Основные сигнальные цвета применяемые. III. Светофоры на железнодорожном транспорте. Правила размещения знаков безопасности

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
СИГНАЛОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
Дисциплина: ОП.03 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Группа:А-22

Цели урока:
Учебная (образоватнельная):
-студент после изучения темы должен знать обозначение
сигнальных показаний железных дорог РФ их назначение и
классификацию;
-знать общие сведения о железнодорожном транспорте;
- знать принципы организации железнодорожных перевозок и
управления движением поездов;
- знать основные звуковые и видимые приказы для машинистов.

Развивающая: студент должен уметь:
- классифицировать организационную структуру управления
на железнодорожном транспорте;
-классифицировать технические
железнодорожного транспорта.
средства
и
устройства
Воспитательная:
-совершенствовать стремление студентов пополнять знания и
умения, развивать механизмы психики учащихся (восприятие,
память, мышление);
-стимулировать потребность к самостоятельности в
различных видах деятельности.

Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Сигнализация на железнодорожном транспорте служит для
обеспечения безопасности движения, а так же для четкой
организации движения поездов и маневровой работы.

Светофоры Входные

СВЕТОФОРЫ ВХОДНЫЕ
Входные светофоры
ограждают раздельные
пункты со стороны
перегонов, т.е.
разрешают или
запрещают поезду
следовать на
раздельный пункт.

Светофоры выходные

СВЕТОФОРЫ ВЫХОДНЫЕ
Выходные
светофоры
разрешают или
запрещают
поезду
отправиться с
раздельного
пункта на перегон.

Светофоры проходные

СВЕТОФОРЫ ПРОХОДНЫЕ
Проходные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать с
одного блокучастка
(межпостового
перегона) на
другой.

Светофоры Маршрутные

СВЕТОФОРЫ МАРШРУТНЫЕ
Маршрутные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать из
одного района
станции в другой.

10. Светофоры прикрытия

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ
Светофоры
прикрытия
ограждают
пересечения
дорог в одном
уровне,
разводные мосты
и участки,
проходимые с
проводником.

11. Светофоры предупредительные

СВЕТОФОРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ
Предупредительн
ые светофоры
заблаговременно
предупреждают о
показании
светофоров:
входного,
проходного,
прикрытия,
заградительного.

12. Светофоры Маневровые

СВЕТОФОРЫ МАНЕВРОВЫЕ
Маневровые
светофоры
разрешают или
запрещают
проведение
маневровых
работ.

13. Светофоры заградительные

СВЕТОФОРЫ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ
Заградительные
светофоры требуют
остановки поезда
при опасности для
движения,
возникшей на
переездах, крупных
искусственных
сооружениях и
обвальных местах.

14. Светофоры повторительные

СВЕТОФОРЫ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ
Повторительный
светофор одним
зеленым огнем
указывает, что
выходной или
маршрутный светофор
открыт.
Нормально сигнальные
огни повторительных
светофоров не горят, и в
этом положении
светофоры сигнального
значения не имеют

15. Светофор Локомотивный

СВЕТОФОР ЛОКОМОТИВНЫЙ
На участках,
оборудованных
автоблокировкой и
автоматической
локомотивной
сигнализацией,
локомотивными
светофорами подаются
сигналы указывающие
сигнал впередистоящей
сигнальной точки в
соответствии с кодом
АЛС

16. Переездной светофор

ПЕРЕЕЗДНОЙ СВЕТОФОР
Предназначен для запрета
выезда автомобильных
транспортных средств, в
местах пересечения
автомобильной и железной
дороги, в случае движения
железнодорожной поездной
единицы.

17. Светофоры, их устройство

СВЕТОФОРЫ, ИХ УСТРОЙСТВО
Мачтовые светофоры

18. Консольный светофор

КОНСОЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

19. Карликовый светофор

КАРЛИКОВЫЙ СВЕТОФОР

20. Основные сигнальные цвета и их значения.

ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
В светофорной сигнализации используются 5 цветов,
которые имеют следующие названия: красный, желтый,
зеленый, лунно-белый, синий. В локомотивных светофорах,
находящихся в кабине управления, имеются 5 светящихся
ячеек: белая, красная, красно-жёлтая (она состоит из
красной и жёлтой половин), жёлтая, зелёная.
При этом для основных поездных показаний светофоров
используются красный, жёлтый и зелёный цвета., значение
показаний строго регламентируется ИСИ (Инструкция по
сигнализации).

21.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Один красный огонь»
Стой! Запрещается проезжать сигнал!
«Один жёлтый огонь»
Разрешает проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч,
следующий светофор закрыт.
«Один зелёный огонь»
Разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, следующий
светофор открыт.
«Один жёлтый и один зелёный огни»
Применяется только на участках с
четырёхзначной автоблокировкой, и
разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, и
предупреждает о том, что следующий
сигнал имеет показание «оди
Сигналы, применяемые при движении без отклонений по стрелочным переводам

22.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии

более 60км/ч (аналогично сигналу «один
«Два жёлтых огня и зелёная светящаяся полоса»
жёлтый») с отклонением по стрелочным

предупреждает, что следующий сигнал закрыт.
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий, и
предупреждает, что следующий сигнал открыт и

требует проследования с уменьшенной скоростью
(обычно по умолчанию 40 км/ч; не применяется
перед сигналом один жёлтый огонь).
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80 км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Один зелёный мигающий и один жёлтый огни, и информирует, что следующий сигнал открыт и
одна зелёная светящаяся полоса»
разрешает движение со скоростью до 80 км/ч, но
возможно, и с установленной. (Здесь также не
различаются сигналы, разрешающие скорость
только до 80 км/ч и установленную).
«Один зелёный мигающий огонь»
Сигнал «один зелёный мигающий огонь»
разрешает проследовать сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает, что следующий
сигнал открыт и требует проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с отклонением по скоростным стрелочным переводам. На оживлённых маршрутах устанавливаются
стрелочные переводы с крестовинами пологих марок, которые допускают бо́льшую скорость движения по отклонению. На железных дорогах стран
РФ из них применяются главном образом стрелочные переводы с крестовинами марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростью
до 80 км/ч. Для указания требования такой скорости движения существует ещё ряд показаний. В них используется так называемая зелёная
светящаяся полоса - обычно это группа из трёх зелёных линзовых комплектов, расположенных горизонтально под общим козырьком.

23.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Два жёлтых огня»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной

отклонение по стрелочному
переводу, и предупреждает, что
следующий сигнал закрыт.
«Два жёлтых огня, из них
верхний мигающий»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной
скоростью 40 км/ч, указывает на
отклонение по стрелочному
переводу, и информирует, что
следующий сигнал открыт.
«Один жёлтый мигающий
огонь»
Разрешает проследовать
сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает,
что следующий сигнал открыт и
требует проследовать сигнал с
уменьшенной скоростью 40
км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочным
переводам.

24.

«Один жёлтый и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (практически - со
скоростью, как правило, не более 60 км/ч), отправиться
на перегон и следовать далее по показаниям

сигнализации, и предупреждает, что впереди свободен
один блок-участок.
«Один зелёный и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (с установленной
скоростью), отправиться на перегон и следовать далее
по показаниям локомотивного светофора
автоматической локомотивной сигнализации, и
информирует, что впереди свободны два (или более)
блок-участков.
«Один жёлтый мигающий и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более
40 км/ч, отправиться на перегон двухпутного участка по
неправильному пути, и следовать далее по показаниям
локомотивного светофора автоматической локомотивной
сигнализации. Количество свободных блок-участков,
вообще говоря, не определяется, согласно инструкции.
Сигналы, применяемые на выходных светофорах при отправлении на перегон, движение по
которому будет осуществляться только по показаниям автоматической локомотивной сигнализации
(без напольных проходных светофоров).

25.

Название
Описание и комментарии
«Один лунно-белый огонь»
Разрешает маневровому составу двигаться за сигнал,
информирует о готовности маршрута. Двигаться разрешается
до следующего поездного или маневрового светофора, до
границы станции, или до каких-либо точек, определяемых
ТРА станции. Ничего не говорит о допускаемой скорости
движения по маршруту, и о свободности или занятости
участков маршрута. Применяется, как правило, на станциях,
оборудованных электрической централизацией, но не на всех
таких станциях.
«Один лунно-белый огонь»
Говорит о готовности маршрута отправления на перегон или
ответвление, не оборудованное путевой блокировкой (в том
числе такие, где применяется электрожезловая система,
движение по поездным телефонограммам, или иные способы
организации движения, кроме полуавтоматической
блокировки, автоблокировки или автоматической
локомотивной сигнализации как самостоятельного средства
сигнализации) только в пределах станции, но не является
разрешением для отправления на перегон.
Маневровое показание поездного сигнала, и показание при отправлении на перегон, не
оборудованный путевой блокировкой.

26.

Существует отдельный тип двухцветных
железнодорожных светофоров -
маневровые, которые подают следующие
сигналы:
один лунно-белый огонь «Разрешается
производить маневры»;
один синий огонь «Запрещается производить
маневры».

27. Сигнализация локомотивного светофора

СИГНАЛИЗАЦИЯ ЛОКОМОТИВНОГО
СВЕТОФОРАЭТО ИНТЕРЕСНО

29.

30. СЕмафор

СЕМАФОР
на железных дорогах – сигнальное устройство в
виде мачты с установленными на ней подвижными
крыльями и сигнальными фонарями, посредством
которых машинисту поезда подаются сигналы,
разрешающие или запрещающие движение поезда.
В России первые семафоры были изготовлены по
проектам профессора Я. Н. Гордиенко на
Путиловском заводе. Сигналы семафор подаёт
либо крылом (днём), либо цветными фонарями
(ночью): занятому пути соответствует
горизонтально расположенное крыло и красный
огонь; свободному – поднятое под углом крыло и
зелёный огонь фонаря.
С 1950-х гг. семафоры практически всюду
вытеснены более совершенным сигнальным
устройством – свветофором; сохранились только
на отдельных ветках малонапряжённых линий в
некоторых странах.

31. Почему красный запрещающий

ПОЧЕМУ КРАСНЫЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ
В наихудших условиях
красный сигнал при
одинаковой силе света
виден лучше других
сигналов.

32. ЖЕЛТЫЙ ОГОНЬ

В тумане желтый огонь принимает
оттенок красного и благодаря этому
сигнал нельзя проехать в экстренной
ситуации, его нельзя перепутать с
зеленым сигналом.

33. Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сигнальное показание
Значение сигнального
показания
Входной светофор
Красный
Сигнал остановки
Желтый огонь
Снижение скорости,
повышение внимания
Зеленый огонь
Разрешает движение с
установленной скоростью
Разрешающий движение
Лунно- белый огонь
Примечание
На входных светофорах
разрешает
« Приглашает»
проследовать светофор с
готовностью остановиться.

3.1. Светофоры по назначению подразделяются на следующие типы:

а) входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на железнодорожную станцию;

б) выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться с железнодорожной станции на перегон;

в) маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района железнодорожной станции в другой;

г) проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

д) прикрытия – для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

е) заградительные – требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных железнодорожных путях;

ж) предупредительные – предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);

з) повторительные – для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического и о показании горочного, маневрового светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

и) локомотивные – для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

к) маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров;

л) горочные – разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки;

м) въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд (выезд) железнодорожного подвижного состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего пользования;

н) технологические – разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования (вагоноопрокидывателей, вагонных весов, устройств для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.).

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.).

3.2. В качестве источников света в светофорах используют светоизлучающие диоды или лампы накаливания. Светофоры применяются линзовые (рис. 3.5 а) или прожекторные (рис. 3.5 б), по расположению они подразделяются на мачтовые (рис. 3.6 а, б, г), карликовые (рис. 3.6 в), а также устанавливаемые на мостиках, консолях, фермах мостов, стенах тоннелей, а на железнодорожных путях необщего пользования также на стенах производственных помещений.

Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).

Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении поезда на блок-участок перед ним и гаснут после выхода поезда с этого блок-участка.

На светофоре должна быть предусмотрена литерная табличка, содержащая его обозначение. Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные светофоры – буквами или буквами и цифрами. На двухпутных и многопутных перегонах вновь оборудуемых постоянно действующими устройствами для организации движения по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров литерная табличка должна быть предусмотрена в том числе на обратной стороне мачт проходных светофоров.

3.3. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения), следующие:

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт»;

б) один желтый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;

в) один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;

г) два желтых огня, из них верхний мигающий – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт»;

д) два желтых огня – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу»;

е) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;

ж) один белый огонь – «Разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или сигналам руководителя маневров»;

з) один синий огонь – «Запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор».

Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции. Порядок применения этих сигналов в других, не предусмотренных настоящей Инструкцией случаях с соблюдением их сигнального значения, устанавливается владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее – владелец инфраструктуры) или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

На железнодорожных путях необщего пользования, оборудованных двузначной сигнализацией, допускается устанавливать значения показаний светофоров (кроме заградительных и светофоров прикрытия) владельцу железнодорожных путей необщего пользования.

3.4. Входными светофорами подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт» (рис. 3.1, а);

б) один желтый мигающий огонь – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 3.1, б);

в) один желтый огонь – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт» (рис. 3.2, а);

г) два желтых огня, из них верхний мигающий – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт» (рис. 3.2, б);

д) два желтых огня – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 3.2, в);

е) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.2, г).

Сигнализация входного светофора для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона должна соответствовать сигнализации входного светофора для приема с правильного железнодорожного пути.

Допускается до реконструкции устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) для приема поездов на железнодорожную станцию с неправильного железнодорожного пути двухпутного (многопутного) перегона подавать сигналы:

а) два желтых огня – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего выходного (маршрутного) светофора или предельного столбика»;

б) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

На железнодорожных путях необщего пользования в дополнение к сигналам входных светофоров, указанных в настоящем пункте, может подаваться сигнал: один лунно-белый огонь – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию при погашенных основных огнях светофора до первого попутного маневрового светофора с дальнейшим движением маневровым порядком на железнодорожный путь, частично занятый железнодорожным подвижным составом или к объекту, расположенному на железнодорожных путях необщего пользования, с особой бдительностью и готовностью остановиться» (рис. 3.2, д).

3.5. На входных и маршрутных светофорах железнодорожных путей общего пользования при приеме поездов на боковые железнодорожные пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:

а) один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч» (рис. 3.3, а);

б) два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 3.3, б);

в) два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 3.3, в).

г) один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 120 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор открыт и разрешает проследование его с установленной скоростью (рис. 3.3, г)

д) два желтых огня, из них верхний мигающий, и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 3.3, д)

е) два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой железнодорожный путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 3.3, е).

В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: один зеленый мигающий огонь – «Разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию по главному железнодорожному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 3.4, а).

На отдельных железнодорожных станциях в случаях, предусмотренных пунктом 66 приложения № 6 к настоящим Правилам, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал: три желтых огня – «Разрешается локомотиву, моторвагонному поезду, специальному самоходному железнодорожному подвижному составу, восстановительному и пожарному поезду следовать на свободный участок железнодорожного пути с особой осторожностью и со скоростью на железнодорожных путях общего пользования – не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – не более 15 км/ч, до маршрутного (выходного) светофора с красным огнем» (рис. 3.4, б)

3.6. Пригласительный сигнал – один лунно-белый мигающий огонь разрешает поезду проследовать светофор с красным (или погасшим) огнем и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на железнодорожный путь без выходного светофора) со скоростью на железнодорожных путях общего пользования – не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (рис. 3.5 б).

Этот сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах.

Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по правильному железнодорожному пути двухпутного (многопутного) перегона, оборудованного автоблокировкой.

На железнодорожных путях необщего пользования допускается до реконструкции устройств СЦБ применение на входных светофорах пригласительных сигналов с одним лунно-белым немигающим огнем (рис. 3.5 а).

3.7. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка» (рис. 3.6 а);

б) один желтый огонь – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 3.6 б);

в) два желтых огня, из них верхний мигающий, – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис. 3.6 д);

г) два желтых огня – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис. 3.6 е);

д) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.6 в, г);


3.8. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются сигналы:

а) один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис. 3.7 а);

б) два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис. 3.7 б).

в) один зеленый мигающий и один желтый огни и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 120 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис.3.7 в).

г) два желтых огня и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис. 3.7 г).

3.9. Выходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен» (рис. 3.8 а);

б) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.8 б);

в) два желтых огня – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен» (рис. 3.9 а);

г) два желтых огня, из них верхний мигающий, – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен; входной светофор следующей железнодорожной станции открыт» (рис. 3.9 б).

3.10. На участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации, и участках, оборудованных постоянно действующей двухсторонней автоблокировкой для движения по неправильному железнодорожному пути по показаниям локомотивных светофоров, выходными светофорами подаются сигналы:

а) один зеленый и один лунно-белый огни – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции, впереди свободны два или более блок-участка» (рис. 3.10);

б) один желтый и один лунно-белый огни – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции, впереди свободен один блок-участок» (рис. 3.11);

в) два желтых, из них верхний мигающий и один лунно-белый огни – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; впереди свободны два и более блок-участка»;

г) два желтых и один лунно-белый огни – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; впереди свободен один блок-участок»;

д) один зеленый мигающий, один желтый, один лунно-белый огни и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 80 км/час; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу марки 1/18; впереди свободны два и более блок-участка»;

е) два желтых, один лунно-белый огни и одна зеленая светящаяся полоса – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 60 км/час; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу марки 1/18; впереди свободен один блок-участок»;

ж) один зеленый мигающий, один желтый, один лунно-белый огни и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 120 км/час; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу марки 1/22; впереди свободны два и более блок-участка»;

з) два желтых, один лунно-белый огни и две зеленые светящиеся полосы – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции со скоростью не более 60 км/час; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу марки 1/22; впереди свободен один блок-участок»;

и) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

3.11. При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания железнодорожного пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случаях, установленных владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, могут дополняться соответствующим показанием маршрутного указателя.

При отсутствии маршрутного указателя допускается до реконструкции устройств СЦБ применение сигнала: два зеленых огня на выходном светофоре – при отправлении поезда на ответвление или на железнодорожный путь многопутного участка, или по неправильному железнодорожному пути при двусторонней автоблокировки, что указывает на свободность не менее двух блок-участков при автоблокировке, на свободность перегона до следующей железнодорожной станции (путевого поста) – при полуавтоматической блокировке (рис. 3.12).

На двухпутных участках, где движение по правильному железнодорожному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному железнодорожному пути – по показаниям локомотивных светофоров, а также на двухпутных участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации, выходными светофорами при отправлении с железнодорожной станции на неправильный железнодорожный путь допускается подавать сигнал: один желтый мигающий и один лунно-белый огни – «Разрешается поезду отправиться с железнодорожной станции и далее следовать по неправильному железнодорожному пути по показаниям локомотивного светофора» (рис. 3.13).

При включении временных устройств организации движения по неправильному железнодорожному пути двухпутных и многопутных перегонов по сигналам локомотивных светофоров на период производства ремонтных, строительных и восстановительных работ допускается отправление поездов на неправильный железнодорожный путь по сигналам, установленным для правильного железнодорожного пути.

Скорость движения при отправлении на неправильный железнодорожный путь на двухпутных (многопутных) участках, оборудованных постоянно действующей двухсторонней автоблокировкой для движения по неправильному железнодорожному пути по показаниям локомотивного светофора, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

3.12. На железнодорожных станциях, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой, готовность маршрута отправления на ответвление указывается одним лунно-белым огнем выходного светофора; поезда отправляются на ответвление с выдачей машинисту ключа-жезла или бланка формы ДУ-50(далее – Путевая записка) при лунно-белом огне и погашенном красном огне выходного светофора (рис. 3.14 а).

На железнодорожных станциях железнодорожных путей необщего пользования, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой для указания готовности маршрута отправления на ответвление, выходные светофоры могут дополняться соответствующими показаниями, значения которых устанавливаются владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

При наличии на железнодорожных станциях маневровой сигнализации, при готовности маршрута отправления на ответвление сигнал один лунно-белый огонь дополняется показанием маршрутного указателя.

На железнодорожных станциях, где отправление поездов производится с железнодорожных путей, не имеющих достаточной длины, когда голова поезда находится за выходным (маршрутным) светофором, на его обратной стороне устанавливается повторительная головка, показания которой должны соответствовать показанию выходного (маршрутного) светофора (рис. 3.14 б).

3.13. Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;

б) один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»;

в) один желтый мигающий огонь – «Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;

г) два желтых огня, из них верхний мигающий, – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой железнодорожный путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;

д) два желтых огня – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на железнодорожной станции; поезд следует на боковой железнодорожный путь; следующий светофор закрыт».

е) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

3.14. Проходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка» (рис. 3.15);

б) один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 3.16);

в) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.17).

Рис. 3.15 Рис. 3.16 Рис. 3.17

3.15. На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, на светофоре (входном, маршрутном, выходном или проходном), ограждающем на главном железнодорожном пути блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, устанавливается световой указатель белого цвета в виде двух вертикальных стрел (рис. 3.16), а на предупредительном к нему светофоре – такой же указатель в виде одной стрелы (рис. 3.15).

Допускается применение на светофоре (входном, маршрутном), ограждающем на главном железнодорожном пути железнодорожной станции блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, сигнала – один зеленый и один желтый огни – «Разрешается движение с уменьшенной скоростью», при введении которого световые указатели не устанавливаются.

Световые указатели сохраняют сигнальные значения и в погашенном состоянии.

3.16. На участках, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, проходными, входными, маршрутными по главному железнодорожному пути и выходными светофорами подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – впереди свободны три или более блок-участка;

б) один желтый и один зеленый огни – впереди свободны два блок-участка (рис. 3.18);

в) один желтый огонь – впереди свободен один блок-участок;

г) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

3.17. На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной или четырехзначной сигнализацией, на проходных светофорах, расположенных перед входными светофорами (предвходных), применяются, кроме того, сигналы:

а) один желтый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции» (рис. 3.19 а);

б) один зеленый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции» (рис. 3.19 б). При движении по стрелочным переводам, допускающим следование на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции со скоростью до 120 км/ч, на предвходном светофоре также подается сигнал – один зеленый мигающий огонь.

На мачте предвходного светофора устанавливается оповестительная табличка в виде трех наклонных полос с отражателями на них, которая размещается между нижним краем фонового щита и литерной табличкой (рис. 3.19).

Аналогичная табличка устанавливается на обратной стороне мачты светофора, который является предвходным при следовании по неправильному железнодорожному пути.

3.18. Проходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; перегон до следующей железнодорожной станции (путевого поста) свободен» (рис. 3.20);

б) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.21).

Рис. 3.20 Рис. 3.21

3.19. На участках с автоблокировкой условно-разрешающий сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый знаком в виде – «буква «Т» прозрачно-белого цвета с отражателями», нанесенным на щите, закрепляемым на опоре светофора (рис. 3.22), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью на железнодорожных путях общего пользования – не более 20 км/ч, а на железнодорожных путях необщего пользования – не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

3.20. Светофорами прикрытия подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью» (рис.3.23 а);

б) один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис.3.23 б).

Не допускается совмещение светофоров прикрытия с другими светофорами.

3.21. Заградительными светофорами подается сигнал: один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.24 а).

Предупредительными светофорами перед заградительными подается сигнал один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт» (рис. 3.24 б).

Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят (рис. 3.24 в), и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. В отдельных случаях, по решению владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, могут применяться заградительные и предупредительные к ним светофоры с нормально горящими сигнальными огнями.

Мачты заградительных светофоров имеют отличительную окраску – чередующиеся черные и белые наклонные полосы.

Заградительные светофоры могут быть совмещены с маневровыми светофорами, в том числе карликового типа.

3.22. Предупредительными светофорами перед входными, проходными и светофорами прикрытия на участках, не оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

а) один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; основной светофор открыт» (рис. 3.25);

б) один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; основной светофор закрыт» (рис. 3.26);

в) один желтый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой железнодорожный путь железнодорожной станции».

Рис. 3.25 Рис.3.26 Рис.3.27

3.23. Повторительный светофор с одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт (рис. 3.27).

На железнодорожных путях необщего пользования могут применяться повторительные светофоры, подающие сигналы:

а) один лунно-белый огонь – «Маневровый светофор открыт» (рис. 3.28);

б) один желтый огонь – «Въездной (выездной), технологический светофор открыт» (рис. 3.29).

Рис. 3.28 Рис. 3.29

Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.

Пассажирские поезда, имеющие остановку на железнодорожной станции с такими светофорами, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора (или выходного) нельзя включить зеленый огонь, порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

3.24. На участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией, локомотивными светофорами подаются сигналы:

а) зеленый огонь – «Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь» (рис. 3.30 а);

б) желтый огонь – «Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня» (рис. 2.30 б);

в) желтый огонь с красным – «Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь» (рис. 3.30 в).

г) красный огонь – загорается в случае проезда путевого светофора с красным огнем (рис. 3.30 г).

Белый огонь на локомотивном светофоре (рис. 3.30 д) указывает, что локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.

Локомотивный светофор также сигнализирует:

а) зеленым огнем – «О приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями и другими сигнальными показаниями, при которых допускается проследование светофора с установленной скоростью»;

б) желтым огнем – «О приближении поезда к путевому светофору с одним желтым и одним зеленым огнями, ограждающему блок-участок, на котором не обеспечивается требуемая длина тормозного пути, с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими сигнальными показаниями, при которых требуется проследование светофора с уменьшенной скоростью».

3.25. На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации при движении поездов, локомотивными светофорами подаются сигналы:

а) зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участка»;

б) желтый огонь – «Разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободен один блок-участок»;

в) желтый огонь с красным – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий блок-участок занят».

В случае вступления поезда на занятый блок-участок на локомотивном светофоре загорается красный огонь.

Белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, сигналы с железнодорожного пути на локомотив не передаются.

При подходе к путевым светофорам локомотивные светофоры подают сигналы, указанные в пункте 3.24 настоящей Инструкции.

На участках, оборудованных автоблокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации при движении поездов, могут применяться устройства многозначной автоматической локомотивной сигнализации (рис. 3.30 е). Порядок их применения устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

3.26. На железнодорожных путях необщего пользования въездными (выездными) светофорами подаются сигналы:

а) один желтый огонь – «Разрешается въезд в производственное помещение (или выезд из него) (рис. 3.31);

б) красный огонь – «Стой! Въезд в производственное помещение (или выезд из него) запрещен» (рис. 3.32).

Технологическими светофорами подаются сигналы:

а) один желтый огонь – «Разрешается подача вагонов к объекту, расположенному на железнодорожных путях необщего пользования, с готовностью остановиться» (рис. 3.33);

б) красный огонь – «Стой» (рис.3.34).

в) один лунно-белый огонь при погашенном красном огне, установленном на обратной стороне светофора – «Убрать вагоны с объекта, расположенного на железнодорожном пути необщего пользования» (рис. 3.35);

На железнодорожном пути необщего пользования допускается применение сигнала: «один лунно-белый огонь, горящий одновременно с красным огнем» – убрать вагоны с объекта.

Показания въездных (выездных) и технологических светофоров дополняются звуковыми и световыми сигналами, порядок подачи и управления которыми устанавливается владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

3.27. Недействующие светофоры должны быть закрещены двумя планками, а сигнальные огни на них погашены (рис. 3.36).

Порядок временного включения огней недействующих светофоров для их проверки устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Ответ: Сигнал - это условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ.

Сигналы служат для обеспечения безопасности, а также для четкой организации движения и маневровой работы. Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению всеми работниками ж.д.т. Проезд закрытого светофора не допускается. Требуют остановку также погасшие огни светофоров (кроме нормально не горящих и предупредительных светофоров на участках, не оборудованных автоблокировкой), непонятное их показание или непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами. Исключение составляют случаи, предусмотренные

ИДП.В сигнализации применяются пять основных сигнальных цветов: зеленый, желтый, красный, лунно-белый и синий. Порядок применения сигнальных цветов и порядок их проследования устанавливают ИСИ и ИДП. На железнодорожном транспорте применяют только сигналы, установленные МПС РФ.

2 Вопрос: В каких случаях производится сокращенное опробование автоматических тормозов в поезде?Ответ :

Сокращенное опробование автоматических тормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов у 2-х хвостовых вагонов , а в МВП - по действию тормоза хвостового вагона производится в следующих случаях:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно было произведено полное опробование автотормозов от стационарной установки или от локомотива;

После перемены кабины у МВП или после смены локомотивных бригад, когда локомотив не отцепляется;

После всякого перекрытия концевых кранов, разъединения тормозных рукавов или их соединения вследствие прицепки подвижного состава (в этом случае действие тормозов проверяется на каждом прицепленном вагоне);

В пассажирских поездах: после стоянки поезда более 20 минут; при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2; при смене кабины управления или передачи управления машинисту 2-го локомотива на перегоне, если после остановки управлять движением поезда из головной кабины невозможно;

В грузовых поездах: при изменении плотности ТМ более чем на 20 % от указанной в справке ВУ-45; если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов; при стоянке более 30 минут, если на станции есть осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию тормозов.

3 Вопрос: Как ограждается внезапно возникшее препятствие для движения поездов на перегоне.

Ответ: При внезапном возникновении препятствия и отсутствии необходимых сигналов на месте препятствия нужно немедленно установить красный сигнал: днем - красный флаг, ночью - фонарь с красным огнем и с обеих сторон на расстоянии (Б) уложить по 3 петарды. Петарды должны охраняться работниками железной дороги, которые должны стоять с красным ручным сигналом на расстоянии 20 м от первой в сторону места препятствия петарды.

Если нет возможности оградить препятствие одновременно с обеих сторон, в первую очередь сигналы устанавливаются со стороны ожидаемого поезда.На 1-путных участках, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливают в первую очередь со стороны спуска к опасному месту, а на площадке - со стороны кривой или выемки.

4 Вопрос: Обозначение ограждении есигналистами съемных подвижных единиц на перегоне и на станции.. Ответ: Изолирующие съемные вышки на электрифицированных участках при работе на перегоне обозначаются:

На 1-путных и при движении по неправильному пути 2-хпутнных перегонов:

днем - развернутый красный флаг с 2-х сторон,

ночью - спереди и сзади красный огонь фонаря;

При следовании по правильному пути 2-хпутного перегона :

днем - развернутый красный флаг с правой стороны по направлению движения поездов, ночью - впереди - прозрачно-белый огонь фонаря, сзади - красный огонь фонаря.

Кроме того, съемные ремонтные вышки должны быть ограждены с обеих сторон сигналистами с переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной вышки, на расстоянии Б, которое зависит от руководящего спуска на перегоне и скорости движения и устанавливается начальником дороги.

На 2-хпутаых электрифицированных участках, которые не оборудованы 2-хсторонней автоблокировкой, и где скорость пассажирских поездов не более 120 км/час, допускается ограждение съемных ремонтных вышек только со стороны движения поездов по правильному пути. При работе на станции изолирующая съемная вышка обозначается

днем - спереди и сзади развернутыми красными флагами, ночью - спереди и сзади - красные огни фонаря. Кроме того, вышка должна быть ограждена на расстоянии не менее 50 м с обеих сторон сигналистами с переносными или ручными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной вышки.

5 Вопрос: Какие поезда не допускается отправлять при перерыве всех средств сигнализации и связи?

Ответ: При перерыве всех средств сигнализации и связи запрещается отправлять поезда: С опасными грузами класса 1 (ВМ), негабаритными грузами;Поезда соединенные, повышенного веса и длины; Поезда, обслуживаемые одним машинистом; Поезда с работой на перегоне, кроме восстановительных, пожарных и вспомогательных локомотивов;

Поезда, следующие на примыкание на перегоне.

Подталкивающие локомотивы должны следовать по всему перегону до соседней станции .

6 Вопрос: Действия машиниста, если в пути следования обнаружена неисправноть контактной сети.

Ответ: Если машинист обнаружил повреждение на контактной сети, но габарит подвижного состава не нарушен (обрыв изолятора, струнки, наклон фиксатора), он должен снизить скорость и проследовать опасное место с опущенным токоприемником. Если габарит по соседнему пути нарушен (обрыв контактного провода, падение фиксатора или опоры) и есть препятствие для движения, то остановить поезд.Во всех случаях он должен сообщить по радиосвязи машинистам поездов, находящихся на перегоне, и ДСП станций, ограничивающих перегон, Сообщение передается до получения ответа.В случае нарушения габарита машинист включает на локомотиве красные огни буферных фонарей, а помощник машиниста ограждает место препятствия установленным порядком. При появлении поезда встречного направления по соседнему пути машинист вызывает его по радиосвязи и предупреждает об опасности, одновременно подает сигнал общей тревоги миганием прожектора до получения ответного сигнала. Машинист встречного поезда, получив сообщение, применяет меры к остановке (при необходимости экстренное торможение).ДСП, получив сообщение о повреждении кс первый поезд на этот перегон отправляет в сопровождении электромонтера контактной сети с выдачей машинисту предупреждения об остановке в пределах километра, предшествующего тому, где обнаружено повреждение. Дальнейшее следование производится по указанию работника, сопровождающего поезд. Этот работник устанавливает порядок пропуска поезда, а при необходимости дает заявку на выдачу предупреждений на последующие поезда.


Билет № 24

1 Вопрос:

Требования ПТЭ к месту установки светофоров.

Ответ:

Светофоры, как правило, устанавливаются с правой стороны по направлению движения поезда или над осью ограждаемого пути . Заградительные светофоры и предупредительные к ним для поездов, следующих по неправильному пути, могут устанавливаться с левой стороны по направлению движения поезда.

Кроме того, с левой стороны с разрешения начальника железной дороги могут устанавливаться светофоры:

Входные и предупредительные к ним - для приема поездов с неправильного пути.

Входные и проходные светофоры - на период строительства вторых путей;

Горочные светофоры, если это требуется по технологии работы.

2 Вопрос:

Введение стр. 2

Технические требования на изготовление постоянных дисков уменьшения скорости, переносных сигналов, сигнальных и путевых знаков стр. 3

Постоянные сигналы стр. 7

Переносные сигналы стр. 8

Переносные сигнальные знаки стр. 11

Постоянные сигнальные знаки стр. 14

Постоянные предупредительные сигнальные знаки стр. 22

Временные сигнальные знаки стр. 25

Путевые знаки стр. 30

Путевые знаки особые стр. 32

Предупреждающие сигнальные знаки у переездов стр. 37

Путевые упоры и поворотные брусья стр. 39

Порядок установки сигналов и сигнальных знаков стр. 44

Порядок снятия сигналов и сигнальных знаков стр. 46

Список использованной литературы стр. 48

Введение.

Сигналы их назначение и классификация.

Железнодорожный транспорт Российской Федерации оснащен совершенными устройствами и системами для автоматического и телемеханического управления различными производственными процессами во всех службах и хозяйствах железных дорог.

Поскольку движение поездов и маневровая работа на станциях осуществляется в условиях непрерывно изменяющейся обстановки, для быстрой передачи на расстояние различных приказов и извещений локомотивным бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, применяют железнодорожную сигнализацию.

Сигнализация на железных дрогах служит для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требований сигналов.

На железнодорожном транспорте сигналы по способу восприятия подразделяются на видимые и звуковые.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их и днем и ночью одно и тоже. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, ручные рожки, гудки, сирены и петарды. Обычно звуковые сигналы слышны на сравнительно небольшом расстоянии (ручной свисток – до 60 метров, духовой рожок – до 400 метров).

Видимые сигналы подаются светофорами, флагами, щитами, фонарями и дисками. Эти сигналы выражаются цветом огней, дисков, щитов, флажков; их числом и взаимным положением сигнальных показаний; режимом горения сигналов и формой сигнальных щитов. Видимые сигналы передаются на большее расстояние, чем звуковые.

По способу применения видимые сигналы подразделяются на :


o постоянные (напольные или путевые и локомотивные светофоры, постоянные диски уменьшения скорости, сигнальные знаки, предельные столбики, границы станции, подачи свистка и др.),

o переносные – щиты, флаги, фонари на шестах;

o ручные – флаги, диски, фонари;

o поездные – диски, флаги и фонари для обозначения головы и хвоста поезда.

По времени применения видимые сигналы подразделяются на :

o дневные – подаются в светлое время суток (диски, щиты, флаги, сигнальные указатели);

o ночные – подаются в темное время суток (огни установленных цветов ручных и поездных фонарей, фонарей на шестах и сигнальных указателей), так же ночные сигналы применяются в условиях плохой видимости, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 метров, сигналов уменьшения скорости менее 400 метров и маневровых сигналов менее 200 метров;

o круглосуточные – подаются одинаково в светлое и темное время суток (огни светофоров, маршрутных и других указателей, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные желтые (зеленые) щиты хвостовые сигналы грузового поезда) сигнальные указатели и знаки.

Сигнальным знаком называется условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся предельные столбики, знаки, указывающие границы станции, подачи свистка, отключения и включения тока и др.

Каждый сигнальный знак в отличие от светофоров и сигнальных указателей, формирующих два и более показание, имеет только одно сигнальное значение. Сигнальные знаки отличаются еще тем, что не имеют собственных источников света, поэтому их размещают так, чтобы при приближении поезда они освещались прожектором.

Сигнальные знаки устанавливаются справой стороны по направлению движения на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути. В выемках и на выходах из них сигнальные знаки устанавливаются за пределами кюветов и лотков. В сильно заносимых выемках и на выходах из них (в пределах до 100 м) знаки устанавливают на расстоянии не менее 5700 мм от оси крайнего пути. На электрифицированных участках сигнальные знаки могут устанавливаться на опорах контактной сети за исключением опор со светофорными головками, трансформаторными подстанциями, разрядниками и разъединителями.

Путевым знаком называется постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий. Путевые знаки устанавливаются с правой стороны по счету километров на расстоянии в соответствии с требованиями по установке сигнальных знаков.

Ответ.

Сигнал – условный звуковой или видимый знак, при помощи которого подается приказ. Служат для обеспечения безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Что можно узнать по светофору:

Один зеленый – разрешает движение с установленной скоростью.

Один желтый мигающий – разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследовать его с уменьшенной скоростью.

Один желтый – разрешает движение с уменьшенной скоростью с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Два желтых, верхний мигающий – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.

Два желтых – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, с готовностью остановится у следующего светофора.

Один красный – стой, запрещается проезжать сигнал.

Один лунно-белый огонь – разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или сигналам руководителя маневров.

Один синий – запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор.


3. Деление сигналов. Когда ночные сигналы применяются в дневное время?

Ответ.

Сигнал – условный, звуковой или видимый знак, при помощи которого передается приказ.

Служат для безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

По способу восприятия сигналы делятся на звуковые и видимые.

Звуковые – выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

Служат свистки локомотивов, моторновагонных поездов и специального самоходного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.

Видимые – в зависимости от времени суток делятся на дневные, ночные и круглосуточные. Они выражаются - цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Светофоры, диски, шиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Дневные – подаваемые в светлое время суток: диски, шиты, флаги, сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройства сбрасывания и гидравлических колонок).

Ночные – подаваемые в темное время суток, а так же в тоннелях и при плохой видимости: огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях на шестах и сигнальных указателях.

Сигналы должны применятся днем в неблагоприятных условиях, когда видимость сигналов остановки 1000м, сигнал уменьшения скорости менее 400м, при маневровой работе менее 200м.

Разновидности белого цвета.

Белый – на локомотивном светофоре в кабине машиниста, маршрутные указатели. Лунно-белый – маневровые светофоры, пригласительные сигналы. Прозрачно-белый – все фонари (указатели наличия неисправностей в поездах. Молочно-белый – стрелочные указатели, указатели путевого заграждения.