Закон не знает сословных преступлений эссе.

12 Сен 26.09.2017

Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВОСУДИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Риторика»
Тема «Убеждающая речь. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равномилостив» (А.Ф. Кони)»

Выполнила: ………
студент (ка) курса
очной формы обучения
группы ….

Проверила:
к.филол.н., доц. Пилипенко Н.А.

Ростов-на-Дону
2017 г.

Основополагающим принципом развития любого правового государства является законность. Данный принцип вытекает из диспозиции статьи 15 Конституции Российской Федерации, тем самым провозглашая высшую юридическую силу Конституции на территории всей Российской Федерации и обязанность всех граждан, органов государственной власти, должностных лиц и различных организаций подчиняться лишь закону. Также в статье 46 КРФ гарантируется судебная защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц.

В первую очередь, уважаемая аудитория, хотелось бы задать вопрос, что есть закон? Ведь каждый может оценивать его сущность и значение дифференцировано.

Закон представляет собой нормативный правовой акт, обладающий юридической силой, принятый специально уполномоченным органом с целью регулирования общественных правоотношений в различных сферах жизни общества. Регулирование общественных правоотношений выступает специальным инструментом, который способен разрешать различные конфликты сторон данных правоотношений.

Вспомнился мне всем известный миф о древнегреческой богине права и законного порядка Фемиде, и дочери ее, богине справедливости Дике. Фемида, как и закон, слепа, повязка на глазах богини символизирует беспристрастность.

В мифологии древних греков закон и справедливость всегда шли рука об руку. А что есть справедливость? Воздаяние. Однако на сегодняшний день нравственность и мои субъективные моральные убеждения разделили два эти понятия.

История знает немало примеров таких законов, когда убийство знатного человека было тяжким преступлением, а человек, лишивший жизни холопа, мог отделаться только штрафом, когда телесные наказания могли быть применены ко всем, кроме привилегированных сословий. К сожалению, и в современной России есть место подобным преступлениям, например, некоторые должностные лица, наделённые властью, не считаются с законами или умело их обходят. Также мне хочется привести в пример дело о старушке, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек.

Мастер - класс на тему: "Как написать сочинение - эссе по обществознанию"

Описание: мастер - класс представляет все этапы мыслительной деятельности в процессе написания сочинения на основе высказывания: выбор темы, определение ключевых слов, подбор теоретического материала и примеров в качестве аргументов, выводы. Это хорошая помощь педагогам и их ученикам, которые собираются сдавать экзамен по обществознанию.
Мастер – класс на тему: «Как написать сочинение эссе по обществознанию»
Поэтапные действия работы над сочинением на обществоведческую тему представлены в авторском методическом пособии для выпускников. Здесь вашему вниманию пошагово показан весь процесс формирования сочинения на заданную тему с составлением конкретного текста.

Закон не знает сословных преступлений,
не знает различий по кругу лиц,
в среде коих совершается его нарушение.
Он ко всем равно строг и равно милостив.
А.Ф.Кони
Остановимся на этом варианте высказывания подробнее. Предлагаем алгоритм размышлений и создания текста эссе.
Одно из выражений известного русского мыслителя XIX века А.Ф. Кони было предложено в демонстрационном варианте 2012 года и повторилось в демоверсии 2015 года в разделе «Правоведение». При создании текста эссе, исходя из требований к работе, необходимо показать реальные знания курса обществознания, сформированность понятийного аппарата, умение подбирать фактический материал и правильно использовать собственный жизненный опыт.
Шаг 1 . Выделяем ключевые слова высказывания. На наш взгляд, ими являются: «закон» - «сословные преступления» - «круг лиц» - «нарушение» -«строг и милостив». Слова образуют своеобразный смысловой круг, по которому будет выстраиваться текст.
Шаг 2. Обдумываем начало размышлений. Здесь можно сразу определить проблему, поднятую автором, можно начать лирическим отступлением, можно сразу показать знание обществоведческой терминологии, в целом необходимо положить точку отсчета мыслям, которые будут оформлены в цельный красивый текст. Например:
«Мысль, высказанная русским политологом А.Ф.Кони, по своей сути является идеальным вариантом правоприменительной практики. Действительно, закон как норма, обладающая высшей юридической силой, является цементирующей основой общества, где сословный, корпоративный или иной статус человека не может быть поводом для того, чтобы гражданин за совершенное нарушение или преступление не понес адекватного наказания».
Шаг 3 . Дальше логика составления текста подталкивает на выражение собственной позиции и ее аргументации. Здесь уместно привести примеры из современной жизни, поскольку автор эссе – современная молодежь, продвинутая, владеющая огромным объемом информации, умеющая ее по – своему интерпретировать. Продолжение эссе может быть таким:
«Я соглас(на)ен с тем, что закон не знает сословных преступлений. Ведь если суд будет за одинаковое правонарушение наказывать исходя из того, является человек богатым или бедным, дворянином или депутатом, министром или рабочим, то наступит юридический коллабс, и такое общество потеряет основные черты правового и демократического. В качестве примера можно привести дело господина Ходорковского, которому не помогли его миллионы, и он понес наказание за экономические нарушения. Еще интереснее ситуации в Европе, где общество более открыто и прозрачно, например, бывший премьер – министр Италии Сильвио Берлускони сейчас является участником судебных разбирательств».
Шаг 4 . Высказывание Кони интересно тем, что позволяет показать межпредметные связи: история – обществознание – правоведение – социология. Это тот редкий случай, когда примеры из истории будут очень уместны, поэтому возможен вариант расширения размышлений за счет этого. Главное логически правильно соединить части сочинения. Возможен такой вариант развития размышлений:
«Но не всегда в истории была такая ситуация: равенство всех граждан перед законом, строгость и объективность судебной системы. Так, например, при Екатерине Великой положение русских дворян и гвардии было особым: они не несли юридическую ответственность за совершенные преступления, им многое прощалось, нельзя было применять физические наказания, эти категории относились к элите общества. Особый статус был и у поместных землевладельцев, которые могли до смерти забить своих крепостных, оскорбить и унизить, эти люди ничего не боялись, так как закон был на их стороне. Некрасивая ситуация была и в США практически до середины XX века в отношении к темнокожим людям, которых белые относили к особому кругу лиц второго сорта, а значит и наказание строже и правовой статус ниже. Аналогичных примеров можно привести массу».
Шаг 5 . Для того, чтобы написать заключительную часть эссе, рекомендуем перечитать получившийся текст. Это необходимо для соединения смыслового кольца в единое целое, исходя из обозначенных ключевых слов. Советуем использовать стандартные фразы, вводные конструкции, хорошо знакомые выражения. Заключение должно быть лаконичным и, возможно, нестандартным. В нем можно показать перспективность и актуальность проблемы, значимость для современной жизни.
«В заключении хочется высказать надежду, что и Россия когда – нибудь станет по – настоящему правовым государством, где законы будут ко всем одинаково строгими и милостивыми, и не будет таких ситуаций, когда следственные органы или суд сначала уточняют, чьим родственником является человек, совершивший преступление: бизнесмена или главы муниципалитета, простого учителя или генерала армии, какие можно к нему применить санкции или сколько денег с него удастся получить. Нужно верить в светлое будущее родной страны».
Шаг 6 . Перечитать полный вариант работы, если есть необходимость, то внести изменения и коррективы. Не забывайте следить за орфографической, синтаксической, лексической и логической грамотностью сочинения. Если при написании эссе, будут учтены все предложенные советы, то 5 баллов вам гарантированы. Кстати, обращаем внимание на объем работы. В получившемся эссе 322 слова. Это оптимальный объем для раскрытия смысла высказывания (хотя слов может быть и меньше: 150 – 300).

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив».

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Я полностью разделяю точку зрения А.Ф. Кони. Это высказывание является отражением основных свойств и функций закона.

Во-первых, закон - это нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства или непосредственно гражданами путём референдума. Из этого определения следует, что все равны перед законом, и обязаны исполнять его. В противном случае он не будет удовлетворять нормам международного права. Именно такими должны быть законы в современном мире. Но история знает немало примеров таких законов, когда убийство знатного человека было тяжким преступлением, а человек, лишивший жизни холопа, мог отделаться только штрафом, когда телесные наказания могли быть применены ко всем, кроме привелигерованных сословий (дворян, духовенства). К сожалению, в современной России есть место подобным преступлениям. Чиновники, наделённые властью, не считаются с законами. Не так давно верховный суд РФ признал наличие признаков преступления в действиях бывшего главы Таможенного комитета, а ныне депутата ГД РФ В. Драганова. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ в 1998-1999 годах Драганов превысил должностные полномочия, при выполнении финансовых операций, и тем самым нанес серьёзный ущерб федеральному бюджету. По сравнению с 90-ми годами ситуация в стране улучшилась, но она по-прежнему остаётся тревожной. Для уменьшения числа недобросовестных чиновников, президент и ГД создают новые антикоррупционные законы, которые призваны разрешить ситуацию.

Во-вторых, международное сообщество признает равенство всех людей перед законом. Это закреплено в Хартии по правам человека. В неё входят:

1) Всеобщая декларация прав человека, где признаётся минимальный объём неотъемлемых прав и свобод, и провозглашается, что в современном обществе им должны владеть все, без исключения, люди. В декларации провозглашаются как личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на тайну корреспонденции и др.), так и права, которыми человек должен обладать во всех сферах общественной жизни (право на труд, социальное обеспечение, право на участие в управлении государственными и общественными делами, и прочие права.)

2) Два Международных пакта (об экономических, социальных и культурных правах, и, о гражданских и политических правах)

3) Факультативный протокол, ко второму пакту.

И, наконец, все люди занимают разное социальное положение в обществе. Это обусловлено различным заработком, уровнем образования, престижностью профессии. Каждый желает достичь более высокого статуса посредством вертикальной мобильности. Общество в целом стремится к социальному равенству. Многие социологи, юристы и правоведы, придерживаются мнения, что социальное равенство следует расценивать, как равенство перед законом.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что законы должны не только наказывать людей совершивших преступление, но и защищать права всех, без исключения граждан. Он должен быть справедливым и милостивым. Закон должен соблюдать права человека и гражданина, защищать права всех социальных групп. Среди законов должна быть строжайшая субординация. Они должны быть просты, для понимания.

И, безусловно, законы должны строго соблюдаться всеми гражданами, не зависимо от их достатка, положения в обществе, от занимаемой ими должности.

В первом предложении предложенной нам для анализа цитаты, поднимается проблема равенства всех граждан перед законом, независимо от их социально статуса. Во втором предложении цитаты поднимается проблема закона, как высшей инстанции справедливости.

Автор считает, что закон не различает никаких привилегий того или иного гражданина. Если человек совершил проступок, то он должен за него ответить, вне зависимости от того, к какому социальному классу принадлежит человек, является он чернорабочим или заседает в правительстве: если он виновен - он будет осужден, если он невиновен - он будет оправдан.

Ведь высшая справедливость, это непредвзятость суждения - не так ли?

Я полностью согласен с позицией автора. Законы были созданы для того, чтобы регулировать отношения в обществе. А в демократическом социуме, социуме в котором живем мы с вами, все люди равны между друг-другом по количеству прав и обязанностей.. И из этого как раз и следует то, что все равны перед лицом закона.

В своем трактате «Об общественном договоре» Жан Жак Руссо говорит, что «Хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся равными в результате соглашения», - это подтверждает первый тезис, выдвинутый мной, относительно позиции автора. В трактате «О всеобщей справедливости или об источниках права», Фрэнсис Бэкон пишет, что «в гражданском обществе господствует или закон, или насилие». На мой взгляд, это подразумевает под собой мысль, что закон - есть высшая справедливость. Об этом же писал французский писатель, правовед и философ Ш. Монтескьё: «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл».

Источниками законов являются, помимо прочего, правовые обычаи и юридические прецеденты. Это дает нам основания полагать, что все нормативные правовые акты, созданы из-за того, что мы сами в этом нуждаемся. Это значит, что когда-то уже были ситуации, когда закон был на стороне человека, который не прав, из-за чего был написан тот или иной закон. В нашем государстве высшим законом является конституция, а высшей ценностью, провозглашенной в ней, является человек- его права и свободы (глава 1, статья 2). Права и свободы человека охраняются законами, прописанными в конституции и кодексах РФ, это прописано в статье 45 главе 2 конституции. А в статье 19 той же главы, прописано то, о чем говорил Кони в первой части своего высказывания «Все равны перед законом».

Примером можно найти в истории Российской империи: в 1724 году, фаворит Петра Первого Меншиков, русский государственный и военный деятель, был осужден за злоупотребления служебными полномочиями. Он воровал казенные деньги, незаконного сдавал в аренду украденные земли, тем самым, зарабатывая «грязные» деньги, за что был смещен и приговорен к выплате огромных штрафов. Это показывает нам действие и торжество закона над теми, кто считает себя выше судебной власти.

Иным примером, может послужить то, что в РФ на выборах президента равно значимы голоса действующего президента - главы государства, и обычного гражданина. А это значит, что не смотря на высокую занимаемую должность, на выборах лидера страны, голос управляющего Россией и голос любого рядового гражданина равнозначен.

Обновлено: 2017-03-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме