Навыки педагога дошкольного образования. Личность педагога дошкольного учреждения

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Он полностью заменяет родителей, пока они на работе. Воспитатель оденет, накормит, объяснит что хорошо, что плохо, поиграет, пожалеет и похвалит. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Образование:

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре. Приветствуется опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сёстрами, собственным ребёнком). Будущий воспитатель должен знать содержание и принципы организации дошкольного воспитания.

Функциональные обязанности:

1. Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

2. Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

3. Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

4. Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

5. Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

6. Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

Навыки и умения /личные качества:

Для воспитателя важно умение работать с детьми и их родителями. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель детского сада должен обладать следующими качествами:

· творческое и абстрактно-логическое мышление;

· образная и оперативная память;

· эмоциональная устойчивость;

· выдержка;

· доброта;

· чуткость;

· наблюдательность распределение и переключение внимания;

· зрительное и слуховое восприятие;

· терпение;

· самоконтроль;

· искренность;

· внимательность;

· ответственность.

Профессиональные умения:

1. Конструктивная деятельность:

ü Аналитические умения:

· Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.)

· Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса

· Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления

· Правильно диагностировать педагогическое явление

· Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения

· Рефлексия

ü Прогностические умения:

· Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений

· Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

· Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

ü Проективные умения:

· Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

· Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

· Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса

· Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел

· Планировать индивидуальную работу с детьми

· Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании

· Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении

· Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

2. Организаторская деятельность:

ü Мобилизационные умения:

· Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

ü Информационные умения:

· Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию

ü Развивающие умения:

· Определение ЗБР

· Ориентационные умения:

· Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

3. Коммуникативная деятельность:

ü Перцептивные умения:

· Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации

ü Умение общения:

· Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении

ü Педагогическая техника:

· Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.)

Плюсы и минусы:

Работа воспитателя приносит радость от общения с детьми, непосредственная близость и работа с детьми продлевает молодость и годы жизни.

К минусам можно отнести огромную ответственность, которую несёт воспитатель за жизнь и здоровье детей.

Несмотря на все трудности, работа воспитателя очень интересная, многообразная и почётная.


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Профессионально важные психологические качества воспитателя

Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении - воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, - писал К. Д. Ушинский.- Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Интенсивный рост дошкольных учреждений в нашей стране, особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях детских садов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривают дальнейшее совершенствование подготовки педагогических кадров, в том числе специалистов для дошкольных учреждений, повышение их профессионального мастерства.

В связи с этим в последнее время внимание психологов и педагогов все больше привлекают проблемы личности и деятельности воспитателя детского сада. Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др. Много личностных качеств и умений требуется, чтобы достойным образом, успешно осуществить их.

Высокие требования предъявляются обществом к личности воспитателя. Все социономические специальности предполагают любовь к своему предмету деятельности - человеку. В работе же с детьми раннего и детского возраста любовь, чуткость особенно необходимы. Воспитатель заменяет детям мать в ее отсутствие. И ребенок ждет от него такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить - ждет любви.

Любовь воспитателя не слепая и не только к избранным, а к каждому ребенку - и к тем, кто уверенно заявляет о себе, чьи способности уже сейчас заметны и к застенчивым, робким, неуверенным, чьи задатки пока еще не раскрыты; к спокойному, покладистому и к трудному... Эта черта прежде всего характеризует педагогов- мастеров, людей, призвание которых - работа с детьми.

Непременным условием успешности в работе представителей всех профессий типа «человек - человек» является направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий. Такая направленность, при которой другие люди стоят непременно в центре складывающейся у человека системы ценностей, порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, способствует раскрытию личностного потенциала того, с кем мы общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, находить эффективные и соответствующие особенностям партнера по общению способы взаимодействия с ним (Бодалев А. А., 1982). Глубоким осознанием необходимости такой направленности у воспитателя проникнуты работы выдающихся отечественных и зарубежных педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и др.). У воспитателя эта направленность теснейшим образом переплетена с любовью к детям, с искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее.

В процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты, ибо в своей основе «педагогический труд - настоящий творческий труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство, - справедливо отмечает В. А. Сухомлинский, - заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть»1. Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству. На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е. А. Аркин, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, С. В Кондратьева, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин и др.

В числе профессионально значимых качеств воспитателя и эмпатия: способность не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на его переживания, сочувствовать и подстраиваться под него. Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классификации Е. А. Климова (1974), к сложным гностически-преобразующим специальностям. Успеху в гностической деятельности способствуют, как известно, наблюдательность, интерес к свойствам определенных объектов (в данном случае к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов.

Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия, достаточно развитый практический ум.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятии- развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствуй эмоциональная выразительность, общительность педагога. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей и т. п. Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки, великодушия.

Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе значи- мых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, няня. Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой старшего воспитателя, заведующей, медицинского персонала, других членов трудового коллектива детского сада, родителей.

Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы, готовность оказать помощь, поддержку в работе, прислушаться к разумному совету, предложению коллеги, не подавить его инициативу, доброжелательность и т. д. Наличие таких качеств не только положительно влияет на эффективность педагогической работы, но и способствует удовлетворенности в труде воспитателя-коллеги. Непременным условием педагогического мастерства, авторитета среди детей, родителей и товарищей по работе является тактичность воспитателя. Слово «такт» (от лат. tactus - прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.

Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка.

Тактичному педагогу удается добиться единства в подходе к ребенку со стороны семьи и детского сада, более того - позитивно воздействовать на взаимоотношения родителей, не ущемляя при этом их самолюбия, чувства собственного достоинства. Успеху в работе воспитателя способствует юмор, оптимизм. «Если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях - это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись, - отмечал известный отечественный врач и педагог Е. А. Аркин.- Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей его работы и в особенности работы по физическому воспитанию связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе».

Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с детьми родителями, коллегами играет и его внешность. Приятная внешность способствует расположению окружающих людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных отношений с ним.

При этом значима не только внешняя физическая красота, но и экспрессия лица, поведения («Люблю Н. Ф., у нее волосы светлые и глаза добрые»). Воспитатель - главный для ребенка человек в детском саду. Он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем ему подражать - внешнему виду, манере разговора с окружающими, поведению в целом. Важно, чтобы он видел перед собой достойный образец для этого, ибо, как справедливо заметил А. С. Макаренко, никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Как я говорил раньше, так остаюсь верен своей позиции, что наша профессия- воспитание человека, проблемы детей должны вызывать у нас профессиональный интерес. Профессиональная деятельность педагогов нашего училища направлена на формирование всесторонне развитой личности обучающихся, на усвоение ими необходимого минимума знаний учебных дисциплин, на приобретение обучающимися профессиональных умений и навыков, становление человека как личности. Любая деятельность педагога направлена на изменение обучающихся в положительную сторону, на повышение его трудовых возможностей, на развитие его самооценки, значимости, как человека.

На данном этапе нашей работы в СУВУ появляются проблемы, которых раньше не было. Это связано в первую очередь с тем, что меняется кадровый состав педагогов, мастеров и работников службы режима, во вторых- меняется социальная обстановка в стране, и ребята прибывают более циничные, чем в прежнее время, отсутствует у них уважение к старшему поколению, к педагогам в частности. Многие приходят из детдомов с развитым чувством потребителя. И поэтому перед педсоставом учреждения стоит первостепенная задача в формировании и закреплении у воспитанников правильного отношения к любому взрослому человеку. Но и педагог сам в первую очередь должен зарекомендовать себя так, чтобы у воспитанника даже мысли не возникло о фамильярном общении или обращении к взрослому. Этому должен способствовать педагогический внутренний стержень сотрудника: не лги никому; не заигрывай с ребенком; требования выставляй конкретные и справедливые; относись к разным ребятам с одинаковым уважением; умей выслушать точку зрения воспитанника, но умей и скорректировать ее в правильном русле.

Самое главное наблюдение сделано мной за годы работы: умение воспитателя оставаться спокойным, уравновешенным при объяснении заданий. Спокойствие воспитателя, не забывайте, оказывает терапевтическое воздействие на ребят. Контингент обучающихся, которые прибывают к нам, особенно в последнее время сильно отличается от предыдущих в худшую сторону. Поэтому очень важно воспитателю не срываться, не отвечать на их капризы, их непонимание заданий грубостью или оскорблением. Если с вашей стороны по отношению к ним проявится агрессия, пусть в цивилизованной форме, они поймут, что вы такой же, как они, без умения терпеть. . Но особенно важно сохранять терпение в общении с детьми, в ежедневных, ежеминутных контактах, когда тысячный раз спрашивают об одном и том же. Естественно, ребята попадают к нам с уже, пусть неправильно, но сформированными на улице, в компаниях и т.д. нормами поведения, общения. Где всегда преобладала грубая сила против ума, хитрость и изворотливость вместо практичности, наглость и хамство против учтивости и такта. Общаясь с ребятами, мы взаимодействуем друг на друга взаимовлиянием.

Одним из способов взаимовлияния я для себя взял убеждение.

Убеждение- это процесс логического обоснования какого- либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания учащихся или одного учащегося, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею.

Убеждение- это способ влиять на учащегося или отделения, который затрагивает кроме практической еще и эмоциональную сферу личности. Нередко процесс убеждения является дискуссией в отделении у нас, но мы всегда стараемся достичь понимания, а нередко и переживания той или иной проблемы. Но я никогда не пытаюсь сделать убеждение- монологом. считаю, что это становится нотацией, к которым наши воспитанники привыкли и научились “отгораживаться” каждый по- своему.

Убеждать словом - крайне тяжелый метод, необходимо найти особую логику, тон разговора, время для той или иной темы дискуссии. Гораздо действеннее второй способ взаимовлияния - это подражание- оно направлено главным образом на воспроизведение учащимся определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков.

Поэтому, убеждать, что никотин- это яд с сигаретой в руке, или снижать ребенку в отделении баллы за нецензурную брань при этом ругая его теми же нецензурными словами, по меньшей мере это не педагогично, а по- человечески просто некрасиво. А ведь ребята подражают!!!.

Подражание психологии подразделяют на внешние и внутренние.

Оглянитесь, вы заметите - отделения отличаются друг от друга по воспитателям, т.е. основная масса ребят в отделении прожившие 1 год и более неосознанно, может быть, перенимают привычки воспитателя, его манеры, тон и стиль разговора. Остальные же, по свойствам характера или по каким- то иным причинам, не имея возможности подражать внешне, переживают изменения черт характера, внутреннего поведения.

Не следует строить отношения с детьми на постоянных придирках. Не нужно упрекать ребят в их неумении и тем более шутить по этому поводу. Необходимо дать учащемуся возможность убедиться в том, что вы на его стороне и готовы прийти на помощь. Не нужно говорить ребёнку о том, чтобы он учился на производстве, а просто показать как выполняется та или иная работа. Конечно можно возразить, что ребята на производстве должны научиться владеть инструментами, верно, но когда учащийся в отделении выполнит по вашей просьбе простенькую работку - это будет гораздо лучшим «научением». Ведь воспитатели - женщины не станут отправлять ребят на производство, для того чтобы они научились там гладить брюки, пришивать пуговицы. Учащийся должен видеть в воспитателе не критика его деятельности, а наставника, советчика, которому можно доверять. А без доверия не будет возможности влиять на ребят.

Авторитет воспитателя в последнее время все меньше, но все же довлеет над нашими детьми, одними приказами мы ничего хорошего воспитать из них не сможем. Давно уже пора отойти от методов работы, которые были культивированы раньше. Дети все разные, порой непредсказуемые, и чем больше они неуравновешенны, тем более гибким необходимо быть воспитателю. Строго придерживаюсь педагогического правила, которое я для себя уяснил - это то, что спокойные, добрые отношения между ребятами как при выполнении работы, так и в повседневной жизни возможны лишь при добром отношении воспитателяк каждому своему ребенку! Я не призываю идти у учащихся на поводу, потакать им по каждому поводу, нет. Тут возникает вопрос, надо ли кроме обще училищных наказаний детей ругать и наказывать за их проступки на производстве, в школе еще и в отделении. Обязательно! Надо, но делать это так, чтобы ребенок чувствовал, зная, что ваше отношение к нему, как к личности, не изменится. Я убежден, что детей необходимо хвалить за выполненную работу. Иногда достаточно сказать спасибо, но и (если работа выполнена хорошо) необходимы слова благодарности. Не нужно стесняться говорить детям добрые слова, похвалить их перед другими ребятами.

Но прежде всего надо научиться воспитывать себя, нам никто не давал права, ни морального, ни тем более юридического судить детей - воспитывать! Вот наше предназначение! Как говорил Л.Н.Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было». Поэтому, каждый педагог в учреждении, да и просто любой работник нашего заведения должен начать воспитание с себя.

Выполнил: старший воспитатель Овсянников В.Ф. 1 кв. категория


Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении - воспи-татель. От него в значительной степени зависит развитие личности и познава-тельных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, - писал К. Д. Ушинский.- Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»1.
Интенсивный рост дошкольных учреждений в нашей стране, особая значи-мость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях детских садов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей.
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривают дальнейшее совершенствование подготовки педагогических кадров, в том числе специалистов для дошкольных учреждений, повышение их профессионального мастерства.
В связи с этим в последнее время внимание психологов и педагогов все больше привлекают проблемы личности и деятельности воспитателя детского сада.
Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др.
Много личностных качеств и умений требуется, чтобы достойным образом, успешно осуществить их.
Высокие требования предъявляются обществом к личности воспитателя. Все социономические специальности предполагают любовь к своему предмету деятельности - человеку. В работе же с детьми раннего и детского возраста любовь, чуткость особенно необходимы. Воспитатель заменяет детям мать в ее отсутствие. И ребенок ждет от него такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить - ждет любви.
Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения. М.. 1953. Т. 1. С. 266.
Любовь воспитателя не слепая и не только к избранным, а к каждому ребенку - и к тем, кто уверенно заявляет о себе, чьи способности уже сейчас заметны и к застенчивым, робким, неуверенным, чьи задатки пока еще не раскрыты; к спокойному, покладистому и к трудному... Эта черта прежде всего характеризует педагогов-мастеров, людей, призвание которых - работа с детьми.
Непременным условием успешности в работе представителей всех профессий типа «человек - человек» является направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий. Такая направленность, при которой другие люди стоят непременно в центре складывающейся у человека системы ценностей, порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, способствует раскрытию личностного потенциала того, с кем мы общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, находить эффективные и соответствующие особенностям партнера по общению способы взаимодействия с ним (Бодалев А. А., 1982). Глубоким осознанием необхо-димости такой направленности у воспитателя проникнуты работы выдающихся отечественных и зарубежных педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и др.). У воспитателя эта направленность теснейшим образом переплетена с любовью к детям, с искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее.
В процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты, ибо в своей основе «педагогический труд - настоящий творческий труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство, - справедливо отмечает В. А. Сухомлинский, - заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть»1. Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству.
На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е. А. Аркин, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, С. В Кондратьева, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин и др.
В числе профессионально значимых качеств воспитателя и эмпатия: способность не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на его переживания, сочувствовать и подстраиваться под него.
Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классификации Е. А. Климова (1974), к сложным гностически-преобразующим специальностям. Успеху в гностической деятельности способствуют, как известно, наблюдательность, интерес к свойствам определенных объектов (в данном случае к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов.
Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия, достаточно развитый практический ум.
Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятии- развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствуй эмоциональная выразительность, общительность педагога.
Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 71.
§ 1. Профессионально важные психологические качества воспитателя 315
Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей и т. п. Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки, великодушия.
Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе значимых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, няня. Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой старшего воспитателя, заведующей, медицинского персонала, других членов трудового коллектива детского сада, родителей.
Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы, готовность оказать помощь, поддержку в работе, при-слушаться к разумному совету, предложению коллеги, не подавить его инициативу, доброжелательность и т. д. Наличие таких качеств не только положительно влияет на эффективность педагогической работы, но и способствует удовлетво-ренности в труде воспитателя-коллеги. Непременным условием педагогического мастерства, авторитета среди детей, родителей и товарищей по работе является тактичность воспитателя. Слово «такт» (от лат. ґаеґш - прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка.
Тактичному педагогу удается добиться единства в подходе к ребенку со стороны семьи и детского сада, более того - позитивно воздействовать на взаимоотношения родителей, не ущемляя при этом их самолюбия, чувства собственного достоинства.
Успеху в работе воспитателя способствует юмор, оптимизм. «Если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях - это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись, - отмечал известный отечественный врач и педагог Е. А. Аркин.- Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскати-стого смеха, но успех всей его работы и в особенности работы по физическому воспитанию связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспита-тельной работы и культивировать его в себе»1.
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М, 1968. С. 270-271.
Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с детьми родителями, коллегами играет и его внешность. Приятная внешность способствует расположению окружающих людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных отношений с ним.
При этом значима не только внешняя физическая красота, но и экспрессия лица, поведения («Люблю Н. Ф., у нее волосы светлые и глаза добрые»). Воспитатель - главный для ребенка человек в детском саду. Он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем ему подражать - внешнему виду, манере разговора с окружающими, поведению в целом. Важно, чтобы он видел перед собой достойный образец для этого, ибо, как справедливо заметил А. С. Макаренко, никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Сложные и ответственные функции выполняет воспита­тель дошкольного учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследова­тельская, пропагандистская, организационно-хозяйствен­ная, функция самообразования и др.

Много личностных качеств и умений требуется, чтобы достойным образом, успешно осуществить их.

Высокие требования предъявляются обществом к лич­ности воспитателя. Однако среди многообразных качеств есть такие, без которых он не может выполнить своих прямых задач - воспитать советских граждан, будущих строителей коммунизма. К значимым, обязательным ка­чествам советского воспитателя относятся, в первую оче­редь, высокая идейность, коммунистическая убежденность, диалектико-материалистическое мировоззрение. Главное звено в системе взглядов и поступков воспитателя - его нравственно-политическая направленность.

Все социологические специальности предполагают лю­бовь к своему предмету деятельности - человеку. В работе же с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость особенно необходимы. Воспитатель заменяет де­тям мать в ее отсутствие. И ребенок ждет от него такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на по­мощь, защитить, утешить - ждет любви.

Любовь воспитателя не слепая и не только к избран­ным, а к каждому ребенку - и к тем, кто уверенно заявляет о себе, чьи способности уже сейчас заметны, и к застенчивым, робким, неуверенным, чьи задатки пока еще не раскрыты; к спокойному, покладистому и к трудному... Эта черта прежде всего характеризует педагогов-мастеров, людей, призвание которых - работа с детьми.

«Дети мне очень нравятся. Я не могу смотреть на них равнодуш­но. Если грустят - мне жалко их. Почему грустят? Нравится с ними общаться. С течением времени они так прогрессируют в своем развитии, что поражаюсь. Я их люблю. И толстых, и сопливых, и гнусавых... Когда я вижу, как они мне подражают, так тепло на душе» (Н. А. Р-ва).

«Нравятся дети, их изменение, становление человека. У меня боле­ла голова. Врачи говорят: «Надо менять профессию». Это все равно, что конец света. Я жду встречи с детьми; работать с ними - это же радость!» (В. И. К-ва).

Непременным условием успешности в работе предста­вителей всех профессий типа «человек - человек» является направленность на деятельность в области межличност­ных взаимодействий. Такая направленность, при которой другие люди стоят непременно в центре складывающейся у человека системы ценностей, порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, способствует раскрытию личностного потенциала того, с кем мы общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, находить эффек­тивные и соответствующие особенностям партнера по об­щению способы взаимодействия с ним (А. А. Бодалев). Глубоким осознанием необходимости такой направлен­ности у воспитателя проникнуты работы выдающихся советских и зарубежных педагогов (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и др.). У воспитателя эта направленность теснейшим образом пе­реплетена с любовью к детям, с искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее.

В процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовы­вать смелые и тонкие эксперименты, ибо в своей основе «педагогический труд - настоящий творческий труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство,- справедливо отмечает В. А. Сухомлинский,- заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предви­деть». Все это требует от него самостоятельности, наход­чивости, способности к творчеству.

На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е. А. Аркин, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, С. В. Конд­ратьева, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.

В числе профессионально значимых качеств воспита­теля и эмпатия: способность не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на его переживания, сочувствовать и подстраиваться под него.

Профессию воспитателя детского сада можно отнести, согласно классификации Е. А. Климова, к сложным гностически-преобразующим специальностям. Успеху в гности­ческой деятельности способствуют, как известно, наблю­дательность, интерес к свойствам определенных объектов (в данном случае к ребенку), высокая работоспособность соответствующих органов.

Преобразующая деятельность воспитателя требует та­ких личностных качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия, достаточно развитый практический ум.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмо­циональная выразительность, общительность педагога.

Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять собой и другими людьми, не раз­дражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение роди­телей и т. п. Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, вы­держки, великодушия.

Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе значимых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной дея­тельности. Ведь с группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, няня. Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой стар­шего воспитателя, заведующей, медицинского персонала, другими членами трудового коллектива детского сада, родителями. Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, распределить между собой отдельные участки работы, готовности оказать помощь, поддержку в работе, прислу­шаться к разумному совету, предложению коллеги, не подавить его инициативу, доброжелательность и т. д. Наличие таких качеств не только положительно влияет на эффективность педагогической работы, но и способ­ствует удовлетворенности в труде воспитателя-коллеги.

Непременным условием педагогического мастерства, авторитета среди детей, родителей и товарищей по работе является тактичность воспитателя. Слово «такт» (от лат. tactus "прикосновение, ощущение") означает чувство ме­ры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.

Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорби­тельных замечаний по отношению к ребенку и его роди­телям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможно­стям ребенка.

Тактичному педагогу удается добиться единства в подходе к ребенку со стороны семьи и детского сада, более того - позитивно воздействовать на взаимоотноше­ния родителей, не ущемляя при этом их самолюбия, чувства собственного достоинства.

Успеху в работе воспитателя способствует юмор, опти­мизм. «Если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях - это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкуль­турные упражнения добросовестно выполнялись,- отме­чал известный советский врач и педагог Е. А. Аркин.- Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раска­тистого смеха, но успех всей его работы и в особен­ности работы по физическому воспитанию связан с радост­ным восприятием жизни во всех ее многообразных прояв­лениях и твердой спокойной уверенностью в своих си­лах.

Педагог должен осознать огромное плодотворное зна­чение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе».

Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с детьми, родителями, коллегами играет и его внешность. Приятная внешность способствует расположе­нию окружающих людей к общению с педагогом, уста­новлению доброжелательных, доверительных отношений с ним. При этом значима не только внешняя физическая красота, но и экспрессия лица, поведения («Люблю Н. Ф., у нее волосы светлые и глаза добрые»).

Воспитатель - главный для ребенка человек в детском саду. Он входит в его микросреду. Дошкольник стре­мится во всем ему подражать - внешнему виду, манере разговора с окружающими, поведению в целом. Важно, чтобы он видел перед собой достойный образец для этого, ибо, как справедливо заметил А. С. Макаренко, никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

§ 2. Характеристика деятельности воспитателя детско­го сада

Личность воспитателя дошкольного учреждения фор­мируется, проявляется и изменяется в процессе его профес­сиональной педагогической деятельности.

Советские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубин­штейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) рассмат­ривают деятельность человека не как какую-то совокуп­ность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения. В педагогической деятельности выделяют цель, мотивы, предмет деятель­ности, способы осуществления ее, результат.

Комплексное исследование педагогической деятель­ности, ее структурных компонентов, проведенное в ЛГУ под руководством профессора Н. В. Кузьминой, показало, что она складывается из следующих внутренне взаимосвя­занных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.

Исследователи отмечают, что деятельность воспита­теля дошкольного учреждения имеет немало общего с учительским трудом. Специфика же ее состоит в том, что педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности, отличные от осо­бенностей школьного возраста. Большое место в его труде занимает руководство игрой, бытовой деятельностью, дея­тельностью общения. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников. Эти виды деятельности имеют свои особенности в дошкольном периоде, и руководство ими требует особых условий.

Важной составной частью педагогического труда, усло­вием его эффективности в целом является высокий уро­вень гностической деятельности воспитателя. Она направлена на познание их родителей, анализ собственной педа­гогической деятельности, труда коллег.

Гностические умения, используемые воспитателем в процессе данной деятельности, дают возможность изучить предмет ее, выявить уровень развития как познаватель­ных, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств ребенка, обнаружить мотивы его пове­дения, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, степень эмоционального благополучия каждого из них.

Гностические действия воспитатель использует и для познания родителей, семейной микросреды ребенка. К этой группе умений относится и умение оценить эффективность применяемых методов воспитания и обучения, умение анализировать опыт других с целью переноса передовых методов и приемов работы в собственную педагогическую практику. Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономер­ностей и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка.

Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспе­риментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблю­дая поведение детей в повседневной жизни.

Специальные исследования свидетельствуют о сущест­венном отличии степени сформированности гностической деятельности у педагогов-«мастеров» и «не-мастеров». Воспитатели-«мастера» превосходят «не-мастеров» в раз­витии таких гностических умений, как умение понять ребенка, объяснить причины его поведения, чутко воспри­нимать реакции детей на свои замечания, объяснения, умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др.

Воспитатели различаются по уровню развития понима­ния детей.

Низкий уровень характеризуется отражением лишь отдельных черт ребенка, внешней картины его поведения, без проникновения в его мотивационную сферу. Оценка ребенка в значительной степени обусловлена его поведе­нием в процессе бытовой деятельности. Отражаются в первую очередь качества, которые способствуют или затру­дняют организацию воспитателем детей, выполнение режи­ма («спокойный ребенок», «дерется», «плохо ест» и т. п.).

Допускаются существенные ошибки как при характерис­тике группы в целом (особенно системы межличност­ных отношений детей), так и при оценке достижений отдельных детей в игровой, учебной, художественной дея­тельности, в определении эмоционального климата ребенка в группе сверстников, в семье. Характерен высокий субъ­ективизм в оценке воспитанников. Нет инициативы в изучении личности ребенка, его микросреды, группы в целом.

Воспитателям среднего уровня понимания детей свой­ственно более полное и глубокое познание как отдельных детей, их внутреннего мира, так и группы в целом. Харак­тер оценки детей определяется в решающей степени пове­дением их в значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания характерна более верная (по, сравнению с низким уровнем) оценка развития отдель­ного ребенка, его положения в системе личных отношений. Наблюдается частичное проникновение в структу­ру группы, мотивационную сферу детей. Однако проявля­ется еще недостаточное видение влияния всех подструктур микросреды (особенно семейной) на развитие ребенка. Имеются самостоятельные попытки в изучении группы, от­дельных детей, их микросреды.

Высокий уровень понимания характеризуется способ­ностью достаточно верно охарактеризовать группу в це­лом, оценить развитие отдельных детей по существен­ным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития видением сдвигов в развитии, способ­ностью предвидеть (с большой вероятностью) дальней­шие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах деятельности, группы в целом. Для воспитателей высокого уровня понимания характерно глу­бокое проникновение в познавательную, волевую и в мотивационную сферы ребенка, распознавание зарождаю­щейся направленности, видение не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка, его «изюминки». С большой степенью достоверности эти педагоги опреде­ляют и уровень развития группы в целом, ее струк­туры, положение каждого воспитанника в системе личных отношений. Проявляется интерес и инициатива в изу­чении группы и каждого ребенка, всех подструк­тур его личностной микросреды. Для более глубокого понимания группы, отдельных детей используются психо­логические и социально-психологические методы исследо­вания.

Информация, полученная в процессе гностической дея­тельности, помогает воспитателю грамотнее и успешнее осуществлять конструктивную, организаторскую, комму­никативную деятельность.

Конструктивная деятельность воспитателя связана с проектированием, планированием работы с детьми и роди­телями, с отбором материала для воспитательно-образова­тельной и просветительной работы. Конструктивно-дина­мические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом. Они выража­ются в умении дать детям «ориентирующую и стимули­рующую оценку» (Б. Г. Ананьев) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д. Большое значение имеет твор­ческое воображение воспитателя. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в работе и в создании условий для предотвращения их. Они включают умения планировать деятельность до­школьника во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения - это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесооб­разно комбинировать части занятий и т. д.

В структуре профессионального труда воспитателя существенное место занимает организаторская деятель­ность. В ее процессе он организует как деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), роди­телей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практи­ческих задач при руководстве различными видами деятель­ности и другие умения.

Особо значимым аспектом деятельности воспитателя дошкольного учреждения является коммуникативный аспект. С профессионально-значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указы­вают на такие трудности профессионального общения, которые связаны с формированием у родителей правильно­го отношения к детскому саду, с необходимостью убедить (переубедить) отдельных родителей в ошибочности из­бранных ими средств, методов воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду, общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением аффективных вспышек детей, выработ­кой единого подхода к воспитанникам детского сада, единой системы в работе с воспитателем -напарником и др. Общение с родителями - сложная, важная и пока еще малоизученная сторона коммуникативной деятельности воспитателя. Условиями успешности взаимодействия с ро­дителями является наличие у воспитателя внутренней го­товности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям. Психология доверия, так необходи­мая для успеха в совместной работе с семьей по воспи­танию детей, определяется здесь не столько объектив­ными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими ро­дителям порой интуитивно угадывать чуткость или холод­ность, доброту или чрезмерную строгость педагога. Ро­дители ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожида­ния. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничест­во с ними в деле воспитания.