Методы и приемы воспитательной работы. Активная урочная деятельность ребенка. Основные методы воспитания младших школьников

    Лайк

    Когда дети поступают в образовательную школу, их прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом.

    Не рассчитывая на достаточное количество учителей, он полагался на старших учеников, чтобы учить младших. Педагогическая и административная организация, соч. Тридцать шесть учебников по математике, переведенных с китайского на английский, будут доступны нескольким британским школам. Будучи более конкретным, прогрессивным и интерактивным, чем его западные коллеги, азиатский метод обучения принесет наилучшие результаты.

    В течение нескольких лет Соединенное Королевство тестировало мелкомасштабный метод. Тем более, что в этом процессе исследование, проведенное Оксфордским университетом, впервые подтверждает, что учащиеся, которые используют китайский метод, будут иметь больше возможностей в математике, чем другие дети.

    Во время активного учебно-воспитательного процесса дети обучаются построению наполненных, нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями.

    Воспитание младших школьников начинается с первого дня обучения в школе

    При новом наборе первоклассников учителя отмечают у них достаточно низкий уровень воспитанности. Не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означает добро и зло, честность и обман, личный долг, совесть. Многие дети в таком юном возрасте не могут дать объективную оценку самому себе, у них может присутствовать завышенный либо заниженный уровень самооценки. Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать именно с малых лет.

    Но каковы ингредиенты этого успеха в китайском стиле? Рецепт кажется довольно простым. Когда западным детям обычно приходится быстро интегрировать ряд основных концепций, «мастерский подход» к китайцам, который можно было бы описать на французском языке как «способ овладения», будет опираться на гораздо более прогрессивную и передовую ассимиляцию от математического правила до его полного мастерства, прежде чем переходить к следующему. Ясно, что только тогда, когда всему классу удалось показать, что она понимает, что учитель переходит к следующему правилу.

    Дети в этом юном возрасте не являются достаточно нравственно сформированными. В воспитательной практике существуют определенные формы развития школьника в этом направлении, основу всего процесса составляет извечное понятие нравственности.


    Воспитание во внеурочное время - формы и методы

    По словам Джеймса Холла, главного автора исследования в Оксфорде, этот метод гордится своей практикой. Основные математические концепции действительно разбиты на небольшие этапы, начиная с использования реальных объектов, а затем с рисунками и диаграммами, чтобы лучше помочь им понять. Это сильно отличается от практики в Англии, основанной на индивидуальных играх по обучению и запоминанию, - объясняет он в «Жэньминь жибао», официальном пресс-органе Коммунистической партии Китая.

    По словам автора исследования, успех метода будет также обусловлен его весьма интерактивным аспектом. Математический курс состоит из обмена между учителем и учениками. Им задают ряд вопросов, чтобы проверить их понимание и работать группами по конкретным упражнениям перед своими товарищами и указывать принципы, которые привели их к результату.

    Основные задачи

    Перед каждым опытным педагогом стоят следующие важные воспитательные задачи, направленные на повышение уровня морали среди младших школьников:

    • раскрытие и подробное изучение отличительных особенностей нравственного воспитания младшего школьника;
    • простые действенные методы, доступные для понимания формы и нестандартные приемы обучения основам нравственного воспитания младших школьников должны использоваться в любой урочной и последующей внеурочной деятельности;
    • дальнейшее применение полученных знаний на практике.

    Уровень нравственного развития младшего школьника играет определяющую роль при дальнейшем формировании полноценной личности, он способен оказывать огромное влияние на умственное развитие и физическую подготовку детей, на привитие им эстетических чувств и различных творческих интересов.

    Либертарианская педагогика определила набор концепций и методик обучения, направленных на индивидуальную и коллективную эмансипацию. Однако, несомненно, сегодня необходимо дать новый вдох этому проекту. В области образования, как и везде, история показывает это. Среди них можно упомянуть Пола Робина или Себастьяна Фора. Речь идет о выходе из отношения к вертикальному знанию, унаследованному от Церкви. Напротив, необходимо научиться экспериментальному методу, чтобы способствовать рациональной педагогике.

    Селестин Фринет создал после первой мировой войны педагогику вдохновляющего советника, которая позволила бы детям народа приобретать способности управлять своими заводами. Но этот прогрессивный проект не только разделяют участники рабочего движения, но и сторонники либеральной экономики. Но для них нужно сформировать предпринимательскую элиту завтрашнего дня. Общий враг - это традиционное и консервативное образование. Напротив, мы должны ценить автономию и инициативу. Возобновление образования также способствуют течения, которые ценят прежде всего личное развитие личности.


    Противоречия воспитания межу требованиями и желаниями

    Нравственное воспитание представляет собой сложный двусторонний процесс формирования важной части сознания, выработки необходимых положительных навыков и полезных привычек нравственного поведения.

    Это, например, образовательный опыт Александра Нила или Карла Роджерса. Таким образом, двусмысленность оседает постоянно, до сегодняшнего дня. В рамках предпринимательской педагогики новый дух капитализма использует методы Фрейнета или аналогичные методы для развития новых управленческих навыков. Трудность заключается в том, что капитализм восстанавливает все, что эффективно, лишая его намерений, которые привели к их развитию. Однако кажется, что новые педагогические способности считаются очень эффективными для обучения коллективной работе или автономии.

    Привычное поведение ребенка в этом возрасте принято считать нравственным, если он анализирует, тщательно продумывает свои дальнейшие действия, поступает надлежащим образом, отбирая только подходящий способ решения стоящей перед ним моральной проблемы.

    Особенности развития нравственных качеств у детей

    Обсуждая родительское нравственное воспитание детей в младшем школьном возрасте, необходимо для себя четко уяснить, какие именно положительные качества необходимо родителям формировать в их детях. Известно, что среди многочисленных человеческих качеств искренняя доброта всегда будет на первом месте, ведь она является истинным показателем человечности.

    Это соответствует управленческому дискурсу «мягких навыков». Школа прогулок иллюстрирует начало педагогики Селестина Фрейне, благодаря характеру молодого учителя. Традиционным методам нового образования придерживаются консервативные силы: «общественные реакционеры», как их называет Григорий Чамбат. Их защищают путем модернизации сил, связанных с индивидуальной автономией, которые могут быть либеральными или либертарианскими.

    В результате школьного массирования практики начинают меняться. Они остаются в относительно ограниченных практиках, но они оказывают большее влияние на начальную школу. В этой практике заинтересованы несколько течений социологии школьного неравенства. Они отмечают, что новые методы неблагоприятны для студентов из разных слоев общества. Продвигая исследования в области автономии, они предпочитают учеников среднего класса, которые уже создали эти навыки в своей семейной среде.


    Методы воспитания - виды

    Понятие «добрый человек» одним словом не растолкуешь, настолько оно сложное и многогранное. Добрым можно охарактеризовать того человека, у которого сильно развита искренняя любовь к Родине, близким людям, от него исходят выраженное стремление делать исключительно добро людям, прямолинейность, совестливость, чувство личного долга, справедливость, разумное трудолюбие. Все эти позитивные качества напрямую относятся к фундаментальному понятию нравственности.

    Тем не менее следует отметить, что исследование, проведенное Ив Рейтером в школе Фрейнета в рабочем районе, показывает, что он преуспевает. Но опыт трудно распространяться, потому что он основан на школе, полностью состоящей из учителей Фрейне. Таким образом, если подвести итог, можно выделить два момента: риск воспроизводства социального неравенства и риск восстановления капитализма. Тем не менее, эта ситуация неразрешима?

    Когда мы сравниваем область педагогики во франкоязычном мире с другими пространствами - англосаксонским или латиноамериканским - можно заметить, что это не похоже на то же самое. Во Франции нет так называемой «критической педагогики» за рубежом. Критический американский педагог Генри Жиру выделяет три течения: консервативный, либеральный и критический. Критическая педагогика отличается от либеральной педагогики тем, что она не только пропагандирует революцию в педагогических практиках, но и политическую трансформацию общества, беря педагогику в качестве отправной точки.

    Специфика родительского нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс является длительным и непрерывным, а итоги его проявляются не сразу.

    Педагогическое нравственное воспитание младших школьников должно на постоянной войти в программу любой образовательной программы. Школа для ребенка должна стать той комфортной адаптивной средой, где царит атмосфера настоящей нравственности, формирующая основные ценности. При этом важно, чтобы действующая воспитательная система активно взаимодействовала со всеми важными компонентами каждодневной школьной жизни: специальными тематическими уроками, переменами, подробными внеурочными часами, насыщала жизнь младших школьников особым глубоким смыслом.

    Что весьма специфично для Франции, так это то, что споры о педагогических методах фокусируют всю дискуссию на ущерб целям. Это приводит к тому, что люди, которые имеют все же идеологически разные позиции, оказываются защищающими одни и те же методы. Например, сторонники экономического либерализма и прогрессивные педагоги смогли защитить введение оценки навыков.

    Что характеризует этот подход, так это то, что педагогика должна быть ориентирована на сложные социальные неравенства класса, пола и расы. Педагогические методы не должны быть фетишизированы для себя, но подчинены этому. Это означает, что не может быть педагогического догматизма, но что это вопрос использования наиболее подходящих средств для достижения этой цели.


    Патриотическое воспитание на занятиях

    При решении важных воспитательных задач школе необходимо учитывать только разумные и позитивные качества в человеке, помочь каждому пришедшему школьнику в определении ценностной основы для нравственной жизнедеятельности, почувствовать личную ответственность за необходимое сохранение актуальных этичных качеств общества. В этом ему должны помочь основы традиционного нравственного воспитания, органически соединенные с ежедневным учебным процессом, составляющие важную ее часть.

    Таким образом, то, что характеризует критическую педагогику, не является прежде всего ее педагогическими методами, а отношением к знаниям, которые он пытается использовать среди учащихся, а именно к критическому докладу. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы ограничиться вертикальной передачей знаний. Учитель должен создать условия для критического присвоения этих знаний с помощью педагогики, которая ценит вопрос, диалог и рефлексивность.

    Школа - это пространство для занятий

    Критические педагоги, такие как Жиру, признают, что школа является инструментом общественного воспроизводства, но они не уменьшают ее: школа - это пространство классовой борьбы. В результате студенты не пассивны и могут сопротивляться школьной культуре. Учителя могут подорвать школьную систему, проводя контр-гегемонистскую борьбу в своем классе. Критические педагоги были особенно заинтересованы в том, чтобы показать учащимся скрытые учебные планы. Это неявные школьные правила, которые учат учащихся среднего класса или сексуальные стереотипы, которые передаются в школе.

    Ценность нравственности для современного школьника

    Поступая в образовательную школу, ребенок начинает активно претворять в жизнь социально значимую учебную деятельность, нацеленную на усвоение научных терминов. Все ежедневные отношения ребенка с прекрасным внешним миром, в окружении близких людей и вне школьных активностей регламентируется его изменившейся ролью – позицией младшего школьника.

    Это также идеологически ориентированные презентации в школьных программах. Понимая это, народное образование неизбежно является политическим: оно заключается в расшифровке отношений господства, в осознании того места, которое занимают в обществе, в обучении тому, как соединять себя в борьбе с властью, в экспериментировать с его способностью действовать. На что нацелено не только личное развитие или самореализация: это индивидуальная и коллективная эмансипация и трансформация общества.

    Вы также можете посмотреть резюмированную лекцию Франка Лепажа о школе и образовании. Еще до прихода нашего первого ребенка нас переполняют советы окружающих. Мы все меньше и меньше обращаемся к нашим родителям, но больше к нашим друзьям, интернету и многочисленным гидам, предлагаемым в книжных магазинах, надеясь найти правильный путь для подражания. Однако, сосредоточив внимание на методах обучения во всем мире, мы замечаем его многообразие. Нет инструкций по воспитанию ребенка, но вдохновляющие практики.

    Опытный педагог тут выступает в роли официального носителя нравственно-социальных норм, а дружеские отношения у младших школьников со сверстниками основываются на взаимном сотрудничестве.


    Методы обучения, применяемые и в воспитательных целях

    Коляска и физическое крепление

    Чтобы мир открыл наш ребенок, а также для облегчения нашего существования, коляска необходима для всех родителей из Северной Америки. Тем не менее, тайцы, бразильцы, кенийцы и многие другие делают по-другому. Непроходимые дороги на трех четверти земного шара, а также экономический аспект оказывают определенное влияние. Вот почему многие дети по всему миру носят по-разному и сопровождают своих родителей в повседневной жизни.

    По словам корейцев, физическая привязанность необходима для правильного развития ребенка, а также внимание к наименьшей из его потребностей. 2 То есть, между прочим, почему они несут своих детей и спят вместе с ними. Тем не менее, здесь мы задаемся вопросом, слишком ли мы изматываем нашего ребенка, держа его на руках, и мы чувствуем себя виноватым, когда мы позволяем ему спать в нашей постели.

    Нынешние дети сильно изменились с того переломного момента, когда формировалась нынешняя система образования. Именно поэтому сегодня каждому педагогу необходимо четко уяснить, какие требования к нравственно-социальному воспитанию предъявлены новыми образовательными стандартами, применять нестандартные методы в ежедневной педагогической работе.

    Также рутина не имеет такой же важности в зависимости от того, где мы живем на планете. Большинство родителей из Северной Америки включают рутину для приема пищи, сна и сна. Ритуал сна необходим для всех семейств моделей. Напротив, аргентинцы, как испанцы и итальянцы, предпочитают социальную жизнь по фиксированному графику. Родители разыгрывают детей повсюду, и это нормально, когда они встречаются в ресторанах в поздний час. Сон не существует или мало. Маленькие засыпают, когда они истощаются. Для аргентинцев выход ночью - это просто часть уравнения счастья. 4 Поэтому они не подвергаются давлению со стороны окружающих, чтобы подчинить свое потомство заданной структуре.

    В жизнедеятельности младших школьников присутствует одна очевидная проблема – выраженная ограниченность живого общения с ровесниками.

    Для многих школьников это активное общение становится настоящей ценностью. Пропадают небольшие дворовые коллективы. Активные игры, совместная ежедневная деятельность и продуктивное сотрудничество со своими ровесниками оказываются вне доступа младших школьников. Это негативное обстоятельство существенно ухудшает усвоение школьниками системы моральных устоев, что препятствует дальнейшему формированию душевной отзывчивости ученика. Все взрослые настроены на то, чтобы их ребенок активно усваивал нужные навыки и специальные умения, не принимая во внимание настоящую ценность родительского нравственного воспитания и постепенного личностного развития.


    В школе появляются новые друзья

    Активная урочная деятельность ребенка

    Отечественная школа является на сегодня единственным открытым учреждением, не утратившим все позитивные качества для проведения результативного, всеобщего воспитания будущих сограждан своей страны. Школьный урок для практикующего педагога любого предмета является основной формой нравственного воспитания и личностного развития личности. Он в полной мере не воплощает всех важных этичных параметров, но выступает в роли доминирующей деятельности на протяжении всего активного обучения в школе.

    Позитивная, нравственная обстановка на уроке – мощнейшая формирующая среда, которая воспринимается в качестве важного инструмента в достижении нравственного воспитания личности.


    Урок-игра - эффективный воспитательный метод

    Процесс нравственного воспитания в школе базируется на принципах единого сознания и ежедневной деятельности, на основании которых возможно дальнейшее формирование и быстрое развитие устойчивых положительных качеств личности при условии активного участия самого школьника. Каждый педагогический урок в школе нужно наполнять особым нравственным содержанием независимо от его теоретического содержания, тогда учебный материал обретает особый вес.

    Уроки литературного чтения в помощь родителям

    Основные формы нравственного воспитания реализуются на уроках активного литературного чтения. Именно традиционное литературное чтение остается сегодня той важной опорой для нравственности, настоящим источником, напитывающим духовную жизнь простых школьников.

    Специальные уроки литературного чтения – это важные методы закладки основ духовности и нравственности. Волнительная первая встреча с классическим художественным произведением, его главными героями с их ежедневными поступками заставляет школьника невольно задуматься о своей собственной маленькой жизни, об окружающем мире, в котором он живет. Учитель в это время превращается в близкого друга, открытого проводника, помогающего разобраться в поступках ошибающегося героя, в таких актуальных понятиях, как добро и зло. На каждом подобном уроке дети, активно работая с прочитанным литературным материалом, получают возможность анализировать его, извлекая из этого нужные моральные уроки.


    Уроки литературного чтения играют важную роль в нравственном воспитании

    Правильному формированию этичных понятий во время литературного чтения способствуют педагогические методы, нацеленные на точное выявление нравственного содержания прочитанных произведений. К их числу относятся следующие методы:

    • аналитическая беседа;
    • тематическое творческое чтение;
    • метод подробного исследования;
    • проигрывание проблемных ситуаций;
    • создание ярких творческих иллюстраций к прочитанному произведению.

    Особая роль в процессе нравственного воспитания учеников младших классов отведена активной работе над народными пословицами, поговорками, уникальными национальными фразеологизмами. При этом педагог должен заострять внимание обучающихся детей на воспитательную значимость и моральные ценности, находящие в народном фольклоре, а также на их нравственную ценность в процессе формирования и развития личности каждого ребенка.


    Задачи урока в первом классе

    Роль различных видов уроков в процессе нравственного развития

    При подготовке к специальному уроку литературного чтения педагог должен осознавать, какой глубокий нравственный смысл заложен в том или ином классическом произведении, он может организовать свою обучающую работу таким образом, чтобы каждый тематический урок прочно вошел в личностный опыт каждого любознательного ребенка и стал прямым источником нравственных знаний.

    Существуют различные формы уроков, в которых заложены огромные возможности для нравственного воспитания, например, специальный урок-игра.

    Помимо ознакомления с учебным материалом, активная игра направлена на мотивацию ребенка: достижение цели происходит на основе установленных правил, у ребенка формируется умение подчиняться обозначенным правилам, запасаться определенным терпением, идти к победе, не препятствуя другим.


    Роль игры в воспитательном процессе

    На практике используется такая форма педагогического урока, как специальный общественный смотр знаний. Подобные формы ведения учебных занятий допускаются на математике. Он проводится, например, когда дети хорошо усвоили элементарную таблицу умножения и готовы продемонстрировать свои навыки. Ученики здесь чувствуют себя здесь словно на небольшом экзамене, вытягивают опросные карточки, отвечают на четко поставленные вопросы. Что дает такой нестандартный урок в плане формирования нравственности?

    В результате этого урока дети осознают, что все радости и успехи жизни напрямую зависят от личных усилий.

    Стоит особо выделить определенные формы уроков с использованием регионального элемента. Вот где есть возможность растить истинного патриота. Каждый уголок нашей необъятной страны обладает своими уникальными особенностями, что является прямым поводом для гордости местного населения. Необходимо четко уяснить, что вместе с приобретенными знаниями о родном крае ученик должен испытать невероятную гордость за свою край, ее уникальность, осознать себя ее частью. У него должно появиться желание сохранить ее неповторимость, продолжая сложившиеся традиции своих предшественников.


    Комплексные занятия с применением современных средств

    Все эти воспитательные методы имеются в специальных уроках-экскурсиях по родной земле, где выросли школьники. Это помогает им посмотреть на свои родные красоты по-другому.

    Школьникам очень полюбились такие формы проведения уроков, как практические занятия по изобразительному искусству и нужной технологии. Организация работы по созданию небольших творческих работ в младших классах – приоритетная задача каждого уважающего себя педагога. В качестве такой работы может выступать изготовление яркой открытки либо небольшой поделки в подарок родным к важному празднеству. Эти нестандартные методы работы учат детей проявлять искреннюю заботу к близким людям, показывают настоящую ценность ручного труда, воспитывают уважение к умелым рукам.

    На комбинированных уроках преподаватели используют методы коллективной работы, дети учатся работать в парах либо узких группах, внося свой личный вклад в общее дело. В дальнейшем им будет легче строить отношения в коллективе в нравственном ключе. Все эти формы уроков способствуют нравственному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала.


    Уроки изобразительного искусства как метод воспитания доброты

    Развитие у детей нравственных качеств – это задача не только педагогов, но и родителей.

    Чтобы воспитать в ребенке хорошие качества, родителям нужно следовать нравственным законам существования семьи. Все методы воспитания не должны идти вопреки сложившимся законам семьи. Родителям необходимо принять во внимание следующие полезные рекомендации:

    • Каждый ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Родительская любовь была разумной, здесь важно найти гармонию между лаской и наказанием.
    • Ребенок должен жить в искренности. Иногда родители начинают немного привирать в различных жизненных обстоятельствах, они видят в этом единственный выход из ситуации. А дети мгновенно ощущают ложь, их это начинает смущать. Поэтому, если родители не могут что-то объяснить ребенку, лучше просто сказать: «Я не могу тебе это объяснить сейчас».
    • Ребенку нужно все разъяснять. Чтобы убеждать детей разного возраста в чем-то, родителям нужно быть мудрее и применять индивидуальный подход к каждому. Например, в младшем школьном возрасте детям требуются убеждающие аргументы из книг.
    • Безнравственные методы наказания ребенка нужно исключить из жизни семьи. Эффект порицания оказывает огромное влияние на ребенка, тут важно найти правильный подход, чтобы не оскорбив ребенка, дать точную оценку его действиям. Порицание является искусством сочетания строгости и доброты.
    • Родители должны стать для детей образцом работоспособности и показывать блага, созданные своим трудом. Ребенок постепенно начинает повторять действия за взрослыми в игровой деятельности, а в дальнейшем становится сам исполнителем.

Основной целью моей работы с обучающимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гатауллина Х.Г.,учитель начальных классов

МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово

муниципального района Бижбулякский район

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Успешность обучения ребенка в школе родители часто связывают с тем, как хорошо он умеет читать, считать и писать. И потому их внимание в большей степени к успеваемости детей по математике, чтению и письму. А вот предмет природоведение, или окружающий мир, или естествознание, многими родителями недооценивается и рассматривается как второстепенный и даже необязательный. Для решения данной проблемы учителю начальных классов требуется не только знание методики преподавания, но и умение направить свою деятельность на экологическое воспитание в учебной деятельности. Поэтому в своей работе одним из важнейших направлений воспитательной работы в начальных классах считаю экологическое воспитание. Рассматривая его как составную часть единого воспитательного процесса, работаю над формированием у обучающихся ответственное отношение к природе. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Актуальность данной темы помогла мне выдвинуть гипотезу: использование нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию значительно повысит уровень экологической культуры младших школьников.

Основной целью моей работы с обучающимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

  1. Определить сущность и цели экологического воспитания.
  2. Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры младших школьников.
  3. Раскрыть организацию нерегламентированной деятельности экологической направленности в младшем школьном возрасте.
  4. Разработать экологический проект.

В своей работе применяю разные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

1.«Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2.«Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений Ф.Тугызбаевой, Н.Мусина, Ф.Рахимгуловой, М.Карима, Р.Бикбаева,В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3. «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

4.«Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5.«Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Формами организации образовательного процесса являются: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, экскурсия, игра, творческая мастерская, конкурс, выставка. Одной из интересных форм организации воспитательно-образовательного процесса являются экскурсии, во время которых детям даются экологические знания и нормы экологического поведения. Специфика занятий предполагает широкое использование разнообразного природного материала, ветки, шишки, травы, цветы. Часть этого материала собирается в природе. Поэтому при проведении экскурсий необходимо обучать детей правилам сбора растений и знакомить с редкими и исчезающими растениями своего региона

Целью любой экскурсии в природу является расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире, воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять природу. При проведении экскурсии можно использовать несколько приемов.

  • Прием сравнений. Этот прием делает впечатления детей более яркими, конкретными, восприятия более четкими.
  • Прием зрительной реконструкции. Этот прием вызывает в воображении детей сильные эмоции, делает их соучастниками воспроизводимых картин.
  • Прием наблюдения. Организуя наблюдения, педагог руководит этим процессом. Наблюдения должны проводиться системно.
  • Прием заданий. Активная мысленная деятельность должна сочетаться с физической, поэтому во время экскурсии можно предложить детям посильную работу: посадку саженцев, уход за саженцами, срезку сухоцветов.

В ходе экскурсий по теме «Наблюдение за природой. Природа вокруг нас » по экологической тропе дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа – определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задача похода – не только запомнить растения и встречных животных, но и выяснить, как на лесной массив повлияла близость школы, какие негативные последствия вызывают пребывания здесь большого числа людей, установить соответствующие причинно – следственные связи, определить правила экологически грамотного поведения. С особым интересом дети решают на занятиях экологические задачи, составленные на местном материале.

Часто в ходе работы к детям приходит мысль придумать специальный знак, заостряющих внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Выполненные ребятами знаки вывешиваются в школе (над умывальником, в столовой), в лесу. Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять окружающую нас среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Задача педагога, который развивает эстетическое отношение к природе у своих воспитанников, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.

Практическая работа в летнее время направлена на выращивание сухоцветов на пришкольном участке для использования в зимнее время для составления флористических композиций. Участок сухоцветов является необходимым «подразделением» в целом пришкольного участка. Наличие такого участка позволяет обучающимся приобретать и накапливать знания о многообразии живой природы, призван показать разнообразие группы растений – истинных сухоцветов, которые можно вырастить, высушить и использовать в творчестве детей, а также позволяет сформировать основы экологической культуры, навыки экологически ответственного поведения путем непосредственного контакта с миром природы. Приемы возделывания растений: посев, посадка, прореживание, окучивание, борьба с сорняками, вредителями, болезнями, приучают их к бережному и внимательному отношению ко всему живому. Рациональное использование участка позволяет ежегодно обновлять и пополнять наглядно-демонстрационный материал, используемый в обучении аранжировке цветов.

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Очень важно, чтобы он постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.