Характеристика социального педагога школы на аттестацию. Охарактеризуйте структуру профессиональной деятельности социального педагога. личностная характеристика и профессиональная компетентность. Сферы профессиональной деятельности социального педагога

  • Специфика профессиональной деятельности

  • cоциального педагога. Структура профессиональной деятельности. Функции деятельности социального педагога. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности:

  • личностная характеристика и профессиональная компетентность. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.

  • Основные понятия:

    • Основные понятия:

    • Социальный педагог – специалист, имеющий

    • среднее или высшее профессиональное

    • образование по специальности «социальная

    • педагогика», профессионально подготовленный

    • для социально – педагогической деятельности.



    • Профессиональная компетентность

    • социального педагога – теоретическая и

    • практическая готовность специалиста к

    • осуществлению социально – педагогической

    • деятельности, характеризующая его

    • профессионализм.





    Учитель передает

    • Учитель передает

    • знания и

    • социокультурный опыт

    • осуществляется

    • развитие и

    • воспитание Ребенка



    Учитель -

    • Учитель -

    • ориентирован на

    • работу в

    • общеобразовательном

    • учебном заведении



    Социальный педагог

    • Социальный педагог

    • имеет дело с Ребенком

    • в процессе его развития,

    • воспитания, социального

    • становления













    - диагностическая;

    • - диагностическая;

    • - прогностическая;

    • - посредническая;

    • - коррекционно-реабилитационная;

    • - охрано-защитная;

    • - предупредительно-профилактическая;

    • - эвристическая.



    - гуманистические;

    • - гуманистические;

    • - психологические характеристики;

    • - психоаналитические;

    • - психолого-педагогические.







    • 1. дошкольные образовательные учреждения;

    • 2. общеобразовательные учреждения;

    • 3. общеобразовательные школы-интернаты;

    • 4. общеобразовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • 5. специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

    • 6. образовательные учреждения начального профессионального образования.



    1. дворовые детские клубы;

    • 1. дворовые детские клубы;

    • 2. дома детского творчества;

    • 3. молодежные общежития;

    • 4. дома отдыха для подростка;

    • 5. образовательные молодежные центры;

    • 6. центры профориентации;

    • 7. центры занятости;

    • 8. детские и молодежные биржи труда.



    Вопросы и задания к теме:

    • 1. Сравните профессиональную деятельность педагога и социального педагога.

    • 2. Сравните профессиональную деятельность педагога и социального работника.

    • 3. Охарактеризуйте структуру профессиональной деятельности социального педагога.

    • аттестационной комиссии

      Габышевой Ф.В

      Представление.

      Аттестационная комиссия МОУ НПСОШ №2 г. Якутска просит аттестовать на высшую квалификационную категорию уровня профессиональной деятельности Копырину Лену Иннокентьевну - социального педагога, в совершенстве владеющего методикой работы с детьми и взрослыми, имеющего высокую научно-теоретическую подготовку.

      Лена Иннокентьевна – один из успешных, опытных социальных педагогов, который умело руководит, организует работу социально - педагогической службы школы. Выявляет общие и частные социальные проблемы, изучает и проводит диагностику индивидуальных особенностей учащихся. На данный момент социально-педагогическая служба школы имеет свою систему, в которой основными направлениями являются: 1-4кл. - создание социальной и психологической общности; 5-6кл. - адаптация, коррекционно-развивающая работа; 7-8кл. - развитие межличностных отношений; 9-11кл. - профориентационная работа.

      Создана база данных на всех учащихся школы. Совместно с родительским комитетом участвует в организации родительских конференций, различных бесед с приглашением специалистов. В своей работе использует разнообразные методы и приемы работы: анкетирование, социологический опрос, индивидуальные беседы.

      Постоянно проводится работа по профилактике правонарушений. В школе идет процесс стабилизации правонарушений: ИДН, ПДН 2001 г - 7 учащихся, 2002г - 4, 2003г - 3, 2004г - 3, 2006 – 3, 2007 – 1, 2008-3. Лена Иннокентьевна умело привлекла к работе с трудными, кроме КДН и ПДН, специалистов кожно-венерологического диспансера, СПИД-центра, наркологического кабинета, медицинского вытрезвителя, анатомического музея медицинского института и др.

      Оказывает помощь классным руководителям в организации коррекционной работы с учащимися, помогает разрешить конфликтные ситуации между учениками. Выступает посредником между воспитанниками, создавая обстановку психологического комфорта и безопасности детей.

      Ежегодно участвует в организации летнего отдыха учащихся. Работала воспитателем в школьных лагерях дневного пребывания «Лидер», в котором отдыхали и обучались активисты школы, города, республики. В 2002 оду была одним из организаторов республиканского лагеря ЮНЕСКО «Толерантность». Лена Иннокентьевна разработала программу лагеря по социальной реабилитации учащихся с отклоняющимся поведением.

      Охотно делится своим опытом работы на школьных, городских, республиканских семинарах: В 2002г провела уроки - мастерские на городских коммунарских сборах вожатых, коммунарский сборах в Таратской школе Мегино-Кангаласского улуса; Лена Иннокентьевна – один из организаторов республиканских авторские курсов ИПКРО «Воспитательная система НПСОШ №2». В 2003г. провела стендовую защиту на республиканской конференции «10 лет ассоциации социальных педагогов республики» и на городском семинаре социальных педагогов.

      В 2004, 2005 гг. стала лауреатом городских «Хайдуровских чтений». Тесно сотрудничает с ИПКРО: с 2005 по 2008 проводит лекции и практические занятия для слушателей республиканских курсов социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе.

      2007г. – сертификат качества на городских педагогических чтениях, доклад « Информационно-компьютерные технологии на уроках географии», и научно-практических конференциях ЯПК-1 и ЯГУ с докладом «ИКТ в географии» (сертификат, публикация). Диплом 1 степени городского смотра-конкурса методических идей и мастерства «Методическая служба образовательных учреждений – столице».

      2008г – дипломант Всероссийского конкурса центра теории воспитания ИТИП РАО центра «Педагогический поиск» в номинации «Система работы социального педагога».

      2007г - Сборник методического кабинета УО «Городской социально-педагогической службе -10 лет» статья «Профилактика аддиктивного поведения учащихся»

      2008г.- Социально-педагогическое сопровождение личности в современном обществе: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции.- Москва, с.137. « Профилактика наркомании среди молодежи».

      2009г. – победитель школьного конкурса «Лучший классный руководитель».

      Лена Иннокентьевна повышает свою квалификацию на городских и республиканских курсах.

      Отличается высоким чувством ответственности, коммуникабельна, тактична. Пользуется заслуженным уважением среди учащихся, учителей, родителей.

      Директор школы: (Семенов А.К)

      С представлением ознакомлена_____________________________

      29825

      Должностные обязанности

      Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

      Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

      Читайте также:
      1. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
      2. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
      3. А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
      4. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
      5. Актиномицеты. Таксономия. Характеристика. Мик­робиологическая диагностика. Лечение.
      6. Акционерный способ финансирования инновационных проектов. Характеристика его выгод и недостатков.
      7. Антагонізм у мікроорганізмів. Антибіотики, характеристика, принципи одержання, одиниці виміру. Класифікація за механізмом дії на мікроорганізми.

      Деятельность социального педагога - это в первую очередь зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоответственности. Социальный педагог должен обладать определёнными качествами, которые и определяют его профессиональную пригодность. М.А. Галагузова разделяет профессиональные качества (профессионально-значимые личностные характеристики) социального педагога на две группы - специальные и профессиональные . В качестве специальных качеств социального педагога выделяют наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, рефлексию и самоконтроль.

      Среди основных профессионально важных качеств - эмпатия, доброжелательность, деликатность и др. Эмпатия представляет собой умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций. Доброжелательность - это способность демонстрировать своё отношение приязни, положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека. Деликатность как качество социального педагога представляет собой вежливость и мягкость в общении с людьми. Аутентичность - это способность быть естественным в отношениях с людьми, быть самим собой в контактах с окружающими. Открытость социального педагога - это готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях. Конкретность также важна в деятельности социального педагога и представляет собой отказ от общих рассуждений и умение конкретно отвечать на вопросы. Непосредственность - это умение говорить и действовать в обстановке «здесь и сейчас», иметь чёткое представление о человеке и его ситуации.

      М.А. Галагузова выделяет следующие личностные качества социального педагога :

      Гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и т.д.);

      Психологические характеристики (высокий уровень протекания психологических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

      Психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

      Психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

      Человек, который избрал профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать высокой духовной, нравственной и общей культурой, быть педагогом, психологом и социальным работником, осознающим свою активную роль в защите прав ребёнка на обучение, воспитание, развитие и достойное существование. Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности в различных областях педагогической и социальной действительности.

      Характеристика-представление педагога-психолога Ф.И.О.

      для аттестации на соответствие занимаемой должности

      Ф.И.О. работает в должности педагога-психолога с « »___________г., в (полное наименование образовательного учреждения) с « » г. Ф.И.О. имеет (указать образование с учётом дополнительной профессиональной подготовки). И.О. проходит аттестацию впервые (в случае повторного прохождения аттестации указать дату предыдущей аттестации и решение аттестационной комиссии). За время работы в должности (межаттестационный период) И.О. прошел курсы повышения квалификации (и (или) профессиональной переподготовки): (указать время и место прохождения повышения квалификации (профессиональной переподготовки), название и объем курсов).

      Квалификация педагога-психолога позволяет ему с использованием своего жизненного опыта достаточно эффективно решать типичные профессиональные задачи.

      Педагог-психолог владеет следующими технологиями педагогической диагностики и психолого-педагогической коррекции: (перечислить общеизвестные, а оригинальные кратко охарактеризовать). В своей работе И.О. использует разнообразные методические средства, например: (перечислить), которые он продолжает совершенствовать. Для организации занятий с учащимися и при осуществлении оценочно-ценностной рефлексии использует новую научно-ме-тодическую литературу и профессиональные интернет-ресурсы (указать некоторые из них). Педагог-психолог достаточно свободно осуществляет прямую и обратную связь с другими людьми, легко устанавливает контакты с учащимися, их родителями и коллегами (привести примеры). И.О. эффективно организует взаимодействие педагогических работников и родителей учащихся с целью психологического сопровождения и коррекции поведения школьников (привести примеры).

      Педагог-психолог может аргументировать свою позицию, обладает грамотной устной и письменной речью. Умеет выбирать адекватные формы и методы презентации результатов своей работы (привести примеры). Ф.И.О. способен осуществлять поиск, структурирование и адаптацию информации с учетом личностных особенностей учащихся, их родителей и педагогических работников, использует на своем АРМ программно-методические комплексы: (перечислить), а также цифровые ресурсы (перечислить). Установленную школьную документацию грамотно ведет на бумажных и электронных носителях.

      И.О. готов к ведению психологической диагностики и консультированию дистанционными методами.

      Педагог-психолог достаточно свободно ориентируется в действующем образовательном законодательстве и может его использовать при решении своих профессиональных задач.

      Он может определить факторы, препятствующие развитию личности учащихся, и принимает эффективные меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного характера). И.О. оказывает консультативную помощь учащимся, их родителям, педагогическим работникам в соответствии со своим графиком работы. При проведении психологической диагностики активно использует ИКТ.

      Педагог-психолог определяет степень нарушений в развитии учащихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию, принимает активное участие в разработке программ психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих различный уровень познавательной активности.

      Ф.И.О. регулярно участвует в работе педагогических и методических советов (указать даты и темы отдельных выступлений) подготовке и проведении родительских собраний (указать даты и темы отдельных выступлений). Педагог-психолог обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся при работе с ними. При своей работе не допускает нарушений требований охраны труда и пожарной безопасности.

      Директор ОУ Подпись Ф.И.О.

      ознакомлен работника

      Характеристика-представление учителя Ф.И.О. для аттестации

      на соответствие занимаемой должности

      Ф.И.О. работает в должности учителя (название предмета) с « »_________г., в (полное наименование образовательного учреждения) с « »_______г.

      Ф.И.О. имеет (указать образование с учетом дополнительной профессиональной подготовки). И.О. проходит аттестацию впервые (в случае повторного прохождения аттестации указать дату предыдущей аттестации и решение аттестационной комиссии). За время работы в должности (межаттестационный период) И.О. прошел курсы повышения квалификации (и (или) профессиональной переподготовки): (указать время и место прохождения повышения квалификации (профессиональной переподготовки), название и объем курсов).

      При выполнении своих должностных обязанностей учитель испытывает трудности при решении следующих проблем: (указать конкретно, какие трудности при решении каких профессионально-педагогических проблем испытывает учитель и на основании чего сделан такой вывод).

      Учитель владеет лишь следующими современными педагогическими технологиями: (перечислить технологии, указав, на основании чего сделан вывод о том, что учитель не владеет другими технологиями). При построении занятий с учащимися учитель практически не использует новую научную и учебно-методическую литературу (указать, на основании чего сделан такой вывод).

      Учитель лишь эпизодически (указать, на основании чего сделан такой вывод) осуществляет на занятиях с учащимися оценочно-ценностную рефлексию.

      Ф.И.О. затрудняется при осуществлении обратной связи с коллегами (представить обоснование). Контакты учителя с родителями учащихся очень ограничены (представить данные, подтверждающие это утверждение).

      При организации совместной деятельности учащихся во внеурочное время учитель испытывает трудности (обоснование).

      И.О. достаточно часто испытывает трудности при аргументации своей профессиональной позиции (обоснование). Речь учителя суха, не эмоциональна и не увлекательна. В письменной речи допускает достаточно много орфографических и синтаксических ошибок.

      Учитель не всегда может выбрать адекватные формы презентации результатов своей работы (обоснование). Ф.И.О. испытывает затруднения при поиске информации в сети Интернет, не использует в своей работе имеющиеся в образовательном учреждении готовые программно-методические комплексы, АРМ использует лишь эпизодически. Цифровые образовательные ресурсы использует лишь при подготовке учащихся к итоговой аттестации. Школьную документацию (справки, докладные записки, паспорт кабинета и пр.) учитель ведет в рукописном виде. При оценке результатов обучения по предмету не использует компьютерные технологии.

      Учитель не готов (конкретизировать, на основании чего сделан такой вывод) к ведению дистанционной образовательной деятельности.

      Учитель допускает в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства в сфере образования (привести примеры) и локальных актов образовательного учреждения (привести примеры). При организации обучения учащихся не всегда учитывает их психолого-физиологические особенности (примеры). При организации занятий использует лишь ограниченный набор форм, приемов и методов (привести обоснование такого вывода). Ф.И.О. не всегда может обосновать выбор конкретного учебно-методического обеспечения используемых образовательных программ.

      И.О. испытывает трудности при поддержании учебной дисциплины во время учебных занятий (привести примеры).

      Количество пропусков занятий учащимися превышает средние показатели по образовательному учреждению (привести подтверждающие факты).
      Ф.И.О. обеспечивает достижение обучающимися уровня образования лишь на уровне _______% (представить результаты ЕГЭ, ГИА, контрольных работ и т.п.).

      Учитель нерегулярно участвует в работе методического объединения (привести подтверждающие факты), допускает нарушения трудовой дисциплины (указать какие), требований правил по охране труда (примеры) и (или) пожарной безопасности (примеры). Имеет взыскания (указать нормативные акты о наложении взысканий и формулировки, обосновывающие взыскания).

      Директор ОУ Подпись Ф.И.О.

      С представлением Подпись Дата

      ознакомлен работника

      Примечание

      Очевидно, что вряд ли найдется педагог, обладающий сразу всеми перечисленными в Приложении 2 недостатками. В приведенном примере указан достаточно подробный набор оснований, который может быть отмечен в представлении на учителя, не соответствующего занимаемой должности с точки зрения руководителя образовательного учреждения.