Самоанализ воспитателя на 1 категорию по хмао. Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя

Уважаемые старшие воспитатели!

Предлагаю примерный алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя. Данный алгоритм можно брать за основу при написании заявления на аттестацию, различных отчетов, выступлений на методических объединениях и пр.
Уточняю, что это примерный алгоритм, так как, прежде всего, необходимо ориентироваться на традиции и требования написания подобных отчетов своего региона.

Свою профессиональную деятельность можно проанализировать по следующим направлениям:

I. Профессиональная компетентность

Что можно включить:
1. Несколько предложений о своей профессиональной миссии и подходах к организации методической деятельности в ДОО.
Подходы к организации методической деятельности бывают такие:
— системно-деятельный подход (т.е. понимание цели и задач деятельности ДОО, статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
— личностно-ориентированный подход (т.е. обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленность на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов);
дифференцированный подход (т.е. учет уровня профессиональной компетенции педагогов и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОО);
— подход свободного самоопределения (т.е. свободный выбор каждого педагога образовательных программ и путей профессиональной самореализации);
— мотивационно — стимулирующий подход (т.е. использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности педагогов);
— коррекционный подход (т.е. своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих).
2. Цель, задачи своей профессиональной деятельности. Цель и задачи должны соотноситься основными задачами развития образования в регионе и задачами ДОО.
3. Методическое сопровождение развития здоровьесберегающей среды ДОО и результаты.
4. Методическое оснащение образовательного процесса ДОО.
5. Проектирование регионального содержания в образовательном процессе ДОО.
6. Развитие ДОО.
7. Руководство проектами, творческими группами на уровне ДОО, района, города, региона.
8. Совершенствование методов организации методической деятельности.
9. Результаты мониторинга качества реализации образовательного процесса.
10. Тема по самообразованию . Деятельность и результаты по данной теме.

Было бы очень хорошо, если бы результатом (направления «Профессиональная компетентность») явилась разработанная модель управления методической работой в ДОО и разработанные организационно-педагогические условия реализации данной модели.

II. Профессиональная активность

Что можно включить:
1. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, которые связаны с эффективностью работы образовательной организации , а также с развитием и образованием воспитанников.
2. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации.
3. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
4. Проведение мастер-классов, участие в конференциях, педагогических чтениях, сетевых сообществах, профессиональных конкурсах и других методических мероприятиях.
5. Взаимодействие с родителями.

III. Работа с кадрами

Что можно включить:
1. Выполнение плана прохождения педагогами аттестации. Результаты организации повышения квалификации педагогов ДОО.
2. Деятельность по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов.
3. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя.
4. Организация командной работы по разработке проектов, программ и др. мероприятий.
5. Создание условий для распространения педагогами ДОО результативного опыта.
6. Создание условий для участия педагогов ДОО в инновационной (экспериментальной) деятельности.
7. Разработка модели индивидуальных маршрутов методического сопровождения начинающих педагогов ДОО.
8. Результаты освоения педагогами информационно-коммуникационных технологий.

IV. Основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности

Что можно включить:
1. Перспективы развития профессиональной деятельности в соответствии со стратегией развития образования организации и региона.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Переступая порог образовательной организации, ребенок должен попадать в среду, где все направлено на его воспитание и образование, развитие его как личности. Наполнение каждой минуты пребывания ребенка в детском саду воспитательно–образовательным содержанием, в этом и заключается суть моего подхода к работе. В моей группе все, что попадает в поле зрения ребенка, имеет образовательное и воспитательное значение. Развивающая предметно-пространственная среда группы сформирована по принципам – обозначенным ФГОС и дает возможность каждому ребенку заниматься активной и разноплановой деятельностью. Таким образом, обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала пространства.

У меня большой стаж работы с детьми, я помню, как впервые услышав термин развивающая среда, мы тогда еще не опытные педагоги, перепугались, что же будет, если мы расставим все в зоне доступа детей, ведь одновременно за всеми не уследишь? Теперь, страх прошел, и я вкушаю плоды этих нововведений. Как замечательно, когда дети разбиваются на группы по интересам, сами решают, чем им заняться, берут необходимые принадлежности и начинают играть, творить и примерять на себя роли взрослых. А я, лишь помогаю и направляю их деятельность. Когда все увлечены своим делом, в группе царит рабочая атмосфера, и уже не так заметно, что списочный состав группы превышает все допустимые нормы. Развивающую предметно–пространственную среду я использую в свободной, игровой деятельности и в НОД.

На мой взгляд, успех педагогической деятельности зависит от профессиональной компетентности педагога и грамотном, системном планировании его работы. Воспитательно-образовательную работу в средней группе я начала с разработки рабочей Программы совместной деятельности педагога с детьми, в соответствии с образовательной программой детского сада. Составила перспективный план по тематическим неделям. В перспективном плане отражена тематика НОД по образовательным областям в соответствии с ФГОС. В календарном плане, составленном на основе перспективного, прописаны:
1. Режим дня;
2.Интеграция образовательных областей;
3.Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая, индивидуальная, образовательная деятельность в режимных моментах);
4.Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; 5.Взаимодействие с родителями, социальными партнерами.

В своей работе применяю технологии развивающего и проблемного обучения
технологии личностно – ориентированного обучения, технологию педагогики сотрудничества, различные формы игровых технологий, а также здоровьесберегающие технологии. Подготовку НОД начинаю с разработки технологической карты занятия. В технологической карте описываю: тему занятия, педагогические цели, планируемые результаты, интеграцию образовательных областей, виды деятельности, билингвальный компонент, средства реализации.

В технологической карте подробно описываю этапы занятия:
1. Мотивационно-побудительный (выявление проблемы, мотивация детей, формулировка цели; волеизъявление детей);
2. Поисковый (поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, порядка действий);
3. Практический (реализация плана (использование различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих с одной стороны, разрешить проблему, с другой решить программные задачи;
4. Рефлексивно-корригирующий (выявление факта и путей разрешения проблемы, применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств детей).

Такая структура проведения занятия дает возможность каждому ребенку: а)Понять поставленную перед ним задачу, а также свою роль в ее решении; Почувствовать себя субъектом деятельности, имеющим собственную цель и мотивационный компонент; б) Спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и путь, ведущий к нему; в) Пополнить багаж знаний, накопить свой личный опыт; г) Прочувствовать ситуацию успеха и осознать свою значимость.

Начиная со средней группы, я применяю мнемотехнику в организации НОД. Использовать мнемосхемы и мнемотаблицы в работе с детьми довольно интересно. Сначала детям было трудно разобраться в рисунках – схемах, но потом они поняли, что эти рисунки прекрасные помощники.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры ребенок познает мир, накапливает личный опыт, игра – это образ жизни ребенка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс. Где я выступаю в роли партнера, помощника, но никак не наставника.

Здоровье ребенка – сегодня главный приоритет Российского образования. Считаю необходимым условием плодотворной работы педагога обязательную смену видов деятельности детей. Ни одно занятие не обходится без физминуток, подвижных игр. На общее физическое развитие ребенка направлены ежедневное проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна, закаливающие процедуры (с согласия родителей), профилактика плоскостопия (босохождение, хождение по ребристой дорожке), релаксации (с использованием классической музыки), аромотерапии, гимнастики для глаз, мимической разминки.

Порой, переходя к чему-то новому, мы отметаем все старое, я считаю такой подход ошибочным. Педагог должен уметь синтезировать все лучшее, что было раньше с инновациями. Методы используемые мной: Наглядные – рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, демонстрация развивающих фильмов, слайдовых презентаций; Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность; Словесные – рассказ, чтение, вопросы, ситуативные беседы, использование художественного слова.

В работе с детьми использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, игры-путешествия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, творческая мастерская, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Особое предпочтение отдаю продуктивным видам деятельности. Используя групповую, индивидуальную и работу малыми группами. Это может быть и проектный метод (проекты «Огород круглый год», «Моя семья», «Опасности, которые нас окружают» и др.), и работа в «Творческой мастерской» (изготовление подарков родителям, Мастерская Деда Мороза, подготовка к выставкам, конкурсам).

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в конкурсном движении районного и областного уровня, многократно занимали призовые места. В 2015 году мы приняли участие в конкурсе «Безопасность и Я», семь моих воспитанников были награждены дипломами и призами из рук Министра труда и занятости Оренбургской области.

Родители не гости, а равноправные участники образовательного процесса.

Работа с родителями, это тот фундамент, на который я смело, могу опереться.

Консультации, беседы, родительские собрания, работа над реализацией проектов, мероприятия с участием родителей – вся эта работа ведется ежедневно и прописана в календарном плане. Все мы – дети, родители и воспитатель, одна большая и дружная семья. У нас много общих дел, ни одной минуты потерянного времени, скучать нам некогда, так мы и живем!

Название: Самоанализ воспитателя. Опыт работы “Мой подход к работе с детьми”.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад «Дарование»
Месторасположение: село Ташла, Ташлинский район, Оренбургская область

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя высшей категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 139 «Облачко» г.о. Тольятти Гущеваровой Татьяны Павловны.

Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий за период с 2008-2013 уч. год. Высшая квалификационная категория по должности «воспитатель» присвоена 25 декабря 2008года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 «Облачко» г.о. Тольятти, впервые встретил дошколят в 1988году. С тех пор стал теплым, гостеприимным и родным для многих дошколят и их родителей. В нем созданы все условия, чтобы сделать время пребывания в дошкольном учреждении не только комфортным, но и максимально полезным с точки зрения обучения и воспитания. МБУ осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.

В основу работы нашего дошкольного учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психологического. Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь образовательной: «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой 2009г.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой (2011г.),

Парциальные программы и педагогические технологии с учетом ФГТ, по которым я работаю:

Технология «Метод проектов» Д. Дьюи, У. Кильпатрик, С. Шацкий

Программа «Наша привычка – быть здоровыми!» Л. В. Видяпиной, Т. Р. Грошевой (2008г.)

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Москва, (с. 2008г.)

И. М. Новикова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников Москва (2009 г.)

В.В Гербова «Занятия по развитию речи» Москва, (2009г.)

Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» Москва, (2008г.)

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Москва, (2009г.)

И.А. Лыков «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва, (2009г.)

Я работаю с детьми больше тридцати лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и физического развития воспитанника, формируется личность.

В 2012 году я была награждена почетной грамотой Министерства образования науки Российской Федерации за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей.

Мои задачи тесно связаны с задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанника.

Цель – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

В своей работе с детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а так же с семьями воспитанников.

1. Технология « метод проектов»

3. Художественно – творческого развития.

4. Информационно - коммуникативные технологии.

Динамично развивается система образования и предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

И требует непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции самообразования. Организуются курсы для повышения квалификации. В этом году я прошла обучение по всем трем блокам. По именному образовательному чеку по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» и выполнила итоговую работу проект по теме: «Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГТ».

В апреле этого же года прошла вариативный учебный блок по программе: «Организация проектной деятельности в ДОУ». Выполнила работу по теме: Разработка плана детского проекта «Азбука дорожного движения» для старшего возраста. Организованные СИПКРО.

В марте прошла вариативный учебный блок в МАОУДПОС ЦИТ по программе «Проектная деятельность в информационной образовательной среде двадцать первого века» выполнила итоговый проект по теме «Транспорт».

В ноябре 2010 года я была слушателем Научно - практического семинара «Технология Метод проекта и художественно - творческого развития как способ формирования ключевых компетентностей дошкольников» на базе МДОУ № 69 «Веточка»

1. Полноценно решать задачи воспитательно- образовательного процесса помогают мне разные виды НОД с использованием традиционных и развивающих методов и приемов.

В непосредственно образовательной деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников:

Метод проблемно – поисковый (преднамеренно создаю проблемные ситуации)

Исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового. Являюсь партнером для ребенка в НОД.

Метод экспериментирования - любознательность детей, стремление к эксперименту.

«Метод проектов » самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

В октябре 2013 уч.г. на базе нашего детского сада проходил семинар «Психолого – педагогическая поддержка позитивной социализации детей дошкольного возраста». Совместно с психологом изготовила материал для родительского уголка.

Совместно с воспитанниками были разработаны:

Игровой проект по теме: «Мои игрушки»

Практико – ориентированные на тему: «Где живут витамины», «Транспорт»

Индивидуальный – « Я и моя семья»

Творческие: «Мои друзья», «Зоопарк»

Информационно – практический: «Азбука дорожного движения», разработала для практической части педагогического совета.

«Новогодние игрушки». В рамках проекта приняли участие в городском конкурсе «Веселое Новогодье 2012». Один из участников Максим Худолей, стал победителем.

В этом же году (2012) вместе с детьми организовала участие в городском конкурсе проектов «Город сад». Было интересно, были и трудности в выборе материала. Дети вместе с родителями делали макеты, эскизы, оформляли площадку с помощью шин. Результаты превзошли все ожидания: преобразили территорию участка, получили удовлетворение от проделанной работы, заняли 2 место. В мае 2013 года принимала участие в защите проекта. «Зоопарк» получился прекрасным и радовал все лето детей и родителей.

В ходе реализации проекта у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Метод проектов способствовал развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной. В формировании технологической компетентности высокий уровень с 8% вырос до 32%.

Хорошая динамика отмечается в формировании социально-коммуникативной компетентности – количество детей с низким уровнем с 28% в начале года снизился до 8% к концу года. Большинство детей умеют вести диалог со взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. 68% могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, 24% осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.

2. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии способствуют:

Формированию представления о здоровом образе жизни;

Совершенствовать двигательные навыки детей;

воспитывают у детей потребность в движении;

потребность в самосовершенствовании;

Формируют представление о здоровом образе жизни;

формируют представление о своем теле.

«Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Развивать его двигательные умения – развивать ум, слух, внимание». Для этого созданы оптимальные условия.

В январе 2009 году подготовила и провела открытое мероприятие «Путешествие в страну здоровья» к педсовету по теме « Укрепление здоровья и снижения заболеваемости

В 2012 - 2013уч. году была слушателем курсов «Организация формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом ФГТ». Курсы помогли выделить проблемы в формировании на эту тему в разработке и реализации образовательного раздела программы «Будем здоровы!».

Мною разработаны перспективные планы по блокам: программы «Будем здоровы» для подготовительной группы. Перспективные планы работы с родителями по здоровому образу жизни - 2011г. Использую эти блоки: Неболейка», «Азбука движений», «Познаю себя», «Здоровье и безопасность», «Я и другие люди» в своей работе. Программа охватывают все аспекты здоровьесбережения детей: физическое, психологическое, социальное здоровье и мотивацию к внедрению здорового образа жизни. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, мною были разработаны ряд мероприятий: спортивные праздники с родителями и детьми, консультации, конкурсы, наглядная агитация, встреча с мед. персоналом, практикумы - для формирования у родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья и здоровья своих детей. В 2010 году приняли участие в городском конкурсе «Семейные старты», заняли первое место. С воспитанниками принимаю активное участие в проведении «Недели здоровья». Дети участвуют в соревнованиях «Веселые старты», соревнуются с детьми другой группы того же возраста, готовим стенгазеты «Быть здоровым – здорово», « Мама, папа я – спортивная семья». Ежегодно принимаю с детьми участие в городском конкурсе «Зеленый огонек». Дети очень полюбили праздники здоровья.

« Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно». Использую разнообразные средства повышения детской активности детей по физической культуре и в самостоятельной деятельности. Мое утро в детском саду начинается с зарядки на свежем воздухе, получая бодрый заряд на весь день. Соблюдаются режимные моменты, физминутки, гимнастика для глаз, для пальцев рук, дыхательная гимнастика, гимнастика побудка, закаливающие процедуры, реалаксация, прогулки. Способствуют закаливанию детского организма и снижению заболеваемости.

Мною были разработаны планы НОД по теме: «Здоровье», «Если хочешь быть здоровым, закаляйся!» В 2009г. показывала данное занятие на Неделе педагогического мастерства для молодых педагогов.

Разработала с детьми проект на тему: «Где живут витамины» ко дню открытых дверей провели презентацию этого проекта, на родительском собрании. Родители принимали активное участие – приготовили витаминные салаты. Эффективность применения здоровьесберегающих технологий способствует формированию положительной динамики развития физической выносливости и укрепления здоровья детей.

3. С помощью технологии художественно-творческого развития (Авторы:Т.С. Комарова, А.В.Антонова, Л.В.Куцакова, М.Б. Зацепина) я решаю целый комплекс задач:

Побудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

Приобщение детей к миру искусства, знакомство со средствами выразительной живописи;

Развивать технологию развития художественно - творческих способностей в процессе усвоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности;

Формировать технические умения и навыки в работе с художественными средствами.

В своей работе использую нетрадиционные техники (по – сырому, кляксография, набрызг, рисование капельками, рисование точками и др.) Технологию эксперементирования - с нетрадиционными техниками.

Вариативность – использование нескольких техник сразу.

Творческая активность – создание условий поиска в подборе нетрадиционной техники.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей. Я считаю, можно обогатить техническую сторону детского рисования, используя разнообразие способов работы уже с известным материалами, как гуашь, акварель – это растяжка цвета, рисование по – сырому, вливание цвета в цвет, техника раздельного мазка, ит.д.) Поиск содержательных форм, методов способствует развитию художественно – творческих способностей у дошкольников в процессе детского творчества.

Одна из задач научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять интересные художественные, изобразительные решения. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности детей; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Художественное творчество доставляет детям радость, создает положительный настрой.

В 2009г. была слушателем семинара по проблеме «Современные подходы к организации детской художественной деятельности в ДОУ». Мастер класс Котляковой Т.А. к.п.н., доцент УлГПУ «Авторская классификация разнообразных способов рисования животных с дошкольниками».

Курсы были очень интересные и познавательные. Я узнала много новых способов и технологий, для развития детского творчества, которые использую в своей работе с детьми в разных видах деятельности.

Мои воспитанники постоянно участвуют в выставках в нашем детском саду:

«Щедрая осень»,

«Мой любимый воспитатель»,

«Быть здоровым – здорово»,

«Красный, желтый, зеленый»,

«Загадочный космос»,

«Перелетные птицы»,

«Наша армия сильна!»,

«День победы», «Наши мамы».

Я веду кружок «Юный художник». Мною создана «Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно – эстетической направленности детей (5-7лет) «Какого цвета мир?» Программа направлена на формирование эстетических чувств и эмоций, развитие творческих способностей детей, умение смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру через творчество.

Участие в кружке помогает детям реализовать свои творческие возможности, раскрыться как личности, обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей, как для способных детей, так и с особыми возможностями здоровья. Кроме того, с помощью изобразительной деятельности решались задачи профилактики дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи. Мною были разработаны планы по изодеятельности в старшей и подготовительной группе по профилактике дисграфии и дислексии, которые вошли в опубликованный сборник «Программа коррекционно – педагогической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» авторы: В.Н.Атрощенко, ВГ. Арапова, М.Л. Чеботаева, С.А. Костицына, И.В. Исакова.

Мои дети принимают ежегодно участие во многих творческих конкурсах регионального и городского значения :

« Солнечный круг»- областной конкурс

«В лесу родилось…» - областной конкурс

«Елочка живи»- городской конкурс

«Палитра» - городской конкурс

«Лес – бесценный дар природы»- городской конкурс

«Живая нить традиций»- городской конкурс

«Что такое – доброта» - федеральный конкурс

«Сказки дедушки Корнея Чуковского» - федеральный конкурс

«Экология и космос» - областной конкурс

«Подарок для ветерана» и т.д.

Многие воспитанники становились дипломантами городских и областных выставок, конкурсов.(См. таблица №3).

Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества: коммуникативность, социальные навыки, познавательные способности. Научились сочувствовать, переживать, радоваться за себя и других, стали более внимательными, доброжелательными. Дети научились оценивать свои работы, работы сверстников, бережно относиться к своему труду. В свободной творческой деятельности дети используют разные способы и технологии.

Взаимодействие детского сада и семьи считаю необходимым условием для полноценного развития воспитанников, обеспечивающим усиление компетентности родителей в области воспитания.

Ежегодно родители участвуют в конкурсах, предлагаемых мной:

Поделки из природного материала «Осенний калейдоскоп»

- «Мы кормушки смастерили», «Елочные игрушки»

Родители постоянно посещают открытые мероприятия, мастер-классы, проводимые мной: «Загадочный космос», праздник «Веселая ярмарка».

В работе с родителями я опираюсь на знания, полученные в ходе семинара - практикума «Пример партнерства ДОУ с родителями воспитанников как эффективный инструмент взаимодействий»(2013).

В 2013 году была слушателем городского семинара «Способы решения актуальных проблем дошкольного образования в условиях реализации ФГТ» (ведущая Доронова Т.Н., к.п.н.,)

4. В своей работе использую информационные технологии. которые неразрывно связано с научно техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, Информационные технологии прочно вошли в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений.

В марте прошла вариативный учебный блок в МАОУДПОС ЦИТ. Итоговой работой стала презентация проекта «Транспорт»

Интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Учебно - воспитательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства.

Я приняла участие в городском смотре-конкурсе архитектурно – дизайнерских проектов «Город сад» в мультимедийной презентации. Дети очень быстро освивают новые технологии.

В 2013 году приняла участие во Всероссийском интернет – конкурсе педагогического творчества - «Презентация проекта «Транспорт» План – конспект НОД «Защитники отечества». В этом же году весной, мои дети приняли участие в интернет конкурсе «Мечтай! Исследуй! Размышляй» - 2012 2013 «Мои животные»

Новые технологии помогают в оформлении различного материала: планов, конспектов, консультаций для родителей. Использую программу Microsoft Office Word. Excel

Для мультимедийных презентаций программу Microsoft Office Power Point.

Создала свой мини сайт на nsportal. ru «социальная сеть работников образования», личный блог, размещено мое портфолио и методические разработки.

Все работы подтверждаются Сертификатами.

«Планы по ФГТ конспект «Пришла весна, перелетные птицы» http//сайт/node/576629

Конспект НОД «Путешествие в страну здоровья»

Конспект «Если хочешь быть здоровым, закаляйся»

http://сайт/node/812432

Консультации для родителей:

«Сценарий праздника «Веселая ярмарка»http://сайт/node/858514

«Выставка детских рисунков»

Имею благодарность за активное участие в работе «социальной сети работников образования».

Практика моей педагогической деятельности и результаты диагностики показали успешность применения современных образовательных технологий.

дальнейшем планирую продолжить работу:

  1. Осуществление научного поиска по изучению и внедрению «активных методов обучения».
  2. Изучение методической литературы по социализации дошкольников.
  3. Разработать содержание взаимодействия детского сада с социокультурной средой, средства и методы, направленные на повышение уровня развития компетентностей дошкольников.

Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог - это высокий профессионализм, с хорошим знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.

Воспитатель - Гущеварова Татьяна Павловна


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Октябрьский детский сад «Светлячок»

Самоанализ

профессиональной деятельности

воспитателя

Поляковой Анастасии Валерьевны

П. Октябрьский, НСО. 2016 г.

Чтобы воспитывать другого,

мы должны воспитать, прежде всего, себя.
Николай Васильевич Гоголь

Я, Полякова Анастасия Валерьевна, работаю в дошкольном образовании с января 2013 года. Имею высшее педагогическое образование (в 2008 году окончила НГПУ, ИИГСО). В 2015 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации ФГОС» (НИПКиПРО).

Хотя я и получила педагогическое образование, себя в этой области не видела. Мне казалось, что это не моё, не хватит терпения, знания, сил. Сразу после окончания университета пробовала устроиться работать в детский сад, но после дня проведенного там, решила. Что не смогу. Сидела и смотрела, как воспитатель на тихом часе держит ребенка на коленках в приемной (за ним должны были прийти родители), укрыв его своим большим платком, что-то ему нашёптывает, рассказывает. Это было так естественно, спокойно. И я почувствовала, что нет во мне столько тепла и любви, показалось, что не смогу я дать это чужому ребенку!

Как ни странно, но полюбить чужих детей, почувствовать к ним притяжение помог мне собственный ребёнок!

Эта работа стала частью моей жизни, я знаю, что я хочу и могу многое дать детям, что они дают мне гораздо больше!

В современных условиях: внедрения ФГОС и модернизации образования, в первую очередь, необходимо перестроится педагогам. Заниматься самообразованием, использовать современные технологии, делиться опытом. Сегодня, можно сказать, педагоги являются первопроходцами. Для этого я создала свой мини-сайт (электронное портфолио) в «Социальной сети работников образования» (Приложение №1) . Где я делюсь своим опытом и наработками, черпаю опыт других (Приложение № 1.1) .

Так же я принимаю активное участие в жизни детского сада. Участвую в утренниках и развлечениях в других группах, выступала ведущей на развлечении для всех детей нашего сада (Приложение № 2).

Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик, таких как метод проектов, позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

С детьми я работаю 3.5 года. Как воспитатель я сталкивалась с такими задачами как: формирование личностных качеств ребенка, развитие внимания, памяти, речи, прививание навыков культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общения со сверстниками, обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанника.

Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. В ходе наблюдения за детьми, выяснилось, что у большинства детей не развито чувство сопереживания, уважения к живой природе. Плохо развиты взаимосвязи между природными явлениями. В то время как роль природы очень важна в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Поэтому, на первый план для меня вышла цель – приобщение дошкольников к природе через ознакомление с ней.

Для этого использовался метод проектов. Я разработала долгосрочный (ещё не завершенный) «Проект по приобщению к природе детей младшего дошкольного возраста «Времена года» (Приложение № 3) .

Целью проекта является становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного, эстетического отношения к окружающей среде. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Показать детям многообразие и красоту природы;

Формировать познавательную активность детей;

Формировать положительное, эстетическое отношение к природе;

Обогащать словарный запас.

Ожидаемый результат:

- Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общение с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру.

Развитие у детей наблюдательности и познавательного интереса.

Развитие воображения, эстетического отношения к природе.

Продуктом проектной деятельности являются (будут являться) выставки детских рисунков, выставки совместных с родителями поделок, праздники и развлечения.

В рамках проекта мною были проведены различные занятия по ознакомлению с окружающим миром (Приложение № 4) , занятия по художественно-эстетическому развитию (Приложение № 5) . Вместе с детьми я принимала участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Краски Осени» (Приложение № 6) . Так же я провела весеннее развлечение «Гори, гори ясно!» (Приложение № 7).

На прогулках я постоянно обращаю внимание на сезонные изменения в природе, на изменения в погоде, на красоту окружающего мира. Постоянно беседую с детьми об этом. У детей появляется интерес к природе, любознательность. Они стремятся к новым открытиям, к простейшему экспериментированию. Я провожу с ними простейшие опыты со снегом, водой, песком, различными природными материалами (Приложение № 8) .

Так же в ходе наблюдения за детьми, было замечено, что ещё одной проблемой является речевое развитие детей. За последние несколько лет дети стали намного хуже разговаривать. И, в последнее время, явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Поэтому в своей работе я, активно использую пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения, физкультурные минутки, которые всегда связанны с темой периода. Постоянно беседую с детьми, добиваясь от них развернутых ответов. Для этого мной были разработаны

  • «Картотека пальчиковых игр для детей от 3 до 7 лет»,
  • «Картотека ЛРУ»,
  • «Картотека речевых игр» (Приложение № 9).

Так же я изготовила и реставрировала сенсорные игры, такие как «Чудесный мешочек», «Волшебная доска». Родителями воспитанников были так же изготовлены сенсорные игры (Приложение № 10).

Неотъемлемой частью речевого развития является приобщение ребёнка к литературе. Через чтение художественной литературы дети слышат красивую, грамматически правильную речь. Усваивают грамматические конструкции, пополняют словарный запас. К тому же литературные произведения помогают впитывать и переживать огромное количество впечатлений. Так постепенно формируются социально – ценностные ориентации детей, умение замечать общность настроения у человека и природы. Регулярное чтение художественной литературы учит ребенка понимать и любить прекрасное. Для этого мною были реставрированы и принесены книги из семейной библиотеки. Это огромная подборка детских книг, необходимых для чтения в детском саду (Приложение № 11).

В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Мною были расписаны стены группы (Приложение № 12). Оформлен «Центр науки и природы», где дети могут реализовать свой познавательно-исследовательский интерес. Уголок насыщен различными материалами, природными и не только (Приложение № 13).

Для формирования у детей эстетического отношения к природе оформила альбомы - «времена года», «Осенние пейзажи». Так же на стене нарисовала чудо-дерево, которое обновляется по сезону. Окна нашей группы всегда оформлены также по сезону. Зимой – это всегда красивые снежные пейзажи, весной – сосульки, огород! (Приложение № 14).

Важной частью моей работы также является работа с родителями. Для этого в приемной организован родительский уголок, где помещается не только информация организационного характера, но и различные консультации для родителей. Такие как

  • «Роль чтения в жизни ребенка»
  • «Воспитание сказкой»
  • «Как вести себя на природе» и пр. (Приложение № 15) .

Постоянно организуются выставки поделок такие как:

  • «Осень золотая»
  • «Зима волшебница»
  • «Весна красна!»
  • «Ах, лето!» (Приложение № 16).

Однако мы живем в 21 веке! И без информационно-компьютерных технологий (ИКТ) никуда! Многим родителям гораздо интереснее и проще можно донести информацию через интернет. Поэтому в социальной сети (ВКонтакте: https://vk.com/club108850678) мною была создана группа для общения с родителями. В данной группе родители узнают о жизни детей в детском саду. Как проходят прогулки, непосредственно-образовательная деятельность, свободная деятельность и пр. В форме фото и видеоотчета. К тому же, на стене группы, я периодически обновляю различные консультации для родителей, тексты песен, музыку к утренникам.

Но я использую ИКТ и в работе с детьми: видеофильмы, презентации, фотографии и иллюстрации (Приложение № 17). Современный ребёнок гораздо лучше воспринимает информацию «с экрана». В эру мобильных телефонов, планшетов, компьютеров очень сложно удивить печатными иллюстрациями.

В своей работе по приобщению детей к природе я использую следующую литературу:

  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  • От рождения до школы.. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - синтез, 2014.
  • Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика - синтез, 2010.

Для эффективности моей работы по выбранному направлению, провела диагностику экологических знаний детей (Приложение № 18) .

Подводя итоги моей работы, считаю, что мне удалось достичь поставленных задач. Дети стали внимательней относиться к природе, замечать сезонные изменения, изменения в погоде, характерные признаки времен года. У них появилась заинтересованность в наблюдениях за природными явлениями, активизировались творческие способности продуктивных видов деятельности. Дети стали лучше разговаривать, пополнили свой словарный запас. Научились выражать различные чувства радости, одобрения, удивления.

Моя перспективная цель – закончить и усовершенствовать долгосрочный «Проект по приобщению к природе детей младшего дошкольного возраста «Времена года». В рамках этого проекта организовать совместно с родителями экскурсию в лес.

Профессия воспитателя настолько трудна, насколько и интересна! Воспитатель всегда молод, потому, что он не прощался с детством. Это постоянная работа над собой, самообразование. Ведь прежде чем дать что-то детям ты должен пропустить это через себя! Воспитатель должен быть равноправным участником игры, радоваться и грустить вместе с детьми!

Детский сад, действительно другой мир – мир детей, детства, он живет своей жизнью, по своему режиму, отдельно от всего! Люди, проходящие мимо, видят лишь здание с табличкой, не подозревая, что оно живое!


САМОАНАЛИЗ

НА ПЕРВУЮ КАТЕГОРИЮ

Я, Лысак Татьяна Андреевна, 10.07.1971 года рождения, образование высшее. В 1990 году окончила Карасукское педагогическое училище по специальности дошкольное воспитание и присвоена квалификация воспитатель в дошкольных учреждениях. В 2011 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому: учитель начальных классов. Мой педагогический стаж 16 лет. В данном учреждении работаю с 1990 года. Стараюсь следить за педагогическими инновациями, для чего прохожу курсы повышения квалификации. Последние курсы прошла в 2014 году в Куйбышевском филиале ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по теме: «Проектирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» 72 часа. Курсы помогли выделить проблемы в постановке и решении образовательных задач. Я работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.С. Васильевой.

В рамках реализации требований ФГОС дошкольного образования, организую кружковую работу с воспитанниками, веду кружок «Очумелые ручки». Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. Тема моего самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста». Тему, считаю актуальной, так как тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Помимо этого можно сказать так, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Методика моей кружковой работы строится на коллективной творческой деятельности. Учитывая интересы воспитанников, способности и возрастные возможности я провожу кружковые мероприятия, которые расширяют кругозор детей, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Целью моей работы является создание условий для развития творческих способностей и развитие речевой активности моих воспитанников. Чтобы достичь определенных результатов я поставила перед собой следующие задачи: Для осуществления поставленных задач мной были выбраны следующие образовательные технологии:

С 2010 по 2015 годы я работала на старшей разновозрастной группе, которая соответствует всем требованием санитарных норм. Для того, чтобы достичь определенных результатов, мной в группе создана развивающая среда, стимулирующая самую разнообразную деятельность ребенка: центр математики, центр искусства, центр книги, центр строительства, центр игры, центр науки, центр развития речи, «Веселые пальчики» - развитие мелкой моторики. Основные цели организации центров: каждый ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность; ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития. Для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи. Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогает осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашем детском саду является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии использую во всех режимных моментах. Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю совместно с медицинским персоналом. В нашем детском саду созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья: соблюдения режима дня, прием детей на свежем воздухе, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, релаксация, пальчиковые игры, подвижные игры на свежем воздухе. Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить заболевание и количество часто болеющих детей.

Игровые технологии я использую для социального развития детей. Для этого важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности, провожу все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игр у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки и умения работать в коллективе. (Приложение 2) В дошкольном учреждение постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В своей работе я внедряю в практику технологию – метод проектов, что позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения. В своей работе использую разнообразие методов проектов: творческие проекты, информационные, краткосрочные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости в коллективе. Совместно со своими воспитанниками и их родителями были разработаны следующие проекты:

По итогам проектов проводились детско-родительские мероприятия, где родители и дети были активными участниками. Таким образом, применение элементов современных технологий помогают мне не только активизировать познавательный интерес детей, но и достичь хороших результатов обучения моих воспитанников. Родители мои первые помощники в организации развивающей среды, как в группе, так и на участке детского сада.

С сентября 2015 года работаю на младшей разновозрастной группе. В данный момент тема самообразования, над которой я работаю «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста». Мной в группе изготовлены сенсорные развивающие игрушки: «цветные колеса», «шнуровка», «сенсорный уголок». С детьми разучиваю сенсорно – двигательные игры, пальчиковые игры. Использование нестандартного оборудования позволило более быстрому и качественному развитию формы, цвета и мелкой моторики рук.

Воспитатель ______________________ \ Лысак Т.А.\