Областной закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Обзор последней редакции закона «Об обороте земель сельхозназначения. Невостребованные земельные долевые участки

Земли сельскохозяйственного назначения РФ располагаются за пределами населенных пунктов. Они предоставляются для осуществления с/х деятельности и выполнения работ, связанных с ней. Рассмотрим далее сельскохозяйственного назначения.

Общие сведения

Виды земель сельскохозяйственного назначения формируют отдельную категорию ресурсов. К ним относят лучшие территории, считающиеся достоянием страны. В с/х деятельности они выступают не только в качестве пространственно-операционного базиса, но и как основной производственный фактор. В этой связи устанавливается особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. ФЗ №101 определяет функции государственных органов по обеспечению контроля над состоянием этих территорий, обязанности лиц, осуществляющих с/х деятельность, стимулирующие меры для повышения качества грунта.

Земли сельскохозяйственного назначения: разрешенное использование

Основным регулирующим нормативным актом в сфере эксплуатации рассматриваемых ресурсов выступает ЗК. В Кодексе присутствует понятие В нее входят:

  • Земли поселений.
  • Территории запаса.
  • Земли с/х назначения.
  • Водный и лесной фонд.
  • Рекреационные земли.
  • Промышленные территории.

В Кодексе также определяется вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Такая категория присваивается участку в соответствии с целями его получения. Сегодня участки приобретаются, как правило, для строительства поселков. В ЗК установлены следующие виды использования земель сельскохозяйственного назначения:

  • Для ведения производственной с/х деятельности.
  • Для создания крестьянско-фермерского или личного подсобного х-ва.
  • Для огородничества или садоводства с возможностью соорудить частный жилой дом.
  • Для дачного строительства.

При этом в зависимости от целей получения наделов действует тот или иной правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Например, при дачном строительстве в возведенном жилом доме можно прописаться. Если целью будет ведение огородничества или садоводства, то зарегистрироваться в сооружении нельзя.

Важный момент

Многие граждане не знают о том, что для создания загородного поселка нет необходимости переводить участок из одной категории в другую. В этом случае достаточно установить другой вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. В результате поселок будет строиться с возможностью впоследствии зарегистрировать свое проживание. Следует сказать, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения - процесс довольно трудоемкий. Он связан с необходимостью собирать множество документов, проводить согласование с разными инстанциями. Тем не менее эта процедура обойдется дешевле и займет меньше времени, чем перевод в другую категорию.

Специфика

В процессе изменения вида допустимого использования участка с "для с/х производства" на "для дачного строительства" имеет место существенное ограничение, которое некоторые владельцы наделов не принимают во внимание. Согласно действующим нормативным актам, территории могут предоставляться для ведения огородничества, дачного строительства, садоводства исключительно гражданам или их объединениям некоммерческого характера. К последним, в частности, относят потребительские кооперативы, товарищества, которых выступает "дачное строительство", "ведение огородничества/садоводства", не могут выделяться юридическим лицам, если они осуществляют предпринимательскую деятельность возмездного характера. К таким коммерческим структурам, в частности, относят акционерные общества, ООО и прочие компании. Эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения либо участков, входящих в их состав, предоставленных на время выполнения строительства линий электропередач, дорожного полотна, линий связи (линейно-кабельных сооружений в том числе), газо-, нефте- и прочих трубопроводов, должна осуществляться при наличии проекта по рекультивации таких наделов для с/х нужд без перевода их в другую предусмотренную в нормативных документах категорию. Указанная документация должна быть утверждена уполномоченными профильными структурами.

Нормативная база

Перечисленные выше типы включены в Классификатор видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Этот документ необходим для информационного обеспечения работы Комитетов по ресурсам и территориальному устройству, Кадастровой и Регистрационной палат в регионах страны, касающейся учета наделов и оформления сделок с ними.

Субъекты

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения предусматривает определение лиц, которым может передаваться та или иная территория. К таким субъектам относят:

  • Фермерские (крестьянские) хоз-ва.
  • Граждан, которые создали подсобное хозяйство индивидуального типа, садоводство, огородничество, животноводство.
  • Казачьи общества.
  • Хозяйственные объединения и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (муниципальные и государственные), прочие коммерческие организации.
  • Некоммерческие общества, в том числе религиозные, а также потребительские союзы.
  • Учебные, опытно- и учебно-производственные, учебно-опытные подразделения при научных и образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области с/х деятельности, общеобразовательных учреждений.

Права на земли сельскохозяйственного назначения имеют также общины малочисленных коренных народов ДВ, Севера, Сибири для сохранения и развития традиционного промысла, образа жизни.

Особенности земель сельскохозяйственного назначения

Они зафиксированы в ст. 79 ЗК. Пастбища, залежи, сенокосы, пашни, территории, занятые виноградниками, садами и прочими многолетними насаждениями, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения. Эти участки подлежат особой охране, поскольку имеют приоритетное значение в с/х деятельности. Существуют также особо ценные территории. К ним, в числе прочего, относят территории опытных и производственных подразделений при научных организациях, учебно-опытных отделений образовательных учреждений и другие угодья. Если их кадастровая стоимость выше среднего показателя по городскому округу/муниципальному району, они могут включаться в состав земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатация которых в иных целях запрещена.

Предоставление участков

Эту процедуру регламентирует Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В этом и других нормативных актах сформулирован определенный порядок предоставления участков. Так, ст. 81 ЗК регламентирует процедуру передачи территорий для ведения фермерского (крестьянского) или подсобного хоз-ва индивидуального характера. Указанная статья также действует в случае, если вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определен как "дачное строительство" или "ведение садоводства/огородничества". Среди нормативных актов, регламентирующих процедуру, следует отметить:

  • ФЗ "О фермерском (крестьянском) хоз-ве".
  • ФЗ "Об огороднических, садоводческих, дачных некоммерческих гражданских объединений".
  • Законы субъектов страны, издаваемые в сфере землепользования, и прочие нормативные акты.

ФЗ №101

Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентирует отношения, которые касаются распоряжения, владения, пользования участками. Положения акта формулируют ограничения и допущения, которые могут применяться к совершаемым сделкам с этими объектами. Кроме этого, устанавливается порядок владения, распоряжения и пользования долями наделов. Действие нормативного акта распространяется вне зависимости от того, какой определен вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения

Он формируется по ст. 80 ЗК. Целью этого фонда выступают:

  • Перераспределение земель для осуществления сельскохозяйственной производственной деятельности.
  • Формирования и расширения подсобного хоз-ва, принадлежащего гражданину.
  • Выполнение работы на земле, расширения деятельности.
  • Ведение огородничества, садоводства, животноводства, выпаса скота, сенокошения.

Юридические возможности

Земли сельскохозяйственного назначения в собственности государства или муниципалитета передаются гражданам только в утвержденном порядке. Данное положение установлено ст. 10 ФЗ №101. Так, субъект, которому участок предоставлен в аренду и который осуществляет надлежащую его эксплуатацию, может приобрести его в собственность. Он также может заключить новый арендный договор. Передача территорий сельхозназначения, находящихся в муниципальной/государственной собственности, допускается:

  • Религиозным объединениям.
  • Научно-исследовательским учреждениям.
  • Казачьим объединениям.
  • Общинам малочисленных коренных народов ДВ, Сибири и Севера для с/х производства, развития и сохранения традиционных форм хозяйствования, промыслов и образа жизни.
  • Гражданам для сенокошения.
  • Образовательным заведениям сельскохозяйственного профиля.

В указанных случаях участки допускается передавать исключительно в аренду. Выкуп таких наделов в собственность не допускается.

Допущения

Закон предусматривает передачу участка, находящегося в собственности муниципалитета и предоставленного в счет долей, фермерскому (крестьянскому) хозяйству или с/х организации, эксплуатирующим его, в аренду или собственность без проведения торгов. Для этого указанные субъекты должны обратиться в соответствующую местную инстанцию с заявлением о заключении арендного соглашения или договора купли-продажи. Это необходимо сделать в течение полугода с даты регистрации права собственности муниципалитета на этот участок. Цена такого надела при этом определяется в размере, не превышающем 15%, - не больше 0.3% его кадастровой стоимости.

Изъятие участков

Конфискация земли у владельца, прекращение права бессрочного (постоянного) пользования, наследуемого (пожизненного) владения, срочного безвозмездного пользования, а также аренды осуществляется в соответствии с ГК, ЗК и ФЗ №101. Принудительное изъятие надела может производиться в судебном порядке, если:

  1. Эксплуатация участка осуществляется с нарушением определенных законодательством требований по рациональному использованию земли, что повлекло за собой значительное снижение качества возделываемого грунта или ухудшение экологического состояния среды.
  2. На протяжении трех и более лет, идущих подряд, с начала владения наделом на нем не производится с/х деятельность или иные работы, связанные с ней.

Во втором случае при расчете срока не учитывается период, в течение которого участок не мог использоваться вследствие стихийного бедствия либо по иным обстоятельствам, делающим эксплуатацию невозможной, а также время, которое необходимо на освоение территории (не более 2-х лет). Принудительное изъятие участка по указанным выше основаниям допускается в случае, если установленные факты не были устранены после назначения соответствующих административных санкций.

Регулирование агротехнических мероприятий

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений в воздухе, питательных веществах, тепле, воде, физико-химической и биологической среде, обеспечивать их урожайность. Для поддержания надлежащего качества почвы проводятся соответствующие мелиоративные мероприятия. Их выполнение регламентируется на законодательном уровне. Целями нормативной регламентации мероприятий выступает обеспечение воспроизводства качества почвы при осуществлении субъектами на участках с/х деятельности.

Задачи

Принятый ФЗ, регулирующий порядок воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель, обеспечивает:

  • Сохранение и улучшение качества почвы.
  • Формирование благоприятных условий для максимально полного использования природно-хозяйственного потенциала и работы агропромышленного комплекса.
  • Улучшение продуктивности территорий и их экологического состояния.
  • Поступление качественного продовольствия населению.
  • Улучшение социальных и экономических условий в сельской местности.

Данный нормативный акт обеспечивает, таким образом, регулирование отношений, которые возникают между пользователями, владельцами и прочими, в том числе муниципальными/государственными структурами, в сфере обеспечения качества почвы на эксплуатируемых и обрабатываемых территориях. В положениях документа устанавливаются порядок, обязанности, права, ответственность, полномочия субъектов, характер мероприятий, допущения и ограничения мелиоративных работ на местности. Закон регламентирует те отношения и деятельность, которые не урегулированы ЗК и иными нормативными актами страны в сфере природопользования.

Деятельность субъектов

Пользователи, владельцы, собственники, арендаторы участков могут:

  • Осуществлять агротехнические, мелиоративные, агрохимические, противоэрозионные, фитосанитарные мероприятия, направленные на воспроизводство продуктивности территории.
  • Получать в законодательном порядке сведения от уполномоченных структур исполнительной власти о качестве почвенного слоя на своих участках, а также информацию о его динамике.
  • Обращаться в государственные органы, местные инстанции МО и прочие организации с заявлениями, жалобами, предложениями, касающимися вопросов обеспечения плодородия почвы, получать обоснованные и своевременные ответы.
  • Реализовывать иные права, если их осуществление не противоречит нормативным государственным и региональным документам.

Обязанности лиц

Собственники, арендаторы, пользователи, владельцы участков, обладающие статусом товаропроизводителей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, должны:

  1. Выпускать продукцию способами, посредством которых обеспечивается сохранение и воспроизводство продуктивности территории. Применяемые методы должны ограничивать или полностью исключать неблагоприятное влияние их производственной деятельности на окружающую среду. Это требование, в числе прочего, распространяется на выпуск товаров на основе научно-обоснованного чередования культурных сортов в севообороте.
  2. Осуществлять разработку системы возделывания почвы на закрепленных участках. Она должна иметь экономическое и научное обоснование и обеспечивать выпуск с/х продукции при сохранении продуктивности грунта на эксплуатируемых территориях.
  3. Разрабатывать технологические карты, основанные на сформированной системе земледелия.
  4. Заполнять шнуровые книги сведениями о полях севооборота.
  5. Выполнять мелиоративные, агрохимические, фитосанитарные, агротехнические, противоэрозионные мероприятия, согласно технологическим картам. При этом должны соблюдаться правила, регламенты, нормативы, стандарты, установленные профильными структурами.
  6. Предоставлять в законодательном порядке уполномоченным исполнительным службам информацию о состоянии качества почвы на эксплуатируемых участках сельскохозяйственного назначения.
  7. Обеспечивать содействие выполнению контрольно-проверочных мероприятий в сфере охраны окружающей среды.
  8. Информировать профильные уполномоченные исполнительные структуры о фактах деградации почвы на землях сельскохозяйственного назначения, загрязнении грунта на участках, которые находятся в пользовании либо владении, а также граничат с эксплуатируемыми территориями.
  9. Исполнять иные обязанности, предусмотренные в нормативных актах.

Заключение

Земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства. В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональной эксплуатации территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности, с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно. Немаловажное значение для сохранения земельных ресурсов и правильного их использования имеет контроль оборота участков.

Земля по праву считается одним из наиболее ценных активов, чья стоимость мало подвержена сезонным колебаниям. Однако не только это делает сельхозучастки привлекательной инвестицией. Агропроизводство - всегда выгодное вложение денег, гарантирующее их возврат с немалой прибылью. Положения Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения значительно облегчат составление соглашения о долгосрочной аренде. Также знакомство с этими законодательными нормами защитит от типичных ошибок, допускаемых многими гражданами во время процедуры оформления аренды сельхозугодий.

Со времени вступления в силу (2002) Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» претерпел ряд существенных корректив. В настоящее время действительна редакция с последними видоизменениями от 03.07.2016.

Новый текст документа состоит из 4 глав и 20 статей. Как и большинство аналогичных актов, закон № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начинается с общих положений, регламентирующих не только способы обработки земли и ее аренды, но и возможность дальнейшей приватизации или выкупа. Ко всему прочему, в первой главе оговаривается, при каких условиях не допускается возможность приватизации земель сельхозназначения, выделения иных участков.

В положениях закона (точнее статьи 6) обозначаются случаи, когда допускается изъятие участка, выделенного ранее принудительно. Как правило, к подобной проблеме приводят захламление надела, неиспользование земли по своему прямому назначению, нецелевое использование земель, загрязнение/уничтожение плодородного (верхнего) слоя, разрушение/порча системы мелиорации.

Специфика использования сельхозземель

Закон (глава 2) уточняет особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Она состоит всего из четырех статей, каждая из которых разъясняет нюансы:

  • покупки и/или продажи земли;
  • аренды;
  • выкупа;
  • передачи в наследство.

Согласно статье 8 ФЗ правовое регулирование оборота земель, относящихся к сельхозназначению, связанное с их изъятием у владельца или арендатора согласно действующему законодательству, предполагает преимущественное право выкупа участка муниципальным образованием. Однако это не имеет отношения к случаям, когда земля выставляется на открытые торги.

Если же местные органы власти не заинтересованы в приобретении сельскохозяйственного участка, от которого желает отказаться его владелец, он имеет право продать его третьему лицу. Следует учесть, что несоблюдение процедуры продажи земли, касающегося преимущественного права выкупа муниципальным учреждением, влечет серьезные последствия. Согласно закону последующая сделка при покупке или продаже (физическому либо юридическому лицу) объявляется ничтожной.

Определенные ограничения имеются и относительно аренды земли, используемой для аграрного производства. В частности, положения статьи 9 ФЗ предусматривают, что договор аренды подписывается на срок от 3 до 49 лет лишь на участки, зарегистрированные в Росреестре (имеющие кадастровый номер). Если же арендуемая земля - это собственность группы лиц - владельцев земельных паев, то законодательные особенности оборота земельных долей предусматривают обязательное проведение собрания совладельцев с голосованием по поводу аренды земли.

Если необходимо пасти скот или использовать угодья под сенокос, соглашение аренды заключается на срок до 3 лет. Однако это ограничение касается лишь государственных/муниципальных земель.

Действующие правовые нормы вполне допускают выкуп сельхозугодий. Для фермеров или владельцев аграрных предприятий подобная возможность чрезвычайно привлекательна, учитывая, что цена выкупа сельхозземли, арендованной у претендента на покупку, но при этом имеющей статус муниципальной, составляет всего лишь 15% от ее кадастровой стоимости (статья 10 ФЗ).

Оборот долевых участков

Закон 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет четкие правила заключения сделок с участками с не выделенной долей (глава 3). Как вы знаете, с началом разгосударствления колхозного имущества (1992) земля, ранее принадлежащая колхозам/совхозам, в виде паев была передана в собственность сельских жителей. Сегодня в паевом землевладении находятся десятки миллионов гектаров.

Несмотря на то что владелец пая имеет юридическое право выделить свою долю в натуральном виде, образовав крестьянское хозяйство, большинство жителей сельской местности по ряду причин свои паи предпочитают арендовать. Следует уточнить, что арендаторами могут выступать и агрокомплексы, и фермеры.

Законодательные нормы (ФЗ, статья 12) допускают возможность дарения/продажи земельного пая. Правда, существует сервитут: когда наследование пая не ограничивается определенным перечнем физических лиц, купля-продажа или дарственная подписываются лишь по отношению к другим владельцам паев. При этом паи разрешается продавать либо дарить фермерам или владельцам агрокомплекса, тем, кто арендует эти сельхозугодья.

Если кто-то добровольно отказывается от пая, он переходит к местному районному/муниципальному образованию (статья 12 ФЗ). Впоследствии этот земельный пай может быть продан по цене, составляющей 15% от ее кадастровой стоимости, арендатору. Если арендатор не заинтересовался покупкой выставленной на продажу доли в течение четырех месяцев, на протяжении последующего года орган местного самоуправления обязан выделить участок для предоставления его другим заинтересованным.

Выделение из общественной собственности

Выделение земельного участка - экономически выгодное решение, поскольку с владельца сельхозугодий снимаются все существующие ограничения, касающиеся права распоряжения землей. Кроме того, образование фермерского хозяйства на выделенной из пая земле способно принести гораздо больше прибыли, чем при его аренде.

Исходя из норм ФЗ (статья 13) для выделения участка из коллективного поля на основании наличия у инициатора этого процесса земельной доли, перешедшей к нему или его семье после расформирования колхоза/совхоза, потребуется собрание владельцев земельных паев, где простым большинством голосов будет принято решение о предоставлении права выхода владельца одного пая из общего землевладения. Обычно на подобном собрании рассматривается вопрос, следует ли собственнику выделить на местности участок определенного размера.

После того как собрание владельцев земельных паев утвердило выделение участка в натуре, будущий фермер за свой счет должен заказать межевание выделенной территории с последующим оформлением кадастрового паспорта и постановкой на учет в Росреестре. Стоит отметить, что законом не допускается возможность отказа в выделении из-за отсутствия кворума на собрании пайщиков. В этом случае гражданин может инициировать подачу судебного иска и требовать, чтобы суд признал его законное право в выделении доли в натуре.

Собрание пайщиков может самостоятельно решить, где участок будет выделен. Поскольку важное условие здесь - выход за пределы общественного поля, в большинстве случаев выделение в натуральном виде происходит на краю коллективного землевладения.

Добившись выделения доли, гражданин не имеет права досрочно разорвать ранее заключенный договор без компенсации убытков арендатору (статья 393 ГК РФ). Если же срок аренды заканчивается в текущем году, следует учитывать, что оборот земель сельскохозяйственного назначения имеет четко выраженный сезонный характер. Получается, что если арендатор провел весенние полевые работы, планируя летом или осенью собрать урожай, владелец выделенного пая не может этому препятствовать. В противном случае арендатор может подать судебный иск о возмещении неполученной прибыли.

Межевание сельхозугодий

Характерной особенностью сельскохозяйственных земель, отличающей их от приусадебных участков, является значительная площадь, которая иногда в десятки или даже в сотни раз превышает стандартные 10–20 соток, выделяемых под индивидуальное жилое строительство. Следовательно, это вносит свои изменения в процедуру межевания, заметно усложняя полевые работы. Вместе с тем во всем остальном процедура создания кадастровой документации для участков, выделенных под аграрное производство, мало чем отличается от межевания других объектов недвижимости.

Исходя из норм статьи 13.1 ФЗ проект межевых работ для аграрного землевладения должен выполняться кадастровым инженером - членом местной саморегулирующейся организации. Если речь идет о том, чтобы провести границы участка, не принадлежащего какому-либо одному собственнику, будущий проект обязан пройти одобрение большинства участников коллективного землевладения. Поскольку результат межевания - весьма важная информация для дальнейшего пользования, оповещение о будущем собрании лично направляется каждому владельцу пая общего поля. Если это невозможно, анонс о проведении собрания обязательно публикуется в региональных СМИ.

Когда в ходе собрания утверждается проект определения границ участка, отведенного для отдельного фермерского хозяйства или надела, документ следует заранее согласовать с его владельцем. В случае наличия со стороны собственника каких-либо возражений по поводу границ, конфигурации или места выделения его аргументы должны быть представлены в дополнении к проекту.

Особенности распоряжения долевым сельхозучастком

Известно, что владение земельным паем или долей имущества сельхозпредприятия имеет ряд существенных ограничений. К примеру, собственник пая не может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему землей в полном объеме без выделения земли. В то же время ему предоставляется возможность частичного отчуждения пая способом дарения, передачи в наследство, продажи. Причем в последнем случае соглашение о продаже пая может быть заключено лишь с другими владельцами или с арендатором, который обрабатывает эту землю на основании ранее подписанного соглашения.

Собственник должен учитывать, что отсутствие выделенного на местности участка делает его распоряжение полностью зависящим от решений коллективного собрания. Так, исходя их норм ФЗ, указанных в статье 14, общее заседание участников долевой собственности имеет право:

  • утверждать, отклонять или вносить коррективы в кадастровый проект как общего поля, так и выделяемой в нем доли;
  • утверждать список владельцев долей в коллективной собственности;
  • вносить предложения и утверждать условия арендного договора;
  • рассчитывать сумму арендной платы, причитающийся каждому участнику, исходя из размера его доли;
  • давать полномочия одному из участников представлять интересы всех членов перед государственными органами или другими хозяйственными организациями.

Избранное общим собранием лицо имеет право выполнять функции доверительного распорядителя доли одного из умерших участников до вступления его наследников в свои законные права.

Проведение собрания участников долевой собственности

Поскольку ранее порядок проведения общего собрания владельцев долевой собственности не прошел законодательного урегулирования, это нередко давало основание для подачи судебных исков. Несоблюдение регламента, отсутствие оповещения о месте проведения собрания, недостаточный кворум - все эти моменты могли существенно повлиять на правовой статус землевладения в дальнейшем. Чтобы исключить возможные неприятные последствия, в 2010 году Госдумой были утверждены дополнения в ФЗ № 435, где, помимо прочего, были разъяснены процедуры подготовки и проведения собрания держателей земельных паев.

В пункте 2 статьи 14.1 ФЗ уточняется, что оповещение о будущем проведении собрания должно публиковаться в местных СМИ или на официальном сайте районной (городской) администрации как минимум за 40 дней до встречи. Текст анонса должен обязательно иметь дату, точный адрес и повестку собрания.

В законе также указывается, что в собрании имеют право голосовать только владельцы доли, а также те присутствующие, которые обладают полномочиями представлять их интересы по доверенности. При этом само голосование должно происходить в открытом режиме методом поднятия рук или удостоверений (приглашений).

Чтобы исключить возможность оспаривания легитимности результатов голосования, собрание может считаться правомочным лишь при присутствии не меньше 50% от владельцев долей. При этом решение утверждается при наличии простого большинства голосов (50% + 1 голос) от числа участников. Решение может быть также принято большинством из числа присутствующих.


В собрании должен участвовать официальный представитель органов местного самоуправления. Он не принимает участия в голосовании, однако следит за соблюдением правовых норм, удостоверяет полномочия участников и подписывает итоговый протокол. После окончания собрания любой из участников, а также другие заинтересованные лица, имеют право на предоставление им ксерокопии протокола.

Определение доли

Точное и правильное определение земельных долей необходимо не только для подсчета будущей арендной платы или при решении проблем, связанных с выделением участка. Оно также должно сыграть существенную роль в голосовании при рассмотрении различных вопросов, касающихся продолжения срока аренды, вариантов использования земли или выбора арендатора.

Статья 15 ФЗ позволяет определять земельную долю различными способами: в метрической системе (гектарах или сотках), в процентном соотношении к общей площади или в виде дробного числа (1/2, 1/3, 1/16 и т.д.). Единственное условие - чтобы все другие доли также определялись по единому методу.

Согласно статье 18 ФЗ при отсутствии информации в ГКН относительно прав на земельную долю наличие сертификата (земельного пая), который был получен гражданином после расформирования колхоза (совхоза), но до принятия данного закона, имеет равноценную юридическую силу, в том числе для заключения сделок.

Наследники, еще не вступившие в свои законные права на имущество, находящееся в долевой собственности, могут участвовать в голосованиях наряду с другими участниками при предъявлении свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом.

Восстановление земельного пая

Как и при потере любого другого выданного документа, земельный пай можно восстановить. Однако здесь следует понимать, что сравнивать сертификат на землю с паспортом нельзя - разница в юридическом смысле здесь весьма ощутима. Процедура восстановления паспорта или, например, домовой книги отнимет у вас значительно больше усилий, чем получение нового земельного пая. Это объясняется тем, что восстановление самого бланка паевого сертификата может и не понадобиться. Согласно статье 18 (глава 4) ФЗ земельный пай имеет одинаковую юридическую силу с выпиской из ЕГРЛ.

Что это означает на практике? Нормы, указанные в вышеупомянутой статье закона, позволяют в случае утери пая его не восстанавливать, а воспользоваться получением выписки из реестра. Поскольку все данные о владельцах земельных участков (в том числе и находящихся в долевой собственности) занесены в единую электронную базу, для использования документа, свидетельствующего о владении долевой собственностью, достаточно посетить местный многофункциональный центр или управление Росреестра, где в течение считанных минут вы получите необходимую выписку. Кроме того, для большего удобства граждан предоставление выписок ЕГРЛ и других документов можно также заказать в электронной форме через интернет.

Закон об обороте земель сельхозназначения регламентирует аспекты, связанные с использованием, распоряжением и владением земельными участками.

26 июня 2002 года Государственная Дума приняла закон о обороте сельхоз земель, одобрен законопроект был 10 июля того же года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 24 июля 2002 года. После вступления в силу рассматриваемого законодательного акта, уполномоченными лицами неоднократно вносились изменения, дополнения и поправки. Последние изменения ФЗ 101 претерпел 3 июля 2016 года. Последние поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

ФЗ о землях сельхозназначения устанавливает нормы проведения сделок, при заключении которых устанавливается возникновение или прекращение прав пользования земельным участком или долей земли сельскохозяйственного назначения. Также содержит условия, при наступлении которых, часть земли может перейти на правах собственности к государственной или муниципальной власти.

По данному законодательному акту, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
  • территории, засаженные кустарниками (высаженные кустарники должны быть предназначены для защиты земли от влияния негативных природных явлений;
  • территории, на которых расположены замкнутые водоемы;
  • территории, занятые зданиями (строениями), которые используются для производства сельскохозяйственной продукции.

Скачать

Правовое регламентирование сделок в сфере оборота земельных участков и долей осуществляется:

  • Конституцией России;
  • Земельным Кодексом РФ;
  • ФЗ 101.

Для совершения каких-либо действий с сельскохозяйственными землями необходимо изучить положения Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Последняя редакция законопроекта доступна по

Так же можете ознакомиться с об исполнительном производстве.

Последние изменения ФЗ о землях сельхозназначения

Все законодательные акты России подлежат периодическому рассмотрению и вносимые в них поправки нужны для уточнения некоторых аспектов, также для усовершенствования законов. В ФЗ 101 об обороте земель часто вносились изменения. Последняя редакция рассматриваемого закона проводилась 3 июля 2016 года.

Данная статья содержит положения об образовании земельного участка, находящегося в долевом владении. Пункт 3 ст. 13 претерпел ряд изменений. Нововведения гласят, что установленные требования к проекту межевания сельскохозяйственных земельных участков регламентируются органами исполнительной власти. Органы уполномочены осуществлять правовое регулирование в области ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно 6-ой статье ФЗ, государство вправе изъять сельхоз землю у собственника. Основанием для таких действий является нарушение правил пользования землей. Не подлежит изъятию территория, которая является:

  • предметом ипотеки;
  • земельным участком, когда в отношении ее собственников заведено дело о банкротстве.

В 6-ую ст. не вносились изменения с 2002 года.

Ст 14 ФЗ 101

Эта статья раскрывает особенности владения и распоряжения сельскохозяйственными земельными участками, находящимися во владении у более 5 лиц. По закону, проводить какие-либо действия с собственностью разрешается только после проведения общего собрания владельцев. На общем собрании обсуждаются основные вопросы:

  • касающиеся проекта межевания участков;
  • касающиеся перечня собственников, т.к. в свзи с межеванием участков количество владельцев меняется;
  • устанавливаются размеры доли в праве общей собственности;
  • утверждается список владельцев, чьи территории не востребованы;
  • обсуждаются нюансы договора аренды территории, находящейся в долевой собственности.

В последней редакции изменения не были внесены в 14 ст.

Ст 8 ФЗ №101

В 8-ую статью были внесены изменения в 2005 году, в 2016 она осталась без изменений. Гласит она о правилах купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. По закону, продавец обязан предоставить письменную форму в высший исполнительный орган государственной власти. В извещении указываются:

  • намерения о продаже:
  • цена;
  • размер земли;
  • срок, в который должна быть совершена сделка. По ФЗ № 101, срок не должен превышать 90 дней.

Ст 10 ФЗ 101

Она указывает на условия предоставления гражданам сельскохозяйственных земельных участков в аренду или в собственность. Если арендатор не нарушает правила пользования муниципальной собственностью, то после окончания срока аренды он праве:

  • продлить срок аренды;
  • выкупить арендуемый сельскохозяйственный земельный участок.

10-ая статья ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не позволяет покупать землю, при условии, что государство предоставило в пользование территорию:

  • религиозным организациям;
  • научным и исследовательским учреждениям;
  • казачьим обществам;
  • общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В 1 п. ст. 12.1 ФЗ № 101

Были внесены поправки об обороте сельскохозяйственных земельных участков:

  • Ранее права для регистрации сельскохозяйственных земельных участков осуществлялись в соответствии с ФЗ № 122 от 21 июля 1997;
  • После июля 2016 регистрация прав должна соответствовать ФЗ Российской Федерации № 218 от 13 июля 2015 года. Такие же поправки были внесены в 2 п. ст. 12.1.

Ст 15 ФЗ №101

В документе п. 3 ст. 15 был изменен в последней редакции:

  • Ранее площадь сельскохозяйственного земельного участка определялась, как площадь, указанная в кадастровой стоимости;
  • После июля 2016 она определяется как площадь, указанная в выписке Единого государственного реестра недвижимости.

Чтобы более детально следовать законодательным принципам, необходимо помимо законодательного акта изучать и комментарии.

В январе 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Это событие представляет собой новый этап не только в развитии земельного законодательства, но и в жизни страны в целом.

Во всем мире установлено 14 видов ограничений на оборот сельскохозяйственных земель, которые применяются в различных странах в той или иной комбинации, а именно:

  • 1) перечень земель, запрещенных к приватизации, находящихся в ограниченном или свободном обороте;
  • 2) квалификационные требования (опыт работы или сельскохозяйственное образование), предъявляемые к покупателям земли;
  • 3) ограничения или запрет для иностранцев права собственности на землю (только аренда);
  • 4) запрет на изменение целевого назначения угодий без согласования с органами власти;
  • 5) перечень лиц, имеющих преимущественное право на приобретение земли (арендаторы, соседи, сельские жители, органы власти и т.д.);
  • 6) минимальная цена продажи;
  • 7) случаи бесплатной или льготной приватизации государственных земель;
  • 8) предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности у одного лица;
  • 9) предельные размеры арендуемых земель;
  • 10) минимальные и максимальные сроки аренды;
  • 11) разрешение или запрет на субаренду земель;
  • 12) особенности совершения сделок с землей (с разрешения или без разрешения органов власти);
  • 13) основания и порядок изъятия неиспользуемых земель;
  • 14) сроки моратория на перепродажу земель.

В Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" использованы ограничения под номерами 1, 3, 4, 5, 7, 8, 10 и 13.

Следует отметить, что принятию этого Федерального закона предшествовало широкое обсуждение вопроса об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Эта проблема дважды (в декабре 2001 года и апреле 2002 года) рассматривалась на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, на заседании Государственного совета Российской Федерации (апрель 2002 года), на конференции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (июнь 2002 года).

В результате при принятии законопроекта во втором чтении в него было внесено 75 поправок, которые изменили концепцию некоторых его положений, разработанных Правительством Российской Федерации.

Практика применения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступил в силу с 27.01.2003, через шесть месяцев после официального опубликования) показала, что в него необходимо внести целый ряд изменений и дополнений. Таким образом, Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было внесено 32 поправки, а позднее 18 июля 2005г. был принят Федеральный Закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и Федеральный закон «О землеустройстве».

В окончательном виде концепция Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сводится к следующему.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона введен запрет на приватизацию земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами. Запрета на приватизацию иных земель не установлено.

Одновременно субъектам Российской Федерации было предоставлено право устанавливать своими законами дату, с которой на территории конкретного субъекта Российской Федерации будет разрешена приватизация перечисленных земель сельскохозяйственного назначения. Однако, если они эту дату не определят, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19.1 приватизацию таких земель можно осуществлять с 1 января 2004 года.

Земли сельскохозяйственного назначения разрешено приобретать любому гражданину или юридическому лицу.

Вопрос о правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения вызвал самые ожесточенные споры и дебаты.

В результате в пункте 2 статьи 2 и статье 3 Федерального закона было установлено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

После обсуждения различных вариантов перечней лиц, имеющих преимущественное право покупки, депутаты Государственной Думы согласились, что преимущественное право покупки продаваемого земельного участка должно быть только у субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, - у муниципального образования.

Если эти органы публичной власти откажутся от покупки земельного участка, то продавец может продать его любому третьему лицу (статья 8 Федерального закона).

Преимущественное право покупки продаваемой земельной доли принадлежит другим участникам долевой собственности. Если и они откажутся от приобретения земельной доли, то участник долевой собственности может продать ее любому другому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением соответствующей категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы.

Нарушение этих требований является основанием для принудительного прекращения прав на землю.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается при условии сохранения целевого использования земельного участка (пункт 3 статьи 1 Федерального закона).

Статья 4 Федерального закона ограничивает минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица.

Минимальные размеры земельных участков для граждан и юридических лиц устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Выдел земельного участка в счет земельной доли, площадь которого будет меньше установленного минимального размера, не допускается. Также не допускается совершение сделок с земельными участками, например, в случае продажи части земельного участка, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры которых меньше, чем установленные минимальные размеры земельных участков.

Однако эти требования о минимальных размерах земельных участков решено не распространять на случаи выдела земельного участка в счет земельной доли (долей) для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем установленные минимальные размеры.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

При этом Федеральный закон определил, что максимальный размер земельного участка может быть установлен субъектом Российской Федерации в пределах от 10 до 100 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования (не менее чем 10 процентов, как записано в Федеральном законе).

Сверхнормативные гектары придется отчуждать в течение года (статья 5 Федерального закона).

При рассмотрении законопроекта во втором чтении он был дополнен новой статьей 9 "Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения".

В этой статье законодатель установил, что минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, площадь арендуемых земель одним арендатором не ограничивается, арендатор может выкупить арендуемый участок в собственность. Определены и другие особенности аренды.

Порядок предоставления таких земель находящихся в муниципальной собственности установлен статьей 10 Федерального закона.

В собственность земельные участки разрешено предоставлять гражданам и юридическим лицам только на торгах (конкурсах, аукционах).

Передача земли в аренду допускается даже при наличии одного заявления при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков.

Для отдельных категорий юридических лиц (религиозные организации, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и т.д.), перечень которых приведен в пункте 5 статьи 10, передача земель в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но без права выкупа арендуемых земель в собственность.

Эти юридические лица могут приобрести земельные участки в собственность на общих основаниях на торгах (конкурсах, аукционах).

Одновременно Федеральный закон (пункт 4 статьи 10) наделил субъекты Российской Федерации правом своими законами устанавливать случаи бесплатного предоставления сельскохозяйственных угодий гражданам на праве общей собственности (земельные доли) из земель нереорганизованных сельскохозяйственных организаций, а также земельных участков из фонда перераспределения земель.

Федеральный закон (статьи 12 - 18) установил, что сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, но с учетом особенностей, определенных этим законом.

К особенностям относятся, в частности:

  • 1) установление упрощенного порядка извещения участников долевой собственности о предстоящей продаже земельной доли (через средства массовой информации);
  • 2) преимущественное право участников долевой собственности на покупку земельной доли;
  • 3) принятие решений о порядке владения, пользования и распоряжения земельным участком, находящимся в долевой собственности, общим собранием участников долевой собственности, а не по соглашению всех ее участников. При этом общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 процентов участников долевой собственности;
  • 4) заявительная процедура выдела земельного участка в счет земельной доли;
  • 5) признание юридической силы ранее выданных документов, удостоверяющих права на земельную долю;
  • 6) изменение отношений договоров аренды земельных долей (в случае их неприведения в соответствие с законодательством) на отношения договоров доверительного управления.

Федеральный закон относит к компетенции субъектов Российской Федерации принятие целого ряда правовых норм (определение даты начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, установление минимальных и максимальных размеров земельных участков, наделение муниципальных образований отдельными полномочиями по регулированию оборота земель, определение средств массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений о выделении земельных участков в счет земельных долей и о проведении общего собрания собственников земельных долей).

Если до 10 июля 2003 года (дата вступления в силу статьи 19.1 Закона) субъект Российской Федерации не принял свой закон, обеспечивающий реализацию Федерального закона, то на территории такого субъекта будут применяться правила, установленные статьей 19.1. В этой статье перечислены нормы, которые должны быть урегулированы в законе субъекта Российской Федерации.

Основная цель принятия Федерального закона - в максимальной степени распространить на использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения общие правила земельного и гражданского законодательства. С вступлением в силу Федерального закона снимается запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, установленный статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Применение механизмов государственного регулирования, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", позволит обеспечить создание полноценных условий реформирования земельных отношений в агропромышленном комплексе, ввести в легитимные рамки оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на них. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ также является ключевым фактором обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и привлечения инвестиций в сельское хозяйство России.