в ВТО и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашения по техническим барьерам в торговле - одно из 18 международных соглашений, приложенных к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле и составляющих основу ВТО). В качестве основных барьеров в Соглашении указаны расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. Поэтому Соглашением предусмотрены следующие основные меры:

  • - стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты - обязательный;
  • - национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным;
  • - в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.

11 января 2010 года вступили в силу очередные изменения в закон «О техническом регулировании», в результате которых:

  • был расширен круг документов, которыми может быть принят технический регламент. Помимо международного договора или межправительственного соглашения, федерального закона, Указа Президента РФ, постановления Правительства РФ технический регламент может быть утвержден нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (то есть Министерством промышленности и торговли РФ);
  • изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативно-правовым актом этого органа;
  • установлено, что все документы в области стандартизации, используемые в России, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
  • расширены полномочия Правительства РФ по формированию нормативной базы технического регулирования. Установлено, что до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с ней процессов Правительством РФ в их отношении могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) или в документах Европейского союза. В этом случае за заявителем признается право выбора режима технического регулирования;
  • перечень документов в области стандартизации дополнен международными стандартами, региональными стандартами и сводами правил, стандартами и сводами правил иностранных государств, зарегистрированными в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а также заверенными переводами на русский язык этих стандартов и сводов правил, принятыми на учет национальным органом РФ по стандартизации;
  • определены правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Для этих целей теперь наряду с национальными стандартами стало возможным использование международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде, а также заверенных переводов на русский язык указанных стандартов и сводов правил, принятых на соответствующий учет.

Какие международные стандарты есть в области средств обнаружения, разрабатываются ли новые и соответствует ли их качество современному уровню развития охранной техники?

Говорят, история повторяется дважды...

Внедрение в нашу жизнь международных стандартов в области ТСОС (серии МЭК 60839) мы уже проходили около 20 лет назад. Тогда несколько стандартов МЭК, модернизированных (доработанных нашими специалистами примерно наполовину), получили в России статус государственных.

В этом году мы вновь столкнулись с необходимостью проведения целого ряда экспертиз проектов международных стандартов (серии МЭК 62642) на различные виды технических средств охранной сигнализации, предлагаемых для распространения на территории Российской Федерации. Большая часть представленных на экспертизу документов относилась к средствам обнаружения проникновения (изве-щателям систем охранной сигнализации).

К сожалению, те проекты, с которыми мы успели ознакомиться, оказались очень сырыми и местами даже технически неграмотными. Они получили отрицательное заключение с большим количеством замечаний и были возвращены для работы над ошибками.

Получается, Альберт Эйнштейн был прав, говоря о том, что «международные законы существуют только в сборниках международных законов»?

Жизнь покажет. Некоторые международные стандарты действительно используются отечественными производителями средств обнаружения, например, стандарты менеджмента качества серии ISO 9000, основные из которых (принятые в России): ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования», ГОСТ Р ИСО 90042001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Однако здесь важно понимать, что соответствие только лишь этим стандартам не гарантирует высокого качества продукции. Соответствие данным рекомендациям, говорит скорее о желании предприятия поддерживать порядок на производстве, обеспечивать стабильность выпуска продукции и улучшать результативность своей работы, а также о некотором уровне надежности предприятия как поставщика.

- Кто в настоящее время занимается разработкой международных стандартов в области охранной сигнализации?

Основной международной организацией, занимающейся вопросами стандартизации средств охранной сигнализации, является International Electrotechnical Commission (IEC) - Международная Электротехническая Комиссия (МЭК), в составе которой действует Технический комитет «Alarm and electronic security systems» - «Системы безопасности и тревожной сигнализации» (ТК 79).

Вопросами, связанными со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования, электрических, акустических и других измерений, тестированием и безопасностью электротехнического и электронного оборудования, занимается International Organization for Standardization (ISO) — международная организация стандартизации (ИСО).

Не стоит также забывать и о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ. Существует также Соглашение правительств государств - членов ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер».

При этом следует иметь в виду, что какие-либо международные и межгосударственные стандарты не имеют априори статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Окончательное решение об их применении принимает национальный орган по стандартизации (в РФ - Росстандарт).

Применение в России международных и региональных стандартов, документов ЕЭК ООН, МГС СНГ, ЕврАзЭС, других международных и региональных организаций, а также национальных стандартов других стран возможно при условии их утверждения в установленном порядке в качестве национального стандарта, представляющего собой аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт, ЮТ) или такой же текст, но с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (модифицированный стандарт, MOD).

- Должны ли документы в области стандартизации соответствовать федеральному законодательству?

Дело в том, что закон «О техническом регулировании» не требует, чтобы технические регламенты и документы в области стандартизации соответствовали федеральному законодательству. Достаточно, чтобы технические регламенты соответствовали «интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и научно-технического развития, международным нормам и правилам» (отечественным - не обязательно), а стандарты - не противоречили требованиям соответствующих регламентов.

К сожалению, как показывает практика, это может привести не только к противоречию требований, но и к элементарной путанице в терминологии.

Простой пример. В недавно принятых технических регламентах о безопасности различных видов оборудования и стандартах можно встретить такие термины, как «товарный знак или торговая марка изготовителя», что не согласуется с требованиями к информации об изготовителе и товарах, изложенными в Законе РФ «О защите прав потребителей», и средствам индивидуализации, приведенным в четвертой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года.

Изготовитель (поставщик) продукции, работающий в России, должен иметь официально зарегистрированное «фирменное наименование» (ст. 1473 ГК РФ) и может (при желании) иметь «коммерческое обозначение» своей организации (ст. 1538 ГК РФ). При этом официально зарегистрированный «товарный знак» (ст. 1477 ГК РФ) служит для индивидуализации товаров (одного или группы). И совсем не обязательно, что он принадлежит изготовителю. К примеру, целый ряд товарных знаков на средства обнаружения принадлежит ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России (разработчику этих средств) и используется различными производителями по договору (ст. 1489 ГК РФ), в соответствии с которым изготовитель обязуется обеспечить надлежащее качество изделий, маркируемых товарным знаком, а НИЦ «Охрана» осуществляет контроль соблюдения этого условия. Термин «торговая марка» не определен гражданским законодательством РФ как средство индивидуализации, поэтому его вовсе не следует применять в нормативных правовых документах, в том числе в области технического регулирования и стандартизации.

Каким стандартам должны соответствовать технические средства обнаружения и планируется ли разработка новых стандартов в этой области?

Среди всей номенклатуры оборудования систем охранной сигнализации средства обнаружения (охранные извещатели) отличаются наибольшим разнообразием видов, число которых постоянно увеличивается. Многие из них уже стандартизованы, другим это процесс предстоит в ближайшее время. Для этого существует программа разработки национальных стандартов, ежегодно разрабатываемая и утверждаемая национальным органом по стандартизации Российской Федерации.

Рассмотрим основные из них.

Классификация, общие технические требования и методы испытаний ТСОС, в том числе и средств обнаружения проникновения (охранных извещателей) приведены в ГОСТ Р 52435-2005 «Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний».

Требования устойчивости ТСОС к воздействию внешних электромагнитных помех, нормы индустриальных помех, создаваемых при работе ТСОС и соответствующие им методы испытаний установлены в ГОСТ Р 50009-2000 «Совместимость технических средств охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации электромагнитная. Требования, нормы и методы испытаний на помехоустойчивость и индустриальные радиопомехи».

Кроме этого радиоволновые и ультразвуковые доплеровс-кие извещатели, обладающие, как известно, активным излучением энергии, должны соответствовать требованиям электромагнитной совместимости по ГОСТ Р 51317.3.2-2006 и ГОСТ Р 51317.3.3-2008.Общая терминология на ТСОС определена ГОСТ Р 52435-2005 и ГОСТ Р 52551-2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения».

Общие требования безопасности ТСОС приведены в ГОСТ Р МЭК 60065-2005 «Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности».

Кроме того, в стандартах на конкретные виды извещателей нами устанавливаются дополнительные требования безопасности и защиты человека от возможных поражений, в том числе требования к материалам и комплектующим изделиям, которые должны соответствовать требованиям безопасности (ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»), иметь срок служб (годности), превышающий установленный средний срок службы извещателей, соответствовать условиям эксплуатации извещателей и иметь документы, подтверждающих качество, срок службы (годности) и безопасность (сертификаты соответствия, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации, в зависимости от вида продукции).

Единые реестры сертификатов соответствия и деклараций о соответствии размещены на официальном сайте Росстандарта, а реестры санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств о государственной регистрации - на официальном сайте Роспотребнадзора.

К действующим в Российской Федерации стандартам на конкретные виды извещателей относятся:

  • ГОСТ Р 50658-94 (ультразвуковые доплеровские для блокировки закрытых помещений);
  • ГОСТ Р 50659-94 (радиоволновые доплеровские для блокировки закрытых помещений);
  • ГОСТ Р 50777-95 (пассивные оптико-электронные инфракрасные для блокировки закрытых помещений и открытых площадок)
  • ГОСТ Р 51186-98 (звуковые пассивные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях);
  • ГОСТ Р 52650-2006 (комбинированные радиоволновые с пассивными инфракрасными для блокировки закрытых помещений);
  • ГОСТ Р 52933-2008 (поверхностные емкостные для помещений)
  • ГОСТ Р 53702-2009 (вибрационные для блокировки строительных конструкций и сейфов в помещениях);
  • ГОСТ Р 52651-2006 (линейные радиоволновые для периметров).

В настоящее время в разработке находится национальный стандарт на извещатели охранные точечные магнито-контактные, в котором будут установлены общие технические требования к таким извещателя и методы контроля выполнения этих требований, обеспечивающие конкурентоспособность, необходимый уровень качества, надежности и безопасности данной продукции, взаимозаменяемость составных частей, техническую и информационную совместимость, метрологическое обеспечение и содействие соблюдению требований технических регламентов, принятых в Российской Федерации, а также, учитывающие требования федерального законодательства, взаимосвязанных документов в области стандартизации, в том числе международного уровня.

Что касается гармонизации национальных стандартов с международными, то, например, в новом стандарте на вибрационные извещатели ГОСТ Р 53702-2009, который планируется ввести в действие в следующем году, доля взаимосвязанных с ним национальных стандартов, являющихся идентичными или модифицированными аналогами международных (МЭК, ИСО) или разработанными на их основе, составляет более 50%.

В настоящее время в России провозглашен добровольный принцип выполнения требований стандартов. К стандартам на средства обнаружения это тоже относится?

Не совсем. Как уже было отмечено, на этапе подготовки к вступлению России в ВТО законом «О техническом регулировании» были созданы условия, приближенные к тем, которые регулируют рынок западных стран, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая «добровольность» стандартов в этих странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты.

В цивилизованном понимании «добровольность» интерпретируется как необходимость и даже обязанность изготовителя или поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или других стандартах на продукцию. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии изготовителей и поставщиков этой продукции, невозможна не только успешная деятельность, но и само существование организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В соответствии с действующим в настоящее время перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982, приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации подлежат обязательной сертификации.

В целях реализации указанного постановления на официальном сайте Росстандарта опубликована информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования в рамках Системы сертификации ГОСТ Р.

В соответствии с этими документами требования вышеуказанных национальных стандартов на соответствующие виды охранных извещателей являются обязательными.

Кроме этого средства обнаружения, применяемые на объектах, обслуживаемых подразделениями вневедомственной охраны, в том числе филиалами ФГУП «Охрана» МВД России, должны соответствовать более высоким (по сравнению со стандартами) Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам ТСО, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны (утв. ДГЗИ МВД России 1 октября 2008 года).

Александр НИКИТИН,
начальник отдела
ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России.
Александр КЛИМОВ,
начальник сектора
ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России

Конспект лекций по Метрологии, стандартизации и сертификации

ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА МСС ПРОДУКЦИИ.

Назначение любой продукции, включая продаваемые услуги - удовлетворить определенную потребность людей. Для этого эта продукция должна иметь определенный набор свойств, соответствующих этим потребностям.

Определенный набор свойств продукта, удовлетворяющих потребности заказчика, называют потребительским качеством продукта.

Потребности людей свойствам продукции изучаются, обобщаются различными НИИ и закладываются в различные номативно-технические документы (НТД):

1. В законах РФ

2. В постановлениях исполнительной власти

3. В гос.стандартах

4. В технические условия на продукцию (конструктор)

5. В технологической документации (технолог)

Но мало заложить требование качества в документах. Необходимо на всех уровнях исполнения эти свойства подтвердить. В мировой практике производства продукции известны многие способы подтверждения качества в стадии изготовления и подготовки к сбыту.

1. Госнадзор за соблюдением стандартов при проектировании и изготовлении (военные предприятия)

2. Санитарный надзор (СЭС)

3. Госатомнадзор (излучение, радиоустановки)

4. Госэлектронадзор

5. Госприемка изделий (авиакосмические)

За рубежом вначале 1980-х пришли к выводу, что успех любого бизнеса в производстве и услугах определяется качеством, а также сроками изготовления и ценой.

Стандартизация, метрология и сертификация - это инструменты обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Триада методов обеспечения качества выглядит:

Таким образом, анализируя триаду можно сделать следующие выводы:

1. Стандарт устанавливает основные потребительские свойства товара. На создание стандарта работают все предприятия госсобственности, коллективы НИИ по направлениям, гос. Стандарт.

2. Метрология гарантирует методами различного контроля, что изготовленная продукция соответствует стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и др. Технической документации (мало эффективна, когда качество товара гарантирует машина)

3. Сертификация - это процедура, посредством которой независимая третья сторона документально удостоверяет, что продукция или услуга соответствует установленным нормам. Сертификация (лат. - сделано верно) - это деятельность, направленная на подтверждение соответствия продукта требования всех нормативных документов.

В качестве объекта сертификации могут быть:

1. Любая продукция любых предприятий

2. Производство этой продукции

3. Учебный процесс

4. Сертифицируются системы качества обеспечения продукции

Весь курс МСС состоит из 4-х частей:

1. Стандартизация в РФ, виды стандартов, главенство стандартов, ответственность за несоблюдение стандартов

2. Метрология - как наука измерений

3. Сертификация продукции, виды сертификации, оформление заявки, декларации и сертификата продукции

4. Четыре расчетно-практические работы

Структура изучаемого материала позволяет логически комплексно понять влияние стандартизации, метрологии и сертификации продукции на потребительские ее свойства, на все виды безопасности продукции, на ее конкурентоспособность на рынке, а ак же на экономико-финансовые показатели работы предприятия.

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

1. Сущность и содержание стандартизации

2. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов

3. Применение нормативно-технических документов и характер их требований.

4. Ответственность за нарушение обязательных требований за нарушение обязательных требований стандартов.

С 1993 г. в РФ приняты основополагающие стандарты (ГСС - государственная система стандартизации). Эти основополагающие стандарты учитывают реальность современной экономики, рыночных отношений, отношений и особых требований к качеству изделий.

Опр: Стандартизация - деятельность, направленная на разработку и установку требований норм, правил и характеристик изделий как для обязательного исполнения, так и рекомендуемых. Эта деятельность обеспечивает гарантированное право потребителя на приобретение товара надлежащего качества за приемлемую цену, а так же права работника на безопасность и комфортность труда.

Опр: Цель стандартизации - достижение максимальной степени упорядочения разработчиков и изготовителей продукции по средствам многократного использования установленных норм, правил и требований стандартов при решении конкретных производственных задач (конструктор, технолог).

Основным результатом деятельности по стандартизации должно быть повышение степени соответствия продуктов, услуги или процессов их функциональному назначению.

Цели стандартизации продуктов и услуг

Цели подразделяются на 2-а вида:

1. Общие цели стандартизации (безопасность продукции для жизни людей и окружающей среды)

2. Совместимость и взаимозаменяемость продукции

3. Качество продукции должно соответствовать нормативным требованиям документов

4. Гарантироваться единство измерений

5. Экономия всех видов ресурсов

6. Мобилизационная готовность страны и обороноспособность страны

Общие цели стандартизации определены законом РФ о стандартизации, который принят в 1993 г. Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности. Например, отрасли производства.

Опр: Объектом (предметом) стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которой разрабатывают требования к общему виду, габаритам, цвету, параметрам. Причем стандартизуют либо объект в целом, либо отдельные его характеристики наиболее важные.

Опр: Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации(машиностроительное производство)

Уровни стандартизации

1. Международная стандартизация, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны

2. Региональная стандартизация – стандартизация, в которой участвуют органы соответствующего географического или экономического района.

Примечание: Региональная или международная стандартизации осуществляются специалистами стран, представленных в соответствующих регионах и мировых службах стандартизации.

3. Государственная стандартизация (госстандарт)

4. Отраслевая стандартизация (министерская).

5. СТП (стандарты предприятия)

Нормативно-технические документы (НТД) по стандартизации. Виды стандартов

Международная служба стандартизации (ISO) рекомендует следующие виды нормативных документов:

1. Стандарты

2. ТУ, в зависимости от вида и сложности продукции, разрабатывают конструктора. Более сложные изделия разрабатывают ТУ, НИИ и испытательные лаборатории

3. Своды правил

4. Регламенты и технические регламенты

5. Положения

Стандарты: это нормативный документ, разработанный на основе общего согласия (консенсуса), утвержденный признанным в стране органом стандартизации, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области деятельности.

В стандарте устанавливаются общие принципы, правила и характеристики, касающиеся конкретных видов деятельности или видов продукции, а также результатов этой деятельности.

Стандарт основан на обобщенных результатах исследований предприятий, НИИ, военных исследований и др. технических и практических (научных) достижений в обществе. Стандарт только тогда эффективен и дает экономический эффект, когда в него заложены самые последние требования науки, техники и производства.

Технические условия (ТУ)

Технические условия устанавливают технические требования к продукции (общий вид, габариты, цвет, запах и др.) или технические требования к услуге. Часто в ТУ указывают методы и процедуры, которые необходимо использовать при оказании услуги или производстве товара для проверки соблюдения нормативных требований ТУ.

Примечание: Требование стандартов и ТУ подразделяется на 2-а вида:

1. Обязательные требования, невыполнение которых может привести к аварии или угрозе жизни человека или угрозе окружающей среде

2. Рекомендуемые требования необязательны к исполнению, но они регламентируют работу исполнителя, помогают ему освоить профессионально эту работу, и перестановки пунктов рекомендуемых требований обычно не влияет на качество

Свод правил

Опр: Свод правил - самостоятельный стандарт или часть какого-либо стандарта, который описывает методы, подходы процессов проектирования, конструирования, разработки и монтажа, оборудования, сложной технологической оснастки, сложных измерительных инструментов.

Регламент

Документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы, а поэтому это обязывающий документ, обязательный для всех, кто пользуется этим регламентом.

Разновидностью регламента является технический регламент, который содержит обязательные технические требования к объекту стандартизации. Регламентные требования заложены или в регламенте на конкретное изделие, или дается ссылка на пункты конкретного стандарта или ТУ, которые являются обязательным регламентом для данной продукции.

1. Компьютерный класс (гост), но есть и стандарт на установку оборудования (ссылка на санитарные нормы)

2. Регламент подготовки вакцин для населения

3. Технический регламент на проверку ВДВ

4. Технический регламент предстартовой подготовки ракеты

Для гарантии качества проверяемой и выпускаемой продукции технические регламенты дополняются всевозможными методическими документами (правила испытания изделия, правила приемки).

Согласно, руководству международного комитета по стандартизации (ISO/МЭК) стандарты подразделяются:

1. Основополагающие стандарты, которые содержат общие положения для определения области деятельности и служат базой для создания других стандартов (ЕСКД "Основные положения, термины, определения" ГОСТ 2.101-78 - он является базой для других стандартов). В каждой области деятельности человека разрабатываются свои основополагающие стандарты, которые являются базой для обеспечения качества продукции этой отрасли.

2. Терминологические стандарты. Объектом стандартизации и разъяснения являются термины, понятия и их толкование

3. Стандарты на методы испытания изделий (климатические условия)

4. Стандарты на продукцию (игрушка для ребенка до 1 года)

5. Стандарты на услуги и процессы (оборудование парикмахерских, санитарно-гигиенические требования)

6. Стандарты на совместимость различных процессов, продуктов, технологий (химические реактивы)

7. Стандарты с открытыми значениями (стандарты, в которых обязательная часть прописана, а параметры изделия определяет потребитель, которые имеет право оговаривать в договоре поставки).

ВВЕДЕНИЕ

Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленных предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Стандартизация в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывалась в новые условия работы, но и тормозила либо просто делала невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

1.Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Аспект стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции являются:

· Термины и определения;

· Условные обозначения и сокращения;

· Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);

· Требования к основным показателям уровня качества (полезности);

· Требования к основным показателям уровня экономичности;

· Требования к комплектности продукции;

· Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;

· Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

· Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

· Требования к правилам и средствам приемки продукции;

· Требования к маркировке продукции;

· Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

· международная стандартизация;

· региональная стандартизация;

· национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;

· административно-территориальная стандартизация.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Виды стандартов:

· государственные стандарты;

· международные стандарты;

· отраслевой стандарт;

· стандарты предприятий;

· стандарты общественных объединений (научно-технические общества)

· (стандарты на новые продукции и услуги);

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Показателями стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:

Государственные стандарты России (ГОСТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ);

Стандарты научно-технических и инженерных объединений;

Технические условия (ТУ);

Стандарты предприятий.

Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:

Требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;

Требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;

Метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;

Положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Это предусмотрено соответствующими законодательными актами;

Эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;

Изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

Технические условия и стандарты предприятий содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:

1. Гармонизация отечественной нормативно - технической документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.

2. Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.

3. Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.

4. Сопровождение тенденции отказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.

5. Оптимизация количественного состава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.

6. Совершенствование методологии разработки документации.

7. Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико-экономической эффективности производств.

Государственное управление стандартизацией в России, включая координацию деятельности государственных органов управления и органов исполнительной власти на местах, осуществляет Госстандарт России, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации.

Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

Значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

Превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

Стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

Превратить стандарты в продукт демократического согласования заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

Создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

2. Роль стандартизации в повышении эффективности производства

Повышение качества изделий. Унификацией, агрегатированием и стандартизацией регулируют номенклатуру изготовляемых типов и типоразмеров изделий. Серийное и массовое производство организуют, как правило только таких изделий, для которых стандартизированы размеры, показатели качества, а часто и конкуренция. Отмена стандарта на изделие означает снятие его с производства. Унифицируют и стандартизируют оптимальные параметры и показатели качества узлов и машин, особенно если используют метод опережающей стандартизации. Метод комплексной стандартизации позволяет шире применять принцип агрегатирования, устанавливать взаимно увязанные требования к сырью, материалам, комплектующим изделиям, технологическому процессу и оборудованию, измерительным средствам и другим объектам, при выполнении которых обеспечивается заданное качество конечного изделия. При большой сложности многих типов современных машин и приборов и широкой межотраслевой кооперации комплексная стандартизация является единственным методом наиболее эффективного обеспечения требуемого качества изделий.

Повышению качества изделий способствует внедрению ЕСТПП, Государственной системы управления и аттестации качества продукции, а также применение унифицированных централизованно изготовляемых общетехнических деталей и узлов, норм проектирования.

Выпуск деталей и узлов с чётко оговорёнными геометрическими, механическими, электрическими и другими функциональными параметрами при оптимальной их точности и оптимальном качестве поверхности, создание гарантированного запаса работоспособности машин и приборов позволяют обеспечить взаимозаменяемость всех выпускаемых заводом однотипных изделий по их эксплуатационным показателям. При этом их точность и долговечность повышается на 20 – 30%, брак сокращается на 20 – 40%, а трудоёмкость подгоночных и регулировочных работ уменьшаются на 30 – 50%.

Включение в перспективные и годовые планы разработки и пересмотра государственных и отраслевых стандартов заданий по повышению показателей технического уровня и качества важнейших видов стандартизируемых изделий, использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обязательной разработки стандартов на модифицируемые изделия ускоряет внедрение достижений науки и техники и позволяет управлять качеством изделий в масштабе отрасли и всего народного хозяйства.

Сокращённая номенклатура изделий, стандартизация и взаимозаменяемость их узлов и агрегатов создают условия для развития специализации и отраслевого и межотраслевого кооперирования заводов. Унифицированные детали, узлы и агрегаты на специализированных заводах изготовляют на высокопроизводительном оборудовании с использованием более точных и стабильных технологических процессов и средств измерения, что обеспечивает повышение производительности труда и качества изделий. Принцип взаимозаменяемости создаёт предпосылки для осуществления специализации и кооперирования производства в масштабе ряда стран – членов СЭВ.

Повышение экономичности производства. Применение унифицированных и стандартизированных агрегатов и элементов машин способствует росту производительности труда и качества их проектирования. При этом сокращаются затраты на проектные работы. При внедрении ЕСТПП, благодаря использованию стандартного инструмента и оснастки уменьшаются затраты и сроки на подготовку производства. Большая эффективность достигается за счёт применения деталей, узлов и изделий, изготовляемых на специализированных заводах. В настоящее время удельный вес специализированных производств стандартизированных и унифицированных агрегатов и элементов составляет около 10%. Если довести этот показатель до 20%, то в результате снижения себестоимости изготовления изделий можно получить экономию около 5 млрд. руб.

Взаимозаменяемость также повышает экономичность производства, так как она в значимой степени упрощает сборку изделий, которая сводится к соединению деталей в узел и узлов в изделие без пригонки или с минимальными регулировочными или подборочными работами. При этом упрощается эксплуатация и ремонт изделий, так как износившейся или вышедшие из строя детали и узлы можно легко заменить запасными без ухудшения эксплуатационных показателей, т.е. повышаются восстанавливаемость и ремонтопригодность изделий.

Роль взаимозаменяемости в ускорении темпов технического прогресса в промышленности очень велика. Так, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, создание автоматических линий, цехов и предприятий могут быть оснащены только на основе взаимозаменяемого производства, обеспечивающего выпуск всех деталей, узлов и изделий установленных размеров, форм и качества.

3. Международная стандартизация

Международная стандартизация – это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности – стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия – МЭК (IEC), международный союз электросвязи – МСЭ (ITU).

Международная организация по стандартизации – самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности”.

О масштабе деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс. экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187 технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.

Основные объекты стандартизации, количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют диапазон интересов организации.

Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники – это объекты совместных разработок ИСО/МЭК.

Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартиза­ции систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих на­правлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – произво­дителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

Пользователи международных стандартов ИСО – промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основ­ном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В россий­ской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

В России принят такой порядок внедрения международных стандартов:

Прямое применение международного стандарта без включения дополнительных требований;

Использование аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии – результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли.

Таким образом на практике реализуется принцип: “ Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду”.

Хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

Международные стандарты стали эффективным средством устранения технических барьеров в международной торговле, поскольку обрели статус документов, определяющих научно-технический уровень и качество изделий.

За последние пять лет уровень использования международных стандартов возрос с 15 до 35%, а в таких отраслях как машиностроение, металлургия, транспорт и связь – превысил 40%.

Перспективные задачи ИСО

ИСО определила свои задачи, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

· установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежде всего должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

- · снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

- · оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

- · стимулирование "самоподдерживающих" элементов указанной выше про­граммы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

- · забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности: содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов; выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей; повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.

Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по-прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.

Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.

Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000

Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента . Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

2. Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

3. Международный - через улучшение условий международной торговли. Система стандартов ISO 14000

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);

  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.

Системы экологического менеджмента

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации(предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к “постоянному улучшению” системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений". Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы . Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации , в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана ".

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

4. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования

Важность и необходимость стандартизации Российское государство поняло еще в 1900 году, когда попыталось стандартизировать зерновые в части торговой классификации, проводило работы по унификации вооружений, вводило нормы проектирования электротехнических изделий.

Хотя сейчас все основные элементы технического регулирования – технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор – в том или ином виде имеются в Российской Федерации, они требуют существенной доработки, еще и потому, что создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле.

В конце 2002г. В России был принят Федеральный закон “О техническом регулировании”, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Федеральным законом введены:

Понятие и принципы технического регулирования;

Понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов;

Цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;

Цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

Положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий;

Положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов;

Ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;

Положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

Положения о финансировании в области технического регулирования.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Так, по исследованиям немецких экспертов, треть ежегодного экономического роста Германии за 1960-1990 гг. (около 30 млрд. марок) относилась к эффекту применения стандартов. В результате исследований, проведенных в ряде стран (страны-члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС), выявлено, что эффективное применение технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем на 0,26% от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14%. Таким образом, государство напрямую должно быть заинтересовано в эффективном применении стандартизации в качестве рычага технического регулирования.

При разработке технических регламентов необходимо использовать опыт стран Европейского Союза, который практически перестал включать конкретные технические требования в директивы ЕС, а использует принцип нового подхода, предполагающего указание в директиве только существенных требований. Конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах, направленных на подтверждение соответствия директиве. Стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, саморегулируемых организаций, научных организаций – технических комитетов по стандартизации.

Заключение

Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – неплохая предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

Хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.

Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.

Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.

Объектом (предметом) стандартизации обычно назы­вают продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Применительно, например, к мебели, конструкционные характеристики и методы испытаний могут быть изложены в двух стандартах.

Объектами стандартизации могут быть материальные объекты, абстрактные понятия, чувственные восприятия, производственная и общественная деятельность, а также действия людей, имеющие перспективу многократного применения во всех сферах человеческой деятельности.

Материальными объектами могут быть, например, образцы машин, их составные части, детали, эксплутационные материалы, документация, технологическое оборудование, измерительные приборы и др.

К абстрактным понятиям относятся методы, методики, правила, нормы, системы требований, масштабы и др.

Объектами производственной и общественной деятельности могут быть финансовые системы, информация, наука, образование и др.

К объектам действий людей следует отнести технологические процессы, приемы и правила вождения и др.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические про­цессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономи­ческого, политического региона мира принимают стандарт.

Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих регио­нальных и международных организациях.

Национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производ­ственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Аспект стандартизации - это группа требований или условий, которым должен удовлетворять объект стандартизации, например методы испытаний, правила хранения, технические требования.

Все объекты удобно рассматривать во взаимосвязи в пределах сферы стандартизации (рис. 1).

Рис. 1. Сфера стандартизации

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Большинство объектов стандартизации представляет собой материальные предметы, но существует также множество более абстрактных предметов, таких как допуски и посадки, оценка уровня шумов, а также буквенные и графические изображения, например, используемые в электротехнике или для обозначения микроструктуры поверхности.

Объектами стандартизации могут являться: конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Конкретная продукция (конкретные услуги) - это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т. п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности.

Группы однородной конкретной продукции (однородных конкретных услуг) - это совокупность конкретной продукции (услуг) определенного вида, характеризующаяся общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности.

Составными частями группы однородной конкретной продукции (группы однородных конкретных услуг) могут быть подгруппы однородной конкретной продукции или услуг (представленные, например, семействами, гаммами, рядами однородной конкретной продукции или услуг), характеризующиеся общностью конструктивно-технологических решений, но с различными значениями их главных параметров, являющихся показателями целевого (или функционального) назначения продукции (или услуг).



Конкретный производственный процесс - это процесс, используемый для производства (изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации, захоронения или уничтожения) конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации они обычно рассматриваются как состоящие из двух частей: основной технологической и организационно-технической (управляющей).

Группы однородных конкретных производственных процессов - это совокупность конкретных производственных процессов, используемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.

Из-за наличия большого числа объектов стандартизации в целях удобства их целесообразно объединить в отдельные области.Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Областями стандартизации являются: химическая промышленность, машиностроение, транспорт, продовольствие, сельское хозяйство, легкая промышленность, наука, образование, медицина, экология и т.д. Например, химическая промышленность является областью стандартизации, а объектами стандартизации в химической промышленности могут быть технологические процессы, продукты, безопасность и экологичность оборудования и т.д.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации и определяет вид требований, предъявляемых к нему.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной конкретной продукции могут являются:

· Термины и определения;

· Условные обозначения и сокращения;

· Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);

· Требования к основным показателям уровня качества (полезности);

· Требования к основным показателям уровня экономичности;

· Требования к комплектности продукции;

· Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;

· Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

· Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

· Требования к правилам и средствам приемки продукции;

· Требования к маркировке продукции;

· Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Всего выделяют четыре основных уровня: международный, региональный, национальный и уровень предприятия (фирмы).

Международная стандартизация - это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организации, как ИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например: Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных наций (ФАО); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др.

Региональная стандартизация - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира, например, страны - члены СНГ, ЕЭС и т.д.

Региональными организациями по стандартизации являются такие, как Европейский комитет по стандартизации (CEN), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC), Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО), Панамериканский комитет стандартов (COPANT) и др.

Национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, на Украине, в Белоруссии, в Японии, в Китае, в КНДР, в Республике Куба), в других - негосударственными организациями (ФРГ, Великобритании, Финляндии).

При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Уровень предприятия (фирмы) - стандартизация в рамках отдельного предприятия (или в некоторых случаях группы предприятий). Разработанные стандарты определяют политику предприятия в области закупок, производства, сбыта и других операций.