Комиссия по социальному страхованию на предприятиях, ее состав. Комиссия по трудовым спорам — для чего это нужно

Отныне в Порядке четко сказано, что вся ответственность за проведение аттестации и за ее результаты возлагается исключительно на работодателя. Вся ответственность за полученные данные лежит также на работодателе, а также на той комиссии, которая проводила аттестацию. Напоминаем, что в Прошлом Порядке такая норма прописана не была.

Кроме того, следует знать, что нарушения в этом порядке караются административными штрафами. Для должностных лиц его размер оставляет до пяти тысяч российских рублей (а в том случае, если человек был ранее приговорен к выплате штрафа за аналогичные правонарушения, то это может повлечь за собой лишение права на занятие определенных должностей на срок до трех лет). ИП может также грозить штраф в том же размере, как и физическому лицу, а также приостановкой деятельности на срок в 3 месяца. Ну а частная компания может быть оштрафована на сумму в 50 тысяч, а также на нее опять-таки может быть наложен запрет на деятельность сроком до одного месяца.

Как распределяются обязанности при аттестации

Новый порядок отличается тем, что в нем детально прописано распределение должностных обязанностей, которые должны выполняться каждым членом аттестационной комиссии.

Аттестация, как уже писалось выше, должна быть проведена при участии как работодателя, так и аттестационной комиссии. Комиссия работает на основании гражданско-правового договора. Напоминаем, что раньше работодатель мог привлекать комиссию только в отдельных случаях.

Комиссия

В новом Порядке прописано, что комиссия, которая и ответственна за аттестацию, создается самим работодателем. От него также зависит и график проведения самой аттестации.

Кто входит в комиссию. В состав комиссии должны входить следующие лица:
- непосредственно представители самого работодателя (руководство структурных подразделений, кадровики юристы, главные специалисты и медики). Из них же выбирается и то лицо, которое будет возглавлять аттестационную комиссию;
- лицо, ответственное за охрану труда;
- представитель профсоюза или иной организации работников;
- непосредственно представители самой аттестационной комиссии.
Все эти лица и должны проводить все аттестационные мероприятия в рамках настоящего Положения и законодательства.

В Порядке есть норма, которая напрямую касается предприятий особо малой формы бизнеса. В том случае, если аттестации подвергаются такие предприятия, то состав комиссии может быть значительно сокращен. В таких случаях в нее могут входить:
- сам работодатель (или его представители);
- представители самой аттестационной комиссии;
- представители профсоюза или иной организации рабочих (если таковые есть);
- представители той организации, которая привлекается по гражданско-правовому договору для проведения аттестации.

Обязанности комиссии при проведении аттестации

Обязанности самой комиссии. Согласно выше обозначенного Порядка за членами вышеозначенной комиссии закреплены следующие функции:

1. Осуществление и контроль над проведением смой аттестации.

2. Формирование всех необходимых для аттестации нормативно-правовых документов.

3. Формирование перечня рабочих мест, которые подлежат аттестации.

4. Подготовка перечня всех профессий и специальностей, которые необходимо привести к Общероссийскому стандарту.

5. Присвоение порядкового номера каждому рабочему месту (но не больше восьми цифр).

6. Заполнение аттестационных документов.

7. При необходимости ее члены должны вносить предложения по внесению изменений в трудовой договор, в области ответственности работодателя:
- для обеспечения работающих граждан ИСЗ;
- по установлению нормального режима труда и отдыха;
- обеспечение компенсаций рабочим, которые заняты на опасных участках производства.

8. После получения результатов аттестации члены комиссии должны содействовать приведению рабочих мест требованиям соответствующих нормативных документов. Об этом говорит 211 статья ТК.

Если в организации назревает конфликт, то некоторые работники могут почувствовать, что они не в силах что-либо сделать для решения вопроса. Это не вызывает удивления, т.к. у руководителей предприятия гораздо больше полномочий, чем у их подчиненных.

Чтобы при решении проблемы у каждого сотрудника были одинаковые возможности защищать свои интересы перед руководителями, комиссия по трудовым спорам (иногда путают и называют комитет) это может обеспечить. Данная комиссия дает гарантию любому из трудящихся, что каждый вопрос, с которым они обратятся, будет самым внимательным образом рассмотрен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое комиссия по трудовым спорам?

Такие комиссии собирают в организациях, в которых трудится не менее пятнадцати человек . Вопросы по комплектованию комиссии, а также, из какого количества сотрудников она будет состоять, решается на общем собрании организации, путем голосования.

Чтобы данный вопрос вынесли на повестку дня, свое желание должны выразить работники трудового коллектива, либо руководители предприятия. Если никто не высказал подобного желания, то нет необходимости в создании комиссии.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это ресурс в разрешении спорных моментов , которые могут быть, если предприятие активно развивается. КТС нужна для того, чтобы было кому отстаивать интересы и права трудящихся на предприятии. Для этого комиссия будет использовать все удобные и законные варианты решения проблем.

У комиссии есть свои сильные полномочия, поэтому все проблемные моменты должны решаться таким образом, как она посчитает нужным.

Также решения комиссии необходимо выполнять незамедлительно и мнение ее членов нельзя обсуждать, либо подвергать сомнениям.

У КТС в первую очередь должно быть непредвзятое и адекватное мнение. По этой причине в ее состав набирают поровну как руководителей организации, так и подчиненных. Состав комиссии должен решать все споры, которые могут возникать между начальством и подчиненными, если проблема носит индивидуальный характер.

КТС образуются по инициативе сотрудников, либо руководителей организации, из равного количества тех и других. Руководитель и представительный орган трудящихся (им направлено письменное предложение о создании комиссии) должны в течение десяти дней отправить несколько своих представителей, которые станут членами КТС.

Директор предприятия назначает представителей для комиссии по рабочим вопросам. Представителей же трудящихся выбирают на общем собрании.

Если сотрудники пожелают, то такие комиссии могут распределить по структурным отделениям. На собрании обычно рассматривают проблемные вопросы, но только в рамках конкретных подразделений.

У комиссии обычно есть собственная печать . Руководителю полагается обеспечивать деятельность комиссии. Комиссия выбирает среди своего состава председателя, его зама, а также секретаря.

Полномочия и компетенция

Полномочия у комиссии довольно широкие. Деятельность комиссии не может корректироваться какими-либо иными организациями. Комиссия может и должна заниматься любыми проблемами, с которыми к ней обращаются сотрудники предприятия. Но, полномочия комиссии охватывают только территорию конкретного предприятия, они не могут выходить за рамки .



Помимо того, что комиссия трудится во благо эффективных отношений в коллективе организации, она также может разрешать споры с уволившимися сотрудниками. Данное действие основано на возникшей проблеме между руководителем организации и бывшим работником. Чаще всего на счету сотрудника имеются определенные нарушения дисциплины.

Помимо этого, призвать на помощь комиссию по трудовым спорам могут те граждане, которых не приняли на работу в организацию, но не смогли внятно объяснить причины.

К компетенции комиссии относятся различные проблемы, которые связаны с такими обстоятельствами, как:

  • вопросы ;
  • регламентами трудового ;
  • различными взысканиями;
  • оплатой дополнительных рабочих часов.

В компетенцию комиссии не входят те вопросы, с которыми необходимо обращаться в суд:

  • восстановление на рабочем месте после ;
  • денежное возмещение за вынужденный прогул, либо назначенный заработок в ходе перевода на другую должность.

Несмотря на это, трудящийся имеет полное право обратиться в комиссию для проведения досудебного разбирательства.

Комиссия вынесет свой вердикт, от которого будет зависеть последующее действие бывшего работника организации.

Комиссия считается органом по рабочим спорам, кроме тех ситуаций, по которым должен быть иной порядок рассмотрения, установленный законом.

Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в том случае, если трудящийся сам, либо с помощью иного лица не смог прийти к единому мнению с руководителем в ходе переговоров.

Сроки обращения работников

В КТС сотрудник имеет право обратиться на протяжении трех месяцев . Отсчет этого начинается с момента возникновения спора. Считается, что в течение трех месяцев конфликт будет разрешен естественным образом. Если этого не произойдет, то сотруднику необходимо обратиться за помощью в КТС.

Но, здесь есть пара нюансов. Если сотрудник решил обратиться к комиссии по причине его увольнения не по закону, и эта проблема может быть рассмотрена в качестве досудебной, то нужно немедленно обращаться в КТС.

Данное действие необходимо выполнить незамедлительно, чтобы потом у суда не было вопросов по поводу оттягивания даты опротестования.

Согласно статье 386 ТК РФ , сотрудник имеет право прийти в комиссию спустя три месяца с момента нарушения его прав. Если сотрудник не обратился в течение трех месяцев по уважительной причине , то ему могут восстановить срок и рассмотреть вопрос.

Период ознакомления комиссии с заявлением – десять дней . В течение этого периода должны рассмотреть. Если комиссия в этом откажет, то сотруднику будут предоставлены все аргументы.

Если же заявление комиссия примет, то спор должен быть разрешен в течение одного месяца . Если же комиссия примет решение, которое не устроит работника, то он может пойти в суд с этим же заявлением.

Образец искового заявления в суд можете скачать .

Как обратиться в комиссию по трудовым спорам?

Сотрудник имеет право обратиться в КТС после того, как он не смог разрешить инцидент собственными усилиями. Обращение в комиссию происходит путем подачи заявления . Если комиссия есть в структурном подразделении, то сотрудник отдает заявление уполномоченному лицу. Уполномоченный, в свою очередь, данное заявление отправляет дальше по инстанции.

Заявление будет рассмотрено, либо получен отказ с объяснением не от структурной, а от общей комиссии организации. Данный документ подписывает председатель и заверяет секретарь.

Заявление сотрудник должен оформить на имя председателя комиссии. В документе необходимо обозначить личные данные. Документ оформляется в свободной форме, либо можно выбрать для него бланк. Принципы оформления заявления могут быть отличны на различных предприятиях. Общий порядок оформления заявлений таков:

  1. Упоминание происшествия, из-за которого возникла проблема.
  2. По каким причинам конфликт усугубился.
  3. Доказательства невиновности.
  4. Что было предпринято.
  5. Просьба о решении конфликта.


Порядок работы комиссии и вынесение решения

Рабочая деятельность осуществляется на заседаниях, которые образуются по мере надобности. Дата заседания выносится заблаговременно , чтобы успеть оповестить обе стороны, а также тех, кто имеет отношение к проблеме.

Директору, либо его заместителю необходимо присутствовать лично на собрании. Также на заседание нужно явиться трудящемуся. Собранием руководит председатель. Обе стороны по очереди высказывают свою точку зрения.

Позже, вслед за выступлением обеих сторон, свое мнение должны высказать прочие присутствующие. Затем члены комиссии открыто голосуют и приходят к определенному результату собрания. После оглашения решения его надлежит исполнить за несколько дней.

Ход работы комиссии состоит из следующих пунктов:

  • Принятие и ознакомление с документом.
  • Работа в процессе ознакомления с конфликтом.
  • Исполнение принятого решения.

Решение, которое озвучивает комиссия:

  • Не может обсуждаться или критиковаться.
  • Его подлежит привести в действие без промедления.
  • Оспорить решение можно только через суд.


Протокол и печать КТС

Каждой КТС необходимо иметь печать , выдаваемую руководителем компании. Печать должна быть изготовлена по стандартному образцу. Печать изготавливается на денежные средства руководителя.

Каждая комиссия должна оставлять свою печать на любом документе, на котором ставят свою подпись главные лица. Помимо этого, печать должна присутствовать на каждом разрешенном конфликте.

Протоколом считается определенный документ, в нем должно быть зафиксировано решение комиссии, а также процесс собрания.

Составляется протокол в утвержденной форме:

  • В «шапке» фиксируется наименование предприятия, а также число и место.
  • Прописываются имена всех членов комиссии.
  • Прописывается причина подачи заявления и сведения.
  • Указываются все граждане, которые участвовали в собрании.
  • Принятое решение в краткой форме.
  • Далее председатель подписывает документ, ставит число.

Удостоверение КТС

В том случае, если комиссия вынесла решение, но оно не исполняется директором в определенный период, тогда трудящемуся высылают удостоверение. Эту важную бумагу выдает комиссия.


В удостоверении должно быть указано:

  • Наименование комиссии;
  • Число, в которое вынесли решение;
  • Число составления документа;
  • Решение конфликта;
  • Печать.

Данный документ не полагается сотруднику, если он подавал жалобу в суд из-за нежелательного для него вердикта комиссии.

В случае, если такой документ окажется в суде до завершения трех месяцев , то решение комиссии придется выполнять в обязательном порядке. Обрести вновь возможность обратиться в суд с заявлением можно только, если будет наличие серьезных аргументов.

Как работает комиссия по трудовым спорам узнайте из ролика:

Согласно изменениям, внесенным федеральной службой общественного страхования, на создающихся предприятиях или любых других организация, в которых количество сотрудников с оформленной общественной страховкой от пятнадцати и больше, в течении месяца создаётся комиссия.

Если же количество их меньше, допустимо выбрать всего одного делегата по вопросам обеспечения прав застрахованных лиц. Но в этом случае, обязательно согласование его действий и решений с работодателем.

Каким образом происходит отбор членов рабочей группы, а также как организована её деятельность будет рассмотрено в этой публикации.

Существует утверждённый список социальных гарантий, на которые может рассчитывать каждый застрахованных гражданин. За соответственным его соблюдением и наблюдает комиссия по социальному страхованию.

Правильность и своевременность произведения всех оговоренных выплат, а также аргументирование отказов по их назначению или приостановлению таковых, контролирует данный общественный орган. Который, кстати, действует обычно на общественных основах, но этот вопрос может быть рассмотрен и каждым работодателе в индивидуальном порядке.

Выдача бланков временной недееспособности, проверка её достоверности и любых других документов, позволяющих получать , также обязана проконтролировать комиссия по общественному страхованию.

Итак, перечень материальных субвенций, о назначении и проведении которых должна позаботиться именно данная организация:

  1. Выплаты, связанные с помощью по беременности и родам ( ?).
  2. Материальная субвенция на новорождённого и дальнейшие выплаты до достижения им трёхлетнего возраста ( ?).
  3. Возмещение растрат, понесенных от ритуальных процедур захоронения. Исключены те обстоятельства, которые связаны с несчастным происшествием, пенсионерами или официально безработными ( ?).
  4. Субвенции при временной потере работоспособности или по уходу за больным членом семьи (социальное страхование по временной утрате трудоспособности).
  5. Организация лечебно-профилактических мероприятий для самих сотрудников предприятия или для членов их семьи, в случая прописанных законодательством и правилами учреждения.
  6. Затраты на любые организационные мероприятия государственного уровня. Например, выделение средств для сотрудников на новогодние подарки для детей до четырнадцати лет.

Каждая из вышеназванных статей социального страхования подлежит рассмотрению организованной на предприятии комиссией по социальному страхованию.

Есть два принципиально важных этапа, которые подразумевают создание и утверждение специальной комиссии по социальному страхованию на предприятии:

  • Директор предприятия обязан составить и подписать специальный приказ о создании такого аппарата общественного страхования.
  • Совет профсоюзной организации должен объявить проведение выборов членов в данную комиссию.

Если же на предприятии не предусмотрен профсоюз, то его роль может сыграть весь трудовой коллектив организации.

В случаях несоблюдения своих обязанностей любым избранным членом группы или её главой, решением на общем заседании он может быть исключён из её состава. Все изменения обязательно должны быть запротоколированы. Сторона, представителем которой являлся исключённый товарищ, должна выдвинуть на его пост иного кандидата.

От всех выступающих сторон выдвигается строго одинаковое количество кандидатов на членство в комиссии. На первом заседании все они проходят процедуру утверждения путём открытого голосования. А также назначается глава (председатель), также путём общепринятого решения. Заместитель его должен быть представителем иной стороны. Например, если от профсоюза избирается глава комиссии, а его замом быть также член данной организации никак не может быть.

Вопросы о лишении полномочий последних двух выносятся на рассмотрение только после одобрения большинством состава и на основаниях, не имеющих ничего общего с личными интересами.

Если на одном и том же предприятии по каким-либо причинам существует несколько профсоюзов, то выдвигание кандидатур от их лица осуществляется только после их временного объединения для принятия данного решения.

Все права и обязанности, а также функции комиссии на предприятии изложены в положении о комиссии (уполномоченному) по социальному страхованию.

Ознакомиться с образцом данного положения вы можете здесь


В зависимости от количества застрахованных работников, а также формы функционирования учреждения определяется обязательность организации данной группы, её состав и задания.

Независимо от формы собственности (государственной или частной), если организация использует наёмный труд, то она обязана обеспечить существование комиссии .

Также, должны организовывать работу данной службы по социальному страхованию те предприятия, которые работают по системе единой уплаты налога.

Если количество имеющих страховку сотрудников менее пятнадцати, то рабочая группа по контролю за социальным обеспечением может быть создана индивидуальным решением, о чём уже было упомянуто. Но изначально на общем собрании происходит назначение уполномоченного выполнять такого рода функции, а остальной состав будет включать представителя, которого определяет наёмщик. Или же работодатель пожелает самостоятельно контролировать деятельность делегата.

В случаях масштабного производства, на которых количество превышает тысячу, сначала организовывается единая центральная комиссия. Ей в помощь на каждое отдельное подразделение создаются дополнительные рабочие группы.

Когда на предприятии находиться более пятнадцати сотрудников с общественной страховкой, то комиссия создаётся из отобранных начальством претендентов, а также из представителя застрахованных граждан-сотрудников. Обычно его роль выполняет профессиональный союз.


Основная форма работы комиссии по социальному страхованию на предприятии или любом другом учреждении – это заседания . Нормативными актами прописано, что таковые должны осуществляться в обязательном порядке не менее чем два раза в месяц. В отдельно указанных случая допустим и один, но это строго согласовывается с работодателем.

Каждый член комиссии обязан лично присутствовать на собраниях. Передавать свои полномочия другим никто не может. Решения принимаются большинством голосов по вынесенным на обсуждение вопросам.

Для того, чтобы заседание считалось проведённым, а все принятые на нём решения были признаны дееспособными и справедливыми, на нём должно присутствовать не меньше двух третей от общего состава рабочей группы.

Если возникает ситуация с равным распределением количества голосов за и против, то решающим в вынесении вердикта будет голос председателя.

Образец протокола для проведения периодичных совещаний комиссии можно найти в документах Фонда социального страхования. Независимо от результатов работы на каждом из них весь процесс в полной мере должен быть запротоколирован.

Прямые обязательства комиссий помимо решения о выплатах социального значения:

  1. Проведение регулярных разъяснительных и ознакомительных мероприятий с сотрудниками предприятия. При необходимости оказание консультаций в индивидуальном порядке.
  2. Регулярно сверять данные о потраченных средствах, предоставленных федеральной службой социальной защиты. Обязательно составить список сотрудников, которые часто болеют или по иным причинам отсутствуют на работе и претендуют на материальную помощь.
  3. Возмещение в полном объёме затраченных из Фонда средств, если целесообразность их не соответствует установленной законодательством и нормативной базой.
  4. Готовностью в любой момент по первому запросу из Фонда соцстрахования предоставить полную отчётность о всех принятых решениях и осуществляемых материальных операциях.
  5. Вынесение решений по любым спорным вопросам о назначении социальной помощи, рассмотрение жалоб и пожеланий на работу самой комиссии.
  6. Ведение реестра застрахованных сотрудников, особых данных по состоянию их семьи, детей или студентов. Обеспечение последних двух необходимым им оздоровлением или лечением в специально предусмотренных учреждениях страны. В случае отсутствия таковых на её территории комиссия оказывает помощь в поиске и организации поездки за рубеж.
  7. Контроль за медицинским обслуживанием каждого сотрудника предприятия (подробнее о ). А также проверка выполнения каждым больным всех назначений и рекомендаций врача. Это необходимо для исключения симуляций и умышленного продления периода нетрудоспособности с целью получения субвенций на него.
  8. Доступ к любой информации, касательно деятельности комиссии социального страхования каждому работнику организации – соблюдение гласной политики ведения дел.
  9. Проверка правильности не только назначения выплат, но и формы заполнения всей документации, касающейся него.


Достаточно часто в случаях отрицательного решения или по поводу размера субвенций встречаются обжалования решений комиссии. Этот процесс также требует соответствия некоторому набору правил и является строго протоколируемым.

Обращение оформляется непосредственно в соответствующей территориальной единицы. Кроме того, вполне допустимо с апелляцией вердикта комиссии направиться в судебный орган власти.

В соответствии с нововведениями в законодательное постановление о работе данной комиссии, сроки подачи заявления на обжалование ограничиваются пятью рабочими днями с того момента, когда было получено письмо с решением.

Застрахованное лицо не может обратиться за оспариванием по их истечению.


Функции и структура этого коллегиального органа стали понятными из вышеизложенной информации. Но как быть тем сотрудникам, руководитель которых не организовал процесс формирования комиссии?

Законодательством предусматривается такая ситуация. В случае если на предприятии, существующем более одного месяца, комиссия по соцстраху так и не была создана, ее функции автоматически возлагаются на работодателя. И в этом случае он обязан заботиться о своевременности внесения страховых взносов, получения страховых выплат, а также выполнять иные обязанности этого органа. В большинстве случаев такая перспектива побуждает руководство к организации процесса выбора комиссии.

Тем не менее, если руководитель не позаботился об этом, но и сам не выполняет таких обязанностей, то коллектив предприятия вправе сам взяться за организацию этого органа, контролирующего все аспекты социального страхования. В некоторых случаях допускается создание альтернативных организаций, выполняющих подобные функции по инициативе работников предприятия в случае бездействия его руководства.

При этом сам руководитель несет административную ответственность, что может сопровождаться денежным взысканием. Ответственность за отсутствие комиссии по соцстраху наступает после предъявления фондом соцстрахования предписаний с указанием нарушений на имя руководителя. От имени фонда обычно выступает уполномоченный по социальному страхованию.

Если на крупном предприятии с численностью штата свыше 1 тысячи человек функционирует одна общая комиссия, и при этом она справляется с возложенной на нее ответственностью. Создание нескольких отдельно функционирующих органов на таких крупных предприятиях не есть обязательным требованием — они формируются исключительно на добровольной основе по инициативе самого руководителя или коллектива трудящихся.

Руководитель не несет ответственности также и в тех случаях, если комиссия не была создана на предприятии с численностью штата менее 15 человек.

Во всех остальных ситуациях руководство предприятия несет прямую ответственность за отсутствие комиссий по вопросам социального страхования.

Предприятие обязано обеспечивать безопасность и здоровые условия труда для своих сотрудников. Требования к организации производства и рабочих мест описаны в Федеральном законе "Об основах охраны труда" от 17.07.99 №181-ФЗ. В соответствии с этим документом работодатель должен обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты и спецодежды, организовать инструктаж и обучение за свой счёт, регулярно проводить аттестацию рабочих мест на соответствие установленным нормам.

Нарушения чреваты для владельца бизнеса серьёзными штрафами и санкциями, вплоть до закрытия предприятия. Аудит по охране труда позволяет не допустить подобного, своевременно устранить несоответствия и снизить риск получения производственных травм. Кроме того, это возможность выяснить, насколько эффективно используется бюджет, который организация направляет в эту сферу.

Суть и основные задачи

Аудит по охране труда — это комплексная оценка организации и функционирования системы ОТ на предприятии. Может проводиться как силами внутренних служб, так и с привлечением сторонних экспертов (для небольших организаций экономически выгоднее второй вариант). Во многих городах работают специальные центры аудита по охране труда, которые предоставляют услуги независимых экспертов в данной области.

Цель данной проверки — выявить и объективно оценить опасные факторы, нарушения в организации производства и обустройстве рабочих мест, а также разработать рекомендации для устранения нарушений.

Аудит системы охраны труда включает в себя такие направления:

  1. Оценка организации и структуры подразделений, занимающихся вопросами безопасности сотрудников. Так, в соответствии с Законом "Об основах охраны труда в РФ", на предприятиях с количеством сотрудников от 100 и выше для этого должна существовать отдельная служба (на малых эти функции может выполнять один специалист, имеющий соответствующую подготовку или опыт).
  2. Анализ эффективности мероприятий. При этом исследуют риск получения производственных травм и развития профессиональных заболеваний, статистику предприятия и комплекс мер, направленных на предотвращение подобных проблем.
  3. Работа с персоналом. Аудиторы проверяют правильность составления и ведения документации по охране труда, журналов и отчётов. Кроме того, проводится тестирование для определения реальных знаний работников и степени выполнения инструкций.
  4. Изучение предприятия. Сюда входит комплексный технический анализ состояния охраны труда, проверка документов на оборудование, наличия у персонала необходимых инструкций и соответствующего уровня обучения.

На основе полученной информации комиссия, выполняющая проверку, разрабатывает свои рекомендации по улучшению условий и качества охраны труда в организации, а также варианты устранения выявленных нарушений.


Документация для проведения

Подготовка к внутреннему аудиту охраны труда начинается с оформления и подписания руководством фирмы приказа о создании соответствующей комиссии. В этом документе указываются такие сведения:

  • задачи и цели аудита;
  • состав, Ф.И.О. и должности всех участников комиссии;
  • список документов, которые подлежат проверке;
  • дата начала и завершения проверки.

Часто в этом же приказе утверждается форма отчёта о результатах проверки. Также к нему прилагается план-график проведения работ и описание организационных процедур. Запрашиваемые документы должны быть предоставлены не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты начала аудита с целью предварительного изучения.


Состав комиссии

Кого нужно включить в список участников аудиторской комиссии? Чётких указаний на эту тему нет, однако желательно, чтобы в команде присутствовали:

  • генеральный директор компании либо его уполномоченный представитель;
  • юрист;
  • специалист по вопросам охраны труда.

Кроме того, в состав комиссии входят от 2 до 4 аудиторов. Это могут быть как сотрудники самой компании, так и внешние эксперты. Если предприятие проводит аудит охраны труда своими силами, необходимо соблюдать принцип независимости. То есть, члены команды не могут быть подчинёнными руководителя того подразделения, в котором проводится проверка.


Основные вопросы. Заполнение формы

Перейдём к тому, как записываются результаты аудита. Основной документ на данном этапе — форма со списком вопросов по работе системы управления охраной труда. Она состоит из нескольких блоков.

Основные элементы СУОТ

Проверяется наличие документов и распоряжений о создании подобной службы, утверждённых графиков работ. Если производство связано с опасными и вредными факторами — в организации должны храниться официальные формы по оценке риска для сотрудников и методах предосторожности. Также аудиторы должны обратить внимание, насколько своевременно вносятся изменения в нормативные акты предприятия при изменении государственных стандартов.

Цели и задачи

Ключевые вопросы, которые рассматриваются на этом этапе — обеспечение безопасности производственных процессов, условий эксплуатации зданий и сооружений. Эти данные получают из технологической документации на проведение работ, их соответствие санитарным, гигиеническим и другим нормам. Важным условием является проведение плановых и капитальных ремонтов, а также периодических осмотров зданий и оборудования.

Необходимо установить, что организация делает для улучшения условий труда — проводятся ли аттестация рабочих мест, контроль и устранение вредных факторов, мероприятия по сокращению использования опасных веществ, обязательные медосмотры среди персонала.

Другие вопросы протокола:

  • Насколько сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты?
  • Проводится ли лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание? Есть ли на предприятии оборудованные гардеробные, комнаты отдыха, медпункт, помещения для приёма пищи?
  • Как организовано обучение персонала по вопросам охраны труда?
  • Насколько развито информационное обеспечение работников предприятия по вопросам охраны труда? Есть ли в организации достаточное количество нормативных документов, плакаты, стенгазеты и т. д.?

Ответив на все вопросы, можно получить представление о том, насколько СУОТ соответствует требованиям действующего законодательства. Результаты записываются в таблицу, где аудитор записывает факты и личные наблюдения. Комиссия определяет, как в компании обстоит дело по каждому пункту и выставляет оценки (как правило, по 10-балльной шкале).

Этапы проведения

Как проводится аудит охраны труда на предприятии? Перед началом работы члены комиссии проходят вводный инструктаж и получают требуемые средства индивидуальной защиты. После этого команда анализирует состояние СУОТ по следующему алгоритму.

1. Первоначальный осмотр. Внутренние аудиторы вместе с представителем подразделения совершают ознакомительный обход по территории объекта. Основная задача — получить общее представление о его размерах, расположении участков, на которых осуществляется производство, а также понять, на какие моменты нужно обратить особое внимание в ходе проверки.
2. Сбор фактов. На данном этапе члены комиссии проводят персональные интервью с руководством, анализируют документацию и наблюдают за работой предприятия в реальном времени. Данные, полученные из разных источников, позволяют сформировать объективное представление об организации и качестве СУОТ, а также разработать рекомендации для улучшения условий.
3. Заполнение протокола. Обработка информации обычно происходит совместно с представителями службы охраны труда и сотрудниками проверяемого объекта или подразделения.
4. Оценка результатов. Выводы об эффективности ОТ на предприятии делают с учётом как государственных, так и внутренних норм самого предприятия. Они должны быть объективными и беспристрастными.
5. Разработка рекомендаций. Их можно разделить на несколько уровней. Первый — это действия, которые имеют наивысший приоритет (от того, будут ли они выполнены, зависит жизнь и здоровье сотрудников, состояние окружающей среды, репутация и даже существование компании). Рекомендации второго и третьего уровней в основном относятся к единичным ситуациям или организационным моментам.

После окончания работ комиссия должна подготовить и передать владельцам компании подробный отчёт о проделанной работе и её результатах.

Источники информации

Члены проверяющей комиссии могут использовать информацию из разных источников.

  • Личное наблюдение. Сюда относятся любые факты, которые члены комиссии могут увидеть лично, например, наличие средств индивидуальной защиты на рабочих местах.
  • Изучение документов. Необходимо изучить всё, что связано с деятельностью анализируемого подразделения: приказы о создании службы ОТ, инструкции, описания технологических процессов, графики осмотров и ремонтных работ, медицинских осмотров и т. д. Все они должны быть предоставлены аудиторам для предварительного изучения не позже, чем за 10 дней до начала работ.
  • Интервью с персоналом и руководителями, опросы. В ходе общения с сотрудниками разных уровней можно оценить ситуацию "взглядом изнутри": какие проблемы возникают, как проходят инструктажи и обучение — не в отчётах, а по факту.

Опытные аудиторы обращают внимание и на так называемые косвенные свидетельства. Так, получить представление о работе службы ОТ на предприятии можно через оценку порядка и безукоризненности заполнения документации, отношение самих работников к охране труда, их нравственную позицию.

Подготовка отчёта

Это заключительный этап аудита системы управления охраной труда. В данном документе комиссия должна дать руководству полную информацию о проделанной работе, собственные заключения и комплекс рекомендаций по улучшению работы СУОТ в организации или отдельном подразделении.

Какую информацию включает в себя типовой отчёт по внутреннему аудиту?

  • общая информация и объект проверки (название и адрес предприятия, Ф.И.О. членов комиссии);
  • объём и основные задачи аудита;
  • план и график проведения проверки;
  • главные выводы о сильных и слабых, требующих улучшения, моментах;
  • приоритетные рекомендации;
  • классификация и пояснение к каждому выводу;
  • перечень использованных для оценки стандартов, норм, правил;
  • заключение.