Правовой акт – основные нюансы. Национальный правовой интернет-портал республики беларусь И или нормативных правовых актов

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации - это всё нормативно правовые акты.


Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org
  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят. Во втором - используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников. Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

Уровень Наименование субъекта, принявшего нормативный акт Вид нормативного акта Является ли законодательным актом?
Международный Международные организации Международные акты, ратифицированные государством Нет
Федеральный Народ Конституция РФ Да
Федеральный Государственная Дума РФ Законы РФ Да
Федеральный Президент РФ Указы Да
Федеральный Правительство РФ Постановления Да
Федеральный Министерства Инструкции Да
Региональный

Думы (законодательные собрания)

Законы Да
Региональный Губернаторы областей, краев, президенты республик Указы Да
Региональный

Администрации областей, краев, правительства республик

Постановления Да
Местный Органы местного самоуправления Решения Нет
Местный Организации Корпоративные акты Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон - через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия - через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм. В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают. Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.


Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Требования к НПА, как правило, устанавливают отраслевые министерства. Если бизнес решит дополнительно регламентировать правила трудового распорядка, то правила создания НПА им следует искать в Трудовой кодексе РФ .

Общая практика по структуре сложилась такая:

  1. Преамбула. Указываются цели принятия НПА.
  2. Основная часть. Её в широком смысле и называют нормативный правовой акт. Своды правил, инструкции и регламенты располагаются в этом разделе.
  3. Заключение. Здесь размещают подписи принимающих органов и приложения.

Доступность для понимания. Федеральные законы пишутся на юридическом языке, но в СМИ уходит специальная аналитическая записка. Она переводит с «чиновничьего» на русский смысл принятого документа. В идеале, каждый НПА должен снабжаться объяснением.

Политика оплаты труда работников ПАО «Сбербанк России» .

Где найти нормативные правовые акты

Согласно Конституции Российской Федерации , нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Иначе никак.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. На этой же странице можно подписаться на рассылку новых НПА, опубликованных в свежем номере «Российской газеты». Так проще следить за важными изменениями в законодательстве.

В интернете легко найти справочные сайты с базой НПА. Они - посредники поэтому публикуют обновлённую информацию с задержкой.

По-идее, НПА легче искать на Официальном интернет-портале правовой информации . Сайт работает быстро, но его интерфейс требует привыкания. Для повседневного поиска его рекомендовать сложно.


Официальный интернет-портал правовой информации работает с 2005 года. Видимо, структура с тех пор принципиально не менялась

С декабря 2017 года Минюст России запустил специализированный правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации . Сайт интегрирован в государственную информационную систему. Если ведомство приняло НПА, он автоматически публикуется на правовом портале. Так проще всего получить актуальную информацию по НПА федерального, регионального и муниципального уровней. Сайт тестируется и некоторые разделы не работают. Главное, что базы НПА в полном порядке.


Портал «Нормативные правовые акты в Российской Федерации». Гибкий поиск поможет найти нужные НПА

Законодательные акты всегда принимаются вместе с аналитическими справками, сопровождающими записками или отраслевыми отзывами. Они размещаются в Системе обеспечения законодательной деятельности . Это внутренний ресурс Государственной Думы, но полезен всем предпринимателям.


У Системы обеспечения законодательной деятельности низкий порог вхождения

Ищите нормативные правовые акты в официальных источниках.

Запомнить

  1. Нормативные правовые акты устанавливают нормы по которым живёт государство и его институты.
  2. Нормативные правовые акты должны отражать объективную реальность, иметь чёткую структуру и быть понятными.
  3. Бизнес вправе издавать свои корпоративные акты, если они не противоречат действующим законам.
  4. Сверяться с НПА только через официальные источники.

Примеры нормативно правовых актов: 10 особенностей официальных документов + 4 классификационных признака + 4 типа законов и 4 типа подзаконных актов с примерами.

Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

Нормативно правовой акт и его примеры

Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

1. Что такое нормативно правовой акт?

Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

    Высокое качество.

    Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только , но и приличный опыт работы в этой сфере.

    Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

    Четкая структура.

    Отражение объективной реальности.

    Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

    Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

    Доступность для понимания.

    Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

    Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

Основные особенности действующих НПА:

  1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
  2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
  3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
  4. Наличие специальных реквизитов:
  5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
  6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
  7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
  8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
  9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
  10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

Принципы классификации нормативно правовых актов

Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

  • субъект инициирования создания документа;
  • область распространения;
  • срок действия;
  • уровень юридической силы.

Классификационные особенности в зависимости от

Субъекта инициирования создания документа

Классификационные особенности в зависимости от

Создание нормативно-правового акта может инициироваться:
- государственным органом;
- общественной организацией;
- народом (референдум).


Области распространения

Выделяют:
- федеральные НПА;
- акты субъектов РФ;
- акты муниципальных органов;
- локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

Срока действия

В зависимости от времени влияния выделяют:
- акты, принятые на неопределенное длительное время;
- акты временные (на определенный период).

Уровня юридической силы

По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на:
- законы;
- подзаконные акты.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов.

Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:


Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

Система нормативных актов в РФ.

Что такое нормативно правовой акт?
Виды нормативных актов.

2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:




Название

Пояснение

Пример

1.

Общие

Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

2.

Местные

Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

3.

Ведомственные

Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

4.

Внутриорганизационные / корпоративные

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом.

Роль юриспруденции и законе в жизни современных людей переоценить сложно, потому что именно благодаря своду законов в общественной жизни можно достигнуть порядка и благополучия. Законы - это инструменты и средства для регулирования и достижения общественных целей.

Роль законных актов в юриспруденции

Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.

Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями. Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия.

В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки. Данные виды законодательных актов - это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия. Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.

Разница

Чем отличается нормативно-правовой акт от ненормативного?

Разница между ними есть, причем на практике она достаточно существенна. Очень важно учитывать отличия и понятия нормативных актов и ненормативных актов. Их действие распространяется на важнейшей сферы общественной, социальной и экономической жизни населения.

Первое отличие состоит в высшей законной полноправности нормативных актов по сравнению с ненормативными с юридической точки зрения. Первый вид документов вступает в силу посредством принятия представителями органов законодательной власти. Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.

Второе отличие свидетельствует о том, что нормативные документы предназначены для регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, а ненормативная документация регулирует другие виды общественных связей и операций. Они нуждаются в юридическом сопровождении. Документы ненормативного характера дополняют, конкретизируют, служат в качестве вспомогательных актов.

Также разница между нормативными актами и ненормативными актами состоит в разности юридической увесистости. Первые обладают наивысшей юридической силой и весом. А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.

Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально. Создаются они соответствующими уполномоченными или юридически задействованными в деле лицами.

Пятое отличие нормативного акта от ненормативного гласит о разности их состава и структурированности. Акты нормативных видов по своей структуре разветвленные, обширные и детализированные, а документы второго типа не имеют четкого составного содержания.

Почему важно их разграничивать?

Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены. Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного. Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.

Какое же главное отличие нормативного акта от ненормативного?

Разграничение этих правовых документов дает возможность правильно осуществлять деятельные законотворческие правила, надлежащим образом разбираться в различных правовых ситуациях, оценивать правильно правовые последствия и причины юридических разбирательств и действий. Благодаря усвоению разности этих правовых актов в гражданском обществе общественные отношения устанавливаются на основе законности и порядка. Поскольку эти разграничения хорошо проясняют, какие органы исполнительной или законодательной власти имеют право издавать те или иные акты, а также в какой конкретной правовой ситуации нужно использовать тот или иной акт для достижения конечной или промежуточной цели в деле.

Назначения

Трудность понимания этих двух видов правовых документов состоит не столько в их отличиях, а по большей мере в их общих признаках. Основоположное общее правило нормативных и ненормативных актов состоит в сфере распространения, поскольку их действия обязывает к подчинению со стороны всех гражданских лиц, государственных или общественных органов.

Главное отличие состоит в структуре и органах, которые их издают. Эти отличия возникают на законотворческом этапе, а на последующем этапе действий они практически одинаково работают (ведь на то они и законы), за исключением того, что нормативные акты используются многократно, а ненормативные - однократно.

Нормативные акты регламентируют обобщенные правила и нормы общественных отношений между людьми. Они применяются ко всем участникам правовых отношений или затрагивают определенную группу. Их юридическая сила действует на постоянной основе. Они применяются многократно, но в силу динамичности и появления трансформаций общественной, социальной, экономической жизни могут претерпевать дополнительные уточнения, предписания. В таком случаи эти предписания - это нормативные или ненормативные акты?

Именно форму вспомогательных законных приложений и уточнений, предписаний приобретают ненормативные акты. Они устанавливают не общие и основоположные поведенческие аспекты субъектов правовых отношений, а выражают скорее конкретные распоряжения, актуальные в определенный момент предписания. Сфера их распространения касается определенного юридического лица или индивидуума, применение является однократным, а их сила прекращает действовать после определенных действий в рамках этого же предписания. Также разница между двумя видами акта состоит еще и в их форме выражения содержания.

Общие правила нормативных актов и ненормативных актов

Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:

  1. Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
  2. Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
  3. Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
  4. Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.

Государство имеет право требовать от граждан неукоснительного соблюдения правил и норм нормативно-правовых актов только в случае строгого и надлежащего соблюдении вышеизложенных принципов.

Виды

Нормативно-правовой акт широко и повсеместно используется во многих современных общественно-правовых системах.

К преимуществам категории нормативных актов следует отнести повышении роли государственного регулирования и координации, адекватную и быструю реакцию на быстротечные и переменчивые процессы в обществе, возможность моментального донесения гражданам главных идей и законов в документальной форме детализованным способом.

Виды нормативно-правовых актов можно сгруппировать, отталкиваясь от субъектов управления, которых их принимают на своем уровне (федеральном, региональном или местном).

На федеральном уровне они принимаются высшими органами власти и порядка. К их видам относятся:

  • Конституция государства, которая принимается непосредственно народом страны.
  • Законы государства, в принятии которых берет участь высший орган законодательной власти - Государственная дума.
  • Указы, принимающиеся президентом государства.
  • Постановления, над которыми работает правительство страны.
  • Инструкции, которые разрабатывают и детализируют министерства.
  • Международные правовые акты, на которых специализируются соответственно международные организации, и которые ратифицированные государством.

На региональном уровне законы принимаются региональными законодательными собраниями, а указы и постановления - областными губернаторами и администрациями.

На местном уровне принимаются такие виды актов:

  1. Решения над которыми работают органы местного самоуправления.
  2. Корпоративные акты, которые разрабатывают местные специальные организации.

Характеристика ненормативных актов

Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.

Стандартный ненормативный акт характеризуется признаками правового документа, в котором нет общих нормы права. Он представляется односторонним властным решением органа исполнительной власти, предназначенным для внедрения правотворческих норм в связи с определенными обстоятельствами.

Ненормативные акты специализируются на создании, трансформации или отмене разного рода правовых отношений, обязанностей, прав и норм, касающиеся рядя задействованных лиц в дело, регулируемое нормами права.

Наиглавнейшим ключевым признаком разницы ненормативного акта от нормативного является требование к исполнению лицами, которые в нем указаны. Тем временем, акты, указанные вторыми, содержат в себе строгие требования и нормы гражданского поведения, которые распространяются на большой круг участников. Они предполагают долгосрочное и многократное использование.

Акты ненормативных видов обладают индивидуальными свойствами, поскольку нацелены на определенное лицо либо группу лиц, объеденных определенным образом.

Неотъемлемыми признаками ненормативной правовой документации являются:

  1. Направленность на урегулирования нормативно-правовых отношений.
  2. Требование обязательного исполнения указания, которое является основоположным квалифицированным свойством данного вида актов.
  3. Ненормативные документы подготавливаются государственными органами инициативным способом, поэтому являются односторонней документацией
  4. Ненормативный акт может обладать формой, предполагаемой другим нормативным актом, более юридически увесистым, но в то же время может быть и вовсе не определена. Поэтому форма не является обязательным признаком данного вида документации.

Документы ненормативных видов могут обладать формой указа, предписания, решения.

Ненормативный акт подлежит опровержению как со стороны адресата, так и со стороны гражданина или группы граждан, чьи права были нарушены посредством этого акта.

В процессе действия ненормативных актов они могут быть опровергнуты в арбитражном суде. Но только если имеет место нарушение законных прав граждан или же нарушение правил субординации, то есть подчинения и власти.

Субъекты нормативно-правовых отношений

Оценивая и анализируя отличия нормативного и ненормативного правового акта, следует настоятельно отметить и подчеркнуть факт того, что первые служат способом выявления властной воли государства. А она, в свою очередь, опосредована регулирующими общественную жизнь правовыми нормами. Специфика нормативных актов состоит в том, что государство при помощи них может добиться определенной цели в экономической, социальной, финансовой, политической, внешнеторговой сфере общественной жизни. Главная задача государства состоит в правильном донесении этого до граждан и информированности о правопорядке и законах как можно скорее и лучше. То есть по факту субъектами таких отношений являются фактически все члены гражданского общества.

Отличие нормативного и ненормативного правового акта состоит также в том, что исполнителем ненормативных предписаний может быть любое гражданское лицо. При этом данный человек должен участвовать в более узконаправленных правовых отношениях. То есть ненормативной документацией оперируют на различных стадиях юридических процессов в различных сферах.

Органы, их издающие

В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.

Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.

К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.

Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.

В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.

Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.

Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.

Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.

Предложения по усовершенствованию данной тематики

После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.

Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.

Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.

Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.

Создание соответствующего компетентного органа государственного значения, специализирующегося на регистрации и оформлении нормативно-правовой документации также могло бы посодействовать приведению данного вопроса в порядок.

Исходя из всего сказанного, следует отметить, что разность нормативных актов и ненормативных правовых актов присутствует в полной мере и она достаточно существенна для того чтобы предпринять в обязательном порядке меры со стороны государства для ликвидации такого рода недочетов.

Реализация приведенных выше предложений сможет повысить уровень правовой культуры в государстве, устранить некоторые правонарушения, уменьшить количество судебных тяжб, длительное время поддерживать правопорядок и благополучие в государстве.

Все нормативные правовые акты по юридической силе можно разделить на две группы:

1. Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в строго определен-ном особом порядке высшим законодательным органом государ-ства или субъекта Федерации и регулирующие наиболее важ-ные общественные отношения.

Различают следующие виды законов:

- Конституция

– законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией.

- Федеральные текущие законы – это акты текущего законо-дательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

- Законы субъектов Федерации – это законы, которые издают-ся непосредственно представительными органами субъектов Федерации и распространяют свое действие на соответствую-щую территорию

2. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетент-ных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по отношению к законам.

К подзаконным актам относятся:

Нормативно-правовые акты Президента РФ (указы, распоря-жения);

Нормативно-правовые акты правительства РФ (распоряжения, постановления);

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, положе-ния, распоряжения);

Нормативно-правовые акты государственной власти субъек-тов Федерации.

Закон: понятие, признаки, виды.

закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Закон – это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.



Основные признаки закона:

1. Обладает высшей юридической силой, то есть занимает главное после Конституции место в иерархии нормативно-правовых актов.

2. Принимается только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта Феде-рации или же непосредственно народом.

3. Регулирует наиболее важные общественные отношения в сфере экономической, политической, культурной, социальной и духовной жизни.

4. Принимается в особом и официально утвержденном процес-суальном порядке.

5. Является общеобязательным. Это подразумевает, что его нормы должны соблюдаться и исполняться всеми государ-ственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

Виды законов:

1. По сфере действия различают:

Федеральные законы;

Законы субъектов Федерации.

2. По субъектам законотворчества различают:

Законы, принятые законодательным органом в процессе зако-нотворческой деятельности;

Законы, принятые народом в результате референдума.

3. По предмету правового регулирования различают: консти-туционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.

4. По сроку действия:

Постоянные;

Временные.

5. По их юридической силе:

- Конституция – это основополагающий нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.

- Федеральные конституционные законы – законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией, а также служащие базой для текущего законода-тельства.

- Федеральные законы.

- Закон субъекта Федерации.

Подзаконные акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти - статья 12, Конституции Российской Федерации - России.

Классификация:

В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:

Указы Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

Постановления палат Федерального Собрания РФ;

Решения судов и арбитражных судов.

По сфере действия:

Общие (действуют на территории всего государства)

Местные (действуют в отдельной местности)

Ведомственные (действуют внутри ведомств)

Локальные (внутриорганизационные)

Индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):

Указы Президента России;

Постановления Правительства России, государственных комитетов, администраций;

Приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

Решения представительных органов местного самоуправления.

Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону , потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что:

1. Они принимаются на основе закона.

2. Они принимаются во исполнение закона.

3. Они не могут противоречить закону.

4. Они обладают меньшей юридической силой по отношению к закону.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный норма-тивный акт различают:

1. Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. С их помощью осу-ществляется государственное управление и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

Главное место в системе общих подзаконных актов принадле-жит:

Указам и распоряжениям Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;

Актам правительства, принимаемым на основе и во исполне-ние законов и указов Президента и решающим оперативные вопросы государственного управления экономикой, здравоохра-нением, образованием, социально-культурным строительством и т.д.

2. Ведомственные нормативные акты – это нормативно-правовые акты, которые принимаются в пределах своей компе-тенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют, как правило, общественные отношения, находящи-еся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и другие.

3. Местные нормативные акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). Их издают мест-ные органы представительной власти и органы местного само-управления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией и обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть решения, распоряжения, постановления органов местного самоуправления.

4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, и распространяют свое действие на работников соответствующих предприятий.

Нормативно-правовой акт (НПА) - это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества , т.е. кто является инициатором данного НПА:
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.