Порядок начисления пенсии в мчс. Работники противопожарной службы субъектов рф могут получить право на досрочное назначение пенсии по старости

Возможно, работники противопожарной службы субъектов РФ получат право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста 50 лет при стаже работы не менее 25 лет. Такой законопроект сегодня внесло в Госдуму Архангельское областное Собрание депутатов.

Автор инициативы подчеркнул, что в настоящее время данное право для указанных категорий граждан не установлено, поскольку в действующем законодательстве существует противоречие. С одной стороны, пенсии по старости устанавливаются работникам Государственной противопожарной службы по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в указанной службе не менее 25 лет (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ " "; далее – закон о пожарной безопасности). При этом Государственной противопожарной службой (ГПС) считается как федеральная противопожарная служба, так и противопожарная служба субъектов РФ ().

Но в соответствии с пенсионным законодательством, право на досрочное назначение пенсии по старости не предусмотрено для работников противопожарной службы субъектов РФ и установлено только для работников федеральной противопожарной службы. Причем это касается как норм, которые действовали до 1 января 2015 года, так и положений действующего законодательства (п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " ", п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ " ").

При достижении какого возраста женщинам может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости ? Узнайте из материала "Досрочное назначение пенсии" в"Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указал разработчик законопроекта, такое положение вещей привело к тому, что работники противопожарной службы субъектов РФ, которые приобрели часть стажа в федеральной противопожарной службе, не могут претендовать на пенсию по старости досрочно. Территориальные органы ПФР, по данным регионального заксобрания, считают, что стаж работы в региональной противопожарной службе не может быть включен в общий стаж работы в ГПС, так как для этого отсутствуют правовые основания. В связи с этим указанные органы отказывают заявителям в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Суды считают существующие правила обоснованными. Так, КС РФ указал, что в отличие от работников региональной противопожарной службы работники федеральной противопожарной службы имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ввиду того, что на последних возложены обязанности, сопряженные с более высокой степенью загруженности.

Также Суд решил, что сложность и интенсивность труда указанных работников выше, так как они тушат пожары и проводят аварийно-спасательные работы на объектах федерального значения (Определение КС РФ от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О " "). Вместе с тем, КС РФ обратил внимание на то, что субъекты РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального обеспечения, и в том числе пенсионного.

Данную позицию Архангельское областное Собрание депутатов сочло спорной и обосновало это следующим. По его словам, работники федеральной и региональной противопожарных служб в равной степени рискуют своей жизнью и здоровьем в процессе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Подразделения указанных служб, как отметил автор, преследуют одни и те же цели и задачи и выполняют одни и те же трудовые функции. Характер и специфика их деятельности также одинаковы. Отличия между ними, по мнению инициатора, заключаются только в их ведомственной принадлежности.

Вместе с тем, ВС РФ также считает, что работники противопожарной службы субъектов РФ не имеют право на получение пенсии по старости досрочно. Его позиция сводится к тому, что действующее законодательство предусматривает такое право только для сотрудников федеральной противопожарной службы (

Мы – вольнонаемные пожарные. По закону, проработав 25 лет, должны в 50 выйти на пенсию. Но в нашей системе – постоянные изменения: сперва мы входили в МВД, затем в противопожарную службу субъекта Российской Федерации (были на балансе Чувашии), потом нас перевели на федеральный бюджет…
Подали заявления в Пенсионный фонд, чтобы, как положено, уйти на пенсию в 50 лет, а там говорят: 3 года, что числились на балансе Чувашии, в спецстаж не включаются, так как противопожарная служба субъектов Российской Федерации в структуру МЧС России не входит…
Какая разница, что ведомства (отсюда и записи в трудовых) меняются, ведь работа одна и та же? Выходит, закон от 21 декабря 1994 года у нас в Чувашии не действует? Получается, пожарным сел Яльчики, Красноармейское, Янтиково, Батырево и
т. д. (службы которых находятся на бюджете республики) никаких льгот не будет?

И. ДМИТРИЕВ и другие
вольнонаемные работники пожарной службы.

Вот такое письмо – можно сказать, крик души. Нужно отметить, что это не единственное письмо вольнонаемных пожарных. Редакция получила их несколько. Удивляться есть чему: а разве существует разница в том, как борются с огнем федеральные службы и те, что находятся на балансе регионов страны? Когда вспыхивает в какой-нибудь глухой деревеньке, скажем, того же Красночетайского района, первыми в борьбу с огнем вступают местные. И вроде бы понятно, что работа, как, впрочем, и риск, и у федеральных пожарных, и у вольнонаемных одинаковые…
Как гласит статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в Государственную противопожарную службу РФ входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов России. И согласно ст. 8 этого же закона «работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет».
Вроде такое же право закреплено и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подп. 18 п. 1. ст. 27 закона гласит, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

…Такая несправедливость возникла с 2004 года, когда всех пожарных разделили на федеральные и региональные структуры. Первые при этом остались при льготах, а вторые лишились их, в том числе и права выхода на пенсию по выслуге лет.

Мы не случайно выделили полное название ведомства. Так, закон разделил огнеборцев на две категории – сотрудников МЧС и всех остальных, вернее, на тех, кому положена досрочная трудовая пенсия, а кому нет. Подтвердили это не только ответы республиканского отделения Пенсионного фонда, но и прокуратуры Чувашии. Вот что пишет, в частности, отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства: «Как следует из вышеназванной нормы (подп. 18 п. 1. ст. 27), досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
На основании изложенного Верховным судом Российской Федерации сделан вывод о том, что досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По словам самих огнеборцев, такая несправедливость возникла с 2004 года, когда всех пожарных разделили на федеральные и региональные структуры. Первые при этом остались при льготах, а вторые лишились их, в том числе и права выхода на пенсию по выслуге лет. А между тем «реформу оптимизации» пожарных Россия (тогда еще СССР) уже проходила. Ветераны пожарной охраны рассказывают, что похожая ситуация происходила в конце 50-х, когда с ведомства снимали погоны. С введением соответствующей реформы страну захлестнула волна пожаров, и государству пришлось вернуть огнеборцам урезанные социальные блага. И вот новая реформа. Похоже, государство наступает на те же грабли?
В общем, законодателям есть над чем подумать.

Дело № 2-119/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего - судьи Корнева В.В.,

при секретаре Доценко Н.В.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобзы М.Я. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Лобза М.Я. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает водителем пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. На ДД.ММ.ГГГГ его трудовой стаж составил 25 лет 10 месяцев 1 день. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ отдел Пенсионного фонда РФ в Велижском районе отказал ему в назначении пенсии, якобы из-за отсутствия требуемого специального стажа. По мнению ответчика, в виду изменения ведомственной подчиненности пожарной части, в которой он работал, период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в льготный стаж. Считает такой отказ незаконным, поскольку в указанный период времени он по-прежнему продолжал выполнять государственные задачи в области пожаротушения в должности водителя пожарного автомобиля, а потому разные источники финансирования не могут повлиять на характер его труда и лишить права на льготное пенсионное обеспечение. Поэтому просит суд включить в его трудовой стаж спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля ФГУ - Пожарной части № Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Признать право на досрочное назначение трудовой пенсии и назначить таковую с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Лобза М.Я. увеличил исковые требования, поскольку пенсионный фонд изменил основания отказа в назначении досрочной пенсии: решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отменил прежнее решение № от ДД.ММ.ГГГГ и постановил новое: отказать в назначении пенсии из-за отсутствия, требуемого специального стажа - на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж составляет всего 2 года 6 месяцев 29 дня. Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключены по причине отсутствия в трудовой книжке сведений о работе его в должности водителя пожарного автомобиля, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - из-за переподчиненности противопожарной службы субъекту Российской Федерации. Считает такое решение ответчика незаконным и необоснованным, так как все автомобили, состоящие на вооружении в Государственной противопожарной службе, являются пожарными автомобилями, соответственно все водители противопожарной службы являются водителями пожарных автомобилей. В штатном расписании нет разбивки должностей водителей на должности «водитель» и «водитель противопожарной службы». В Постановлении Правительства указана должность - «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)», а не исключительно «водитель пожарного автомобиля». Соответственно его должность - водитель автомобиля включена в Список должностей работников государственной противопожарной службы МЧС РФ, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поэтому просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автомобиля № отряда федеральной противопожарной службы ФГКУ «ОФПС по <адрес>» и назначить трудовую пенсию досрочно с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).

В судебном заседании истец и его представитель - адвокат Кошелюк И.П. (ордер л.д. 116), иск поддержали и настаивали на его удовлетворении по основаниям приведенным выше.

Ответчик иск не признал, сославшись на то, что у Лобзы М.Я. отсутствует требуемый 25-летний стаж. На дату обращения (ДД.ММ.ГГГГ) истец имеет страховой стаж 39 лет 5 месяцев 9 дней и специальный стаж - 2 года 06 месяцев 29 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Остальные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж, т.к. согласно Списку должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии, предусмотрены должности - «водители (шофера) пожарных автомобилей», а согласно данным трудовой книжки Лобзы М.Я., он поименовал как «водитель». Справка от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая характер его работы, и дающая ему право на досрочное назначение пенсии, не может быть признана законной, поскольку её опровергает акт документальной проверки фонда, который не подтверждает факт работы Лобзы М.Я. в должности водителя пожарного автомобиля, к тому же на балансе ПЧ находились не только пожарные машины. По этим основаниям ранее вынесенное решение № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено и вынесено новое - № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии. Кроме того, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж, т.к. действующим законодательством включение в стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ, также как и в муниципальной, ведомственной, частной и добровольной охране - не предусмотрено. В иске просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах настоящего гражданского и отказного пенсионного делах, обозренных в судебном заседании, суд считает, что иск Лобзы М.Я. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных службах)

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

Как следует из письменных материалов дела, Лобза М.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> лет) (паспорт, л.д. 6):

ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ППЧ <адрес> водителем 1 класса;

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ППЧ № реорганизована в ПСО № (пожарно-спасательный отряд) <адрес>;

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УВД № переименован в № (отряд пожарной охраны);

ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем 1 класса по 6 разряду;

На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес> ОПО-№ переименован в ОГПС-№ (отряд Государственной противопожарной службы №) № переименована в ПЧ №;

ДД.ММ.ГГГГ ОГПС № реорганизовано в ФГУ ОГПС № ГУ ГОЧС <адрес> (Федеральное государственное учреждение - Отряд государственной противопожарной службы № ГУ ГОЧС <адрес>);

ДД.ММ.ГГГГ Лобзе М.Я. установлен 7 разряд водителя;

ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Главного Управления по делам ГО и ЧС <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ФГУОГПС № переподчинен Государственному учреждению «Отряд государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области»;

ДД.ММ.ГГГГ установлен 8 разряд водителя;

ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы № МЧС России по <адрес> (ОГПС № МЧС России по <адрес>) переименовано в государственное учреждение «№ отряд противопожарной службы по <адрес> (ОФПС № МЧС России по <адрес>»;

Государственное учреждение «№ отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» реорганизован в форме слияния в государственное учреждение «Отряд федеральной противопожарной службы по <адрес> (ОФПС по <адрес>» на основании Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (трудовая книжка, справки л.д. 19-24).

ДД.ММ.ГГГГ Лобза М.Я. обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии по основанию п.п. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (заявление, л.д. 9-11).

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Велижском районе Смоленской области отказал Лобзе М.Я. в назначении досрочной пенсии по старости как работнику Государственной противопожарной службы согласно пп. 18 п. 1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. из-за отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа, наличествует специальный стаж - 24 года 04 месяца 02 дня. С ДД.ММ.ГГГГ отряд ГПС № ГУ ГОЧС по <адрес> реорганизован в ФГУ ОГПС № ГУГОЧС по <адрес>, т.е. в противопожарную службу субъекта федерации, работа в которой не подлежит включению в льготный стаж. Такое положение сохранялось до момента ликвидации противопожарной службы субъекта (ДД.ММ.ГГГГ). Поэтому в стаж не подлежит включению период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

Данное решение было отменено и вынесено новое.

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Лобзе М.Я. отказано в назначении досрочной пенсии по старости как работнику Государственной противопожарной службы согласно пп. 18 п. 1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. из-за отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. Указано на наличие у него специального стажа - 2 года 06 месяцев 29 дней (работа в должности пожарного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в специальный стаж, т.к. согласно Списку, предусмотрены должности - «водители (шофера) пожарных автомобилей», а согласно данным трудовой книжке Лобзы М.Я., он значится только как «водитель».

К тому же с ДД.ММ.ГГГГ отряд ГПС № ГУ ГОЧС по <адрес> реорганизован в ФГУ ОГПС № ГУГОЧС по <адрес>, т.е. в противопожарную службу субъекта федерации, а действующим пенсионным законодательством в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрена (решение №, л.д. 45-47).

Данное решение Пенсионного фонда РФ суд считает необоснованным по следующим основаниям.

Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437) (с изменениями от 26 мая 2009 г.), предусмотрена должность - «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)».

Согласно данным трудовой книжки, Лобза М.Я. был принят на работу в пожарную часть водителем 1 класса, в последующем ему устанавливались 6, 7, 8 разряды водителя (л.д. 21-23).

Согласно справке, представленной ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по Смоленской области», Лобза М.Я. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности водителя пожарной автомашины <данные изъяты>, имеет постоянную занятость в течение полного рабочего дня в качестве водителя, его должность является гражданской, предусмотрена Списком должностей работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 18).

Согласно штатному расписанию пожарной части от ДД.ММ.ГГГГ, должность водителя предусмотрена только в составе караула, куда входят: начальник караула, старший пожарный, пожарный и водитель (л.д. 40-41).

Из должностных инструкций водителя автомобиля № ПЧ № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ видно, что водитель автомобиля обязан обеспечивать содержание в исправном состоянии закрепленной за ним пожарной техники и постоянной готовности к тушению пожара, выезжать к месту пожара в целях его тушения, знать расположение взрывопожароопасных объектов, противопожарного водоснабжения, уметь работать с пожарной, аварийно-спасательной техникой (л.д. 80-81).

Согласно табелю основных обязанностей личного состава от ДД.ММ.ГГГГ, водитель с пожарным устанавливает автомобиль на водоисточник, переключает работу двигателя на насос, работает на насосе, обеспечивает бесперебойную передачу воды (пенообразователя) в рукавную линию (л.д. 110-111).

На основании приказов, за водителем Лобза М.Я. закреплялась следующая автотехника: <данные изъяты>, <данные изъяты> (№ от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 84-85), <данные изъяты>, <данные изъяты> (№ от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 86), <данные изъяты>, <данные изъяты> (№ от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 83).

Согласно справке-характеристике условий труда водителя Лобзы М.Я., выданной № ПЧ № отряда ФПС ФГКУ «ОФПС по <адрес>», при приеме его на работу и по настоящее время за ним закреплена пожарная автомашина <данные изъяты> на базе <данные изъяты>. За время работы Лобза М.Я., как и весь караул имеет постоянный режим работы: 1 сутки дежурства и 3 суток выходных. Дежурства личного состава № ПЧ организованы с 08-00 час. утра текущего дня до 08-00 час. следующего дня. За работу в ночное время ему производятся соответствующие доплаты. Лобза М.Я. на закрепленном пожарном автомобиле участвует в тушении пожаров. Лобза М.Я. участвует в занятиях по профессиональной подготовке, сдает зачеты по специальной, теоретической и физической подготовке, по результатам которых ему выдаются допуска на право работы на пожарном автомобиле. Каких-либо иных функций, кроме как водитель пожарного автомобиля, Лобза М.Я. не выполнял. Лобза М.Я. состоит на вещевом довольствии, ему выдается обмундирование, в т.ч. специальное термобелье (л.д. 149-150).

Из экзаменационных ведомостей за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ видно, что Лобза М.Я. вместе с начальниками караула, командирами отделения, пожарными, другими водителями проходил проверку профессиональной подготовки (л.д. 152-159).

В соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании определения суда, была дана следующая экспертная оценка: «Трудовая функция водителя автомобиля № отряда федеральной противопожарной службы ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» Лобзы М.Я. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствовала трудовой функции водителя пожарного автомобиля, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Занятость Лобзы М.Я. в этот период составляла полный рабочий день (более 80% рабочего времени)»(л.д. 171-173).

Данная экспертиза произведена ведущим специалистом отдела охраны труда по вопросам государственной экспертизы условий труда, имеющим стаж работы в экспертизе условий труда 3 года, на основании материалов дела, нормативных правовых актов, необходимой справочной литературы, и оснований не доверять ее выводам у суда не имеется.

Допрошенные в судебном заседании свидетели (сослуживцы истца, водители) также подтвердили факт работы Лобзы М.Я. водителем пожарного автомобиля.

Так, свидетель Н. (работает в ПЧ-№ с ДД.ММ.ГГГГ пожарным, с ДД.ММ.ГГГГ водителем, трудовая книжка л.д. 125-131) суду показал, что Лобза М.Я. постоянно работал водителем пожарной машины. Легковых и оперативных автомобилей в части нет. Любой автомобиль, который числится за ПЧ - это спецавтомобиль. За Лобзой М.Я. закреплена машина <данные изъяты>, на базе автомобиля <данные изъяты>, предназначена для доставки на пожар личного состава и огнетушащих средств. При заступлении на смену, водитель принимает пожарный автомобиль, производит его техобслуживание и несет дежурство. При выезде на пожар, водитель Лобза М.Я. везет личный состав и воду, а на месте пожара - работает с насосом и следит за расходом воды и ГСМ, своевременно их пополняет. В ПЧ кроме пожарных автомобилей есть только дополнительный грузовой автомобиль, однако он не привлекается к тушению пожаров и им управляет лишь водитель другой смены, любой. Водителям выдается специальная форма и термобелье от перегрева на пожаре.

Свидетель Б. (водитель пожарной автомашины с ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка л.д. 132-134, получатель льготной пенсии по указанному основанию, решение суда, л.д. 179)) также подтвердил, что Лобза М.Я., как и он работает водителем пожарного автомобиля. За истцом закреплен автомобиль <данные изъяты>, который представляет собой специальный пожарный автомобиль, предназначенный для перевозки огнетушащих средств: воды, пены, оборудования и личного состава. Водитель участвует в тушении пожара, следит за бесперебойной подачей воды. Это обязанность исключительно водителя, на что ему выдаются специальные допуски и удостоверения. Работа водителя в расчете: сутки через трое - с 8-00 час. до 8-00 час.. Ежедневно проводятся занятия, автомобили выезжают к гидрантам, водоемам, отрабатываются нормативы. Лобза М.Я. изначально и постоянно работал только на <данные изъяты>.

Таким образом, следует признать, что Лобза М.Я. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял трудовую функцию водителя пожарного автомобиля. В связи с этим указанные периоды подлежат включению в его специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Довод пенсионного фонда о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный льготный стаж по причине работы истца в противопожарной службе субъекта РФ, суд считает также необоснованным.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № 437 (в ред. от 26.05.2009г.) был утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Постановления, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в его Определении от 05.02.2009г. № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.

Основанием для отказа в назначении досрочной пенсии Лобзе М.Я. послужило то, что Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Главное управление противопожарной службы МЧС России по <адрес> было реорганизовано путем присоединения к Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>, которое в свою очередь утвердило Положение о Федеральном государственном учреждении - пожарной части № ГУ ГО ЧС по <адрес>, и в соответствии с этим Положением ГУ ГО ЧС являлось самостоятельным подразделением при Администрации <адрес>, но осуществляло свою деятельность как под руководством МЧС России, так и под руководством Главы <адрес> - начальника гражданской обороны области, и, кроме того, финансирование Отряда государственной противопожарной службы велось за счет средств бюджета области и межбюджетных трансфертов, а не из федерального бюджета.

Вместе с тем истец работал и продолжает работать в одном и том же подразделении противопожарной службы - ПЧ-№, его трудовая функция, несмотря на переименование и переподчинение подразделения, не менялась.

Как видно из выписки из лицевого счета застрахованного лица, в спорный период ему начислялись страховые платежи согласно классификатору 28ПЖ - как за льготную работу.

Указом Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01.10.2001г. центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Прежней редакцией статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ.

Лишь после внесения в указанную статью Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ изменений, которые вступили в силу с 01.01.2005г., Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.

В оспариваемый период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) пожарная часть, в которой Лобза М.Я. осуществлял свою трудовую деятельность, имела статус федерального государственного учреждения и находилась в подчинении МЧС России, т.е. входила в состав Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должность «водитель пожарного автомобиля», которую истец занимал в указанный период, предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № 437 (в ред. от 26.05.2009г.).

Следовательно, вывод отдела Пенсионного фонда об отсутствии у него права на досрочное назначение трудовой пенсии является необоснованным, и период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж.

Признать право Лобзы М.Я. на досрочное назначение трудовой пенсии и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области включить в специальный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в должности водителя пожарного автомобиля Федерального государственного учреждения - пожарной части № Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.