Отличие государства от общественной власти первобытного общества. Публичная власть в первобытном обществе. Признаки государства, отличающие его от публичной власти первобытнообщинного строя Признаки государства отличающие его от первобытного

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.
Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.
В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

Еще по теме 2.3. Отличие государства от первобытного общества:

  1. 10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.
  2. 47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.
  3. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА (ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)
  4. ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОЙ МОДЕЛИ БАЛАНСИРОВКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества

Государство как особая организация политической власти отличается от родоплеменной организации тем, что:

1) вместо кровнородственных связей, которые существовали в первобытном обществе, население в государстве делится по территориальному признаку (поселка, села, города, района, округа, области и других территориальных единиц);

2) государство имеет свой суверенитет, олицетворяя суверенитет народа и национальный суверенитет;

3) для государства характерна особая публичная власть, отделенная от основной массы населения (особый механизм управления людьми);

5) главным орудием в руках государства для управления людьми является закон - нормативный акт, установленный или санкционированный государством (или другой источник права).

Характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества

В первоначальном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обязанностями (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутренним убеждением людей, их привычками, одобрением или осуждением родственников.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, которые устанавливаются или санкционируются государством (его органами). В нормах права четко разграничиваются права и обязанности. Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта. Нормы права обеспечиваются всеми средствами убеждения и государственного принуждения.

Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, которое государство использует для управления населением. Они выражают волю экономически и политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей. Реализацию норм юридического права обеспечивает государство.

Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти

Общество должно давнюю историю. С позиции теории государства и права, а не философии, нас интересует общество в его взаимодействии с государством и правом. Нам предстоит понять общество как систему, его структуру. В этом аспекте и надо исследовать понятие "общество", место и роль в нем государства и права.

Общество - социальный организм, часть природы, состоящая из людей, которые постоянно работают над совершенствованием орудий и средств производства.

Природа - это то, что окружает человеческое общество, географическая среда. Влияние географической среды всегда опосредуется общественными условиями и прежде всего уровнем развития производства.

Воздействие человека на природу зависит от уровня развития производительных сил, от характера общественного строя, от уровня развития общества и самого человека.

Организация общества и осуществления политической власти государством зависит и от того, какой смысл вкладывается в определение общества. Здесь есть две позиции: широкая и узкая.

В широком смысле общество - это часть материального мира, отделилась от природы и является формой жизнедеятельности людей, исторически развивается. В узком смысле общество - это определенный этап истории человечества, внутренне формационные или мижформацийни степени исторического развития или индивидуальное, отдельное общество.

Примерами такого понимания общества могут быть: а) общественно-экономическая формация; б) раннефеодальное общество, докапиталистическое общество и т. др.; в) французское, русское, американское-общество и т. д.

Существуют различные мнения относительно развития общества. Одна из них та, что общество развивается в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, целостная социальная система, функционирующая и развивается по своим специфическим законам на основе конкретного способа производства.

В философии XVII-XIX в. рассматривался и договорное общество. Критикуя его, Гегель выдвинул концепцию гражданского общества.

Государство, осуществляя политическую власть в гражданском обществе:

1) подчиняет свою деятельность служению этому обществу;

2) обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на основе социальной справедливости и милосердия;

3) не вмешивается в личную жизнь человека;

4) регулирует общественные отношения в рамках действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов (или других источников права).

С появлением государства и права в обществе возникают новые виды общественных отношений: политические и правовые. Это побудило к возникновению политической и правовой систем.

Политическая система в теории государства и права определяется по-разному. Различные позиции по этому вопросу можно свести к двум: широкого и узкого понимания этого общественного явления.

Узкое понимание политической системы сводится к совокупности государственных организаций, общественных объединений и трудовых коллективов, осуществляющих функции по реализации политической власти.

Политическая система в широком смысле - это самая совокупность материальных и нематериальных компонентов, связанных политическими отношениями при осуществлении политической власти.

К материальным компонентов как признаков политической системы относят: а) политическую организацию общества или субъектов политики; б) политические нормы; в) политические отношения; г) политические функции; политический режим; д) политический процесс и др.

К нематериальным компонентов относятся: а) политические взгляды; б) политическое сознание; в) политическую культуру.

Политика - это часть жизнедеятельности людей, связанная с главными для жизни и деятельности человека, государства и общества интересам, в основе которых лежат потребности народов, наций, социальных групп, государства и других социальных субъектов. Известно, что чистой политики, не связанной с другими сферами жизнедеятельности людей, не бывает. В широком смысле политика охватывает экономику, собственно политику, социальную, духовную и другие сферы жизнедеятельности человека. С развитием общества в пределах общественно-экономической формации происходит и развитие политики, оформление ее в целостную политическую систему. В теории права политика как многогранное явление определяется по-разному: как способ практической деятельности партий, классов, государств и средства, с помощью которых защищаются интересы этих субъектов; как особый вид деятельности людей, связанный с организацией всего процесса социальной жизни; как платформа выбора целей, стратегии и тактики, ведущих к осуществлению этих целей; как сфера взаимоотношений народов, национальностей, партий, других объединений граждан, государств и других общественности; как сознательная и целенаправленная деятельность политических субъектов, затрагивает отношения между государствами и народами.

Роль государства в организации общества и осуществлении политической власти обусловлена тем, что она является центром, ядром политической системы.

Поэтому только государство обладает суверенной властью, является верховной, самостоятельной, полной, единой и неделимой в пределах ее территории, а также независимой и равноправной во внешних отношениях; выступает официальным представителем всего населения страны или большинства его; олицетворяет суверенитет народа и нации, а также способна реализовать права народа на самоопределение; имеет специальный аппарат управления и принуждения, с помощью которого способна обеспечить реализацию своих функций, охране прав человека и гражданина, удовлетворить в-социальные и общечеловеческие потребности; с целью реализации управления обществом выдает общеобязательные для всех правила поведения в виде юридических норм, а также индивидуально-правовые предписания, необходимые для регулирования прав и обязанностей конкретных лиц относительно конкретных жизненных ситуаций.

Таким образом, политика государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В ее основе лежат потребности народа, нации, социальных слоев и групп, личности и государства, других социальных субъектов.

Важная роль в организации общества и осуществлении политической власти относится и праву.

Право, как и государство - это надстройка над экономическим базисом общества, является частью правовой системы общества.

Правовая система представляет собой совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство осуществляет необходимый нормативный влияние на общественные отношения, закрепляя, регулируя, охраняя и защищая их1.

Следовательно, можно рассматривать соотношение экономики, политики и права в обществе.

Роль права в обществе прежде всего проявляется в соотношении его с экономикой.

Во-первых, производственные отношения в экономике объективно определяют, каким должно быть право.

Во-вторых, экономика определяет право не непосредственно, а через другие социальные явления: социальную структуру общества (классы, слои, группы), политику, правосознание, идеологию, способ производства, отражаются в праве.

В-третьих, право, в свою очередь, влияет также на экономику. Такое воздействие происходит как непосредственно, так и через различные экономические рычаги. Государство как собственник средств производства и другого имущества владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Государство также определяет субъектов и размеры налогов, минимальной заработной платы и пенсии, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, правила технической, экологической безопасности труда и производства, санитарии и тому подобное. Все эти отношения государство регулирует с помощью права.

Право соотносится и с политикой, а именно:

1) право зависит от политики и прежде всего от руководящей части общества, имеет государственную власть;

2) право является формой проявления политики указанной части общества;

3) в праве отображается только и политика руководящей части общества, к которой она стремится, которой может оказать общеобязательность с помощью государства и других субъектов политической системы общества;

4) право е концентрированным выражением политики той части общества, осуществляет руководство;

5) политика в праве формируется в виде конкретных прав и обязанностей человека и гражданина;

6) политика, со своей стороны, зависит от права, поскольку право является средством декларирования, осуществление и обеспечение политики, а также пропаганды отдельных политических программ или их положений.

Роль права в гражданском обществе и осуществлении политической власти зависит от взаимосвязи государства и права. Как уже отмечалось, право (как юридическое явление) и государство (как политическая организация власти) возникают одновременно и тесно взаимосвязаны.

Право зависит от государства, поскольку:

1) возникает как институированный система источников, устанавливаются или санкционируются государственными органами и должностными лицами, а это означает, что юридическое право исходит от государства;

2) более или менее устойчивым и неприкосновенным благодаря государству;

3) благодаря государству и его органам внедряется в жизнь;

5) сущность права отражает социальную сущность и назначение государственной организации.

Но необходимо помнить, что право обладает относительной самостоятельностью и влияет на государство (его органы), а следовательно, и государство зависит от права. Право как явление цивилизации и культуры: 1) ограничивает в демократическом обществе государственной власти;

2) упорядочивает государственную власть через процессуальную и процедурную форму;

3) позволяет государственным органам соответствующие действия;

4) организует строительство, структуру, совершенствование и развитие государственных органов, определяет их функционирования;

5) предоставляет государственным органам престижа и авторитета.

В реализации своих функций государство использует правовые и никак правовые формы и методы.

Итак, как государство, так и право играет определенную роль в организации общества и осуществлении политической власти.

Таким образом государство и право в современном обществе существовали не всегда. Основной причиной возникновения государства и права были распад первобытного строя, потребность в осуществлении управления людьми в новых условиях, появление социально неоднородного, классового общества, противоречий между классами, которые не могли быть преодолены общественной властью первобытного строя. Государство и право отличаются рядом признаков от общественной власти, обычаев, традиций и морали первобытного общества. В демократическом обществе формируются правовое государство и правовая система, защищающие интересы всех слоев населения.

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Дайте определение теории государства и права как науки.

2. Проанализируйте предмет теории государства и права.

3. Что составляет методологию теории государства и права?

4. Определите функции теории государства и права и ее место в системе юридических наук.

5. Какие этапы развития науки теории государства и права в Украине?

6. В чем заключаются основные закономерности возникновения государства и права?

7. Рассмотрите особенности формирования государственно-правовых институтов у разных народов.

8. Покажите различные теории возникновения государства.

9. Какие вы можете назвать черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества?

10. Назовите характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества.

11. Какая по вашему мнению роль государства и права в организации общества и осуществлении политической власти?

(Документ)

  • Алексеев С.С. Теория государства и права (Документ)
  • Бошно С.В. Теория государства и права (Документ)
  • Теория государства и права (Документ)
  • Сырых В.М. Теория государства и права (Документ)
  • Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права (Документ)
  • Ромашов Р.А., Кузьмин А.В., Сальников М.В. и др. Теория государства и права (схемы и комментарии) (Документ)
  • Фондовые лекции - Теория государства и права (Документ)
  • Соколов А.Н. Лекции по Теории государства и права (Документ)
  • Лазарев В.В. Общая теория права и государства (Документ)
  • Протасов В.Н. Теория права и государства (Документ)
  • n1.rtf

    2.3. Отличие государства от первобытного общества

    Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

    Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

    Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

    Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

    В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

    Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

    К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

    Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

    Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

    2.4. Происхождение права. Обычное право. Правотворчество

    Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Гели государственность во многом вырастала из родовой организации, то праву, его нормам предшествуют функционирование специальных правил догосударственной формации. Однако эти правила являлись элементом родовой жизни, они, другими словами, "обслуживали" соответствующую эпоху. С появлением частной собственности, постоянных производств возникает и необходимость их регламентации, а также хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности.

    С развитием производственной и сельскохозяйственной деятельности, новых форм собственности, прежде всего на землю, социальные регуляторы постепенно получают все более четкое классовое содержание. Все интенсивнее разрушается социальное и экономическое равенство, укрепляются институты частной собственности, появляется наемный труд, эксплуатация. И именно эти отношения неравенства и эксплуатации закрепляют и выражают право вне нормы.

    Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Так, например, обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из аристократических привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству.

    Обычное право формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя, а с другой - введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением*(14).

    В социально-регулятивной системе в IV-III тыс. до нашей эры появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества. Появление нормативных агрокалендарей считают принципиально новым способом фиксации правовых норм и новым способом их выражения. Становление права многие авторы связывают именно с агрокалендарями в раннеземледельческих районах Месопотамии, Египта, Индии и других регионах. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения.

    Древнейшие источники права, такие как Законы Ману в Индии, древнеримские Законы XII таблиц, "Русская правда", "Салическая правда" франков, Кодекс Законов Хаммурапи являются классическими источниками обычного права, т.е. обобщенного изложения судебных прецедентов и прямых законодательных положений.

    Государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Такая форма происхождения юридических норм получила название собственное нормотворчество, или правотворчество.

    Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Прецеденты формируют право судей, т.е. прецедентное право, являющееся основой, главным содержанием англосаксонской юридической системы.

    Обратим внимание на то, что санкции зарождающихся правовых норм становятся жестко фиксированными. В первобытном же обществе ответственность дифференцировалась лишь на реальную и сверхъестественную. Поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни, то привлечение к ответственности и связывалось с так называемыми сверхъестественными силами. Санкции имели собственное содержание и формы: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения и смертная казнь.

    Указание на условия действия нормы и ее последствия в одной норме (одном правовом предписании) знаменует большой успех в развитии регулятивной системы в целом и в становлении права в частности.

    Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя сводится к следующему.

    Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.), и под его контролем создавалось всем обществом.

    Обычаи и другие правила выражали общую волю и защищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

    Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефиксированную форму, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде различного рода нормативных правовых актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием.

    Первобытные регуляторы охранялись от нарушений всем обществом. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

    Таким образом, называемое "раннее право" есть юридические правила, установленные государством, его правителями, которые выражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата.

    Становление судебной власти. Судебная власть как самостоятельный институт государственной власти появился значительно позже ее представительных и исполнительных механизмов. Надо учесть то обстоятельство, что дифференциация (разделение) власти проходила медленно и характерна для более поздних периодов развития государства. Первоначально судебные функции (судебные дела) в зависимости от традиций, особенностей государственного строительства решала либо исполнительная власть, либо представительная или совместно, в зависимости от функций в отправлении правосудия. В государствах либерального характера с традиционно сильной представительной властью судебные тяжбы разрешались этой ветвью государственной власти. Ультроправовые государства львиную долю власти отдавали исполнительной ветви во главе с монархом (королем, царем, императором и т.п.). Однако в более поздние периоды развития государственности судебная власть приобретает самостоятельность. Судьи назначаются исполнительной или представительной властью (собранием). Начинает формироваться институт независимости судей, передачи судебной власти по наследству. Истории судебной власти известен и институт избрания судей по жребию. Таким образом, постепенно государственная власть приобретает самостоятельность. Словом, судебная деятельность известна давно. Многие специалисты полагают, что решение гражданских, торговых споров, вынесение приговоров по уголовным делам явилось одной из главных задач и чуть ли не единственной прерогативой судебной власти, что в конечном итоге породило необходимость принятия законодательных актов. Иными словами, судебная практика подталкивала государственную власть (в лице монархов, собраний) к принятию нормативных правовых актов. Судебная практика послужила неким толчком для развития собственного нормотворчества.

    Пути развития судебной власти и влияние судебной практики на нормотворческий процесс в России имели определенные особенности, но находились в общеевропейской канве. Так, в Киевской Руси суд творился князем и сливался с управлением, что позволяло данному лицу одновременно быть судьей и княжеским посадником. В Новгородской республике судебную власть осуществляло вече, т.е. собрание жителей Новгорода являлось высшей судебной инстанцией. Кроме того, судебными полномочиями были наделены князь, посадники, архиепископ, старосты.

    В Московской Руси в XI-XVII вв. судебные функции осуществлял князь (затем царь), Боярская дума, некоторые приказы, а на местах - наместники, волостели, вотчинники.

    Первые попытки придать судебной системе самостоятельный характер предпринял, как считается, Петр Первый. В период его правления в 1713 г. впервые была учреждена должность судьи и созданы особые судебные учреждения - надворные и городовые суды, независимые от воевод и губернаторов. Были также созданы военный суд, духовный суд, а высшей судебной инстанцией явился Сенат. По мнению специалистов, Петр Первый образцом судебной системы для России считал шведскую. Однако после смерти Петра Первого Екатерина Первая "отодвинула" судебные новеллы своего предшественника. И только в 60-е г. XIX в. России пришло глубокое понимание необходимости специального института судебной власти, без которого невозможно цивилизованное развитие общества. Важнейшим этапом в развитии судебной власти явилась судебная реформа 1864 г.

    Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

    Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

    Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

    Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

    В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

    Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

    К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

    Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

    Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания. Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин. Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом. На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков. Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе: Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости; Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем; Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер; Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

    Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.



    Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

    Специфика политической власти в следующем: Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма; Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;