Основные средства и методы воспитания. Реферат - Средства воспитания в педагогике - файл n1.docx. Понятие о средствах воспитания

Понятие о методах и средствах воспитания

Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Метод воспитания - это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Следовательно, метод выводится в процессе осознания природы поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мыслительного анализа.

Являются ли примеры исследований хорошим учебным подходом для всех учащихся?

Следует признать, что стили и способы обучения варьируются от ученика к ученику. Наши тематические исследования преимущественно основаны на курсах; однако этот стиль работы может не подходить для всех. Некоторые ученики могут работать более эффективно в формальных и ограниченных по времени условиях, таких как экзамен, и хотя это, возможно, не лучший способ обучения, это тот, к которому они привыкли в школе. Один из способов решения этого вопроса в некоторых наших тематических исследованиях - это как курсовая, так и экзаменационная оценка по содержанию тематического исследования.

Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением понятий «методы воспитания» и «методы воздействия». Говоря о первом, многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: «Применил метод упражнения, когда организовал правильное поведение ребенка», или «Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения». Не отрицая правомерности сказанного, отметим, что сказанное относилось к методам воспитательного воздействия - отнюдь не к методам воспитания.

При условии сохранения баланса в стилях обучения в общем курсе студенты могут развить ряд навыков, и ни один студент не должен быть несправедливо обездоленным по сравнению с другим. Работа группы также не подходит для всех учащихся. Наши отзывы о групповой работе показали, что это представляет особую проблему для некоторых студентов.

Мне не нравится работать в команде, потому что всегда есть ленивые люди, которые не делают никакой работы, и если вы не хотите, чтобы это повлияло на вашу собственную марку, вы в конечном итоге все делаете. В ответ на эту обратную связь мы разработали способ решения проблемы неравномерной нагрузки. Мы проводили пилотные групповые занятия с преподавателем в одном из наших тематических исследований. Отзывы студентов были положительными, и мы чувствуем, что это стало частью способа помочь студентам.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Если нам известны факторы воспитания, то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности, он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценностную реакцию детей. Но, зная факторы формирования, педагог уже знает способы воспитания.

«Они позволили группе установить конкретные цели и определить роли каждого человека». «Хороший способ побудить людей на самом деле сделать какую-то работу, а не оставлять ее до последней минуты!». Оценка обучения студентов может быть проблематичной, но необходимой для обеспечения хорошего обучения. Некоторые предложения для оценки заключаются в следующем.

Д.; существует множество стандартных университетских версий этого типа анкеты. Такой подход может быть экономически эффективным для обработки данных и интерпретации результатов. Тем не менее, они ограничивают ответы учащихся на заранее определенные ответы. Анкета: они позволяют учащимся полностью объяснить свои взгляды и обосновать свои ответы. Однако для анализа и интерпретации результатов может потребоваться время. Мы склонны использовать этот подход, особенно с введением новых тематических исследований, поскольку мы чувствуем, что вопросы вызывают более личные и информативные ответы студентов.

Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

Если вы оцениваете конкретное тематическое исследование, часто лучше использовать сотрудника, который напрямую не участвует в тематическом исследовании, чтобы учащиеся не беспокоились о том, что отрицательная обратная связь может повлиять на их оценку.

Независимый оценщик: расширение вышеупомянутого пункта - использование независимого оценщика, который встречается со студентами. Например, у нас есть научный сотрудник, который отвечает за оценку, разработку и оценку наших тематических исследований. Наш помощник получил обратную связь, используя опросные листы и индивидуальные и малые групповые интервью.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана:

метод организации воспитывающей среды;

Отзывы как персонала, так и преподавателей выявили области для совершенствования нашего учебного курса. Некоторые из них будут в равной степени применяться к другим формам обучения, например, к проблемам, основанным на проблемах, учебным пособиям для небольших групп, проектной работе и т.д.

Тема групповой работы снова и снова появляется в отзывах студентов. Первоначально мы не предоставляли никакого официального обучения групповой работе и вскоре признали, что это была область, в которой нам нужно было обратиться. Мы разработали тематическое исследование для некоторых студентов уровня 1, которое включает в себя групповое обучение, включая обсуждение динамики группы, функционирования группы и групповых встреч.

метод организации воспитывающей деятельности, то есть, взаимодействия детей со средой;

метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни.

Перечисленные методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации жизни ребенка .

Как отмечалось ранее, мы также считаем, что формальные групповые занятия полезны для студентов, особенно для более длительных тематических исследований. Объяснение требований к тематическим исследованиям. Обратная связь показала, что студенты хотели бы получить более подробную информацию о том, что ожидается от них в тематических исследованиях, например. уровень независимых исследований и, более конкретно, достаточную информацию о том, как писать отчеты, давать презентации и разрабатывать и представлять плакаты.

Это особенно важно в начале курса, так как для многих студентов это может быть совсем другая форма обучения тому, к чему они привыкли в школе. Теперь мы составили советы и предложения для студентов в этих областях, которые станут частью нашего веб-сайта поддержки конкретных примеров.

Однако от методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Глубина обучения. При изучении использования ресурсов студентами мы обнаружили, что многие из исследований, основанных на исследованиях, привели студентов к извлечению всей информации из Интернета. Хотя это ценный ресурс, мы чувствуем, что он может часто приводить к только поверхностному обучению. Мы обнаружили, что одним из способов решения этой проблемы является указание студентам, что мы ожидаем критического анализа в своей работе. Включение практического компонента также является полезным способом достижения более глубокого изучения.

Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода, убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания .

Обеспечение прогресса в развитии навыков обучения при использовании серии тематических исследований важно, а не повторение одних и тех же навыков. Мы обнаружили, что некоторые студенты провели довольно много времени, проводя независимые исследования, но чувствовали, что они не получили достаточного кредита. Требуется более подробное руководство относительно того, как были распределены метки.

Семинар «Методы, средства, формы воспитания»

Добавлена ​​рабочая нагрузка, то есть не заменяется достаточным другим обучением. В некоторых случаях, когда мы заменили существующее преподавание на тематические исследования, мы обнаружили, что студенты на самом деле тратят больше времени на изучение примера, чем они бы потратили на первоначальный способ обучения. Несмотря на то, что мы с оптимизмом смотрим на эту преданность этой теме, мы понимаем, что важно не перегружать студентов работой по изучению конкретных ситуаций, которые могут поставить под угрозу возможность выполнения заданий в параллельных модулях.

Основные методы и средства воспитания

Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса, к ним были отнесены следующие основные методы и средства воспитания:

Убеждение. Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с понимаем ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.

Приложение - Примеры примеров

Студенты назначаются группам 4-6 для сеанса. Каждой группе представлен пакет информации о шоколаде и набор вопросов для ответа. Слишком много информации для всех, чтобы читать все, поэтому учащимся необходимо устанавливать приоритеты и распределять задачи, чтобы гарантировать, что все исследования будут завершены вовремя. Группы также должны предоставить 5-минутную презентацию для занятия по данной теме, различной для каждой группы. Поэтому ученики должны делиться своими результатами с чтением и связывать информацию с их знаниями из других лекций.

Указывая на сущность этого метода, известный педагог Н.И. Болдырев писал, что убеждение - это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение - глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отношения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличать убеждение как метод, как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.

Конечным компонентом исследования является тестирование вкуса различных образцов шоколада, чтобы проиллюстрировать роль композиции, размер частиц и т.д. этот элемент предназначен для того, чтобы быть интересным и информативным, студенты особенно любят попробовать американский шоколад, который почти повсеместно не нравится, и определяют, какие различия отличаются от вкуса по сравнению с разными английскими типами шоколада.

Формы, методы и средства воспитания

Есть два запланированных сеанса, первый используется для определения того, как и почему произошло бедствие. Студентам предлагается решать вопросы по мере их возникновения и участвовать в обсуждении в классе. В конце сеанса учащимся предлагается самостоятельно исследовать тему, чтобы получить более полное представление о тематическом исследовании. Следующая сессия включает в себя три мини-лекции технических экспертов, которые охватывают политическую историю программы, влияние на общество учителя в космической программе и техническую причину катастрофы.

Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность, так или иначе, сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств.

Это примерно десять минут, и после каждой презентации студенты должны взять интервью у экспертов, чтобы узнать дополнительную информацию. Студенты будут осведомлены об этом на предыдущей сессии, поэтому у вас будет возможность подготовить вопросы. Примеры статей из «Материала мира» представлены в качестве руководящих принципов для требуемого технического уровня и формата отчета. Студенты назначаются группам 5-6 и исследуют ряд компонентов: рамы, спицы и диски. Он начинается с вступительной лекции, где учащиеся информируются по этой теме, и задаются цели тематического исследования.

Существенное значение имеют те конкретные средства, которые используются в процессе применения метода убеждения. К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Об использовании этих средств воспитания и их методике более подробно будет идти речь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физического воспитания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждения способствуют развитию сознательности учащихся и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистический характер.

Классификация методов воспитания

Структура работы по тематическому исследованию также объясняется студентам с точки зрения практических и групповых занятий. При разработке тематического исследования было ясно, что для всех студентов нецелесообразно присутствовать на всех экспериментальных сессиях. Чтобы решить эту проблему, учащимся сообщают, что каждая экспериментальная сессия ограничена двумя членами каждой группы, и для каждой сессии требуются разные пары. Это гарантирует, что все учащиеся посещают как минимум одну практическую сессию.

Положительный пример. Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.

Затем каждая группа имеет доступ к полному набору экспериментальных данных, но это зависит от хорошего управления группой и общения. Две официальные групповые сессии запланированы на две недели, которые следуют за практической неделей. Каждая группа встречается с ассистентами лектора и аспирантов в течение десяти минут, чтобы дать пятиминутную презентацию и представить одностраничное резюме деятельности и планов на будущее. Если член группы не участвует, они теряют отметки. Целями групповых занятий являются.

Чтобы назначить встречи с аспирантами для ответа на конкретные технические вопросы. Предоставить группе возможность встретиться и подробно описать мероприятия на следующей неделе.

  • Для обеспечения прогресса.
  • Обеспечить эгалитарную работу групп.
Ожидается, что студенты будут проводить независимые исследования по этой теме в сочетании с их экспериментальными данными. В течение последних недель студенты обращаются к своим целям тематических исследований, передавая их групповой отчет и давая представление.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоите использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе под собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Этот механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

Упражнение (приучение). Под этим методом понимается многократное повторения действий и поступков, учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой. Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образования навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л. Рубинштейн писал, что проблема формирования характера и свойств личности должна «сосредоточиться… на… проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения».

Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применяются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей.

Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся обусловливает большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).

Важно не только то, что этот метод охватывает все стороны развития растущей личности. Главное заключается в том, что без разумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добиться эффективности воспитания.

Педагогические основы организации упражнении (приучения) с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:

а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,

б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствующими знаниями (развитие сознания),

в) практический показ действия по решению поставленной задачи,

г) организация первоначального воспроизведения учащимися показанных действий (образцов поведения),

д) последующая тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,

е) предъявление требований к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений,

ж) напоминание и контроль за поведением.

К сожалению, до сих пор в практике воспитательной работы существует боязнь в применении метода упражнений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, если они беспорядочно направляются к гардеробу, опаздывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требования, но главным образом организация специальных упражнений, нравственная тренировка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью учащихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.

Одобрение и осуждение. В процессе воспитания применяются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е гг. отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, например, обосновывать П.П. Блонский. Он считал, что меры осуждения вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Использование же различных наказаний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основными средствами воздействия на детей и забывать о других воспитательных мерах. С позиций отрицания педагогической целесообразности поощрений и наказаний выступал С.Т. Шацкий.

Эту точку зрения не разделял А.П. Пинкевич. Он считал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыскания, побуждающие ребят быть более требовательными к своему поведению. «От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа - такова дистанция в применении наказаний». Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П. Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно отвергал их.

Одним из первых, кто стал критически оценивать существующее в теоретической педагогике негативное отношение к наказаниям, был А. С Макаренко. Обосновывая правомерность наказаний как одного из методов воспитания, он указывал на то, что они помогают «оформиться крепкому человеческому характеру», способствуют повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают «уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание нате внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Вес это заставляет более детально обдумывать свое поведение и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, связанные с нарушением порядка и дисциплины. Следовательно, смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание и чувства, критическое отношение к своему поведению и более требовательное отношение к себе.

Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в применении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками, которые являются своеобразными средствами одобрения.

Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласованию с районным отделом образования и. наконец, направление в школу для трудновоспитуемых.

Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С. Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать к осуждению поступков тех или иных учащихся.

Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно - здесь вполне можно ограничиться разъяснительной беседой или же простым упреком. Особенно внимательно следует, относится к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. В таких случаях меры осуждения могут спровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки: уход с уроков, из дома и т.д. В подходе к подобным учащимся нужно проявлять особую осторожность и очень тактично анализировать допускаемые ими нарушения правил поведения.

Признавая правомерность одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педагогического значения. Их неправильное или слишком широкое пользование может обернуться отрицательными последствия. Именно поэтому их относят к вспомогательным методам воспитания, которые применяются главным образом для коррекции поведения.

Требование и контроль за поведением. Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения установленных норм и правил поведения. Например, чрезмерное увлечение отдельными играми может создавать помехи в учении, дружба с недисциплинированными сверстниками - вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспитании встречается немало. Вот почему, наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрением и осуждением, возникает необходимость в применении таких методов воспитания, как предъявление требований, осуществление контроля за поведением учащихся.

Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам, или действиям, направленным на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его. Естественно, что его эффективность определяющим образом зависит от благожелательных отношений между учащимися и учителями, от педагогического такта и чуткости последних.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнения предъявляемых заданий или требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

Переключение на другие виды деятельности. Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательного воздействия метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.

Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика, и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание ученика на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осознанию допущенных ошибок. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушанием.

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегда нужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что «никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний». Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.

Список используемой литературы

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред..И. Пидкасистого. - М.: «Педагогическое общество России», 2000. - 640 стр.

2. Харламов И.В. / Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Гардарики», 2000. - 519 стр.

3. Подласый И.П. / Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Просвещение», 1996. - 432 стр.

Воспитание осуществляется с помощью системы способов (форм и методов), которые используются с целью создания условий для станов­ления и творческого самосовершенствования личности, развития ком­муникативных способностей, социальной активности и зрелости, нацио­нального самосознания, гуманистической направленности личности.

В широком понимании форма - способ организации, а метод-спо­соб достижения результатов деятельности. Формы воспитания служат для внешнего выражения содержания воспитания, способов организации и взаимосвязи его отдельных элементов.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита­ния, которые имеют свою специфику. Так, массовые формы работы ха­рактеризуются эпизодичностью проведения воспитательных меропри­ятий и значительным количеством их участников (конференции, тема­тические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.). Групповые формы воспитательной работы отличаются продол­жительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллек­тивные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т. д.). Индивидуальная воспитатель­ная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в са­мовоспитание.

Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организационных форм.

Понятия “ форма воспитания” и “метод воспитания” близки по значе­нию. Часто одни и те же способы воспитательного воздействия могут рассматриваться и как форма, и как метод (например, беседа).

А. Макаренко, утверждая гуманистическую направленность методов воспитания, отмечал, что метод воспитания - это инструмент прикос­новения к личности. Ю. Бабанский назначение методов воспитания ви­дел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач.

Методы воспитания имеют приемы (совокупности конкретных дей­ствий в структуре метода), среди которых выделяют созидающие (похва­ла, просьба, доверие и др.) и тормозящие (намек, недоверие, осуждение и др.).

Современные педагоги выделяют несколько групп методов, положив в их основу целостную структуру деятельности, которая включает осоз­нание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятель­ности, контроль и анализ результатов.

К I группе относятся методы формирования сознания личности. В их основе лежит слово педагога, по словам В. Сухомлинского - тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мас­терство. В этой группе выделяют убеждение (воздействие на сознание, чувства, волю личности), основными формами развития которого явля­ются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др., а также лич­ный пример - целенаправленное и систематическое воздействие пре­подавателя на студентов силой личного примера, а также всеми вида­ми положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни.

Во II группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются умения, вырабатываются привычки, навыки, создаются условия для формиро­вания положительных внутриколлективных взаимоотношений, приви­ваются элементы морального этикета.

К ним относятся:

1) педагогические требования: прямое (характеризуется такими признаками, как инструктивность, решительность, и проявляется в виде указаний, возможно, приказа) и опосредованное (опира­ется на сформированность у воспитанников цели, убеждений и проявляется в виде просьбы, совета, намека и др.);

2) общественное мнение коллектива;

3) метод приучения - организация планомерного и регулярного вы­полнения воспитанниками определенных действий с целью их пе­рехода в формы общественного поведения;

4) создание воспитывающих ситуаций (специально созданных педа­гогических условий).

В III группу входят методы стимулирования деятельности и поведе­ния. К ним относятся методы поощрения, осуждения.

IV группа охватывает методы контроля и самоконтроля, самооцен­ки деятельности и поведения. Владея системой методов воспитания, пе­дагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые, по его мнению, будут самими рациональными.

Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод - тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: “Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыс­лью и страстью педагога метод остается мертвой схемой”.

Однако методы воспитания нельзя выбирать произвольно. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, ме­тод воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Это означает, что выбор мето­дов подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспи­тания, конкретная педагогическая задача и условия.

Значительное место в воспитательном процессе занимает коллектив. Реализация достижений лучших студентов и студенческих групп в по­вышении качества учебного труда позволяет использовать ряд методов и приемов, которые могут благотворно влиять не только на развитие личности, но и коллектива в целом. Среди них, в частности, обществен­ное мнение коллектива - испытанное средство формирования по­ложительных качеств личности, одно из движущих сил воспитания мо­лодого специалиста.

Одной из наиболее продуктивных форм воспитания в коллективе яв­ляется коллективное творческое дело (КТД), психология которого в пе­дагогической литературе известна как методика И. Иванова.

Коллективное творческое дело - это интегрированная форма воспи­тательной работы, основанная на творческой деятельности воспитанни­ков. Она предусматривает активное участие воспитуемых в планирова­нии, организации и проведении воспитательного мероприятия, а также анализе проведенной работы. Целью КТД является формирование това­рищеских отношений в коллективе, развитие взаимной помощи, форми­рование умений действовать сообща, учитывая интересы и желания то­варищей по группе, проявление активности и самостоятельности в при­нятии решений и их исполнении.

Коллективное творческое дело организуется, как правило, в шесть этапов:

1) предварительная работа воспитателя с коллективом: создание пер­спективы интересного и нужного дела;

2) коллективное планирование-создание микрогрупп для выработ­ки предложений, обсуждение их сначала в микрогруппах, а затем на общем собрании коллектива;

3) подготовка КТД-выбор совета дела для общего руководства под­готовительной работой, куда входят представители от каждой мик­рогруппы и старшие организаторы. Совет конкретизирует план ра­боты, осуществляет контроль за ходом подготовки и проведения дела, обмен опытом, регулирует действия участников;

4) этап проведения КТД, на котором реализуется намеченный план;

5) коллективное подведение итогов - обсуждение результатов КТД, выяснение положительного и отрицательного, пожелания на буду­щее;

6) этап последействия - размышления педагога об эффективности и целесообразности проведенного дела, анализ методических подхо­дов и решений.

Коллективные творческие дела могут быть разнообразными и вклю­чать в себя игры и развлечения.

Таким образом, использование различных форм и методов воспита­тельной работы обеспечивает потребности личности в творческой са­мореализации, получение дополнительных умений и навыков по инте­ресам, интеллектуальное и духовное развитие, подготовку ее к актив­ной профессиональной и общественной деятельности.